Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение молодежного лидерства'

Педагогическое сопровождение молодежного лидерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1700
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕРСКИЕ ФУНКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / LEADER'S POTENTIAL / LEADERSHIP / PEDAGOGIC MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович

Представлен авторский взгляд на педагогическое сопровождение молодежного лидерства, рассмотрены показатели готовности к выполнению лидерских функций, компоненты, задачи, условия и принципы сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors view on youth leadership pedagogic maintenance is presented, signs of readiness to executing leaders functions as well as components, aims, conditions and principles of maintenance are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение молодежного лидерства»

ЛИДЕРСКИИ И ОРГАНИЗАТОРСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

УДК 371.4

Рожков Михаил Иосифович

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

ipp@yspu.yar.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА

Представлен авторский взгляд на педагогическое сопровождение молодежного лидерства, рассмотрены показатели готовности к выполнению лидерских функций, компоненты, задачи, условия и принципы сопровождения.

Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, лидерские функции, педагогическое сопровождение.

В шестидесятые годы двадцатого века проблема педагогического сопровождения молодежного лидерства актуализировалась обществом в связи с теми изменениями, которые несла в себе «хрущевская оттепель».

Именно в это время оказались востребованными исследования Л.И Уманского и его учеников. Изучая организаторскую деятельность школьников, они создали в Курске и Костроме уникальные лагеря лидеров-старшеклассников, которые носили название «Комсорг». Впоследствии, опираясь на опыт этих лагерей, были созданы лагеря лидеров - учащихся профессиональных училищ в Курске «Товарищ», в Костроме «Комсорг ПТУ». Бесспорен большой вклад Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина в разработку теории и методики педагогического сопровождения лидерства, отраженный в их работах.

Проблема педагогического сопровождения молодежного лидерства не теряет своей актуальности и в современной России. Исследования данного феномена продолжено в рамках деятельности Ярославской и Костромской научных школ в трудах М.И. Рожкова, Т.Н. Сапожниковой, А.Н. Кузнецова, А.Г Кирпичника, А.И. Тимонина, Т.Л. Крюковой, А.Л. Уманского, О.С Щербининой и др.

Под педагогическим сопровождением молодежного лидерства мы понимаем процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности с группой молодежи с целью оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого молодого человека и создания условий, обеспечивающих таковую в тех ситуациях, в которых проявление имеющегося у юноши или девушки сочетания качеств будет максимально эффективным.

В число компонентов педагогического сопровождения молодежного лидерства входят:

- подготовка организаторов к обеспечению процесса сопровождения;

- формирование готовности к выполнению лидерских функций у молодых людей;

- конструирование поля лидерства;

- формирование рефлексивной позиции у молодого человека.

Формирование готовности к выполнению лидерских функций у молодых людей - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия, которые включают психологическую, теоретическую и практическую готовность.

Теоретическая готовность - это система знаний ребенка о проблеме лидерства, лидерском потенциале, условиях его реализации, личности и межличностных отношениях в группе, особенностях делового и межличностного общения, собственных возможностях, процессах принятия решений - индивидуальном и групповом, алгоритмах организаторской деятельности.

Практическая готовность - это система умений и навыков использования имеющихся знания в реальной деятельности, связанной с реализацией лидерского потенциала в различных ситуациях, их совокупности или случайных и неожиданных обстоятельствах.

Конструирование поля лидерства (А.Л. Уман-ский) - это совокупность разнообразных ситуаций, создаваемых организаторами, в которые включается молодой человек с целью реализации имеющегося у него лидерского потенциала

© Рожков М.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

147

или использование для этих целей ситуаций реальной жизнедеятельности.

Формирование рефлексивной позиции - это формирование осознанной, устойчивой системы отношений молодого человека к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.

Данные компоненты педагогического сопровождения молодежного лидерства являются инвариантными. Вариативные компоненты определяются в зависимости от особенностей молодежной группы, с которыми организуется работа: возраста, имеющихся у молодого человека поведенческих и эмоциональных проблем, особенностей детской категории, участвующей в работе, условий работы, возможностей специалистов, данную работу организующих.

Социально-педагогическое сопровождение детского лидерства базируется на следующих принципах.

Принцип персонофикации процесса социально-педагогического сопровождения. Процесс педагогического сопровождения молодежного лидерства ориентируется на конкретную личность молодого человека с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями.

Условиями реализации данного принципа являются:

- изучение потребностей, интересов, и способностей каждого конкретного лидера;

- выявление положительных качеств молодого человека и опора на них;

- создание благоприятного эмоционального фона субъектного взаимодействия молодых людей.

В практике организации педагогического сопровождения данный принцип конкретизируется в следующих правилах:

- изучение молодых людей, их индивидуальных характеристик должно носить мониторинговый характер;

- положительные качества, имеющиеся у молодого человека можно выявить только в условиях доверительного взаимодействия с ним;

- положительные эмоции способствуют мотивации молодого человека на совместную деятельность;

- развить творческие способности молодого человека можно в условиях окружающей его эвристической среды.

Принцип включенности молодых людей в социальные личностно значимые отношения. Каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему выполнение определенной системы действий, поведения. Включение молодых людей в отношения «лидер - ведомые» осуществляется через овладение определенными социальными ролями.

Включенность молодых людей в социальные личностно значимые отношения с позиции лидера способствует формированию у них качеств, необходимых для выполнения функций лидера.

Реализация принципа включенности молодых людей в социальные личностно значимые отношения предъявляет к организации этого процесса следующие требования:

- соответствие уровня социальных отношений, в которые включается молодой человек, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;

- создание реальных возможностей для включения молодых людей в дела, обеспечение гарантии выбора, вида и содержания лидерской и организаторской деятельности, свободы выбора средств ее осуществления;

- вовлечение всех молодых людей в различные виды социальной личностно значимой деятельности, способствующие реализации их лидерского потенциала;

- формирование связей молодых людей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;

- стимулирование разнообразной социальной личностно значимой деятельности детей.

Практической реализации принципа включенности детей в социальные личностно значимые отношения способствует соблюдение определенных условий, к числу которых могут быть отнесены следующие:

- осознание каждым молодым человеком социальной и личной значимости той деятельности, в которую он включается с позиции лидера;

- пропаганда основных областей развития личности, показ молодым людям образцов индивидуального саморазвития в результате освоения той или иной деятельности;

- обеспечение постоянной возможности для индивидуальной и коллективной деятельности молодых людей;

- своевременная и справедливая оценка результатов индивидуальной и коллективной дея-

тельности молодых людей;

- обогащение позитивного опыта включения молодых людей в реальные социальные личност-но значимые отношения;

- обогащение внутриколлективных и межличностных отношений;

- систематическое повышение социальной культуры молодого человека, экономическое, правовое, психолого-педагогическое его просвещение, обучение социальному поведению, культуре общения, организаторской деятельности;

- личный пример организатора, показывающий возможности самореализации лидера.

Принцип самореализации молодого человека в позиции лидера. Требования к реализации данного принципа таковы:

- осознание цели и значения реализации собственного лидерского потенциала для личного саморазвития;

- необходимость осознанности каждым молодым человеком своего «я»;

- формирование активного отношения молодого человека к миру и себе, его самосознания;

- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в реализации лидерского потенциала;

- видение конечного результата и промежуточных рубежей;

- последовательность, поэтапность решаемых задач;

- наличие цели - доступной, понятной, осознанной.

Осуществлению принципа самореализации способствует соблюдение следующих условий:

- осознание молодым человеком значимости для него и для общества той деятельности, в которую он включается;

- добровольность участия каждого в организуемой деятельности;

- стимулирование общественно значимой деятельности, способствующей самореализации;

- предоставление самостоятельности и доверие в процессе достижения поставленных задач.

Несмотря на вариативный характер сопровождения, определяемый особенностями различных молодежных групп и спецификой происходящих в них процессов, инвариантом сопровождения остается ориентация на формирование рефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их включения в те или иные виды деятельности, осуществляемые в различных ситуа-

циях и обеспечивающие возможность реализации имеющегося у молодого человека лидерского потенциала.

Лидерский потенциал - это совокупность задатков и способностей личности (коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, креативных), проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру.

Под реализацией лидерского потенциала понимается проявление лидерских способностей в деятельности и самоутверждение в позиции лидера на основе внешней оценки.

В качестве условий, обеспечивающих эффективность педагогического сопровождения молодежного лидерства, выступают:

- создание и подбор комплекса ситуаций от экстремальных до повседневных, в которых решаются задачи различного характера и разного уровня сложности;

- субъектное включение молодого человека в вариативное поле лидерства на основе полноправного авторства содержания данного поля;

- рефлексивное взаимодействие молодых людей на основе интереса к позиции других людей в процессе совместной деятельности;

- вербализация смысла совместных действий, своих действий и действий других членов группы, переживаний, связанных с решением задач, требующих решения в различных типах ситуаций.

Задачами социально-педагогического сопровождения лидерства являются:

- формирование самостоятельной личности, умеющей адекватно решать задачи любой сложности, возникающие в процессе ее жизнедеятельности в социальной реальности;

- воспитание толерантности во взаимоотношениях с другими людьми на основе умения контролировать свои эмоциональные проявления и адекватно выражать свои эмоциональные состояния в различных ситуациях;

- формирование волевых качеств личности и умений стрессоустойчивого поведения в ситуациях риска и действия неблагоприятных для человека факторов, вызывающих негативные процессы в его жизни;

- формирование умения адекватно оценивать происходящее, свое положение и действия других людей в той или иной ситуации;

- воспитание качеств личности, способствующих адаптации человека в различных условиях

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

149

и ситуациях жизнедеятельности и взаимодействию с другими людьми в различных группах;

- формирование умений оптимально, с максимальной результативностью при минимальных затратах физических и психических сил решать различные задачи, как неожиданные, так и традиционные;

- формирование установки на принятие роли лидера в критической ситуации на основе мобилизации волевых усилий в ситуации, которая явилась фрустрирующей для членов группы.

Главный компонент педагогического стимулирования лидерства - организация, моделирование деятельности, позволяющей проявиться лидерским тенденциям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Реальная деятельность всегда направлена на достижение конкретного результата, связана с необходимостью планировать свой труд и труд ведомых, она требует напряжения сил лидера, проявления его организаторских способностей.

Весьма эффективным способом конструирования поля лидерства является деловая игра. В последнее время различные виды деловых игр (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего рассматривают как одно из эффективных средств преодоления недостатков традиционного обучения, как первостепенное дидактическое нововведение, при этом весьма слабо используется воспитательный потенциал деловых игр. К характерным признакам деловых игр относят:

- наличие модели управляемой системы, единый игровой комплекс;

- наличие ролей;

- различие ролевых целей участников игры;

- взаимодействие ролей;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- многоальтернативность решений;

- наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;

- наличие управляемого эмоционального напряжения.

Создаваемое в ходе конструирования и функционирования игры игровое пространство одновременно создает и поле лидерства как свою составную часть. Только наличие всех составных элементов поля лидерства позволяет включить в игру всех участников, делает ее равно интересной для всех, активизирует рядовых участников, способствует проявлению и актуализации у них лидерского потенциала.

Социально-педагогическое сопровождение лидерства включает в себя подготовку лидеров-организаторов.

В этой подготовке необходимо выделить три главных структурных компонента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый компонент - информационный. Молодым людям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент - операционный. Он включает в себя формирование у молодых людей организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в смоделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время занятий, знакомящих молодых людей с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом - практическим - является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.