ЛИДЕРСКИИ И ОРГАНИЗАТОРСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
УДК 371.4
Рожков Михаил Иосифович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА
Представлен авторский взгляд на педагогическое сопровождение молодежного лидерства, рассмотрены показатели готовности к выполнению лидерских функций, компоненты, задачи, условия и принципы сопровождения.
Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, лидерские функции, педагогическое сопровождение.
В шестидесятые годы двадцатого века проблема педагогического сопровождения молодежного лидерства актуализировалась обществом в связи с теми изменениями, которые несла в себе «хрущевская оттепель».
Именно в это время оказались востребованными исследования Л.И Уманского и его учеников. Изучая организаторскую деятельность школьников, они создали в Курске и Костроме уникальные лагеря лидеров-старшеклассников, которые носили название «Комсорг». Впоследствии, опираясь на опыт этих лагерей, были созданы лагеря лидеров - учащихся профессиональных училищ в Курске «Товарищ», в Костроме «Комсорг ПТУ». Бесспорен большой вклад Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина в разработку теории и методики педагогического сопровождения лидерства, отраженный в их работах.
Проблема педагогического сопровождения молодежного лидерства не теряет своей актуальности и в современной России. Исследования данного феномена продолжено в рамках деятельности Ярославской и Костромской научных школ в трудах М.И. Рожкова, Т.Н. Сапожниковой, А.Н. Кузнецова, А.Г Кирпичника, А.И. Тимонина, Т.Л. Крюковой, А.Л. Уманского, О.С Щербининой и др.
Под педагогическим сопровождением молодежного лидерства мы понимаем процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности с группой молодежи с целью оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого молодого человека и создания условий, обеспечивающих таковую в тех ситуациях, в которых проявление имеющегося у юноши или девушки сочетания качеств будет максимально эффективным.
В число компонентов педагогического сопровождения молодежного лидерства входят:
- подготовка организаторов к обеспечению процесса сопровождения;
- формирование готовности к выполнению лидерских функций у молодых людей;
- конструирование поля лидерства;
- формирование рефлексивной позиции у молодого человека.
Формирование готовности к выполнению лидерских функций у молодых людей - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия, которые включают психологическую, теоретическую и практическую готовность.
Теоретическая готовность - это система знаний ребенка о проблеме лидерства, лидерском потенциале, условиях его реализации, личности и межличностных отношениях в группе, особенностях делового и межличностного общения, собственных возможностях, процессах принятия решений - индивидуальном и групповом, алгоритмах организаторской деятельности.
Практическая готовность - это система умений и навыков использования имеющихся знания в реальной деятельности, связанной с реализацией лидерского потенциала в различных ситуациях, их совокупности или случайных и неожиданных обстоятельствах.
Конструирование поля лидерства (А.Л. Уман-ский) - это совокупность разнообразных ситуаций, создаваемых организаторами, в которые включается молодой человек с целью реализации имеющегося у него лидерского потенциала
© Рожков М.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
147
или использование для этих целей ситуаций реальной жизнедеятельности.
Формирование рефлексивной позиции - это формирование осознанной, устойчивой системы отношений молодого человека к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.
Данные компоненты педагогического сопровождения молодежного лидерства являются инвариантными. Вариативные компоненты определяются в зависимости от особенностей молодежной группы, с которыми организуется работа: возраста, имеющихся у молодого человека поведенческих и эмоциональных проблем, особенностей детской категории, участвующей в работе, условий работы, возможностей специалистов, данную работу организующих.
Социально-педагогическое сопровождение детского лидерства базируется на следующих принципах.
Принцип персонофикации процесса социально-педагогического сопровождения. Процесс педагогического сопровождения молодежного лидерства ориентируется на конкретную личность молодого человека с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями.
Условиями реализации данного принципа являются:
- изучение потребностей, интересов, и способностей каждого конкретного лидера;
- выявление положительных качеств молодого человека и опора на них;
- создание благоприятного эмоционального фона субъектного взаимодействия молодых людей.
В практике организации педагогического сопровождения данный принцип конкретизируется в следующих правилах:
- изучение молодых людей, их индивидуальных характеристик должно носить мониторинговый характер;
- положительные качества, имеющиеся у молодого человека можно выявить только в условиях доверительного взаимодействия с ним;
- положительные эмоции способствуют мотивации молодого человека на совместную деятельность;
- развить творческие способности молодого человека можно в условиях окружающей его эвристической среды.
Принцип включенности молодых людей в социальные личностно значимые отношения. Каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему выполнение определенной системы действий, поведения. Включение молодых людей в отношения «лидер - ведомые» осуществляется через овладение определенными социальными ролями.
Включенность молодых людей в социальные личностно значимые отношения с позиции лидера способствует формированию у них качеств, необходимых для выполнения функций лидера.
Реализация принципа включенности молодых людей в социальные личностно значимые отношения предъявляет к организации этого процесса следующие требования:
- соответствие уровня социальных отношений, в которые включается молодой человек, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;
- создание реальных возможностей для включения молодых людей в дела, обеспечение гарантии выбора, вида и содержания лидерской и организаторской деятельности, свободы выбора средств ее осуществления;
- вовлечение всех молодых людей в различные виды социальной личностно значимой деятельности, способствующие реализации их лидерского потенциала;
- формирование связей молодых людей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;
- стимулирование разнообразной социальной личностно значимой деятельности детей.
Практической реализации принципа включенности детей в социальные личностно значимые отношения способствует соблюдение определенных условий, к числу которых могут быть отнесены следующие:
- осознание каждым молодым человеком социальной и личной значимости той деятельности, в которую он включается с позиции лидера;
- пропаганда основных областей развития личности, показ молодым людям образцов индивидуального саморазвития в результате освоения той или иной деятельности;
- обеспечение постоянной возможности для индивидуальной и коллективной деятельности молодых людей;
- своевременная и справедливая оценка результатов индивидуальной и коллективной дея-
тельности молодых людей;
- обогащение позитивного опыта включения молодых людей в реальные социальные личност-но значимые отношения;
- обогащение внутриколлективных и межличностных отношений;
- систематическое повышение социальной культуры молодого человека, экономическое, правовое, психолого-педагогическое его просвещение, обучение социальному поведению, культуре общения, организаторской деятельности;
- личный пример организатора, показывающий возможности самореализации лидера.
Принцип самореализации молодого человека в позиции лидера. Требования к реализации данного принципа таковы:
- осознание цели и значения реализации собственного лидерского потенциала для личного саморазвития;
- необходимость осознанности каждым молодым человеком своего «я»;
- формирование активного отношения молодого человека к миру и себе, его самосознания;
- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в реализации лидерского потенциала;
- видение конечного результата и промежуточных рубежей;
- последовательность, поэтапность решаемых задач;
- наличие цели - доступной, понятной, осознанной.
Осуществлению принципа самореализации способствует соблюдение следующих условий:
- осознание молодым человеком значимости для него и для общества той деятельности, в которую он включается;
- добровольность участия каждого в организуемой деятельности;
- стимулирование общественно значимой деятельности, способствующей самореализации;
- предоставление самостоятельности и доверие в процессе достижения поставленных задач.
Несмотря на вариативный характер сопровождения, определяемый особенностями различных молодежных групп и спецификой происходящих в них процессов, инвариантом сопровождения остается ориентация на формирование рефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их включения в те или иные виды деятельности, осуществляемые в различных ситуа-
циях и обеспечивающие возможность реализации имеющегося у молодого человека лидерского потенциала.
Лидерский потенциал - это совокупность задатков и способностей личности (коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, креативных), проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру.
Под реализацией лидерского потенциала понимается проявление лидерских способностей в деятельности и самоутверждение в позиции лидера на основе внешней оценки.
В качестве условий, обеспечивающих эффективность педагогического сопровождения молодежного лидерства, выступают:
- создание и подбор комплекса ситуаций от экстремальных до повседневных, в которых решаются задачи различного характера и разного уровня сложности;
- субъектное включение молодого человека в вариативное поле лидерства на основе полноправного авторства содержания данного поля;
- рефлексивное взаимодействие молодых людей на основе интереса к позиции других людей в процессе совместной деятельности;
- вербализация смысла совместных действий, своих действий и действий других членов группы, переживаний, связанных с решением задач, требующих решения в различных типах ситуаций.
Задачами социально-педагогического сопровождения лидерства являются:
- формирование самостоятельной личности, умеющей адекватно решать задачи любой сложности, возникающие в процессе ее жизнедеятельности в социальной реальности;
- воспитание толерантности во взаимоотношениях с другими людьми на основе умения контролировать свои эмоциональные проявления и адекватно выражать свои эмоциональные состояния в различных ситуациях;
- формирование волевых качеств личности и умений стрессоустойчивого поведения в ситуациях риска и действия неблагоприятных для человека факторов, вызывающих негативные процессы в его жизни;
- формирование умения адекватно оценивать происходящее, свое положение и действия других людей в той или иной ситуации;
- воспитание качеств личности, способствующих адаптации человека в различных условиях
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
149
и ситуациях жизнедеятельности и взаимодействию с другими людьми в различных группах;
- формирование умений оптимально, с максимальной результативностью при минимальных затратах физических и психических сил решать различные задачи, как неожиданные, так и традиционные;
- формирование установки на принятие роли лидера в критической ситуации на основе мобилизации волевых усилий в ситуации, которая явилась фрустрирующей для членов группы.
Главный компонент педагогического стимулирования лидерства - организация, моделирование деятельности, позволяющей проявиться лидерским тенденциям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Реальная деятельность всегда направлена на достижение конкретного результата, связана с необходимостью планировать свой труд и труд ведомых, она требует напряжения сил лидера, проявления его организаторских способностей.
Весьма эффективным способом конструирования поля лидерства является деловая игра. В последнее время различные виды деловых игр (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего рассматривают как одно из эффективных средств преодоления недостатков традиционного обучения, как первостепенное дидактическое нововведение, при этом весьма слабо используется воспитательный потенциал деловых игр. К характерным признакам деловых игр относят:
- наличие модели управляемой системы, единый игровой комплекс;
- наличие ролей;
- различие ролевых целей участников игры;
- взаимодействие ролей;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- многоальтернативность решений;
- наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
- наличие управляемого эмоционального напряжения.
Создаваемое в ходе конструирования и функционирования игры игровое пространство одновременно создает и поле лидерства как свою составную часть. Только наличие всех составных элементов поля лидерства позволяет включить в игру всех участников, делает ее равно интересной для всех, активизирует рядовых участников, способствует проявлению и актуализации у них лидерского потенциала.
Социально-педагогическое сопровождение лидерства включает в себя подготовку лидеров-организаторов.
В этой подготовке необходимо выделить три главных структурных компонента.
Первый компонент - информационный. Молодым людям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.
Второй компонент - операционный. Он включает в себя формирование у молодых людей организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в смоделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время занятий, знакомящих молодых людей с методами решения организаторских проблем.
Третьим компонентом - практическим - является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.