Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ / UNEVEN-AGE CHILDREN’S CREATIVE ASSOCIATIONS CREATED ACCORDING TO INTERESTS / ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / EDUCATION / SOCIAL EXPERIENCE / SOCIAL ROLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Морозова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательном процессе детского дома. К ним относятся коллективная творческая деятельность, реализация индивидуального подхода, организация разновозрастных творческих объединений, сформированный детский актив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Морозова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE AT ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

The paper deals with the pedagogical conditions providing efficiency of formation of social experience at orphan children and children without parental support in educational process of orphanage. Those are collective creative activity, realization of an individual approach, the organization of uneven-age children’s creative associations, as well as the created children's body of active functionaries.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ISSN 2110-3001 Рецензируемый, рсфврнрусмын иаучяый журнал «Вмтпик .ШУ Выпуск I (I Г>7> 201.'>

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 37.013.42 ББК 74.66 В 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологии и туризма. Адыгейского государственного университета; Е mail: begidovasn@maU.ru

И.Б. Морозова

Начальник управления дошкольного и общего образования Министерства образования Московской области; E-mail: morozovaiv58@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательном процессе детского дома. К ним относятся коллективная творческая деятельность, реализация индивидуального подхода, организация разновозрастных творческих объединений, сформированный детский актив.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитание, социальный опыт, социальные роли, разновозрастные творческие объединения по интересам.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department♦ Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begid о vasn@mail. ru

I V. Morozova

Head of Department of Preschool and General Education of the Ministry of Education of the Moscow Region; E mail; morj>gomivoS_@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF

SOCIAL EXPERIENCE AT ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Abstract. The paper deals with the pedagogical conditions providing efficiency of formation of social experience at orphan children and cliildren without parental support in educational process of orphanage. Those are collective creative activity, realization of an individual approach, the organization of uneven-age children's

- 17 -

creative associations, as well as the created children's body of active functionaries.

Keywords: orphan children and children without parental support, education, social experience, social roles, uneven-age children's creative associations created according to interests.

Социальный опыт подростка, а в нашем случае подростка-сироты, как педагогическое явление - важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях. Детский дом, в котором воспитательная работа организована в соответствии с современными требованиями, как мы предполагаем в нашем исследовании, является учреждением, содействующим формированию социального опыта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризующимся открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентирующимся на запросы и потребности ребенка и социума в целом. Важнейшими задачами воспитательного процесса детского дома являются обогащение сферы осваиваемых воспитанниками социальных ролей, оказание ему (воспитаннику) помощи в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации и приобретению воспитанниками лично апробированного социального опыта.

Эффективность педагогического процесса, направленного на решение конкретных задач обучения, воспитания и развития личности ребенка, обеспечивается созданием и реализацией комплекса педагогических условий. Любая деятельность личности актуализируется только в том случае, если для этого будут созданы специальные адекватные ситуации условия. Поэтому, чтобы обеспечить эффективность

формирования социального опыта у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует выявить комплекс таких педагогических условий, которые в наибольшей мере будут обеспечивать эффективность данного процесса.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность педагогических средств, от которых будет зависеть эффективность процесса формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях модернизированной воспитательной системы детского дома.

Для достижения эффективности поставленной в исследовании цели была определена система педагогических условий. К ним относятся:

- коллективная творческая деятельность, соответствующая индивидуальным интересам и потребностям воспитанника;

- реализация индивидуального подхода в воспитательном процессе детского дома;

— организация разновозрастных творческих объединений по интересам, обеспечивающих разноплановое межличностное общение и освоение социальных ролей;

— сформированность детского актива как основа разновозрастных связей и формы организации самоуправления.

Представляется, что успешное формирование социального опыта у детей-сирот будет достигнуто, если их воспитание и личностное развитие будут опираться на механизмы самоопределения в творчестве. Для реализации такой педагогической парадигмы необходимо изменить ценностно-смысловую направленность воспитания, чтобы приоритетом стал личностно ориентированный подход к воспитаннику, а

- 18 -

основополагающей задачей — обеспечение самоопределения на базе приоритета творческой самореализации в социально-поле зной, социально-ролевой, социально-бытовой и, естественно, творческой деятельности как главного слагаемого личностного роста. Поворот к такой парадигме произойдет, если будет создана отвечающая современным требованиям воспитательная система - гармоничный комплекс, синтезирующий усилия воспитателей, содержание, средства, формы и методы деятельности, межличностные отношения.

Одним из основополагающих принципов организации модернизированной воспитательной системы детского дома является творческий, преобразующий характер воспитания, обеспечение социальной, творческой ориентированности работы. Этому способствует сама атмосфера творческой деятельности, имеющая очевидный социализирующий характер. Первичный интерес, затем увлеченность, азарт, самоотдача, объединение с единомышленниками, лидерство в творчестве, а затем и в жизни в целом — таковы стадии личностного роста, проходимые детьми-сиротами в творческой деятельности.

Виды творческой деятельности, в которую вовлекаются воспитанники детских домов, выбираются не случайно, а исходя из того, что:

— во-первых, они должны отвечать ведущей деятельности того или иного возраста;

— во-вторых, учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка;

— в-третьих, должны трансформироваться и меняться в сторону усложнения форм и содержания деятельности и отношений по мере взросления и творческого роста воспитанников;

— в-четвертых, иметь социально значимый характер;

— в-пятых, реально оптимизировать воспитательный процесс для достижения поставленных целей.

Большое внимание необходимо уделять разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника в русле коллективной творческой деятельности, оказанию квалифицированной педагогической помощи и психологической поддержки педагогами-воспитателями.

Индивидуальный подход в нашем понимании не противостоит принципу коллективности — основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни детей-сирот в детском доме. Группа, коллектив ориентируют человека на общие цели и интересы, на формирование коллективного сознания, что не противоречит развитию его индивидуальности. Человек по своей природе — существо общественное. Только в обществе, в условиях коллективного бытия, он получает возможность проявлять и развивать свою индивидуальность. Тем более, когда речь идет о растущей личности. Поэтому и индивидуальный и коллективный подходы в равной мере важны для воспитания ребенка.

Коллективная творческая деятельность является высшим уровнем совместной деятельности людей. Она естественно возникает на почве общих интересов, решения общих творческих задач, общих достижений, рождая чувство солидарности у всех ее участников, катализирующее их трансформацию в субъектов творчества и становление коллектива, объединенного творчеством и живущего для него. Для развития в детских домах разновозрастных объединений по интересам воспитанников им должно быть предоставлено право на творческое самовыражение, свободный выбор оптимальных моделей организации воспитания, методов воспитания.

Коллективная творческая деятельность обеспечивает выход творческой энергии детей-сирот и воспитателей за рамки детского дома в

- 19 -

социум, что, несомненно, влияет на формирование социального опыта.

Следующим педагогическим условием является организация разновозрастных творческих объединений по интересам, обеспечивающих разноплановое межличностное общение и освоение социальных ролей. Под разновозрастными творческими объединениями детей-сирот мы понимаем подвижные по составу сплоченные группы различной численности, мозаичного возрастного состава, объединенные определенным творческим интересом и создаваемые по инициативе воспитанников детского дома.

«Разновозрастность» решает задачу создания мозаичных групп и способствует приобретению детьми-сиротами различных аспектов социального опыта, организуя различные социальные связи: «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник», «старший-младший», а также контакты людей разного пола в указанных параллелях.

Л.В. Байбородовой, Л.Г. Же-дуновой и М.И. Рожковым и др. установлено, что во всем многообразии социальных связей, в которые вступает человек, включенный в общество, доминируют разновозрастные контакты - именно они являются основой социализации [1], [2]. Ученые полагают, что такие связи чаще всего формируются на основе семейного опыта, которого как раз и лишены воспитанники детского дома.

Социальное взаимодействие в разновозрастных объединениях по интересам характеризуется включением нескольких психологических механизмов. Когда воспитанник в связке «старший - младший» является младшим, то включается механизм подражания, при этом ребенок ориентируется на «зону ближайшего развития». Если воспитанник выступает в роли старшего, то активируется механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить

свою взрослость, исполнить роль взрослого. Опыт показывает, что в разновозрастной группе лидерские функции в абсолютном большинстве выполняют старшие, беря на себя ответственность за младших, за всю группу. Взаимодействие старших и младших рассматривается как решающий фактор формирования социального опыта. В процессе совместной деятельности и общения происходит преобразование имеющегося опыта старших, а также обогащение и развитие опыта младших воспитанников. Взаимодействие старших и младших выполняет также функцию социальной защиты, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В разновозрастном объединении у старших появляются дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, а у младших ощущение защищенности и формирование коммуникативного опыта.

Цель воспитательной деятельности творческого разновозрастного объединения по интересам — смоделировать жизненные ситуации, в результате проживания которых дети-сироты приобретают и закрепляют навык выстраивания социальных отношений в разновозрастном сообществе людей.

В творческих объединениях быстрее, чем в обычных группах, идет сближение детей и взрослых, так как мотивы творческих достижений, самореализации, интеграции и общественной пользы, формирующиеся у каждого из них, становятся мощным центростремительным фактором.

Качественным этапом развития творческих разновозрастных объединений по интересам является создание детского актива - это еще одно педагогическое условие. Положительные качества детей, которые отмечают педагоги, становятся ориентирами в воспитательной работе, так как, только опираясь на них, можно построить отношения сотрудничества.

- 20 -

Главное при этом для педагога — обеспечить частую смену впу-тригрупповых ролей, постепеппо усложняя творческие задачи, что позволяет воспитанникам наиболее полно проявить свои способности, сформировать актив коллектива, выявить неформальных лидеров, заложить основу для комплектования микрообъединений.

Формирование актива - важнейший вопрос начального этапа коллективной творческой деятельности. Это могут быть разные формы того ядра, из которых вырастает коллектив, — советы, дела, инициативные и проектные группы, различные модели так называемого детского самоуправления и многое другое.

Мы полагаем, что любой орган детского самоуправления при целесообразной педагогической инструментовке может превратиться в настоящее проектное бюро, генерирующее коллективное творчество. Вполне логично, когда в выборный актив будут включаться воспитанники — руководители творческих микрогрупп, уже когда-либо продемонстрировавшие свою общественную направленность и лидерскую позицию.

Принципиально важно, чтобы работа детского актива определялась той творческой деятельностью, которая была положена в основание коллектива. При этом педагогам приходится подчас и рисковать, доверяя воспитанникам те или иные инициативы, ведь самоуправление — это не только когда сами решают, но и когда сами организуют, сами проводят, сами анализируют и сами отвечают за принятые решения, хотя бы друг перед другом.

В творческих разновозрастных объединениях по интересам имеет место особая восприимчивость детей-сирот к воспитывающим воздействиям, быстрый переход к сотворчеству и самостоятельному творчеству, достижениям и самоотдаче.

Важно постоянное повышение уровня творческих заданий, проектов, получаемых главными разработчиками, исполнителями которых при тактичном педагогическом участии являются сами воспитанники. Это и информационно-телекоммуникационные, и экологические, и историко-краеведческие проекты, развивающие их проектно-ориентировочное мышление. При этом социальный опыт формируется в единстве мотивационной и операционной сторон деятельности при активном участии самих воспитанников, выступающих в качестве субъектов творческой деятельности. Залогом успеха такой деятельности является ее коллективный характер и личная ценность, результативность для ребенка.

В развитии общественной активности, коммуникативных и лидерских черт детей-сирот важно, чтобы общение было ориентировано на ценностные ориентации всей воспитательной системы. В результате формируются микрообъединения, члены которых имеют достаточно устойчивые связи. В детдомовских группах таким образом возникают микроколлективы, ускоряющие сплочение ребят, позволяющие внести в жизнь «групп-семей» элементы соревнования. Образование творческих микрообъединений внутри групп позволяет педагогам взаимодействовать с каждым ребенком. Проводя встречи с детьми из микрообъединений, они получают возможность помочь им увидеть и осознать те изменения, которые происходят в их творческом развитии, обратить внимание на позитивные тенденции, проблемы роста, дать совет.

В условиях традиционного детского дома отношения ребенка с представителями других возрастных групп часто поверхностны, мало пристрастны, слабо диффе-ренцированны. Отсутствие опыта разновозрастного общения создает фон индифферентного отношения

-21-

к окружающему миру и тормозит познавательное развитие ребенка-сироты. В процессе исследования разновозрастных межличностных связей была выявлена четкая тенденция развития их в русле юношеского лидерства и шефства над младшими воспитанниками, появления «вожатских» склонностей у воспитанников старших групп. Выросшие из ребячьей среды вожатые малышей - будущее детского дома семейного типа. Их стихия - сборы и слеты, фестивали, спартакиады и конкурсы, творческие марафоны, сюжетно-ролевые игры, вечера и капустники, походы, лагеря и соревнования.

Поэтому в качестве важной самостоятельной задачи мы рассматриваем привлечение педагогами добровольных помощников из числа детей-сирот, обладающих коммуникативностью, лидерскими качествами, проявляющих интерес к социально-полезной деятельности. Необходимо поддерживать отдельных добровольцев, стремиться формировать волонтеров, инициативные группы, инициировать образование их актива в детском доме, рассматривать детский актив как потенциальных помощников педагогов-воспитателей. Следует также определить направления деятельности, в реализации которых можно сотрудничать с добровольными помощниками. Эти направления должны быть актуальны, понятны, иметь достаточную степень проработки. Не стоит отдавать на откуп детским активистам те участки работы, где сам педагог не четко представляет предстоящий объем работы и специфику действий.

Желательно не ограничивать привлечение ребячьих активистов одноразовыми акциями, а планировать работу на ближайшую и отдаленную перспективу. Процесс целеполагания и планирования деятельности осуществлять совместно, с опорой на опережающую инициативу активистов. Активность

детей должна получать определенный отклик как у руководителей и педагогов детских домов, так и у воспитанников.

Непременными условиями выступают гласность, система поощрений, пропаганда личного опыта активистов, проведение специальных мероприятий общественного признания, позволяющих осуществлять стимулирование дальнейшей активности. Для ребенка важно получить положительное подкрепление в своей деятельности со стороны, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общественно полезному делу. Каждый воспитанник является членом разновозрастной группы проживания, а также разновозрастного творческого объединения, что способствует освоению широкого ролевого веера.

В модернизированной воспитательной системе детского дома большое внимание уделяется формированию у воспитанников навыков самообслуживания и полезного труда, для решения этой задачи необходимо использовать работу в различных подразделе -ниях инфраструктуры детского дома, которая тесно перекликается с воспитательными и досуговы-ми мероприятиями.

Воспитательный процесс, основанный на разновозрастных группах проживания и творческих разновозрастных объединениях по интересам, направлен на накопление социального опыта у детей-сирот, формирование нравственно-патриотического, трудового потенциала, практических навыков, умений воспитанников, овладению ими способами творческой деятельности, ценностного отношения к себе и окружающей социальной среде.

Выделенные педагогические условия, с нашей точки зрения, в наибольшей мере обеспечивают эффективность процесса формирования социального опыта у детей-

- 22 -

сирот и детей, оставшихся без по-нечения родителей, в условиях модернизированной воспитательной системы детского дома через организацию созданных на добровольной

основе разновозрастных творческих объединений воспитанников по интересам, ядром которых являются коллективная творческая деятельность и детский актив.

Примечания:

1. Байбородова JI.B. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография. Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Байбородова JI.B., Жедунова Л.Г., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.-метод, пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997.

References:

1. Bayborodova L.V. Interaction in uneven-age groups of pupils: a monograph. Yaroslavl: Academy of development, 2006.

2. Bayborodova L.V., Zhedunova L.G., Rozhkov M.I. Overcoming of socialization difficulties of orphans: a manual. Yaroslavl: YaGPU Publishing House, 1997.

- 23 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.