Научная статья на тему 'Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCES / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / SOCIAL ROLES / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ / DIFFERENT-AGED CREATIVE PROJECT GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна, Бегидова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются подходы к формированию социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательном процессе детского дома. Раскрываются особенности содержания воспитательной работы в детском доме, выделяются компоненты социального опыта, влияющие на становление личности воспитанника при выходе его из детского дома. Особое внимание уделено формированию финансовой грамотности как составляющей социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна, Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE IN THE PROCESS OF EDUCATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article discusses approaches to the formation of social experience of orphan children and children left without parental care in the educational process of an orphanage. It describes the peculiarities of the content of educational work in an orphanage, identifies the components of the social experience influencing the formation of the personality of the child leaving an orphanage. A special attention is paid to the formation of financial literacy as a component of social experience.

Текст научной работы на тему «Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

THE FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE

IN THE PROCESS OF EDUCATION OF ORPHAN CHILDREN

AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

И.В. Морозова, C.H. Бегидова

I.V. Morozova, S.N. Begidova

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитание, социальный опыт, социальные роли, разновозрастные творческие объединения по интересам.

В статье рассматриваются подходы к формированию социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательном процессе детского дома. Раскрываются особенности содержания воспитательной работы в детском доме, выделяются компоненты социального опыта, влияющие на становление личности воспитанника при выходе его из детского дома. Особое внимание уделено формированию финансовой грамотности как составляющей социального опыта.

Orphan children and children left without parental care, education, social experiences, social roles, different-aged creative project groups. The article discusses approaches to the formation of social experience of orphan children and children left without parental care in the educational process of an orphanage. It describes the peculiarities of the content of educational work in an orphanage, identifies the components of the social experience influencing the formation of the personality of the child leaving an orphanage. A special attention is paid to the formation of financial literacy as a component of social experience.

Воспитание всегда рассматривалось передовыми педагогами в социальном контексте. «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?», -писал Л.Н Толстой [Толстой, 1989]. Эти слова являются ключевыми для понимания содержательной основы социализирующих аспектов воспитания.

Мы исходим из того, что содержанием воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме является формирование у них социального опыта. Передача опыта совместного проживания в условиях социального окружения, по сути, и есть воспитание [Куркин, 2013].

Содержание воспитательной работы в детском доме в корне отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своей специфики, определяемых контингентом воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития депривированных в раннем детстве детей, необходимо проводить специальную профилактико-корректирующую работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они по возможности не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности.

Для эффективного накопления социального опыта детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деле формирования адекватной оценки, самооценки в уело-

виях социума необходимо развивать такие качества личности, которые определяют ее успешность в современной жизни. Это, прежде всего, коммуникативная культура, а также ряд умений: осознанно и ответственно делать свой выбор; работать в коллективе и группе; формировать универсальные навыки деятельности, которые являются необходимым условием достижения успеха (уметь оценить свои способности и трудность задачи, ставить цели, оценить причину неудач). Особое внимание следует уделять развитию творческих способностей, в том числе способности продуцировать новые идеи (это связано с умениями успешно разрешать проблемные ситуации, действуя нестандартно, проявляя гибкость и оригинальность; обозначать и решать проблемы и т. д.).

Для решения поставленной нами задачи, связанной с формированием социального опыта у детей-сирот, воспитательная система детского дома должна одновременно сочетать в себе отдельные черты семейного и коллективного укладов. Поэтому для преодоления проблемы личностного развития ребенка-сироты, предупреждения его дезадаптаций и девиаций в поведении необходимо модернизировать воспитательную систему детского дома, которая обязана решить следующие задачи:

- формирование мотивационно-потреб-ностной сферы ребенка сироты с учетом ценностных ориентаций социума;

- развитие коммуникативных представлений и умений в различных сферах: ребенок -взрослый (дистантное, деловое общение с «чужими», личностное, эмоционально включенное с «близкими»), ребенок - сверстник; разнополые и разновозрастные дети;

- воспитание нравственного деятельно-волевого характера [Адольф, Яковлева, 2014, с. 40];

- освоение социальных ролей в процессе коллективной деятельности, которая была бы близка, интересна ребенку и позволяла удовлетворить два предыдущих требования.

Накопление социального опыта у детей-сирот, подразумевающее гармоничное сочета-

ние в воспитательной системе детского дома их ценностных ориентаций, личных и общественных интересов, определяет приоритет коллективной деятельности при свободном варьировании ее содержания и форм организации. Для выполнения всех выделенных условий нам было необходимо под руководством квалифицированного педагога формировать по интересам разновозрастные объединения детей.

Таким образом, обобщая вышесказанное, в рамках нашего исследования мы будем понимать формирование социального опыта у детей-сирот в современной воспитательной системе детского дома как освоение воспитанником достаточно широкого социально-ролевого веера («ролевой веер» - набор всех и всяческих усвоенных им психологических ролей [Добрович, 1987]), что связано с общением и самопознанием, которые бы позволили ему гармонично включиться (или вписаться) в систему общественных отношений, встречающихся за пределами детского дома.

Ключевым моментом в решении проблемы, связанной с накоплением социального опыта у воспитанников детских домов, является, на наш взгляд, коллективная творческая деятельность как путь мастерства и вдохновения, сотрудничества и радости. Творчество естественно, без принуждения, стимулирует работу детей над собой, увлекая интересным и полезным делом. Чтобы успешно организовать процесс накопления социального опыта у ребенка-сироты, необходимо обеспечить ему многочисленные его контакты с людьми разного возраста и пола. Объединяя представленные выше подходы, мы разработали содержательную основу построения модернизированного воспитательного пространства детского дома как свободного коллективного творчества детей в творческих разновозрастных объединениях по интересам, основанных на принципе свободного самоопределения.

Мы исходим из предположения о том, что успешность формирования социального опыта у детей-сирот в условиях детского дома может быть обеспечена,если:

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

- детский дом, работая в инновационном режиме, создаст современную социализирующую воспитательную систему;

- воспитательная система детского дома будет опираться на разновозрастные творческие объединения детей по интересам, создаваемые на основе их свободного самоопределения;

- будет обеспечена социальная, творческая ориентированность жизнедеятельности детского дома.

Социальный опыт ребенка - это всегда результат его действий, активного взаимодействия с окружающим миром. Для адекватного понимания социальной жизни недостаточно только усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, ему необходимо овладеть теми способами деятельности и общения, результатом которых он как индивид, как личность является [Голованова, 2004]. Ведь социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Формирование социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что, в свою очередь, приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

С учетом социального портрета сегодняшнего выпускника рассмотрим в структуре социального опыта те из компонентов, которые составляют его сущностную основу, т. е. являют собой виды деятельности, позволяющие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, успешно овладеть ролями мужчины или женщины, создать прочную семью, чтобы не было воспроизводства нового социального сиротства. Участие воспитанников в такой деятельности подготавливает си-

роту к компетентному участию в социальной и экономической жизни, формирует стремление быть законопослушным гражданином, а также стать творческой и разносторонней личностью. Мы выделяем 4 основных компонента социального опыта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые считаем наиболее значимыми и действенными на современном этапе развития общества. Это социально-ролевая, социально полезная, творческая и социально-экономическая деятельность.

Для достоверного отражения социально-ролевой деятельности ребенка-сироты (мы связываем этот компонент с родительской и семейной деятельностью человека) проанализируем понятие «социальная роль». Социальная роль предполагает модель поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и лич-ностно интерпретированный способ взаимодействия в соответствии с определенным социальным статусом. Таким образом, роль неразрывно связана со статусом и социально запрограммирована, однако степень ее интернализации и трансляции вариативна в соответствии с социальным опытом, системой ценностей и степени интеграции личности в общество.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботился. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

У таких детей отсутствуют бережливость и ответственность, появляются иждивенческая позиция «нам должны», «дайте», непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

Исследования ученых [Психическое..., 1990] показывают, что воспитанники детских домов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные

взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развитие.

Социально-бытовая деятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, широко описана в научной и практико-ориентированной литературе как процесс самообслуживания и самообеспечивания в разных жизненных ситуациях.

Нам представляется актуальным рассмотреть в этом компоненте социального опыта финансовую грамотность, так как в современном быстро меняющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Дать теоретические знания, т. е. объяснить, что такое деньги, где их берут, научить планировать бюджет и дать список ближайших отделений банков, органов соцзащиты и других важных мест, куда следует обращаться в разных случаях, призваны воспитатели детских домов, которые осознают, что без базовых знаний и навыков, без соответствующего уровня финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение личными доходами, качественное управление и использование разнообразных финансовых продуктов и услуг.

В муниципальном детском доме им. Талалихина в Московской области уроки финансовой грамотности сначала получили педагоги на курсах повышения квалификации в ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», а затем совместно с Управляющими «ДОМ-Банка», филиала банка «Возрождение», отделения «Сбербанка» города Домодедово на воспитательских часах объясняли детям, что на самом деле означает «деньги любят счет».

Работники банков подробно рассказывали о функционировании и услугах банков, о работе с банкоматом, о деятельности и основных признаках финансовых пирамид, раскрывали секреты планирования семейного бюджета. Все это способствовало овладению базовыми компетенциями в области финансовой грамотности, формированию социального опыта через формирование навыков принятия грамотных и обоснованных решений.

На круглых столах с применением сюжетно-ролевых игр, составления проектов в формате разновозрастной группы, сформированной по интересам, воспитанники учились, как обращаться с деньгами, зарабатывать и тратить деньги, получать доход, создать собственный бизнес, составляли семейный бюджет, писали собственное резюме.

В рамках социального партнерства посещали предприятия с целью профессиональной ориентации и знакомства с профессиями, востребованными в городском округе. Неизгладимое впечатление оставили посещение международного аэропорта «Домодедово» и знакомство с его программой подготовки профессиональных кадров «Приток».

Одним из эффективных способов преодоления отклонений в развитии личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, является организованная творческая деятельность. Сегодня недостаточно освещена роль творчества в формировании социального опыта у детей вообще, а для социализации проблемных детей, в частности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему (творчеству) уделяется незаслуженно мало внимания. По нашим предположениям, именно творчество представляется тем маршрутом воспитания, который максимально естественно преобразует человека, ориентируясь на его индивидуальные задатки и потребности.

В условиях творческих объединений по интересам, особенно разновозрастных, обеспечивающих отношения сотрудничества и взаимной мотивации детей и взрослых, имеет место осо-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

и

щ м

бая восприимчивость воспитанников детских домов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Яркий пример такого сотворчества мы наблюдаем у детей в работе театральной студии в исследуемом нами детском доме. Раскрепощение физическое и психологическое, в конце концов просто общение участников коллектива и педагога, способствуют развитию полноценного члена общества.

Для всестороннего развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома, учитывая депривации, связанные с их статусом, необходимо включать их в социально полезную деятельность, разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, позитивного отношения к трудовой деятельности, потребность приносить пользу окружающим, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину, инициативность, ответственность, самостоятельность. Все эти качества пригодятся воспитанникам после выхода из детского дома в их дальнейшей профессиональной деятельности. Коллективная творческая деятельность естественно возникает на почве общих интересов, решения общих целей и задач, общих достижений, рождая чувство солидарности у всех ее участников. В нашем случае это работа в теплице, на огороде, сбор грибов и ягод на 15 га леса, входящего в территориальную целостность детского дома, волонтерство, подготовка мероприятий досуга и др.

Несмотря на крепкие воспитательные традиции, российские детские дома сегодня не полностью реализуют возложенные на них функции и требуют новых педагогических подходов, связанных с особенностями накопления социального опыта детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Существует и положительный опыт: имеется немало детских домов, которые во многом заменили семью своим воспитанникам. Так, изучение функционирования муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом им. Талалихина» по формированию социального опыта у воспитанников через вышеназванные виды деятельности показало перспективность семейной модели детского дома, строящейся по семейному типу. Педагогический коллектив этого учреждения в работе с детьми-сиротами новаторский и идеи воспитания без принуждения, в творчестве близки ему и понятны.

Сегодня педагоги детского дома находят единомышленников и партнеров в лице ученых и практиков. Накопленный ими опыт работы по формированию социального опыта у детей-сирот способствовал открытию в их стенах экспериментальных площадок, связанных с разработкой привлекательных для детей маршрутов развития, превращения детских коллективов в эффективный инструмент воспитания.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Воспитание характера школьников в организациях интернатного типа // Воспитание школьников. 2014. № 10. С. 39-44.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 208 с.

4. Куркин Е.Б. Модернизация системы воспитательной деятельности школы // Классный руководитель. 2013. № 10. С. 4-19.

5. Психическое развитие воспитанников детского дома / под общ. ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.