Научная статья на тему 'Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома'

Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1870
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORPHANS / CREATIVE COMMUNITIES / ORPHANAGE / SOCIALIZATION / EDUCA-TIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна

В статье рассматривается структурно-функциональная модель социализирующей воспитательной системы детского дома, основу которой составляют творческие разновозрастные объединения детей-сирот по интересам разного типа и вида; описываются содержание и результаты социопедагогического мониторинга ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as a basis of positive socialization of orphans in the orphanage

The article discusses the structural and functional model of socialization of the educational system of an orphanage, which is based on creative combination of different ages of the orphans by the interests of the different types and kinds, the content and results of socio-pedagogical monitoring and its effectiveness have been described.

Текст научной работы на тему «Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома»

УДК 316.346.32-058.862

ББК 60.55

М-80

Морозова Ирина Викторовна, соискатель Московского государственного областного университета, e-mail: cirr1@mail.ru.

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

(рецензирована)

В статье рассматривается структурно-функциональная модель социализирующей воспитательной системы детского дома, основу которой составляют творческие разновозрастные объединения детей-сирот по интересам разного типа и вида; описываются содержание и результаты социопедагогического мониторинга ее эффективности.

Ключевые слова: дети-сироты, творческие объединения, детский дом,

социализация, воспитательная система.

Morozova Irina Victorovna, competitor of Moscow State Regional University, e-mail: cirr1@mail.ru.

CREATIVITY AS A BASIS OF POSITIVE SOCIALIZATION OF ORPHANS IN THE ORPHANAGE

(reviewed)

The article discusses the structural and functional model of socialization of the educational system of an orphanage, which is based on creative combination of different ages of the orphans by the interests of the different types and kinds, the content and results of socio-pedagogical monitoring and its effectiveness have been described.

Keywords: orphans, creative communities, orphanage, socialization, educa-tional system.

Анализ современной практики воспитательной деятельности детей-сирот показал, что для расширения жизненного пространства своих воспитанников, детские дома используют различные возможности воспитательного процесса, способствующие социализации и адаптации в обществе. Особый интерес представляет включение детей-сирот в разновозрастные творческие объединения по интересам.

Стимулируя мотивацию к творчеству, воспитатель может продуктивно влиять на формирование соответствующих потребностей ребенка. Творчество же в этом случае выступает как основа, ключевой фактор воспитания, обеспечивающий позитивную социализацию личности ребенка [1].

Под «творческими разновозрастными объединениями детей-сирот по интересам» понимается группа детей-сирот разного возраста, созданная на добровольной основе для совместной творческой деятельности разной направленности, которая осуществляется в рамках воспитательного процесса детского дома, создающей микросреду для организации и реализации процессов социализации личности. Цель воспитательной деятельности творческого разновозрастного объединения по интересам - смоделировать жизненные ситуации, в результате проживания которых дети-сироты приобретают и закрепляют навык выстраивания социальных отношений в разновозрастном сообществе людей. Социализация детей-сирот в условиях воспитательной системы, основой которой являются разновозрастные творческие объединения по интересам, представляется как процесс формирования самоактуализированной, социально успешной личности с помощью развития творческого потенциала и гуманистического мироощущения во взаимодействии с окружающей средой [2]. Творческая деятельность детей-сирот в творческих разновозрастных объединениях по интересам, таким образом, превращается в системообразующий фактор развивающейся в инновационном режиме социализирующей воспитательной системы детского дома [3].

В ходе проведенного исследования на базе ряда учреждений Московской области (МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Домодедовский детский дом им. Талалихина» и «Чеховский детский дом», средние общеобразовательные школы поселка «Красный Путь» Домодедовского района и поселка «Новый быт» Чеховского района Московской области) была разработана и внедрена модель социализирующей воспитательной системы детского дома, основана на организации деятельности творческих разновозрастных объединений детей-сирот по интересам разного типа и вида. К ним относятся как ставшие уже традиционными кружки, клубы и секции, так и различные творческие группы, которые создаются для временных коллективных творческих дел, такие как работа в теплицах, на пасеке, на огороде, подготовка к конкурсам, фестивалям и другим воспитательным мероприятиям. Для эффективности ее оценки использовался социально-педагогический мониторинг - отслеживание и сравнение достигнутых результатов с запланированными результатами для анализа, прогноза и моделирования оптимального процесса.

Мониторинг проводился по следующим критериям: компетентностному

(компетентность, полезность); личностному (стремление к самореализации, творческая направленность, дисциплина, лидерская позиция, ответственность); социальнокоммуникационному (коллективизм, инициативность, социальная и творческая активность, взаимопомощь).

Индикативными характеристиками социализированности воспитанников детского дома в ходе исследования были определены такие отношения, как адаптивность, коллективизм, творческая направленность, лидерство, общественная активность, доверие к ближним. В комплексе они, как показало исследование, формируют целостную субъектную позицию социализированного индивида с учетом специфики личности сироты, воспитывающейся в детском доме.

Также было выявлено, что важным условием позитивной социализации детей-сирот является их включенность в деятельность разновозрастных объединений по интересам познавательно-творческого типа. Деятельность в них на основе сотрудничества и сотворчества усиливает потенциал педагогического взаимодействия, создает для воспитанников различные воспитывающие и развивающие, в том числе в нравственном плане, ситуации, особенно в таких сферах, как туризм и краеведение, познавательная и творческая деятельность, общественно полезный труд, оздоровительная работа, профессиональная ориентация и детское самоуправление. Работа педагогов-организаторов творческих разновозрастных объединений по интересам проводилась в направлении обеспечения как личностного роста детей-сирот, так и формирования творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творческой самореализации и развития новаторской субъектной позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками в коллективном творчестве. Второе - решение задачи превращения спонтанных объединений по интересам в коллективы, сплоченные деятельностью по решению творческих задач. Были разработаны специальные мониторинговые анкеты по каждой характеристике социализированности детей-сирот, определены уровни сформированности социализированности воспитанников (представление, понятие, убеждение).

Содержание вопросов анкет было таково, что позволяло увидеть проявления искомых мотивов, в совокупности определяющих социализированность личности и склонности ее к занятиям той или иной деятельностью. Ответы на вопросы с высокой степенью надежности демонстрировали корреляции между личностными особенностями по стандартизированным тестам и выделенными мотивами, а также между теми специфическими особенностями личности, которые могут иметь непосредственное отношение к проявлению социализированности в динамике. Корреляционный анализ ответов обследуемых продемонстрировал внутреннюю согласованность комплекса, что подтвердило его надежность. Вопросы показали свою информированность: они не перекрывают друг друга, а отражают разные стороны искомых черт.

В ходе эксперимента также были исследованы особенности развития детей-сирот в

условиях воспитательной системы, основу которой составляют творческие разновозрастные объединения по интересам. Фактор общей увлеченности повысил уровень межличностного взаимодействия воспитанников экспериментальной группы по сравнению с группой контрольной. Так, 75% участников экспериментальной группы признали увлеченность важной жизненной ценностью, 40% из них проявляли самостоятельность в решении творческих заданий, 80% имели представление о значимости инициативы в жизни, 60 % понимали ее смысл и значимость, около 10% проявляли ее на практике, 100% уже работали в творческих объединениях. У воспитанников начали формироваться навыки работы над собой, дисциплины и самоконтроля, взаимодействия со сверстниками. Стала проявляться мотивация, связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями, уверенность в своих силах, адекватность самооценки.

Данные качества определили возрастание притязаний испытуемых по сравнению с воспитанниками контрольного массива. Особое внимание в ходе эксперимента было обращено нами на такую базисную характеристику, лежащую в основе социализированности, как коллективизм. Положительно следует оценить тот факт, что в массе своей опрашиваемые дети-сироты считают, что важно быть полезным обществу человеком и чувствуют, что способны на это. Они хотели бы попробовать себя в роли руководителя, завоевать авторитет и известность. Вместе с тем, необходимо отметить, что общественные поручения и функции, которые они выполняют в детском доме, мало кому из них приносят удовлетворение.

В большинстве своем воспитанники считают, что имеют возможность общения по интересам, круг друзей, которым дорожат, ценят дружескую взаимопомощь, интересуются личными качествами товарищей. В развитии мотива лидерства воспитанники детского дома сравнялись со школьниками, что можно, по нашему убеждению, оценить как значительный шаг в их самореализации.

В финальной фазе эксперимента уже 75% опрошенных воспитанников признавали важной жизненной ценностью увлеченность творческой деятельностью, 70% проявляют самостоятельность в решении творческих задач, 90% имеют представление о новаторской позиции, все понимают ее смысл и значимость, 50% проявляют ее на практике. Обнаружена корреляция между степенью активной пробы сил и уровнем адекватной самооценки творческих достижений, между теми качествами, которые признаются воспитанниками значимыми и теми, которые они формируют у себя.

Качественным этапом развития творческих разновозрастных объединений по интересам является появлением детского актива. Положительные качества детей, которые выявляют педагоги, становятся ориентирами в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, можно построить отношения сотрудничества.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявлены три качественных рубежа социализации воспитанников детских домов: первый, когда пробудившиеся интересы и склонности воспитанников превращаются в мотив поведения, второй, когда развивается субъектная позиция и третий, когда эта позиция определяет стремление к действию.

2. Установлено, что творчество - процессуальная основа воспитания, обеспечивающего социализацию детей-сирот, оно преобразует все сферы их личности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную - и ведет к формированию творческой направленности, определяющей личностную самореализацию, интеграцию со сверстниками в коллективной деятельности.

3. Доказано, что структурно-функциональной основой воспитательной системы детского дома являются разновозрастные объединения детей-сирот по интересам творческого типа, усиливающие потенциал педагогического воздействия.

4. Установлено, что в творческих разновозрастных объединениях детей-сирот по интересам быстрее, чем в обычных группах идет сближение детей и взрослых, так как мотивы творческих достижений, самореализации, интеграции и общественной пользы,

формирующиеся у каждого из них, становятся мощным объединяющим фактором.

5. Определено, что для реализации воспитательной системы детского дома необходимо изменить ценностно-смысловую направленность воспитания, чтобы приоритетом стал личностно ориентированный подход к воспитаннику, а основополагающей задачей - обеспечение творческой самореализации в общественно полезной деятельности как главного слагаемого личностного роста, самоопределения на базе приоритета.

Литература:

1. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: автореф. дис. ... кан. пед. наук. Челябинск, 2000.

2. Ермакова А.А. Творческое разновозрастное объединение как фактор социализации подростков в системе дополнительного образования: автореф. дис. . кан. пед. наук. Челябинск, 2010.

3. Евтушенко С.В. Социализация и творчество. М., 2007.

References:

1. Baytinger I.E. Creative activities of orphans ofprimary school age as a factor of social and pedagogical adaptation in a children's home: abstr. Diss. ... Cand. of Ped. Chelyabinsk, 2000.

2. Ermakova A. A. The creative multi-age union of as a factor of socialization of young people in the system of additional education: abstr. dis. ... Cand. of Ped. Chelyabinsk, 2010.

3. Yevtushenko S.V. Socialization and creativity. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.