Научная статья на тему 'Формирование социального опыта у детей-сирот в модернизированной воспитательной системе детского дома'

Формирование социального опыта у детей-сирот в модернизированной воспитательной системе детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / EDUCATIONAL SYSTEM / MODERNIZATION / ORPHANAGE / ORPHANS AND CHILDREN BEREFT OF PARENTAL SUPPORT / SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Морозова Ирина Викторовна, Хазова Снежана Александровна, Ахтаов Руслан Ахметович

Представлены результаты, и обоснованы преимущества модернизации воспитательной системы детского дома, ориентированной на формирование социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, в свою очередь, продиктовано современными требованиями общества к выпускникам интернатных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Морозова Ирина Викторовна, Хазова Снежана Александровна, Ахтаов Руслан Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE AT ORPHANS IN THE MODERNIZED EDUCATIONAL SYSTEM OF ORPHANAGE

The paper shows the results and advantages of modernization of the educational system at orphanage focused on formation of social experience at orphans and children bereft of parental support. In turn, this is dictated by modern requirements of society to graduates of boarding schools.

Текст научной работы на тему «Формирование социального опыта у детей-сирот в модернизированной воспитательной системе детского дома»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 376.64 ББК 74.247.7 Ф 79

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

И.В. Морозова

Кандидат педагогических наук, начальник управления общего образования Министерства образования Московской области, E-mail: morozovaiv58@ mail.ru

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

Р.А. Ахтаов

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ-СИРОТ В МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО ДОМА

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены результаты, и обоснованы преимущества модернизации воспитательной системы детского дома, ориентированной на формирование социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, в свою очередь, продиктовано современными требованиями общества к выпускникам интернатных учреждений.

Ключевые слова: воспитательная система, модернизация, детский дом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, социальный опыт.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

I.V. Morozova

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of the General Education of the Ministry of Education of the Moscow Region, E-mail: [email protected]

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: [email protected]

R.A. Akhtaov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: rus-akhtaov@ yandex.ru

FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE AT ORPHANS IN THE MODERNIZED EDUCATIONAL SYSTEM

OF ORPHANAGE

Abstract. The paper shows the results and advantages of modernization of the educational system at orphanage focused on formation of social experience at orphans and children bereft of parental support. In turn, this is dictated by modern requirements of society to graduates of boarding schools.

Keywords: educational system, modernization, orphanage, orphans and children bereft of parental support, social experience.

Сиротство - актуальная проблема современного мира, которую невозможно полностью искоренить. Социальная помощь детям-сиротам всегда останется естественной обязанностью любого цивилизованного государства. Можно выделить два направления оказания такой помощи: коллективное воспитательное учреждение и объединение, в той или иной степени копирующее семейный уклад. Сегодня особой популярностью пользуется помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, однако значительная часть детей все же остается в детских домах.

В последние годы реорганизуются различные социальные институты; этот процесс затронул и детские дома. Вместе с тем государственная политика, направленная на сокращение числа детских домов, представляет собой долгосрочную программу. Самые успешные темпы ее реализации предполагают существование детских домов в течение значительного периода. Следовательно, детский дом для многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается основной моделью социального мира. При этом данная модель не лишена недостатков.

Основные претензии, которые предъявляет общество к детским домам, заключаются в недостаточном уровне сформированности

социального опыта у их воспитанников. Это, как показывает анализ практики функционирования данных образовательных организаций, является следствием бедности общения, поведения и эмоциональной сферы детей-сирот, часто приводящих к девиациям поведения.

Для нивелирования этих недостатков в детском доме необходимо спроектировать такую воспитательную систему, которая, учитывая достоинства и недостатки существующей практики, опиралась бы на организацию жизни, копирующую некоторые аспекты семейной. При такой постановке вопроса детские дома смогут реализовать значительный, еще не задействованный социализирующий потенциал.

Следует отметить, что в современных условиях необходим переход к иной организации работы с воспитанниками детских домов, при которой акцент делается не на удовлетворение простейших жизненных потребностей детей, а на накопление ими положительного социального опыта. Такой подход позволит актуализировать субъектную позицию воспитанников и будет способствовать мотивированию их на творческую самореализацию, проявляющуюся в инициативе и самостоятельности, ответственности за себя и за других [1, 2]. Основой успешного формирования социального опыта у воспитанников

детского дома является включение их в социально-ролевую, социально-полезную, творческую и социально-бытовую деятельности. В педагогической науке в такой постановке проблема формирования социального опыта у воспитанников детского дома ранее не рассматривалась.

Анализ научной литературы, регламентирующих документов, изучение практики функционирования воспитательных систем в детских домах позволили выделить в структуре социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, четыре компонента: социально-ролевую, социально-полезную, творческую и социально-бытовую деятельности. Данные компоненты определяют сущность социального опыта и позволяют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, успешно овладеть широким веером социальных ролей [3].

Для эффективного решения задачи формирования социального опыта у детей-сирот воспитательная система детского дома должна одновременно сочетать в себе отдельные черты семейного и коллективного укладов, что требует ее модернизации. Модернизация предполагает внесение существенных изменений в воспитательную систему с целью достижения ожидаемого результата, повышения ее эффективности за счет более качественного управления и внедрения современных воспитательных технологий. К наиболее существенным изменениям следует отнести гуманизацию воспитательного пространства детского дома, расширение круга социальных связей и отношений с окружающим миром, творческую ориентированность жизнедеятельности детского дома, предоставление возможности для свободного малоформализованного общения воспитанников разного возраста, направленного на освоение культурных ценностей общества и т.п.

Для обеспечения формирования социального опыта у детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, в модернизированной воспитательной системе детского дома была определена совокупность педагогических условий, которые в наибольшей степени обеспечивают эффективность данного процесса. Доминирующими педагогическими условиями являются:

- коллективная творческая деятельность, соответствующая индивидуальным интересам и потребностям воспитанника;

- организация разновозрастных творческих объединений по интересам, обеспечивающих разноплановое межличностное общение, освоение социальных ролей, приобретение эмоционального и коммуникативного опыта;

- формирование детского актива как основы разновозрастных связей [4].

Для обеспечения комплексной диагностики и возможности коррекции процесса формирования социального опыта у воспитанников в модернизированной воспитательной системе детского дома были определены критериальные показатели (социально-ролевая деятельность, социально-полезная деятельность, творческая деятельность, социально-бытовая деятельность) и выделены уровни - низкий (понятие), средний (представление), высокий (убеждение), объединенные критериально - уровневой шкалой.

Данные показатели отражают степень сформированности социального опыта, то есть меру освоения воспитанником социальных понятий, представлений, суждений, социальных установок, ценностных ориентаций, меру проявления рефлексии и социальной активности. В комплексе они, на наш взгляд, характеризуют целостную субъектную позицию социализированного индивида. Более того, они передают специфику личности сироты, воспитывающегося в детском доме. В частности, как показали эмпирические исследования, социально-полезная

и социально-бытовая деятельности, как компоненты социального опыта, сопряжены с потребностью детей-сирот в познании и достижении успеха, творческая деятельность - с потребностью в самореализации, а социально-ролевая деятельность -с потребностью в общении. Такой подход позволил разработать модель процесса формирования социального опыта у воспитанников в модернизированной воспитательной системе детского дома.

Модель представлена тремя взаимосвязанными блоками: структурно-содержательным, организационным и процессуальным. Структурно-содержательный включает компоненты, критериальные показатели, уровни; организационный — комплекс педагогических условий; процессуальный блок -этапы, диагностику и коррекцию процесса формирования социального опыта. На каждом этапе реализации модели предусмотрено последовательное решение поставленных задач, применение адекватных целям и задачам этапа методов и средств формирования социального опыта у воспитанников детского дома. Ее экспериментальная проверка осуществлялась на базе детских домов Московской области и подразумевала социопедагогический лонгитюдный мониторинг в течение шести лет. Серьезное внимание обращалось на процедурные моменты исследования, в частности, на создание условий, располагающих детей к искренности.

Для констатации успешности экспериментальной работы в ходе

эксперимента были сформированы экспериментальная (Домодедовский детский дом) и две контрольные группы, в которые вошли воспитанники Чеховского детского дома (КГ-1) и обучающиеся поселковых школ - так называемые «семейные дети» (КГ-2). Подбор учреждений был обусловлен их социально-педагогической спецификой: детский дом, где воспитанники живут, и ближайшая школа, где они учатся.

Было проведено три диагностических среза. Первый срез (воспитанники и обучающиеся 5-х классов, 10-11 лет) позволил выявить начальный уровень сформированности социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наметить пути и способы работы с экспериментальной группой. Второй, промежуточный срез (воспитанники и обучающиеся 7-х классов, 13-14 лет), позволил внести коррективы в процесс формирования социального опыта. Третий срез (воспитанники и обучающиеся 9-х классов, 15-16 лет) позволил выявить достигнутый в процессе экспериментальной работы уровень сформированности социального опыта у детей-сирот в модернизированной воспитательной системе детского дома [5].

Анализ результатов первого среза показал, что социально-ролевая деятельность превалирует у детей из поселковых школ и уровень сформи-рованности такого показателя, как социально-полезная деятельность, статистически значимо выше у детей, воспитывающихся в семье, по сравнению с воспитанниками детских домов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сформированности социального опыта у воспитанников. Первый диагностический срез (констатирующий) (%)

Компоненты сформированности социального опыта ЭГ КГ-1 КГ-2

Социально-ролевая деятельность 27,5 25,2 60,7

Социально-полезная деятельность 24,3 27,1 68,3

Творческая деятельность 45,1 47,51 67,5

Полученные результаты подтверждают, что воспитанники детских домов не готовы к выполнению социально-полезной деятельности, они привыкли, что всю необходимую работу за них выполняет кто-то. Школьники из поселковых школ проявляли высокий интерес к творческой деятельности, опережая воспитанников экспериментальной и контрольной групп.

Второй срез был проведен с целью оценки промежуточных результатов эксперимента и внесения корректив в процесс формирования социального опыта с учетом индивидуально-психологических особенностей развития личности [6]. Кроме того, были внесены изменения, связанные с привлечением воспитанников экспериментальной группы к участию в соревнованиях, конкурсах и

Результаты оценки показателей социально-полезной деятельности не выявили статистически значимых различий между испытуемыми контрольных и экспериментальных групп. Обращает на себя внимание тот факт, что снизились результаты у детей контрольной группы, воспитывающихся в семьях, что свидетельствует о том, что в семьях и в общеобразовательной школе не уделяется должного внимания развитию данного вида деятельности.

Интерес к творчеству в контрольной группе воспитанников детского дома остался на прежнем уровне, а в группе обучающихся поселковых школ значительно снизился, в то время как у воспитанников экспериментального детского дома интерес

в различных акциях совместно с обучающимися поселковых школ.

С воспитанниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа, ориентированная на овладение ими социально - ролевой деятельностью. Для этого они вовлекались в широкий спектр мероприятий, охватывающий различные разновозрастные творческие объединения. В конце второго этапа экспериментальной работы более высокие результаты были зарегистрированы у воспитанников экспериментального детского дома. Результаты воспитанников контрольного детского дома статистически значимо не изменились (Р>0,05). У обучающихся контрольной группы из поселковых школ снизился интерес как к социально-полезной, так и к творческой деятельности (табл. 2).

к творческой деятельности возрос. Данные изменения были ожидаемы и стали следствием создания разновозрастных творческих групп по интересам воспитанников. У детей-сирот экспериментальной группы начали формироваться навыки работы над собой, дисциплины и самоконтроля, взаимодействия со сверстниками. Повысилась мотивация, связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями, уверенность в своих силах, сформировалась адекватная самооценка.

Беседы с детьми-сиротами экспериментальной группы показали, что для них стало важным осознавать себя человеком, полезным обществу, и они чувствуют, что способны на это. Они отмечали,

Таблица 2

Результаты сформированности социального опыта у воспитанников. Второй диагностический срез (%)

Компоненты сформированности социального опыта ЭГ КГ-1 КГ-2

Социально-ролевая деятельность 57,5 35,2 48,7

Социально-полезная деятельность 47,1 34,4 45,3

Творческая деятельность 68,1 49,3 41,8

что хотели бы попробовать себя в роли руководителя, завоевать авторитет и известность. Вместе с тем те общественные поручения и функции, которые они выполняют в детском доме, мало кому из них приносят удовлетворение. Полученная информация помогла внести соответствующие коррективы в

Следует отметить, что результаты по пониманию, представлению и убеждению в необходимости выполнения социальных ролей у воспитанников детского дома экспериментальной группы достигли и даже превзошли результаты детей, воспитывающихся в семьях. Несмотря на то, что статистически значимых различий не выявлено, можно констатировать эффективность экспериментальной работы по формированию социально-ролевой позиции у воспитанников детского дома как составляющей социального опыта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У воспитанников детского дома контрольной группы таких изменений не наблюдалось (Р>0,05).

Социально-полезная деятельность по своим качественным характеристикам у испытуемых контрольных групп существенно не изменилась по сравнению с результатами второго среза. Вместе с тем результаты экспериментальной группы повысились, полученные различия статистически достоверны (Р<0,05). Аналогично и по показателю творческой деятельности выявлены статистически значимые различия между

последующий процесс формирования социального опыта.

На заключительном этапе эксперимента при оценке сформированно-сти социального опыта результаты воспитанников экспериментальной группы в целом оказались выше, чем у представителей контрольных групп (табл. 3).

результатами испытуемых экспериментальной и контрольных групп.

Формирование основ социально-бытовой деятельности осуществлялось на третьем этапе экспериментальной работы. Уровень сформированности социально-бытового компонента социального опыта определялся через оценку финансовой грамотности. К концу эксперимента почти у 80% испытуемых повысились результаты по показателю финансовой грамотности; полученные изменения статистически достоверны (Р<0,05).

Анализ сформированности социального опыта у детей-сирот контрольной группы показал, что воспитанники традиционного детского дома существенно уступают представителям экспериментальной группы. По результатам эксперимента выявлено, что у них процесс формирования социального опыта идет значительно медленнее и менее качественно.

Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность спроектированной модернизированной воспитательной системы детского дома относительно традиционного государственного воспитания, а по некоторым параметрам,

Таблица3

Результаты сформированности социального опыта у воспитанников. Третий диагностический срез (заключительный)

Компоненты сформированности социального опыта ЭГ КГ-1 КГ-2

Социально-ролевая деятельность 67,8 48,5 61,2

Социально-полезная деятельность 58,1 41,4 46,3

Творческая деятельность 86,3 45,9 48,8

и относительно детей, проживающих в семьях (обучающиеся поселковых школ). В такой воспитательной системе детского дома процесс формирования социального опыта

у воспитанников протекает более успешно, что позволяет сделать вывод об их подготовленности к самостоятельной жизни и взаимодействию в социуме.

Примечания:

1. Адольф В.А., Филькина С.В. Мотивирование воспитанников детских домов к образовательной деятельности // Инновации в образовании. 2018. № 8. С. 140-149.

2. Адольф В.А., Филькина С.В. Педагогическая деятельность по мотивированию воспитанников детских домов к интериоризации требований внешней образовательной среды // За качественное образование: материалы III Всерос. форума с междунар. участием, 20 марта 2018 г. Саратов, 2018. С. 10-18.

3. Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // ВЕСТНИК КГПУ им. В.П. Астафьева 2015. № 2 [32]. С. 46-51.

4. Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. Вып. 1(157). С. 17-24.

5. Морозова И.В. Формирование социального опыта у воспитанников детского дома: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2015. 30 с.

6. Бегидова С.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С. 41.

References:

1. Adolf V.A., Filkina S.V. Motivating orphans to educational activities // Innovations in education. 2018. No. 8. P. 140-149.

2. Adolf V.A., Filkina S.V. Pedagogical activities for motivating orphans to interiorization of the requirements of the external educational environment // For quality education: proceedings of the III All-Russian Forum with the Intern. participation, March 20, 2018. Saratov, 2018. P. 10-18.

3. Morozova I.V., Begidova S.N. Formation of the social experience in the process of raising orphans and children left without parental care // Bulletin of KGPU of V.P. Astafyev. 2015. No. 2 [32]. P. 46-51.

4. Begidova S.N., Morozova I.V. Pedagogical conditions for the formation of social experience of orphan children and children without parental care // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 17-24.

5. Morozova I.V. Formation of the social experience of the inmates of an orphanage: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2015. 30 pp.

6. Begidova S.N. Influence of individual psychological characteristics on the development of creative abilities of future teachers of physical culture // Theory and practice of physical culture. 1995. No. 5-6. P. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.