УДК 376.4
АХТАОВ Руслан Ахмедович, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
БЕГИДОВ Вячеслав Сафарбиевич, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия
ХАКУНОВА Мира Меджидовна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблеме адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности. Адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности является важной составляющей их социализации в обществе. Владение навыками самообслуживания обеспечивают ребенку возможность относительно самостоятельного существования, позволяет обходиться без помощи других лиц, что в свою очередь снижает напряженность в семье, повышает уверенность в безопасности и само защищённости ребенка. Авторами разработана и апробирована технология адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности, которая представляет собой поэтапное решение задач, направленных на формирование навыков выполнения социально-бытовых действий. Участниками опытно-экспериментальной работы были дети в возрасте 7-10 лет с диагнозами: ДЦП, врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом, умственная отсталость и др. и их родители. Содержание занятий по адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности было направлено на формирование у ребенка представления о себе, своей семье и т.д. Детям прививались навыки личной гигиены и самообслуживания. В процессе реализации технологии дети приобрели определенную социальную независимость, уверенность в своих действиях, самостоятельность, что положительно сказалось на настроении детей и психологическом климате в семье. Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности предложенной авторами технологии.
Ключевые слова: дети-инвалиды, социально-бытовая деятельность, социальная адаптация, навыки самообслуживания, навыки личной гигиены
Ruslan A. AKHTAOV,
Adyghe State University, Maykop, Russia
Viacheslav S. BEGIDOV, Maykop State Technological University, Maykop, Russia
Mira M. KHAKUNOVA,
Adyghe State University, Maykop, Russia
ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES TO SOCIAL AND HOUSEHOLD ACTIVITIES
The article is devoted to the problem of adaptation of children with disabilities to social and domestic activities. An adaptation for disabled children to social and domestic activities is an important part of their socialization in the society. Owning Self skills allow the child to be relatively independent existence; it allows doing without the help of others, which in turn reduces the tension in the family, increases the confidence in the safety and security of the child itself. The authors have developed and tested the technology adaptation of disabled children to social and domestic activities, which is a step by step solution of tasks aimed at learning the implementation of social action. Participants in the experimental work were children aged 7-10 years with a diagnosis: cerebral palsy, congenital hydrocephalus with moderate spastic paraparesis lower, mental retardation, etc., and their parents. Lesson Content adaptation of disabled children to social and domestic activity was aimed at the formation of the child's conception of themselves, their families, etc. Babies skills instilled in personal hygiene and self-service. During the implementation of the children have acquired a certain social technology independence and confidence in their actions, self-reliance, which has a positive impact on the mood of children and psychological climate in the family. The results of the experimental work allow us to conclude about the effectiveness of the technology proposed by the authors.
Keywords: children with disabilities, social and domestic activities, social adaptation, self-service skills, personal care skills
Адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности является важной составляющей их социализации в обществе. Формирование навыков самообслуживания, обращения с простейшей бытовой техникой, способности к организации своего досуга обеспечивают ребенку возможность относительно самостоятельного существования, позволяет обходиться без помощи других лиц, что в свою очередь снижает напряженность в семье, повышает уверенность в безопасности и самозащищённости ребенка. Для решения проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов была разработана технология по адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности, которая представляет собой поэтапное решение задач, направленных на формирование способностей к выполнению социально-бытовых действий. Для каждого этапа реализации технологии предусмотрено последовательное решение задач, направленных на формирование способностей к выполнению социально-бытовых действий, определены формы и методы работы, адекватные целям и задачам этапов. При
разработке технологии учитывался диагноз ребенка, его личностный социальный опыт. Участниками опытно-экспериментальной работы стали дети в возрасте 7-10 лет с диагнозами: ДЦП, врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом, умственная отсталость и др. и их родители.
За критерии оценки способностей к социально-бытовой деятельности у детей-инвалидов были приняты: наличие навыков самообслуживания; представления о бытовой технике, о трудовой деятельности, способность к организации собственного досуга. Полученные результаты на констатирующем этапе реализации технологии показали, что у детей слабо развиты навыки самообслуживания (27,5%), практически отсутствовали представления о бытовой техники (14,3%). Способность к организации собственного досуга отсутствовала у 35,4% испытуемых, желание помогать своим родителям выразили 24,3% детей. Реализация технологии осуществлялась социальным работником, который привлекал специалистов учреждений социального обслуживания населения: социальных психологов, социальных педагогов, врача-педиатра и др. в соответствии с содержанием проводимой экспериментальной работы.
Работа с данным контингентом детей и их родителями требует от специалистов, участвующих в данном процессе, высоко уровня профессионализма, выраженного ценностного отношения непосредственно к клиенту и к своей деятельности [1]. В процессе общения с клиентами специалист, в частности социальный работник, должен проявлять человеколюбие, коммуникативность, самообладание, а также социальную активность, психическую устойчивость, уверенность в достижении положительного результата, заинтересованность в результате деятельности [3]. Кроме того корректное построение общения, учет индивидуально-психологических особенностей как самих детей, так и их родителей позволяет достичь намеченных целей [2], создают доверительные отношения между социальными работниками и семьями, имеющими детей-инвалидов.
Содержание занятий по адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности было направлено на формирование у ребенка представления о себе, способности к представлению себя, например, знать свое имя, фамилию, адрес, имена родителей, родственников и т.д. Обучение выполнению элементов личной гигиены и самообслуживания: сам умылся, почистил зубы, помыл посуду, оделся и т.д., в зависимости от индивидуальных возможностей.
Практика показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья особенно неуверенно и беспомощно чувствуют себя на кухне, поэтому очень важно сформировать у них навыки взаимодействия со столовыми приборами, самостоятельного приготовления пищи (с учетом возрастных и физических возможностей), обращения с бытовой техникой.
Еще одним важным направлением социальной адаптации детей-инвалидов к социуму является способность к организации своего свободного времени. Для решения данной задачи дети-инвалиды включались в различные виды деятельности: занятия физическими упражнениями, рисованием, чтением книг, организация различных игр и др. Дети с удовольствием участвовали в различных мероприятиях, вместе с родителями сажали деревья, поливали цветы, кормили животных.
Процесс формирования социальных навыков требует определенного времени для получения положительного результата, учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, привлечения его к тем видам деятельности, которые ему интересны и доступны исходя из его физических и психических возможностей [4, 5].
В процессе реализации разработанной нами технологии по адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности семьям, имеющим детей-инвалидов, оказывалась необходимая социальная, психологическая, медицинская помощь в решении возникающих проблем. В результате в семьях улучшились детско-родительские отношения: родители научились понимать своих детей, стали терпимее к детским неудачным попыткам что-либо сделать и наоборот - больше хвалить, помогать в том, что плохо получается или не получается совсем, появилась уверенность в возможной положительной социализации ребенка. Как отмечают родители - дети стали их меньше раздражать, их можно привлекать к выполнению домашних обязанностей, что способствовало желанию больше времени проводить с ними. В свою очередь дети приобрели определенную социальную независимость, уверенность в своих действиях, самостоятельность, что положительно сказалось на настроении детей и психологическом климате в семье.
В конце экспериментальной работы по реализации разработанной нами технологии была проведена повторная диагностика, позволившая оценить способности детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности. Полученные результаты демонстрируют положительную тенденцию улучшения социально-бытовых навыков по всем критериальным показателям. Так 67,5% детей-инвалидов приобрели навыки самообслуживанием: самостоятельно одевались, складывали и убирали свою одежду, игрушки, книги и т.д. Следующий очень важный навык - это обращение с бытовой техникой, его приобрели 58,8% детей, 77,8% детей научились самостоятельно организовывать свой досуг. Дети освоили навыки трудовой деятельности (87,5%).
Таким образом, дети-инвалиды, принявшие участие в экспериментальной работе, на заключительном этапе реализации технологии стали более активными, коммуникабельными, уравновешенными, могли самостоятельно, независимо от взрослых, организовывать свою до-суговую деятельность, появилась уверенность в своих действиях и поступках.
БИБЛИОГРАФИЧ ЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бегидова С.Н., Хазова, С.А. Бегидов, В.С. Личностные качества конкурентоспособного социального работника / Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3 (123). -С. 12-17.
2. Бегидова С.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С.41.
3. Бегидова С.Н., Бегидов В.С., Липилина Е.Ю. Профессиональные качества личности педагога. В сборнике: Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сборник статей: в 2-х частях. 2016. С.342-346.
4. Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015.№. 1 (157). С.17-23.
5. Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Афанасьева. Вып. 2 (32) 2015. С.46-51.
REFERENCES
1. S.N. Begidova, S.A. Khazova, V.S. Begidov. Personel qualities of the social worker //Agyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2013.№ 3 (123). С. 12-17.
2. S.N. Begidova. The influence of individual and psychological characteristics on the development of creativeness of the future physical training teachers //Theory and Practice of Physical Culture 1995 № 5-6 - P.41.
3. S.N. Begidova, V.S. Begidov, Lipilina E.Y. Professional quality of individual teacher. In: Innovative directions of development in education, economics, engineering and technology : a collection of articles : in 2 parts . 2016. P.342-346
4. I.V. Morozova, S.N. Begidova. The formation of social experience in process of Education of orphan children and children left without parental care //Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 2015 № 2 [32] - P. 46-51.
5. S.N. Begidova, I.V. Morozova. Pedagogical conditions of formation of social experience at orphan children and children without parental support//Agyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2015.№ 1 (157). P. 17-23.
Информация об авторе
Ахтаов Руслан Ахмедович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных технологий туризма, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия [email protected]
Бегидов Вячеслав Сафарбиевич, кандидат педагогических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия [email protected]
Хакунова Мира Меджидовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и социальной психологии туризма, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Рос-
Information about the author
Ruslan A. Akhtaov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Social Technologies of Tourism, Adyghe State University, Maykop, Russia
Viacheslav S. Begidov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Maykop State Technological University, Maykop, Russia [email protected]
Mira M. Khakunova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Social Psychology Tourism, Ady-
сия
[email protected] Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Ахтаов Р.А., Бегидов В.С., Хакунова М.М. Адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 26-29
ghe State University, Maykop, Russia [email protected]
Received: 15.05.2016
For article citation: Akhtaov R.A., Begidov V.S., Khakunova M.M. Adaptatsiya detey-invalidov k sotsial'no-bytovoy deyatel'nosti. [Adaptation of children with disabilities to social and household activities]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 26-29