Научная статья на тему 'Особенности формирования социально-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка'

Особенности формирования социально-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3170
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОМ РЕБЕНКА / SOCIAL SKILLS / CHILDREN WITH HEALTH DISABILITIES / INFANT ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Субач Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблема выявления особенностей формирования социально-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребенка. Анализ научной литературы позволил выявить целый ряд прикладных оснований, делающих проблему формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребенка, чрезвычайно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Субач Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH HIA IN AN INFANT ORPHANAGE

The article discusses the problem of identifying the features of the formation of social skills in primary school-aged children with health disabilities in an infant orphanage. The analysis of scientific literature revealed a number of the applied grounds, making the problem of the formation of social skills in primary school-aged children with health disabilities in an infant orphanage extremely important.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социально-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка»

О.А. КОЗЫРЕВА, Л.Н. СУБАЧ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛьНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

THE FEATURES OF THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH HIA IN AN INFANT ORPHANAGE

О.А. Козырева, Л.Н. Субач O.A. Kozyreva, L.N. Subach

Социально-бытовые навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, дом ребенка. В статье рассматривается проблема выявления особенностей формирования социально-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребенка. Анализ научной литературы позволил выявить целый ряд прикладных оснований, делающих проблему формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребенка, чрезвычайно актуальной.

Social skills, children with health disabilities, infant orphanage.

The article discusses the problem of identifying the features of the formation of social skills in primary school-aged children with health disabilities in an infant orphanage. The analysis of scientific literature revealed a number of the applied grounds, making the problem of the formation of social skills in primary school-aged children with health disabilities in an infant orphanage extremely important.

На территории Красноярского края в системе образования функционирует 30 организаций для детей-сирот, в которых проживает 1 530 воспитанников (данные на 01.10.2015). В связи с передачей полномочий по государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 01.01.2005 детские дома были переданы в государственную собственность Красноярского края. В целях определения приоритетных направлений развития организаций для детей-сирот, улучшения качества жизни детей-сирот распоряжением Совета администрации Красноярского края от 15.06.2006 № 460-р была принята «Концепция реструктуризации системы краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Актуальность выбранной темы обусловлена и тем, что с 1 января 2014 г. введен в действие в ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование ориентировано на «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОО должны быть созданы условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов».

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не пред-

d га

0

ь

к

1 га ш Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S О Рч

га

13

о §

к

%

«

о га :г s

ь

I—

<с «

га с

S

д

н и

щ м

метный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.

Социальный и государственный заказ в русле рассматриваемой проблемы - формирование у воспитанников дома ребенка необходимых социально-бытовых навыков, владение которыми обеспечивает им достойное существование и влияет на успешность социальной интеграции. К таким жизненно значимым относятся социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания.

Как отмечают ряд ученых, дети, поступающие в детские дома, уже имеют серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, приводящие к трудностям социализации, однако не выявляется готовность ребенка принимать социально-педагогическую помощь, активно включаться в процесс реабилитации, что весьма значимо при определении направлений, содержания и методов социально-педагогического взаимодействия.

Об особенностях развития данной категории детей пишет и В.В. Гладкая [Гладкая, 2010, с. 33]: «У всех детей с ОВЗ страдают социально-бытовые навыки по разным причинам: ограниченный опыт активных контактов с социальной средой, чрезмерная опека близких, низкий материальный уровень семьи, низкий педагогический уровень родителей и недостаточное внимание к ребенку».

Ж.Н. Цедякова [Цедякова, 2014, с. 23] специально исследовала проблему ранней диагностики, коррекции и социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната. Автор указывает, что у детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях дома ребенка, социально-бытовые навыки формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести систематическую, последовательную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении в комплексе с педагогами, их помощниками и специалистами, работающими в доме ребенка. И начинать ее надо как можно раньше.

Методологическая и теоретическая основы исследования выстраивались в русле следующих научных идей:

- в философии: о сущности социализации человека (Э. Дюркгейм, Б.Д. Парыгин, И.И. Резвиц-кий и др.); в социологии, о механизмах, факторах, условиях социализации человека в обществе (О.В. Василенко, В.П. Воробьев, A.A. Мальцев, Ю.Р. Хайруллина и др.);

- в психологии: о сущности и механизмах развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, A.A. Реан, Л.А. Сыр-вачева, Л.П. Уфимцева, Д.Б. Эльконин и др.); содержании социализации человека (Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский и др.); особенностях развития ребенка в раннем онтогенезе (В.В. Абра-менкова, O.A. Белобрыкина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева, A.M. Щетинина и др.); специфике психического развития депривационной личности в раннем онтогенезе (Л.Н. Галигузова, H.B. Головко, С.Б. Дани-люк, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Ю.Т. Матасов, A.M. Прихожан, Н.К. Радина, А.Г. Рузская, H.H. Толстых, М.А. Чернова и т.д.) и др.;

- в педагогике: о содержании и педагогических условиях социализации человека (A.B. Му-дрик, Н.Ф. Голованова и др.); педагогических условиях развития ребенка в дошкольном возрасте (E.H. Герасимова, М.В. Корепанова, М.В. Крулехт, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); педагогическом сопровождении и адаптации детей в условиях детского дома (И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, О.В. Бережная, О.В. Брекина, М.А. Егорова, H.A. Котосонова, Л.С. Кочкина, Ю.Д. Сергин, Р.В. Солнышкина, А.Ш. Шахманова и др.).

В работе Н.В. Шульженко [Шульженко, 2012, с. 272] описана «Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», существенным аспектом которой является раннее формирование у этой категории детей социально-бытовых навыков, направленных на самообслуживание и способствующих их адаптации.

На сегодняшний день в науке раскрыто понятие «социальное сиротство», выделены категории

О.А. КОЗЫРЕВА, Л.Н. СУБАЧ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛьНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

детей-сирот; детально изучен феномен деприва-ции,определеныпедагогическиеусловиясопрово-ждения, адаптации, поддержки, коррекции детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрена специфика их психического развития (A.A. Архи-пова, О.В. Бережная, Л.В. Байбородова, И.А. Бобылева, О.В. Брекина; С.Б. Данилюк, Л.А. Девис, Н.П. Иванова, В.И. Каверина, М.Ю. Кондратьев, Б.А. Куган, Л.Я. Олиференко, A.B. Полина, Т.В. Фу-ряева, Л.М. Шипицына и др.). Многие из исследователей указывают на негативное влияние психологических проблем детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, на их развитие на последующих возрастных этапах.

У дома ребенка, как и у других организаций системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития. С другой стороны, дом ребенка - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью. И основная миссия дома ребенка - помощь в социальной адаптации воспитанников. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочеткова, А.Г. Петрико-ва, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова специально отмечают, что в детском доме у детей ограничены возможности контакта с внешним миром и обеднены условиями для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, присущий детям, выросшим в детских домах, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества.

Условия воспитания и обучения дома ребенка, хотя и решают проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, но только отчасти, что влечет за собой недостатки и особенности развития личности, ограничивая тем самым возможности социальной адаптации детей-сирот. Наличие различных видов депривации не позволяет своевременно и полно сформировать у детей-сирот социально-бытовые навыки. Особенно данное положение актуально для младших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Воспитанники детских домов не имеют возможности целенаправленной подготовки по формированию социально-бытовых навыков, необходимых им в будущей самостоятельной жизни.

С первых дней жизни при формировании таких навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сенситивный) для формирования культурно-гигиенических навыков [Уфимцева, Сырвачева, 2010, с. 89].

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности [Агаева, 2014, с. 194].

Физиологической основой развития навыков самообслуживания являются образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Навыки самообслуживания имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Прочность, гибкость навыков и привычек в том числе зависит от возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка к упражнениям.

Наиболее успешно развиваются навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе рациональной организации их самостоятельной деятельности. В дальнейшем приобретенные навыки закрепляются и расширяются. Важным фактором развития навыков является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях, необходимо уделять огромное внимание воспитанию

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н и

здорового дошкольника [Сырвачева, Уфимцева, 2009, с. 112].

Дети в возрасте 6-7 лет уже овладели многими навыками самообслуживания и без напоминаний и помощи выполняют необходимые правила при одевании, раздевании и др. Воспитатель повышает требования к качеству деятельности и ее темпу, стимулирует детей к самоконтролю, подбадривает детей, показывает, как проще и лучше выполнить уже освоенные навыки без лишних движений и побуждает детей приходить на помощь друг другу.

Основным видом труда ребенка раннего возраста является самообслуживание. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как требует от детей известных усилий, сосредоточенности.

При формировании социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка используются естественные бытовые ситуации, различные игровые упражнения и игры, в процессе которых решаются следующие общеразвивающие и коррекцион-ные задачи:

- поддерживать и поощрять стремление ребенка к самостоятельности;

- формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия, учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения;

- учить ребенка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола и т.п.);

- узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства);

-- формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

- накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

витию самоуважения, чувства собственного достоинства;

- закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т.п.;

- воспитывать навыки опрятности, культуры еды;

- вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребенку;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи;

- формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и т.п.;

- учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы; усаживание куклы за стол и ее кормление; мытье рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развернутым полотенцем; умывание лица куклы и вытирание развернутым полотенцем; мытье куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развернутым полотенцем и т.п.;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

- учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причесывание,раздевание и одевание и т.п.), благодарить друг друга за помощь.

Процессу формирования навыков могут способствовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также образные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же образные игрушки могут использоваться в различных играх, в частности и в играх, формирующих социально-бытовые навыки, то есть в сюжетно-дидактических играх. При их развертывании и обучении им следует использовать в быту различные игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, кухонный комбайн, миксер и т.п. Уточняя назначение

О.А. КОЗЫРЕВА, Л.Н. СУБАЧ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

этих предметов в ходе игр, ребенок начинает постигать правила их применения и целесообразного использования.

При формировании вышеуказанных навыков основную роль выполняют дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах.

Занятия по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка должны включать следующие этапы:

- создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

- игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

- демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия);

- совместные действия педагога с ребенком;

- действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

- самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование по этапам выполнения действий самим ребенком).

Для успешного формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка необходима реализация следующих условий.

1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий обстановки в групповом помещении (мебель, оборудование, игрушки), соответствующих возрасту, росту, психофизиологическим особенностям детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и эстетически-привлекательные.

2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке, на ряд операций.

3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения. При этом характер действий неизменный, а формы разные.

4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учитывая уровень его развития.

5. Активная помощь взрослого детям в осуществлении действий (на начальном этапе), т.е. взрослый практически выполняет действия за ре-

бенка, в некоторых случаях его руками, ногами, либо ребенок просто присутствует.

6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

7. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке.

Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы.

1. Создание у детей предварительной установки на определенный процесс. Например, дети играют, а их уже следует пригласить на завтрак. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, Людмила Николаевна принесла завтрак. Давайте убирать игрушки. Теперь пойдем помоем руки и сядем кушать (завтракать, обедать)».

2. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель сопровождает все действия неторопливой речью, называя используемые предметы и действия.

3. При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что у него все получится. Воспитатель обязательно похвалит ребенка и радуется каждому его новому достижению.

4. Если ребенок научился выполнять какое-либо действие, необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно, контролируя его и отмечая успех ребенка.

5. В течение всего времени пребывания в доме ребенка воспитатель закрепляет последовательность действий, связанных с социально-бытовыми навыками в процессе сюжетной игры.

6. При проведении любого режимного момента нельзя прибегать к насильственным действиям (насильному кормлению, умыванию и т.д.).

Для эффективности процесса формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- целенаправленная педагогическая работа по их формированию;

- достижение каждым ребенком максимально возможного для него уровня социально-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

ш Е-

к

О

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

бытовых навыков, т.е. осуществление дифферен- 7. цированного и индивидуального подходов;

- максимальная наглядность и демонстрация всех действий и требований;

- положительная мотивация деятельности;

- игровые методы и приемы: дидактические, сюжетно-ролевые, игровые ситуации. 8.

Таким образом, система педагогической работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию социально-бытовых навыков.

9.

Список сокращений

1. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. 10.

2. ОВЗ - Ограниченные возможности здоровья.

Библиографический список

1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной 11. психологии. Красноярск, 2014. 240 с.

2. Гладкая В.В. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни // Воспитание и обучение детей с на- 12. рушением развития. 2010. № 5. С. 32-41.

3. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка с легкой интеллектуальной недостаточностью (цели, задачи, особенности содержания педагогической работы) // Воспита- 13. ние и обучение детей с нарушением развития 2009. № 1. С. 13-20.

4. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекци-онных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, 14. Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой.

М.: ВЛАДОС, 2014. 304 с.

5. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. 14. № 1. С. 112-115.

6. Пахомова Е.С. Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома-интерната. СПб., 2013. 28 с.

Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2009. 184 с.

Уфимцева Л.П., Сырвачева Л.А. Коррекцион-но-развивающая работа с детьми 3-4 лет: электронное учебно-методическое пособие для педагогов-психологов, родителей / Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 304 с.

Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Психолого-педагогическая диагностика // Специальная психология. 2007. № 1. С. 16-22. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им.

B.П. Астафьева. 2014. № 3 (29) С. 127-130. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната» // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). 67 с. Шамахова Н.Н. Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу: дис. ... канд. пед. наук: Вологда, 2004. 218 с.

Шульженко Н.В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук. 2012. 212 с.

Шульженко Н.В. Формирование социально-бытовых навыков и развитие познавательной сферы детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего дошкольного возраста // Казанская наука. 2012. № 1.

C. 272-275.

Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Дефектология. 2001. № 3. С. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.