Научная статья на тему 'Воспитание детей-сирот в дошкольном детском доме в условиях послевоенной реорганизации советского общества'

Воспитание детей-сирот в дошкольном детском доме в условиях послевоенной реорганизации советского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ДОМА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ORPHANAGE / GREAT PATRIOTIC WAR / POST-WAR PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Лариса Валентиновна, Уфимцева Мария Алексеевна

Анализируются проблемы воспитания детей дошкольного возраста в детских домах после Великой Отечественной войны: условия проживания детей, физическое, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL ORPHANAGE IN CONDITIONS OF POST-WAR REORGANIZATION OF SOVIET SOCIETY

The article analyzes thу problems of education of preschool children in orphanages after the Second World War: the living conditions of children and physical, moral, patriotic and aesthetic education of orphans.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей-сирот в дошкольном детском доме в условиях послевоенной реорганизации советского общества»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.324:373(091)

ББК Ч413(2)6 ГСНТИ 14.09.23 Код ВАК 13.00.01

Быкова Лариса Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 403; e-mail: bykovalv26@mail.ru

Уфимцева Мария Алексеевна,

аспирант, Российский государственный профессионально-педагогический университет; учитель истории, гимназия «Арт-Этюд»; 620012, г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 30а; e-mail: mari-hotel@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕВОЕННОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детские дома; Великая Отечественная война; послевоенный период.

АННОТАЦИЯ. Анализируются проблемы воспитания детей дошкольного возраста в детских домах после Великой Отечественной войны: условия проживания детей, физическое, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей.

Bykova Larisa Valentinovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Ufimtseva Maria Alekseevna,

Post-graduate student of Russian State Vocational Pedagogical University (RGPPU), History Teacher of Secondary School "Gymnasium "Art -Study" (Ekaterinburg).

EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL ORPHANAGE IN CONDITIONS OF POST-WAR REORGANIZATION OF SOVIET SOCIETY

KEY WORDS: orphanage; Great Patriotic War; post-war period.

ABSTRACT. The article analyzes Шу problems of education of preschool children in orphanages after the Second World War: the living conditions of children and physical, moral, patriotic and aesthetic education of orphans.

Социальные и экономические проблемы в России последнего десятилетия вызвали увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве случаев это дети, имеющие родителей, которые по разным причинам не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей (ведут асоциальный образ жизни, находятся в местах лишения свободы, отказались от ребенка при рождении и т. д.). По данным Департамента воспитания и социализации Министерства образования и науки РФ, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ 1 января 2014 г. составляла 106 тыс. человек [9]. Такое количество детей-сирот показывает социальную остроту проблемы сиротства, которая не может оставаться без внимания общества, государства и специалистов.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, оказываются в детских учреждениях, таких как детские приюты, дома ребенка и детские дома. Не имея родителей, ребенок, воспитывающийся в таких учреж-

дениях, должен быть социализирован и успешен в будущем.

Многочисленные публикации в прессе последних лет о проблемах детского сиротства свидетельствуют о серьезной озабоченности общества сложившейся ситуацией. Однако историко-педагогические исследования по этой теме обращены, главным образом, к дореволюционному прошлому и в лучшем случае бегло рассматривают советский период. Несомненно, выстраивание эффективной программы воспитания и обучения в детских домах невозможно без освоения исторического опыта первых послевоенных лет, когда были созданы работающие и поныне органы и учреждения социальной помощи и защиты детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Именно на эти годы пришелся максимальный за всю историю страны рост детей-сирот.

В первые послевоенные годы многие дети поступали в детские дома в очень тяжелом состоянии. Они были свидетелями фашистских зверств, перенесли ужасы бомбардировок и лагерей смерти, потеряли ро-

© Быкова Л. В., Уфимцева М. А., 2014

дителей и дом. И сотрудники детских домов должны были не только накормить и обогреть осиротевших ребят, но и сформировать у них ценностные ориентиры, навыки и умения, необходимые в дальнейшей жизни. Особенно важно было организовать целенаправленную педагогическую деятельность среди дошкольников.

Еще до Великой Отечественной войны в СССР существовала разветвленная сеть детских дошкольных учреждений, которую условно можно разделить на 2 группы:

1) дошкольные учреждения, работавшие под контролем наркомата здравоохранения; к ним относились детские дома ребенка, дома матери и ребенка, детские ясли и сады постоянного, сезонного и санаторно-курортного типа;

2) детские дошкольные учреждения, находившиеся под руководством наркомата просвещения [6, с. 46.].

В послевоенное время число детей дошкольного возраста, находящихся в детских домах, продолжает расти за счет детей, привозимых из освобожденных районов или осиротевших во время эвакуации, а также за счет массового привлечения женщин на работу в промышленное и сельскохозяйственное производство. Многие матери не могли прокормить своих малолетних детей и уделить им достаточного внимания и отдавали их в детские дома, порой создаваемые прямо на базе предприятия.

В послевоенных дошкольных детских домах были крайне тяжелые условия жизни детей-сирот. Несмотря на увеличение количества детских домов, острой оставалась проблема нехватки площадей. Под детские дома отводили старые деревянные дома, постройки летних пионерских лагерей, брали в аренду здания у колхозов, зачастую, эти помещения не соответствовали требованиям, были непригодны для проживания детей.

Скученность, отсутствие карантинных отделений способствовали распространению различных инфекций. В ряде детских домов не было прачечных и бань, не имелось изоляторов в медицинских пунктах. Медицинские осмотры детей проводились нерегулярно. Помещения не проветривались, потому что во многих зданиях детских домов отсутствовали стекла, они были забиты досками и картоном. Воспитанники детских домов часто не имели возможности пользоваться мылом, зубной щеткой и зубным порошком. В результате у детей наблюдались такие заболевания, как туберкулез, трахома, малокровие, трихофития [1, л. 18 об.]. Повсеместно у детей диагностировался энурез и педикулез. Многие детдома были плохо отремонтированы, не подготовлены к работе в зимних условиях. Часть

детей вынуждена была спать по двое на одной койке. В детских доме отсутствовала посуда, из-за чего дети пили чай из стеклянных консервных банок [2, л. 30]. В целом, необеспеченность кухонным инвентарем была характерна для большей части детских домов.

Даже в 1950-е годы в документах отмечались трудности в снабжении детских домов продуктами первой необходимости. Не хватало постельного и нательного белья, у 80% детских домов имелось всего по 2 комплекта белья, сильно изношенного и ветхого. Не хватало обуви, особенно валяной, у 60% воспитанников детских домов в первые послевоенные годы не было зимних пальто и шапок, поэтому на прогулки дети ходили по очереди. Остро стояла проблема нехватки мебели, учебных принадлежностей, спортивного инвентаря [3, л. 31].

Большое значение в решении проблемы нормального развития ребенка в условиях послевоенного дошкольного детского дома играла рациональная организация учебного процесса. Большое влияние на состояние ребенка оказывали те обстоятельства, которые сопровождали поступление малыша в детский дом, поэтому методическая работа начиналась с первых минут пребывания ребенка в детском доме. В детском доме №14 города Москвы была организована следующая система приема детей. Детей принимали небольшими группами, и на период адаптации все сотрудники детского дома работали не посменно, а все сразу, чтобы избавить детей от смены незнакомых лиц и иметь возможность уделить больше внимания каждому воспитаннику. Нового ребенка знакомили с детским домом, выдавали ему носовой платок, показывали место за столом, его кровать и вешалку для полотенца, шкаф для верхней одежды. Все предметы были одинаково украшены привлекательной картинкой -значком [8, с. 8].

Серьезную роль играла обстановка групповой комнаты, куда впервые входили дети. Она должна была быть уютной, светлой, без лишних предметов и мебели. Игрушки должны были соответствовать возрасту, а мебель - росту детей. Однако чаще всего в послевоенный период мебели не хватало, а игрушек не было совсем. Отсутствие игрушек компенсировали подвижными играми, а также делали игрушки сами: кукол из тряпиц и соломы, лепили фигурки из глины, играли битой посудой [5]. Дефицит шкафов и тумбочек решался за счет использования индивидуальных мешочков, которые крепились на спинку кровати, в эти мешочки ребята складывали свою одежду и белье [7, с. 10].

В детском доме здоровье детей, измученных войной, являлось предметом особой заботы. На охрану и укрепление здоровья детей-сирот был направлен целый комплекс процедур и мероприятий: умывание, чистка зубов, мытье ног, обтирание, четкий режим дня, утренняя зарядка, проветривание помещений и прогулка перед сном. Важно было привить юным воспитанникам культуру поведения, научить их навыкам самообслуживания, соблюдению гигиенических требований. Примером для ребенка в первую очередь являлся сам воспитатель. Педагог всегда должен был выглядеть опрятно, иметь аккуратную прическу, чистые руки. Для воспитания в ребенке любви к чистоте и гигиене применялись следующие методы. У каждого ребенка должны были быть индивидуальная кружка для полоскания рта, полотенце и носовой платок. Пользоваться этими предметами ребята учились в ходе игры. За успехи ребенка необходимо было хвалить, указывая, чего конкретно достиг воспитанник: «Володя научился теперь сам умываться». Воспитатели разучивали с детьми песенки и присказки «Водичка, водичка, умой мое личико», читали и разбирали с детьми сказки К. И. Чуйков-ского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Показателен опыт Мичуринского детского дома, в который после войны прибыло много детей-сирот. Дети часто болели и постоянно ходили сопливые. Воспитатели решили приучить детей пользоваться носовым платком. Из старых простыней они сшили для детей платочки и на каждом вышили индивидуальную картинку, чтобы платочки не терялись, сшили мешочки, которые одевались через плечо, так как в детской одежде не было карманов. На мешочках была та же картинка, что и на платках. Платок и мешочек сшили и для детской игрушки - большого медведя. В ходе игры с медведем ребята научились пользоваться платками, не терять и беречь их, вовремя стирать, благодаря чему заболеваемость простудными болезнями с дошкольном деском доме снизилась [7, с. 11].

Важным моментом в физическом воспитании детей-сирот являлись полноценное питание, систематическое наблюдение и регулярные занятия спортом. И если с первыми двумя пунктами у детских домов послевоенной поры периодически возникали проблемы, то спортивная работа велась регулярно - подвижные игры, бег, занятия со спортивным инвентарем, который изготавливали сами воспитатели из подручных средств. Занятия спортом поддерживали физическое и эмоциональное здоровье, наряду с привитием гигиенических навыков способствовали воспитанию у ребенка пра-

вил поведения в обществе, развитию речи, движений, эмоций.

В большом коллективе важна дисциплина. Приучение к дисциплине шло за счет соблюдения режима дня. Весь день ребенка от пробуждения до отхода ко сну регламентировался. Режим дня варьировался в зависимости от времени года и возраста воспитанника, а также от его состояния здоровья. Режимы дошкольных детских домов разрабатывались Министерством Просвещения и были обязательными для всех детских домов страны [4, с. 112-116]. Воспитатель строго следил за соблюдением распорядка дня, проверял, как ребята умываются, складывают одежду, едят. При формировании уважения к режиму дня педагоги воспитывали у детей чувства вины, сожаления, желания исправить проступок. Для этого проводились беседы с использованием ярких, эмоциональных примеров, применялись наказания - лишения прогулок, осуждения перед другими ребятами, постановка в угол.

Важным аспектом воспитания личности ребенка являлось формирование его нравственности. Нравственное воспитание в условиях детского дома осуществлялось за счет привития навыков самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Большое внимание уделялась воспитанию в ребенке чувства коллективизма. Воспитатели приучали ребят жить и работать в коллективе, заботиться друг о друге. Однако в послевоенном дошкольном детском доме в детях также воспитывалась забота и трепетное отношение к личным вещам. У каждого ребенка должны были быть личные вещи, предметы бытового и гигиенического назначения, которые ребенок должен был беречь, держать в чистоте, за счет чего в дошкольниках воспитывалось чувство ответственности, умения ценить то, что имеешь. К сожалению, впоследствии личностное воспитание в детских домах ушло на второй план, что привело к серьезным проблемам, в том числе к росту иждивенческих и потребительских настроений у воспитанников детских домов.

Незаменимым инструментом нравственного воспитания были беседы с детьми о правильном обращении к взрослым, о дружбе воинов Красной армии, особо проявившейся в годы Великой Отечественной войны, о героическом труде советских людей. Для воспитания детей использовали по возможности такие средства педагогического воздействия, как художественная литература, кино, произведения изобразительного искусства и музыка, в ходе знакомства с которыми воспитатель создавал атмосферу, стимулирующую в ребенке радость, желание познавать окружающий мир.

Вопросам интернационального и патриотического воспитания в послевоенные годы придавалось большое значение. Воспитатели рассказывали детям о жизни и деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина, посвятивших свою жизнь народу. Организовывались встречи с почетными гостями, шефами, стахановцами. Во время таких встреч дети учились вести себя скромно, демонстрировать свои творческие способности, рассказывать о жизни в детском доме. Подобные рассказы и встречи оказывали на детей сильное влияние, стремление подражать лучшим людям страны, формировали признательность к советскому правительству.

В условиях послевоенного переустройства общества и острого дефицита даже самых необходимых вещей в дошкольных детских домах широко прививалось трудовое воспитание. Уже с 3-х лет ребятам посильны элементарные трудовые задания: принести и разложить в столовой ложки, салфетки, убрать на место игрушки. С 5-ти лет детей привлекали к систематическому посильному труду: мытье стульев, столов, уборка в живом уголке, прополка грядок, полив растений. К 6-ти годам дети уже должны были обладать навыками полного самообслуживания: одеваться, умываться, убирать со стола, а также работать на огороде.

В развитии трудовых навыков большое внимание уделялось одобрению воспитателя, контролю со стороны педагога за аккуратностью детей, их бережному отношению к труду взрослых и сверстников. Сотрудники детского дома на своем примере показывали порядок выполнения действий, все трудовые операции воспитатель проделывал вместе с детьми. Если дети брали на прогулку игрушки, воспитатель поручал их отдельным детям. Вместе со взрослыми дежурные пересчитывали мячи, скакалки, лопатки. После прогулки собирали все с площадки, вновь пересчитывали и мыли по приходу в группу [7, с. 25]. Чтобы успешнее укрепить навыки самообслуживания, воспитатель должен был предусмотреть соответствующее возрасту оборудование, однако в послевоенных условиях это было практически невозможно. Порой ребята учились завязывать шнурки на единственной паре имевшихся в детском доме ботинок. Работа должна была приносить детям радость, учить уважать труд окружающих, поэтому часто дети учились труду в виде игры, совместно со старшими ребятами.

Помимо трудового воспитания уделялось внимание и развитию музыкального и художественного вкуса. Для музыкального воспитания использовались методы массового пения, создавались импровизированные оркестры, организовывалось прослушивание музыки детьми. Песни выбирались не только по идеологическим соображениям, но и посильные для детских голосовых связок, а музыкальные инструменты делали из подручных материалов. И пусть колыбельная нянечки была единственной музыкой в детском доме, слушая ее, дети, лишившиеся родителей, прикасались к прекрасному. Художественное воспитание проходило через уроки рисования, рассматривание картинок из книг. При этом развивать творческие способности необходимо было в соответствии с возрастом, способностями и при желании со стороны ребенка, ни в коем случае не применяя никаких насильственных методов [10, с. 74].

Мировоззрение детей расширялось за счет организованных прогулок в лес, поле, на речку, на приусадебное хозяйство. Воспитатели читали детям книги, беседовали о прочитанном. Очень важным в развитии ребенка было использование наглядности. Воспитатель Ирбитского детского дома Свердловской области вспоминала: «Дети совсем не слушали меня, когда я рассказывала им сказку, тогда я принесла им картину с изображением «Курочки Рябы», дети с интересом рассматривали ее, говорили, что изображено на рисунке, и захотели послушать сказку, при этом содержание сказки дошло до каждого ребенка» [8, с. 36].

Одним из важнейших условий формирования нового человека в детском доме являлся рационально организованный режим жизни детей. При этом для детей, потерявших родителей, личность воспитателя играет большую роль. Это человек, который в начале их жизненного пути должен научить детей быть самостоятельными, уважать окружающих, привить любовь к знаниям и труду. В послевоенных условиях выполнение подобных задач было практически неосуществим. В этом и заключается подвиг и героизм сотрудников детских домов, которые в условиях массового дефицита, переполненности детских учреждений, порой при недостаточной образовательной базе и отсутствии методической литературы, разрабатывали методы работы с детьми, делились опытом, воспитывая при этом достойных людей.

ИСТОЧНИКИ

1. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 7. Д. 69.

2. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 8. Д. 26.

3. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 8. Д. 26.

ЛИТЕРАТУРА

4. В помощь директору детского дома. Сборник документов и инструктивно-методических материалов. М. : Учпедгиз, 1948.

5. Дудина А., Семкова Н. В. Салдинский детский дом. URL: http://www.world-war.ru/saldinskij-detskij-dom (дата обращения: 20.03.2014).

6. Дунбинская Т. И. Статистика эвакуированных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) / / Вестник ТГПУ. 2011. №13.

7. Литкенс Н. А. Воспитание культурного поведения в дошкольном детском учреждении. М. : Учпедгиз, 1951.

8. Организация жизни детей младшей группы в дошкольном детском доме. Учпедгиз, 1951.

9. РИА НОВОСТИ. Количество детей-сирот в России. URL: http://ria.ru/society/20140116/989519394 (дата обращения: 18.07.2008).

10. Эстетическое воспитание в детском доме : пособие для воспитателя, под ред. В. И. Шацкой. М. : Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1953.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.