Научная статья на тему 'Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт)'

Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3930
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / ИНТЕРНАТНАЯ СИСТЕМА / ПРИЕМНИКИ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ / ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ТРУДОВАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОММУНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волобуева Нина Алексеевна

В данной статье дана характеристика и исторический опыт создания детских домов как государственной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аргументированно и подробно приведены данные об организации и опыте воспитания детей-сирот в детском доме с. Ковалевского Новокубанского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт)»

УДК 376.64 ББК 74.24(2)732 В 68

Н.А. Волобуева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики социальнопедагогического факультета Армавирского государственного педагогического университета, т. 8(86137)4-02-32

ДЕТСКИЙ ДОМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В данной статье дана характеристика и исторический опыт создания детских домов как государственной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аргументированно и подробно приведены данные об организации и опыте воспитания детей-сирот в детском доме с. Ковалевского Новокубанского района.

Ключевые слова: детский дом, интернатная система, приемники-распределители,

жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудовая сельскохозяйственная коммуна.

N.A.Volobuyeva

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of General and Social Pedagogy Department of Social-Pedagogical Faculty, Armavir State Pedagogical University, ph. 8(86137) 4-02-32

CHILDREN'S HOME AS THE STATE FORM OF LIFE OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT (HISTORICAL EXPERIENCE)

Abstract. The paper provides the characteristic and historical experience of creation of children's homes as the state form of life of children-orphans and children without parental support. The well-reasoned data on the organization and experience of education of children-orphans in Kovalevsky children's home of the Novokubansky region are given in detail.

Keywords: children's home, boarding school system, receivers-distributors, life organization of children-orphans and children without parental support, a labor agricultural commune.

Целью данной статьи являются изучение и анализ деятельности детского дома как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Проблема сиротства привела к пониманию того, что организация детских домов, приютов и других органов, осуществляющих заботу и опеку над брошенными детьми, является прямой социальной обязанностью государства.

В России каждый сотый ребенок живет и воспитывается в интернатной системе. Для 280 000 детей домом вынужденно является сиротское учреждение, сейчас в стране функционирует более 2000 учреждений, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных коррекционных школ-интернатов, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Особое место в процессе подготовки специалиста по социальной педагогике занимает изучение условий функционирования детских домов и учреждений интернатного типа. В России работает 272 дома ребенка, в которых воспитываются более 20 тыс. детей [1]. Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста -образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

социально-реабилитационные центры, социальные приюты). Основой деятельности подобных учреждений являются профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в детском доме, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи.

Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом, защитой от жестокостей внешнего мира. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности.

В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психологопедагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, где проблеме социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, уделяется особое внимание. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, основу которой составляют принципы гуманистической педагогики. За достаточно короткий срок в большинстве субъектов Российской Федерации создана сеть таких учреждений. В учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию 3,6 млн. несовершеннолетних, однако потребность в такого рода учреждениях удовлетворена лишь на 25% и неравномерна в различных субъектах Федерации.

Рост социального сиротства, снижение воспитательного воздействия семьи актуализируют потребность в организации новых форм жизнеустройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Если мы обратимся к истории создания государственной системы социальной защиты детей, то увидим, что она никогда не была альтернативной семейному воспитанию, а служила лишь дополнительной формой сосредоточения общественных ресурсов в особых исторических условиях. Это, прежде всего, войны, когда семьи несли непоправимые утраты и дети нуждались в особой заботе государства. Система представлена созданными за многие годы учреждениями, которые в своей деятельности руководствовались программой временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от З до 18 лет, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной социальной помощи. Основное предназначение таких учреждений - коррекция, реабилитация, восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также формирование личности ребенка с учетом его возрастных и психосоциальных особенностей. Духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть честным, способность сопереживать и радоваться другим людям, брать ответственность за себя и других.

По данным показателям официальной статистики, в Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 700 тысяч детей-сирот. На заседаниях Государственной думы депутатами обсуждаются антикризисные меры, принимаются документы, направленные на поддержку финансового, производственного секторов.

Проблема воспитания детей в учреждениях интернатного типа всегда была актуальной. Достаточно обратиться к истории функционирования детских домов в начале ХХ века. Этот период выделен историками как самый сложный в истории страны. Гражданская война, потеря родителей, эпидемии, голод, массовые перемещения населения в начале 20-х годов явились факторами, повлиявшими на появление беспризорных детей, детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. По различным данным, число детей, нуждающихся в немедленной помощи государства, составляло в 1921 году 4-6 миллионов человек.

Для объединения и согласования деятельности всех ведомств по оказанию помощи детям в борьбе с детской беспризорностью была создана комиссия по улучшению жизни детей - «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Ф.Э. Дзержинским. В 1923 году помощь получили более 1 млн. детей-сирот. Многие детские дома, колонии и коммуны приобрели широкую известность: колония имени М. Горького и коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил талантливый педагог и организатор А.С. Макаренко. Но и тогда в результате проверок Н.К. Крупская в статье «К вопросу о детдомах» отмечала, что «вначале - в 19171918 гг. - мы говорили о необходимости воспитания, думали, что сумеем всем детям дать кров, пищу, одежду, знания, общественные навыки. Жизнь показала, что при данных условиях государству это непосильно, что это может быть лишь далекой целью, к которой ведет длинный путь.

Сейчас у нас нет недостатка в ребятах, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании - вопрос крайне острый, а мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет средств, это само собой. Вопрос еще в том, что мы плохо еще обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем тут вопрос идет о будущем целой массы ребят. Чем должен быть детский дом?

Он должен быть учреждением, дающим ребятам возможность всестороннего физического развития, дающим детям серьезный запас знаний, умение прилагать их к жизни, дающим привычку к труду, умение коллективно жить и работать, дающим понимание жизни и умение занять в ней место полезного члена общества» [2].

Не обошла эта проблема и южные районы России. Выполняя директивы Госсовета по защите детей после установления Советской власти в двадцатых годах ХХ века в Кубанском регионе, местные власти проводят комплекс мероприятий по охране подрастающего поколения. Детские дома, приемники-распределители, изоляторы и другие специальные учреждения позволили решить проблему детской беспризорности в 20-30-х годах ХХ века. Как происходило открытие детских домов?

В крупных городах, как, например, Армавире создавались приёмники-распределители, куда собирали беспризорных детей из г. Новороссийска, ст. Урупской, ст. Отрадной.

Армавирский приёмник-распределитель всех детей не мог вместить, и часть детей перевозили по железной дороге в разные населенные пункты, чаще расположенные в сельской местности. Так, в селе Новокубанском, в имении, ранее принадлежавшем барону Штенгелю, появился детский дом. Привезённых детей размещали в жилых зданиях и бараках барона Штенгеля (эти здания сохранились до сих пор).

Необходимы были земли и новые здания для того, чтобы организовать нормальную жизнь обездоленных детей. Но в условиях послевоенной разрухи, голода этот вопрос решить было очень трудно. На окраине хутора Ковалевского располагалось бывшее имение Грамотина. Именно здесь 18 апреля 1923 года открывается детская трудовая сельскохозяйственная коммуна. С мая 1923 года трудовая сельскохозяйственная коммуна была названа в честь выдающегося советского дипломата Вацлава Вацлавовича Воровского его именем. Огромный вклад в создание новой сельскохозяйственной коммуны и спасение детей-сирот внёс Пётр Петрович Белеченко. Он лично определил в детский дом более 80 детей, и его по праву можно считать одним из первых основателей трудовой сельскохозяйственной коммуны.

Тогда необходимо было решить сложнейшую задачу: фактически на пустом месте организовать не только условия для нормальной жизни, труда и учёбы, но и, самое главное, воспитать нового человека. На первом этапе на содержание коммуны средства не выделялись. Поэтому все дети и сотрудники трудились на землях и в подсобном хозяйстве, выращивали урожай, кормили животных. Часть продуктов оставлялась для пропитания,

другая часть реализовывалась. За вырученные деньги покупалась одежда, обувь, постельные принадлежности, мебель, учебники, стройматериалы. Такой совместный труд способствовал сплочению детского коллектива, бережному отношению к своему дому. Многие воспитанники не помнили своих фамилий, имён, места рождения, родителей, обращались друг к другу по кличкам и прозвищам. Поэтому сотрудники проводили и другую не менее важную работу: установление фамилий, имён, отчеств, дат рождений.

В школу коммунары ходили в хутор Ковалевский, где заканчивали 2-4 классы, впоследствии продолжали жить и работать в коммуне в х. Ковалевском, уходили служить в Красную Армию. Помогали детскому дому и жители хуторов Ковалевского и Покровского, села Мирного. Они привозили хлеб, одежду, вспахивали земли, строили подсобное хозяйство.

Важной в тот сложный период для всего педагогического коллектива стала задача дальнейшего жизнеустройства и трудоустройства выпускников коммуны. Эта проблема требовала своего разрешения.

В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года определялись задачи и меры по повышению роли партийных, комсомольских, профсоюзных организаций в воспитании подрастающего поколения. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) отмечали, что «в условиях непрерывного улучшения материально-культурного положения трудящихся города и деревни и при производимом государством отпуске огромных средств на содержание детских учреждений наличие беспризорных детей в столицах и других городах страны объясняется плохой работой местных советских органов и партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации и предупреждения детской беспризорности и отсутствием организованного участия в этом деле советской общественности».

А так как в большинстве детских домов в хозяйственном и воспитательном отношении работа была поставлена неудовлетворительно, а в ряде мест и вовсе отсутствовала организованная борьба с детским хулиганством и с преступными элементами среди детей и подростков, необходимы были срочные меры по решению социальной проблемы, и в этот период был принят ряд постановлений, рекомендуемых к немедленному исполнению.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановили определить чрезвычайные меры об улучшении состояния детских домов и трудовых колоний. Прежде всего, были определены следующие типы детских учреждений для детей-сирот:

а) в ведении наркожпросов союзных республик - детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию, а также детские дома, содержащиеся на средства родителей, и детские дома для трудновоспитуемых;

б) в ведении наркомэдравов союзных республик - специальные детские дома для детей, которые нуждаются в длительном лечении;

в) в ведении наркомсобесов союзных республик - специальные детские дома для инвалидов-детей;

г) в ведении Наркомвнудела СССР - изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.

В приемниках-распределителях дети должны быть не более одного месяца, причем в приемниках-распределителях должна быть установлена строгая дисциплина. По истечении указанного срока приемник-распределитель направлял ребенка в детское учреждение соответствующего типа, которое обязано его принять. Во всех детских домах и колониях в соответствии с возрастом был установлен трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией ко времени выхода из детского дома или колонии путем организации мастерских при детском доме или колонии, а также прохождения производственной практики на предприятиях. Наркоматы, в ведении которых

имеются детские учреждения, должны были определить в течение трех месяцев по каждому детскому дому и трудовой колонии виды профессии, к которым они должны готовить детей. Все, кто старше 14 лет, отправлялся в школы ФЗУ или на промышленные предприятия, в совхозы, МТС, колхозы для работы и обучения в производственных бригадах, директоры предприятий, совхозов и МТС, безусловно, обязаны принимать их на работу и обеспечивать жильем. Кроме того, органы промышленности, НКЗемы и Наркомсовхозы обязаны были направлять воспитанников, выходящих из детских домов, на работу в соответствии с полученной ими квалификацией. Всем детским домам, в первую очередь, в сельских местностях и небольших городах были отведены земельные участки для обработки их самими воспитанниками (разведение огородов, садов, ягодников, посевы продовольственных культур) и ведения животноводческого хозяйства. Общее образование воспитанников детдомов и трудколоний проводилось в общих школах, причем наблюдение за их успеваемостью и поведением возлагается на заведующих детскими домами. Воспитанников детских домов для трудновоспитуемых и трудовых колоний - непосредственно в самих детских домах и колониях. Совет народных комиссаров союзных республик обязан был определить по каждому типу детских учреждений нормы содержания, смету и план снабжения оборудованием и материалами. Был установлен такой порядок финансирования детских домов трудколоний, при котором было бы обеспечено содержание в детских домах по установленным нормам фактически имеющегося в них числа детей. Все хозяйственные операции детских домов, трудовых колоний и приемников были освобождены от обложения всеми видами налогов. Установлена была повышенная персональная ответственность административно-хозяйственного персонала детских учреждений за расхищение материальных ресурсов, побеги воспитанников и сокрытие побегов. В целях улучшения состава работников детских домов и трудколоний наркомпросы союзных республик обязаны были пересмотреть состав заведующих и воспитателей детских домов и трудколоний. Особое внимание уделялось отбору педагогических кадров. Отдел школ ЦК ВКП(б) выделил путем персонального отбора 200 коммунистов на руководящую работу в детских домах и трудколониях, а также были выделены 500 активных комсомольцев для работы в детских домах и трудколониях в качестве зам. заведующих по воспитательной работе с персональным утверждением их ЦК ВЛКСМ, органы промышленности выделили 300 квалифицированных рабочих с предприятий в качестве руководителей мастерских в детских домах и трудколониях. Наркомпросы союзных республик выделили из оканчивающих в текущем году педтехникумы 500 человек и из педвузов - 125 человек для работы в детских домах и трудколониях. Для всех командируемых на работу в детские дома и трудколонии устанавливалась повышенная оплата труда (не менее, чем они получали по месту своей последней работы).

В Наркомпросах союзных республик были организованы специальные управления по руководству детскими домами. Кроме того, ЦК нацкомпартий, крайкомы и обкомы обязаны были развернуть работу по шефству рабочих организаций, предприятий, колхозов и совхозов над детскими домами и трудколониями.

В 30-е годы жизнь в детских домах постепенно налаживалась. Как в целом в стране, так и в сельскохозяйственной коммуне на окраине хутора Ковалевского Новокубанского района. Были отремонтированы старые и построены новые здания, функционировало подсобное хозяйство (коровы, свиньи, птица), обрабатывались земли, заложен фруктовый сад, дети работали не только в подсобном хозяйстве, но и в столярной мастерской, которую построили сами, научились изготавливать столы, лавки, двери, оконные рамы.

Все воспитанники детского дома стремились, как и все советские дети, получить образование - они продолжали учиться в Ковалевской сельской семилетней школе, а по вечерам, при свете керосиновых ламп, готовили уроки. К этому времени государство уже централизованно оказывало помощь детскому дому - из Армавира получали одежду, обувь, продукты питания, осуществлялось финансирование, направлялись педагоги.

По воспоминаниям Андрея Г авриловича Макаровского, который проработал в детском

доме с 1932 по 1971 годы, к сороковым годам детский дом им. В.В. Воровского имел крепкую материальную базу, сплочённый детский коллектив и коллектив сотрудников.

Нерешённой до настоящего времени задачей остаётся создание системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учреждений. Между тем именно подобная система должна способствовать сохранению и развитию реабилитационного потенциала, приобретённого подростком в период пребывания в учреждении, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений выпускников, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической и правовой поддержки. Основной причиной сложной ситуации является трудность в передаче трудового и культурного опыта новым поколениям.

Выбор профессии также следует рассматривать как первоочередную задачу педагогического руководства процессом социализации воспитанников детских домов. Переход на новый образ жизни, как считает профессор К.Ш. Ахияров, неразрывно связан со сменой доминанты на умственный или производительный труд, поскольку трудовая деятельность в значительной мере влияет на другие сферы жизнедеятельности человека. Несмотря на законодательные гарантии государства по соблюдению прав детей, лишённых родительского попечения, процесс их трудоустройства во многом тормозят проблемы, с которыми они сталкиваются на этапах роста и взросления.

В результате молодые люди из числа детей, лишённых родительского попечения, часто оказываются не конкурентоспособными на современном рынке квалифицированного труда, и многие полученные ими профессии оказываются невостребованными.

Завершающие годы пребывания ребёнка в детском доме являются важнейшим этапом его первичной социализации. Однако даже прохождение этого этапа не даёт основания для того, чтобы говорить о завершённости первичной трудовой социализации. У выпускников интернатных учреждений складывается позиция иждивенчества, непонимания необходимости вхождения во «взрослую» жизнь с её законами, экономическими и социально обусловленными правилами. В социокультурной адаптации детей-сирот могут быть выделены, таким образом, две основные стороны:

1) личностно-психологическая сторона, связанная с развитием эмоциональных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, для обеспечения которой необходимо персонифицированное, уникальное, развивающее взаимодействие с постоянными близкими взрослыми;

2) собственно социально-культурная сторона, связанная с ролью замещающей семьи и родственников как носителей социального опыта, его образцов и нормативов, исполнителей определенных социальных функций, обеспечивающих вхождение нового члена в сеть социальных взаимосвязей, - пример и поддержку в повседневной жизни, круг общения, предоставление определенной «социальной ниши». Дети-сироты, как правило, либо полностью выключены из этих социальных сетей, либо принадлежат к маргинальным и девиантным их секторам, представляющим собой своего рода трясину или «болото», куда нередко они вынужденно попадают, выходя из детского дома, и вырваться из которого им оказывается не под силу.

Обе выделенные стороны социокультурной адаптации взаимосвязаны и являются одинаково важными: ущербные условия воспитания формируют незрелую и ограниченную в своих возможностях личность, отсутствие нормальной социальной среды выявляет и обостряет ее дефекты. И, наоборот, формирование зрелой, ответственной, автономной личности предполагает ее способность противостоять пагубным влияниям и активно изменять свое окружение для искоренения причин, их порождающих. Соответственно задачи детского дома и Социальных служб, занимающихся решением проблем сирот, должны пониматься шире, чем забота о росте и воспитании сирот до достижения ими возраста, когда подросток становится способным самостоятельно содержать себя и вести самостоятельное хозяйство. Детские дома должны в той или иной форме поддерживать отношения с выпускниками и помогать им, возможно, более долгое время. Фактически эта работа уже

проводится, к ней подталкивает сама жизнь - беспокойство, забота педагогических коллективов детских домов о своих воспитанниках, однако их возможности здесь весьма ограничены, и необходимы специальные меры, которые позволили бы активизировать эту деятельность, создавать и содействовать расширению поддерживающей молодого человека сети социальных связей.

Примечания:

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей. М., 2003.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М., 1978. С. 261.

3. Лишенные родительского попечения: хрестоматия. М.: Просвещение, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.