Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
Колокольцева Елена Владимировна
заведующий
структурное подразделение «Детский сад «Жар-птица» ГБОУ ООШ№ 4,
г. Новокуйбышевск Самарская область, Россия [email protected]
Аннотация: Целью статьи является: представить проект патриотического воспитания «Родина неповторимая», разработанный педагогами структурного подразделения «Детский сад «Жар-птица» ГБОУ ООШ № 4. Проект состоит из нескольких блоков, которые детально описаны в статье. Каждый блок носит интегрированный подход, т.е. включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Даны методические рекомендации по реализации проекта.
В результате реализации проекта у детей формируются первые представления об истории и традициях России.
Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание, дошкольник, Россия.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных организациях широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.
Что же может заинтересовать ребенка в наши дни своей чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это, как и в былые времена, многовековая история и культура России. Лики Земли неповторимы, каждая страна уникальна. И задача каждого нового поколения - сохранить эту самобытность. Отсюда наше желание создать проект патриотического воспитания для самых маленьких жителей страны - дошкольников. Созданный педагогами проект «Родина неповторимая» состоит из нескольких блоков, на каждый из которых отводится 1 месяц. Например, в сентябре - блок «Россия-матушка», а который входят темы: что такое родная земля, Отечество, Государство Российское; знакомство с государственными символами - гербом и флагом России, характерными чертами славян, столицей Родины - Москвой. В конце месяца проводится итоговое мероприятие - развлечение «Осень России».
Блок «Русь богатырская» - это рассказы, от кого и как защищали в старину русскую землю богатыри; о нашествии Наполеона и Бородинской битве; о великих русских полководцах А.Невском, Д. Донском, А.Суворове. Отдельно представлена тема Великой Отечественной войны - это не только рассказы о сражениях, но и о том, кто такой «сын полка», подвигах юных героях и т.п. Это тема теснейшим образом связана с семейными историями и архивами и звучит как «Наши дедушки (прадедушки) - герои». В музее детского сада выставляются фронтовые фотографии, медали, письма, кусочек засохшего хлеба - по весу блокадной нормы Ленинграда и, конечно, книги, альбомы о Великой Отечественной войне. Вечер военной песни и выставка детского рисунка «Войну рисую только черным». Встречи с ветеранами войны - это живое общение и
бесхитростные рассказы о жестоких буднях войны, подготовка и вручение подарков. Заканчивается тема войны экскурсией к Вечному огню и возложением цветов.
Но блок «Русь богатырская» включает и тему «Наследники славных дел». Рассказы о том, кто и зачем служит сейчас в российской армии, о родах войск, выставку современной военной атрибутики. Ежегодно Дню защитников Отечества мы посвящаем выставку «Мой папа на военной службе». И чтобы не говорили о желаниях современной молодежи любой ценой уклониться от службы в армии, мы видим, что те молодые мужчины, кто имеет опыт военной службы, в абсолютном большинстве вовсе не стремиться его поскорее забыть. Об этом говорят хотя бы то, как бережно и трепетно относятся они к своей военной форме, знакам отличия. Кстати, традиционно, как итоговое мероприятие, в канун Дня Защитника Отечества, в нашем детском саду проходит спортивно-музыкальный праздник «Богатырские забавы» с участием пап.
Блок «Русь стародавняя» знакомит с убранством русской избы и народными промыслами, Неделей национальной кухни с конкурсом семейных блюд «Русское застолье», знакомит со старинным народным календарем и т.п. Организация такой совместной деятельности воспитателя с детьми предполагает активность самих детей, т.к. им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
В блоке «Русь стародавняя» дети узнают, что такое «промыслы» и почему они называются «народными», в рамках данного блока под девизом «Не красна изба углами» проходит неделя русской кухни.
Блок «Край мой Самарский» - это не только история и народные промыслы Самарского края: жигулевская резьба, самарское кружево и самарская игрушка, не только знакомство с историческим прошлым и настоящим родного города, но и национальной культурой народов Поволжья, проживающих в Самарском крае -чувашей, татар, мордвы.
Названия других блоков также говорят сами о себе: «Север далекий и удивительный», «Сказочная Русь в студеный зимний вечер», «Родительский дом» и т.п.
Каждый блок носит интегрированный подход, т.е. включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Мы не ставили задачу, знакомя детей с историей России, показать целостность исторического процесса во всем многообразии. На наш взгляд, очень важно создать условия для возникновения у детей первого представления об истории, эмоционально окрашенного, опирающегося на наглядно-образное мышление дошкольника, чтобы ребята поняли, что у каждого народа и страны есть своя история, узнали настолько интересные факты и события, которые оставили бы незабываемые впечатления.
Например, рассказываем, как мечтал в детстве Саша Суворов стать солдатом, занимался гимнастикой, как прилежно и ответственно нес свою воинскую службу. Совсем юным солдатом стоял он однажды на посту, мимо проходила императрица Елизавета. Понравилась ей выправка солдата и протянула она ему серебряный рубль, на что Суворов ответил: «Матушка-императрица, прошу прощения, но солдат на посту не должен брать деньги». «Молодец»,- ответила Елизавета, положила на траву рубль и сказала: «Сменишься с поста, тогда и возьмешь».
Работа с родителями в рамках программы «Родина неповторимая» называется у нас «Родительский дом - золотая колыбель», ведь в старину говорили: «Украшение дома - ребенок». У нас проходила интересная дискуссия по вопросам традиций семейного воспитания на тему: «В чем современность правил Домостроя». Многие папы и мамы с удивлением узнавали о позитивных направлениях старинного русского семейного уклада, где основными приемами и правилами воспитания детей были: назидание, приучение, одобрение, благословение, запрет.
Благодатная тема данного блока - «Твоя родословная», где мы стараемся развить интерес молодых родителей к семейным архивам, реликвиям, составление родословной своей семьи.
Хорошая традиция сотрудничества с семьей - совместная посадка саженцев, семян, цветов.
Любой край, область, даже небольшой город, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольника представление о том, чем славен родной край. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Познавательная деятельность блока «Край мой Самарский» (посвященного 160-летию Самарской губернии), включает четыре основные темы: «История Самары и Самарского края» Откуда пришло это имя - Самара?
Почему реку Волгу в народе часто называют «матушкой»?
Чем занимались трубочисты, фонарщики и купцы старой Самары?
Памятные места и достопримечательности Самарской области.
Что дает область стране и миру?
Наши земляки, прославившие Самарский край.
«Природа Самарского края»
Чем удивительна природа Самарской области?
Подземные сокровища Самарского края.
Что такое заповедники и почему был создан Жигулевский заповедник?
Легенды и предания Жигулевских гор.
Животный мир нашего края и Жигулевского заповедника.
«Народные промыслы Самарского края», «Народности, проживающие в Самарском крае».
Жигулевская резьба.
Филейно-гипюрная вышивка (Самарское кружево). Самарская игрушка.
Народов волжских дружная семья (чуваши, татары, мордва). Национальный костюм,
фольклор, народные узоры, национальное декоративно-прикладное искусство.
«Наш родной город Новокуйбышевск».
Какова история возникновения нашего города?
Откуда появилось это слово - Липяги?
Кто построил город?
Чем славится родной город?
Что тебе особенно запомнилось и понравилось во время экскурсий по городу?
Блок НОД по теме «История Самары и Самарского края» состоит из нескольких тем. Например, тема «Ах, Самара-городок!» посвящена историческому прошлому Самары, ее цель - познакомить детей с историей возникновения областного центра; тема «Волга-труженица» позволила расширить представления детей о том, как называли великую реку древние люди, какие богатства дарила и дарит Волга людям; тема «Города Самарского края» знакомит детей с достопримечательностями и основными занятиями населения Самарской области и т.п.
Беседуя с детьми об удивительном мире природы родного края, предлагаем обратить внимание, что на карте современная граница Самарской области образно напоминает контуры сердца. Символизация подобных деталей позволяет воспитывать патриотические чувства и развивать положительные эмоции.
По данной теме разработаны и проведены с детьми интегрированные занятия: «Охранная грамота» природы, ими «Заповедные места Самарской области». Цель
занятия - познакомить детей с природой Жигулевского государственного заповедника и национального парка «Самарская Лука»; дать детям представление о том, почему и как люди берегут редкие растения и исчезающих животных. Рассуждаем с детьми, почему на гербе Самарской области изображен серебряный дикий козел, узнаем о местах обитания выхухоли русской, крайне редком животном (ровеснике мамонта), занесенным в «Красную книгу Российской Федерации». В свободной деятельности воспитатель вместе с детьми просматривает видеофильмы о дикой природе, рассматривает иллюстрации с изображением уникальных объектов природы Самарского края. Знакомство с легендами и преданиями гор сочетается с творческими заданиями системы ТРИЗ. Например, детям сообщается, что в далекую старину Жигулевские горы звались Яблоневыми, а более позднее их название объясняют по-своему сразу несколько преданий и легенд. Детям предлагается обсудить каждую из версий, сделать выбор в пользу той или иной легенды и попытаться обосновать его. Кроме того, на НОД по развитию речи предлагается составление описательных рассказов по природной карте края.
Тема «Народные промыслы Самарского края» разработана полностью самостоятельно, на основе краеведческой и искусствоведческой литературы, знакомства непосредственно с художниками, резчиками, вышивальщицами, посещение Жигулевской фабрики художественных изделий, выставок декоративно-прикладного искусства Самарского края.
Например, интегрированное занятие «В каждом ремесле - мудрость наших предков. Жигулевская резьба» познакомило детей с русскими обычаями деревянного зодчества, с историей возникновения народного промысла Самарского края - Жигулевской резьбой; интегрированное занятие «Деревянные узоры Жигулей» было посвящено закреплению понятий о глухой, пропильной резьбе; на данном занятии дети учились простейшим приемам стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы в манере народных мастеров, сопоставлению узоров и украшению орнаментом по мотивам жигулевской деревянной резьбы.
В рамках блока «Край мой Самарский» предусмотрено знакомство с культурой народов, проживающих в нашей области. Это чуваши, татары, мордва. В давние времена, на территории, которую сейчас занимает город Новокуйбышевск, возникли три деревни - Русские, Мордовские и Чувашские Липяги.
Интегрированные занятия, посвященные знакомству с обычаями, традициями, культурой народов Поволжья, ставят целью расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о том, что у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Например, интегрированное занятие по декоративной аппликации предусматривают знакомство с отдельными элементами национального костюма чувашей и татар, обучение детей составлению узоров в стиле татарского растительного орнамента или чувашской вышивки. Поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей помогают и познавательные рассказы о том, где территориально живет данный народ в своей республике, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Сообщая детям об истории возникновения нашего города, связанной со строительством нефтеперерабатывающего завода, подчеркиваем всю важность этого события не только для Самарской области, но и для всей страны. Бензин, дизельное топливо, моторные масла, выпускаемые на этом заводе необходимы всем видам автомобильного транспорта.
И, конечно, главное, что доставляет огромное удовольствие и детям, и взрослым - это праздники в традициях русской культуры; их в детском саду очень много, они очень любимы и нетрадиционны. Мы отмечаем хлебный, медовый, яблочный Спасы, праздник
жаворонков, Рождество, праздник в честь святого Пантелеймона целителя под названием «Леса и воды» - краса природы - о целебных растениях русской природы; национальные праздники народов России «Ветер в гриве» - казачья культура; «Цыганское лето странствий»; «Праздник чистого чума» - народы Севера и т.п.
Методические рекомендации по реализации проекта патриотического воспитания «Родина неповторимая» С раннего детства надо научить ребенка любить места, где он родился, вырос. Город, в котором живет ребенок, дорог ему, потому что в нем живет он сам, его близкие, здесь находится его детский сад. Когда взрослый вспоминает свое детство, он вспоминает места, которые его окружали, и память о которых сохранилась у него на всю жизнь.
Воспитатели, работающие над воспитанием у детей любви к родному городу, должны понимать и рассматривать этот вопрос, как сложный, многогранный и ответственный. Каждый из воспитателей должен искать наиболее эффективные пути. Общее только то, что воспитатели расширяют и обогащают свои знания о родном городе, наблюдают за новыми преобразованиями. Они читают необходимую краеведческую и историческую литературу, посещают памятные места, музеи, выставки.
Какой же круг сведений, знаний должны получить дети о родном городе? Сюда можно отнести данные общего характера - уточнение названия города, его внешний облик, местоположение (окружающая природа, лес, озера); сведения об улицах, проспектах, главных площадях, наиболее характерных зданиях, современном строительстве - новые дома, бытовые здания (магазин, аптека, ателье); сведения о культурной жизни: школы, детские сады, библиотеки, дворцы культуры, музеи, административные учреждения. Начальные сведения о промышленности города, главным образом о тех предприятиях, где работают родители, о видах современного транспорта.
Знакомить детей с городом необходимо от простого, близкого к более сложному, далекому (от своей улицы, до главных мест в городе), от единичного, конкретного, к наглядному, общему.
Воспитание любви к родному городу - одна из важных задач, которую решает детский сад. Оно начинается с младшей группы. Знакомство с нашим городом необходимо начать с улицы, на которой стоит детский сад. Пройтись с детьми по улице и сказать, что это главная улица нашего города. Она большая, широкая. Летом она очень красивая, зеленая. На этой улице много зеленых насаждений, которые жители берегут. На этой улице стоят большие дома, их построили строители (можно организовать экскурсию или целую прогулку к строящемуся зданию). На нашей улице есть магазины, в которых продают продукты и промышленные товары. По улице ездят автобусы, они привозят детей в детский сад, родителей - на работу.
Через наблюдения и прогулки воспитать у малышей любовь к природе родного города, бережное отношение к зеленым насаждениям на своем участке и за его пределами. Дети наблюдают труд взрослых на прогулках (как увозят снег из города, посыпают дорожки песком; особенно необходимо использовать для наблюдения субботники - показать, с каким воодушевлением трудятся люди нашего города, они любят и берегут город, в котором живут).
Дети средней группы должны уметь ориентироваться в ближайшей к детскому саду местности и их дому. Значит нужно показать и рассказать об улицах окружающих детский сад. Рядом с нашим детским садом есть и другие детские сады, школа. Можно дать задание детям пройтись по улице, где расположен детский сад (или где живет ребенок), понаблюдать, какие там имеются здания, деревья, цветы, какой встречается транспорт, а затем рассказать об этом.
Дети 5-7 лет начинают заметно интересоваться общественной жизнью. Они живут тем же, чем и взрослые. Их уже интересует, почему так называется улица, на которой стоит их детский сад.
На знакомых улицах с детьми совершить экскурсии в овощной магазин, библиотеку, ателье, на почту, в аптеку. Дать доступные детям знания о крупных магазинах города.
Старшие дошкольники должны знать, что в городе есть крупнейшие в стране заводы. Город все время растет. Строятся новые красивые жилые дома, промышленные и культурные учреждения.
Любовь к родному краю, особенно если речь идет о дошколятах, начинается с краеведения. С изучения окружающей местности, родного города, двора, дома. Итак, начнем с малого и самого доступного пониманию малыша: «мой дом», «моя группа».
Нарисуйте на больших листах ватмана план вашей группы: изобразите только стены, окна и двери (постарайтесь при этом соблюдать все соотношения), мебель в нужном масштабе нарисуйте на отдельном листе картона и аккуратно вырежьте.
Зайдите в группу вместе с детьми, осмотрите и обсудите все вокруг, затем покажите ему схему и попробуйте вместе расставить мебель точно так же, как она стоит. Не торопите малышей, пусть они постараются сделать все самостоятельно.
Попробуйте расставить мебель (небольшие картонные картинки) во всей группе (на плане). Если детям трудно, сначала помогите им, а затем предложите самим сделать это как-нибудь по-другому (кстати, при очередной настоящей перестановке мебели в вашей группе вы можете воспользоваться идеями детей - вот увидите, как это будет им приятно).
Мой двор. Внимательно изучите двор, детскую площадку или скверик около своего детского сада. Попробуйте изобразить их план на бумаге, затем познакомьте с ним детей и научите на нем ориентироваться. Для закрепления можно придумать серию настольных игр, с планом группы. Ходите по плану игровыми фишками, ищите спрятанные или потерянные «игрушки» (картинки) - совочек, формочку, ведерко, мяч, переходите из песочницы к качелям и так далее.
Моя улица. Попробуйте изобразить на большом листе бумаги план своей улицы, той ее части, где находятся ваш детский сад и детская площадка, соседние дома и ближайшие переулки. Нарисуйте, где это нужно, светофоры (схематично) и дорожные знаки. Можете подписать на плане названия улиц, нарисовать вывески магазинов, киосков. Или сделайте эти надписи на отдельных листочках и раскладывайте их на плане вместе с детьми. По такому плану можно катать небольшие машинки, «ездить» из дома в магазин или парк. Ну, а небольшие игрушки могут ходить по плану - гулять по улицам, посещать магазины, заглядывать друг к другу в гости.
Мой город. Повесьте на стену в группе подробный план своего города. Покажите малышам, где находится ваша улица. Обозначьте на плане фломастером место расположения вашего детского сада, домов, где живут ребята.
Покажите ребенку, где живут его бабушка и дедушка или близкие друзья. Нарисуйте на вашей карте их дома. Можете рядом наклеить еще и небольшие фотографии, чтобы дети быстрее запомнили, кто где живет.
Найдите небольшие фотографии достопримечательностей города, наклейте их на карту. Если маленькие фотографии вам не попались, большие разместите на стене вокруг карты и показывайте ребенку, где находится тот или иной объект. Сравните, какой из них находится ближе к вашему детскому саду, какой дальше.
Если дети старше 5 лет, расскажите ему про стороны света - Север, Юг, Запад и Восток. Показывайте, что находится на севере города, что на юге. Какой объект восточнее вашего детского сада, какой западнее и так далее. Для наглядности нарисуйте на листе бумаги розу ветров и повесьте рядом с картой.
Когда вы собираетесь идти на экскурсию, покажите детям, куда и как вы пойдете.
Рассмотрите вместе с детьми карту Самарской области. Покажите, где расположена Самара, в каком направлении от города надо к ней ехать, что интересного есть недалеко от города, сколько километров разделяет те или иные объекты. Чтобы дети лучше поняли, что такое километр, пройдите с ним пешком один километр и заметьте время, которое для этого потребовалось.
Широка страна моя родная. Расскажите детям, как называется наша страна. Повесьте на стену физическую карту России. Покажите на ней ваш город. Если дети знают родственников, живущих в других городах, обязательно отметьте их на карте.
Объясните, что наша страна очень большая. На севере холодно, на юге жарко. Поэтому и люди живут в разных районах страны по-разному. Расскажите об особенностях одежды, питания и жилища. Объясните детям, как называются люди разных народностей, проживающих в России (карелы, чуваши, татары, чукчи и т.д.). Наклейте на карту изображения людей в национальных костюмах или просто напишите названия народностей.
Расскажите ребятам о том, что такое море, река, озеро, пролив, возвышенность, низменность, гора и т.д. Что у горы бывает вершина и склон, у реки - исток, устье, правый и левый берег.
Обратите внимание малышей на то, что карта раскрашена разными цветами, и поясните, что белый цвет означает лед, желтый и коричневый - горы разной высоты, и так далее. Детей старшего дошкольного возраста научите пользоваться легендой карты и шкалами высот. Если малышу трудно ориентироваться, помогите ему найти тот или иной объект.
Рассматривая красочные энциклопедии про животных, показывайте ребятам, где живут те или иные звери, пишите на карте их названия или приклеивайте на некоторое время картинки. Таким же образом расскажите им про растения. Поясните, что такое пустыня, тундра, тайга, кто там обитает и что там растет.
Покажите детям на карте наиболее крупные города страны. Расскажите, чем они знамениты. В книгах рассматривайте фотографии наиболее интересных памятников, найдите изображения гербов.
Когда родители с детьми куда-нибудь едут, попросите их сделать фотоальбом, например «Как Саша ездил в Санкт-Петербург» или «Путешествие Маши в Сергиев Посад».
Можете взять еще одну карту, нарисовать на ней линии и играть, используя фишки. В процессе игры называйте детям все географические объекты, которые встречаются по пути. Рассказывайте, каких зверей можно «встретить», «проходя по стране» в том месте, где оказалась игровая фишка, и так далее.
Очень сложно говорить о тестировании, процентах, количественных результатах проекта, когда речь идет о малышах, но мы работаем в этом направлении с большим удовольствием и своими оптимизмом заражаем ребятишек. И пусть знание культуры народов Поволжья не поможет воспитанникам в прохождении сложных тестов в школе, зато они будут знать свои корни, бережно относиться к семейным традициям, а это уже дорогого стоит. Мы хотим воспитать в детях всесторонне развитую личность, которая в будущем могла бы передавать из поколения в поколение накопленный опыт о традициях, культуре, истории своего родного края.
Библиография
1. Алябьева Е.А. 2004. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.
2. Арапова Н.А. 2005. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М.
3. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, N5, 2001.
4. Журнал «Обруч» № 6, 2001.