Научная статья на тему 'Работа с родителями по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Работа с родителями по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ / SOCIAL SKILLS / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ПУТИ КОРРЕКЦИИ / WAYS OF CORRECTION / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная О.В., Прядко Н.А.

В статье рассматривается особо важный аспект работы с родителями по формированию социально-бытовых навыков детей с особенностями развития. Представлены основные направления работы специалистов. Раскрыты основные проблемы, возникающие во время обучения детей с ОВЗ навыкам самообслуживания и возможные пути их решения. Авторы делают выводы о том, что решать задачи по обучению ребёнка социально-бытовым умениям, навыкам необходимо с раннего возраста. Существенная роль в этом вопросе принадлежит родителям. Работа с родителями представляет значимое направление деятельности специалистов, так как большую часть времени ребёнок находится дома, где родители могут вести систематическую работу по формированию социально-бытовых умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK WITH PARENTS IN THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses a particularly important aspect of the work with parents in formation of social skills of children with special needs. The basic directions of work of specialists are discussed. The paper reveals the main problems arising during teaching children with disabilities: self-help skills and possible ways of their solution. The task of specialists is to help children gain independence and autonomy in everyday life. The formation of self-help skills in children with disabilities do not occur spontaneously. The authors conclude that to solve the problem of teaching a child social skills, these skills are to be shaped at an early age. It is noted that the significant role belongs to the parents. The work with parents is a meaningful activity of specialists, as most of the time the child is at home, where parents can work systematically on forming his social skills.

Текст научной работы на тему «Работа с родителями по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

2. Bullock L.M., & Gable, R.A. (Eds.) Making collaboration work for children, youth, families, schools, and communities. Reston, VA: Council for Children with Behavioral Disorders & Chesapeake Institut, 1997.

3. Durand V.M. (1993). Functional assessment and functional analysis. In M. D. Smith (Ed.). Behavior modification for exceptional children and youth. Boston: Andover Medical Publishers, 1993.

4. Pierce W.D., & Epling W.F. What happened to the analysis in applied behavior analysis? 1980. Available at: www.doug-johnson.com/.../ developing-ethical-behaviors

Статья поступила в редакцию 07.09.17

УДК 376.2

Berezhnaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Interdisciplinary

Connections, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: olga_beregnaya@bk.ru

Pryadko N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), deputy director of rehabilitation, GBUSO "Stavropol RC", Stavropol Rehabilitation

Center for Children and Adolescents with Disabilities (Stavropol, Russia), E-mail: n1705@yandex.ru

THE WORK WITH PARENTS IN THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES. The article discusses a particularly important aspect of the work with parents in formation of social skills of children with special needs. The basic directions of work of specialists are discussed. The paper reveals the main problems arising during teaching children with disabilities: self-help skills and possible ways of their solution. The task of specialists is to help children gain independence and autonomy in everyday life. The formation of self-help skills in children with disabilities do not occur spontaneously. The authors conclude that to solve the problem of teaching a child social skills, these skills are to be shaped at an early age. It is noted that the significant role belongs to the parents. The work with parents is a meaningful activity of specialists, as most of the time the child is at home, where parents can work systematically on forming his social skills.

Key words: social skills, children with disabilities, ways of correction, work with parents.

О.В. Бережная, канд. пед. наук, доц. каф. специальной педагогики и предметных методик», ФГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: olga_beregnaya@bk.ru

Н.А. Прядко, канд. пед. наук, зам. дир. по реабилитации, ГБУСО «Ставропольский РЦ», г. Ставрополь,

E-mail: n1705@yandex.ru

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается особо важный аспект работы с родителями по формированию социально-бытовых навыков детей с особенностями развития. Представлены основные направления работы специалистов. Раскрыты основные проблемы, возникающие во время обучения детей с ОВЗ навыкам самообслуживания и возможные пути их решения. Авторы делают выводы о том, что решать задачи по обучению ребёнка социально-бытовым умениям, навыкам необходимо с раннего возраста. Существенная роль в этом вопросе принадлежит родителям. Работа с родителями представляет значимое направление деятельности специалистов, так как большую часть времени ребёнок находится дома, где родители могут вести систематическую работу по формированию социально-бытовых умений и навыков.

Ключевые слова: социально-бытовые навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, пути коррекции, работа с родителями.

Формирование социально-бытовых умений и навыков у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Задача специалистов - помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, учитывающее возможности ребёнка на данный момент и ориентирующее на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца, навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Решать задачи по обучению ребёнка социально-бытовым умениям, навыкам необходимо с раннего возраста. Существенная роль в этом вопросе принадлежит родителям. Работа по формированию социально-бытовых навыков будет эффективней, если выстроиться последовательность: родитель занимается дома, а педагог осуществляет работу в условиях прохождения реабилитационных мероприятий, контролирует и дает рекомендации для освоения более сложных шагов.

В условиях специализированного учреждения работа с родителями строится по нескольким направлениям.

1. Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы большое внимание уделяем формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении,

самовосприятии ребёнка во время обучения; сравнение и оценка умений ребёнка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);

2. Обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с системой занятий.

3. Определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага;

4. Практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребёнка данному навыку;

5. Обсуждение с родителями проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков. Оценка успешного продвижения на примере конкретного ребёнка. Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребёнка путем побуждения творческой активности родителей (например, рассказ об удачно найденном способе обучения ребёнка с множественными нарушениями развития).

Основные проблемы, возникающие во время обучения навыкам самообслуживания и возможные пути их решения.

Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания; особенно у детей с серьёзными нарушениями двигательной и познавательной сферы.

Пути коррекции: постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребёнка. Проведение совместных с родителями занятий, когда педагог отрабатывает с ребёнком конкретный навык в присутствии родителей, а через несколько занятий место педагога занимает родитель.

Обсуждение с родителями методов обучения детей навыкам самообслуживания. Совместный поиск различных приспособлений, помогающих успешному обучению навыку.

Низкая мотивация ребёнка.

Пути коррекции: создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только вытрешь стол, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Вытирай быстрей стол и т. д. и пойдём пускать пузыри». Педагог ставит перед ребёнком задачу и терпеливо ждет, когда ребёнок будет её решать, побуждая к действию словами и жестами.

Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребёнка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, а ребёнок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребёнка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по-прежнему кормила мама).

Пути коррекции: построение чётких границ: пространственных - в комнате социально-бытовой адаптации занимаемся, а побегать можно на улице;

Отработка навыков в другой ситуации, изменение стереотипа (обучение есть ложкой вне дома: походы в гости, групповые выезды). Это дает возможность ребёнку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

Предъявление в семье к ребёнку разных требований по вопросу обучения навыкам.

Пути коррекции: ознакомление всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает сейчас ребёнок, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребёнок уже может совершать самостоятельно (педагог консультирует родителей).

Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.).

Пути коррекции: педагог вместе с врачом ЛФК подбирает для ребёнка правильную позу, консультирует родителей по вопросу выбора необходимых ребёнку средств технической реабилитации (вертикализаторы, коляски, наклонные доски, а также выбор специальной посуды и приспособлений).

Также полезны родителям некоторые рекомендации по формированию социально-бытовых навыков при приготовлении и приеме пищи в домашних условиях

Первые представления о продуктах ребёнок с особыми возможностями получает в семье. Поэтому родителям необходимо обратить внимание ребёнка на следующие моменты: вкус, запах, внешний вид, свойства (мягкий, твердый) продуктов.

1. Постарайтесь выяснить у ребёнка знание свойств продукта при помощи вопросов. Например: после того как ребёнок попробовал сахар на вкус, спросить у него: «Какой сахар на вкус?». Если ребёнок затрудняется или не знает ответа, то родитель называет правильный ответ (сахар сладкий).

2. Учите ребёнка описывать продукты. Например: «Какой апельсин по форме? По цвету? По вкусу?». При этом желатель-

Библиографический список

но, чтобы ребёнок видел эти продуты (овощи и фрукты). Неговорящие или плохоговорящие дети могут осуществлять описание продукта, пользуясь табличками с записями названий, изображениями, мимикой, жестами.

3. Для усвоения и закрепления знаний, можно использовать и такое занятие. На листочке, в случайном порядке напишите слова, описывающие свойства продукта. Ребёнок должен, получив задание, описать какой-либо продукт, подчеркнуть те слова, которые характеризуют его. Например, даны слова: круглый, зеленый, сладкий, красный, треугольный, соленый, кислый, маленький и др. Яблоко - сладкое, красное.

4. Учите ребёнка описывать продукты самостоятельно, без зрительной опоры, по представлению. Перед тем, как пойти за продуктами в магазин, попросите ребёнка рассказать о свойствах продуктов (вкусное, красное яблоко; сладкий сахар; горькая соль; кислый лимон).

5. Покажите картинку и попросите ребёнка назвать нарисованный продукт (это могут быть молочные продукты, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты и т. д.).

Обобщение знаний у ребёнка о продуктах можно производить при помощи дидактических игр:

- «Посмотри и запомни». Родитель предлагает посмотреть ребёнку на стол и запомнить расположенные там продукты. Потом ребёнок отворачиваются от стола и называет продукты, которые он запомнил.

- «Чего не стало?». На столе находятся натуральные продукты, либо картинки с их изображением. Ребёнок отворачивается или закрывает глаза. Родитель убирает один - два продукта. Ребёнок открывает глаза и называет то, чего не стало на столе.

- «Что изменилось?». Исходная ситуация та же, что и в предыдущей игре. Но, когда ребёнок закрывает глаза, родитель меняет продукты местами или добавляет один - два продукта. Ребёнок открывает глаза, и говорит, какие произошли изменения.

- «Кто больше назовет» (или запишет) продуктов?

- «Волшебный мешочек»:

а) Ребёнок рассматривает и называет продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Опуская руку в мешочек, ребёнок по очереди отгадывает, определяя на ощупь, по одному продукту из «волшебного мешочка».

б) Предложите ребёнку найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»).

в) Родитель, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает ребёнку о нем. Описанный продукт достается, если ребёнок узнает его по описанию.

Таким образом, работа с родителями представляет значимое направление деятельности специалистов, так как большую часть времени ребёнок находится дома, где родители могут вести систематическую работу по формированию социально-бытовых умений и навыков.

1. Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д, Кириллова Е.В., Шаховская С.И., Марунова Л.А. Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Выпуск первый. 2008: 26 - 30, 38, 59.

2. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология: учебное пособие. Москва, 2008: 7 - 16, 211 - 233.

3. Нэнси Р Финни. Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Москва, 2005.

4. Особый ребёнок: учимся самостоятельности вместе. Методическое пособие. Ставрополь, 2013.

5. Особый ребёнок. Проблемы и решения. Под редакцией Е.Т. Лильина. Москва, 2002.

6. Худенко Е.Д., Марунова Л.А., Любимова М.Н. Открой окно в мир! Москва, 2007: 9 - 12.

References

1. Dedyuhina G.V., Hudenko E.D, Kirillova E.V., Shahovskaya S.I., Marunova L.A. Osnovy organizacii vospitaniya i reabilitacii detej-invalidov 0-4 let so slozhnoj strukturoj defekta. Vypusk pervyj. 2008: 26 - 30, 38, 59.

2. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008: 7 - 16, 211 - 233.

3. N'ensi R. Finni. Rebenok s cerebral'nym paralichom. Pomosch'. Uhod. Razvitie. Moskva, 2005.

4. Osobyj rebenok: uchimsya samostoyatel'nosti vmeste. Metodicheskoe posobie. Stavropol', 2013.

5. Osobyj rebenok. Problemyiresheniya. Pod redakciej E.T. Lil'ina. Moskva, 2002.

6. Hudenko E.D., Marunova L.A., Lyubimova M.N. Otkroj okno v mir! Moskva, 2007: 9 - 12.

Статья поступила в редакцию 07.10.17

УДК 614

Vodianova M.A., Cand. of Sciences (Biology), Head of Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: lab.pochva@mail.ru

Donerian L.G., Cand. of Sciences (Biology), leading researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: dlg54@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.