Научная статья на тему 'Модель работы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Модель работы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / SOCIAL AND HOUSEHOLD SKILLS / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVEL OF DEVELOPMENT / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / SPECIALISTS' WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная О. В., Прядко Н. А.

В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации, в частности, социально-бытовая реабилитация детей с особыми возможностями здоровья. Представлена модель по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы рассматривают объединенную работу специалистов по формированию бытовых умений и навыков, которая осуществляется в соответствии с разработанными блоками. В статье изложен алгоритм работы с детьми с определенным уровнем сформированности (навыки не сформированы, навыки частично сформированы, навыки на стадии формирования (закрепление навыка)) и предложена система мероприятий социально-педагогической направленности. Авторы приходят к выводу, что представленная модель работы способствует приобретению независимости и самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF WORK TO FORM SOCIAL AND LIFE SKILLS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with social rehabilitation with the main emphasis on the social rehabilitation of children with special needs. The authors offer a model of how to form social and life skills in children with disabilities. The authors consider joint work of experts on formation of skills to arrange one’s life at home, which is carried out in accordance with the established units. The article describes an algorithm of working with children with a certain level of development (skills are formed; skills are partially formed; skills are at a stage to be fixed) and the system of measures of social and pedagogical orientation. The authors come to the conclusion that the presented model contributes to the independence and autonomy of children with disabilities, through the application step-by-step system of training of social skills, definition of methodological bases of selection and system events with a variety of educational material (games, exercises, stories, riddles, etc.).

Текст научной работы на тему «Модель работы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.2

Berezhnaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Interdisciplinary Methods of Teaching, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Pryadko N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of Rehabilitation, Stavropol Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

A MODEL OF WORK TO FORM SOCIAL AND LIFE SKILLS OF CHILDREN WITH DISABILITIES. The article deals with social rehabilitation with the main emphasis on the social rehabilitation of children with special needs. The authors offer a model of how to form social and life skills in children with disabilities. The authors consider joint work of experts on formation of skills to arrange one's life at home, which is carried out in accordance with the established units. The article describes an algorithm of working with children with a certain level of development (skills are formed; skills are partially formed; skills are at a stage to be fixed) and the system of measures of social and pedagogical orientation. The authors come to the conclusion that the presented model contributes to the independence and autonomy of children with disabilities, through the application step-by-step system of training of social skills, definition of methodological bases of selection and system events with a variety of educational material (games, exercises, stories, riddles, etc.).

Key words: children with disabilities, social and household skills, level of development, specialists' work with parents.

О.В. Бережная, канд. пед. наук, доц. каф. специальной педагогики и предметных методик», ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] Н.А. Прядко, канд. пед. наук, зам. дир. по реабилитации, ГБУСО «Ставропольский РЦ», ГБУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации, в частности, социально-бытовая реабилитация детей с особыми возможностями здоровья. Представлена модель по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы рассматривают объединенную работу специалистов по формированию бытовых умений и навыков, которая осуществляется в соответствии с разработанными блоками. В статье изложен алгоритм работы с детьми с определенным уровнем сформированности (навыки не сформированы, навыки частично сформированы, навыки на стадии формирования (закрепление навыка)) и предложена система мероприятий социально-педагогической направленности. Авторы приходят к выводу, что представленная модель работы способствует приобретению независимости и самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-бытовые навыки и умения, уровень сформированности, работа с родителями.

Реабилитация детей с особыми возможностями здоровья является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума. Объединение медицинской, психологической, социальной и педагогической моделей в системной концепции реабилитации дает возможность получения максимально положительного эффекта, то есть, комплексная реабилитация детей с особыми возможностями направлена на восстановление личности и её полноценной жизни в условиях современного общества. Одним из важных направлений комплексной реабилитации детей с ОВЗ является социальный аспект. В настоящей статье рассмотрим социально-бытовую адаптацию детей с особыми возможностями здоровья, которая определяется как система и процесс установления оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним детей с особыми возможностями здоровья. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно реали-зовываться постоянно, последовательно и систематично [1 - 3].

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является жизненной необходимостью. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать и готовить пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости [4 - 5].

Рассмотрим модель работы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

На представленной модели видно, что объединённая работа специалистов по формированию социально-бытовых умений и навыков (а, именно: при приготовлении и приеме пищи) осуществляется в соответствии с разработанными блоками. Важными этапами работы в этом направлении является: - выявление уровня сформированности базовых социально-бытовых умений и навыков,

- разработка системы мероприятий социально-педагогической деятельности

- подбор методического материала для работы с детьми.

По результатам диагностики сформированность умений и

навыков детей с ОВЗ распределяется по трем уровням:

1 уровень - умения не сформированы;

2 уровень - умения частично сформированы;

3 уровень - навыки на стадии формирования (закрепление навыка).

Занятия с детьми трех уровней могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которой, лежит специальная пошаговая система обучения, учитывающая возможности ребёнка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.

Работа с детьми с ОВЗ у которых умения не сформированы (блок 1) предполагает использование системы пошагового обучения, которая разработана американскими психологами (Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. «Путь к независимости».) Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребёнка с особенностями развития определенному умению и навыку «именно в том возрасте и в том объеме, в котором это умение (навык) формируется в случае обычного развития». Для этого определяется уровень, на котором ребёнок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребёнка обучать.

При формировании каждого навыка, педагог опирается на имеющиеся умения в данный момент. Каждый навык (умение) представлен последовательными шагами, соответствующими той или иной степени владения этим навыком (умением). Это позволяет нам обучать ребёнка с учётом текущего уровня его развития. Педагог отмечает номер того последнего в списке шага, который ребёнок способен выполнить. Это означает, что он умеет делать этот шаг и все предшествующие.

за

о

а

о

н • •

2 ю S к

я « §

о н

X W X

л S

1- ч « U

« « О

S S о W S S « с ^ У § Ч (U С О о ч о £ (U (U

V н « W о W U о ч

X я S S 1 ч

о S к

9t

а н X « ч §

R S

н «

R

X

«

РО

Рис.1. Модель работы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от того, что уже умеет ребёнок, подбираются упражнения для закрепления имеющегося навыка и формирования следующего.

Работа с детьми с ОВЗ, у которых умения и навыки частично сформированы (блок 2) выстраивается на основе определения методологических оснований и формирования системы мероприятий социально-педагогической работы.

Мероприятия для детей с ОВЗ 2 блока предусматривают следующее:

1. Использование отдельных игр и упражнений пошаговой системы обучения.

2. Проведение занятий со специалистами (например, социальным педагогом, дефектологом) с использованием различных видов деятельности:

- игры по воспитанию культурно-гигиенических навыков (например, дидактические игры: «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно и красиво накрыть стол» и др.);

- беседы с использованием дидактического материала («Как избежать опасности в доме?», «Моя профессия»);

- сюжетно-ролевые или компьютерные игры («Учимся готовить», «Я на кухне»; «Для гостей готовим вкусное угощение», «Встречаем гостей» и др.);

- игры на развитие мелкой и крупной моторики (перекладывание фасоли, гороха, открывание и закрывание шкафов и др.);

- проведение занятий со специалистами в комнате социально-бытовой адаптации.

Работа с детьми, у которых навыки на стадии формирования (закрепление устойчивого навыка) (блок 3) также выстраивается с учетом определенных методологических основ и разработки плана социально-педагогической деятельности.

Занятия в комнате социально-бытовой адаптации:

1. Бытовые электрические приборы. Правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи.

2. Кухонные принадлежности.

3. Чайная и столовая посуда. Правила пользования посудой и уход за ней. Столовый этикет.

4. «Красиво накрытый стол - гордость хозяйки». Правила сервировки стола».

Библиографический список

5. «Попьем чайку?» Чайные традиции. Правила приготовления чая.

Значимым этапом работы по формированию социально-бытовых умений и навыков при приготовлении и приеме пищи специалисты проводят с родителями (проведение индивидуальных бесед, консультаций, обсуждение с родителями последующих шагов в формировании навыков детей, посещение и участие в практических занятиях детей, разработка рекомендаций по формированию умений и навыков при приготовлении и приеме пищи в домашних условиях и др.).

Итак, представленная модель работы способствует приобретению независимости и самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья, посредством применения пошаговой системы обучения социально-бытовым умениям и навыкам, определения методологических основ (цели, задачи, принципы др.) и подбора системы мероприятий с разнообразным методическим материалом (игры, упражнения, сказки и т. д.). Также важно отметить, работа с разными специалистами (дефектолог, логопед, социальный педагог, врачами др.) позволяет разносторонне подойти к одной проблеме. Тем самым формирование социально-бытовых умений и навыков у детей с особыми возможностями здоровья, является необходимым условием для их полноценной адаптации в социуме. Самостоятельность повышает самооценку ребёнка и является важным шагом на пути к его бытовой и психологической независимости.

1. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Москва, 1997.

2. Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д, Кириллова Е.В., Шаховская С.И., Марунова Л.А. Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Москва, 2008; Выпуск 1.

3. Нэнси Р. Финни. Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Москва, 2005.

4. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология: учебное пособие. Москва, 2008.

5. Особый ребёнок: учимся самостоятельности вместе: методическое пособие. Ставрополь, 2013.

References

1. Bryus L. Bejker, Alan Dzh. Brajtman. Put'k nezavisimosti. Obuchenie detej s osobennostyami razvitiya bytovym navykam. Moskva, 1997.

2. Dedyuhina G.V., Hudenko E.D, Kirillova E.V., Shahovskaya S.I., Marunova L.A. Osnovy organizacii vospitaniya i reabilitacii detej-invalidov 0-4 let so slozhnoj strukturoj defekta. Moskva, 2008; Vypusk 1.

3. N'ensi R. Finni. Rebenok s cerebral'nym paralichom. Pomosch'. Uhod. Razvitie. Moskva, 2005.

4. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

5. Osobyjrebenok: uchimsya samostoyatel'nosti vmeste: metodicheskoe posobie. Stavropol', 2013.

Cтатья поступила в редакцию 15.05.16

УДК 378

Hubiev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk,

Russia), E-mail: [email protected]

IMPROVEMENT OF TEACHING OF TECHNICAL DRAWING AND DESCRIPTIVE GEOMETRY IN CONDITIONS OF REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH. The article considers approaches to the improvement of teaching a discipline of "Fundamentals of Descriptive Geometry". This discipline is especially important in the formation of knowledge and skills in the field of geometry that will be used in the process of studying art and other graphic disciplines. One of the most important means of teaching graphic disciplines, which today is generally recognized among faculty and students, is a workbook. As a result of applying special notebooks increases the efficiency of independent work of students in training at practical classes and in preparation for exams. This leads to better grades in studies, in spite of not enough high initial training. The development of modern means of teaching support, the use of interactive tools in teaching principles of descriptive geometry allow introducing active learning methods to increase effectiveness, the development of cognitive and creative activity of students, preparing them for independent professional activity.

Key words: art-graphic disciplines, Fundamentals of descriptive geometry, support from teaching methods, workbook.

А.И. Хубиев, канд. пед. наук, доц. каф. живописи и методики преподавания изобразительного искусства,

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЧЕРЧЕНИЯ И НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

В статье рассмотрены подходы совершенствования преподавания дисциплины «Основы начертательной геометрии». Данная учебная дисциплина особенно важна при формировании знаний и умений в области геометрии, которые будут использоваться в процессе изучения художественно-графических дисциплин. Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь. В результате применения специальных тетрадей повышается эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам. Это приводит к повышению успеваемости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.