Научная статья на тему 'Реабилитационные мероприятия в системе работы с детьми раннего возраста с диагнозом ДЦП'

Реабилитационные мероприятия в системе работы с детьми раннего возраста с диагнозом ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / INFANTS / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАРШРУТНАЯ ЛИНИЯ / INDIVIDUAL ROUTE LINE / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ADVISORY WORK WITH PARENTS / РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ / EARLY DIAGNOSIS AND ITS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменкова Л.Ф.

В статье рассмотрена актуальная проблема проведения комплексной реабилитации с детьми раннего возраста, которая объединяет медицинское, психологическое, педагогическое направления деятельности специалистов и даёт возможность получения максимально положительного эффекта от проведённой реабилитации, способствующей устранению имеющегося патологического фенотипа. Автор представляет поэтапную систему работы с детьми раннего возраста с диагнозом детский церебральный паралич, через изучение анамнеза ребёнка, разработку индивидуальных реабилитационных маршрутных линий, проведение диагностических и коррекционных занятий со специалистами, раскрывают особенности психологического просвещения и образования родителей. В статье делается вывод о том, что благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход нервно-психического развития ребёнка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменкова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION MEASURES IN THE SYSTEM OF WORK WITH YOUNG CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

In the article a topical problem of complex rehabilitation of young children is studied. The rehabilitation combines medical, psychological, pedagogical activities of specialists and allows obtaining the most positive effect on the process of rehabilitation, contributing to the elimination of the existing pathological phenotype. The authors present a phased system of working with young children with a diagnosis of cerebral palsy, through the study of history of treatment of the child, the development of individual rehabilitation route lines, carrying out diagnostic and rehabilitative training with specialists, reveal the psychological features of teaching and education for parents. The article concludes that the favorable combination of compensatory possibilities of an organism at an early age with a well-chosen program of early rehabilitation assistance and effective forms of organization can greatly and sometimes fully neutralize the primary defect in the course of mental development of the child, and are a powerful factor of prevention of disabilities.

Текст научной работы на тему «Реабилитационные мероприятия в системе работы с детьми раннего возраста с диагнозом ДЦП»

рактерна активация психических процессов, когда даже после значительной учебной нагрузки показатели обычно повышаются. Эту фазу следует рассматривать как ответную психологическую реакцию организма на новые условия вуза. Начальная фаза у различных индивидуумов длится разные сроки, но в основном заканчивается к середине первого семестра (первый этап - начало второго этапа).

В следующий период адаптации (второй, третий и отчасти четвёртый этапы) происходит формирование нового динамического стереотипа и психологических процессов на новом качественном уровне. Однако приспособительные механизмы в этот период недостаточно устойчивы и различные затрудненные условия (большая учебная загрузка, эмоциональное напряжение и т. д.) вызывают значительные колебания пси-

Библиографический список

хических процессов даже у студентов с лучшим типом адаптации. Это вторая фаза - фаза перестройки приспособительных механизмов - завершается примерно в середине второго семестра.

Третью фазу можно рассматривать как наступление периода устойчивой адаптации, когда формирование приспособительных механизмов и нового динамического стереотипа в основном завершено. У большинства студентов этот процесс завершается к концу года.

Таким образом, изучение некоторых общих и индивидуальных особенностей приспособительного процесса в конкретной обстановке учебной деятельности первокурсника позволит научно обосновать комплекс эффективных мероприятий, направленных на управление процессом адаптации.

1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: 101 - 106.

2. Агарагимова В.К. К проблеме антропокультурной компетентности социального работника. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 5 - 6.

3. Белоус В.М. Психофизиологическое исследование студентов 1 курса. Известия Крымского пединститута. Симферополь, 1930; Т 3.

4. Крогиус А.А. Методы исследования умственного утомления. Учёные записки Саратовского гос. университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1930; Т. 8; Вып. 1.

5. Кекчеев К.Х. Бюджет времени студентов. Научный работник. 1926; 10.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1998.

References

1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: 101 - 106.

2. Agaragimova V.K. K probleme antropokul'turnoj kompetentnosti social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 5 - 6.

3. Belous V.M. Psihofiziologicheskoe issledovanie studentov 1 kursa. Izvestiya Krymskogo pedinstituta. Simferopol', 1930; T 3.

4. Krogius A.A. Metody issledovaniya umstvennogo utomleniya. Uchenye zapiski Saratovskogo gos. universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. Saratov, 1930; T. 8; Vyp. 1.

5. Kekcheev K.H. Byudzhet vremeni studentov. Nauchnyj rabotnik. 1926; 10.

6. Berezin F.B. Psihicheskaya ipsihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka. Leningrad, 1998.

Статья поступила в редакцию 11.05.16

УДК 376.2

Artyomenkova L.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: n1705@yandex.ru

REHABILITATION MEASURES IN THE SYSTEM OF WORK WITH YOUNG CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY. In the

article a topical problem of complex rehabilitation of young children is studied. The rehabilitation combines medical, psychological, pedagogical activities of specialists and allows obtaining the most positive effect on the process of rehabilitation, contributing to the elimination of the existing pathological phenotype. The authors present a phased system of working with young children with a diagnosis of cerebral palsy, through the study of history of treatment of the child, the development of individual rehabilitation route lines, carrying out diagnostic and rehabilitative training with specialists, reveal the psychological features of teaching and education for parents. The article concludes that the favorable combination of compensatory possibilities of an organism at an early age with a well-chosen program of early rehabilitation assistance and effective forms of organization can greatly and sometimes fully neutralize the primary defect in the course of mental development of the child, and are a powerful factor of prevention of disabilities.

Key words: infants, cerebral palsy, individual route line, advisory work with parents, early diagnosis and its development.

Л.Ф. Артеменкова, канд. пед. наук, доц. каф. специальной педагогики и предметных методик», ФГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: n1705@yandex.ru

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ДЦП

В статье рассмотрена актуальная проблема проведения комплексной реабилитации с детьми раннего возраста, которая объединяет медицинское, психологическое, педагогическое направления деятельности специалистов и даёт возможность получения максимально положительного эффекта от проведённой реабилитации, способствующей устранению имеющегося патологического фенотипа. Автор представляет поэтапную систему работы с детьми раннего возраста с диагнозом детский церебральный паралич, через изучение анамнеза ребёнка, разработку индивидуальных реабилитационных маршрутных линий, проведение диагностических и коррекционных занятий со специалистами, раскрывают особенности психологического просвещения и образования родителей. В статье делается вывод о том, что благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход нервно-психического развития ребёнка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

Ключевые слова: дети раннего возраста, детский церебральный паралич, индивидуальная маршрутная линия, консультативная работа с родителями, ранняя диагностика и коррекция развития.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В последнее десятилетие проблемы детей с особенностями развития привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Такая ситуация складывается не случайно, т. к. в новом тысячелетии ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен рассматриваться не только как объект медико-социальной помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.

Инвалидность детей с церебральной патологией занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, тяжесть её обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями.

Особенностью современного этапа развития проблемы детского церебрального паралича является ранняя диагностика и комплексная реабилитационная помощь, что обусловливает необходимость изучения психического развития детей в раннем возрасте с целью своевременной коррекции различных нарушений, что крайне важно для обеспечения в дальнейшем успешности социально-психологической адаптации детей этой категории.

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитатель-ных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребёнка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребёнка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно. Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекци-онной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррек-ционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребёнка [1 - 3].

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.

При диагностике аномального развития важно не только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, но и определить систему реабилитационных мероприятий. Одним из вариантов подобной системы может работа, представленная на рисунке 1, которая отражает комплекс медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий в реабилитационном процессе.

Предварительный:

- изучение анамнеза каждого ребенка

Проективный:

- разработка индивидуального плана реабилитации

Диагностический:

- проведение диагностических мероприятий специалистами

Проведение реабилитационных мероприятий:

- медико-социальных (массаж, ЛФК, ФТЛ),

- психолого-педагогических (с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом),

- социально-педагогических (с социальным педагогом, музыкальным руководителем).

Консультативная работа с родителями

Рис. 1. Комплекс медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий в реабилитационномпроцессе.

На представленной схеме отражена поэтапная система помощи детям раннего возраста с диагнозом ДЦП. И, в первую очередь, - это изучение анамнеза каждого ребёнка врачами-специалистами (невролог, педиатр и др.), которые проводят первичный осмотр, на основании полученных данных и ИПР, ИПРА, выданных бюро МСЭ. Далее составляется маршрутная карта и определяется реабилитационная маршрутная линия, которая разрабатывается для каждого ребёнка индивидуально, в зависимости от тяжести основного и сопутствующего заболевания, общего состояния и самочувствия ребёнка и включает мероприятия (например: массаж (классический), ЛФК (формирование задержанных стато-кинетических рефлексов и др.), физиопроцедуры (электрофорез, магнитотерапия и др.), индивидуальные (подгрупповые) занятия со специалистами (логопедом, дефекто-логом, социальным педагогом, музыкальным руководителем и др.)).

Предварительным этапом коррекционных занятий с детьми раннего возраста является проведение диагностических мероприятий (например, методика ГНОМ Г. В. Козловской и др.).

Деятельность специалистов направлена на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребёнок осваивает в течение первых трёх лет жизни, а именно:

- двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить);

- когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);

- коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);

- социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);

- навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

Ранняя комплексная помощь ребёнку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребёнка. Своевременная помощь и коррекция предопределяет возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребёнка.

Специалисты составляют индивидуальный коррекцион-но-развивающий план для каждого ребёнка с учетом особенностей их развития и запроса родителей.

Ключевой фигурой, обеспечивающей качество коррекцион-но-образовательного процесса, является компетентный специалист. Дети раннего возраста с диагнозом ДЦП имеют специфические особенности, в силу которых знания и умения специалиста приобретают большое значение, что требует от всех специалистов дополнительной подготовки, включающей овладение разнообразными технологиями обучения и воспитания практически во всех направлениях специальной педагогики и психологии. Особую значимость приобретают такие профессиональные качества, как широта и масштабность мышления, склонность к обобщению, гибкость в выдвижении разнообразных идей, способность импровизации [4; 5].

Существенным этапом в системе ранней помощи детей с диагнозом ДЦП является психологическое просвещение и образование родителей (формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности родителей).

Всем коррекционным занятиям специалистов предшествует первичная консультация с педагогом-психологом, которая позволяет близкому взрослому определить, осмыслить причину обращения, а также наметить дальнейшие пути для разрешения проблемной ситуации. Психолог консультирует родителей по вопросам воспитания и особенностям развития ребёнка.

Консультирование родителей может быть как индивидуальным, так и групповым.

Итоговым достижением работы с родителями является то, что они проявляют заинтересованность в воспитании, развитии, оздоровлении своего ребёнка; умеют наблюдать за ним и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать игрушку, обыграть ее, вовлечь ребёнка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребёнку способов овладения общественным опытом.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что чем раньше родители детей раннего возраста получают реабилитацию, тем эффективнее оказывается помощь по устранению имеющихся патологий. Помощь ребёнку с отклонениями в развитии - это не только лечение и работа специалистов

(врачей-специалистов, специалистов (дефектолога, логопеда, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя и др.), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освящённый их любовью и наполненный повседневными занятиями. Знание основных форм аномального развития поможет родителям и специалистам понять особенности отклонений в развитии своего ребёнка.

Библиографический список

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход нервно-психического развития ребёнка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие. Москва, 2002.

2. Лильин Е.Т., В.А. Доскин. Детскаяреабилитология. Москва, 2008.

3. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. О.В. Закревская. Москва, 2009.

4. Чтобы детство было здоровым (ранее вмешательство): методическое пособие. Ставрополь, 2014.

5. Мостовой Д.Ю. Социально-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Москва, 2005.

References

1. Boryakova N.Yu. Stupen'kirazvitiya. Rannyaya diagnostika ikorrekciya zaderzhkipsihicheskogo razvitiya u detej: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2002.

2. Lil'in E.T., V.A. Doskin. Detskaya reabilitologiya. Moskva, 2008.

3. Razvivajsya, malysh! Sistema raboty po profilaktike otstavaniya i korrekcii otklonenij v razvitii detej rannego vozrasta. O.V. Zakrevskaya. Moskva, 2009.

4. Chtoby detstvo bylo zdorovym (ranee vmeshatel'stvo): metodicheskoe posobie. Stavropol', 2014.

5. Mostovoj D.Yu. Social'no-pedagogicheskaya podgotovka roditelej, vospityvayuschih detej s DCP. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

УДК 378.147

Valeyeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: valelya@mail.ru

Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),

E-mail: koranata@mail.ru

FORMATION OF IDEAS OF AESTHETIC VALUES IN FUTURE SOCIOLOGISTS. In this article the authors study a problem of how to form ideas of aesthetic values in future sociologists. The process of formation of esthetic values is based on the knowledge of a system of values, necessary in the work with students. The authors explain that aesthetic values are values that operate as immanent regulators of an activity of a person and have a large impact on his behavior. The research launches an idea that it is fashion that is a real possessor of aesthetic values, because it combines information, esthetic and communicative aspects. The authors of the article offer a formation technique at future sociologists of ideas of esthetic values in the course of studying of a discipline of "Sociology of Fashion".

Key words: aesthetic values, fashion sociology, future sociologists, technique, valuable representations.

Э.М. Валеева, канд. пед. наук, доц. каф. социологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,

Е-mail: valelya@mail.ru

Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц. каф. музыкального образования, Уральский государственный педагогический

университет, г. Екатеринбург, Е-mail: koranata@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, поскольку в ряду необходимых им знаний находится система ценностных представлений, в том числе об эстетических ценностях, так как ценности являются действующими имманентными регуляторами деятельности человека, оказывающими влияние на его поведение. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты. Авторами статьи предложена методика формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях в процессе изучения дисциплины «Социология моды».

Ключевые слова: эстетические ценности, социология моды, будущие социологи, методика, ценностные представления.

Профессия социолога, относящаяся к профессиям социо-номического типа, требует от специалиста сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области социального познания. В ряду необходимых социологу знаний находится система ценностных представлений, так как ценности, в том числе эстетические, являются имманентными регуляторами деятельности человека (Д.А. Леонтьев). Сегодня, по мнению ряда исследователей, необходимо осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия [1, с. 50].

Выпускник-социолог, освоивший программу бакалавриата, согласно действующему Государственному образовательному стандарту высшего образования, должен быть подготовлен к уча-

стию в организации и проведении социологических исследований и их интерпретации; обеспечению маркетинговых исследований, участию в разработке рекомендаций для маркетинговых служб; идентификации потребностей и интересов социальных групп и т. д. Выпускник, освоивший программу магистратуры - к участию в формировании кадрового состава предприятий и учреждений; организации управленческих процессов в органах власти и управления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений; к преподавательской деятельности и т. д. Таким образом, ряд сфер деятельности социолога предполагают, во-первых, знание подробной карты «ценностного поля» всего общества, умение оперировать данными ценностными представлениями для успешного осуществления различных видов своей профессиональной деятельности. Например, работая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.