Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей с церебральным параличом'

Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1652
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ: МЕДИЦИНСКАЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / СПОРТИВНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рычкова Л.С., Смирнова Т.А., Конева О.Б., Ботова Н.Д., Николин В.В.

В статье рассмотрены вопросы социальной реабилитации детей с церебральным параличом. Координатором реабилитационных программ следует считать специалистов по социальной работе, которые должны владеть широким спектром знаний и умений в самых разных областях психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, профориентации, включая различные виды терапии, в том числе семейной, трудовой, групповой. Представлены возможности комплексных реабилитационных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рычкова Л.С., Смирнова Т.А., Конева О.Б., Ботова Н.Д., Николин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The article deals with the issues of social rehabilitation of children with cerebral palsy. The coordinator of rehabilitation programs should be considered as specialists in social work, who should have a wide range of knowledge and skills in a variety of fields of psychology, pedagogy, medicine, law, career guidance, including various types of therapy, including family, labor, group. The possibilities of complex rehabilitation measures are presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей с церебральным параличом»

УДК 159.922.76-056.26 ББК Ю941

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

РЫЧКОВА Л.С.12, СМИРНОВА Т.А.2, КОНЕВА О.Б.1, БОТОВА Н.Д.1, НИКОЛИНВ.В.3 1 ФГАОУВО ЮУРГУ (НИУ), Челябинск, Россия 2 ГБУЗ ОКСПНБ №1, Челябинск, Россия 3Центр психического здоровья "Доверие", Копейск, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы социальной реабилитации детей с церебральным параличом. Координатором реабилитационных программ следует считать специалистов по социальной работе, которые должны владеть широким спектром знаний и умений в самых разных областях психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, профориентации, включая различные виды терапии, в том числе семейной, трудовой, групповой. Представлены возможности комплексных реабилитационных мероприятий

Ключевые слова: детский церебральный паралич, специалист по социальной работе, реабилитация: медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, спортивная, профессиональная, социально-экономическая.

Актуальность. Среди заболеваний нервной системы у детей одной из главных причин инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает в себя группу непрогрессирующих заболеваний, характеризующихся нарушениями позы тела и движений, что обусловлено повреждением центральной нервной системы (ЦНС). Эти повреждения могут происходить в антенатальном периоде (этап внутриутробного развития от образования зиготы до начала родовой деятельности), интранатальном (период исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребёнка) или неонатальном периоде (начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения). Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются интеллектуально-

мнестическими, речевыми, пароксизмальными расстройствами [8, 9, 10, 11, 12].

К сожалению, при церебральном параличе, как правило, не отмечается полной компенсации и выздоровления, именно поэтому социальная реабилитация является главной задачей в системе восстановительного лечения данного заболевания. Одним из ведущих специалистов, координирующих реабилитационные процессы, следует считать

специалиста по социальной работе. Это тот специалист, который первым приходит на помощь людям, находящимися в трудной жизненной ситуации (материальной, правовой, бытовой), и оказывает психолого-социальную и медико-реабилитационную поддержку незащищенным слоям населения, к которым с полным основанием можно отнести семьи, имеющие детей с ДЦП [3, 4, 8, 9, 12].

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который имеет диагноз ДЦП, должен владеть широким спектром знаний и умений в самых разных областях, таких как психология, медицина, педагогика, социология,

юриспруденция, профориентация. Это позволит ему достичь значимых результатов в процессах реабилитации, которая

рассматривается как система

государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных,

педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на

предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате обучения и трудоспособности, и на оптимизацию сроков возвращения больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду [3, 4, 7, 9, 12].

Следует иметь ввиду, что комплекс мероприятий по реабилитации [3, 8, 9, 11, 12]: подразделяется на

- медицинскую реабилитацию, которая использует разнообразную медикаментозную терапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, лечебное питание, санацию очагов хронической инфекции; хирургическую коррекцию патологических изменений.

- психологическую реабилитацию, включающую мероприятия по предупреждению и немедикаментозной терапии психических нарушений, по выработке у клиентов (больных и инвалидов) сознательного и активного участия в реабилитационном процессе с перестройкой системы отношений личности и одновременно, адаптацию к основным сферам жизнедеятельности, в том числе обусловленную имеющимся и получаемым воспитанием (образованием) больного и проведением его досуга- влияния игр, развлечений, искусства.

- профессиональную реабилитацию, основными задачами которой являются восстановление утерянных навыков в профессии или обучение пациентов новой специальности и помощь в решении проблем с трудоустройством;

- социальную реабилитацию, которая предполагает деятельность по разработке и принятию на государственном уровне определенных нормативно-правовых документов, гарантирующих нуждающимся определенные социальные права и льготы, а также предоставление возможности по обеспечению реализации этих постановлений.

Таким образом, социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом представляет собой трудоемкий процесс, в котором прежде всего в качестве организатора и координатора участвует социальный работник. При этом необходимо учитывать, что для ребенка процесс социальной адаптации, в особенности на начальных этапах реабилитации, может выступать в качестве источника значительного стресса. Это проявляется в еще большей степени в случае, если круг общения ребенка ограничен преимущественно членами его семьи.

Социальный работник выступает в качестве главного связующего звена,

координирующего взаимодействие родителей

и специалистов коррекционных учреждений (детских садов, школ, интернатов). В программу социальной реабилитации детей с ДЦП в специальных (коррекционных) учреждениях целесообразно включать такие направления, как социально-культурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, обучение социальному поведению,

профориентационную работу [3, 4, 7, 9, 12].

Надо иметь в виду, что дети с ДЦП, в отличие от сверстников, характеризуются повышенной возбудимостью, беспокойством, чрезмерной чувствительностью, излишней расторможенностью, а вместе с тем в определенные периоды - пассивностью и безынициативностью. В связи с этим, социальные работники и специалисты учреждений, в которых осуществляется воспитание и обучение детей с ДЦП, должны иметь хорошую профессиональную

подготовку, включая не только общее и специальное образование, но и обширную педагогическую, логопедическую и

дефектологическую практику, должны уметь оказывать психологическую и медицинскую помощь. Именно сотрудники, владеющие широким спектром разнообразных знаний, могут обеспечить оптимальную социальную реабилитацию детей с ДЦП, что позволит максимально полно развить в детях с ОВЗ позитивное отношение к семье, обществу, людям, труду, обучению и жизни в целом [3, 4, 5, 6, 8, 9].

Социально-педагогическая работа с детьми, страдающими ДЦП, должна строиться комплексно, развивать все стороны их психики, речи и моторики, а также предупреждать либо корректировать уже имеющиеся нарушения. Важное значение для эффективной реабилитации детей с ДЦП приобретает ранняя диагностика заболевания. Социальным работникам следует иметь в виду, что чем раньше с ребенком начнут заниматься специалисты, тем вероятнее шансы профилактировать, а не трудиться над исправлением уже возникших отклонений в речи и психике [6, 10, 12].

Социальные работники должны учитывать, что не менее значимой для развития ребенка с ДЦП следует считать осуществление физической реабилитации, а также предоставление возможности овладевать разнообразными трудовыми навыками. Необходимо развивать их творческое начало,

организовывать разного рода коммуникации со сверстниками, игровую деятельность. Все это должно протекать на фоне тесного взаимодействия родителей со всеми специалистами коррекционных учреждений [2].

К ведущим задачам коррекционно-воспитательной и социально-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП, необходимо отнести следующие: расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; гигиеническое

воспитание; формирование математических представлений; развитие мышления, памяти и внимания; развитие их речевых коммуникаций со сверстниками и взрослыми; совершенствование мелкой моторики, сенсорных функций, кинестетического восприятия и стереогнозиса; выработку навыков самообслуживания. Эффективно выстроенный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их возможность самостоятельно организовывать и

регулировать свою деятельность,

совершенствовать умственное и физическое развитие, а также помогает овладевать навыками социально-трудовой ориентировки. В специальной литературе выделены основные направления социальной реабилитации детей с ДЦП [1, 3, 4, 8, 9, 12].

Социальный работник участвует в вопросах медицинской реабилитации детей с ДЦП, которая представляется как возможность полного или частичного восстановления, или компенсации определенной поврежденной или утраченной функции, или как возможность создания условий, предполагающих невозможность прогредиентности

заболевания. Очень важно, что право на получение медицинской помощи в реабилитации за счет бюджета закреплено в законодательных актах и соответствующих документах о здравоохранении и труде. Медико-социальную реабилитацию можно рассматривать как начальное звено системы общей реабилитации детей с ДЦП, в связи с тем, что ребенок-инвалид, в первую очередь, нуждается в медицинских услугах. По сути дела, между этапом лечения ребенка с ДЦП и временем его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, трудно установить достаточно четкую границу. Это обусловлено тем, что лечение всегда предполагает восполнение психофизических

ресурсов организма и продолжение учебной или трудовой деятельности, однако, следует заметить, что определенные

реабилитационные мероприятия

развертываются в медицинских стационарных и нестационарных учреждениях после купирования острых симптомокомплексов заболевания с использованием терапии различных видов - ортопедической, хирургической, санаторно-курортной и лечения соматической патологии. Наряду с медицинской осуществляются и другие виды реабилитации - психолого-педагогическая, профессионально-трудовая, экономическая и социально-бытовая [4, 8, 9, 10, 11, 12].

Специалист по социальной работе должен быть хорошо знаком с психолого-реабилитационными аспектами помощи. Они представляют собой воздействие на психическую сферу больного ребенка, в том числе с включением очень важного компонента преодоления в его сознании представлений об отсутствии эффективности лечения. Психологическая реабилитационная помощь включается в каждый этап лечебно-оздоровительного цикла мероприятий [5, 10, 12].

Социально-педагогическое направление реабилитации включает в себя различные виды воспитательных мероприятий, нацеленных на овладение ребенком умениями и навыками, осуществляемыми в ходе самообслуживания. Большое значение для ребенка с ДЦП имеет выработка психологической уверенности в собственной полноценности и создание адекватной профессиональной ориентации, а также подготовка к доступным для него видам деятельности, создание уверенности в том, что приобретенные знания окажутся весьма востребованными в последующем

трудоустройстве [6, 8, 9, 12].

Социально-экономическая реабилитация предполагает наличие целого комплекса мероприятий по обеспечению ребенка с ДЦП необходимым и удобным для него жильем, находящимся недалеко от места учебы, а в последующем - работы, недалеко от места проживания, а также поддержание его уверенности в том, что он является востребованным членом общества, а кроме того, будет иметь финансовую поддержку со стороны государства в виде пенсии, гарантированных выплат и т.п. [3, 4, 7].

Социально-бытовая реабилитация включает в себя возможность освоения протезов, специальных средств передвижения (вело- и мотоколяски и др.). Реабилитация ребенка с ОВЗ в социально-бытовой сфере дает возможность осуществить обучение его приемам по возвращению утраченных навыков самообслуживания. При этом специалисту по социальной работе следует знать структурные составляющие и конкретные проявления дефекта опорно-двигательного аппарата, приводящего к инвалидности, а также особенности физиологических функций костно-мышечной системы ребенка [2, 3].

В настоящее время значительное внимание стало уделяться спортивной реабилитации. Дети с ДЦП, принимающие участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях реабилитационного характера, учатся преодолению страха, у них формируется культура взаимоотношений с лицами с еще более тяжелыми и грубыми нарушениями развития. Это также способствует коррекции гипертрофированных потребительских

тенденций, самовоспитанию и формированию навыков образа жизни, характеризующегося максимальной самостоятельностью и определенной степенью свободы и независимости [2, 3].

Таким образом, социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с

ребенком, который имеет диагноз ДЦП, должен владеть полным арсеналом всего комплекса мероприятий, стремиться к финальному результату по восстановлению личного и социального статуса инвалида и определять наиболее эффективный метод взаимодействия с ребенком, в который целесообразно включать: обращение непосредственно к его личностному потенциалу; работу по оптимизации различных сфер жизнедеятельности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и позитивной трансформации его позиции по отношению к своей личности и своему болезненному состоянию. Реабилитация должна включать синтез мероприятий биологического характера

(физиотерапевтическое и медикаментозное лечение) и психосоциального (различные виды психотерапии и профессионально-трудового восстановления) с соблюдением определенной последовательности в реализации плана мероприятий.

Выводы. Координатором комплекса мер по реализации реабилитационной программы следует считать специалиста по социальной работе, который должен хорошо ориентироваться и владеть различными видами терапии, в том числе семейной, трудовой, групповой, включая терапию средой.

Список литературы

1. Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.

2. Гросс H.A. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / H.A. Гросс. -М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Ефимов А.П. Принципы реабилитации детей с ДЦП / А.П. Ефимов // Человек и его здоровье: матер. Междунар. конгресса. - СПб., 1997. - С. 33-40.

4. Каграманова Т.В. Управление процессами медико-социальной реабилитации и социализации детей-инвалидов с церебральным параличом: дис. канд. социол. наук /Т.В. Каграманова. - М., 2003. - С. 70-76.

5. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2-е переизд. - М.: Просвещение, 2009. - 194 с.

6. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Л.В. Мардахаев. - М.: МГСУ, 2010. - 195 с.

7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / под общ. ред. Г.Д. Селиванова. - М.: ЦИЭНТИН, 2009. - 331 с.

8. Рычкова Л.С. Психология аномального развития: учебное пособие /Л.С. Рычкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2007.

- 96 с.

9. Рычкова Л.С. Комплексная экспертиза и реабилитация лиц с нарушением психофизического развития: учебное пособие/Л.С. Рычкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2006. - 63 с.

10. Рычкова Л.С. Специальная психология: учебное пособие /Л.С. Рычкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2008. - 160 с.

11. Семенова К.А. Детский церебральный паралич /К.А. Семенова, 2-е переизд. -М.: Медицина, 2011. - 259 с.

12. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич /Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика плюс, 2011.

- 298 с.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SOCIAL REHABILITATION OF

CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

RYCHKOVA L.S12, SMIRNOVA T.A.2, KONEVA O.B.1, BOTOVA N.D.1, NIKOLIN V.V.3 1FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia 2 RCPNH №1, Chelyabinsk, Russia 3 Mental health center "Doverie", Kopeysk, Russia

Abstract

The article deals with the issues of social rehabilitation of children with cerebral palsy. The coordinator of rehabilitation programs should be considered as specialists in social work, who should have a wide range of knowledge and skills in a variety of fields of psychology, pedagogy, medicine, law, career guidance, including various types of therapy, including family, labor, group. The possibilities of complex rehabilitation measures are presented.

Keywords: cerebral palsy, social work specialist, rehabilitation: medical, psychological, educational, social, sporting, professional, social and economic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.