техникуме, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. Ценность профессии, нацеленность на успех позволили руководимой им бригаде установить несколько рекордов России. Важным моментом такого реально-виртуального общения стала информация о том, что на предприятиях компании СУЭК Кули-ченко А.В. стал вторым российским шахтером, который удостоен звания Героя Труда Российской Федерации. Первым в 2013 году был Владимир Мельник - бригадир очистного коллектива шахты «Котинская» СУЭК-Кузбасс.
Такой вид коучинга, как карьерный, позволяет партнеру и работодателю Беловского политехнического техникума и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума - АО СУЭК-Куз-басс, не только давать оценку профессиональным возможностям и компетенциям будущих специалистов, но и консультировать студентов по карьерному планированию.
Для реализации стратегии развития Сибирской угольной энергетической компании нужны талантливые и заинтересованные сотрудники, которые верят в миссию и разделяют ценности данной организации. Представители СУЭК - постоянные гости на всех творческих мероприятиях техникумов, и в общении со
Библиографический список
студентами они всегда подчеркивают, что руководство компании приветствует и поощряет их профессиональное развитие и карьерный рост.
Предложенные формы социально-культурной деятельности привлекают студенческую молодежь развитием способностей, индивидуальности и креативности; сохранением духовной независимости и самоуважения; наличием и дальнейшим развитием социальной компетентности; реализацией своей социальной роли и конкурентоспособности, стремлением к профессиональной самореализации, уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве и ответственности.
Инновационные формы социально-культурной деятельности обеспечивают расширение условий доступа молодежи к креативной социально-культурной деятельности; организацию социально - культурного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования с выпускниками профилирующей специальности, что обуславливает органичную связь качественного совершенствования профессиональной подготовки специалиста, развитие успешности и карьерного роста.
1. Юдина А.И., Фролова Т.В. Педагогический потенциал социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Современные проблемы науки и образования. Available at: http://www.science-education. ru/129-22461
2. Пономарев В.Д. Творчество как язык межкультурной коммуникации: проектный подход. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; 15: 66 - 72.
3. Юркина Т.В. Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вузов культуры. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств: науч. журн. 2014; 2: 151 - 155.
4. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян. Работы молодых ученых-победителей конкурса. 2013: 20 - 22.
5. Пономарев В.Д. Игрология досуга: феноменология и педагогическая. Технология игры. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2: 13 - 17.
6. Черняк Е.Ф. Формирование университетской коммуникативной среды. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2 (19-2):168 - 172.
References
1. Yudina A.I., Frolova T.V. Pedagogicheskij potencial social'no-kul'turnoj sredy v formirovanii hudozhestvenno-'esteticheskoj kul'tury uchaschejsya molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://www.science-education. ru/129-22461
2. Ponomarev V.D. Tvorchestvo kak yazyk mezhkul'turnoj kommunikacii: proektnyj podhod. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 15: 66 - 72.
3. Yurkina T.V. Innovacionnye formy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v razvitii uspeshnosti studentov vuzov kul'tury. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv: nauch. zhurn. 2014; 2: 151 - 155.
4. Chistyakova K.V. Prichiny populyarnosti kvestov kak formy dosuga sovremennyh rossiyan. Raboty molodyh uchenyh-pobeditelej konkursa. 2013: 20 - 22.
5. Ponomarev V.D. Igrologiya dosuga: fenomenologiya i pedagogicheskaya. Tehnologiya igry. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2: 13 - 17.
6. Chernyak E.F. Formirovanie universitetskoj kommunikativnoj sredy. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2 (19-2):168 - 172.
Статья поступила в редакцию 15.05.18
УДК 371
Tazutdinova G.Sh, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES THAT RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES. The article presents an experience of work on psychological and pedagogical support of parents, family members, as well as their active involvement in the process of helping a child with disabilities, which significantly affects the achievement of positive dynamics in the development of the child and improving the emotional climate in the family. Psychological and pedagogical support of the family is a purposeful system of measures aimed at improving the pedagogical skills and knowledge of parents, reducing emotional discomfort in connection with the disease of the child, maintaining the confidence of parents in its capabilities, maintaining adequate parent-child relations and styles of family education. Each approach and methodology involves close collaboration between professionals and families.
Key words: support, psycho-pedagogical support of family, challenges of families raising children with disabilities, approaches to work with families raising children with disabilities.
Г.Ш. Тажутдинова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен опыт работы по психолого-педагогической поддержке родителей, членов семьи, а также их активного включения в процесс помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, что значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребёнка и улучшение эмоционального климата в семье. Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, направленная на повышение педагогических умений и знаний родителей, снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребёнка, поддержание уверенности родителей в его возможностях, сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Каждый подход и каждая методика предполагают тесное сотрудничество специалистов и семьи. Специалист закладывает основу, указывает путь, а семья его осуществляет.
Ключевые слова: поддержка, психолого-педагогическая поддержка семьи, трудности семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. При наличии у ребёнка ограниченных возможностей здоровья семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи [1, с. 6]. Исследования показывают, что развитие такого ребёнка в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий [1; 2]. Отметим, что в течение многих десятилетий данная проблема решалась в нашей стране упрощенно, по сути, ограничиваясь строительством специализированных интернатов для детей с нарушениями в развитии, в которых за высокими заборами осуществлялось воспитание и обучение малышей, отличавшихся от своих здоровых сверстников. К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребёнка как источник катастрофы, наказания для семьи [3]. Кроме отгороженности от ребёнка, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом.
Вопросам психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, посвящены работы И.И. Мамайчук [4], О.В. Кухарчук [5] и др.
Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, способствующая повышению личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающая повышение условий для улучшения развития и социализации ребёнка. Данная поддержка может осуществляться в следующих направлениях: улучшение семейного микроклимата; формирование хороших отношений в семье; повышение педагогических умений и знаний родителей.
По мнению И.И. Мамайчук, психолого-педагогическая поддержка семьи с особым ребёнком - это система мер, принимаемых в следующих целях: 1) снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребёнка; 2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка; 3) формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребёнка; 4) сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания [4, с. 139].
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка - это комплекс мер, направленный на осуществление психологической и педагогической помощи в двух направлениях: 1) информационная, педагогическая, психологическая помощь родителям и другим родственникам детей с нарушениями в развитии, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и в определении направления в работе с ребёнком; в улучшении эмоционального климата семьи; 2) непосредственная помощь ребёнку в обретении новых умений, навыков, способностей необходимых для лучшей социализации [6; 7].
Рассматривая вопрос поддержки семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить трудности, с которыми она сталкивается. Изначально возникает проблема принятия или непринятия такого малыша. Показателями принятия ребёнка являются способность семьи говорить о проблемах ребёнка, сохранять равновесие между проявлением любви к нему и поддержкой его самостоятельности, составлять
краткосрочные и долгосрочные планы относительно ребёнка и их реализации, сотрудничества со специалистами, а также отсутствие гиперопеки, наличие требований, соразмерных возможностям ребёнка [8].
Исследования показывают, что данные семьи условно можно разделить на три типа: 1) семьи с пассивной реакцией, которая связана с неполным пониманием проблемы; 2) семьи с гиперактивной реакцией, в которых родители и родственники интенсивно разыскивают лучших врачей, лекарства, клиники; 3) семьи со средней позицией, которые последовательно выполняют советы врачей и других специалистов. Следует отметить, что нередко различные позиции встречаются в одной и той же семье: на проблемы, связанные с малышом, могут по-разному смотреть мать и отец, родители и старшее поколение, те из близких, кто проводит с ним большую часть времени, и те, кто видит его изредка или со стороны [9, с. 62]. Таким образом, семьи встречаются с множеством проблем, требующих комплексной помощи: включение в жизнь социума, выходы в общественные места, принятие активного участия в мероприятиях и т. п.; расширение контактов с окружающими, преодоление изолированности; получение разносторонней информации об особенностях ребёнка, путях помощи, лечения и обучения ребёнка, правах, льготах, местах, куда можно обратиться; обретение навыков развития собственных ресурсов. Этого можно достичь, используя различные подходы в работе с подобной семьей.
О.В. Степанова рассматривает следующие подходы психолого-педагогической и терапевтической работы с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: 1) удерживающая терапия (холдинг-терапия), заключающаяся в укреплении связи между родителем и ребёнком, путем повторяющихся упражнений с удержанием ребёнка на руках у родителя до полного физического и эмоционального расслабления; 2) бихевиористский подход, предполагающий построение индивидуального плана обучения для ребёнка и введение поощрения за положительные проявления и порицания за любое негативное проявление; 3) групповая терапия, стабилизирующая детскую эмоциональную сферу через поддержку ребёнка ритмом группы, принимающей его как себе подобного [10, с. 14]. При поддержке команды специалистов, родители начинают узнавать и вводить в повседневную жизнь принципы успешного общения, изменять возможные неконструктивные привычки [11, с. 119]. Авторы М. Селигман и Р. Б. Дарлинг предлагают системный подход, в котором соединяются индивидуальная и групповая помощь ребёнку, а родители активно включаются в данный процесс. Назначение родительских групп бывает разным: это информационная, эмоциональная поддержка, обучение конкретным способам взаимодействия с ребёнком и многое другое [12, с. 162]. Также в работе могут использоваться групповые занятия и для детей. Это хороший путь к социализации ребёнка, в группе под присмотром специалистов ребёнок обретает опыт общения с другими детьми. На этапе индивидуальной работы сопровождающий взрослый становится не только эмоциональной опорой для ребёнка, но и создает среду для его развития. Достаточно распространенным подходом в работе и с детьми и с родителями (родственниками) является арт-терапия, включающая в себя различного рода творческие мастерские, рисование, работу с песком, музыкальную терапию, работу с глиной. Подобные арт-встречи для родителей носят терапевтический характер, помогают отдохнуть, получить передышку, возобновить внутренний потенциал, отреагировать в искусстве свою проблему и переживания. Детям подобные встречи
помогают в развитии мелкой моторики, фантазии, воображения, в обретении новых умений и навыков, в возможности самовыражения, в переживании ситуации успеха, в обретении плавности движений, усидчивости, улучшении зрительно-моторной координации, в развитии умения планировать и контролировать свои действия.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка родителей, членов семьи, а также их активное включение в процесс помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребёнка и улучшение эмоционального климата в семье.
В городе Махачкале функционирует «Специальная (коррек-ционная) общеобразовательная школа № 8» и психоневрологический диспансер для детей с психомоторными нарушениями. Актуальность помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очень высока. На данный момент диспансер посещает 25 семей с детьми с различными нарушениями: синдром Дауна, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития, синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью, детский церебральный паралич и др.
Наша экспериментальная работа по психолого-педагогической поддержке семей проводилась в 2017 - 2018 гг. и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе исследования был изучен исходный уровень развития общей и мелкой моторики детей, их социальных и коммуникативных навыков; положение каждого члена семьи в системе межличностных отношений, определен характер коммуникации в семье, а также психологический тип родителей и их отношение к ребёнку. На основе полученных данных была выделена проблема каждой семьи и составлен план индивидуальной и групповой поддержки. На данном этапе использовались методики «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева), «Тест - опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), социограмма «Моя семья». Задачей психолого-педагогической диагностики было выявление индивидуальных особенностей развития ребёнка, его слабых сторон и способностей к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка, соответствующего его психофизическим особенностям. Собственно диагностическое исследование состояло из полевого взаимодействия с ребёнком, наблюдения и обработки полученной информации и формирования заключения.
Результаты диагностики вносились в таблицу по четырем сферам: 1) социальные навыки (навыки самообслуживания: умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыть руки и т.д.; способность действовать по правилам в различных местах и обстоятельствах; способность контролировать свое поведение); 2) коммуникация (понимание речи, владение навыками общения, умение сообщить о своих желаниях и чувствах, адекватно реагировать на речь другого); 3) общая моторика (представление о собственном теле, его положении в пространстве; подражание действиям специалиста; 4) мелкая моторика (умение нанизывать, переливать, держать карандаш, ложку и т. д.).
Первичная диагностика показала, что после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья между супругами возникают проблемы в отношениях: постоянные ссоры, упреки, отдаление друг от друга, что приводит к усугублению негативного эмоционального фона в семье. У исследуемых нами родителей и родственников преобладает психосоматический тип родительства (46,7% испытуемых), характеризующийся тем, что они ведут себя сдержанно, проблема переживается ими внутри, находятся в постоянном поиске лучших специалистов, а зачастую становятся таковыми сами и активно включаются в жизнь своего ребёнка. Также большинство родителей (80%) принимают своих детей такими, какие они есть, 80% заинтересованы в делах ребёнка, стараются ему помочь и высоко оценивают его способности, 53,3% испытуемых стремятся к симбиотическим отношениям с ребёнком, ощущают себя с ним единым целым, что ведет к гиперопеке и мешает самостоятельному развитию ребёнка. Можно отметить, что все семьи встречаются с определенными трудностями в воспитании, обучении и социализации своих детей, большинство родителей чувствуют упадок сил и «выгорание», нехватку собственных
ресурсов. Поэтому нами был предложен комплекс мероприятий по психолого-педагогической поддержке родителей, членов семьи и их активное включение в процесс помощи ребёнку, а также для каждого ребёнка была разработана коррекцион-но-развивающая программа занятий. На втором этапе нашего исследования для родителей проводились консультации по социальным, правовым, образовательным аспектам интеграции ребёнка в среду. Индивидуальное консультирование касалось вопросов общения с ребёнком, развития социально-бытовых навыков (питание, поведение с другими, выход в город и т. п.), навыков самообслуживания (сидеть за столом с другими, проситься в туалет, одевать и снимать одежду, открывать и закрывать замки, убирать за собой и т. п.). Также была организована «Родительская гостиная», в которую вошли родители и родственники особых детей, у них была возможность поделиться своими проблемами и опытом их решения, отдохнуть в спокойной обстановке, поддержать друг друга, а также поучаствовать в подготовленных для них тематических мероприятиях. Для детей, не умеющих справляться с агрессией, регулировать свои действия, соблюдать определенные правила, замкнутых, погруженных в себя, были организованы индивидуальные встречи, на которых большое внимание уделялось развитию мелкой и крупной моторики, мышления, памяти, речи, общения или альтернативной коммуникации и социального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья через методики адаптированные к ресурсам и потребностям каждого ребёнка. Во время групповых занятий основной акцент был направлен на социализацию, общение и взаимодействие детей. Здесь развивались коммуникативные умения детей, крупная и мелкая моторика, творческие способности, навыки самообслуживания и др., закреплялись знания о временах года, месяцах и т. д. Групповые занятия включали в себя несколько этапов: 1) «расписание» - закрепление знаний и ориентаций по временам года, месяцам, дням и числам; 2) встреча «круг» - построение общения и взаимодействия между детьми; 3) «творческая мастерская» - развитие творческих способностей, навыков работы за столом, мелкой моторики (работа с ножницами, пластилином, красками, кисточками и т.п.); 4) «кухня» - развитие навыков самообслуживания (налить чай, сделать бутерброд, накрыть на стол, убрать за собой и т.п.) и поведения за столом в группе; 5) «музыкальная встреча» - развитие речи, артикуляционного аппарата, чувства ритма, музыки. Также в индивидуальной и групповой работе применялась методика М. Монтессори, направленная на комплексное развитие ребёнка, происходящее благодаря специально подготовленной среде: зона речи, зона сенсорного воспитания, зона упражнений в повседневной жизни, математическая зона, зона космоса (окружающий мир, природа, география). Для семей организовывались праздничные и досуговые мероприятия (например, конкурсы творческих работ «Красавица Зима», «Цветочный букет», новогодние утренники), инклюзивные встречи, несущие реабилитирующую функцию, активно воздействующие на создание благоприятного психологического климата в семье, ее сплочение и укрепление. На контрольном этапе работы была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика. В целом у детей повысился уровень развития общей и мел- кой моторики, они приобрели новые навыки самообслуживания, речевого или альтернативного общения, социального поведения. Отметим, что у каждого ребёнка наблюдается своя положительная динамика в развитии. В большинстве семей улучшились отношения между супругами, дети с ограниченными возможностями пере- стали быть преградой, повысилась значимость других детей, произошло улучшение качества жизни семьи че- рез развитие ее психологических, духовных, методических ресурсов. Снизился процент родителей (с 53,3% до 13,3%), стремящихся к симбиотическим отношениям с ребёнком, что повлияло на проявление большей самостоятельности детей. К сожалению, не все родители, участвуя в мероприятиях, переносили опыт, полученный в центре, в домашние условия, поэтому положительная динамика в развитии у данных детей значительно ниже.
Таким образом, на основе проведенного исследования стоит отметить, что психолого-педагогическая поддержка родителей, членов семьи, а также их активное включение в процесс помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребёнка и улучшение эмоционального климата в семье.
Библиографический список
1. Психология семьи и больной ребёнок. Санкт-Петербург, 2007.
2. Галкина Е.В. Работа с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции. (Уфа, 20 - 23 июля 2012 г.). Уфа, 2012.
3. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. Психология семьи и больной ребёнок. Санкт-Петербург, 2007.
4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. Санкт-Петербург, 2007.
5. Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Психология, социология и педагогика. 2016; 9. Available at: http://psychology. snauka.ru/2016/09/7121
6. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. Актуальные проблемы психоло-го-педагогическихнаук: коллективная монография. Москва, 2016.
7. Редькина Е.В. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы IV международной научно-практической конференции 5 - 6 октября 2013 года. Прага, 2013.
8. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сост. Вечканова И.Г. Санкт-Петербург, 2014.
9. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Москва, 2007.
10. Степанова О.В. Солнечный мальчик: книга для родителей, воспитывающих особых детей. Санкт-Петербург, 2014.
11. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей междунар. научно-практ. конф. 18 - 20 сентября 2014 года. Санкт-Петербург, 2014.
12. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Москва, 2016.
References
1. Psihologiya sem'iibol'nojrebenok. Sankt-Peterburg, 2007.
2. Galkina E.V. Rabota s sem'ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (OVZ). Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. (Ufa, 20 - 23 iyulya 2012 g.). Ufa, 2012.
3. Tkacheva V.V. Istoricheskij 'ekskurs v problemu sem'i, vospityvayuschej rebenka s otkloneniyami v razvitii. Psihologiya sem'i i bol'noj rebenok. Sankt-Peterburg, 2007.
4. Mamajchuk I.I. Pomosch'psihologa detyam s autizmom. Sankt-Peterburg, 2007.
5. Kuharchuk O.V., Ignat'eva K.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie sem'i, vospityvayuschej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psihologiya, sociologiya ipedagogika. 2016; 9. Available at: http://psychology. snauka.ru/2016/09/7121
6. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R., Asadulaeva U.M., Bachieva 'E.Yu., Berezhnaya O.V., Vezirov T.G., Dalgatov M.M., Dzhalalova G.P., Idrisova P.G., Kurbanova A.B., Magomeddibirova Z.A., Magomedhanova U.Sh., Manafova M.K., Pryadko N.A., Podgrebel'naya N.I., Radzhabova P.T., Smetanina N.V., Sorokopud Yu.V., Tazhutdinova G.Sh. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
7. Red'kina E.V. Psihologo-pedagogicheskaya pomosch' sem'e, vospityvayuschej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Sem'ya v kontekste pedagogicheskih, psihologicheskih i sociologicheskih issledovanij: materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 5 - 6 oktyabrya 2013 goda. Praga, 2013.
8. Shkol'noe obuchenie detejs tyazhelymiimnozhestvennyminarusheniyamirazvitiya. Sost. Vechkanova I.G. Sankt-Peterburg, 2014.
9. Baenskaya E.R. Pomosch' v vospitanii detej s osobym 'emocional'nym razvitiem (rannij vozrast). Moskva, 2007.
10. Stepanova O.V. Solnechnyjmal'chik: kniga dlya roditelej, vospityvayuschih osobyh detej. Sankt-Peterburg, 2014.
11. Al'ternativnaya i dopolnitel'naya kommunikaciya kak osnova dlya razvitiya, reabilitacii i obucheniya lyudej s narusheniyami v razvitii. Sbornik statej mezhdunar. nauchno-prakt. konf. 18 - 20 sentyabrya 2014 goda. Sankt-Peterburg, 2014.
12. Seligman M., Darling R.B. Obychnye sem'i, osobye deti. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 372.881.161.1
Fang Qian, postgraduate, Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF CREATING TEXTBOOKS FOR TEACHING FOREIGN STUDENTS MAJORING PHILOLOGY (LEVEL B2) TO EXPRESS CONDITIONAL RELATIONS IN A SCIENTIFIC TEXT. The article studies one of the main problems of teaching foreign Philology students (level B2) how to express conditional relations in the scientific text -working out principles of creating a special textbook. The research is based on the specifics of using conditional structures in the linguistic text. During the research the author works out a principle of accounting standard fragments of the scientific text, which require the use of conditional constructions, the principle of accounting differences in expression of condition in simple / complex sentences, the principle of differentiation of real, potential and unreal conditions, the principle of differentiation of grammatical and lexical ways of expressing conditions, the principle of accounting additional shades of meaning in complex sentences with adverbial clauses of condition.
Key words: Russian as a foreign language, principles of creating textbooks, expression of conditional relations, teaching foreign Philology students, scientific text.
Фан Цянь, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ (УРОВЕНЬ В2)
ВЫРАЖЕНИЮ УСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
Статья посвящена одной из основных проблем обучения иностранных студентов-филологов (уровень В 2) выражению условных отношений в научном тексте - разработке принципов создания специального учебного пособия. В основу исследования были положены особенности употребления условных конструкций в лингвистическом тексте. В ходе исследования выдвинуты: принцип учета типовых фрагментов научного текста, требующий использования условных конструкций; принцип учёта различий в выражении условия в простом / сложном предложении; принцип разграничения реального, потенциального и ирреального условия; принцип разграничения грамматических и лексических способов выражения условия; принцип учета дополнительных смысловых оттенков в сложноподчиненных предложениях с придаточным условия.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, принципы создания учебного пособия, выражение условных отношений, обучение иностранных студентов-филологов, научный текст.