УДК 159.95 9075.80
Б01: 10.18384/2310-7235-2019-2-74-87
проблемы психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Декина Е. В.1, Шалагинова К. С.1, Залыгаева С. А.1, Самсонова Г. О.2
1 Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого 300026, г. Тула, пр-т Ленина, д. 125, Российская Федерация
2 Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины
105120, г. Москва, Земляной вал, д. 53, Российская Федерация
Аннотация. В статье отражены результаты исследования проблем семейной адаптации приёмных детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании, проведённом при участии более 50 замещающих семей, с помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучен социально-психологический и эмоциональный статус родителей, показаны особенности детско-родительской коммуникации в различных типах семейных систем, выявлены мишени психологической помощи семьям, воспитывающим ребёнка с особыми потребностями в развитии. Изучены особенности психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных эмпирических данных представлена технология подготовки специалистов-коммуникаторов для работы с замещающей семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: замещающая семья, приёмный ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, психологическая адаптация, психологическая помощь, подготовка специалистов-коммуникаторов.
problems of psychological adaptation of healthy children in substitute families who have adopted a child with disabilities
E. Dekina1, K. Shalaginova2, S. Zalygaeva3, G. Samsonov4
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
125, Leninsky prosp., Tula, 300026, Russian Federation
2 Moscow Scientific and Practical Center for Medical Rehabilitation, Restorative and Sports Medicine
53, Zemlyanoy Val ul, Moscow, 105120, Russian Federation Abstract. The article reflects the results of research into the problems of family adaptation of adopted children with disabilities. The study, conducted with the participation of more than 50
© CC BY Декина Е. В. , Шалагинова К. С. , Залыгаева С. А. , Самсонова Г. О . , 2019 .
substitute families, includes the socio-psychological and emotional status of parents, some features of parent-child communication in various types of family systems. The targets for psychological assistance to families raising a child with special needs in his development are identified. The features of psychological adaptation of healthy children in substitute families who have adopted a child with disabilities are studied. On the basis of the obtained empirical data, the technology of training communicator specialists for work with a substitute family raising a child with disabilities is presented.
Key words: substitute family, foster child with disabilities, psychological adaptation, psychological assistance, training of special communicators.
Одним из важных направлений государственной семейной политики является поддержка замещающих семей . Наиболее уязвимой категорией замещающих семей являются семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья . Знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители, поможет психологам, педагогам, социальным работникам, волонтёрам более эффективно организовывать психолого-педагогическую поддержку данной категории семей [12].
Наибольшую эффективность имеет воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, защищённости ребёнка, удовлетворения потребности во взаимоотношениях, привязанности (И . Н . Малиновский, Л . Б . Морозова, В . Н . Ослон, А . Б . Холмогорова и др . ) . Вопросы сопровождения замещающих семей представлены в работах О . Н . Безруковой [1], Е . И . Николаевой [6], В . Н . Ослон [7], В . А . Самойловой [1], Г. В . Семьи [12], А . Б . Холмогоровой [8], М . Н . Швецовой [14], Т. И . Шульги [16] и др . А . С . Спиваковская обращает
внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, на достаточно негативную оценку опекаемыми детьми своих отношений в семье (на что указало около 68% опрошенных) [13]. При собственном исследовании авторов более 250 замещающих семей выявлены основные направления психолого-педагогической работы с данной категорией семьи [10].
В настоящее время проблема взаимоотношений собственных и приёмных детей в замещающей семье практически не исследуется
Научная новизна исследования: впервые проводится изучение особенностей психосоциальной адаптации собственных детей в семьях, принявших на воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья . Исследуются некоторые аспекты детско-родительских и сиблинговых отношений, а также отношений между приёмными и кровными детьми Впервые определяются мишени психологической помощи кровным (биологическим) детям в таких семьях
Цель исследования - изучение особенностей психосоциальной адаптации собственных (кровных, биологических) детей в семьях, принявших на
воспитание ребёнка с ограничнеными возможностями здоровья
Задачи исследования:
1 Изучить особенности психологического статуса собственных (кровных, биологических) детей в семьях, принявших на воспитание ребёнка с ОВЗ
2. Провести исследование детско-родительских и сиблинговых отношений, а также отношений между приёмными и кровными детьми в таких семьях
3 . Выявить факторы, лимитирующие успешность коммуникации кровных детей и приёмных детей с ОВЗ
4 Выделить факторы, влияющие на психологическое благополучие и социальную адаптацию кровных детей, воспитывающихся в семьях с приёмными детьми с ОВЗ
5 . Исходя из полученных данных, определить основные направления психологической помощи собственным (кровным, биологическим) детям в семьях, принявших на воспитание ребёнка с ОВЗ
Под адаптацией ребёнка к замещающей семье понимают включение ребёнка в семейную систему, принятие им норм и правил семьи, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и взаимодействия с членами семьи (И А Бобылева, О В Заводилкина, Н . П . Иванова, И . Г. Кузина, В . Н . Ос-лон, А А Стекольщикова и др ) Адаптация родителей к появлению нового члена семьи предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление родительской позиции Собственные дети в семье, если таковые имеются, приобретают брата или
сестру Т И Шульга выделяет психологические проблемы адаптации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, воспитываемых в опекунских кровных семьях [17], И . Г. Кузина, А . А . Стекольщикова обращают внимание на совершенствование законодательной сферы [4], А . В . Махнач, А . М . Прихожан, Н Н Толстых анализируют различные аспекты развития и воспитания детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста [9] и т. д .
Психолого-педагогические проблемы приёмного ребёнка в период адаптации могут быть связаны с его прошлым жизненным опытом, с высоким уровнем личностной тревожности, не-сформированностью эмоционально-волевой сферы, проблемами, связанными со здоровьем и т. д . ; приёмных же родителей - с дефицитом знаний о психологических особенностях детей-сирот, попытками опереться на свой положительный опыт в воспитании собственных детей, завышенными требованиями к ребёнку, стилем воспитания, направленным на исправление врождённых недостатков ребёнка, сравнением ребёнка с кровными детьми, отсутствием чуткого реагирования на малейшие достижения ребёнка и др
И . А. Михайлова, Е . Ф . Сайфутди-ярова отмечают, что по результатам исследования «именно приемные дети склонны выступать агрессорами в отношениях, в свою очередь большинство кровных детей в замещающих семьях настроены на конструктивное построение взаимоотношений с приемными детьми» [5].
При появлении в семье приёмного ребёнка, особенно с ограниченными
возможностями здоровья, собственные дети часто оказываются на периферии родительского внимания, начинаются проблемы в учёбе, во взаимоотношениях со сверстниками, имеют место девиантные формы поведения и т. д . Родители начинают больше внимания уделять новому члену семьи, уходу за ним, решению вопросов, связанных с обеспечением условий, которые позволят ребёнку включиться в полноценный процесс жизнедеятельности наряду со здоровыми детьми Включение детей с ограниченными возможностями в семью возлагает на родителей, сопровождающих специалистов дополнительную ответственность: возрастает необходимость в получении знаний по установлению благоприятного психологического климата в семье, подготовке собственных детей к принятию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействию с собственными и приёмными детьми, решению конфликтных ситуаций и т. д . [2].
Т. И . Шульга, Г. В . Семья отмечают, что «воспитание детей с ОВЗ в замещающих семьях требует особой подготовки родителей и детей» [16, с . 30].
К неадекватному отношению замещающих родителей к ограничениям возможности здоровья ребёнка можно отнести: недооценивание серьёзности состояния здоровья ребёнка, недостаточное понимание необходимости оказания квалифицированной помощи, восприятие ребёнка с ОВЗ как здорового и др . Необходимо учитывать, что семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, - это особые семьи, нуждающиеся как в психолого-педагогической, так и в психотерапевтической работе
Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь родителям в принятии приёмных детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в выстраивании позитивных отношений между собственными и приёмными детьми в семье, в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи
Диагностическая программа для членов замещающих семей (родителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включала: авторскую анкету для родителей; тест-опросник родительского отношения А . Я . Варга, В В Столин, тест А И Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка, тест-опросник Бека, опросник Холмса и Раге, цветовой тест Люшера, методики «Незаконченные предложения» и «Индивидуальная минутка» Авторская анкета для замещающих родителей состояла из трёх разделов: в первом разделе содержатся вопросы об общей информированности родителей по поводу получения психолого-психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья; во втором разделе исследуется потребность родителей и детей в психологической и психотерапевтической помощи; третий раздел посвящён изучению психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии Диагностическая программа по изучению проблем психологической
адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание детей с ОВЗ, включает методики «Кто Я?», «Незаконченные предложения», «Индивидуальная минутка», цветовой тест Люшера, опросник Бека (подростковый вариант), авторскую анкету
Были обследованы 54 подростка (29 мальчиков, 25 девочек, возраст 14-16 лет) и 47 родителей (18 мужчин и 29 женщин в возрасте от 35 до 43 лет)
Проведём анализ результатов анкетирования родителей . 60% родителей точно знают, куда и к какому специалисту можно обратиться по поводу психологических проблем ребёнка; обращались неоднократно 10%, 30% родителей по данному вопросу нуждаются в дополнительной консультации В замещающих семьях существует потребность в психологической помощи квалифицированного специалиста
Главными признаками наличия психологических проблем у ребёнка родители считают (представим по степени значимости): «замкнутость и склонность к одиночеству», «непослушание», «плохо учится», «плохо ведёт себя», «грубит», «всё перечисленное» Проблемы с психическим здоровьем ребёнка для большинства родителей связаны с тем, что он «плохо себя ведёт постоянно» («неадекватное поведение»), «не общается с людьми», «плохо ведёт себя в различных ситуациях», «не справляется с обучением»
На вопрос «Почему Вы решили принять ребёнка в семью?» в основном были получены следующие ответы: «не могла иметь детей», «хотели ребёнка» Большинство опрошенных отметили, что большая часть психологических проблем относится к периоду 2-3 года спустя после появления ребёнка в семье [11].
50% родителей считают, что риск нарушения поведения у детей чаще возникает в возрасте с 7 до 11 лет, 50% - с 11 до 15 лет (большинство обследуемых семей воспитывают детей младшего и старшего подросткового возраста)
Основным источником стресса в семье родители назвали следующие показатели: «общение со сверстниками», «вредные привычки», «здоровье», «обучение», «общение внутри семьи»
Представляется важным, что психологическая помощь, как считают 60% опрошенных, нужна не только проблемному ребёнку или родителям (опекунам), но и всем членам семьи Психологическую работу опрошенные видят в формах консультаций психолога, педагога, работы в группе детей со сходными проблемами, с использованием инновационных методов, индивидуальной работы с ребёнком, в форме детско-родительского клуба
Родители нуждаются в обсуждении проблем обучения и воспитания ребёнка (50%) . Дополнительные сведения об особенностях своего ребёнка родители получают на основе посещения родительских собраний, консультаций психолога, врача, общения с другими родителями в рамках детско-родитель-ского клуба, интернета. По мнению родителей, необходимо учитывать следующие особенности их ребёнка в учебно-воспитательном процессе школы: «речевые особенности, рассеянное внимание, медлительность, быстрая утомляемость, необходимость неоднократного повторения материала, неудачи в учёбе воспринимает агрессивно, невнятная речь и др »
Родители отмечают наличие проблем между биологическими и
приемными детьми . Причинами конфликтов являются «разные интересы», «постоянные ссоры», «враньё», «неумение взаимодействовать», «психуют, то один, то другой» и др Сплотить семью может, по мнению родителей, «совместное путешествие», «доверие друг другу», «уважать и быть ближе друг к другу» «Самое сложное, что пережил мой ребенок - "детский дом, все
» / сс
остальное мы переживем / потеря родной семьи" / "семейная обстановка в прошлой семье"» .
Анализ незаконченных предложений:
«Когда я думаю о своем ребёнке, то...» - «у меня радостно на душе», «горжусь», «беспокоюсь» и др
«Самое главное в характере моего ребёнка» - «упорство», «доброта», «честность», «быстро понимает суть вещей», «быстрая смена настроения», «не усидчива» и др
«Меня беспокоит в ней / нём.» -«чрезмерная активность», «частая агрессия», «здоровье», «лень», «успеваемость в школе» и др
«Я боюсь, что.» - «не смогу правильно воспитать ребёнка» и др
«Мне приятно, когда мы с моим ребёнком...» - «проводим время вместе», «хорошо общаемся», «гуляем», «смотрим вечером телевизор», «разговариваем по душам» и др .
«Мой ребёнок и я.» - «одна семья», «пока не одно целое», «друзья», «понимаем друг друга без слов» и др
«Наши отношения с ребёнком ...» -«близкие», «не всегда мирные», «нормально дружеские», «доверительные», «добрые», «благоприятные» и др
Таким образом, на базе анализа полученных результатов выявлены основные мишени психологической помощи замещающим семьям Приоритетными являются проблемы общения и взаимодействия приёмного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и биологических детей, проблемы психологической адаптации здоровых детей в семье, принявшей на воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направления психологической помощи замещающей семье Несмотря на то, что помещение ребёнка в замещающую семью положительно влияет на его развитие, решающую роль играют отношения с его новоприобретёнными родителями, родными детьми, другими членами семьи
Представим результаты исследования биологических детей подросткового возраста из замещающих семей
В ходе проведения методики «Кто Я?» были выделены следующие единицы анализа по категориям (табл 1)
Таблица 1. Анализ методики «Кто Я?»
Единицы анализа по категориям Примеры из детских работ
Категория «Социальные характеристики»
Социальный статус, социальные роли Ученик, сын, дочь, будущий студент, будущий мужчина, будущий отец, будущая мать
Друг (подруга) Друг
Личность Член общества
Россиянин Патриот
K4J
Единицы анализа по категориям Примеры из детских работ
Отношение к другим Добрая, ласковая, общительная
Категория «Возрастные характеристики»
Отношение к себе Не очень хороший
Жизненные планы (кем быть) Будущий солдат, машинист, электрик, автомеханик
Категория «Физические характеристики»
Внешние характеристики, физические данные Красивый, умный, добрая, маленькая, темненькая, грациозная
Категория «Деятельностные характеристики»
Интересы, способности, увлечения Интересующийся компьютером, футболист, актер, танцор, волейболист, любитель спорта
Образование, обучение Ученик, умник, любопытный
Отношение к труду, вещам Помощник, аккуратный
Интеллект Умный, глупый
Категория «Индивидуально-психологические характеристики»
Активный, творческая личность, активист Артистичный, ведущий программ в школе
Моя индивидуальность Независимая, душа компании, злой на всех и вся, любящая окружающих
Представим ответы подростков по методике «Незаконченные предложения»:
Моя семья - «хорошая», «меня любит», «не знаю», «дружная», «мама, папа, сёстры и я», «самая лучшая», «самая дорогая для меня», «мой дом» и др Мой брат (сестра) - «лучшие», «младше меня на два года», «учится в школе», «самый сильный», «умные», «злой, всё время мне треплет нервы», «занудный», «моя защита» и др
Моя мама и я - «дружные», «как-то ходили за грибами», «неплохая компания», «любим друг друга», «подруги», «любим и уважаем друг друга», «вместе дружная семья» и др
Если бы я был волшебником, то «сделать мир в семье», «сделал себя профессиональным футболистом», «я многим бы помог», «сделала родину великой», «мама жила вечно», «сделал хорошее моей семье», «помогал бы
людям», «сделал бы мир добрее», «построил храм» и др
Если бы у меня была шапка-невидимка, то «я бы спрятался», «я бы ей не воспользовался», «я бы исчез», «я бы помог семье», «мы бы всей семьёй уехали на море», «раскрывал чужие тайны», «я бы всех пугал», «сходил в музей», «меня бы никто не видел» и др Мои сильные стороны - это «мозг», «целеустремлённость и независимость», «дружба и понимание», «я не покажу слезы», «футбол», «спорт», «упорство», «танцы» и др
Мои слабые стороны - это «недобрый», «непонимание», «страх», «не настойчив», «обидчивость» и др
Мой самый большой успех - это «выступление на сцене», «всего понемногу», «мой характер», «знание истории», «танцы», «будет, если я поступлю в колледж», «стремление к цели» и др
Я хотел бы, чтобы мои родители «были богаты», «чаще общались со мной», «всегда были рядом», «жили долго и счастливо», «мной гордились», «были счастливы» и др
Я больше всего хочу «жить лучше», «чтобы в жизни всё было, как у нормальных людей», «чтобы меня наградили орденом мужества», «поступить в колледж», «чтобы всё было хорошо», «получить профессию», «чтобы все люди жили в мире», «чтобы у меня всё получалось» и др
Психодиагностическое обследование с помощью методик «Цветовой тест Люшера» (ЦТЛ) и «Индивидуальная минута» (ИМ, Н . И . Моисеева, 1985) было проведено с целью изучения эмоционального статуса и напряжённости механизмов адаптации у родителей, принявших на воспитание ребёнка с ОВЗ, а также у их собственных детей подросткового возраста
По результатам обследования эмоциональный дискомфорт (индекс ЦТЛ 4-7 баллов) отмечен у 20,7% мальчиков, 24,1% девочек и 27,6% женщин . Обращает на себя внимание повышение индекса ЦТЛ до 8-10 баллов, свидетельствующее о наличии выраженного эмоционального напряжения, у 24,2% мальчиков, 16,2% девочек и 33,3% мужчин в семьях, воспитывающих приёмного ребёнка с ОВЗ
Повышенный уровень тревоги был характерен для 24,2% мальчиков, 24,1% девочек, 33,3% отцов Однако среди матерей, принявших на воспитание ребёнка с особенностями развития, этот показатель достиг наиболее высокого уровня: достоверное повышение тревоги выявлено у 75,9% женщин
Обращает на себя внимание, что снижение функциональных резервов
организма выявлено у значительного количества обследованных мальчиков - 48,3%, по сравнению с другими членами семей (24,1% девочек и 27,6% женщин)
Рисуночные тесты проводились с детьми в возрасте от 10 до 16 лет Анализ результатов показал, что эмоции радости и счастья, а также стремление к общению в кругу семьи выражены примерно у 30% детей и подростков . При этом около 40% рисунков свидетельствуют о психологическом неблагополучии, о том, что дети могут испытывать отчуждение, разобщённость, демонстрировать скрытую агрессию или пассивный протест Полученные результаты выявляют необходимость оказания систематической профессиональной помощи таким семьям в формировании благоприятного психологического климата
Таким образом, эмоциональный статус детей и родителей в обследованных семьях, принявших на воспитание ребёнка с ОВЗ, примерно в половине случаев характеризовался наличием эмоционального дискомфорта либо напряжения . Наиболее высокий уровень тревоги выявлен у приёмных матерей, тогда как снижение функциональных резервов организма в большей степени отмечено у сыновей в семьях, где есть приёмные дети с особенностями развития
Анкетирование социальных педагогов в количестве 25 человек, работающих с замещающими семьями, позволило выделить следующие проблемы: «родители переоценивают свои возможности и силы, не справляются с воспитанием ребёнка и возвращают его», «многочисленные психологические проблемы», «замкнутость семьи,
семья не идёт на контакт, скрывает проблемы и трудности в воспитании», «неготовность семьи впускать посторонних, в том числе специалистов», «слабая мотивация на совместную работу, так как мало взять ребёнка в семью, надо способствовать его дальнейшей социализации, преодолевать проблемы вместе», «недостаточная готовность самих специалистов установить контакт с замещающей семьёй», «отношение замещающих родителей к приёмному ребёнку», «эмоциональное выгорание замещающих родителей», «проблемы взаимоотношений собственных и приёмных детей в замещающей семье» и др По мнению специалистов, эффективными мероприятиями, проводимыми с замещающей семьёй, являются: школа приёмных родителей, клуб для замещающих семей, индивидуальная работа с приёмным ребёнком, направленная на интеграцию ребёнка в семью, мероприятия, направленные на сплочение семьи, досуговые мероприятия, совместные мероприятия - экскурсии и др , - тренинги родительской компетентности, мастер-классы для родителей и детей, группы поддержки, сопровождение семей задолго до принятия ими приёмных детей, походы и др По мнению специалистов, при взаимоотношении собственного и приёмного ребёнка может иметь место соперничество, непринятие друг друга, но многое зависит от конкретной семьи
Т. И . Шульга отмечает, что замещающие семьи нуждаются в помощи специалистов-профессионалов на протяжении всего времени своего существования [15].
На основе результатов анкетирования специалистов, собственных ис-
следований авторов разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации при подготовке специалистов-коммуникаторов для работы с замещающими семьями Программа выстраивалась по следующим модулям: «Мишени психолого-педагогической помощи замещающей семье», «Лучшие практики формирования ответственного родительства», «Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ОВЗ», «Проектирование детско-родительского клуба для работы с замещающей семьёй, в том числе воспитывающей детей с ОВЗ», интерактивный модуль, включающий мастер-классы, дискуссию со специалистами, круглый стол с волонтёрами, обучающий практикум для специалистов [3]. Специалистами (психологами, социальными педагогами) осваивались следующие инновационные технологии: альтернативная коммуникация; матрица коммуникативной компетентности; арт-технологии, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений; терапия средой; клиническая супервизия и др Интерактивный модуль включал следующие мероприятия: работу в микрогруппе по созданию совместного рисунка по семейной тематике; творческую мастерскую «Дом, в котором мы живём»; решение кейсов с точки зрения социального педагога, психолога, родителей, детей; анализ и доработку рекомендаций (советов) для родителей и детей; мастер-класс «Золотая рыбка» для формирования благоприятного психологического климата в семье; незаконченные предложения и др
Новизной является обращение: к подготовке специалистов-коммуника-
торов для формирования у приёмных и собственных детей потребности в общении, взаимодействии; к обучению родителей использованию альтернативных средств общения, опыта социального взаимодействия со всеми членами семьи, другими людьми Альтернативные средства общения активно используются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, например, при таких нарушениях развития, как двигательные и интеллектуальные, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения слуха, зрения В таких случаях специалист, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, в том числе с помощью альтернативных систем коммуникации, к которым относятся все невербальные системы Рассмотрены направления использования данной технологии в работе с замещающей семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (графические символы, картиночные символы, предметные символы, движения тела и другие коммуникативные сигналы)
Инновационная часть курсов связана с участием в программе конкретной замещающей семьи, члены которой привлекались к совместной деятельности (выполнение рисунка по предложенной тематике, методики «Незаконченные предложения» и т д ) с последующим анализом и выстраиванием направлений помощи
Представленные формы работы показали свою эффективность, вызвали интерес у всех участников программы
Таким образом, появление нового члена семьи вообще и с особенностями развития в частности приводит к изменению состава и функционально-ролевой структуры семьи, что вызывает эмоциональный отклик и переживание всех без исключения её членов Достаточно часто имеет место несоответствие ожиданий кровного ребёнка реальности (не сразу удаётся организовать взаимодействие, ревность, неконструктивные способы разрешения конфликтов, привлечения внимания взрослых и т п ) Особенно хочется обратить внимание на трудности установления эмоциональных связей, контактов кровного и приёмного детей Период адаптации может сопровождаться увеличением конфликтных ситуаций в семье; дети могут испытывать отчуждение, разобщённость, демонстрировать агрессию и т д
Практическая значимость исследования:
- разработанный авторами диагностический инструментарий позволяет изучить социально-психологические и эмоциональные особенности детей и родителей, наметить направления психолого-педагогической работы;
- методические рекоменданции, предложенные авторами статьи, можно использовать в работе специалистов социально-психологических, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, в деятельности клуба для замещающих семей, добровольческих организаций в направлении формирования успешной коммуникации кровных детей и приёмных детей с ОВЗ
В качестве предложений по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно выделить следующие:
- целесообразно, на наш взгляд: организовать специальную подготовку всей замещающей семьи к принятию нового члена, особенно ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; в работе с родителями сделать акцент на формировании родительской компетентности в вопросах взаимодействия собственных и приёмных детей, благоприятного психологического климата, оптимальной стратегии взаимодействия всех членов семьи; повысить педагогическую культуру родителей, в том числе путём поддержки деятельности детско-родитель-ских клубов; обеспечить возможность получения приёмными родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведения консультаций и специальных занятий с приёмными родителями;
- в работе с кровными детьми сделать акцент на формировании установки принятия нового члена семьи
(брата, сестры), готовности к конструктивному преодолению возникающих трудностей;
- при подготовке приёмного ребёнка к передаче в замещающую семью обратить внимание на развитие коммуникативной сферы, навыков сотрудничества с другими и т д ;
- внедрить формы совместного досуга и позитивного взаимодействия родителей и детей, направленные на разрешение семейных трудностей;
- совершенствовать межведомственное взаимодействие в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в замещающей семье; развивать целенаправленную социально-психолого-педагогическую помощь родителям и детям в решении личностных и социальных проблем
Статья поступила в редакцию 15.04.2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова О . Н . , Самойлова В. А. Сопровождение замещающих семей или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019 . № 1. С.85-95.
2 . Декина Е . В . , Самсонова Г. О . Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов // Живая психология. 2018 . Т. 5 . № 3. С. 275-286. 3. Декина Е. В . Опыт разработки и реализации программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов по работе с замещающей семьей, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология образования: вызовы и риски современного детства: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18-19 декабря 2018 г. М. , 2018 . С. 62-66.
4 . Кузина И . Г. , Стекольщикова А. А . Приемная семья как фактор и форма жизнеустрой-
ства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018 . Т. 10 . № 3-1. С. 155-161.
5 . Михайлова И . А. , Сайфутдиярова Е . Ф . Проблемы взаимоотношений между прием-
ными и кровными детьми в замещающей семье // Nauka-rastudent. ru. 2016 . № 04 (028). URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367 (дата обращения: 29.05. 2019).
6 . Николаева Е. И. Приемная семья - ваш путь к счастью. М. , 2013. 286 с.
7. Ослон В . Н . Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М. , 2015. 368 с.
8 . Ослон В. Н ., Холмогорова Л . Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моде-
лей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3 . С. 79-90.
9 . Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / отв . ред .
А . В . Махнач, А . М . Прихожан, Н . Н . Толстых. М . , 2015. 670 с.
10 . Самсонова Г. О . , Декина Е . В. Особенности психологической помощи замещающей
семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства: монография. М. , 2017. 260 с.
11 Самсонова Г О , Декина Е В Особенности психологической помощи замещающим семьям, воспитывающим детей разных возрастных категорий с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск . 2016 . № 3 (39). С . 143-149.
12 Семья Г В Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование 2009 № 3 С 24-32
13. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М. , 1991. С. 127-132.
14. Швецова М. Н . Социально-психологической сопровождение замещающих семей. М. ,
15 . Шульга Т. И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологичексие науки. 2016. № 1. С. 72-88.
16 . Шульга Т. И. , Семья Г. В . Особенности сопровождения замещающих семей, воспиты-
вающих детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации . М . , 2015. 202 с.
17 Шульга Т И Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016 . Т. 21. № 4. С. 75-82.
1. Bezrukova O. N. , Samoilova V. A. [Foster families, or how to reduce the risk of secondary failure]. In: Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2019, no. 1, pp. 85-95.
2 . Dekina E . V. , Samsonova G . O. [The interaction of foster family's own children with a foster child with special needs: the issue of training-communicators]. In: Zhivaya psikhologiya [Living psychology], 2018, vol. 5, no. 3, pp. 275-286.
3. Dekina E . V. [Experience in the development and implementation of the programme of refresher courses for teachers-psychologists for work with the foster family, including caring for children with disabilities]. In: Psikhologiya obrazovaniya: vyzovy i riski sovremennogo detstva: materialy XIV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 18-19 dekabrya 2018 g. [Psychology of education: the challenges and risks of contemporary childhood: Proceedings of XIV all-Russian scientific-practical conference, Moscow, December 18-19th, 2018]. Moscow, 2018, pp. 62-66.
4 . Kuzina I . G . , Stekol'shchikova A . A . [Foster family as a factor and form of living arrangement
of children-orphans and children left without parental care]. In: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought], 2018, vol. 10 . no. 3-1, pp. 155-161.
5 . Mikhailova I. A. , Saifutdiyarova E . F. [The problem of relations between adoptive and
natural children in a foster family]. In: Nauka-rastudent.ru, 2016, no. 04 (028). Available at: http://nauka-rastudent. ru/28/3367 (accessed: 29.05. 2019).
2013. 188 с
REFERENCES
6 . Nikolaeva E . I . Priemnaya sem'ya - vash put' k schast'yu [Foster family - your path to
happiness], Moscow, 2013. 286 p. 7. Oslon V. N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya [Living arrangement of children-orphans: a professional foster family], Moscow, 2015. 368 p.
8 . Oslon V. N . , Kholmogorova L . B. [Substitute professional family as one of the models
addressed to the problem of orphanhood in Russia], In: Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2001, no. 3, pp. 79-90.
9 . Makhnach A. V. , Prikhozhan A. M. , Tolstykh N. N. , eds. Problema sirotstva v sovremennoi
Rossii: psikhologicheskii aspekt [The problem of orphans in contemporary Russia: the psychological aspect], Moscow, 2015. 670 p .
10 . Samsonova G . O. , Dekina E . V. Osobennosti psikhologicheskoi pomoshchi zameshchayushchei
seme, vospityvayushchei rebenka s osobymi potrebnostyami v razvitii, i formirovanie tsennosti otvetstvennogo roditelstva [Peculiarities of psychological assistance to substitute family raising a child with special needs in the development and formation of values and responsible parenthood], Moscow, 2017. 260 p.
11. Samsonova G . O. , Dekina E . V. [Features of psychological support for foster families raising children of different age groups with disabilities]. In: Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological-pedagogical search], 2016, no. 3 (39), pp. 143-149.
12. Sem'ya G. V. [Psychological protection of children left without parental care, in terms of institutionalization and foster families]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2009, no 3, pp 24-32
13 Spivakovskaya A S [Psychological assistance to families, foster children from state institutions]. In: Lishennye roditel'skogo popechitelstva [Deprived of parental care], Moscow, 1991, pp. 127-132
14. Shvetsova M. N. Sotsial'no-psikhologicheskoi soprovozhdenie zameshchayushchikh semei [Socio-psychological support for foster families], Moscow, 2013. 188 p.
15 . Shul'ga T. I . [Specifics of training children-orphans and children left without parental care
with disabilities, for transferring to foster families]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheksie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology], 2016, no. 1, pp. 72-88.
16 . Shul'ga T. I. , Sem'ya G. V. Osobennosti soprovozhdeniya zameshchayushchikh semei,
vospityvayushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of supportting foster families raising children with disabilities], Moscow, 2015. 202 p. 17. Shul'ga T. I. [Problems of adaptation in foster families of children left without parental care, including those with disabilities]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2016, vol. 21, no . 4, pp . 75-82.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Декина Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им . Л . Н . Толстого; e-mail: [email protected];
Шалагинова Ксения Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого; e-mail: shalaginvaksenija99@yandex. ru;
Залыгаева Светлана Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н . Толстого; e-mail: cherkasova81@mail . ru;
Самсонова Галина Олеговна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской реабилитации Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины; e-mail: gsam8@yandex. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Elena V Dekina - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; e-mail: kmppedagogika@yandex. ru;
Kseniya S. Shalaginova - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; e-mail: shalaginvaksenija99@yandex. ru;
Svetlana A. Zalygaeva - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Special Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; e-mail: cherkasova81@mail . ru;
Galina O. Samsonova - Doctor of Psychology, Leading Researcher, Department of Medical Rehabilitation, Moscow Scientific and Practical Center for Medical Rehabilitation, Rehabilitation and Sports Medicine; e-mail: gsam8@yandex. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Проблемы психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е . В. Декина, К. С. Шалагинова, С. А. Залыгаева, Г. О . Самсонова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019 . № 2. С. 74-87. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-74-87
FOR CITATION
Decina E . V. , Shalaginova K. S . , Zalygaeva S . A. , Samsonova G. O. Problems of psychological adaptation of healthy children in foster families who foster a child with disabilities . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no. 2, рр. 74-87. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-74-87