Научная статья на тему 'Замещающая семья как предмет научных исследований'

Замещающая семья как предмет научных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2290
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СТРУКТУРА СЕМЬИ / МОТИВАЦИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ФАКТОРЫ / ТРУДНОСТИ / SUBSTITUTE FAMILY / STRUCTURE OF FAMILY / MOTIVATION / RELATIONSHIPS / FACTORS / DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асламазова Лилия Артуровна, Хакунова Фатимет Пшимафовна

Представлен анализ современных психологических и социально-педагогических отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению замещающей семьи. Раскрыта специфика структуры семьи, определяющая особенности ее функционирования, определены мотивы ее создания, систематизированы представления о протекании адаптационного периода в жизни семьи с приемными детьми; описаны особенности взаимоотношений в замещающей семье и факторы, оказывающие влияние на них, а также наиболее распространенные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Асламазова Лилия Артуровна, Хакунова Фатимет Пшимафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTITUTE FAMILY AS SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

The paper presents an analysis of contemporary psychological and social-pedagogical domestic and foreign researches devoted to the study of a substitute family. The author reveals the specifics of the family structure, determines the motives of its functioning, systematizes the ideas about the adaptation period in the life of the family; describes the features of relationships in the substitute family and the factors that affect them, as well as the most common problems and difficulties faced by families raising orphans.

Текст научной работы на тему «Замещающая семья как предмет научных исследований»

УДК 159.924.7:37.018.385 ББК 88.56 А 90

Л.А. Асламазова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: lilyanima@mail.ru

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлен анализ современных психологических и социально-педагогических отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению замещающей семьи. Раскрыта специфика структуры семьи, определяющая особенности ее функционирования, определены мотивы ее создания, систематизированы представления о протекании адаптационного периода в жизни семьи с приемными детьми; описаны особенности взаимоотношений в замещающей семье и факторы, оказывающие влияние на них, а также наиболее распространенные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей-сирот.

Ключевые слова: замещающая семья, структура семьи, мотивация, взаимоотношения, факторы, трудности.

L.A. Aslamazova

Candidate of Psychology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Psychology, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: lilyanima@mail.ru

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogy, Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru

SUBSTITUTE FAMILY AS SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

Abstract. The paper presents an analysis of contemporary psychological and social-pedagogical domestic and foreign researches devoted to the study of a substitute family. The author reveals the specifics of the family structure, determines the motives of its functioning, systematizes the ideas about the adaptation period in the life of the family; describes the features of relationships in the substitute family and the factors that affect them, as well as the most common problems and difficulties faced by families raising orphans.

Keywords: Substitute family, structure of family, motivation, relationships, factors, difficulties.

Любую семью, в которой ребенок воспитывается не кровными родителями, принято считать замещающей, при этом основной ее функцией

является заместить, заменить для ребенка потерянных им родителей [1]. В настоящее время большинством исследователей в области психологии, педагогики, социологии признается семейное воспитание детей-сирот в качестве наиболее эффективной альтернативы воспитанию в условиях интернатных учреждений. Замещающая семья наиболее полно приближена к психологическим потребностям ребенка иметь родителей и быть защищенным ими (М.В. Иванова); позволяет полноценно интегрировать его в общество, обеспечивая ему непрерывность, продолжительность, устойчивость воспитания, а также безопасное и защищенное существование (Ж.А. Захарова); приобщает его к культурным и семейным традициям и ценностям, формирует в нем образ здоровой и гармоничной семьи, а также умения и навыки, необходимые для успешной социализации (И.И. Осипова); оказывает положительное влияние на его развитие при условии, что в такой семье не ярко выражены нарушения ее функционирования (Н.П. Иванова, О.В. Заводил-кина); обеспечивает оптимальные условия для гармоничного развития личности приемного ребенка (О.А. Карабанова); является главным фактором компенсации у него различных нарушений (психотравм и депривационной симптоматики), вызванных негативным опытом жизни в родной семье (В.Н. Ослон,

A.Б. Холмогорова).

По мнению ряда исследователей, особенности замещающей семьи обусловлены, главным образом, спецификой ее структуры (Э.Р. Алексеева, 2009; А.Е. Бобкин, 1998;

B.Н. Вершинин, 2008; Е.А. Горбунова, 2007, 2009; А.И. Довга-левская, 1948, 1957; Ж.А. Захарова, 2005, 2009; О.Б. Зерницкий, 2002; С. Кеннеди, П.С. Марр, 1992; Л.Я. Олиференко, 2003; В.Н. Ослон, 2006; Г.В. Семья, 2004; Е.В. Ушакова, 2003; Я. МтисЫп,

1967, 1974; и др.), которая связана с выполнением родительской функции небиологическими родителями ребенка, а также неспособностью замещающей семьи в связи с этим в полной мере воспроизвести условия воспитания в родной семье [2]. Это делает замещающую семью нетипичной, т.к. дети изолированы от одного или обоих родных родителей, а также вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни [3].

Одним из главных отличий замещающей семьи от кровной является включенность государства в ее жизнедеятельность, т.е. присутствие в делах семьи третьей стороны в качестве регулирующего звена [4]. Это обстоятельство позволяет рассматривать ее как искусственно созданную форму отношений, которые носят условный характер, т.к. детерминированы социальными факторами, а не биологическими корнями [5].

Структура замещающей семьи претерпевает неизбежную перестройку, обусловленную приемом нового члена семьи - ребенка-сироты, что влияет на всю систему взаимоотношений (Е.А. горбунова, Ж.А. Захарова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова). Для того чтобы замещающая семья смогла эффективно функционировать, она должна перестроить свою организацию, адаптироваться к новой ситуации, откорректировать основные правила жизни, освоить новые социальные роли, поменять взаимоотношения в различных подсистемах семьи и выработать свой новый образ, изменить степень открытости своих границ и научиться взаимодействовать как со специалистами сопровождения, так и со своим окружением.

Вместе с тем замещающая семья, по мнению Г.В. Семьи, представляет собой довольно жесткую структуру, что зачастую приводит к несовместимости новых членов семьи и в крайних случаях к прекращению ею своей деятельности

[6]. При этом она дает возможность ребенку-сироте погрузиться в систему неформальных отношений и почувствовать себя «семейным» вместо привычного ощущения «ни-чейности», которое он испытывал в детском учреждении, и может рассматриваться как особое пространство, имеющее потенциальные возможности для воспитания и реабилитации детей-сирот при условии оказания ей своевременной специальной помощи (Е.В. Ушакова) [7].

Наконец, особенности замещающей семьи определяются фактором временности членства приемного ребенка в ней, т.к. всегда существует вероятность его возврата в интернатное учреждение либо в биологическую семью (Л.Я. Олифе-ренко, Я. МтисЫп). Однако, несмотря на это, довольно часто между ним и замещающими родителями устанавливаются тесные связи, т.е. приемный ребенок проходит процесс интеграции в новую семейную систему и со временем может стать носителем симптомов, связанных с особенностями взаимоотношений в конкретной семье (Я. МтисЫп).

Другим, не менее важным фактором, определяющим психологические особенности замещающей семьи, качество взаимоотношений в ней, воспитательную успешность, а также специфические трудности, является мотивация ее создания. Анализ работ различных авторов позволяет разделить мотивы образования замещающей семьи на пять категорий: 1) альтруистические, ориентированные на потребности и нужды ребенка; 2) экзистенциальные (ребенок - смысл жизни); 3) психологические, нацеленные на решение внутренних проблем родителей; 4) социально-экономические, направленные на получение родителями блага или явной выгоды; 5) религиозные мотивы (В.Н. Вершинин, 2008; Н.В. Гибадуллин, 2014; Е.Б. Жуйко-ва, Л.С. Печникова, 2014; Ж.А.

Захарова, 2005, 2008; О.Б. Зерниц-кий, 2002; О.А. Карабанова, 2005; Т.З. Козлова, 2012; Л.Я. Олиферен-ко, 2003; Е.В. Ушакова, 2003; J. Alágate, 1986; J.D. Brown, J. Gerritts, V. Ivanova, N. Mehta, D. Skrodzki, 2012; S. De Maeyer, J. Vanderfaeillie, F. Vanschoonlandt, M. Robberechts, F. Van Holen, 2014; S. Rodger,

A. Cummings, A.W. Leschied, 2006; и др.).

Мотивация принятия ребенка в семью определяет условия воспитания в ней, в связи с чем Ж.А. Захарова разделяет все замещающие семьи на три группы в зависимости от воспитательных условий: замещающие семьи с положительными условиями воспитания, замещающие семьи с противоречивыми условиями, замещающие семьи с отрицательными условиями.

Наиболее освещенной в исследованиях особенностью замещающей семьи является наличие в истории ее функционирования обязательного периода адаптации членов семьи друг к другу (Л.М. Абросова, 2007;

B.В. Барабанова, 1995; Л.Н. Большакова, 2004; Е.А. Горбунова, 2007, 2009; Ж.А. Захарова, 2008, 2009; Н.П. Иванова, О.В. Заводил-кина, 1993; О.А. Карабанова, 2005; Г. Крайг, 2000; О.К. Миневич, 2009; В.Н. Ослон, 2001, 2002, 2006; Г.В. Семья, 2004; М.Ф. Терновская, 2004; A.A. Coronel, 1997; R. Nissim, 1997; H.L. Storer, S.E. Barkan, 2012; и др.). Подавляющее большинство авторов рассматривают адаптацию в замещающей семье как двусторонний, взаимный процесс, охватывающий не только самого приемного ребенка, но и замещающих родителей, а также других членов семьи. Исследователи отмечают, что процесс адаптации начинается с момента принятия ребенка в семью и является неизбежным.

В процессе приспособления родителей и приемного ребенка друг к другу семьей решаются задачи, связанные с изменением ее состава и функционально-ролевой

структуры [8]. Сама же адаптация членов замещающей семьи друг к другу характеризуется неравномерностью (нестабильностью процесса), цикличностью (наличием этапов) и ограниченностью во времени [9]. Включение приемного ребенка в семейную систему происходит через освоение им ее норм и правил, моральных ценностей, этнических стереотипов и традиций [10]. О.К. Ми-невич выделяет основные стратегии адаптации детей-сирот в замещающей семье, к которым она относит межличностную идентификацию, взаимодействие, компенсацию, а также сближение замещающих родителей и их воспитанников [11].

Ряд авторов выделяют этапы становления замещающей семьи, которые взаимосвязаны между собой и характеризуются различными потребностями семейной системы (Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, 2007; В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, 2001; М.Ф. Тер-новская, 2004). Так, В.Н. Ослон определяет такие этапы становления семьи, как ориентировочный (первичная адаптация); этап напряжения; этап отвержения (первый кризис системной перестройки); «штиль» (относительная устойчивость семейной системы); «депрессия» (второй кризис системной перестройки); принятие проблем [12]. В исследовании М.Ф. Терновской выделены: начало адаптационного процесса («медовый месяц»); стадия вживания (адаптации); стабилизация отношений [13]. Перечисленные этапы являются специфичными для замещающей семьи и приходятся на первые годы ее существования. Дальнейшие стадии жизненного цикла замещающей семьи совпадают с аналогичными у кровной семьи и связаны с естественным взрослением приемных детей, а также с переживанием присущих этому процессу нормативных кризисов. По данным разных авторов, процесс взаимного приспособления членов замещающей семьи друг к

другу может занимать от 7-12 месяцев (Л.М. Абросова, Е.А. Горбунова и др.) до 30 и более месяцев (Л.Н. Большакова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).

Особенности взаимоотношений в замещающей семье определены в работах О.В. Бессчетновой, 2008; М.В. Ивановой, 2007; Н.П. Ивановой, 2008; А.С. Спиваковской, 1991, 1999; Е.В. Ушаковой, 2003; Л.А. Чернышовой, 2004. К ним относятся:

- повышенная ответственность замещающих родителей за приемных детей;

- выраженная оценочная позиция замещающих родителей по отношению к воспитанникам, наличие «зашумленного» образа приемного ребенка в виду множества опасений, связанных с его наследственностью;

- эгоцентризм замещающих родителей и нереалистические ожидания в отношении приемного ребенка;

- преобладание родительского доминирования, повышенного контроля, подозрительности, неполного принятия приемного ребенка;

- склонность к чрезмерной гиперсоциализирующей концентрации на детях, наличие большей эмоциональной дистанциро-ванности с приемными детьми, а также частое восприятие их как ущербных и несамостоятельных (инфантильных);

- воспитание приемных детей по типу «повышенной моральной ответственности»;

- особая роль приемной (социальной) матери в функционировании замещающей семьи и в воспитании приемных детей;

- сложности замещающих родителей в оказании психологической поддержки своим приемным детям;

- наличие в семье несовершеннолетних родных детей, увеличивающее эмоциональную нагрузку на замещающих родителей;

- психологические особенности приемных детей (эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, низкий самоконтроль, тревожность, неуверенность в себе, преобладание эгозащитных реакций в поведении), препятствующие построению эмоционально теплых взаимоотношений;

- полярное восприятие семейной ситуации замещающими родителями и их приемными детьми.

Анализ источников литературы позволяет выделить ряд факторов (помимо мотивации приема и психологической готовности к нему), оказывающих влияние на особенности взаимоотношений в замещающей семье и процессы, протекающие в ней, включая адаптацию членов семьи друг к другу. Таковыми являются:

- личностные особенности замещающих родителей (А.Е. Боб-кин, В.Н. Вершинин) и их профессионально значимые качества (уровень самоактуализации личности, способность к саморазвитию, стрессоустойчивость, уровни эмпатии и агрессивности, степень удовлетворенности основных потребностей, коммуникабельность) (Е.В. Ушакова);

- переживания и представления замещающих родителей, связанные с периодом ожидания приема ребенка (А.Е. Бобкин);

- особенности отношения замещающих родителей к приемным детям (и к детям в целом), готовность понимать их поведенческие проявления, наличие воспитательного опыта, конструктивность воспитательного стиля, характер организации ухода и воспитания приемного ребенка (О.В. Бессчетнова, А.Е. Боб-кин, Л. Вильясте, Ж.А. Захарова, Г.В. Семья, А. Фромм);

- возможности замещающих родителей признать ценность приемного ребенка как такового (вне зависимости от его пола, возраста, происхождения, жизненного опыта) (Ж.А. Захарова);

- семейный стаж родителей (прохождение кризисных периодов семейной жизни), ценностные ориентации обоих супругов, характер взаимоотношений между ними (Л. Вильясте, Г.В. Семья);

- особенности вхождения в контакт замещающих родителей со своим будущим воспитанником (В.Н. Вершинин);

- уровень педагогической культуры замещающих родителей, наличие/ отсутствие предварительного обучения, желание самообразования, общий образовательный уровень (В.Н. Вершинин, Л. Вильясте, Ж.А. Захарова, Г.В. Семья);

- опыт замещающих родителей, полученный ими в раннем детстве, связанный с взаимодействием с собственными родителями (Л. Ви-льясте, Г.В. Семья, D.A. Hughes);

- ранний опыт детско-роди-тельских взаимоотношений приемного ребенка в биологической семье, наличие/ отсутствие социально-эмоциональной депривации (Л. Вильясте, Г.В. Семья, D.A. Hughes, M. Rutter);

- наличие отклонений в развитии приемного ребенка (Л. Вилья-сте, Г.В. Семья, T.P. Cross, J. Eblen-Manning, E. Koh, N. Rolock);

- особенности базисной семьи: немолодой возраст замещающих родителей, наличие в семье другого ребенка старшего возраста, чем принимаемый, общая заинтересованность семьи, а также ее ориентация на длительный срок приема (R. Nissim, G. Ryan, L.N. Sherwin, D.W. Smith, O. Stevenson); многодетность/ малодетность замещающей семьи (В.Н. Вершинин).

В исследованиях В.В. Барабано-вой, О.В. Бессчетновой, Ж.А. Захаровой, Н.П. Ивановой, Л.Я. Оли-ференко выделены наиболее проблемные области замещающей семьи: стресс нового образа жизни; социально-психологическая отчужденность; создание и поддержание в семье образа приемного ребенка, который ему не соответствует

в действительности; негибкость семьи; проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях замещающей семьи; психологическая совместимость членов замещающей семьи; комплекс вины, возникающий у родителей вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности; частые конфликты между замещающими родителями и приемными детьми; трудности супружеских взаимоотношений; оздоровление приемного ребенка; особенности привития воспитаннику поведенческих норм и правил, проблема воспитания в нем трудолюбия и положительных качеств характера, сложности, связанные с его обучением и получением образования; неуверенность замещающих родителей в себе; проблема организации и для ребенка, и для родителя возможности в некоторых ситуациях реализовать свое право расстаться друг с другом.

В зарубежной психологической литературе также определены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются замещающие семьи [3; 14-15]:

- неадекватные механизмы психологической защиты детей, их травмированность в связи с наличием двух семей - приемной и биологической, утрата значимых связей с кровными родителями при длительном воспитании в замещающей семье (R. Nissim, L.N. Sher-win, D.W. Smith);

- переживание ребенком-сиротой горя в связи с разлукой со своей кровной семьей, смешанные чувства, возникающие при помещении в новую семью (С. Кеннеди, П.С. Марр);

- поведенческие проблемы у приемных детей (М.Б. Garraa-Martan, I.M. Bernedo, M.J. Fuentes, J.P. Gleeson, S.J. Leathers, N. Rolock, M.D. Salas, J.E. Spielfogel);

- нестабильность размещения ребенка в семье (T.P. Cross, J. Eblen-Manning, E. Koh, N. Rolock).

Наконец, в качестве еще одной особенности замещающей семьи, отличающей ее от биологической, можно выделить потребность в активно действующем профессиональном психологическом и социально-педагогическом сопровождении с целью обеспечения устойчивости существования семейной системы, оптимизации взаимодействия внутри нее, оказания помощи в преодолении неизбежных болезненных перестроек и предотвращения прекращения ею своей жизнедеятельности (Т.С. Базарова, 2015; Ж.А. Захарова, 2009; Н.В. Карта-шев, 2012; Н.В. Колпакова, 2015; Т.И. Курасова, 2010; И.И. Осипо-ва, 2002, 2005; В.Н. Ослон, 2001, 2006, 2009; Н.А. Палиева, 2008; И.Н. Попова, 2012; Г.В. Семья, 2015; Н.А. Хрусталькова, 2007, 2008, 2009; Л.А. Чернышова, 2004; Т.И. Шульга, 2013, 2015; Л.П. Шустова, 2013; и др.).

Большинство существующих исследований, посвященных изучению замещающей семьи, объединено стремлением поиска отличий замещающей семьи от биологической. Вместе с тем не все ученые разделяют эту точку зрения. Так, Г. Крайг отмечает, что замещающая семья не имеет каких-то существенных отличий от семьи с родными детьми. В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова также выделяют общие аспекты в функционировании любой семьи. В целом, к характеристикам, объединяющим замещающие и кровные семьи, можно отнести:

- существование различных аспектов функционирования семейной системы (структура семейной системы, ее микродинамика и макродинамика, семейная идеология) (М. Боуэн, С. Минухин, В.Н. Ослон, Д. Хейли, А.Б. Холмогорова и др.);

- зависимость благополучия психического и физического развития ребенка от материальной обеспеченности семьи, доступности ресурсов для решения проблем, образовательного уровня родителей,

желанности ребенка, способности родителей окружить ребенка вниманием и любовью, умения семьи справляться со стрессами (Г. Крайг);

- неоспоримое значение семьи как контекста психосоциального развития ребенка и наиболее важного фактора его социализации (Г. Крайг);

- возникновение неизбежных трудностей в процессе воспитания детей и важность воспитательного опыта у родителей (А. Фромм);

- гармоничные семейные взаимоотношения как основа благополучных детско-родительских отношений (А. Фромм).

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению особенностей замещающей семьи, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. К особенностям замещающей семьи относятся: присутствие неродных детей в структуре семьи; влияние мотивов образования семьи на последующие взаимоотношения в ней; наличие адаптационного периода в истории жизнедеятельности замещающей семьи; существование специфических проблем и

трудностей, сопряженных с реализацией замещающей семьей своих функций; необходимость профессионального психологического и социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.

2. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на особенности взаимоотношений в замещающей семье и процессы, протекающие в ней, включая адаптацию членов семьи друг к другу: мотивация приема ребенка в семью; психологическая готовность к замещающему родительству; индивидуально-психологические характеристики родителей; воспитательные условия; особенностибазиснойсемьи, включая качество супружеских взаимоотношений; наличие отклонений в развитии приемного ребенка; особенности раннего опыта детско-родительских отношений замещающих родителей и их воспитанников.

3. Между замещающей и биологической семьей можно выделить не только множество кардинальных различий, но и ряд значимых сходств, позволяющих говорить об общих аспектах в функционировании любой семьи, включая воспитание детей и выстраивание отношений с ними.

Примечания:

1. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 628 с.

2. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. 19 с.

3. Марр П.С., Кеннеди С. Воспитание детей в нетипичных семьях // Помощь родителям в воспитании детей: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. С. 146-167.

4. Бобкин А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители // Семья в России. 1998. № 3-4. С. 97-111.

5. Вершинин В.Н. «Раздача сирот», приемная семья: на что надеемся, господа? // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 89-100.

6. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 57 с.

7. Ушакова Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 184 с.

8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

9. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 26 с.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

11. Миневич О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 25 с.

12. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.

13. Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24с.

14. Nissim R. Children living in substitute families: Historical perspectives on family placement: Patronage or partnership? Oxfordshire Social Services, England UK // Educational and Child Psychology. 1997. Vol. 14 (2). P. 4-12.

15. Smith D.W., Sherwin L.N. Mothers and their adoptive children: the bonding process. N. Y.: Tiresias Press Inc., 1983. 371 p.

References:

1. Shipitsyna L.M. Psychology of orphans: a textbook. SPb.: Publishing House of SPb. University, 2005. 628 pp.

2. Alekseeva E.R. Foster family as an institution for the socialization of orphans: Diss. abstract for the Cand. of Sociology degree. Ekaterinburg, 2009. 19 pp.

3. Marr P.S., Kennedy S. Education of children in atypical families // Assistance to parents in the upbringing of children: transl. from English. M.: Progress, 1992. P. 146-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bobkin A.E. Foster family: psychological diagnosis of candidates for parents // Family in Russia. 1998. No. 3-4. P. 97-111.

5. Vershinin V.N. "Distribution of orphans", a foster family: what are we hoping for, gentlemen? // Social Pedagogy. 2008. No. 1. P. 89-100.

6. Semya G.V. Fundamentals of psychological protection of children left without parental care: Diss. abstract for the Dr. of Psychology degree. M., 2004. 57 pp.

7. Ushakova E.V. Socio-psychological capabilities of the foster family as a rehabilitation structure for orphans: Diss. for the Cand. of Psychology degree. M.,

2003. 184 pp.

8. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basics of family counseling: a textbook. M.: Gardariki, 2005. 320 pp.

9. Bolshakova L.N. Socio-psychological adaptation of parents and children in the foster family: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Yaroslavl,

2004. 26 pp.

10. Craig G. Developmental psychology. SPb.: Piter, 2000. 992 pp.

11. Minevich O.K. Socio-psychological conditions for the adaptation of children in foster families: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Tambov, 2009. 25 pp.

12. Oslon V.N. Life-support of orphaned children: a professional substitute family. M.: Genesis, 2006. 368 pp.

13. Ternovskaya M.F. Pedagogical bases of adaptation of social orphans in the system of patronage education: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2004. 24 pp.

14. Nissim R. Children living in substitute families: Historical perspectives on family placement: Patronage or partnership? Oxfordshire Social Services, England UK // Educational and Child Psychology. 1997. Vol. 14 (2). P. 4-12.

15. Smith D.W., Sherwin L.N. Mothers and their adoptive process. N.Y.: Tiresias Press Inc., 1983. 371 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.