Научная статья на тему 'Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье'

Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2098
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КЛУБ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / SUBSTITUTE FAMILY / EDUCATIONAL POTENTIAL OF A SUBSTITUTE FAMILY / CHILD-PARENT RELATIONS / A CLUB FOR SUBSTITUTE FAMILIES / A FOSTER CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декина Е. В., Егоров В. С.

Статья отражает результаты исследования детско-родительских отношений в замещающей семье. С помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучены особенности детско-родительской коммуникации в различных типах замещающих семей, выявлены мишени психологической помощи замещающим семьям. Заслуживает внимания составленная и апробированная программа детско-родительского клуба для работы с замещающими семьями, которая может быть использована в деятельности социального педагога, психолога социально-психологических и реабилитационных центров; рекомендации замещающим семьям по формированию благоприятных детско-родительских отношений. Программа включает следующие формы и методы: лекционные и практические занятия; круглые столы; мастер-классы; тематические мероприятия; занятия с использованием элементов тренинга, анализа продуктов деятельности, проблемных ситуаций; рефлексивные сессии; творческие, психолого-педагогические мастерские с участием родителей и детей, занятия на базе палаточного лагеря для замещающих семей и т.д. Новизной программы является вовлечение в работу не только приемных, но и биологических детей из замещающих семей, привлечение и обучение добровольцев для работы с замещающей семьей. К результатам использования программы можно отнести: повышение воспитательного потенциала замещающей семьи; повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей; минимизация случаев отказа от ребенка; снижение кризисных ситуаций в замещающей семье; распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. Результаты исследования детско-родительских отношений могут стать основой для разработки технологий психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, выявления основных направлений психологической помощи замещающей семье, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Декина Е. В., Егоров В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CHILD AND PARENTAL RELATIONS IN THE DEPUTY FAMILY

The article reflects the results of a study of parent-child relationships in a foster family. With the help of specially developed diagnostic tools, the authors studied the features of child-parent communication in various types of families, identified targets for psychological assistance to substitute families. Noteworthy is the compiled and tested program of the parent-child club for working with substitute families, which can be used in the activities of a social pedagogue, a psychologist at social-psychological and rehabilitation centers; recommendations to foster families on the formation of favorable parent-child relationships. The program includes the following forms and methods: lectures and practical exercises; round tables; master classes; thematic events; classes using the elements of training, analysis of activity products, problem situations; reflexive sessions; creative, psychological and pedagogical workshops with the participation of parents and children, classes at the base of a tent camp for substitute families, etc. The novelty of the program is the involvement of not only foster children, but also biological children from foster families, the recruitment and training of volunteers to work with a foster family. The results of the use of the program include: raising the educational potential and improving the psychological resource of a substitute family; raising the level of psychological and pedagogical consistency of substitute parents, minimizing cases of refusal of substitute families from the child, preventing crisis situations in the family, and disseminating positive experience in raising orphans and children left without parental care in substitute families. The results of the study of parent-child relationships can be the basis for the development of technologies for psychological and pedagogical support of foster families, identifying the main directions of psychological assistance to a foster family, including raising children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье»

II .ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 376.1-058.855

Е. В. Декина (Тула, Россия) В. С. Егоров (Тула, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Аннотация. Статья отражает результаты исследования детско-родительских отношений в замещающей семье. С помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучены особенности детско-родительской коммуникации в различных типах замещающих семей, выявлены мишени психологической помощи замещающим семьям. Заслуживает внимания составленная и апробированная программа дет-ско-родительского клуба для работы с замещающими семьями, которая может быть использована в деятельности социального педагога, психолога социально-психологических и реабилитационных центров; рекомендации замещающим семьям по формированию благоприятных детско-родительских отношений. Программа включает следующие формы и методы: лекционные и практические занятия; круглые столы; мастер-классы; тематические мероприятия; занятия с использованием элементов тренинга, анализа продуктов деятельности, проблемных ситуаций; рефлексивные сессии; творческие, психо лого-педагогические мастерские с участием родителей и детей, занятия на базе палаточного лагеря для замещающих семей и т.д. Новизной программы является вовлечение в работу не только приемных, но и биологических детей из замещающих семей, привлечение и обучение добровольцев для работы с замещающей семьей. К результатам использования программы можно отнести: повышение воспитательного потенциала замещающей семьи; повышение уровня психо лого-педагогической компетентности замещающих родителей; минимизация случаев отказа от ребенка; снижение кризисных ситуаций в замещающей семье; распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. Результаты исследования детско-родительских отношений могут стать основой для разработки технологий психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, выявления основных направлений психологической помощи замещающей семье, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: замещающая семья, воспитательный потенциал замещающей семьи, детско-родительские отношения, клуб для замещающих семей, приемный ребенок.

Для полноценного развития личности ребенку важно быть в окружении любящих родителей, которые его поддерживают, заботятся и дают чувство безопасности и защищенности. Ребенок, практически в любом возрасте хочет, чтобы рядом с ним была любящая мать и заботливый отец. Нахождение ребенка в семье является оптимальным условием формирования личности и индивидуальности, семья помогает ему на пути социализации при постоянно расширяющемся круге взаимоотношений.

Семья для ребенка, в первую очередь, это воспитательная среда, так как оказывает влияние на весь комплекс физической и духовной жизни формирующейся в ней личности благодаря таким характерным чертам, как непрерывность, продолжительность, устойчивость и эмоциональность; на формирование основополагающих черт характера и приоритетных моделей поведения, активной жизненной позиции; является опосредующим звеном передачи молодому поколению социально-исторического опыта. Биологическая семья для ребенка является самой комфортной и наиболее эмоционально значимой. Семья основана на таких компонентах, как детско-родительские отношения, общесемейная деятельность, характеризуется супружескими и (или) родительскими узами, преемственностью поколений и традициями.

В настоящее время право жить и воспитываться в семье в РФ остается нереализованным более чем для 100 тысяч детей. Эти дети проводят свое детство в детских домах, домах ребенка, интернатах. Также каждый год несколько десятков тысяч детей теряют свою семью и попадают в данные учреждения. В этих случаях система замещающих семей становится необходимым условием воспитания ребенка таким образом, чтобы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере замещающей.

Под замещающей семьей Т. И. Шульга и Г. В. Семья понимают любую семью, кроме родной биологической, с особым типом семейной системы, которая принимает на воспитание одного или нескольких детей, при этом она может иметь или не имеет родственного отношения к детям [6, с. 26]. Цель замещающей семьи - обеспечить успешную социализацию ребенка, сформировать у него вторичную привязанность к приемным родителям [2, с. 11] и способствовать формированию эффектив-

ных детско-родительских отношений.

М. Р. Арпентьева отмечает, что в процессе интеграции ребенок становится либо частью семейной системы (адаптируется), либо остается внешним элементом, и, как результат, дезадаптируется [1, с. 120]. Знание особенностей и проблем функционирования замещающей семьи; факторов, лимитирующих успешность коммуникации собственных и приемных детей в семье; а также понимание того, что испытывают родители, поможет психологам, педагогам, социальным работникам, добровольцам более эффективно организовывать психолого-педагогическую работу с данной категории семей.

При анализе социально-психологических особенностей таких семей выделяются различные проблемы, при этом особое внимание обращается на неумение членов семьи ориентироваться в сложившейся ситуации, взаимодействовать, реагировать на проблемы, развивать и подчеркивать индивидуальность ребенка, находить контакт между собственными и приемными детьми и др. Перед замещающими родителями встают вопросы, чему и как учить детей, как с ними общаться, справляться с непослушанием и проблемами в обучении и воспитании, не усугубляя психологической травмы, полученной ребенком до помещения в семью.

В отечественной психологии проблемами различных категорий семей занимались Ю. П. Азарова, А. Я. Варга, Н. М. Иовчук, И. Э. Леонгард, Г. М. Миньковский, В. С. Мухина А. А. Северный, А. Ю. Шеманов, А. М. Щербакова и другие. В работах подчеркивается роль замещающей семьи в социализации ребенка, раскрываются формы, методы и направления помощи приемным родителям в вопросах воспитания и социализации детей. В последние годы возросло число авторов, которые рассматривают актуальные вопросы, связанные с развитием системы замещающих семей: профилактика социального сиротства (Э. К. Бекова, И. Ю. Осипова и др.); воспитание детей-сирот (И. В. Дубровина, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.); практика социальной защиты детства (М. А. Галагузова, Т. Н. Поддубная, Е. Н. Рыбинский и др.); воспитание детей в замещающих семьях (Ж. А. Захарова, А. С. Спиваковская, А. Б. Холмогорова и др.); сопровождение замещающих семей (Е. А. Брецких, В. Н. Ослон, Г. В. Семья, Т. И. Шульга, А. Б. Холмогорова и др.).

Замещающие семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении различных специалистов, и, как правило, данная помощь не должна ограничиваться только первым годом пребывания ребенка в замещающей семье. Необходимо обратить особое внимание на то, что приемные дети уже имели опыт пребывания в неблагополучных семьях или учреждениях государственного типа, поэтому чаще имеют специфические проблемы развития (последствия депривации, нарушения процесса формирования привязанностей, задержки развития и т.д.), поэтому актуальна разработка технологий социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям [3], проектирование направлений семейного воспитания детей-сирот [5].

Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, формирование ответственного родительства, взаимоотношений собственных и приемных детей, всех членов семьи и т.д. [4, с. 10].

Таким образом, при благоприятных условиях замещающая семья способствует процессу социализации ребенка, обеспечивая ему непрерывность, продолжительность, устойчивость воспитания; приобщение к культурным и семейным традициям; формирует представление о здоровой и гармоничной семье, которое будет служить приемному ребенку образцом для построения собственной.

Система замещающих семей положительно зарекомендовала себя на всей территории России, в том числе и в Тульском регионе. В Тульской области в замещающих семьях воспитывается 85,5 % детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 г. в государственном банке данных насчитывалось 47 тыс. 313 записей о детях-сиротах.

Несмотря на то, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его развитие, решающую роль играют отношения с его новоприобретенными родителями. Насколько удачно будут выстраиваться детско-родительские отношения в замещающей семье, настолько быстро ребенок сможет адаптироваться к новой обстановке, усвоить социально значимые знания, навыки и сможет успешно социализироваться. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности и индивидуальности ребенка, так и для понимания причин возникновения проблем замещающей семьи, а также для проектирования путей их решения, профилактики отказов от приемного ребенка.

Цель статьи заключается в анализе особенностей детско-родительских отношений в замещаю-

щей семье и результатов апробации программы детско-родительского клуба для замещающих семей «В кругу семьи». Исследование было проведено на базе ГУ Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино.

В исследование приняло участие 7 замещающих семей:

Семя К. Полная семья. Мать - возраст 34 года, занимает должность бухгалтера; отец - возраст 37 лет, слесарь. Своих детей не было по причине состояния здоровья матери. Долгое время собирались взять в семью грудного ребенка, но за продолжительный промежуток времени так и не смогли найти подходящего варианта. Взяли в семью девочку в возрасте 7 лет. У нее были серьезные проблемы в адаптации в семье: ребенок долгое время проявлял неуважение к новым родителям, были частые случаи агрессивного поведения. В целом, адаптационный период продолжался примерно год. В настоящее время, по словам родителей, ситуация улучшилась.

Семья Б. Полная семья: мать 39 лет, отец 44 года. Мать работает более 15 лет учителем русского языка в гимназии, отец часто меняет место работы, в данный момент занимает должность охранника склада. Своих детей не было по причине социальной нестабильности семьи в прошлом. В настоящее время отец и мать имеют стабильный заработок, собственную квартиру. В семью взяли мальчика 7 лет около года назад. Первые полгода, со слов родителей, были серьезные проблемы в адаптации ребенка.

Семья Г. Возраст матери - 37 лет, отца - 45 лет. Мать - домохозяйка, отец - военнослужащий в отставке. Своих детей ранее не было, по причине частых переездов. Изначально хотели взять в семью мальчика, но при общении с возможными кандидатами, по словам матери, не произошло эмоционального контакта. Взяли девочку 8 лет полтора года назад. В последствие столкнулись с проблемами непослушания ребенка. Девочка часто проявляет агрессивное поведение, у ребенка снизилась успеваемость в школе. Родители очень обеспокоены сложившейся ситуацией, нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Семья Л. Полная семья. Возраст матери - 36 лет, отца - 38 лет. Оба являются частными предпринимателями. Своих детей не имеют по причине большой занятости, а также небольшого времени проведенного в браке (примерно 5 лет). Также часто приходилось сидеть с племянниками и присматривать за пристрелами родителями отца. После нормализации семейного ритма жизни совместно приняли решения взять в семью ребенка младшего школьного возраста. Так, примерно год назад в семье появился мальчик 9 лет. Глобальных проблем в воспитании нет, ребенок учится только на 4.

Семья Д. Полная семья, обоим супругам по 32 года. Мать работает в частной компании, отец -в риэлтерской фирме. Своих детей нет по причине того, что супруги поставили цель сначала построить карьеру. После получения стабильного и достаточного дохода, решили всерьез заняться детьми, но были выявлены серьезные проблемы со здоровьем у матери. Врачи не рекомендовали рожать своих детей. Взяли мальчика 8 лет.

Семья П. Полная семья. Возраст супругов: мать - 42 года, отец - 43 года. Мать - заместитель директора по административно-хозяйственной работе в школе, отец - водитель общественного транспорта. Имеют совершеннолетнюю дочь, которая учится и живет в другом городе. По причине одиночества родители решили обратиться к системе замещающих семей. Девочку возраста 9 лет взяли в семью более года назад. Хотя родители и имели опыт воспитания собственного ребенка, первые несколько месяцев в общении с приемным ребенком имели место значительные трудности.

Семья Х. Полная семья. Возраст: мать - 38 лет, отец - 40 лет. Мать занимает должность педагога дополнительного образования, отец работает механиком в автосервисе. Отец категорически не хотел детей. Были случаи серьезных травм отца с последующими хроническими последствиями. После реабилитации и серьезного улучшения состояния здоровья мужа, супруге удалось уговорить мужа воспользоваться системой замещающих семей. Мальчика 8 лет взяли в семью примерно 9 месяцев назад. Серьезные проблемы родителями заявлены не были.

Все семьи прошли курсы приемных родителей. На базе социально-реабилитационного центра было организованно знакомство семей с детьми. На всех встречах с потенциальными родителями присутствовали специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели группы), которые работали с выбранным ребенком и хорошо знали его. Для налаживания контакта было организованно пребывание детей в данных семьях в выходные дни и каникулярное время с учетом желания самого ребенка. После помещения детей в семью специалистами центра был организован патронат семьи, круглый стол по итогам пребывания первого месяца ребенка в семье, приглашение всей семьи на постоянные занятия детско-родительского клуба.

Диагностическая программа включала следующие методики: тест детско-родительских отно-

шений Варга-Столина; анкета для родителей Г. О. Самсоновой, Е. В. Декиной; незаконченные предложения для детей и родителей; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер; опросник «Лики родительской любви» С. С. Степанова; методика идентификации детей с родителями А. И. Зарова.

После проведения констатирующего этапа исследования по выявлению мишеней психолого-педагогической помощи (помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, в общении и взаимодействии с приемным ребенком всех членов семьи) была разработана программа детско-родительского клуба «В кругу семьи» [4, с. 131-136].

Цель программы клуба «В кругу семьи» заключалась в создании пространства взаимоподдержки замещающих родителей, в оказании помощи специалистов по сохранению благоприятного психоэмоционального климата в семье, в оказании своевременной психолого-педагогической помощи и профилактике вторичного отказа от ребенка. Перед клубом встали следующие задачи:

1) повысить уровень психолого-педагогической компетенции замещающих родителей (обретение чувства защищенности и осознание важности выполняемых замещающими родителями функций);

2) способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми;

3) расширить сферы общения детей и взрослых через организацию совместного досуга;

4) организовать обмен опытом между замещающими родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей;

5) распространять позитивный опыт в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе в замещающих семьях;

6) осуществлять поддержку и помощь замещающей семье в решении возникающих проблем и в их профилактике.

Были определены основные направления деятельности клуба.

1. Психолого-педагогическая поддержка замещающим семьям.

2. Досуговые мероприятия для замещающих семей. Позитивная профилактика девиантного поведения детей.

3. Индивидуальное консультирование родителей по возникающим проблемам.

4. Психодиагностика детско-родительских отношений, семейного микроклимата, личностных особенностей, эмоционального состояния ребенка и родителей.

6. Организация и проведение тренинговых занятий, лекториев, семинаров-практикумов, палаточных лагерей и т.д.

7. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей по вопросам адаптации и воспитания ребенка в семье.

Новизной программы клуба является организация занятий не только для родителей и детей по отдельности, но и проведение совместных детско-взрослых игровых, психолого-педагогических сессий с участием всей семьи.

После реализации программы сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования позволил сделать следующие выводы.

На контрольном этапе детей с идентификацией с родителями того же пола осталось такое же количество, что и на констатирующем этапе. Детей с идентификацией с родителями противоположенного пола уменьшилось на 100 %, а детей с идентификацией с самим собой увеличилось на 50 %.

В замещающих семьях имела место гармонизация детско-родительских отношений, что положительно отразилось на благополучии семьи в целом. Значительно снизился авторитарный контроль. Положительно, что у большинства семей контроль приобрел адекватное выражение. Увеличилось количество родителей, чье восприятие позитивных сторон семьи, проблем и страхов совпадает с восприятием их приемных детей. Присутствует значительное уменьшение случаев ярко выраженных типов дисгармоничного воспитания, в частности гиперпротекции, эмоционального отвержения. Увеличилось количество случаев промежуточной позиции в воспитании, что привело к отсутствию крайностей как при мужском, так и женском типах воспитания. Среди детей увеличились случаи идентификации с самим собой или с родителем того же пола, что является возрастной нормой среди диагностируемых приемных детей.

Представим сравнительный анализ результатов исследования на диаграммах (рис. 1-6).

Рис.1. Сравнительный анализ результатов диагностики по методике детско-родительских отношений Варга-Столина

Результаты по шкале «контроль» снизились на 75 %, контроль приобрел адекватное среднее значение. По шкале «кооперация» увеличились результаты на 50 %, по шкале «принятие ребенка» -на 20 % (рис.1). У семей наблюдается более позитивное отношение к удачам и неудачам ребенка.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Незаконченные предложения»

На контрольном этапе количество результатов по сходству в восприятии друг друга родителей и детей увеличилось на 60 %, а количество результатов с различием в восприятии друг друга уменьшилось на 50 % (см. рис. 2).

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдемиллера

На контрольном этапе наблюдается небольшое увеличение значений в пределах нормы, ощутимое уменьшение ярко выраженных значений по шкалам: «потворствующая гиперпротекция», «повышенная моральная ответственность» и «эмоциональное отвержение» (рис.3).

12 10 10

I констатирующим этап

8 6

л контрольный этап

4 ~ 2

1

2 11 11 0

о^ «|Р

л<Г

# с/ У

5

3 1_

2

Констатирующий этап Контрольный этап

типичный женский промежуточный мужской стиль подход

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов по методике С. С. Степанова «Лики родительской любви» среди отцов

Так, количество отцов с промежуточной позицией в сравнении с позицией ребенка увеличилось на 50 %, с материнской позицией уменьшилось на 50 %, а с традиционной мужской - уменьшилось примерно на 33 % (рис. 4).

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 О

идентификации с родителем того же пола

идентификации с родителем противоположенного пола

идентификации с собой

Констатирующий этап Контрольный этап

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов по методике «Лики родительской любви» С. С. Степанова

среди матерей

При сравнении результатов методики диагностики матерей можно констатировать, что мужская позиция по отношению к ребенку уменьшилась на 100 %, типичный женский подход - примерно на 33 % (рис. 5).

Анализ диаграммы показывает, что на контрольном этапе детей с идентификацией с родителями того же пола осталось то же количество, что и на констатирующем этапе. Количество детей с идентификацией с родителями противоположенного пола уменьшилось на 100 %, а детей с идентификацией с самим собой увеличилось на 50 % (рис. 6).

Рис. 6. Сравнительный анализ результатов по методике идентификации детей с родителями А.И. Заровой

Все диагностируемые семьи прошли программу родительского клуба. По окончании каждого занятия осуществлялась рефлексия, на которой родители могли не только сделать выводы о прошедшем занятии, но и имели возможность получить ответы на интересующие вопросы от педагога-психолога, поделиться опытом с остальными семьями по тем или иным проблемным ситуациям. Активно делились опытом в воспитании детей матери семей П. и Х. Советы данных семей получили положительный отзыв среди остальных участников клуба. Во время круглых столов хорошую педагогическую компетентность продемонстрировали семьи Х. и Б. Приглашенные психологи постоянно фиксировали ключевые высказывания родителей для формирования индивидуальных рекомендаций семьям.

В ходе работы клуба все семьи проявили инициативность. По результатам обратной связи, участники клуба «В кругу семьи» оставили положительные отзывы, в которых отмечается, что они смогли снизить эмоциональное напряжение между членами семьи, получить квалифицированную помощь, ответы на интересующие вопросы, причем не только от специалистов, но и от других приемных родителей, улучшить взаимоотношения с приемными и собственными детьми.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования подтвердил эффективность составленной программы клуба, возможность ее дальнейшего использования в психолого-педагогической практике в следующих направлениях: формирование детско-родительских отношений в замещающих семьях, помощь в адаптации приемных детей, повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, формирование у них активной родительской позиции, позитивных отношений между приемными и биологическими детьми.

Формирование детско-родительских отношений в замещающей семье будет более благоприятным при позитивном отношении к приемному ребенку у обоих родителей, благоприятном психоэмоциональном состоянии всех членов семьи, отсутствии дисгармоничных типов воспитания, нормальном эмоциональном отношении ребенка с замещающими родителями. Результаты исследования могут быть использованы социальными педагогами, психологами в работе с различными категориями замещающих семей, в том числе воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арпентьева М. Р., Рожкова Н. Г. Жизненные перспективы замещающих семей: изучение, особенности, социальная поддержка: Монография. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 456 с.

2. Мальцева И. В. Социальная работа с замещающими семьями. Тула : ГУ ТО «Региональный центр "Развитие"», 2017. 103 с.

3. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М. : Генезис, 2015.

368 с.

4. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства : монография. М. : Эдитус, 2017. 260 с.

5. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот. СПб. : Из-во С.-петерб. ун-та, 2015. 628 с.

6. Шульга Т. И., Семья Г. В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с

OB3. M. : HHy Mroy, 2015. 204 c.

E. V. Dekina Tula, Russia) V. S. Egorov (Tula, Russia)

STUDY OF CHILD AND PARENTAL RELATIONS IN THE DEPUTY FAMILY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article reflects the results of a study of parent-child relationships in a foster family. With the help of specially developed diagnostic tools, the authors studied the features of child-parent communication in various types of families, identified targets for psychological assistance to substitute families. Noteworthy is the compiled and tested program of the parent-child club for working with substitute families, which can be used in the activities of a social pedagogue, a psychologist at social-psychological and rehabilitation centers; recommendations to foster families on the formation of favorable parent-child relationships. The program includes the following forms and methods: lectures and practical exercises; round tables; master classes; thematic events; classes using the elements of training, analysis of activity products, problem situations; reflexive sessions; creative, psychological and pedagogical workshops with the participation of parents and children, classes at the base of a tent camp for substitute families, etc. The novelty of the program is the involvement of not only foster children, but also biological children from foster families, the recruitment and training of volunteers to work with a foster family. The results of the use of the program include: raising the educational potential and improving the psychological resource of a substitute family; raising the level of psychological and pedagogical consistency of substitute parents, minimizing cases of refusal of substitute families from the child, preventing crisis situations in the family, and disseminating positive experience in raising orphans and children left without parental care in substitute families. The results of the study of parent-child relationships can be the basis for the development of technologies for psychological and pedagogical support of foster families, identifying the main directions of psychological assistance to a foster family, including raising children with disabilities.

Keywords: substitute family, educational potential of a substitute family, child-parent relations, a club for substitute families, a foster child.

REFERENCES

1. Arpent'eva M. R., Rozhkova N. G. Zhiznennye perspektivy zameshchayushchikh semei: izuchenie, osoben-nosti, sotsial'naya podderzhka: Monografiya. Kaluga, KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2016, 456 p.

2. Mal'tseva I. V. Sotsial'naya rabota s zameshchayushchimi sem'yami, Tula, GU TO «Regional'nyi tsentr "Razvitie"», 2017, 103 p.

3. Oslon V. N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya. Moscow, Genezis, 2015, 368 p.

4. Samsonova G. O., Dekina E. V. Osobennosti psikhologicheskoi pomoshchi zameshchayushchei sem'e, vospity-vayushchei rebenka s osobymi potrebnostyami v razvitii, i formirovanie tsennosti otvetstvennogo roditel'stva : monografiya, Moscow, Editus, 2017, 260 p.

5. Shipitsina L. M. Psikhologiya detei-sirot, Saint-Petersburg, Iz-vo S.-peterb. un-ta, 2015, 628 p.

6. Shul'ga T. I., Sem'ya G. V. Osobennosti soprovozhdeniya zameshchayushchikh semei, vospityvayushchikh detei s OVZ, Moscow, IIU MGOU, 2015, 204 p.

Декина Е. В., Егоров В. С. Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 18-25.

Dekina E. V., Egorov V. S. Study of Child and Parental Relations in the Deputy Family, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 3, pp. 18-25.

Сведения об авторах

Елена Викторовна Декина - доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета; г. Тула, Россия; kmppedagogi-ka@yandex.ru

Егоров Владислав Сергеевич - студент факультета психологии Тульского государственного педагогического университета (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое консультирование и коррекция»); г. Тула, Россия; egorovvladfptgpu@yandex.ru.

Authors:

Dekina E. Viktorovna, Candidate of Psychology Science, Docent, Docent of the Department of Psychology and Pedagogy, Tolstoy Tula State Pedagogical University, Russia, Tula,

kmppedagogika@yandex.ru

Egorov V. Sergeyevich, Undergraduate of 1st course, the direction of training "Psychological and pedagogical education", the profile of "Psychological and pedagogical counseling and correction", Tolstoy Tula State Pedagogical University, Tula, Russia; e gorovvladfptgpu@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.