УДК 376
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2017
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected]) Ханина Марианна Александровна, педагог-психолог Центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при приходе Римско-католической Церкви в г.Орске (462421 Россия, Оренбургская область, г.Орск, ул. Нефтяников 1Г, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является достаточно актуальной в нашей стране. Данные семьи сталкиваются с множеством проблем, требующих комплексной помощи: тяжелые физические и эмоциональные нагрузки; ограниченные возможности для общения, семейной самореализации, личностного и профессионального самоопределения; включение в жизнь социума; преодоление изолированности; получение разносторонней информации об особенностях развития ребенка, путях его лечения, обучения и т.д. Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, направленная на повышение педагогических умений и знаний родителей, снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, поддержание уверенности родителей в его возможностях, сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Условно все подходы помощи такой семье можно разделить на индивидуальные и групповые. Каждый подход и каждая методика предполагают тесное сотрудничество специалистов и семьи. Специалист закладывает основу, указывает путь, а семья его осуществляет. В статье представлен опыт работы по психолого-педагогической поддержке родителей, членов семьи, а также их активного включения в процесс помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребенка и улучшение эмоционального климата в семье.
Ключевые слова: поддержка, психолого-педагогическая поддержка семьи, трудности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подходы в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
TO THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING
CHILDREN WITH DISABILITIES
© 2017
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, senior lecturer in psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected]) Hanina Marianna Aleksandrovna, pedagogue-psychologist
Center for work with children with disabilities at the arrival of the Roman Catholic Church in Orsk (462403, Russia, Orsk, Neftyanikov Street 1G, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of psycho-pedagogical support for families raising children with disabilities is actually in our country. Such families are faced with majority of problem requiring complex help. For example, it is heavy physical and emotional burden, limited abilities for communication, the inclusion into community life, also overcoming isolation, getting information about features of developing child, way his treating, education and est. The psycho-pedagogical support for family is targeted system of action for raising pedagogical skills and knowledge of parents. Besides, such system is needed for lowing emotional discomfort due to illness of a child, supporting confidence of parents for their children, adequate parent-child relationships and styles of family education. Conventionally, all the approaches of this family can be divided into individual and group. Every approach and every method assume close cooperation of professionals with families. The professional provides the basis and points the way, but family performs it. The article presents the experience of psycho-pedagogical support of parents, family members and also their active inclusion in the process of helping a child with disabilities that dynamics in the development of the climate in the family.
Keywords: a support, a psycho-pedagogical support of the family, challenges families raising children with disabilities, approaches to working with families raising children with disabilities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Заболевание человека - всегда стресс для него, его близких. При наличии у ребенка ограниченных возможностей здоровья семья нередко попадает в длительную психотравмиру-ющую ситуацию и очень нуждается в помощи [1, с. 6]. Исследования показывают, что развитие такого ребенка в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий [1; 2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания
необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям [3, с. 8].
Отметим, что в течение многих десятилетий данная проблема решалась в нашей стране упрощенно, по сути, ограничиваясь строительством специализированных интернатов для детей с нарушениями в развитии, в которых за высокими заборами осуществлялось воспитание и обучение малышей, отличавшихся от своих здоровых сверстников. К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребенка как источник катастрофы, наказания для семьи [4, с. 140]. Кроме отгороженности от ребенка, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом.
Вопросам психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посвящены работы О.В. Кухарчук [5], И.И. Мамайчук [4], Е.И. Морозовой [1], В.В. Ткачевой [3], О.Н Усановой [1], С.Н. Шаховской [1] и др. [6-10].
Андриенко Оксана Александровна, Ханина Марианна Александровна : ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ...
Слово «поддержка» в толковом словаре С.И. Ожегова обозначает помощь, содействие [11, с. 732].
Психолого-педагогическая поддержка семьи - это целенаправленная система мер, способствующая повышению личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающая повышение условий для улучшения развития и социализации ребенка.
Данная поддержка может осуществляться в следующих направлениях: улучшение семейного микроклимата; формирование хороших отношений в семье; повышение педагогических умений и знаний родителей.
Е.В. Редькина обозначает психолого-педагогическую поддержку семьи, как набор коррекционно-пе-дагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами учреждения: дефектологом, логопедом, психологом. Основная цель работы специалистов с родителями - это своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми [12].
По мнению И.И. Мамайчук, психолого-педагогическая поддержка семьи с особым ребенком - это система мер, принимаемых в следующих целях:
1) снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
3) формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
4) сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания [4, с. 139].
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка - это комплекс мер, направленный на осуществление психологической и педагогической помощи в двух направлениях:
1) информационная, педагогическая, психологическая помощь родителям и другим родственникам детей с нарушениями в развитии, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и в определении направления в работе с ребенком; в улучшении эмоционального климата семьи;
2) непосредственная помощь ребенку в обретении новых умений, навыков, способностей необходимых для лучшей социализации.
Рассматривая вопрос поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить трудности, с которыми она сталкивается. По нашему мнению, изначально возникает проблема принятия или не принятия такого малыша. Показателями принятия ребенка являются способность семьи говорить о проблемах ребенка, сохранять равновесие между проявлением любви к нему и поддержкой его самостоятельности, составлять краткосрочные и долгосрочные планы относительно ребенка и их реализации, сотрудничества со специалистами, а также отсутствие гиперопеки, наличие требований, соразмерных возможностям ребенка [13].
Исследования показывают, что данные семьи условно можно разделить на три типа: 1) семьи с пассивной реакцией, которая связана с неполным пониманием проблемы; 2) семьи с гиперактивной реакцией, в которых родители и родственники интенсивно разыскивают лучших врачей, лекарства, клиники; 3) семьи со средней позицией, которые последовательно выполняют советы врачей и других специалистов.
Следует отметить, что нередко различные позиции встречаются в одной и той же семье: на проблемы, связанные с малышом, могут по-разному смотреть мать и отец, родители и старшее поколение, те из близких, кто проводит с ним большую часть времени, и те, кто видит
его изредка или со стороны [14, с. 62].
Таким образом, семьи встречаются с множеством проблем, требующих комплексной помощи: включение в жизнь социума, выходы в общественные места, принятие активного участия в мероприятиях и т.п.; расширение контактов с окружающими, преодоление изолированности; получение разносторонней информации об особенностях ребенка, путях помощи, лечения и обучения ребенка, правах, льготах, местах, куда можно обратиться; обретение навыков развития собственных ресурсов.
Этого можно достичь, используя различные подходы в работе с подобной семьей.
О.В. Степанова рассматривает следующие подходы психолого-педагогической и терапевтической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1) удерживающая терапия (холдинг-терапия), заключающаяся в укреплении связи между родителем и ребенком, путем повторяющихся упражнений с удержанием ребенка на руках у родителя до полного физического и эмоционального расслабления;
2) бихевиористский подход, предполагающий построение индивидуального плана обучения для ребенка и введение поощрения за положительные проявления и порицания за любое негативное проявление;
3) групповая терапия, стабилизирующая детскую эмоциональную сферу через поддержку ребенка ритмом группы, принимающей его как себе подобного [15, с. 14].
По нашему мнению, каждый прием или способ работы и помощи специалистов ребенку с ограниченными возможностями здоровья становится успешным лишь в тесном и неустанном сотрудничестве с родителями и другими близкими родственниками.
Родители должны осознавать свою весомую роль в построении системы. При поддержке команды специалистов, родители начинают узнавать и вводить в повседневную жизнь принципы успешного общения, изменять возможные неконструктивные привычки [16, с. 119].
Авторы М. Селигман и Р.Б. Дарлинг предлагают системный подход, в котором соединяются индивидуальная и групповая помощь ребенку, а родители активно включаются в данный процесс.
Необходимо, чтобы родители поняли, что цель работы с ребенком состоит в том, чтобы помочь ему социализироваться, общаться с другими. Родители должны организовать повседневную жизнь ребенка таким образом, чтобы дома у него были те же самые опоры, что и во время обучения [17].
А.В. Рязанова подчеркивает ценность и важность такого подхода как «родительские группы». Потенциальное преимущество работы в условиях группы - возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В группе человек чувствует себя сопричастным другим людям, принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим [18, с. 36]. Процесс работы в группе является для участников возможностью обрести опыт, обучиться, увидеть и оценить свои успехи, найти решение для текущих проблем, получить опыт решения трудностей, которые могут еще встретиться, снизить негативное чувство вины.
Назначение родительских групп бывает разным: это информационная, эмоциональная поддержка, обучение конкретным способам взаимодействия с ребенком и многое другое [19, с. 162].
Также в работе могут использоваться групповые занятия и для детей. Это хороший путь к социализации ребенка, в группе под присмотром специалистов ребенок обретает опыт общения с другими детьми. Занятие выстраивается на провоцировании контакта детей между собой, что немаловажно для детей, которые редко сами
бы вышли на контакт (например, дети с аутизмом) [20, с. 9]. Здесь необходимо и важно дать почувствовать ребенку, что мир вокруг него существует объективно, и что он сам занимает в этом мире и в этом пространстве определенное место.
Конечно, групповой работе предшествует этап индивидуальных занятий, направленный на формирование и развитие взаимоотношений ребенка с определенным взрослым, который в дальнейшем будет выступать в качестве помощника ребенка при освоении новых ситуаций [21, с. 208].
На этапе индивидуальной работы сопровождающий взрослый становится не только эмоциональной опорой для ребенка, но и создает среду для его развития [22, с. 13].
Достаточно распространенным подходом в работе и с детьми и с родителями (родственниками) является арт-терапия, включающая в себя различного рода творческие мастерские, рисование, работу с песком, музыкальную терапию, работу с глиной. Подобные арт-встречи для родителей носят терапевтический характер, помогают отдохнуть, получить передышку, возобновить внутренний потенциал, отреагировать - «выкричать» в искусстве свою проблему и переживания. Детям подобные встречи помогают в развитии мелкой моторики, фантазии, воображения, в обретении новых умений и навыков, в возможности самовыражения, в переживании ситуации успеха, в улучшении физического развития (прикладывание усилий, видоизменение материала), в обретении плавности движений, усидчивости, улучшении зрительно-моторной координации, в развитии умения планировать и контролировать свои действия. [23, с. 112].
Отталкиваясь от представлений Л.С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка, как о совокупности значимых отношений, Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова и др. предлагают средовой подход в помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Среда заранее готовится взрослым, чтобы все в ней служило обучению или другим поставленным целям, затем задача взрослого - помочь ребенку освоить среду: пространство, время, социальные роли и эмоциональные отношения. Так постепенно ребенком усваиваются новые знания и умения необходимые для успешной социализации [19, с. 32].
Важно помнить о том, что какая бы форма работы с семьей не использовалась, каждый подход и каждая методика предполагают тесное сотрудничество специалистов и семьи. Специалист закладывает основу, указывает путь, а семья (родители, ребенок, родственники) его осуществляет [24, с. 6].
В любой помощи семье и ребенку стоит помнить три простые правила, которые предлагает для рассмотрения Е.М. Вяхякуопус: понимать, уважать, действовать. Понимать те трудности, с которыми встречается данная семья. Уважать взгляды самих людей, и их собственные мнения о своих проблемах и трудностях. Действовать -планировать и осуществлять конкретные действия, стремясь к реальным изменениям [25, с. 34].
Таким образом, подходов к психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья существует множество. Каждый из них в том или ином случае по-своему хорош. Условно все подходы помощи семье с особым ребенком можно разделить на индивидуальные, когда специалист оказывает помощь отдельному члену семьи или только одной семье в рамках заданного времени, и групповые, когда специалист работает сразу с несколькими родителями, детьми или семьями одновременно. Данная работа становится эффективной лишь в тесном сотрудничестве с родителями и другими близкими родственниками, включенными в процесс помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам предположить, что психолого-педагогическая поддержка родителей, членов семьи, а также их активное включение в процесс помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребенка и улучшение эмоционального климата в семье.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Тема помощи семьям и детям с особенностями развития, является достаточно актуальной для г.Орска. В городе функционируют «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников», «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10», в сентябре 2016 г. открыт первый класс для детей-аути-стов. Несмотря на существование данных учреждений, актуальность помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очень высока. Так, в октябре 2014 года в приход Римско-католической Церкви обратилась группа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с просьбой помочь в их трудной жизненной ситуации. Поскольку на территории прихода уже были ресурсы - помещение, хорошее оборудование для работы с детьми - приход решился на организацию этой помощи. На данный момент центр посещает 25 семей с детьми с различными нарушениями: синдром Дауна, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития, синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью, детский церебральный паралич и др.
Наша экспериментальная работа по психолого-педагогической поддержке семей проводилась в 2016 - 2017 г.г. и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования был изучен исходный уровень развития общей и мелкой моторики детей, их социальных и коммуникативных навыков; положение каждого члена семьи в системе межличностных отношений, определен характер коммуникации в семье, а также психологический тип родителей и их отношение к ребенку. На основе полученных данных была выделена проблема каждой семьи и составлен план индивидуальной и групповой поддержки.
На данном этапе использовались методики «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева), «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), социограмма «Моя семья». Для диагностики детей применялась методика, разработанная в диакони-ческом центре «Прикосновение» (г.Оренбург), который работает с 2003 года и имеет опыт помощи детям с различными нарушениями.
Задачей психолого-педагогической диагностики было выявление индивидуальных особенностей развития ребенка, его слабых сторон и способностей к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, соответствующего его психофизическим особенностям. Собственно диагностическое исследование состояло из полевого взаимодействия с ребенком, наблюдения и обработки полученной информации и формирования заключения. Результаты диагностики вносились в таблицу по четырем сферам: 1) социальные навыки (навыки самообслуживания: умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыть руки и т.д.; способность действовать по правилам в различных местах и обстоятельствах; способность контролировать свое поведение); 2) коммуникация (понимание речи, владение навыками общения, умение сообщить о своих желаниях и чувствах, адекватно реагировать на речь другого); 3) общая моторика (представление о собственном теле, его положении в пространстве; подражание действиям специалиста,
Андриенко Оксана Александровна, Ханина Марианна Александровна К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ...
преодоление полосы препятствий, перенос мяча, умение играть, бегать, делать зарядку); 4) мелкая моторика (умение нанизывать, переливать, пересыпать, складывать из мелких деталей, держать карандаш, ложку и т.д.).
Первичная диагностика показала, что после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья между супругами возникают проблемы в отношениях: постоянные ссоры, упреки, отдаление друг от друга, что приводит к усугублению негативного эмоционального фона в семье.
У исследуемых нами родителей и родственников преобладает психосоматический тип родительства (46,7% испытуемых), характеризующийся тем, что они ведут себя сдержанно, проблема переживается ими внутри, находятся в постоянном поиске лучших специалистов, а зачастую становятся таковыми сами и активно включаются в жизнь своего ребенка. Также большинство родителей (80%) принимают своих детей такими, какие они есть, 80% заинтересованы в делах ребенка, стараются ему помочь и высоко оценивают его способности, 53,3% испытуемых стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущают себя с ним единым целым, что ведет к гиперопеке и мешает самостоятельному развитию ребенка.
Можно отметить, что все семьи встречаются с определенными трудностями в воспитании, обучении и социализации своих детей, большинство родителей чувствуют упадок сил и «выгорание», нехватку собственных ресурсов. Поэтому нами был предложен комплекс мероприятий по психолого-педагогической поддержке родителей, членов семьи и их активное включение в процесс помощи ребенку, а также для каждого ребенка была разработана коррекционно-развивающая программа занятий.
На втором этапе нашего исследования для родителей проводились консультации по социальным, правовым, образовательным аспектам интеграции ребенка в среду. Индивидуальное консультирование касалось вопросов общения с ребенком, развития социально-бытовых навыков (питание, поведение с другими, выход в город и т.п.), навыков самообслуживания (сидеть за столом с другими, проситься в туалет, одевать и снимать одежду, открывать и закрывать замки, убирать за собой и т.п.).
Также была организована «Родительская гостиная», в которую вошли родители и родственники особых детей, у них была возможность поделиться своими проблемами и опытом их решения, отдохнуть в спокойной обстановке, поддержать друг друга, а также поучаствовать в подготовленных для них тематических мероприятиях.
Для детей, не умеющих справляться с агрессией, регулировать свои действия, соблюдать определенные правила, замкнутых, погруженных в себя, были организованы индивидуальные встречи, на которых большое внимание уделялось развитию мелкой и крупной моторики, мышления, памяти, речи, общения или альтернативной коммуникации и социального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья через методики адаптированные к ресурсам и потребностям каждого ребенка.
Во время групповых занятий основной акцент был направлен на социализацию, общение и взаимодействие детей. Здесь развивались коммуникативные умения детей, крупная и мелкая моторика, творческие способности, навыки самообслуживания и др., закреплялись знания о временах года, месяцах и т.д.
Групповые занятия включали в себя несколько этапов:
1) «расписание» - закрепление знаний и ориентаций по временам года, месяцам, дням и числам;
2) встреча «круг» - построение общения и взаимодействия между детьми;
3) «творческая мастерская» - развитие творческих способностей, навыков работы за столом, мелкой моторики (работа с ножницами, пластилином, красками, ки-
сточками и т.п.);
4) «кухня» - развитие навыков самообслуживания (налить чай, сделать бутерброд, накрыть на стол, убрать за собой и т.п.) и поведения за столом в группе;
5) «музыкальная встреча» - развитие речи, артикуляционного аппарата, чувства ритма, музыки.
Также в индивидуальной и групповой работе применялась методика М. Монтессори, направленная на комплексное развитие ребенка, происходящее благодаря специально подготовленной среде: зона речи, зона сенсорного воспитания, зона упражнений в повседневной жизни, математическая зона, зона космоса (окружающий мир, природа, география).
Для семей организовывались праздничные и досуго-вые мероприятия (например, конкурсы творческих работ «Красавица Зима», «Цветочный букет», новогодние утренники), инклюзивные встречи, несущие реабилитирующую функцию, активно воздействующие на создание благоприятного психологического климата в семье, ее сплочение и укрепление.
На контрольном этапе работы была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика. В целом у детей повысился уровень развития общей и мелкой моторики, они приобрели новые навыки самообслуживания, речевого или альтернативного общения, социального поведения. Отметим, что у каждого ребенка наблюдается своя положительная динамика в развитии.
В большинстве семей улучшились отношения между супругами, дети с ограниченными возможностями перестали быть преградой, повысилась значимость других детей, произошло улучшение качества жизни семьи через развитие ее психологических, духовных, методических ресурсов. Снизился процент родителей (с 53,3% до 13,3%), стремящихся к симбиотическим отношениям с ребенком, что повлияло на проявление большей самостоятельности детей.
К сожалению, не все родители, участвуя в мероприятиях, переносили опыт, полученный в центре, в домашние условия, поэтому положительная динамика в развитии у данных детей значительно ниже.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги исследования, стоит отметить, что психолого-педагогическая поддержка родителей, членов семьи, а также их активное включение в процесс помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья значительно влияет на достижение положительной динамики в развитии ребенка и улучшение эмоционального климата в семье. Заметим, что все это возможно только при полном принятии семьей ребенка и любви к нему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психология семьи и больной ребенок. СПб.: Речь, 2007. 400 с.
2. Галкина Е.В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции (г.Уфа, 20 - 23 июля 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 32 - 36.
3. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок. СПб.: Речь, 2007. С. 9 - 18.
4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
5. Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. N° 9 URL: http://psychology. snauka.ru/2016/09/7121
6. Винтаева Т.Н., Мелькина В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве лекотеки // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 39-42.
7. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии
на развитие детско-родительских отношений в семьях, Статья поступила в редакцию 02.11.2017 имеющих детей с ограниченными возможностями // Статья принята к публикации 25.12.2017 Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 72-75.
8. Бобкова Т.С., Гороховицкая Т.Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016.№ 3 (26). С. 61-66.
9. Логинова Е.В. Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 79-89.
10. Матуняк Н.А. К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 138-141.
11. 6Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Скворцова. Л.И. 28-е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.
12. Редькина Е. В. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы IV международной научно-практической конференции 5 - 6 октября 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 С. 74 - 78.
13. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Сост. Вечканова И.Г. СПб.: Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. 48 с.
14. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. 112 с.
15. Степанова О.В. Солнечный мальчик: книга для родителей, воспитывающих особых детей. СПб: Речь, 2014. 80с.
16. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18 - 20 сентября 2014 года / Под ред. Рыскиной В.Л. СПб., 2014. 240 с.
17. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2016. 368 с.
18. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / Сост. Дименштейн М.С. М.: Теревинф, 2013. 240 с.
19. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. [Электронный ресурс] / Бондарь Т.А. и др. М.: Теревинф, 2013. 280 с.
20. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. М.: Теревинф, 2013. 56 с.
21. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып 8: науч.-практ. сб. М.: Теревинф, 2014. 296 с.
22. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 272 с.
23. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. М.: Теревинф, 2013. 352 с.
24. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2013. 40 с.
25. Вяхякуопус Е.М. Психическое здоровье и нарушения умственного развития. СПб.: Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. 36 с.