Научная статья на тему 'Сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания'

Сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7389
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕНТРЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / DISABILITIES / SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS / SOCIALIZATION OF CHILDREN / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / DAY-CARE CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Светлана Юрьевна, Шумская Надежда Александровна

В статье раскрыты основные направления работы центра дневного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), рассматриваются особенности организации режима и занятий в структуре такого центра как механизма социализации детей с ТМНР. Основная цель сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития состоит в их социализации, которая в статье рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Описано включение детей с ТМНР в пространство центра дневного пребывания, создание оптимальной ситуации развития данной категории детей при их включении в социум. Представлены различные формы занятий с детьми с ТМНР в условиях центра, раскрыта особая роль процесса развивающего ухода, который обеспечивает максимальную включенность ребенка в процессе занятий, игр, выполнения режимных моментов и т. д. Отмечается, что работа специалистов центра направлена на социально-педагогическую поддержку детей, на стимулирование различных способностей каждого ребенка, обеспечение взаимодействия детей в рамках созданной системы мероприятий. Также подчеркивается, что значительная часть родителей, воспитывающих ребенка с ТМНР, нуждается в поддержке, большинство родителей находится в сложном материальном положении, что создает негативный фон для воспитания детей, может привести к депрессивному состоянию. Таким семьям необходимо комплексное содействие со стороны государственных и общественных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Светлана Юрьевна, Шумская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS AND THEIR FAMILIES AT A DAY-CARE CENTER

The article presents the experience of looking after children with severe multiple developmental disorders (SMDD) at a day care-center. It considers different aspects of organization of daily activities and lessons in the structure of such center as a socialization mechanism for children with SMDD. The main aim of support of children with SMDD consists in their socialization which is looked upon in the article as a process and as a result of acquisition and active reproduction of social experience by the individual. The article describes the inclusion of children with SMDD in the educational space of the day-care center, and the creation of an optimal situation for the development of this category of children when they enter society. The article presents various forms of work with the children with SMDD, describes a special developing role of the process of caring provided at a day care-center, which ensures maximum involvement of the child in the process of learning, games, eating, performing daily living activities, etc. It is noted that the work of the specialists of this center is aimed at the socio-pedagogical support for children, as well as at stimulating various abilities of each child and ensuring interaction between children within the created system of measures. It is also pointed out that a significant proportion of the parents caring for a child with SMDD need support; most of the parents are in a difficult financial situation, which creates a negative background for the upbringing of children and can lead to a depression. Such families need complex assistance from the state and public structures.

Текст научной работы на тему «Сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания»

УДК 376.1

ББК Ч450 ГСНТИ

С. Ю. Ильина Н. А. Шумская Санкт-Петербург, Россия

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрыты основные направления работы центра дневного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), рассматриваются особенности организации режима и занятий в структуре такого центра как механизма социализации детей с ТМНР. Основная цель сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития состоит в их социализации, которая в статье рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Описано включение детей с ТМНР в пространство центра дневного пребывания, создание оптимальной ситуации развития данной категории детей при их включении в социум. Представлены различные формы занятий с детьми с ТМНР в условиях центра, раскрыта особая роль процесса развивающего ухода, который обеспечивает максимальную включенность ребенка в процессе занятий, игр, выполнения режимных моментов и т. д.

Отмечается, что работа специалистов центра направлена на социально-

4.29.33 Код ВАК 13.00.03; 19.00.10

S. Y. Il'ina N. A. Shumskaia

Saint Petersburg, Russia

SOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS AND THEIR FAMILIES AT A DAY-CARE CENTER

Abstract. The article presents the experience of looking after children with severe multiple developmental disorders (SMDD) at a day care-center. It considers different aspects of organization of daily activities and lessons in the structure of such center as a socialization mechanism for children with SMDD. The main aim of support of children with SMDD consists in their socialization which is looked upon in the article as a process and as a result of acquisition and active reproduction of social experience by the individual. The article describes the inclusion of children with SMDD in the educational space of the day-care center, and the creation of an optimal situation for the development of this category of children when they enter society. The article presents various forms of work with the children with SMDD, describes a special developing role of the process of caring provided at a day care-center, which ensures maximum involvement of the child in the process of learning, games, eating, performing daily living activities, etc.

It is noted that the work of the specialists of this center is aimed at the socio-pedagogical support for children, as well

педагогическую поддержку детей, на стимулирование различных способностей каждого ребенка, обеспечение взаимодействия детей в рамках созданной системы мероприятий. Также подчеркивается, что значительная часть родителей, воспитывающих ребенка с ТМНР, нуждается в поддержке, большинство родителей находится в сложном материальном положении, что создает негативный фон для воспитания детей, может привести к депрессивному состоянию. Таким семьям необходимо комплексное содействие со стороны государственных и общественных структур.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; тяжелые множественные нарушения развития; социализация детей; социально-педагогическая поддержка; центры дневного пребывания.

Сведения об авторе: Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: заведующий кафедрой олигофренопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Контактная информация: 197046, Посадская, д. 26, к. 215.

E-mail: swetil@yandex.ru.

Сведения об авторе: Шумская Надежда Александровна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра олигофренопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

as at stimulating various abilities of each child and ensuring interaction between children within the created system of measures. It is also pointed out that a significant proportion of the parents caring for a child with SMDD need support; most of the parents are in a difficult financial situation, which creates a negative background for the upbringing of children and can lead to a depression. Such families need complex assistance from the state and public structures.

Keywords: children with disabilities; disabilities; severe multiple developmental disorders; socialization of children; socio-pedagogical support; day-care centers.

About the author: Il'ina Svetlana Yur'evna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Head of Department of Oligophrenopedagogy, Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая

About the author: Shumskaia Nadezhda Aleksandrovna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Oligophrenopedagogy, Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

Контактная информация: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, к. 215. E-mail: nadia.shum@gmail.com.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации. Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Этот документ обязывает наше государство принять реальные меры для устранения барьеров, ограничивающих права и возможности людей с инвалидностью, гарантировать им свободу, равенство и уважение их достоинства. Одним из безусловных прав любого человека, взрослого © Ильина С. Ю., Шумская Н. А., 2017

или ребенка, является право на образование. Это право не зависит от его психофизического состояния.

Сейчас многие специалисты обсуждают поиск путей помощи в реализации этого права для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) [2; 12; 15]. Именно эти дети наименее защищены как в правовом, так и социальном аспектах. До недавнего времени дети с ТМНР считались необучаемыми, в результате чего работа по созданию условий для их обучения практически не велась. Многие социальные и образовательные услуги и сейчас для них недоступны, так как разрабатываются без достаточного учета их особых образовательных потребностей.

Невозможно отрицать, что в сфере специального образования происходят существенные изменения, которые обусловлены следующими факторами:

- расширением контингента детей с различными нарушениями в развитии, в том числе и с ТМНР;

- разработкой Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Так, в образовательных учреждениях стали создаваться классы для детей с ТМНР, в которых реализуется адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости. Однако не все дети данной категории, нуждающиеся в специальной помощи, имеют возможность получить образование в условиях школы. Определенная часть этих детей находится либо дома, либо в стационарных учреждениях «закрытого» типа.

Немаловажным фактором является изолированность этих детей от жизни местного сообщества и недостаток общения с обычно развивающимися сверстниками. Кроме того, сама семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, часто оказывается в изоляции от общества: нарушаются дружеские связи, родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот. Родители «особых» детей живут в ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и ощущением ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего, нередко в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило, они обречены на профессиональную и социальную депривацию. Положение усугубляется частым распадом

таких семей, что нередко ставит семью на грань нищеты. И если помощь особым детям развивается, то служба реабилитации семей в нашей стране находится в начальной стадии своего становления [2; 6; 7; 10; 12].

Вышеперечисленные факторы усугубляют проблемы, связанные с социализацией детей с нарушениями психического развития. В этой связи остро встает проблема построения системы образовательной, психологической, педагогической и реабилитационной помощи семьям с детьми с ТМНР.

За последние два десятилетия общественными организациями и родительскими объединениями, некоторыми образовательными учреждениями и отдельными практикующими специалистами предпринимались шаги по изменению этой ситуации. Одной из успешных российских инициатив, которая помогает накопить опыт обучения и социального включения детей с ТМНР, является благотворительная общественная организация «Перспективы». С 2000 г. организация «Перспективы» оказывает социальную поддержку семьям, имеющим детей и взрослых с тяжелыми формами инвалидности, на территории Санкт-Петербурга с целью профилактики социального сиротства детей с тяжелой врожденной инвалидностью, профи-

лактики попадания в интернаты молодых людей с тяжелой инвалидностью. После ратификации Конвенции о правах инвалидов для этого возникла и правовая основа.

Организация поддерживает семьи, в которых растут дети с тяжелой инвалидностью. Помогая преодолеть изоляцию, в которой вместе с ребенком оказываются его родственники, вынужденные круглосуточно за ним ухаживать, организация «Перспективы» стремится помочь семье жить полноценной жизнью и создавать будущее для ребенка.

Для поддержки семей в настоящий момент организация реализует программу «Семейная поддержка», в структуру которой входят различные проекты, в том числе «Центр дневного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» (с 2011 г.), проект «Школа для каждого» (с 2013 г.).

Как показывает зарубежный опыт, процесс интеграции в обществе особых детей, и в частности детей с серьезными нарушениями психического развития, невозможен без интеграции в обществе самой семьи с таким ребенком. Для этого родители прежде всего должны иметь определенные знания в области права, психологии и педагогики, а чтобы получить эти знания, необходимы средства, специали-

сты, место и время. Однако существующая в нашей стране система помощи особым детям не всегда в достаточной мере включает родителей в процесс сопровождения, тем самым лишая их необходимой информационной поддержки.

Опросы, по данным Т. М. Ра-тынской, показывают, что родители детей с тяжелыми психическими нарушениями, как правило, некомпетентны в вопросах организации для ребенка адекватной жизненной среды, не знают, как можно способствовать развитию навыков повседневной жизненной активности, не ориентируются во множестве предлагаемых реабилитационных технологий [12]. Родителям также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку. Факт появления на свет ребенка, «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями. Этот стресс оказывает значительное деформирующее воздействие на психику родителей. Не имея в свободном доступе достаточной информации, родители обычно обращаются только в медицинские учреждения и начинают «лечить» своего ребенка. Порой родители просто не знают, как выразить любовь к такому ребенку, затрудняются определить свою роль в новых сложных ус-

ловиях, не умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться [11; 12; 13]. Дошкольный период такого ребенка обычно проходит в различных лечебных заведениях, взрослые стремятся уберечь его от взаимодействия с обычным окружением. Однако большинство родителей считают, что их ребенок должен получать образование хотя бы ради свидетельства об окончании школы. В зависимости от того, какой образовательный маршрут (либо полное его отсутствие) выбирают родители для своего ребенка, их можно условно поделить на три группы: те, кто отдает ребенка в школу или интернат; соглашаются на надомное обучение; оставляют ребенка дома, не обеспечивая получение образования.

Дети, не посещавшие до школы коррекционных центров, не имеющие опыта тесного общения со сверстниками и взрослыми людьми, психологически и эмоционально оказываются не готовыми к школьному обучению. Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать свое участие в жизни общества, кроме того, поведение особого ребенка

не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Школьная структура предъявляет определенные требования к поведению ребенка, его навыкам и умениям, которым он не способен удовлетворить.

Выделяют следующие основные трудности у дошкольников с ТМНР [7; 11; 13]:

- несформированность коммуникативных навыков, интереса к взаимодействию с другими детьми;

- неумение выражать свои желания, мнения, решения;

- незнание правил поведения в группе, структуры группы, режима;

- несформированность умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение дня;

- неумение обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь от других взрослых.

Существует распространенное мнение, что общество должно быть готово к принятию детей с ОВЗ. Процесс интеграции подразумевает не только это, но и возможность самого ребенка войти в социум, не нарушая его правил, и установить отношения с другими членами сообщества. Сейчас говорят о том, что школы и сады готовы принимать подобных детей и адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Однако этого недостаточно: ребенок тоже должен быть

готов к интеграции в данном сообществе — не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни. Это становится возможным только в том случае, если у ребенка есть опыт налаживания отношений со взрослыми и детьми [2; 10].

Именно поэтому для социализации и интеграции таких детей в обществе нужна разработка и организация продуманной системы специальных мер и серьезные усилия профессионалов. Работа Центра дневного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития заключается в том, что специалисты шаг за шагом проводят ребенка по цепочке развивающих сред для приобретения такого опыта. Работа центра построена на принципах гуманизма: каждый подопечный уникален, и главная задача — раскрыть его потенциальные возможности, создать условия для самоопределения и самореализации.

Основными целями деятельности центра являются: 1) поддержка семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития; максимально возможная нормализация жизни такой семьи, предоставление родителям сво-

бодного времени для работы и отдыха;

2) улучшение положения детей путем создания адекватных их возможностям условий для общения, получения разнообразных впечатлений и опыта самореализации.

В условиях центра осуществляется подготовка к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями, осложненными двигательными, сенсорными, поведенческими нарушениями, а также детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Занятия с этими категориями детей организуются в двух группах: Адаптации и Выпускников.

В группу Адаптации, как правило, зачисляют детей, ранее не посещавших коррекционные учреждения. В этой группе они находятся от 1 года до 3 лет, после чего переходят в группу Выпускников.

В Центре работают такие специалисты, как педагог-дефекто-лог, инструктор по адаптивной физической культуре (АФК), помощник инструктора по АФК, психолог, воспитатели и помощники воспитателей, а также волонтеры. На каждого ребенка сотрудники ежегодно составляют индивидуальный план сопровождения (ИПС). Он содержит информацию о ребенке, касающуюся уровня самообслуживания, коммуникации, эмоционально -

волевой сферы и социального развития, когнитивной сферы, мобильности и мелкой моторики. В рамках ИПС определяются 2— 3 основные задачи, над которыми сотрудники Центра работают в течение года. Все подопечные посещают центр по индивидуальному расписанию. Это, как правило, зависит от возможностей ребенка и желания родителей.

Организация работы центра включает режимные моменты (завтрак, обед, выполнение санитарно-гигиенических процедур и др.), групповые и индивидуальные занятия. Выполнение режимных моментов значимо не только для овладения ребенком элементарными социально-бытовыми умениями, но и в коррекци-онно-развивающем аспекте. Так, например, за завтраком дети учатся не только приему пищи, но и коммуникативным навыкам (например, желают друг другу приятного аппетита). В ходе групповых занятий («утренний» и «вечерний» круг) дети учатся выражать свои эмоциональные переживания, у них формируется позитивный эмоциональный настрой на весь день, также они подводят итоги дня. Кроме того, расписание работы Центра предполагает проведение групповых и индивидуальных занятий по плану, составленному для каждого ребенка на полугодие в соответствии с целями и задачами, опре-

деленными в индивидуальном плане сопровождения.

Одной из целей центра является подготовка детей с ТМНР к обучению в школе. Однако речь идет о подготовке не в привычном для нас понимании, когда ребенок усваивает начальные знания, умения и навыки из различных предметных областей, таких как математика, чтение и т. п. Это работа над формированием навыков, необходимых для социализации ребенка в школе. Сотрудники центра опираются на концепцию средового подхода, которая постулирует, что человек развивается в сообществе и через сообщество. В этой связи в работе центра выделено несколько основных направлений:

1. Обучение принятию правил поведения в центре и следованию им, достижение включенности в проведение режимных моментов и специально организованных занятий.

2. Формирование коммуникативных навыков, интереса к взаимодействию детей в группе в процессе совместной деятельности, обучение выражению своих желаний, мнений, решений.

3. Формирование социально значимых навыков, умений и представлений, их применение в доступной деятельности:

- ориентация в социальных отношениях: взрослый — ребенок, педагог — ученик, ребенок — ребенок;

- формирование представлений о себе и окружающих людях;

- формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем.

Например, если на начальном этапе групповой деятельности дети, как правило, не замечают друг друга, их не интересует взаимодействие, то после регулярного включения в групповую работу они начинают обращать друг на друга внимание, выражая при этом разнообразные эмоции.

4. Формирование умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение дня, умения обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь от других.

Первое, чему дети учатся в центре, — это доверять чужим взрослым, оставаясь без родителей. Эти взрослые помогают ребенку включиться в социальные отношения через доступную для него деятельность (наблюдать за теми, кто передвигается или шумит; брать предметы или игрушки; совместно выполнять различные действия и т. п.), учат принимать режим и следовать правилам центра, выстраивать взаимоотношения с другими детьми.

5. Формирование умения справляться со стрессом и дискомфортом социально приемлемыми способами, осуществлять контроль своего эмоционального состояния.

Одним из неотъемлемых условий для формирования у детей коммуникативных и социально-бытовых навыков является создание мультисенсорной среды. Для этого прежде всего необходимо выделить возможности и сильные стороны каждого ребенка и опираться на них. Тем самым мы сможем дать ему те установки, или «мишени», которые позволят ему лучше ориентироваться в пространстве. Так, например, при работе со слабослышащими детьми необходимо наполнить пространство картинками, пиктограммами, предметами-символами, чтобы активнее задействовать зрительное восприятие. В другом случае для одного незрячего подопечного, сильной стороной которого является тактильное восприятие, мы рядом с его полотенцем повесили яркий прямоугольник, выступающий для него в роли ориентира каждый раз, когда мальчик моет руки. Для другого ребенка, который хорошо видит, над полотенцем мы повесили букву А (первая буква его имени), которую он легко замечает и без проблем самостоятельно находит свое полотенце.

Для детей с тяжелой формой ДЦП организовано место, где ребенка можно уложить в терапевтическую позу, чтобы он мог лучше почувствовать границы своего тела.

Важную роль в процессе подготовки к школе детей с ТМНР выполняет развивающий уход. Развивающий уход — это метод ухода за ребенком, обеспечивающий его максимальную включенность в процесс занятий, игр, принятия пищи и т. д. Необходимо, чтобы в процессе любой деятельности ребенок чувствовал себя комфортно, для чего необходимо всегда учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая задача — создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Но границы возможностей ребенка должны расширяться, поэтому важно стимулировать все способности ребенка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна. Так, например, при организации позы для отдыха или позы во время игр и занятий всегда следует учитывать физические особенности ребенка, требуется подобрать позу, наиболее подходящую для ребенка, и менять ее по мере усталости (реагируя на все сигналы подопечного). Именно от позы зависит продуктивность занятия: удобная поза способствует максимальной активности ребенка.

Неотъемлемым условием подготовки к школе для нас является

сотрудничество с родителями, которое составляет главную опору организации, так как только при тесном сотрудничестве мы сможем достичь желаемых результатов. Родители — полноправные участники жизни центра, принимающие активное участие в согласовании целей ИПС. В центре регулярно проводятся родительские собрания, объявляются дни открытых дверей, в ходе которых родители имеют возможность увидеть своего ребенка во время занятий и отследить происходящие в нем изменения. Кроме того, родители приглашаются к участию в совместных индивидуальных занятиях со специалистами. Немаловажное значение в работе с родителями имеет проведение совместных праздников, которые в определенной степени можно рассматривать как некий промежуточный итог работы Центра с каждым воспитанником. Например, каждый год дети отмечают праздник осени и праздник осенней ночи, дни рождения, Новый год и др.

Для расширения социальных контактов и представлений об окружающем мире воспитанники Центра совместно с педагогами и специалистами Центра, а также родителями совершают поездки в кафе (например, в «Макдоналдс»), в зоопарк, в океанариум, детский город профессий «Кидбург». Одним из значимых мероприятий

явилось посещение воспитанниками Центра уроков окружающего мира, чтения и ИЗО во 2-м классе одной из петербургских гимназий.

За последние несколько лет благодаря работе специалистов организации «Перспективы» в классы, в которых реализуется адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, было зачислено 24 ребенка. Мы верим, что даже единичные примеры успешного развития детей с ТМНР в образовательной среде способствуют преодолению стереотипов и расширению возможной интеграции детей данной категории в общество.

Итак, вся деятельность центра создает основу для успешной социализации и интеграции ребенка в образовательную среду, положительной динамики состояния здоровья ребенка, психолого-педагогической компетентности родителей. Для решения этих задач между санкт-петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы» и некоторыми школами Санкт-Петербурга заключены договоры сотрудничества, составлены программы межсетевого взаимодействия.

Вместе с тем, несмотря на имеющийся положительный опыт социализации детей с ТМНР в

благотворительной общественной организации «Перспективы», на сегодняшний день в ряде образовательных организаций еще не в полном объеме созданы все необходимые материально-технические и кадровые условия, что, с нашей точки зрения, создает определенные трудности для получения образования детьми этой группы. Эти трудности могут обусловливать следующие факторы:

1) отсутствие во многих школах полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, что не позволяет им обучаться в классе совместно с другими детьми;

2) недостаточная укомплектованность материально-технической базы образовательного учреждения современным оборудованием (специальные парты, подъемник, пособия для кабинетов дефектолога, логопеда и психолога, оснащение зала адаптивной физкультуры, массажный кабинет и др.);

3) нехватка компетентных квалифицированных специалистов в области работы с детьми с ТМНР;

4) отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для включения в штатное расписание таких должностей, как тьютор, а также отсутствие четкого определения и распределения функциональных обязанностей таких педагогических работников, как тьютор, ассистент, воспитатель.

Таким образом, проблема социализации детей с ТМНР, включающей в том числе и формирование у них готовности к школьному обучению, требует, с одной стороны, широкой реализации программ не только государственной поддержки этой категории обучающихся, но и программ сотрудничества с некоммерческими организациями; активной социальной позиции родителей. С другой стороны, возникает настоятельная потребность в усилении двухстороннего взаимодействия между государственными образовательными организациями и общественными объединениями, обеспечивающего преемственность системы сопровождения детей с ТМНР и их родителей (законных представителей).

Литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 368 с.

2. Бондарь, Т. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. От индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. Бондарь, И. Захарова, И. Константинова, М. Посицельская, М. Яремчук. — М. : Теревинф, 2013. — 280 с.

3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб. : Лань, 2003. — 656 с.

4. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Ба-гаева, Т. А. Исаева ; Ин-т социальной работы. — М., 1996. — 423 с.

5. Кон, И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. — М. : Академия, 2003. — 336 с.

6. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Академия, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... канд. пед. наук. / Малеванов Е. Ю. — М., 2009.

8. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2011. — 623 с.

9. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2009. — 224 с.

10. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / сост. М. С. Ди-менштейн. — 3-е изд. — М. : Теревинф, 2013. — 240 с.

11. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — М. : ВЛАДОС, 2009.

12. Ратынская, Т. М. Социальное развитие детей в условиях летнего интегратив-ного лагеря / Т. М. Ратынская. — М. : Теревинф, 2006. — 9 с.

13. Фомина, А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.06 / Фомина А. Б. — М., 2000. — 366 с.

14. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе / М. И. Шилова. — Красноярск : Изд-во КГПУ, 1998. — 196 с.

15. Шипицина, Л. M. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. M. Шипицина, Е. С. Иванов, Л. A. Данилова [и др.]. — СПб., 1995.

References

1. Akatov L. I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami

zdorov'ya. Psikhologicheskie osnovy : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / L. I. Akatov. — M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2003. — 368 s.

2. Bondar', T. Podgotovka k shkole detey s narusheniyami emotsional'no-volevoy sfery. Ot individual'nykh zanyatiy k obuche-niyu v klasse / T. Bondar', I. Zakharova, I. Konstantinova, M. Positsel'skaya, M. Ya-remchuk. — M. : Terevinf, 2013. — 280 s.

3. Vygotskiy, L. S. Osnovy defektologii / L. S. Vygotskiy. — SPb. : Lan', 2003. — 656 s.

4. Dement'eva, N. F. Sotsial'naya rabota s sem'ey rebenka s ogranichennymi voz-mozhnostyami / N. F. Dement'eva, G. N. Ba-gaeva, T. A. Isaeva ; In-t sotsial'noy ra-boty. — M., 1996. — 423 s.

5. Kon, I. S. Rebenok i obshchestvo : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / I. S. Kon. — M. : Akademiya, 2003. — 336 s.

6. Kuznetsova, L. V. Osnovy spetsial'noy psikhologii: ucheb. posobie / L. V. Kuzne-tsova, L. I. Peresleni, L. I. Solntseva [i dr.] ; pod red. L. V. Kuznetsovoy. — M. : Akademiya, 2002.

7. Malevanov, E. Yu. Modelirovanie aktiv-noy obrazovatel'noy sredy dlya detey s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : dis. ... kand. ped. nauk. / Malevanov E. Yu. — M., 2009.

8. Mudrik, A. V. Sotsializatsiya chelo-veka / A. V. Mudrik. — M. : Izd-vo Mosk. psikhologo-sotsial'nogo in-ta, 2011. — 623 s.

9. Mudrik, A. V. Sotsial'naya pedagogika / A. V. Mudrik. — M. : Akademiya, 2009. — 224 s.

10. Pedagogika, kotoraya lechit: opyt raboty s osobymi det'mi / Sost. M. S. Dimen-shteyn. — 3-e izd. — M. : Terevinf, 2013. — 240 s.

11. Ratner, F. L. Integrirovannoe obuchenie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami v obshchestve zdorovykh detey / F. L. Ratner, A. Yu. Yusupova. — M. : VLADOS, 2009.

12. Ratynskaya, T. M. Sotsial'noe razvitie detey v usloviyakh letnego integrativnogo lagerya / T. M. Ratynskaya. — M. : Terevinf, 2006. — 9 s.

13. Fomina, A. B. Teoriya i praktika deya-tel'nosti uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey v sfere svobodnogo vremeni : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.06 / Fomina A. B. — M., 2000. — 366 s.

14. Shilova, M. I. Sotsializatsiya i vospitanie lichnosti shkol'nika v pedagogicheskom pro-tsesse / M. I. Shilova. — Krasnoyarsk : Izd-vo KGPU, 1998. — 196 s.

15. Shipitsina, L. M. Reabilitatsiya detey s problemami v intellektual'nom i fizicheskom razvitii / L. M. Shipitsina, E. S. Ivanov, L. A. Da-nilova [i dr.]. — SPb., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.