Научная статья на тему 'Социальное партнерство в реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Социальное партнерство в реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СИРОТЫ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никандрова Т.С., Горохова М.С.

В статье представлены практики социального партнерства в комплексной реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Показана роль взаимодействия разнообразных организаций в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никандрова Т.С., Горохова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития»

УДК 376.64

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАБИЛИТАЦИИ СИРОТ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

© 2019 Т. С. Никандрова1, М. С. Горохова2

1канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии e-mail: ts.nikandrova@ mpgu.su

2обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль)

Олигофренопедагогика e-mail: ms.gorokhova@mpgu.su

Россия, Москва, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

университет»

В статье представлены практики социального партнерства в комплексной реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Показана роль взаимодействия разнообразных организаций в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социальное партнерство, комплексная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, сироты с тяжелыми множественными нарушениями развития, социализация.

Для успешного изменения социальной ситуации развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо добиваться объединения возможностей различных агентов социализации. Социальными институтами и гражданским обществом должна реализовываться специальная система мер, направленная на улучшение положения лиц с ОВЗ, ориентированная на обеспечение их возможностей полноценно исполнять свою общественную функцию. Сегодня субъектами таких консолидаций, наиболее оптимальными из которых являются партнерские, могут являться любые социальные акторы, что делает проблему организации их взаимодействий актуальной.

Социальное партнерство, присутствующее на всех этапах развития общества, подразумевает под собой совместную деятельность, характеризующуюся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений» [Михеев 2001: 97]. Такая совместная деятельность позволяет партнерам взаимодействия достигать баланса интересов и получать желаемые результаты.

В контексте рассматриваемой проблемы социальное партнерство выступает ресурсом независимой жизни лиц с ОВЗ, основным средством их интеграции в активную социальную жизнь, важным условием эффективности комплексной реабилитации при наименьших затратах средств [Никандрова 2015].

Участниками партнерских отношений в рамках реабилитационного процесса лиц с ОВЗ могут выступать учреждения здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, предприниматели, оказывающие содействие в трудоустройстве, религиозные конфессии, выполняющие миссию благотворительности, правозащитные организации, волонтерские организации и др.

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В рамках изучения социального партнерства интерес представляет опыт работы Автономной некоммерческой организации комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом», расположенной в г. Москве. Свято-Софийский социальный дом (далее - социальный дом) - первое в России негосударственное учреждение для проживания инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В настоящее время в социальном доме на постоянной основе проживают 23 человека в возрасте от 5 лет до 21 года - это сироты, а также дети, подростки и юноши, оставшиеся без попечения родителей и имеющие ТМНР. До этого все воспитанники социального дома проживали в Государственном детском доме-интернате №15 г. Москвы, с ними занимались сестры милосердия и добровольцы службы «Милосердие» [Бабинцева 2018].

Социализация и качество (нормализация) жизни сирот с ТМНР напрямую зависят от объема и качества развивающего ухода, эффективность которого связана с предоставлением услуг комплексной реабилитации вне учреждения. Для достижения этой цели социальный дом взаимодействует с различными организациями по ряду направлений социальной реабилитации на основе принципов преемственности и последовательности, учитывая и оптимально используя ресурсы каждого из партнеров.

В медицинской реабилитации участвуют государственные и негосударственные организации Москвы и других городов, в числе которых Марфо-Мариинская обитель милосердия, Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» (ЦЛП), больницы Москвы и др. Важно отметить, что оказание медицинской помощи ведется за пределами социального дома и это положительно сказывается на социализации воспитанников. Сироты с ТМНР учатся строить доверительные отношения с врачом, осваивают нормы поведения в общественных местах.

В структуру медицинской реабилитации входит санитарно-курортное лечение. При финансовой поддержке туристического агенства «Мосгортур» воспитанники социального дома посещают санаторий для детей с родителями «Кратово», загородный оздоровительный пансионат «Галактика». Активно участвует в организации летнего отдыха и ЦЛП, принимающий воспитанников социального дома в реабилитационно-оздоровительный лагерь «Лесная сказка» в Валдайском районе Новгородской области и в интегративныи лагерь в Аспиндзе (Грузия). В поездках сироты с ТМНР знакомятся с различными видами транспорта (машина, поезд, самолет), познают окружающий мир, общаются со сверстниками, не имеющими нарушений развития. Путешествия не только расширяют возможности для приобретения воспитанниками дома социального опыта, но и создают условия для интеграции их в общество.

Среди мероприятий по медицинской реабилитации также следует выделить занятия лечебной и адаптивной физической культурой. Благодаря работе специалистов по развитию движения из ЦЛП воспитанники социального дома, которые ранее считались «лежачими», научились поднимать руки, лежа на спине, дотягиваться до предметов, самостоятельно управлять коляской, слезать и залезать на нее. Дети, имеющие более легкие двигательные нарушения, стали гораздо выносливее, начали лучше ходить и владеть своим телом. Успехи в двигательной сфере положительно сказываются на психоэмоциональном состоянии воспитанников и дают мотивацию к дальнейшему овладению навыками социализации.

Реализацию профессиональной ориентации, общего и профессионального образования обеспечивают образовательные организации. Несколько воспитанников социального дома учатся в образовательном учреждении г. Москвы «Школа "Технологии обучения"» (i-Школа), где получают образование не только очно, но и

Никандрова Т. СГорохова М. С. Социальное партнерство в реабилитации сирот

с тяжелыми множественными нарушениями развития

дистанционно. Для воспитанников, имеющих тяжелые двигательные нарушения, дистанционное образование открывает перспективу овладения профессиями, не требующими активного передвижения. Это позволяет ребенку (подростку) освоить учебный материал, в дальнейшем поступить в профильный колледж и дистанционно овладеть одной из профессий. Воспитанники социального дома с тяжелыми интеллектуальными нарушениями овладевают профессиональными навыками в гончарных и слесарных мастерских на базе Ресурсного центра поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их семей «Ясенева Поляна» и на швейных занятиях и занятиях керамикой в ЦЛП.

Особый интерес представляет тот факт, что инвалиды с двигательными нарушениями, ранее считавшиеся «необучаемыми» и не имевшие перспектив профессиональной ориентации, в социальном доме получили возможность освоить профессию и уже сейчас делают успехи в обучении, с удовольствием посещают уроки, участвуют в олимпиадах по различным учебным предметам. Школа является важнейшим институтом социализации, в особенности для сирот с ТМНР. Так, благодаря школьному обучению воспитанники преодолевают негативное воздействие депривации, педагоги отмечают улучшение психоэмоционального состояния детей и подростков. Занятия в гончарных и слесарных мастерских способствуют овладению сиротами с ТМНР трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Посредством трудовой деятельности у воспитанников социального дома развивается потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение и социальное развитие.

Социально-педагогическая и социально-психологическая реабилитация сирот с ТМНР обеспечивается посредством консолидации усилий специалистов школ, ЦЛП и других центров. Воспитанники социального дома посещают индивидуальные занятия со школьными психологами. Дефектологи, педагоги, психологи, различные специалисты и волонтеры ЦЛП проводят занятия по социальной адаптации и социализации сирот с ТМНР. Один из воспитанников занимается с психологом из Детского хосписа «Дом с маяком». Психокоррекционные занятия и различные тренинги позволяют развивать психические функции, стабилизировать психоэмоциональное состояние и поддерживать психологическое здоровье детей.

Важную роль в социализации сирот с ТМНР играет волонтерская деятельность. Волонтеры не только регулярно посещают воспитанников, но и сопровождают их в адаптационных поездках, организуют мастер-классы, а также оказывают помощь в развитии самого социального дома. Общение с волонтерами создает условия для приобретения воспитанниками опыта коммуникативного взаимодействия, способствует развитию у них социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности, повышает уровень их социальной компетентности.

Особое значение для социализации сирот с ТМНР имеет социокультурная реабилитация. Воспитанники социального дома регулярно посещают Божественные литургии в храмах Москвы. В рамках Всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех!» дети в сопровождении волонтеров посещают экскурсии в Третьяковской галерее и Пушкинском музее, театрализованные представления. В ходе таких мероприятий они привыкают к новым людям и незнакомой обстановке, ориентируются в пространстве, знакомятся с историей, учатся замечать прекрасное вокруг себя. Социокультурная реабилитация способствует развитию личностных качеств сирот с ТМНР, формированию у них эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Описанные практики социального партнерства позволяют добиваться положительных результатов в системе необходимого комплекса реабилитационных мероприятий, расширения и улучшения качества реабилитационных услуг через

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

использование недостающих ресурсов социального дома, создать механизм, предполагающий разделение зон ответственности в решении вопросов улучшения качества жизни воспитанников. Сиротам с ТМНР предоставлено максимальное количество возможностей для общения с внешним миром, получения социального развития вне стен одной организации.

Библиографический список

Бабинцева С.М., Ахтямова Ю.А. Опыт работы Свято-Софийского социального дома. Изменение жизни детей // Модели лучших практик в сфере социализации, реабилитации, образования детей и взрослых с нарушениями развития. М. : Теревинф, 2018. С. 109-120.

Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и практика. М.: Экзамен, 2001. 448 с.

Никандрова Н.А., Никандрова Т.С. Социальное партнерство в реабилитационном процессе // Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: материалы Всерос. науч. конф., 23-26 марта 2015 г., г. Москва / под. ред. Т.А. Соловьевой, А.В. Кротковой, И.Н. Нурлыгаянова. М. -Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 322-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.