Khanina Marianna Alexandrovna PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ..
pedagogical sciences
UDC 376
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2019
Ханина Марианна Александровна, педагог-психолог
Центр помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья при приходе Римско-католической Церкви в г.Орске (462421 Россия, Орск, ул. Новосибирская 142, e-mail: [email protected])
Аннотация. Тема психолого-педагогической поддержки семьи является актуальной в нашей стране, так как с каждым годом мы все чаще сталкиваемся с тем, что все больше детей рождается с особенностями в развитии, а значит, больше семей сталкивается с трудностями, которые непосредственно связаны с диагнозом ребенка. А ведь стоит заметить, что подобная трудность влияет не только на самого ребенка, но на семью в целом: на родителей, братьев, сестер особого ребенка, на их взаимоотношения. Психолого-педагогическая поддержка, как комплекс мер, направлен на улучшение семейного микроклимата, формирование положительных отношений между всеми членами семьи, повышение уровня педагогических знаний и умений родителей. Подобный комплекс мер необходим для семьи на разных этапах её развития и переживание отдельных кризисных моментов жизни: рождение ребенка, принятие диагноза, выработка совместных требований к воспитанию детей, ребенок идет в садик или в школу и различные другие моменты. Есть множество подходов и методов оказания психолого-педагогической помощи, как индивидуальные, так и групповые, но самое основное это активное сотрудничество семьи и специалистов. В статье рассмотрены особенности поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также представлен опыт подобной психолого-педагогической поддержки всей семьи и активного развития её внутренних ресурсов. Работа проводилась на базе благотворительного центра помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья при приходе Римско-католической Церкви в г.Орске.
Ключевые слова: поддержка, психолого-педагогическая поддержка семьи, трудности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подходы в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES
© 2019
Khanina Marianna Alexandrovna, teacher-psychologist
Center for assistance to families of children with disabilities at the parish The Roman Catholic Church in Orsk (462421 Russia, Orsk, 142 Novosibirsk str., e-mail: [email protected])
Abstract. The theme of psychological and pedagogical support of the family is relevant in our country, as every year we are increasingly faced with the fact that more and more children are born with special needs, which means that more families are faced with difficulties that are directly related to the diagnosis of the child. But it is worth noting that this difficulty affects not only the child, but the family as a whole: parents, brothers, sisters of a special child, their relationship. Psychological and pedagogical support, as a set of measures aimed at improving the family microclimate, the formation of good relations between family members, improving pedagogical skills and knowledge of parents. Such a set of measures is necessary for the family at different stages of its development and the experience of certain crisis moments of life: the birth of a child, the diagnosis, the development of joint requirements for the upbringing of children, the child goes to kindergarten or school and various other moments. There are many approaches and methods of providing psychological and pedagogical assistance, both individual and group, but the most basic is the active cooperation of family and professionals. The article deals with the features of family support, raising a child with disabilities, as well as the experience of such psychological and pedagogical support of the whole family and the active development of its internal resources. The work was carried out on the basis of the charity center for families of children with disabilities at the parish of the Roman Catholic Church in Orsk.
Keywords: support, psychological and pedagogical support of the family, difficulties of the family raising a child with disabilities, approaches to work with the family raising a child with disabilities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире, а в том числе и в России, вопрос о сопровождении семьи с особым ребенком стал очень актуальным, но, к сожалению, еще мало разработанным. Последние пять лет количество детей с ограниченными возможностями здоровья в России увеличивается в среднем на 10-15 тысяч человек в год. Другие данные говорят, что каждый 78 ребенок рождается с особенностями развития. К сожалению, более точные данные о количестве особых детей доступны только специальным медицинским учреждениям и не разглашаются. Семья - важнейший институт социализации, так как является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - огромный ресурс, из которого могут черпать все ее члены. Семья - это также система, как живой организм, где болезнь одного влияет на всех, а также счастье отдельной личности, обогащает и согревает всю семью. И семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья не исключение из приведенных выше определений, в ней так же на развитие ребенка влияет благополучие его семейной ситуации
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Формирование и возрастание личности начинается в семье с самого раннего детства. В отличие от общественного, семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения, принятия и понимания. Именно они влияют на атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Именно семья может стать и должна быть опорой для «особого ребенка», ресурсом на который он может опереться, делая шаги к социуму, а специалисты оказывая психолого-педагогическую поддержку могут помочь и направить семью. Подобной тематикой занимались такие авторы как О.С. Никольская [7; 8], Патрик Сансон [14], Т.А. Бондарь [3], Тара Делани [5], О.С. Рудик [12; 13], Милтон Селигман, Розалин Дарлинг[15] и др.
Семья - уникальный дар, который получает каждый человек при своем рождении. Каждый человек уникален и вносит свои особенности и способности, обогащая мир. И жизнь каждого несомненно связана с семьей и семейными отношениями. В семье человек получает неотъемлемую и необходимую поддержку, там он ставит свои первые шаги, познает радости и огорчения, из семьи выходит в мир и общество, к ней он устремляется,
педагогически науки
Ханина Марианна Александровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
когда ему становится особенно неуютно в этом мире. В своей работе о семьях особых детей Селигман М. и Дарлинг Р. Б. описывают семью, как первую и наиболее влиятельную из систем, к которым принадлежит человек. Физическое, социальное и эмоциональное функционирование членов семьи глубоко взаимосвязано, и на изменения в одной части системы, словно эхо, откликаются изменения в другой. Кроме того, семейные взаимоотношения и взаимодействия, как правило, взаимны, регулярны и соответствуют определенным выработанным образцам [15, 18]. Семья — это не только непрерывная нить, но и тренажер, позволяющий подготовиться к столкновению с жестоким миром [15, 229].
Согласно толковому словарю Ожегова С.И. слово «поддержка» обозначает помощь, содействие [10, 732]. Иначе говоря это стремление поддержать, указать путь или дать средства для его преодоления, раскрыть ресурсы, а не «сделать за...».
И.И. Мамайчук выделяет следующие цели в психолого-педагогической поддержке семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1) снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
3) формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
4) сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания [6, 139].
Как уже было сказано ранее, семья - это первое место социализации ребенка, это фактор наиболее на него воздействующий. Говоря о семье особого ребенка стоит отметить трудности с которыми она встречается. Как замечают многие специалисты, рождение особого ребенка является особым испытанием для семьи и вводит ее в состояние длительного стресса. Но не только такая трудность становиться перед родителями, но и отношение в обществе, которое не всегда дружелюбно и открыто относиться к инвалидам и их родителям, что также увеличивает количество стрессовых ситуаций.
Пожалуй первое, с чем сталкивается семья - это принятие или не принятие диагноза ребенка. Вот несколько показателей, которые говорят о том, что принятие произошло:
- семья способна говорить о проблемах ребенка;
- члены семьи способны не только проявлять любовь к ребенку, но и развивать и поощрять его самостоятельность, ставить требования соответствующие возможностям ребенка (отсутствие гиперопеки);
- семья способна устанавливать границы, запрещать что-либо ребенку, и даже наказывать, не испытывая чувства вины;
- семья способна составлять и реализовать краткосрочные и долгосрочные планы касающиеся ребенка и активно сотрудничать со специалистами [18, 39].
Трудности каждой семьи особенные и способы преодоления их тоже различны, так как каждый по-разному воспринимает их, каждый имеет свой неповторимый опыт. Само рождение ребенка с особенностью развития, является большой трагедией и действует на родителей неодинаково, переживается как сильный психологический стресс. Первое, с чем сталкиваются родители - это множество проблем: не знание ими особенностей связанных с тем или иным диагноз, страх за судьбу ребенка, психологическая потерянность, непринятие (от легкой формы до отказа от ребенка). Бывает, что на этом фоне, все чаще возникают споры, скандалы, вплоть до ухода одного из родителей. Психологический климат в семье зависит от морально-психологических ресурсов. Родители детей-инвалидов испытывают постоянный стресс, который, по мнению психологов, может стать причиной распада семьи [9, 148].
Что касается обычных детей, то рождение особого братика или сестрички отрицательно сказывается на
них: им уделяется меньше времени и внимания, соответственно они всеми способами стараются вернуть его обратно (плохая учеба, ухудшение поведения, частые болезни). В большинстве случаев к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а, скорее, отстра-ненно [4, 134]. А ведь именно братья и сестры детей с ОВЗ, также как и родители, постоянно находятся в их жизни, делят с ними быт и все переживания, и если родители получили помощь, справляются с трудностями и выработали общую концепцию по воспитанию детей и в семье здоровый микроклимат, то здоровые дети могут стать хорошими союзниками родителей, не испытывая при этом отягощения или ущемленности в чем-либо.
Итак, психолого-педагогическая поддержка - это комплекс мер, направленный на оказание всесторонней помощи всей семье (каждому ее члену) в том числе: информационная, педагогическая, психологическая помощь родителям, а также другим родственникам особых детей, чтобы раскрыть ресурсы семьи и каждого ее члена и дать направление в работе с ребенком, а также непосредственное содействие ребенку в обретении новых навыков, способностей, психологического состояния для лучшей социализации и адаптации с целью улучшения качества жизни, психологического климата и ресурсов семьи в целом и лучшей социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья[1].
Поскольку, каждый случай отдельной семьи уникален, то также и различны подходы помощи. Эффективность используемых методов в каждом, отдельном случае можно оценить только на практике именно с данной семьей. Проанализировав научную литературу представляющую различные подходы помощи семье ребенка с ОВЗ, эти подходы можно условно разделить на индивидуальные, которые предполагают помощь отдельному члену семьи или только одной семье конкретным специалистом в определенное время и групповые, которые предполагают работу сразу с несколькими семьями, родителями или детьми одновременно.
Перечислим лишь кратко лишь некоторые подходы. М. Селигман и Р.Б. Дарлинг предлагают системный подход (ведь семья - это система), в котором соединяют индивидуальную и групповую помощь. Конечно, они подчеркивают, что специалисту следует помнить, что к различным семьям данный подход реализуется в разной степени. Этот подход хорош тем, что степень индивидуальной и групповой помощи колеблется в зависимости от запроса конкретной семьи. Также данный подход включает родителей в активную помощь своему ребенку[14, 149]. А.В. Рязанова говорит о ценности и важности такого подхода как «родительские группы», так как именно здесь можно получить обратную связи и поддержку от людей, имеющие сходные проблемы и переживания, каждый участник группы может ощутить себя получающим помощь и помогающим [11, 36]. Э.Джин Айрес подчеркивает значение сенсорной интеграции или эрготерапии, как о важном подходе в работе с особыми детьми. Этот подход направлен на улучшение взаимодействия мозга и тела, с помощью обретения сенсорного опыта, улучшаются способности к обучению и поведение [2, 120]. Следующим, достаточно распространенным подходом является арт-терапия, которая может быть использована как с детьми, так и с родителями (родственниками): это работа с песком, глиной, деревом, различного рода творческие мастерские, рисование, музыкальная терапия и др. Подобные встречи для родителей являются своего рода терапией - помогают отдохнуть, отреагировать стресс и переживания, возобновить внутренние ресурсы. Т.А.Бондарь, И.Ю. Захарова и др. (опираясь на мысли Л.С. Выготского) предлагают средовой подход, как способ помощи семье и ребенку с ОВЗ [3, 32]. Еще одна методика работы, а точнее игры, методика Floortime, включает в помощь ребенку, через игру, всю семью. Вся методика это в первую очередь легкое общение в игре на полу, которая по-
Khanina Marianna Alexandrovna pedagogical
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ... sciences
зволяет расслабиться и отдохнуть; это время не только для родителей и особого ребенка, это также время для общения супругов между сбой, это также время проведенное с другими детьми [16, 223].
Как мы видим подходов и методик психолого-педагогической помощи семье особого ребенка достаточно много, но каждый из них предполагает действенное включение и заинтересованность каждого члена семьи, а особенно родителей.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение предположения, что психолого-педагогическая поддержка членов семьи, в особенности родителей и их активное участие в процессе психолого-педагогической помощи ребенку, значительно влияет на улучшение динамики развития ребенка с ОВЗ и улучшает общее психоэмоциональное состояние семьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Работа проводилась на базе благотворительного центра помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья «Святое Семейство» при приходе Римско-католической Церкви в г.Орске. В ней приняли участие 10 семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа проводилась в три этапа:
I этап - констатирующий эксперимент. Проводилось изучение исходного уровня развития социальных и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики ребенка; положения каждого члена семьи в системе межличностных отношений и определялся характер коммуникации в семье, а также психологический тип родителей и их отношение к ребенку с особенностями развития. Для работы с родителями или людьми их замещающими были использованы следующие методики: «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева), «Тестопросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), социограмма «Моя семья». Для диагностики детей применялась методика, разработанная в диаконическом центре «Прикосновение» (г.Оренбург). Проведенная нами диагностика показала, что зачастую после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья структура семейных связей нарушается, между супругами возникают постепенное отдаление друг от друга, ссоры, недопонимания, что усугубляет негативный фон в семье. У большинства исследуемых - психосоматический тип родительства (46,7%). Люди данного типа ведут себя сдержанно, проблемы переживают внутри, неустанно ищут лучших специалистов, а в большинстве случаев сами становятся таковыми и активно влияют на жизнь своего ребенка. Также большинство родителей (80%) принимают своих детей, заинтересованы делами ребенка, включаются в помощь ему и высоко оценивают его способности, 53,3% родителей ощущают себя единым целым с ребенком, т.е. преобладают симбиотические отношениям с ним, что является причиной гиперопеки и мешает ребенку самостоятельно развиваться.
Подводя итог диагностики семей по всем методикам можно отметить, что все семьи нуждаются в помощи, все переживают трудности связанные с воспитанием, обучением и социализацией детей, также у большинства родителей наблюдается упадок сил и «выгорание», недостаток собственных ресурсов, поэтому нами был предложен комплексный (системный) подход в психолого-педагогической помощи семье и одновременная работа со взрослыми и детьми. На основе полученных данных мы выделили проблему каждой семьи и составили план индивидуальной и групповой поддержки.
II этап - формирующий эксперимент. Апробировался системный (комплексный) подход в психолого-педагогической поддержке семьи особого ребенка. Был предложен комплекс мероприятий для ребенка и семьи. 1) Дети:
- Групповые встречи: группы кратковременного пребывания по 2-6 человек.
- Индивидуальные встречи с семьей и ребенком.
- Праздники и другие досуговые мероприятия.
- Инклюзивные встречи.
2) Родители и родственники:
- Сопровождение «Родительской гостиной» - родительская группа взаимопомощи.
- Тематические мероприятия для родителей.
- Индивидуальные консультации с семьей и ребенком.
- Мероприятия с участием родителей и детей: праздничные мероприятия, совместный отдых и т.п.
- Информационное и методическое консультирование родителей по различным вопросам: по социальным, правовым и образовательным аспектам интеграции ребенка в среду.
III этап - контрольный эксперимент. На данном этапе проводился анализ результатов опытной работы, изучались изменения в развития социальных и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики ребенка; изменения общего психо-эмоционального климата в семье, улучшения качества жизни семьи в целом, через развитие внутренних, личных ресурсов семьи: психологических, духовных, методических; изменения в системе межличностных отношений и коммуникации в семье, и отношения к ребенку с особенностями развития.
Если говорить о родителях, то у большинства испытуемых отношения улучшились отношения, повысилась значимость не только особого ребенка, но также других детей, улучшилось качество жизни и общий психоэмоциональный климат в семье, повысился уровень ее психологических, духовных, методических ресурсов. Процент родителей стремящихся к симбиотическим отношениям с ребенком стал ниже (13,3%), что позволило появиться большей самостоятельности ребенка. Отметим, что у каждого из детей есть положительная динамика в развитии, но к сожалению у детей, родители которых не включались активно в мероприятия, и не закрепляли опыт полученный в центре, в домашние условия, данная динамика в развитии значительно ниже.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Наше исследование подтвердило, что психолого-педагогическая поддержка членов семьи, в особенности родителей и их активное участие в процессе психолого-педагогической помощи ребенку, значительно влияет на улучшение динамики развития ребенка с ОВЗ и улучшает общее психоэмоциональное состояние семьи. Последнее, что хочется сказать о работе, это то, что не только мы, как специалисты, или родители помогаем детям, эти дети также помогают нам: быть добрее, терпимее, радоваться мелочам и благодарить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андриенко О.А., Ханина М.А. К вопросу о психолого-педагогической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 22-26..
2. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [пер.с англ. Даре Ю.]. - М.: Теревинф, 2009. — 272с. ISBN 978-5-901599-90-7.
3. Бондарь Т.А. [и др.]. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 3-е изд -М.: Теревинф, 2013. — 280с. ISBN978-5-4212-0139-7.
4. Вейс Т. Как помочь ребенку?/Пер. с нем. С.Зубриловой — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168с. ISBN 5-85251-001-7.
5. Делани Т. Развитие оснавных навыков у детей с аутизмом: Эфективная методика игровых занятий с особыми детьми — 2-е изд.
— Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 272с. ISBN 978-5-91743064-5.
6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с. ISBN 5-9268-0633-Х.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е — М.: Теревинф, 2014. — (Особый ребенок).
— 288 с. ISBN 978-5-4212-0186-1.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., ВеденинаМ.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 3-е — М.: Теревинф,
педагогически науки
Ханина Марианна Александровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
2011. — (Особый ребенок). — 224 с. ISBN 978-5-4212-0044-4.
9. Нормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии[Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник].//под ред. В.Л. Рысиной.
— СПб.: СПбГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. — вып.6 — 232с. ISBN2311-1283.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений /Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с. ISBN 978-5-488-03126-5.
11. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. / Сост. М,С, Дименштейн. - Изд. 3-е — М.: Теревинф, 2013. — 240 с. ISBN 978-5-4212-0137-3.
12. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 189с. ISBN 978-5-691-02065-0.
13. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку: [кн. для родителей: метод. пособие] — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015.
— 207 с. ISBN 978-5-691-02066-7.
14. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми Изд. 3-е — М.: Теревинф, 2012. —208 с. ISBN 978-2-91486296-7.
15. Селигман М. , Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. -Изд. 4-е — М.: Теревинф, 2016. — (Особый ребенок). — 368 с. ISBN 9785-4212-0326-1.
16. Стенли Гринспен, Серена Уидер. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. - 2-е изд. — М.: Теревинф, 2014. — 512 с. ISBN978-5-4212-0197-7.
17. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии — М.: Психология, 2006. — 320 с. ISBN 5-93632-068-2.
18. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Царев А.М., Беркович М.Б., Сафуллина Г.К., Завада А., Смычек А., Рязанова А.В., Долотова И.А., Покровская И.А., Андреева И.Н., //Сост. Вечканова И.Г.: Учебно-методическое пособие к курсу. — СПб.: Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. — 48с.