Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития'

Теоретико-методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1243
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТИ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS / СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / FAMILY PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / PRINCIPLES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна

В статье рассматриваются основные теоретические и методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития. Помощь психолога данной категории семей понимается как содействие в решении проблем внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений с целью создания оптимальных условий для развития как самого ребенка, так и его ближайших родственников. Выделены звенья психологической помощи: семейная психодиагностика, семейное психоконсультирование, психологическая поддержка, психологическое сопровождение и семейная психологическая коррекция. Анализируются основные теоретические подходы в психологической работе с семьями детей с отклонениями в развитии, которые практикуются за рубежом и в России. Предложены принципы психологической помощи семье и ее основного звена психологической коррекции семейного функционирования: системный, принцип индивидуализации, принцип деятельностного подхода, иерархический, интегративный. Библиогр. 13 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS

This paper presents the main theoretical and methodological aspects of psychological support for families raising children with developmental disorders. Psychological aid to families of this category is thought of as helping families solve issues of intrapersonal, intrafamilial and extrafamilial relations so as to create optimum conditions for development of both the child and their immediate family members. The article identifies the following components of psychological support: family psychodiagnostics, family psychoconsulting, psychological aid, psychological follow-up and family psychological correction. The authors also reviewed main theoretical approaches applied in Russia and abroad to psychological work with families raising children with developmental disorders. The article identifies the following principles of psychological support to families and its main component, i. e. psychological correction of the family functioning: systematic, individualization, activity approach, hierarchical, and integrative principle. Refs 13.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 2

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.973:616.899-053 Ю. М. Миланич

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье рассматриваются основные теоретические и методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития. Помощь психолога данной категории семей понимается как содействие в решении проблем внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений с целью создания оптимальных условий для развития как самого ребенка, так и его ближайших родственников. Выделены звенья психологической помощи: семейная психодиагностика, семейное психоконсультирование, психологическая поддержка, психологическое сопровождение и семейная психологическая коррекция. Анализируются основные теоретические подходы в психологической работе с семьями детей с отклонениями в развитии, которые практикуются за рубежом и в России. Предложены принципы психологической помощи семье и ее основного звена — психологической коррекции семейного функционирования: системный, принцип индивидуализации, принцип деятельностного подхода, иерархический, интегративный. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: психологическая помощь, семья, дети с нарушенным развитием, семейная психологическая коррекция, принципы психологической помощи.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS

Yu. M. Milanich

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

This paper presents the main theoretical and methodological aspects of psychological support for families raising children with developmental disorders. Psychological aid to families of this category is thought of as helping families solve issues of intrapersonal, intrafamilial and extrafamilial relations so as to create optimum conditions for development of both the child and their immediate family members. The article identifies the following components of psychological support: family psychodiagnostics, family psychoconsulting, psychological aid, psychological follow-up and family psychological correction. The authors also reviewed main theoretical approaches applied in Russia and abroad to psychological work with families raising children with developmental disorders. The article identifies the following principles of psychological support to families and its main component, i. e. psychological correction of the family functioning: systematic, individualization, activity approach, hierarchical, and integrative principle. Refs 13.

Keywords: psychological support, family, children with developmental disorders, family psychological correction, principles of psychological support.

Введение

Семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития, сталкиваются с многочисленными трудностями, которые задают высокий уровень нервно-психического напряжения. Следствием неконструктивных способов снижения напряжения членами семьи могут являться различные дисфункции: психологическое неблагополучие родителей и детей, дисгармония детско-родительских и супружеских отношений, противоречивость воспитания, нарушение внесемейных контактов в виде изоляции от социума, оценки его как враждебного, противоборства с ним.

В настоящее время близкий родственник ребенка с отклонением в развитии рассматривается психологами как клиент, который демонстрирует объективную (признаки психологического неблагополучия) и/или субъективную потребность в психологической помощи. Такая помощь должна осуществляться на отделениях патологии новорожденных, в службах раннего вмешательства, коррекционных группах дошкольных учреждений, коррекционных классах, школах и интернатах, реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями здоровья, медико-психолого-педагогических консультациях. Несмотря на высокую практическую значимость, этот аспект профессионального функционирования недостаточно реализуется отечественными психологами, а именно:

• специалист избегает работы с семьей, центрируя деятельность исключительно на проблемах ребенка с нарушением развития;

• нет четкости в понимании задач психологической помощи семье при дизон-тогенезе;

• психолог ограничивает свою деятельность рамками психодиагностики и/или психоконсультирования родителей;

• работа с ребенком и его семьей представлена набором методов и техник, за которыми не стоит четкая теоретическая база; вмешательство строится на основе единственного метода, по непонятным основаниям возведенного в статус самостоятельного направления;

• не используется дифференцированный подход с учетом психологических особенностей членов семьи и семейной системы в целом.

Указанные недочеты, существенно снижающие эффективность работы, связаны с недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. Чрезвычайно мало трудов, которые дают системный анализ психологической помощи «особой» семье и рассматривают ее в функциональных, структурных и динамических аспектах. Цель данной статьи — представить теоретические и методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушенным развитием.

Обсуждение

Психологическая помощь семье ребенка с дизонтогенезом предполагает содействие в решении проблем, возникающих в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Ее конечной целью является создание оптимальных условий для развития как самого ребенка, так и его ближайших родственников (родителей, братьев, сестер). Данная деятельность психолога должна включать следу-

ющие звенья: семейную психодиагностику, психоконсультирование, психологическую поддержку, психологическое сопровождение и психологическую коррекцию.

Первое звено помощи направлено на изучение психики человека в семейном контексте, а также исследование компонентов семейной системы в целом: функций, структуры, жизненного цикла семьи, особенностей взаимоотношений, действия семейного стресса и копинга [1]. В семейном диагнозе психолог призван ответить на вопрос, что считать нормой, индивидуальным своеобразием, а что — нарушением, неблагополучием конкретной семьи, какие особенности ее членов следует корректировать, а какие — признать как сильные стороны, требующие развития.

Семейное психоконсультирование родственников ребенка с нарушением развития предполагает оказание по большей части информационной, психообразовательной помощи, нацеленной на повышение компетентности в решении проблем, связанных с воспитанием и общением с «особым» членом семьи.

В психологической поддержке информационная помощь дополняется эмоциональной: снижение эмоционального дискомфорта, повышение сенситивности и активной позиции родственников по отношению к проблемам ребенка. Особое значение здесь имеет мотивирование семей к вступлению в клубы, работа которых нацелена на знакомство родителей и детей друг с другом, проведение совместного досуга, оказание взаимопомощи. В рамках таких ассоциаций возможна одна из наиболее эффективных форм психологического содействия — родительские семинары, которая осуществляется через лекционные приемы и групповые дискуссии и способствует формированию трех аспектов семейного воспитания: когнитивного, эмоционального и поведенческого [2].

В последние годы в систему помощи детям с нарушением развития активно внедряется психологическое сопровождение — участие психолога в создании системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (семье, дошкольном и школьном учреждении, реабилитационном центре и пр.).

И, наконец, важнейшим звеном помощи семье является психологическая коррекция — комплекс психологических воздействий, направленных на снятие или смягчение психологического неблагополучия ее членов в области внутриличност-ных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Это более длительный и предполагающий глубокую работу процесс, который является менее востребованным у родителей детей с нарушенным развитием, чем консультирование, по причине загруженности заботами о ребенке, установки на получение быстрой помощи, неготовности к проникающему в интимные сферы переживаний и взаимоотношений общению со специалистом. Однако данное звено помощи предоставляет все же больше возможностей, чем сеансы консультирования.

Формулировка целей и задач психологической помощи вообще и психокоррекции в частности непосредственно связана с теоретической моделью. Существует несколько подходов в работе с «особой» семьей, которые практикуются за рубежом и в России. Задачи того или иного направления определяют методы и техники психокоррекции (психотерапии) и специфику их применения с родителями и другими родственниками ребенка.

В зарубежной психологии можно выделить четыре основных направления психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушением развития: психоаналитическое, поведенческое, когнитивное и системное.

Психоаналитическая концепция стала теоретической основой ряда работ по психотерапии матерей детей с умственной отсталостью и аутизмом [3-4], которые объединяет понимание переживаний женщин, узнавших о тяжелом нарушении ребенка, как «нарциссической раны» от потери долгожданного здорового сына или дочери. Родитель проходит несколько стадий «горевания» (отрицание, гнев, вина, депрессия, принятие или адаптация). Цель психоаналитика — помочь пройти эти стадии до финальной, которая соотносится с освобождением «Я» от фиксации на потерянном объекте. Мишенью воздействия здесь становятся те стороны психики, которые мешают успешному прохождению стадий: внутриличностные и супружеские конфликты матери, происходящие из ее детского опыта отношений с родителями и сиблингами, неосознаваемые защитные механизмы, которые способствуют фиксации горя и не позволяют точно вербализовать чувства к ребенку и близким, а также истинные мотивы поведения.

В поведенческом подходе можно выделить два вектора, реализуемые с помощью традиционных для бихевиоральной терапии методов: 1) собственно психотерапевтическое направление, предполагающее формирование у родителей приемов саморегуляции в стрессовых ситуациях взаимодействия с ребенком [5]; 2) тренинг родительских умений, нацеленный на обучение приемам модификации неадаптивного поведения и формирования необходимых навыков у детей [6-7]. Здесь усилия психолога в большей степени направлены на поведенческий уровень проблем родителей, но остаются на периферии внимания внутренние причины неблагополучия взрослых.

В ряде работ отмечается значительный потенциал когнитивно-поведенческого подхода в содействии родственникам детей с отклоняющимся развитием в совла-дании со стрессом. Так, специалисты рационально-эмоциональной поведенческой терапии исходят из следующих посылок: 1) само по себе нарушение ребенка играет важную роль в возникновении психологической проблемы родителя (деструктивных эмоций и способов поведения), но не является ее причиной; 2) психологическая проблема уходит корнями в иррациональные взгляды, в случае оспаривания которых деструктивные следствия в эмоциях и поведении минимизируются [8-9]. Мишенями психологического воздействия признаются иррациональные убеждения, формирующие отрицание или минимизацию тяжести состояния ребенка, страх за него, гнев, возникающий в детско-родительском взаимодействии, и чувство вины. К задачам относят формирование альтернативных переживаний и способов поведения: принятия ребенка, активной озабоченности, рациональной ассертивности и самопринятия.

С точки зрения представителей системного подхода в психотерапии, рождение детей с отклонениями в развитии дает начало кардинальным изменениям семейных функций. Велик риск их нарушения, блокируются некоторые потребности и цели ее членов, что задает дисфункциональную динамику семьи [1, 10-11]. Цель системной семейной терапии — идентификация проблемы и перестройка структуры дисфункциональной семьи таким образом, чтобы она стала более гибкой, а родственники были готовы к альтернативным взаимодействиям друг с другом и социумом. В ра-

боте с «особой» семьей цель достигается через решение следующих задач: 1) обеспечение для здоровых и детей с нарушениями соответствующих возрасту условий для формирования автономии и общению вне семьи; 2) создание эффективной иерархической семейной структуры, в которой превосходство по авторитету и власти имеют родители, находясь при этом в коалиции, а между супружеской и родительской подсистемами установлены четкие границы; 3) создание структуры семьи, в которой каждый ребенок, независимо от наличия нарушения, имеет равные права с братьями и сестрами, а детская подсистема отделена от супружеской и родительской; 4) формирование центрации на чувствах, связанных с заботой друг о друге и поддержкой, вместо отношений власти, контроля, соперничества; 5) помощь в осознании внутренних и поиске внешних ресурсов развития и совладания с трудностями.

Опыт отечественных исследователей базируется на идеях культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), концепции отношений (В. Н. Мясищев), личностно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), а также успешно ассимилирует методы зарубежных психотерапевтических школ. Внимания заслуживают два подхода, которые дают системный анализ психокоррекционной помощи интересующей нас категории семей.

И. Ю. Левченко и В. В. Ткачева предложили систему помощи семьям, основная цель которой — гармонизация внутрисемейных и внесемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с различными вариантами дизонтогенеза и его родителей [12]. Выделяются два направления: психолого-педагогическое и психо-коррекционное. Первое направлено на переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Второе осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.

В работе И. И. Мамайчук и М. И. Смирновой представлен системно-уровневый подход к семейной психокоррекции при дисгармоническом развитии, которая понимается как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личностной структуры ребенка, а также решение актуальных психо-травмирующих проблем, вызванных нарушенными семейными отношениями [13]. Выделяются три уровня психокоррекции. 1) Общий уровень. Задача: через участие психолога в организации жизнедеятельности семьи предупреждение и снижение эмоционального дискомфорта у всех родственников в связи с проблемами ребенка (проведение родительских тренингов, дискуссий, специальных лекций). 2) Специальный уровень. Задача: организация конкретных психокоррекционных воздействий в рамках семьи (игровых, групповых, арттерапевтических и др.), направленных на развитие коммуникативной сферы и навыков самоконтроля. 3) Дифференцированный уровень. Задача: семейная психокоррекция конкретных поведенческих расстройств у детей и проблем семьи с учетом индивидуально-типологических, психологических, клинико-психологических особенностей всех членов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме, а также собственный опыт позволяют нам выделить следующие принципы психологической помощи «особой» семье и ее важнейшего звена — психологической коррекции.

Системный принцип. Необходимость системного подхода к психокоррекции определена тем, что в основе конкретных проблем семьи лежат системообразующие личностные характеристики ее членов, а также особенности семьи как целого. Работа психолога, таким образом, должна сочетать воздействия на личность каждого родственника в комплексе ее характеристик и семью в целом.

Чрезвычайно востребованными в отечественной школе психокоррекции являются положения концепции личности как системы отношений и вытекающей из нее личностно-ориентированной психотерапии Мясищева. Ее задачи отвечают психологическим проблемам родственников детей с отклонениями развития (высокое нервно-психическое напряжение, внутриличностная и межличностная проблематика, наличие невротических расстройств). Основную мишень психокоррекции следует определить как систему отношений членов семьи, нарушения которых проявляют себя в их психологическом неблагополучии и проблемном внутрисемейном и внесемейном взаимодействии: родителя и ребенка с дизонтогенезом, родителя и здорового ребенка, матери и отца, ребенка с дизонтогенезом и здорового ребенка, семьи и ближайшего окружения, семьи и общества (учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, средств массовой информации и пр.). При этом воздействия психолога должны затрагивать три сферы отношений родственника: когнитивную, эмоциональную и поведенческую [2, 12-13].

Принцип индивидуализации. Данный принцип является одним из основополагающих, но и самым труднореализуемым. Он требует учета уникальности самого ребенка с дизонтогенезом, его родственников и семейной ситуации в целом. Важнейшее требование — специалист должен учитывать сложную клинико-психологи-ческую структуру психического дефекта, а значит максимально точно определить соотношение первичных и вторичных нарушений и их факторов. В этой связи особое значение имеет профессиональная подготовка в области психологии дизонто-генеза и ее медико-биологических основ. Так, недостаточность знаний может привести к тому, что нарушение, имеющее биологическую природу, описывается как следствие неправильного воспитания, что определит неадекватное психологическое воздействие. Другие значимые параметры для реализации принципа индивидуализации в рамках данной статьи позволим себе лишь перечислить: особенности предшествующего развития ребенка; индивидуально-типологические особенности ребенка и его родственников; история семьи; характер внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений; особенности реализации основных функций семьи, важнейшей из которых является воспитательная.

Принцип деятельностного подхода. Положения личностно-деятельностного подхода также актуальны для практики психологической помощи «особой» семье. Следствие, которое вытекает из идей Рубинштейна и Леонтьева, состоит в том, что работа должна строиться не как простая тренировка психических функций детей и способов родительского воздействия, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка и взрослого, органически вписывающаяся в систему их повседневных отношений. Психолог призван оказывать воздействия, моделирующие и формирующие различные виды деятельности (игровую, учебную, коммуникативную, обучающую,

воспитательную), усиливать ее мотивационно-личностный аспект, способствовать переживанию положительных эмоций [2, 12].

Иерархический принцип. Связан с идеей Выготского о зоне ближайшего развития, которая созвучна требованию современной психотерапии соблюдать «рубежи» возможностей изменения клиента. Помощь будет бесполезной, если предоставляет клиенту переживание опыта, находящегося намного ближе его рубежа или выходящего далеко за его пределы. Так, задачей психокоррекционной помощи родителю, брату, сестре ребенка с отклоняющимся развитием не может быть полное преодоление негативных переживаний или кардинальная перестройка репертуара защитных механизмов и способов совладания. Речь должна идти о снижении интенсивности отрицательных эмоций, об усилении адаптивных защит и копинг-механизмов.

Интегративный принцип. Анализ существующих зарубежных психотерапевтических подходов в работе с семьей ребенка с дизонтогенезом позволяет заключить, что, являясь концептуальными источниками, предопределяя категориальный аппарат, задачи и методы работы, они, в конечном счете, дополняют друг друга, так как концентрируются на разных проблемах и аспектах внутриличностных и межличностных отношений членов семьи. Многоаспектность отношений, их трехчленная структура (наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов) определяют широкий круг задач психокоррекции. Их решение требует привлечения методов и техник из различных подходов.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Психологическая помощь семье ребенка с нарушенным развитием направлена на содействие в решении проблем внутриличностных, внутрисемейных и внесемей-ных отношений с целью создания оптимальных условий для развития как самого ребенка, так и его ближайших родственников. Проблемные зоны самого ребенка и его родных могут подвергаться анализу и воздействию только в контексте семьи и социума.

Предложены принципы психологической помощи семье, опора на которые позволит очертить задачи и границы профессиональной практики, гибко применять и совершенствовать методы психокоррекции.

При разработке программ психологической помощи и психокоррекции следует не ориентироваться на отдельный теоретический подход, а гибко использовать методы и техники разных направлений. Это требование продиктовано многоаспект-ностью внутриличностных и межличностных отношений и их трехчленной структурой.

Литература

1. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

3. Simpson D. Psychoanalytic perspectives on emotional problems facing parents of children with learning disabilities // Psychoanalytic Theory for Social Work Practice: Thinking Under Fire / ed. by M. Bower. London, New York: Routledge. 2005. P. 106-114.

4. Solnit A. J., Stark M. H. Mourning and the birth of a defective child // Psychoanalytic Study of the Child // New Haven. 1961. Vol. 16. P. 523-537.

5. Linares-Gonzales L. A Supportive Training Program for Parents of Autistic Children. Miami, Florida: C. A. U. (Carlos Albizu University), 2006. 110 p.

6. Behavioral intervention for young children with autism: a manual for parents and professional / ed. by C. Maurice. Austin, Texas: PRO-ED. An International Publisher, 1996. 400 p.

7. Sanders M. R., Markie-Dadds С., Turner K. M. T. Theoretical, Scientific and Clinical Foundations of the Triple P-Positive Parenting Program: A Population Approach to the Promotion of Parenting Competence. Brisbane, Qld, Australia: The Parenting and Family Support Centre, 2003. 24 p.

8. Greaves D. The Effect of Rational-Emotive Parent Education on the Stress of Mothers of Young Children with Down Syndrome // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 1997. Vol. 15, N 4. P. 249-267.

9. McInerney J. F., McInerney B. C. M. Working with the Parents and Teachers of Exceptional Children // Rational emotive behavioral approaches to childhood disorders / eds A. Ellis, M. E. Bernard. New York: Springer. 2006. P. 369-384.

10. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.

11. Turnbull A. P., Turnbull H. R. Family issues // Handbook of Developmental Disabilities / eds S. L. Odom, R. H. Horner, M. E. Snell, J. Blacher. New York: The Guildford Press, 2007. P. 529-590.

12. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

13. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2015 г.

Контактная информация

Миланич Юлия Михайловна — кандидат психологических наук, доцент; [email protected] Milanich Yulia M. — Candidate of Psychology, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.