Научная статья на тему 'Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой и основные направления семейной психологической коррекции'

Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой и основные направления семейной психологической коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1716
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ РЕБЕНКА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ТИП ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / FAMILY WITH PEDIATRIC ASTHMA / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / TYPE OF EDUCATION / PARENTAL ATTITUDES / PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Галицына Елена Юрьевна

В статье рассмотрены особенности защитных механизмов, типы воспитания и родительские установки в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой. Результаты исследования показали значительные различия между семьями здоровых детей и детей, страдающих бронхиальной астмой. Семьи детей, страдающих бронхиальной астмой, характеризуются более жесткой системой семейного функционирования, наличием строгих правил и распределением ролей. Выявлены особенности типов воспитания и родительских установок у матерей и отцов детей, страдающих бронхиальной астмой. На основе результатов исследования с использованием факторного анализа были выделены три группы родителей детей с бронхиальной астмой по степени нарушений семейного функционирования, что позволило разработать дифференцированные методы семейной психокорррекции для каждой группы. Представлены этапы групповой семейной психокоррекции и отражены специфика целей и задач направлений психокоррекции для каждой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main features of parent-child relationships in families with pediatric asthma and general directions of family psychological correction

This research is focused on studying the characteristics of defending strategies, the types of education and parental attitudes in families with pediatric asthma. The results of current study have shown substantial differences between families having pediatric asthma and those families that don’t. Families with pediatric asthma have discovered a rigid system of family functioning and an existence of strict familiarly rules and roles. Parents in these families have also preferred particular types of education and shown particular types of parental attitudes towards their children with asthma. Based on the study results, where the factor analysis was applied, three groups of families with pediatric asthma were defined depending on to what degree the family functioning is violated. Subsequently it allowed developing the differential methods of family psychological correction for each group. The research presents the stages of psychological correction for the family groups and specific goals and objectives of psychological correction for each group.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой и основные направления семейной психологической коррекции»

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 : 61 - 056.24

И. И. Мамайчук, Е. Ю. Галицына

Особенности детско-родительских отношений в семьях детей,

страдающих бронхиальной астмой и основные направления семейной психологической коррекции

В статье рассмотрены особенности защитных механизмов, типы воспитания и родительские установки в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой. Результаты исследования показали значительные различия между семьями здоровых детей и детей, страдающих бронхиальной астмой. Семьи детей, страдающих бронхиальной астмой, характеризуются более жесткой системой семейного функционирования, наличием строгих правил и распределением ролей. Выявлены особенности типов воспитания и родительских установок у матерей и отцов детей, страдающих бронхиальной астмой. На основе результатов исследования с использованием факторного анализа были выделены три группы родителей детей с бронхиальной астмой по степени нарушений семейного функционирования, что позволило разработать дифференцированные методы семейной психокорррекции для каждой группы. Представлены этапы групповой семейной психокоррекции и отражены специфика целей и задач направлений психокоррекции для каждой группы.

This research is focused on studying the characteristics of defending strategies, the types of education and parental attitudes in families with pediatric asthma. The results of current study have shown substantial differences between families having pediatric asthma and those families that don't. Families with pediatric asthma have discovered a rigid system of family functioning and an existence of strict familiarly rules and roles. Parents in these families have also preferred particular types of education and shown particular types of parental attitudes towards their children with asthma. Based on the study results, where the factor analysis was applied, three groups of families with pediatric asthma were defined depending on to what degree the family functioning is violated. Subsequently it allowed developing the differential methods of family psychological correction for each group. The research presents the stages of psychological correction for the family groups and specific goals and objectives of psychological correction for each group.

Ключевые слова: семья ребенка с бронхиальной астмой; психологическая защита; тип воспитания; родительские установки; психологическая коррекция.

Key words: family with pediatric asthma; psychological defense; type of education; parental attitudes; psychological correction.

© Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю., 2016

В зарубежной и отечественной психологии подчеркивается значительная роль семейных факторов в формировании психосоматических расстройств в детском возрасте. Особое внимание уделяется родитель-ско-детским отношениям, при исследовании которых в отечественной психологии используются три методологических подхода: функциональный, структурный и феноменологический. Функциональный подход рассматривает родительско-детские отношения с позиции их воспитательной функции, включающей типы и стили семейного воспитания [3; 20]. Структурный подход направлен на изучение когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов родительства [15]. Феноменологический подход ориентирован на раскрытие сущности детско-родительских отношений и осмысление их роли в жизни человека. По мнению представителей данного подхода, истинно родителем человек становится в момент понимания смысла собственного существования в данном качестве [16].

Различные методологические подходы к исследованию родитель-ско-детских отношений, несмотря на специфику направленности, дополняют друг друга и широко используются психологами при изучении системы отношений в семьях детей с проблемами в развитии [8; 12].

Лечение бронхиальной астмы (БА) - одна из важных проблем современной педиатрии, однако несмотря на достижения в области медикаментозного лечения БА за последние десятилетия, значительных изменений в статистике заболеваемости не произошло [1].

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечается, что эффективность лечения детей с психосоматическими заболеваниями зависит не только от тяжести соматических проявлений, а также от индивидуально-психологических особенностей ребенка, системы отношений в семье, стилей воспитания, уровня адаптивности ребенка в социуме [4; 6; 22; 23]. С. Ю. Куприянов полагал, что в развитии БА важно учитывать особенности структуры и функционирования семьи ребенка, наличие конфликтных отношений в семье, семейные модели адаптации к стрессовым ситуациям [9]. B. G. Bender и M. D. Klinnert отмечают, что наличие семейной дисфункции повышает риск тяжелого течения бронхиальной астмы у детей [21]. Repetti R. L. с соавторами подчеркивали, что в «семьях группы риска» прослеживаются конфликтные ситуации еще на ранних этапах развития ребенка [23]. В исследованиях С. В. Смирновой были выявлены психологические особенности родителей детей с БА: высокая ригидность, неуверенность в себе, сниженные показатели коммуникативности, в отличие от родителей здоровых детей [17]. В работах Н. А. Кравцовой подчеркивается наличие неадекватных типов семейного воспитания [7]. В исследованиях других авторов также отражены негативные стили семейного воспитания, причем большинство родителей воспитывают в детях культ болезни с зависимостью от лекарств, режима [14]. Ряд авторов отмечают наличие у

родителей астмафобии - страх, вызванный тяжелым течением заболевания [2].

Несмотря на значительное число исследований родительско-детских отношений в семьях детей с БА, наблюдается фрагментарность выводов, в которых подчеркивается искаженность стилей семейного воспитания, но без учета степени тяжести заболевания ребенка, особенностей защитных механизмов личности родителей и особенностей психической адаптации у детей.

Цель исследования - выделение ведущих симптомокомплексов искажения родительско-детских отношений и разработка дифференцированных подходов к психологической коррекции.

В исследовании участвовали 73 семьи, из них 39 семей с детьми 812 лет, страдающими бронхиальной астмой (атопическая форма, срок заболевания от 1 года до 10 лет), в двух семьях диагноз БА имели двое детей. В исследовании участвовали 39 матерей и 32 отца детей с БА. В контрольную группу вошли 34 семьи со здоровыми детьми такого же возраста, из них 34 матери и 31 отец (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей с бронхиальной астмой по тяжести заболевания в исследуемых семьях

Степень тяжести течения заболевания Количество, % (чел.)

Тяжелая 5% (2 чел.)

Средняя 33% (13 чел.)

Легкая 62% (26 чел.)

Использовались экстенсивные (направленные беседы с родителями и детьми, наблюдение, клинико-биографический анализ семьи в связи с болезнью ребенка, анализ медицинской документации) и интенсивные методы исследования:

• опросник структуры психологических защит М. Бонда, направленный на выявление защитных стилей личности родителей, который представлен кластеризацией способов адаптации по ведущему механизму действия. Стили разделяют на четыре группы, отличающихся по степени эффективности и конструктивности: 1) неадаптивные, неэффективные; 2) защиты, искажающие образ, умеренно эффективные; 3) самопринижающие, умеренно эффективные; 4) адаптивные, эффективные защиты [19];

• методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - RARI), направленная на выявление отношения родителей к различным аспектам семейной жизни [13];

• опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Эйдемиллера Э. Г. и Юстицкиса В. В., направленный на выявление типов семейного воспитания [20].

Достоверность исследования обеспечивалась использованием статистических процедур обработки данных с применением программ STATISTICA 6.0, STAT GRAPHICS PLUS 5.0., а также динамическим наблюдением семей в процессе психологической коррекции.

Результаты обследования детей подробно представлены нами в предыдущих исследованиях [4; 5]. На основе проведенного обследования детей анализировались особенности их психической адаптации по формуле, предложенной И. И. Мамайчук, валидность которой доказана в многочисленных исследованиях автора и ее учеников [10, с. 97]:

ПД=(ОD+М+Q4)/С,

где ПД - показатель психической адаптации; ОD - показатель реакций с фиксацией на препятствии; М - показатель импунитивного типа реагирования на фрустрацию; Q4 - показатель фрустрационной напряженности; С - показатель интеграции поведения.

У детей с БА наблюдалось наличие стойкой психической дезадаптации в отличие от контрольной группы. Уровень социальной адаптации, определявшийся показателем gGr по методике фрустрационной толерантности Розенцвейга [18], у детей с БА также достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников (p<0,05).

Анализ исследования стилевых характеристик психологической защиты личности родителей детей с БА и родителей детей контрольной группы показал значимые различия (p<0,05) по ряду показателей (рис. 1).

Рис. 1. Стилевые характеристики защитных механизмов личности родителей детей с БА и родителей контрольной группы

У отцов детей с БА на достоверном уровне выражены искажающие защитные стили в отличие от отцов контрольной группы, что отражает умеренно аффективные невротические защиты [19]. У матерей детей с БА достоверно чаще, чем у материй в контрольной группе, наблюдается неадаптивный стиль психологических защит, что проявляется в таких поведенческих радикалах, как соматизация, регрессия, избегание, ипохондрия, пассивная агрессия. Показатели адаптивных защит, связанные с эффективным преодолением жизненных трудностей у матерей детей с БА, достоверно ниже, чем в контрольной группе. По остальным факторам достоверных различий не выявлено. Однако анализ показывает, что у родителей контрольной группы преобладают адаптивные защиты, а остальные три блока имеют практически одинаковые уровни, уровень адаптивных защит у отцов детей с БА выше, чем у матерей.

Результаты исследования родительских установок семей с детьми с БА и семей контрольной группы показаны на рис. 2.

90% ЯП0/, 1 I

ои/а то/. 1 1 1

! и/О 60% 50% 40% -30% 20% 10% па; п14ТВII ИТ 1ПР1 1 ГгП Ь ЙШЙНИ

и/о 1 1 ; 1 ? 1 3 ' 111111111 1 5 б 7 8 9 10 11 12

Рис. 2. Достоверные различия в родительских установках двух групп: 1 - вербализация; 2 - чрезмерная забота; 3 - зависимость от семьи; 4 - подавление воли; 5 - ощущение самопожертвования; 6 - излишняя строгость; 7 - исключение внутрисемейных влияний; 8 - сверхавторитет родителей; 9 - подавление агрессивности; 10 - безучастность мужа;11 - подавление сексуальности; 12 - чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

У отцов детей с БА, по сравнению с отцами контрольной группы, достоверно ниже показатели по шкалам «вербализация» и «подавление агрессивности», а у матерей детей с БА достоверно выше, чем у матерей из контрольной группы показатели по шкалам «зависимость от семьи», «ощущение самопожертвования», «чрезвычайное вмешательство

в мир ребенка». В семьях детей с БА у обоих родителей достоверно выше показатели по шкале «излишняя строгость», чем у родителей из контрольной группы. По остальным шкалам достоверных различий не выявлено. Анализ внутрисемейного взаимодействия показал существенные различия в родительских установках. В семьях детей с БА «чрезмерная забота» о ребенке достоверно выше у отцов, чем у матерей, что не наблюдается в семьях со здоровыми детьми. У матерей детей с БА показатели «подавление воли ребенка», «излишняя строгость» достоверно выше в сравнении с отцами. В семьях здоровых детей таких различий не выявлено. В семьях детей с БА показатели по факторам «исключение внутрисемейных влияний», «сверхавторитет родителей», «безучастность мужа» достоверно выше у матерей, чем у отцов.

Анализ показателей отношений к семье выявил следующие особенности (рис. 3).

Рис. 3. Результаты исследования аспектов отношений по методике PARI

Межсупружеские аспекты, включающие в себя моральную и эмоциональную поддержку, организацию досуга, достоверно чаще наблюдаются у матерей, в семьях детей с БА, и отцов в семьях контрольной группы. Педагогические аспекты, проявляющиеся в санкциях, излишнем контроле над ребенком, выше у матерей детей с БА в сравнении с матерями из контрольной группы.

Итак, семьи с детьми, страдающими БА, характеризуются более жесткой системой воспитания, наличием строгих правил и распределением ролей. Матери детей с БА отличаются большей категоричностью и авторитарностью в процессе внутрисемейного общения, а отцы же, напротив, более мягкие и заботливые.

Анализ стилей семейного воспитания показал, что у обоих родителей детей с БА достоверно высокие показатели по шкалам «гиперпротекция» и «фобия утраты». У отцов детей с БА, в отличие от отцов здоровых детей, достоверно выше показатели по шкалам «недостаточность обязанностей», «неустойчивость стиля воспитания», «воспитательная неуверенность». У матерей детей с БА показатели по шкалам «потворствование», «расширение сферы родительских чувств», «предпочтение в ребенке детских качеств» достоверно выше, чем в контрольной группе. В семьях здоровых детей у отцов достоверно чаще, чем у матерей, выявляется «гипопротекция», «минимальность санкций», в отличие от семей с детьми с БА. В семьях здоровых детей «воспитательная неуверенность» достоверно выше у матерей, а в семьях детей с БА - у отцов. Полученные данные показывают, что отцы детей, страдающих бА, отличаются воспитательной неуверенностью, а у матерей наблюдаются стойкие воспитательные стереотипы, препятствующие эффективному взаимодействию с ребенком. Полученные данные подчеркивают доминирующую роль матери в семейном функционировании в семьях детей с Ба.

Корреляционный анализ полученных данных показал, что тяжесть заболевания детей с БА на достоверном уровне (р<0,01) коррелирует с неадаптивными защитными механизмами у матерей, с установками «ощущение самопожертвования», «исключение внутрисемейных влияний», с показателем «фобия утраты».

На основе факторного анализа были выделены три группы семей с детьми, страдающими БА. В первой группе (28 % семей) важным системообразующим фактором является жесткая система семейного функционирования с преобладанием авторитарной матери. В этой группе наблюдаются низкие показатели интегрированности членов семьи, преобладание неадаптивных стилей психологических защит у обоих родителей с установкой зависимости от семьи. В стилях воспитания у матерей преобладает гиперпротекция на фоне фобии утраты ребенка, а у отцов - воспитательная неуверенность. Наблюдается искаженный образ больного ребенка с тенденцией его инфантилизации у обоих родителей. У родителей, особенно у матерей, отмечается повышенная эмоциональная напряженность, тревожность с высокой концентрацией на проблемах ребенка, что может проявляться в эмоциональной дистанции с ним, подавление воли ребенка, чрезмерная забота о нем, создание безопасности с тенденцией исключения внесемейного общения и уклонения от доверительных, равноправных контактов с ребенком со стороны родителей. Высокая сосредоточенность, особенно у матерей, на здоровье ребенка проявляется в неудовлетворенности родителей результатами лечения, в склонности к нетрадиционным методам лечения, конфликтах с врачами.

Во второй группе (46 % семей) определяющим системообразующим фактором является неустойчивая интегрированность членов семьи, искаженный образ ребенка у одного из родителей, как правило у матери, высокая эмоциональная концентрация на болезни ребенка с тенденцией к высокой зависимости от лечащего врача. У матерей наблюдается неадекватный стиль психологических защит, зависимость от семьи, в отличие от отцов, у которых выражены такие позитивные родительские установки, как партнерские отношения с ребенком, развитие его активности. У обоих родителей выражена гиперпротекция. Выявлено недостаточное понимание потенциальных возможностей ребенка, его интересов и проблем, особенно у матерей, а также ситуативная эмоциональная напряженность и тревожность, связанная с астматическими приступами ребенка. У отцов и матерей этой группы прослеживается тенденция к вмешательству во внутренний мир ребенка, подавление его активности, а также излишняя строгость со стороны родителей в отношении соблюдения режима, выполнения медицинских процедур.

В третьей группе (26 % семей) системообразующим фактором является умеренная интегрированность членов семьи с лидирующей ролью отца. Данная группа характеризуется преобладанием адаптивных стилей психологических защит у обоих родителей, установкой на соблюдение медицинских предписаний. Гиперопека со стороны обоих родителей, тенденция к установлению партнерских отношений с ребенком (со стороны отцов - повышенные требования с использованием санкций) адекватная оценка интеллектуальных и личностных ресурсов ребенка с тенденцией к завышенной оценке возможностей ребенка. Поощрение активности ребенка со стороны родителей, тенденция к оптимальному эмоциональному контакту и уравненным отношениям в системе родитель-ребенок.

Анализ показателей уровня психической дезадаптации и уровня социальной адаптации детей с БА в выделенных нами группах представлен в табл. 2.

Таблица 2

Выраженность показателей уровня психической дезадаптации и социальной адаптации в выделенных группах

Показатель Группа 1 Группа 2 Группа 3

Количество детей с высоким уровнем психической дезадаптации, % 42 39 36

Количество детей с низким уровнем социальной адаптации, % 33 33 27

Как видно из та. 2, значимых различий в группах выявлено не было, что свидетельствует о том, что причина дезадаптации детей обусловлена не только степенью адекватности системы семейного функционирования, но и рядом других факторов (индивидуально-типологические,

психологические, социальные) что необходимо учитывать в процессе психологической помощи детям с БА.

Выделенные нами группы по степени семейных дисфункций семей с детьми с БА, предполагают разработку дифференцированных методов психологической коррекции для каждой группы. В соответствии с общими принципами групповой психокоррекции выделены четыре стадии: установочная, подготовительная, реконструктивная и закрепляющая [11].

На первой, установочной, стадии перед психологом стоит задача формирования группы как целое, формирование у членов группы положительного настроя на занятие. В занятиях участвовали 2-3 семьи со сходными проблемами. Рекомендуется проведение не больше двух-трех занятий установочной стадии.

Основная цель подготовительной стадии семейной групповой психокоррекции - формирование активности и самостоятельности у всех членов группы с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения у членов группы.

Цель коррекционного блока - установление оптимальных взаимоотношений между всеми участниками психокоррекционного процесса (детьми, родителями и другими членами семьи), а также формирование у членов семьи новых приемов и способов общения и поведения друг с другом.

На данном этапе используются сюжетно-ролевые и проективные психодраматические игры, направленные на коррекцию невербального и вербального компонентов общения, неадаптивных установок. Например, девочке 10 лет с БА средней степени тяжести и с жалобами со стороны родителей на повышенную конфликтность, непослушание, драчливость в школе мы предложили проиграть роль радостной и спокойной девочки. Члены группы воспроизводили конфликтную ситуацию дома, в школе (на уроке, на перемене), а девочка играла роль, противоположную своей стереотипной ригидной роли, сначала без речи, затем на вербальном уровне. После проигрывания всегда проводится обсуждение.

На реконструктивном этапе групповой семейной психокоррекции семей с детьми с БА решаются следующие задачи:

• обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в сложных конфликтных ситуациях для детей и родителей;

• коррекция неадекватных эмоциональных реакций у членов семьи в процессе общения с ребенком.

Это достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов одной из семей. Отцы, матери и дети поочередно меняются ролями. Опыт нашей работы показал, что родители в процессе групповой психологической коррекции успешно осознают имеющиеся пробле-

мы. Например, мать Андрея, 11 лет, страдающего БА средней степени тяжести после занятий с последующим обсуждением заявила психологу: «Я поняла, у моего сына проблемы такие же, как у Веры, отношения между мной и моим мужем очень похожи на их отношения». Эти две семьи относились к первой группе нарушений семейного функционирования. Матери отличались высокой авторитарностью и неадаптивными защитными механизмами. У отцов четко прослеживались некоструктив-ные стили семейного воспитания при тенденции установления симбио-тических связей с ребенком, недооценка их соматического и психического статуса, у детей - аффективная неустойчивость, эгоцентризм. Однако, осознание проблемы еще недостаточно для ее решения. У матери Андрея четко прослеживались негативные эмоциональные установки на мужа и свекровь, что требовало дополнительных занятий с семьей в целом.

Для закрепления результатов психологической коррекции целесообразно давать семьям предписания, указания относительно того, что и как нужно делать в перерывах между занятиями.

В целом структура психокорекционного процесса является единой для всех родительских групп, однако их содержательная направленность зависит от степени тяжести нарушений семейного функционирования.

Например, для родителей детей первой группы, у которых преобладают неадаптивные защиты, негативно отражающиеся на их поведении, родительских установках и стилях воспитания, необходимо поставить следующие задачи:

•осознание и преодоление неэффективных психологических защит у родителей;

• обучение их эффективным поведенческим стратегиям с целью повышения уровня стрессоустойчивости и создания благоприятного фона для формирования адекватных родительских установок и стилей семейного воспитания.

Решение этих задач возможно при использовании следующих направлений психокоррекционных воздействий:

•формирование рефлексивности у родителей с целью осознания собственного защитного поведения в процессе группового взаимодействия;

•развитие способности находить социальную поддержку между родителями, выстраивать конструктивные межличностные отношения в системе «мать - ребенок - отец»;

• развитие способности преодолевать негативные эмоциональные реакции, возникающие в процессе общения внутри семьи.

Для решения поставленных выше задач с родителями детей первой группы мы проводили групповую психокоррекцию с 2-3 семьями со сходными проблемами в два этапа. На первом этапе непосредственно

120

работали только с родительскими парами с целью формирования рефлексивности и социальной поддержки, а на втором этапе в системе «родители - ребенок». Для решения поставленных задач на первом этапе родителям предлагались психодрамы, в процессе которых проходило разыгрывание семейных конфликтов с последующим их обсуждением в группе. На последующих занятиях разыгрывались жизненные проблемы конкретных семей, участвующих в занятиях, также с последующим обсуждением. Мы использовали проективное рисование с целью выявления и анализа внутриличностной и межличностной проблематики у членов семьи [11].

Опыт нашей работы показал, что к позитивным результатам групповой семейной психологической коррекции семей с детьми с БА следует отнести следующие детерминанты:

• на когнитивном уровне - появление активного интереса к личностным ресурсам ребенка, его интересам, потребностям с учетом клинических, психологических и возрастных особенностей;

• на эмоциональном уровне - позитивное эмоциональное реагирование родителей на проблему ребенка с установкой сначала понять, почему он так поступил, затем реагировать, эмоционально-теплое отношение к ребенку, его проблемам и интересам;

• на поведенческом уровне - расширение репертуара поведенческих реакций в процессе конфликтных ситуаций;

• на социальном уровне - стремление родителей к сопереживанию не только в системе «родитель - ребенок», но и прародитель, другие члены семьи, организация общения ребенка вне семьи.

Выводы

1. Стркутурно-функциональный подход к исследованию семей с детьми с БА показал выраженную жесткую систему семейного функционирования, что проявляется в преобладании ригидных установок в распределении семейных ролей, в доминирующей роли матери, в нарушении внутрисемейного общения, в отличие от семей со здоровыми детьми.

2. Стилевые характеристики психологической защиты родителей детей с БА характеризуются преобладанием неадаптивных стилей у матерей и искажающих стилей у отцов, что проявляется в родительских установках самопожертвования и фобии утраты ребенка и достоверно коррелирует со степенью тяжести заболевания у детей.

3. На основе факторного анализа данных были выделены три группы семей с детьми с БА:

• группа 1 (28 % семей) - жесткая система семейного функционирования с низкой интегрированностью её членов, с преобладанием неадаптивных стилей психологических защит у обоих родителей, с

выраженной гиперпротекцией детей, авторитарностью матерей и воспитательной неуверенностью отцов;

• группа 2 (46 % семей) - неустойчивая интегрированность членов семьи, искаженный образ ребенка, особенно у матери, высокая эмоциональная концентрация на болезни ребенка у обоих родителей, преобладание неадекватных стилей психологических защит у матерей, в отличие от отцов;

• группа 3 (26 % семей) - умеренная интегрированность членов семьи с лидирующей ролью отца, преобладание адаптивных стилей психологических защит у обоих родителей, гиперопека со стороны обоих родителей, тенденция к установлению партнерских отношений с ребенком, завышенная оценка возможностей ребенка, повышенные требования и санкции к ребенку со стороны отцов.

4. Разработаны поэтапные, дифференцированные методы семейной психокоррекции для каждой группы, с учетом когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов родительства.

Список литературы

1. Баранов А. А., Намазова Л. С., Огородова Л. М., Сидоренко И. В. Бронхиальная астма у детей // Медицинская газета. - 2007. - № 53-54. - иКЬ: http://www.pediatr-russia.ru/node/131 (дата обращения: 20.08.2015).

2. Беленко Л. В. Бронхиальная астма: влияние обучающих программ на качество жизни больных и сотрудничество с врачом: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -М., 2003. - 25 с.

3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб., 2001. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Галицына Е. Ю. Особенности личности и психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой // Педиатр. - 2014. - Т. V. - Вып. 1. - С. 110-117.

5. Галицына Е. Ю. Особенности личности и психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой // Вестн. СПбГУ. - Сер. 16. - 2015. - Вып. 4. -С. 163-173.

6. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

7. Кравцова Н. А. Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических нарушений у детей и подростков (динамическая модель психосоматического дизонтогенеза) // Сибирск. психол. журн. - 2005. - № 22. - С. 13.

8. Кудайбергенова С. К. Исследование родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Алматы, 2009. - 23 с.

9. Куприянов С. Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методом семейной психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1985. - 20 с.

10. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 168 с.

11. Мамайчук И. И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии: учеб. пособие. - СПб.: Эко-Вектор, 2015. - 416 с.

12. Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2014. - Вып. 1. - Т. 5. - С. 82-91.

13. Методика PARI (Шефер Е. С., Белл Р. К.; адаптация Нещерет Т. В.) // Психологические тесты / ред. А. А. Карелин. - М., 2001. - Т. 2. - С. 130-143.

14. Недельская С. Н., Раскина Е. В., Акулова Е. Ю Социально-психологическая адаптация детей с бронхиальной астмой к школьному обучению // Здоровье ребенка.

- 2013. - № 1. - С. 85-88.

15. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие.

- М.: Моск. психол.-соц. ин-т. - 2006. - 496 с.

16. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2002.

- 512 с.

17. Смирнова С. В. Психологические предикторы психосоматической патологии в детском возрасте (на примере бронхиальной астмы) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - Вып. 5. - С. 115-117.

18. Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: метод. рек. - Л.: Изд-во НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1984.

- 24 с.

19. Туник Е. Е. Психологические защиты. Тестовая методика. - СПб.: Речь, 2010. - 219 с.

20. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

21. Bender B. G., & Klinnert M. D. Psychological correlates of asthma severity and treatment outcome in children. // Self-management of asthma. In H. Kotses & A. Harver (Eds.). New York: Marcel Dekker, 1998. P.63-88.

22. Kazak A. E., Segal-Andrews A. M., Johnson K. Pediatric psychology research and practice: A family/systems approach // Roberts M. (ed.). Handbook of pediatric psychology. 2nd ed. New York: Guilford Press, 1995. P. 84-104.

23. Repetti R. L., Taylor S. E., Seeman T. E. Risky families: Family social environments and the mental and physical health of offspring // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128 (2). P. 330-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.