ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.018.1:376.1:37.015
ББК Ч490.264+Ю957.65 ГРНТИ 15.41.47 Код ВАК 13.00.03
Арбатская Кира Игоревна,
студентка 2 курса магистратуры, Уральский государственный педагогический университет, педагог-психолог первой квалификационной категории Государственного автономного учреждения «Реабилитационный центр "Талисман"»; 620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова 14/а; e-mail: [email protected].
Устинова Наталья Александровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологические особенности; психология семьи; дети с особыми образовательными потребностями; семейное воспитание; детско-родительские отношения; психологическая помощь; особые образовательные потребности.
АННОТАЦИЯ. В представленной статье предпринята попытка обобщить данные по психологическим особенностям семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, и сместить акцент внимания с реабилитации и коррекции детей с особыми образовательными потребностями на психологическую помощь и сопровождение родителей. Семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, нуждаются в особой социально-психологической поддержке. Многолетний опыт работы в детском реабилитационном центре «Талисман» (г. Екатеринбург) дал возможность в полной мере наблюдать психологические трудности семей, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Процесс адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями к социальной среде занимает длительный период жизни и часто вынуждает родителей жить, удовлетворяя потребности ребенка, оставаясь не в состоянии уделять внимание своим собственным интересам, потребностям, возможностям реализации, что не может не сказываться на процессе воспитания. В данной статье раскрываются теоретические аспекты изучения психологических особенностей семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. Исследованием психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, занимались многие авторы, которые в своих работах делали упор на воздействие, оказываемое социальной средой на развитие ребенка, и общий психологический климат в семье. Дана характеристика различным психологическим особенностям семьи: внутрисемейный психологический климат, удовлетворенность супругов браком, стиль семейного воспитания, идентичность и стабильность семьи, сплоченность и гибкость семейной системы, индивидуальные психологические особенности семейных партнеров. Приведены примеры, каким образом каждая представленная психологическая особенность может влиять на воспитание, развитие и становление личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Arbatskaya Kira Igorevna,
Master's Degree Student , Ural State Pedagogical University, Educational Psychologist of the first qualifying category of the State Autonomous Institution «Rehabilitation Centre «Talisman», Ekaterinburg, Russia.
Ustinova Natalia Aleksandrovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FAMILIES WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
KEYWORDS: psychological characteristics; psychology of family; child with special educational needs; family upbringing; child-parent relations; psychological assistance; special educational needs.
ABSTRACT. There is an attempt to generalize the data on psychological characteristics of families with children with special educational needs and to move the accent from rehabilitation and correction of children with special educational needs to psychological help and assistance to their parents. Families with children with special educational needs are in great necessity of social and psychological support. Perennial experience of work in rehabilitation center "Talisman" (Ekaterinburg city) made possible to observe psychological difficulties in families with children with special educational needs. The process of adaptation of children with special educational needs to social environment takes a long period of time and parents often satisfy the needs of their child leaving their own interests, needs and advancements of career aside, which affect the process of education. The article describes theoretical aspects of the study of psychological characteristics of families with children with special educational needs. Many authors studied psychological
characteristics of families with children with special educational needs; in their studies they stress the effect of social environment on growth of children and general psychological climate in families. There are definitions of different psychological characteristics: psychological climate, contentment of the marriage, way of education, identity and stability of the family, unity and flexibility of the family system, individual psychological characteristics of the family partners. There are examples of how each psychological characteristic can influence education, growth and personality of children with special educational needs.
B:
к
условиях существующего системного ) кризиса проблемы выживания слабо-защищенных категорий населения, среди которых числятся дети с особыми образовательными потребностями и их семьи, стоят наиболее остро. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с особыми образовательными потребностями. В Международной стандартной классификации образования дети с особыми образовательными потребностями определяются как дети, которые, имея приобретенные или врожденные расстройства психического или физического развития, ряд социальных проблем, отклоняются от условной нормы [12]. Термин «дети с особыми образовательными потребностями» в целом описывает всех детей с развитием, отличающимся от условной нормы, и чьи образовательные потребности шире общепринятого образца. Таким образом, мы говорим о детях педагогически запущенных, с особенностями психического или физического развития, с инвалидностью или без нее, кроме того, о детях из социально уязвимых групп (из неблагополучных семей, сиротах и т.д.).
Семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, нуждаются в особой социально-психологической поддержке. Многолетний опыт работы в детском реабилитационном центре «Талисман» (г. Екатеринбург) дал возможность в полной мере наблюдать психологические трудности семей, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Процесс адаптации такого ребенка к социальной среде занимает длительный период жизни и часто вынуждает родителей жить, удовлетворяя потребности ребенка, оставаясь не в состоянии уделять внимания своим собственным интересам и потребностям, возможностям их реализации. Однако практика показывает, что помощь детям с особыми образовательными потребностями более эффективна, если основывается на личных, человеческих взаимоотношениях, что осуществимо в полной мере только в семье. Оказывая социально-психологическое воздействие на родителей, мы можем влиять и на ребенка. Таким образом, в данной статье предпринята попытка обобщить данные по психологическим особенностям семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, и сместить акцент внимания с реабилитации и коррекции детей с особыми образователь-
ными потребностями на психологическую помощь и сопровождение их родителей.
В качестве основной теоретической базы исследования был рассмотрен системный подход к изучению семьи. Исследованием психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, занимались многие авторы, которые в своих работах делали упор на воздействие, оказываемое социальной средой на развитие ребенка, и общий психологический климат в семье. В. В. Ткачева отмечает, что семья является первичным социальным окружением для ребенка и принятие семьей является важнейшим условием принятия его обществом [9].
Авторы выделяют различные психологические особенности семьи. Одним из ключевых моментов является внутрисемейный психологический климат. В работах О. А. Добрыниной под социально-психологическим климатом семьи понимается интегративное свойство семьи, которое показывает степень удовлетворенности брачных партнеров основными показателями жизненного процесса семьи, общим стилем и настроением отношений [3]. И. М. Никольская отмечает, что психологический климат семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями, с одной стороны, отражает то, как семья смогла адаптироваться к особенностям ребенка, принять их и, с другой стороны - как семья выстраивает свои отношения с окружающим «здоровым» миром в зависимости от восприятия особенностей своего ребенка и ограничения его возможностей [8]. Практика показывает, что часто в семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникает неблагополучный внутрисемейный психологический климат, происходит социальная изоляция, связанная с нехваткой эмоциональной поддержки, положительных контактов, велика вероятность ухода из семьи эмоционально отдалившегося отца. Это является значительным стрессовым фактором для всех членов семьи ребенка и препятствует его оптимальному развитию.
Ю. Е. Алешина из понятия социально-психологического климата семьи выводит более узкую психологическую особенность - субъективную удовлетворенность супругов браком, она демонстрирует отношение людей к собственному брачному со-
© Арбатская К. И., Устинова Н. А., 2017
юзу и является показателем потребностей семейной системы [1]. Е. Л. Калугина выявила, что среди семей с детьми с особыми образовательными потребностями неудовлетворенность браком возникает как следствие значительного несоответствия между ожиданиями от появления ребенка и реальной ситуацией после его рождения. У семьи может отсутствовать четкая жизненная перспектива и преобладать тревожность, связанная с этим. Члены семьи не видят возможностей облегчения проблем в будущем [5]. Кляйн и Шив отмечают, что у родителей формируются определенные желания, ожидания и мечты, связанные с появлением будущего ребенка. Семья ждет как минимум здорового ребенка и считает, что так оно и будет. Открытие того, что их желанный ребенок имеет особые образовательные потребности, воспринимается как крах надежд и ожиданий. Родителям нужно оплакать потерю своей мечты, только тогда у них появится новая мечта. Однако печаль, связанная с особыми образовательными потребностями ребенка, может возникать периодически в связи, например, с памятными датами
[14]. „ „
Следующей психологической особенностью семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, является стиль семейного воспитания. Стили семейного воспитания складываются под воздействием субъективных и объективных причин, на стиль семейного воспитания влияет социально-психологический климат семьи, а также национальные обычаи, в которых воспитывались родители. Сложности контакта с ребенком с особыми образовательными потребностями, проблемы ухода и воспитания могут затруднять воспитательную функцию семьи. Тауб отмечает, что хотя забота о безопасности ребенка с особыми образовательными потребностями может быть обоснованной, она приводит к гиперопеке, которая абсолютно не помогает развитию ребенка [18]. И. В. Добряков и С. В. Церетели отмечают, что наиболее часто встречающимся стилем воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, является гиперопека. Родители стараются снять с ребенка любую ответственность и сделать за него все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка помещают в «тепличные условия». Жалея ребенка и помогая ему, родители сами ограничивают возможности его проявления и развития. Достаточно часто они имеют высокий уровень воспитательной неуверенности и склонны проецировать на ребенка собственные негативные качества. У многих детей с осо-
быми образовательными потребностями отмечаются нарушения в личностном развитии из-за того, что родители используют неправильные стили воспитания [4].
К психологическим особенностям семьи можно также отнести идентичность и стабильность семьи. Эти понятия ввел в обращение Н. Аккерман. Семейная идентичность - это устремления, ценности, тревоги, экспектации и проблемы адаптации членов семьи, возникающие в процессе выполнения ими своих семейных ролей. Таким образом, семейная идентичность определяется как эмоциональное и когнитивное «Мы» семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Понятие стабильности семьи вытекает из понятия идентичности и понимается как сохранение идентичности во времени, способность семьи к изменению и дальнейшему развитию и контроль над конфликтами [2]. В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, часто происходит срастание сознания матери с ребенком. Образуется модель отношений: мать - ребенок с особыми образовательными потребностями и дистанцирующийся отец. Таким образом, «Мы» матери воплощается в модели «она с ребенком», с достаточно недифференцированным «Я» матери и отсутствием «Я» ребенка, и отдельно существует «Я» отца. Исследования Сваминэйтона и Ричман показывают, что появление в семье ребенка с особыми образовательными потребностями увеличивают шансы на то, что родители разведутся или будут жить отдельно [16; 17].
Психологическими особенностями семьи также называют сплоченность и гибкость семейной системы. А. Г. Лидерс дает следующее определение сплоченности - это структура семьи с точки зрения способности реагировать на внутренние и внешние воздействия, способность сопротивляться естественным стрессогенным факторам при прохождении этапов жизненного цикла и адекватность реакций семьи на вертикальные стрессоры [7]. А. В. Черников указывает, что семейная гибкость демонстрирует, насколько гибко или ригидно семейная система способна адаптироваться, изменяться при воздействии на нее стрессоров [11]. Е. Д. Красильникова отмечает, что в семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, преобладает разобщенный уровень семейной сплоченности и хаотичный уровень семейной адаптации. Только 20% семей по этим показателям являются сбалансированными. В семьях с хаотичным уровнем семейной адапта-
ции напряженность от особенностей ребенка выше. По мере взросления ребенка адаптация семьи повышается, приобретая более нормативный уровень [6].
Наконец, последней, но не менее важной психологической особенностью семьи являются индивидуальные психологические особенности семейных партнеров -это социально-психологические особенности супругов, характерологические и интеллектуальные показатели. Р. И. Хайру-динова на основе проведенного исследования делает выводы о низком уровне адаптационного потенциала личности родителей детей с особыми образовательными потребностями, который зависит от уровня развития психологических характеристик личности, значимых для регуляции психической деятельности и самой адаптации. У большинства родителей проявляется искаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, внутриличностный конфликт, приводящий к невротизации личности [10]. Н. И. Ричман отмечает, что для родителей с детьми с особыми образовательными потребностями характерен повышенный стресс, они испытывают чувство вины, стыда, снижение самооценки. Это может сказаться на других аспектах семейного функционирования, повлиять на качество общения между семейными партнерами, их договоренности, будущие отношения и семейную структуру [15]. Т. Хеман также описывает, что родители испытывают значительный стресс наряду с депрессией, злостью, отрицанием, самобичевани-
ем, виной и растерянностью [13].
Таким образом, основываясь на системном подходе, нами был обобщен комплекс основных психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, оказывающих влияние на успешное воспитание, развитие и становление личности ребенка, к которым относятся:
1) неблагополучный внутрисемейный психологический климат;
2) неудовлетворенность браком;
3) стиль семейного воспитания - гиперопека;
4) нарушение семейной идентичности;
5) разобщенный уровень семейной сплоченности и хаотичный уровень семейной адаптации;
6) индивидуальные психологические особенности семейных партнеров - низкий адаптационный потенциал личности, некритичное восприятие действительности, низкий уровень самооценки, внутриличностный конфликт, хронический стресс.
Систематизация социально-психологических теорий и концепций отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих проблему психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, в современном обществе выявляют необходимость включить в фокус внимания, помимо реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, психологическое сопровождение и коррекцию психоэмоционального состояния родителей, повышение социальной адаптации семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : спецпрактикум по социальной психологии. - М. : МГУ, 1987. - 120 с.
2. Аккерман Н. Семейный подход к супружеским расстройствам [Электронный ресурс] // Журнал практический психологии и психоанализа. - 2004. - № 1. - Режим доступа: http://archive.is/yzw83 (дата обращения: 10.10.2016).
3. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.
4. Добряков И. В., Церетели С. В. Значение перинатальных факторов в формировании типа семейного воспитания здорового ребенка и ребенка с детским церебральным параличом // Психологические проблемы современной российской семьи : мат-лы Всерос. науч. конф. - Ч. 2. - М., 2003. - С. 178-180.
5. Калугина Е. Л. Удовлетворенность браком и супружеские ценности в семье после рождения второго ребенка // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. -2011. - Т. 17. - № 4. - С. 230-234.
6. Красильникова Е. Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). -2012 (12). - № 2. - С. 114-123.
7. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. — 432 с.
8. Никольская И. М. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства в парадигме биопсихосоциальной модели болезни и здоровья // Сборник мат-лов. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании»; 24-25 ноября 2011 г. - М. : МГМСУ, 2011. - С. 68-74.
9. Ткачева В. В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : хрестоматия. - СПб. : Речь, 2007. - С. 15-18.
10. Хайрудинова Р. И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования
[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа: https: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (дата обращения: 09.10.2016).
11. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М. : Класс, 2001. - 208 с.
12. International Standard Classification of Education ISCED [Electronic resource] // UNESCO Institute for Statistics Canada, 2011. - Mode of access: http://uis.unesco.org (date of access: 15.10.2016).
13. Heiman T. Parents of Children with Disabilities: Resilience, Coping, and Future Expectations // Journal of Developmental and Physical Disabilities. -2002. - June. - Vol. 14. - № 2. - P. 127-137.
14. Klein S., Schive K. You Will Dream New Dreams: Inspiring Personal Stories by Parents of Children With Disabilities. - Kensington Publishing Corporation, 2001. - 278 p.
15. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Impact of Child Disability on the Family Matern // Child Health J. - 2008. - № 12 (6). - P. 679-683.
16. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Effects of child health on parents' relationship status // Demography. - 2004. - № 41. - P. 569-584.
17. Swaminathan S., Alexander G., Boulet S. Delivering a very low birth weight infant and the subsequent risk of divorce or separation / / Maternal and Child Health Journal. - 2006. - № 10 - P. 473-479.
18. Taub D. J. Understanding the Concerns of Parents of Students with Disabilities: Challenges and Roles for School Counselors / / Professional School Counseling Journal. - 2006. - October. - № 10 (1). - P. 52-57.
REFERENCES
1. Aleshina Yu. E., Gozman L. Ya., Dubrovskaya E. M. Sotsial'no-psikhologicheskie metody issledovaniya su-pruzheskikh otnosheniy : spetspraktikum po sotsial'noy psikhologii. - M. : MGU, 1987. - 120 s.
2. Akkerman N. Semeynyy podkhod k supruzheskim rasstroystvam [Elektronnyy resurs] // Zhurnal praktich-eskiy psikhologii i psikhoanaliza. - 2004. - № 1. - Rezhim dostupa: http://archive.is/yzw83 (data obrashcheni-ya: 10.10.2016).
3. Dobrynina O. A. Problema formirovaniya blagopriyatnogo sotsial'no-psikhologicheskogo klimata sem'i : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1993.
4. Dobryakov I. V., Tsereteli S. V. Znachenie perinatal'nykh faktorov v formirovanii tipa semeynogo vospi-taniya zdorovogo rebenka i rebenka s detskim tserebral'nym paralichom // Psikhologicheskie problemy sov-remennoy rossiyskoy sem'i : mat-ly Vseros. nauch. konf. - Ch. 2. - M., 2003. - S. 178-180.
5. Kalugina E. L. Udovletvorennost' brakom i supruzheskie tsennosti v sem'e posle rozhdeniya vtorogo rebenka // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya : Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsi-al'naya rabota. Akmeologiya. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. - 2011. - T. 17. - № 4. - S. 230-234.
6. Krasil'nikova E. D. Psikhologicheskie osobennosti semey, vospityvayushchikh detey s razlichnymi variantami narusheniya psikhicheskogo zdorov'ya // Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov (Nauchno-prakticheskiy zhurnal psikhiatrii, psikhologii, psikhoterapii i smezhnykh distsiplin). - 2012 (12). - № 2. - S. 114123. . . . . . . . . ..
7. Liders A. G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i : ucheb. posobie-praktikum dlya stud. fak. psikhologii vyssh. ucheb. zavedeniy. - 2-e izd., ster. - M. : Akademiya, 2007. — 432 s.
8. Nikol'skaya I. M. Klinicheskaya psikhologiya i psikhoterapiya sem'i i detstva v paradigme biopsikhosotsi-al'noy modeli bolezni i zdorov'ya // Sbornik mat-lov. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar.uchastiem «Klinicheskaya psikhologiya v zdravookhranenii i obrazovanii»; 24-25 noyabrya 2011 g. - M. : MGMSU, 2011. - S. 68-74.
9. Tkacheva V. V. Istoricheskiy ekskurs v problemu sem'i, vospityvayushchey rebenka s otkloneniyami v razvitii // Psikhologiya sem'i i bol'noy rebenok : ucheb. posobie : khrestomatiya. - SPb. : Rech', 2007. - S. 15-18.
10. Khayrudinova R. I. Lichnostnye osobennosti i adaptivnye resursy roditeley, vospityvayushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 6. - Rezhim dostupa: https: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (data obrashcheniya: 09.10.2016).
11. Chernikov A. V. Sistemnaya semeynaya terapiya: Integrativnaya model' diagnostiki. - M. : Klass, 2001. - 208 s.
12. International Standard Classification of Education ISCED [Electronic resource] // UNESCO Institute for Statistics Canada, 2011. - Mode of access: http: //uis.unesco.org (date of access: 15.10.2016).
13. Heiman T. Parents of Children with Disabilities: Resilience, Coping, and Future Expectations // Journal of Developmental and Physical Disabilities. -2002. - June. - Vol. 14. - № 2. - P. 127-137.
14. Klein S., Schive K. You Will Dream New Dreams: Inspiring Personal Stories by Parents of Children With Disabilities. - Kensington Publishing Corporation, 2001. - 278 p.
15. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Impact of Child Disability on the Family Matern // Child Health J. - 2008. - № 12 (6). - P. 679-683.
16. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Effects of child health on parents' relationship status // Demography. - 2004. - № 41. - P. 569-584.
17. Swaminathan S., Alexander G., Boulet S. Delivering a very low birth weight infant and the subsequent risk of divorce or separation / / Maternal and Child Health Journal. - 2006. - № 10 - P. 473-479.
18. Taub D. J. Understanding the Concerns of Parents of Students with Disabilities: Challenges and Roles for School Counselors / / Professional School Counseling Journal. - 2006. - October. - № 10 (1). - P. 52-57.