УДК 159.922.7; 373.2
С.А. Зайкова
К вопросу психологической помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье указывается на возрастающую потребность современной семьи в психологической помощи при воспитании детей старшего дошкольного возраста, организация которой требует глубокого и всестороннего осмысления. Анализируются теоретические подходы к организации психологической помощи семьям, дается краткая характеристика основных направлений: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция. Акцентируется внимание на комплексном подходе к организации психологической помощи семье и ключевой роли психолога.
Ключевые слова: психологическая помощь, психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, родительско-детские отношения.
S.A. Zaykova
To the question of the psychological help to the families in the upbringing of children of pre-school age
Summary. The article points to the growing needs of the modern family in the psychological help in the upbringing of children of senior preschool age, an organization which requires a deep and comprehensive understanding. Analyses the theoretical approaches to the provision of psychological assistance to families, the brief characteristic of the basic directions: psychological diagnostics, psychological consulting, psychological correction. Emphasis is on an integrated approach to the provision of psychological support to the family and the key role of the psychologist.
Keywords: psychological assistance, psycho-diagnostics and psycho-correction, psychological counselling, parent-child relations.
В условиях современной российской действительности, учитывая состояние и качество жизни семьи, идея психологической помощи является чрезвычайно актуальной, предоставляющей уникальную возможность для нахождения ресурсов в преодолении насущных проблем в процессе воспитания детей.
Не вызывает сомнения положение о том, что воспитание детей, а точнее процесс их социализации, начинается не в школе и даже не в дошкольном учреждении, а в семье с первых месяцев жизни ребенка. Ошибки и просчеты воспитания детей в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении, в трудностях адаптации, в различных отклонениях в
развитии их личности. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью, ее функции.
Семейное воспитание отличается глубоко эмоциональным, интимным характером отношений матери и отца к детям и усиливается родственной привязанностью, взаимной любовью. Сила и стойкость семейных отношений связана с тем, что они постоянны и длительны, повторяются в самых разнообразных жизненных ситуациях.
В настоящее время в России отмечается повышенный интерес специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Внимание ученых объясняется не
только профессиональной проблематикой, но и наличием значительных трудностей в развитии этого социального института. Следует отметить, что сама семья как социальный институт претерпевает существенные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечет за собой рост числа разводов; увеличение детей, рожденных вне брака; сокращается свободное время родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни. В рамках этих кризисных моментов укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социального института. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой воспитательный потенциал [1; 2; 3].
Таким образом, вопросы психологической помощи заслуживают, на наш взгляд, самого пристального внимания. В настоящее время определились основные концепции психологической помощи семье, разработанные в разных научных школах. Несмотря на то, что они отличаются разными теоретическими подходами, определяющими сущность и цели работы специалистов с семьей дошкольников, их можно условно объединить в две группы, центрированные: 1) на ребенке и родительско-детских отношениях; 2) на личности родителя.
1) Концепции, центрированные на ребенке и родительско-детских отношениях (модель А. Адлера, модель чувственной коммуникации Т. Гордона, учебно-теоретическая модель Б.Ф. Скиннера, гуманистический подход -Р. Бернс, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс).
Модель А. Адлера основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей. Родители должны научиться понимать детей, разбираться в мотивах их поступков, уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка. Основными понятиями воспитания родителей, по А. Адлеру, являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты».
В основе учебно-теоретической модели Б.Ф. Скиннера заложены теория бихевиоризма и результаты исследований о влиянии установок родителей на поведение ребенка. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей можно изменить методом переучивания или научения. Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Воспитание родителей состоит в осмыслении поведения ребенка, его мотивов и влияний на него; в освоении техник поведения и его регуляции.
Модель чувственной коммуникации Т. Гордона базируется на феноменологической теории личности К. Роджерса и практике клиент-центрированной терапии. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. Родители должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении. Родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Основная задача семьи с позиций гуманистического подхода (Р. Бернс, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс) - формирование ребенка как уникальной личности, в которой главное - способность быть свободным и ответственным за себя и окружающий мир. Родители должны демонстрировать к ребенку безусловное положительное отношение, эмпа-тию и искренность своих чувств, использовать контракты (договоры о том, что и каким образом будет осваиваться), поощрять дискуссии, обсуждения, создавать условия для поиска, приоритета заинтересованности ребенка.
Концепции этой группы направлены на поведенческую сферу личности родителей; на формирование навыков сотрудничества с ребенком; умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; умение выражать собствен-
ные чувства и слова доступно для понимания ребенка; умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
2) Концепции, центрированные на личности родителя (модель групповой терапии Х. Джинотт; концепция, основанная на тран-зактном анализе М. Джеймс, Д. Джонгард).
Модель групповой терапии основана на стремлении научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций, направленных на обучение родителей разговаривать с детьми, хвалить ребенка и т.д. Воспитание родителей по Х. Джинотту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа, целью которых является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей.
С позиции концепции, основанной на транз-актном анализе Э. Берна (М. Джеймс, Д. Джон-гард), родители могут воспринимать и реагировать на действительность, анализировать получаемую информацию по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски. Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Основная задача воспитания родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации.
Концепции этой группы направлены на развитие эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий; проработку собственных личностных проблем, вынесенных из прародительской семьи; осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми; принятие личной ответственности в семейном воспитании; развитие рефлексии, с целью осознания собственных чувств; развитие способности к саморегуляции; расширение осознанности мотивов воспитания в семье; понимание структуры собственной личности.
На наш взгляд, система психологической помощи семье будет эффективной, если она будет основана на комплексом подходе, включающем фундаментальные положения отдельных рассмотренных выше концепций, наиболее значимых для решения задач настоящего исследования: сознательное и целенаправленное поведение (А. Адлер); формирование у родителей основных умений (Т. Гордон); поведение родителей изменяется методом научения (Б.Ф. Скиннер); безусловное положительное отношение к ребенку как уникальной личности (А. Маслоу).
В психологической литературе определены модели и направления помощи психолога семье: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая), медицинская.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у них знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Таким образом, эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - семья, а также дети с нарушениями и отклонениями в поведении.
5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача - лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Итак, психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Исследователи в области педагогической психологии разрабатывают направления работы психолога (психодиагностика, психоконсультирование, психокоррекция) и системное взаимодействие участников психологической помощи [1; 2; 3].
Инновационную модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии предлагает В.В. Ткачева. Службу психологической помощи семьям она предлагает разделить на два направления: 1) образовательно-просветительская работа с родителями, 2) психолого-педагогическое сопровождение семей. Психолого-педагогическое сопровождение семей традиционно включает три вида деятельности психолога: диагностику, консультирование и психокоррекционную работу. Эти традиционные виды деятельности психолога мы конкретизировали в соответствии с задачами нашего исследования.
Остановимся на краткой характеристике основных направлений психологической помощи семье: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция [4; 3; 5; 6; 7; 8].
I. Психодиагностика.
Наиболее разработанным в настоящее время является психодиагностическое направление. Оно формализовано и стандартизировано. Семья - сложная по структуре социальная и психологическая система. Вследствие этого важную роль играет выбор правильной стратегии и тактики ее изучения. Таким образом, психодиагностическое изучение семьи должно быть таковым, чтобы каждый новый шаг, во-первых, заметно приближал бы к первоисточнику нарушений; во-вторых, давал бы информацию о наиболее предпочтительном направлении дальнейшей психологической работы. По этим причинам психодиагностические методики должны быть не только констатирующими, но и эвристическими.
Стратегия диагностики семьи и семейного воспитания базируется на двух положениях:
Первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих отношениях между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов.
Второе (практическое) - заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
0.А. Матвеева выделяет следующие функции психодиагностики: 1) коммуникативную; 2) пропедевтическую; 3) экспрессивную; 4) индивидуализирующую.
И.М. Марковская выделяет три направления изучения родительско-детского взаимодействия:
1. Изучение в процессе наблюдения - это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнеров по взаимодействию. При этом возможно использование определенных схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т.д.
2. Изучение представлений сторон о взаимодействии, проявляющихся в исследовании субъективного отражения социальной ситуации. Исходя из того, что непосредственными участниками родительско-детских отношений являются ребенок и родитель, значит, методики исследования могут быть разделены на две группы: 1) диагностика взаимодействия по представлению родительской стороны; 2) диагностика взаимодействия по представлению детей.
3. Изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определенной степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаимодействия.
Исходя из структурных особенностей методик, выделяются четыре группы методов диагностики родительского отношения: 1) беседы, интервью; 2) проективные; 3) опросники; 4) целенаправленное или включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений [9].
По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики А.Г. Шмелев подразделяет на следующие шесть типов: 1) психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи; 2) характерологические свойства индивидуальности членов семьи; 3) характеристики когнитивной сферы членов семьи; 4) характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи; 5) характеристики межличностных отношений; 6) характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия.
Между тем, изучение семьи осложняется следующими обстоятельствами:
1. Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений, взаимосвязей.
2. Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры.
3. Подверженностью семьи влиянию социальных стереотипов.
4. Интимностью семьи, изменчивостью многих происходящих в ней событий, отсутствием их четких контуров [5].
Важно отметить, что психодиагностика не является самоцелью, она определяет цели, задачи, содержание психокоррекции и психологического консультирования, а также позволяет проследить эффективность работы психолога в этих направлениях.
II. Психологическое консультирование.
Цель психологического консультирования родителей определяется результатами и тенденциями психодиагностики. Форма консультирования семьи может быть индивидуальной и групповой, выбор которой обуславливается спецификой проблемы. Процесс консультирования, включающий когнитивный и эмоциональный аспекты, можно разделить на пять фаз:
1 фаза - установление контакта с семьей. На данной фазе психолог наблюдает за контактом родителей с ребенком и определяет тип
их поведения в коммуникации; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулирования и оценки поведения ребенка. В первичной беседе определяется характер отношения родителей к психологу (деловое, рентное, игровое), и устанавливаются границы взаимодействия психолога с семьей.
2 фаза - определение проблемы семьи. На этом этапе родители сами определяют проблему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Психолог и родители, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и родители принимают проблему. Согласие родителей и психолога в понимании проблемы.
3 фаза - рабочая. Новое понимание родителями проблемы и приобретение ими суверенитета.
4 фаза - принятие решения и действия. На этой фазе психолог, опираясь на определенную консультативную теорию, разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которая подведет родителей к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, родители принимают решение действовать. Эффективное поведение родителей в естественной ситуации.
5 фаза - обратная связь, удовлетворенность родителей процессом и результатами консультирования. Итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства.
Психоконсультирование - это составная часть психологической помощи семье, у данного направления специфические функции и задачи, не противоречащие генеральной цели нивелирования негативного влияния, оказываемого родителями на психическое развитие старших дошкольников.
III. Психокоррекция.
Причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. С этой целью организуются родительские группы.
Формы групповой работы с родителями: тренинги, групповое консультирование, роди-
тельский психокоррекционный семинар. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними - во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. По стилю ведения эти группы структурированы, то есть темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает психолог. Таким образом, он занимает лидирующее положение [10; 9; 3; 5].
В рамках клинического подхода существует три типа групп для работы с родителями: группы «помощи» родителям, консультационные группы и психотерапевтические. Для всех этих групп общим является то, что они являются средством достижения контакта и помощи каждой личности в отдельности. В фокусе работы группы всегда стоит отдельная личность. Не устанавливается никаких групповых целей, не планируется никаких групповых проектов, нет стремления к групповым достижениям. Все группы независимо от типа ставят своей задачей стимулировать изменения каждого участника [11].
Методы коррекции, используемые в родительской группе: дискуссия; видеокоррекция; ролевое проигрывание семейных ситуаций; обучающий эксперимент; анализ поступков детей и родителей и их коммуникаций; анализ ситуации; игровые упражнения и задания; совместные игры; игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятель-ностях (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.); ситуации, моделирующие родительское поведение; взаимообмен опытом родителей [3; 5].
Эффективность работы психолога определяется повторной психодиагностикой детей и родителей; определяется дальнейшая стратегия и тактика психологической помощи.
В организации системы психологической помощи психолог - ключевая фигура. Психолог является диагностом, консультантом и психокорректором. В своей деятельности он воздействует на три функциональные подсистемы: родители, дети, педагоги, которые находятся в постоянном взаимодействии. Для изменения состояния этой системы необходимо одновременное воздействие на все ее элементы, а также на связи между ними, обусловленные типом сложившихся взаимоотношений. Это осуществляется путем проведения психологом работы отдельно с ребенком, родителями и педагогами, а также путем коррекции отношений.
Психолог воздействует на ребенка не только непосредственно в режиме индивидуальной и групповой работы, но и через родителей и педагогов, меняя систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития. Психологическая помощь в такой ситуации осуществляется через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений. Причем при организации психологической помощи важно учитывать типологию семьи (благополучные, деструктивные, распавшиеся, новые), так как, на наш взгляд, факторы негативного влияния во всех типах семей имеют общий и специфический характер.
Включение семьи в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора позволит решить проблему дифференцированной и адресной помощи как семье в целом, так и ребенку в частности. Такой комплексный подход в организации психологической помощи родителям в воспитании детей, на наш взгляд, будет наиболее эффективным.
Литература
1. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ростов н/Д, 2000. 200 с.
2. Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение как условие модернизации современного российского образования // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2002. 309 с.
3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт -М», 2001. 448 с.
4. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. I под ред. Н.Г. Осуховой. М.: Педагогика, 2002. 150 с.
5. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. ... докт. психол. наук. Н. Новгород, 2005.
6. Удова О.В. Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия - непринятия ребенка родителями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 200 с. 4. Джинотт Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.
7. Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис. ... докт. психол. наук. М., 1999.
8 Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. С. 280-380.
9. Марковская М.И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. 150 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2004. 240 с.
References
1. Barsukova O.V Psihologicheskaja zawita rebenka doshkol'nogo vozrasta ot destruktivnogo vlijanija roditelej: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. Rostov nID, 2000. 200 s.
2. Gluhanjuk N.S. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak uslovie modernizacii sovremennogo rossijskogo obrazovanija II Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v pedagogicheskom processe. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2002. 309 s.
3. Ovcharova R.V Tehnologii prakticheskogo psihologa obrazovanija. M.: TC Sfera pri uchastii «Jurajt -
M», 2001. 448 s.
4. Metodiki okazanija social'no-psihologicheskoj pomowi sem'e i detjam. I pod red. N.G. Osuhovoj. M.: Pedagogika, 2002. 150 s.
5. Tkacheva VV Sistema psihologicheskoj pomowi sem'jam, vospityvajuwim detej s otklonenijami v razvitii: dis. ... dokt. psihol. nauk. N. Novgorod, 2005.
6. Udova O.V Osobennosti i korrekcija vzaimootnoshenij v situacii prinjatija - neprinjatija rebenka roditeljami: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk, 2005. 200 s. 4. Dzhinott H.Dzh. Gruppovaja psihoterapija s det'mi. Teorija i praktika igrovoj terapii. M.: Aprel' Press, JeKSMO-Press, 2001. 272 s.
7. Chirkova T.I. Teoreticheskie osnovy doshkol'noj psihologicheskoj sluzhby: dis. ... dokt. psihol. nauk. M., 1999.
8 Jejdemiller Je.G. Psihologija i psihoterapija sem'i. SPb.: Piter, 2002. S. 280-380.
9. Markovskaja M.I. Trening vzaimodejstvija roditelej s det'mi. SPb.: Rech', 2002. 150 s.
10. Gippenrejter Ju.B. Obwat'sja s rebenkom. Kak? M.: CheRo, 2004. 240 s.