Научная статья на тему 'Особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи (на примере ГБУ "Курганская детская поликлиника")'

Особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи (на примере ГБУ "Курганская детская поликлиника") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2755
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ / КАБИНЕТ (ОТДЕЛЕНИЕ) МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА / PSYCHOLOGIST / OFFICE (DEPARTMENT) OF HEALTH AND SOCIAL CARE / PSYCHOLOGIST'S FUNCTIONAL RESPONSIBILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Падурина Елена Александровна

В статье обозначена необходимость оказания качественной психологической помощи семье и детям. Рассмотрены особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи. Проанализированы результаты профессиональной деятельности психологов отделения медико-социальной помощи ГБУ «Курганская детская поликлиника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Падурина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGIST'S WORK IN THE STUDY OF HEALTH AND SOCIAL CARE (THROGH THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION "KURGAN CHILDREN'S CLINIC")

The article outlines the need to provide a qualitative psychosocial care to families and children. The peculiarities of the psychologist's work 75 in the study of health and social care are considered in the article. We analyzed the results of psychologists' professional activities in the Department of health and social care of the State budgetary institution «Kurgan children's clinic».

Текст научной работы на тему «Особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи (на примере ГБУ "Курганская детская поликлиника")»

 Структура семьи

Полные семьи Неполные семьи

Параметры Мальч. Мальч. Дев. Дев. Мальч. Мальч. Дев. Дев.

нравственной сферы личности 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет 5 лет 6 лет

Нравственные знания -0,24 3,42 -0,17 4,1 -0,21 3,23 -0,15 3,87

Нравственные представления -0,19 3,51 -0,85 3,57 -0,17 3,25 -0,72 3,29

Нравственные переживания 0,6 3,92 2,32 4,08 0,58 3,57 2,17 3,82

Нравственное сознание -0,08 3,62 -0,43 3,92 -0,07 3,39 -0,42 3,66

Нравственные чувства 0,2 4,13 2,79 4,59 0,19 3,86 2,53 4,32

Нравственные отношения -0,92 3,42 -0,42 3,61 -0,89 3,25 -0,36 3,51

Нравственные переживания 1,34 3,52 1,76 3,8 1,31 3,27 1,49 3,42

Нравственные чувства -0,24 3,61 -1,37 4,00 -0,24 3,46 -1,22 3,73

Нравственные поступки 2,62 4,7 3,42 4,82 2,6 3,8 3,22 4,45

Нравственные отношения к ним 1,92 2,83 2,92 3,07 1,83 2,5 2,5 2,67

Нравственные переживания 1,92 3,52 3,83 3,64 1,87 3,29 3,46 3,31

Нравственное поведение 2,15 3,69 3,39 3,84 2,1 3,22 3,07 3,47

выводы

Нарушения нравственной сферы личности дошкольников, несформированность отдельных ее компонентов обусловлены особенностями структуры семьи. В полных семьях нравственное развитие личности характеризуется большей структурированностью нравственной сферы личности и наличием внутрикомпонентных и межкомпонентных связей.

Список литературы

1 Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : дис. ... канд. психолог. наук. СПб. : Питер, 1998. 182 с.

2 Овчарова Р. В. Динамика развития нравственной сферы личности: от детства к отрочеству: монография. Изд-во Deutshland, Saarbrucken: Palmaium academic publishing, 2015. 267 с.

3 Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 1984. 143 с.

4 Hinde R. E., Easton D. F, Meller R. E., Tampin A. Nature and determination of preschoolleris differention behavior to adalts and peers //Brit. J. of Devel. Sychd. 1983. № 1. P. 3-19.

5 Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development. N.Y.: Harper & Row. Toronto: Fitzhery & Whiteside. 1984.

Bibliography

1 Hinde R. E., Easton D. F., Meller R. E., Tampin A. Nature and determination of preschoolleris differention behavior to adalts and peers // Brit. J. of Devel. Sychd. 1983. № 1. P. 3-19.

2 Jacobson S. G. Psychological problems of ethical development of children. M. : Pedagogy, 1984. - 143 p.

3 Kalinina R. R. the Emergence of morality in early childhood and social environment [Text]: Diss... candidate. psychologist. Sciences/R. R. Kalinin. - SPb.: Peter, 1998. - 182 p.

4 Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Dеvеlopment. N.Y.: Harper & Row. Toronto: Fitzhery & Whiteside. 1984.

5 Ovcharova R. V. Dynamics of development of moral sphere of personality: from childhood to adolescence. The Monograph /R. V. Charming. Publishing house of Deutshland, Saarbrucken: Palmaium academic publishing, 2015. 267 p.

УДК 159.99 Е.А. Падурина

Курганский государственный университет

особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи (на примере гбу «курганская детская поликлиника»)

Аннотация. В статье обозначена необходимость оказания качественной психологической помощи семье и детям. Рассмотрены особенности работы психолога в кабинете медико-социальной помощи. Проанализированы результаты профессиональной деятельности психологов отделения медико-социальной помощи ГБУ «Курганская детская поликлиника».

Ключевые слова: психолог, кабинет (отделение) медико-социальной помощи, функциональные обязанности психолога.

E.A.Padurina Kurgan State University

peculiarities of the psychologist's work in the study of health and social care (throgh the example of the state budgetary institution «kurgan children's clinic»)

Annotation. The article outlines the need to provide a qualitative psychosocial care to families and ch i Id ren. The pe cu l i a r it i es of th e psych o l og ist's work

75

in the study of health and social care are considered in the article. We analyzed the results of psychologists' professional activities in the Department of health and social care of the State budgetary institution «Kurgan children's clinic».

Keywords: psychologist, office (Department) of health and social care, psychologist's functional responsibilities.

Современная семья находится в состоянии значительных преобразований, имеющих как позитивные, так и негативные последствия для ее членов, в особенности детей. Важной задачей государственной помощи семье является формирование комфортной, доброжелательной среды для жизни детей. Е.И. Холостова отмечает, что социальная защита материнства и детства должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей), с семьей, медицинскими работниками, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми [6].

В данной связи особую значимость приобретает качественная психологическая помощь семье и детям. Круг учреждений города Кургана, в которых оказывают бесплатную психологическую помощь семье и детям, достаточно широк. В него входят учреждения дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного, специального образования, учреждения культуры (библиотеки), медицинские учреждения, учреждения социального обслуживания.

Значительная роль в оказании психологической помощи детскому населению принадлежит медицинским учреждениям. Доступные качественные услуги детского психолога можно получить в ГБУ «Курганская детская поликлиника» и Центре медицинской и социальной реабилитации ГКУ «Курганская областная психоневрологическая больница».

Важность развития психологической помощи в рамках медицинских учреждений детерминирована увеличением негативной динамики в состоянии психического и психологического здоровья детско-подросткового контингента. Наблюдается рост показателей по следующим отклонениям: неврозы, психопатии, психосоматические расстройства, специфические симптомы и синдромы. Достаточно широко распространены среди современных детей и подростков все виды де-виантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и, к сожалению, суицидальное. Увеличивается число семей группы социального риска, в которых семейное неблагополучие отягощает состояние здоровья ребенка, его психическое развитие, приводит к социальной дезадаптации.

В данной статье мы рассмотрим специфику рабо т ы п с и х_о л о га в о_т_д е л е н и и м е д и к о -социаль-76 -

ной помощи детям и подросткам ГБУ «Курганская детская поликлиника».

Отделение медико-социальной помощи (МСП) детям и подросткам функционирует в объединенной Курганской детской поликлинике с сентября 2012 года. Оно было создано на базе трех медико-социальных кабинетов детских поликлиник города, работающих с 2010 года. Отделение МСП является структурным подразделением поликлиники, оказывает медико-социальную помощь детям и подросткам до 18 лет.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья [1].

Цель медико-социальной деятельности - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и/или психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане [1].

Объекты работы специалистов отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике -это разнообразные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; дети с девиантными формами поведения; длительно и часто болеющие дети; дети - жертвы насилия, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; многодетные, неполные, асоциальные семьи и др.), взаимовлияющие друг друга, решение которых в одностороннем порядке достаточно затруднительно. То есть круг решаемых в отделении медико-социальной помощи проблем выходит за рамки профессиональной компетенции отдельного специалиста и требует мультипрофессионального вмешательства.

На данный момент отделение медико-социальной помощи детям и подросткам ГБУ «Курганская детская поликлиника» имеет следующий кадровый состав: заведующая отделением (педиатр по совместительству), три специалиста по социальной работе, два психолога и юрист. Деятельность специалистов отделения предусматривает регулярное проведение комплекса медицинских, социальных, правовых, психологических и педагогических мероприятий по оказанию нуждающимся пациентам и их родителям помощи, учитывающей специфические особенности детей и подростков, семейную ситуацию, направленной на п р е о_д о л е н и е ж_и з н е н н ы х т р у_д н о с_т е й , с о здание

Вестник КГУ, 2016. № 2

благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).

Остановимся более подробно на деятельности психологов отделения МСП ГБУ «Курганская детская поликлиника».

Основные функциональные обязанности психолога отделения медико-социальной помощи:

1 Проведение психологических консультаций детей и членов их семей, в том числе по направлению врачей-специалистов, участковой службы поликлиники, специалистов по социальной работе, работников образовательных учреждений, по собственной инициативе родителей или ребенка;

2 Оказание психологической помощи детям и семьям, направленной на восстановление психического здоровья детей, профилактику и преодоление отклонений в эмоционально-личностном развитии ребенка и социальной дезадаптации.

3 Психодиагностика психологических факторов риска, определение потребностей детей в конкретных видах психологической помощи.

5 Проведение коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, социальной ситуации развития.

6 Оказание экстренной психологической помощи детям при кризисных состояниях (смерть близкого человека, жестокое обращение, авария и др.).

7 Проведение психологического профори-ентационного консультирования подростков с учетом их способностей, мотивации, состояния здоровья, семейных традиций, социальных потребностей и иных факторов.

8 Своевременное направление к психиатру, наркологу и другим специалистам пациентов с выявленными психическими нарушениями и отклонениями, требующими лечения и диспансерного наблюдения.

9 Осуществление необходимых мер психологического воздействия в отношении детей-инвалидов и их семей, в том числе социально-психологический патронаж семей детей-инвалидов.

10 Оказание психологической помощи персоналу поликлиники в решении личностных, профессиональных, семейных и других психологических проблем.

11 Осуществление преемственности и взаимосвязи с участковыми педиатрами, юристом, специалистами по социальной работе и другими специалистами поликлиники, а также территориальными лечебно-профилактическими, образовательными и иными учреждениями.

12 Повышение своей профессиональной квалификации, освоение современных методов психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

13 Проведение работы по информированию медицинского персонала в области медицинской, социальной, детской психологии.

1 4 О суще ст в л е н и е о це н к и э ф ф е кт и в н о сти

проводимых мероприятий с привлечением супервизора (заведующего отделением, психолога).

15 Ведение необходимой учетно-отчетной документации.

Кроме того, психолог несет административную и юридическую ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении детей и их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Традиционно показаниями для направления ребенка (подростка) медицинскими работниками поликлиники к психологу являются [5]:

1 Подозрение на отставание ребенка в психомоторном и (или) интеллектуальном развитии.

2 Эмоционально-поведенческие нарушения, как выявляемые специалистами, так и заявляемые в виде жалоб родителей (на повышенную возбудимость, агрессивность, неуправляемость, фобии, трудности в адаптации к детскому саду, школьную неуспеваемость, повышенную утомляемость, конфликтность и др.).

3 Подозрение на неблагоприятный семейный психологический климат, пренебрежение родительскими обязанностями, семейное насилие.

4 Хронические психосоматические заболевания у ребенка и у членов егосемьи.

5 Неуверенность родителей в правильности своих воспитательных действий.

6 Невротическое состояние у кого-либо из членов семьи ребенка (бессонница, повышенная утомляемость, раздражительность, депрессии и т.п.).

7 Психические заболевания у членов семьи ребенка и др.

Проанализируем поводы обращения к психологам отделения МСП Курганской детской поликлиники за 2015 год.

Итак, за 2015 год количество обращений к психологам составило 3894, что на 490 посещений (13%) больше, чем в 2014 году.

Основная часть обратившихся - родители с детьми от 1-3 лет (54%). В этом состоит отличие контингента обратившихся к психологу в 2015 году (в 2014 году доминирующую группу составляли дети 3-7 лет). Практически неизменным (13%) остается удельный вес обратившихся детей с 7 до 18 лет.

Из общего количества детей дети с ЗПР и другими отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии составляют 205 человек (5%). В сравнении с предыдущим годом отмечается снижение данной категории обратившихся на 51%.

Значительную часть обращений (2144 случая) составляют психологические осмотры детей перед оформлением в ДДУ. Данный осмотр выполняет диагностическую и профилактическую функцию. Цель психологического осмотра - по ряду критериев (навыки самообслуживания, социальные навыки, познавательное развитие и др.) определить степень готовности ребенка к ДДУ. Кроме того, психолог дает родителям рекомендации по индивидуальной подготовке ребенка к посещению детского сада, консультирует об эффек-

77

тивном поведении родителя во время адаптации ребенка.

Следующую, достаточно большую категорию обращений к психологу отделения МСП составляют консультативные приемы. Их количество в 2015 году составляет 901 случай (таблица 1).

Психологическое консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, в данном случае относительно семьи, совершенствования личности и межличностных отношений в семье. Консультативная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые как объективно, так и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании. Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей некоторым педагогическим и другим навыкам, необходимым во взаимодействии с ребенком определенного возраста и с индивидуальными психологическими особенностями.

Кроме того, консультативная деятельность психологов отделения МСП предполагает консультирование не только родителей, но и подростков, а также детей юношеского возраста. Консультирование детей и подростков является эффективным способом оказания им психологической помощи и повышения информированности по широкому кругу вопросов. Консультирование может способствовать повышению адаптационных возможностей подростка, его стрессоустойчи-вости, гармонизации психического развития, стабилизации эмоционального состояния.

Таблица 1 - Динамика консультативных приемов отделения МСП за 2014 - 2015 гг.

В психологической документации ведется регистрация первичных (единичных) и вторичных (повторных) случаев. Как показывает практика, большинство клиентских запросов получается решить в рамках единичных консультаций (за 2015 год 746 единичных консультаций). Некоторая часть психологических запросов удовлетворяется в рамках психокоррекционной работы. Совсем небольшая часть клиентов нуждается в повторной консультации (за 2015 год 155 вторичных консультаций).

Сравнительный анализ данных показал, что количество приемов по инициативе родителей в 2015 г. уменьшилось на 16%. При этом уровень консультативных приемов по направлению участковой службы, врачей-специалистов и работников образовательных учреждений остается примерно на прежнем уровне. Интересно, что в 2015 г. количество обращений за консультацией, в которых инициатива принадлежит ребенку (подростку), увеличилось на 67%.

Из пришедших на консультативный прием про-диагностировано 300 человек. Диагностика включала тестирование как детей, так и родителей. В психодиагностике детей использовались преимущественно проективные методы (рисуночные методики, сочинения историй, сказок, последующее их разыгрывание), наблюдение и беседа. В работе с родителями по выявлению особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания преобладали опросные методы, беседа, пробы на совместную деятельность. В 2015 году в трех случаях проведена психодиагностическая работа по запросу суда, результатом которой были заключения специалиста-психолога.

Таким образом, динамика причин проблем (таблица 2), выявленных в процессе консультирования, следующая: количество детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями в поведении, нарушениями взаимоотношений между членами семьи (и другими проблемами в семье), межличностными конфликтами, проблемами возрастного характера находится примерно на уровне прошлого года. Значительно снизилось количество запросов по профориентации подростков (в 2015 г. 4 человека). Также на 65% снизилось количество обращений по проблеме ЗПР, ЗРР, ПЗ и др. (в 2015 г. 100 человек). Следует обратить внимание, что в три раза увеличилось количество детей (160 человек) с психосоматическими расстройствами и неврозами (в 2014 г. 53 человека). Из числа обратившихся к психологам в 2015 г. «нуждались в психиатрической помощи» 57 детей (в 2014 г. 64 ребенка).

Экстренная психологическая помощь была оказана в 9 случаях.

Показатель 2014 г. 2015 г Общее кол-во

Консультативный прием (прием по запросу) 955 901 1856

из них:

- первичный прием (единичный) 745 746 1491

- вторичный прием (повторный) 210 155 365

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по инициативе родителей 649 544 1193

- по направлению врачей-специалистов 173 143 316

- по направлению участковой службы 147 147 294

- по направлению работников образовательных учреждений 36 37 73

- по инициативе ребенка 18 30 48

78

Вестник КГУ, 2016. № 2

Таблица 2 - Основные причины проблем клиентов, выявленные в процессе консультирования (2014-2015 гг.)

Показатель 2014 г. 2015 г. Общее кол-во

В процессе консультирования выявлены:

Эмоционально- 358 331 689

волевые расстройства и

нарушения

Нарушения поведения 92 99 191

Нарушения детско-ро- 84 70 154

дительских отношений,

межличностные кон-

фликты и другие пробле-

мы в семье

Профориентация 184 4 188

подростков

Возрастной кризисный 228 175 403

период (ВКП)

Психосоматические 53 160 213

расстройства, пове-

денческая неврология,

неврозы

ЗПР, ЗРР, ПЗ и другие 284 100 384

отклонения в псих.

развитии

За отчетный период 125 детей декретированных возрастов посетили психолога с профилактической целью, что на 55 детей меньше, чем в 2014 году.

Оценку психологической готовности к обучению в школе в 2015 г. получил 161 ребенок, что на 42% меньше, чем в 2014 году. Из обратившихся 89% детей были признаны готовыми к обучению в школе, 17 детям было рекомендовано обучение в классе коррекции (в 2014 г. 21 детям, в 2013 г. 29 детям). Родителям даны соответствующие рекомендации.

В 2015 году психологами отделения МСП было проведено 254 психокоррекционных занятия, что на 25% больше, чем в 2014 году.

Психокоррекция, по мнению А.А. Осиповой, -это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [2].

Большая часть психокоррекционных занятий проводилась психологами индивидуально с ребенком (192 занятия в 2015 г.). Количество групповых коррекционных занятий (родитель + ребенок) по сравнению с прошлым годом увеличилось на 45%.

В процессе деятельности психологи отделения МСП использовали традиционные методы и методики психокоррекционной практики работы с детским и подростковым возрастами: игротера-пию , а ртте ра п и ю , по веде нч ески й тренин г, психо-

гимнастику, метод социальной терапии и др.

В психокоррекционной работе с родителями частично были использованы материалы авторской «Программы развития позитивных родительских чувств и профилактики негативных родительских чувств» Е.А. Падуриной [3; 4].

В 2015 г. с целью повышения своей профессиональной квалификации, освоения современных методов психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики один из психологов отделения МСП принимал участие в обучающем семинаре «Технология раннего выявления случаев нарушения прав ребенка. Работа со случаем» (128 часов), проведенном Благотворительным фондом профилактики социального сиротства совместно с санкт-Петербургским фондом кризисной психологической помощи детям и подросткам «новые шаги».

Итак, работу психологов отделения МСП ГБУ «Курганская детская поликлиника» можно назвать достаточно продуктивной, что находит подтверждение в увеличении основных показателей эффективности профессиональной деятельности и ответственном выполнении своих функциональных обязанностей. Таким образом, ГБУ «Курганская детская поликлиника» прочно занимает свою нишу по оказанию психологической помощи детям (подросткам) и их родителям.

Список литературы

1 Дьяченко В. Г., Рзянкина М. Ф, Солохина Л. В. Руководство по социальной педиатрии. Хабаровск, 2010. 437 с.

2 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

3 Падурина Е. А. Позитивные родительские чувства: линейная и нелинейная психология : монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 88 с.

4 Падурина Е. А. Развитие позитивных родительских чувств как фактор коррекции самооценки дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231 с.

5 Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология., Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д. : «Феникс», 2003. 512 с.

6 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

УДК 159.99 А.М. Первитская

Курганский государственный университет

изучение мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением

Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением. Исследование проведено при помощи опросник а « Мот и в а ц и я о б у ч е н и я в вуз е » Т_.Н . И л ь и ной.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.