Научная статья на тему 'Изучение мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением'

Изучение мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВ "ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ" / МОТИВ "ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ" / МОТИВ "ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА" / LEARNINGMOTIVATION / "ACQUISITION OF KNOWLEDGE" MOTIVE / "LEARNING OF TRADE" MOTIVE / "GETTING A DEGREE" MOTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением. Исследование проведено при помощи опросника «Мотивация обучения в вузе» Т.Н. Ильиной. Отмечены отличия ведущих мотивов обучения в вузе в зависимости от семейного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF FEMALE STUDENTS WITH DIFFERENT MARITAL STATUS

The article presents the results of the research of motivation of educational activity of female students with different marital status. The research is conducted by means of a questionnaire «Higher Learning Motivation» by T.N. Ilyina. It is specially noted the differences of leading motives of higher learning depending on marital status.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением»

Таблица 2 - Основные причины проблем клиентов, выявленные в процессе консультирования (2014-2015 гг.)

Показатель 2014 г 2015 г. Общее кол-во

В процессе консультирования выявлены:

Эмоционально- 358 331 689

волевые расстройства и

нарушения

Нарушения поведения 92 99 191

Нарушения детско-ро- 84 70 154

дительских отношений,

межличностные кон-

фликты и другие пробле-

мы в семье

Профориентация 184 4 188

подростков

Возрастной кризисный 228 175 403

период (ВКП)

Психосоматические 53 160 213

расстройства, пове-

денческая неврология,

неврозы

ЗПР, ЗРР, ПЗ и другие 284 100 384

отклонения в псих.

развитии

За отчетный период 125 детей декретированных возрастов посетили психолога с профилактической целью, что на 55 детей меньше, чем в 2014 году.

Оценку психологической готовности к обучению в школе в 2015 г. получил 161 ребенок, что на 42% меньше, чем в 2014 году. Из обратившихся 89% детей были признаны готовыми к обучению в школе, 17 детям было рекомендовано обучение в классе коррекции (в 2014 г. 21 детям, в 2013 г. 29 детям). Родителям даны соответствующие рекомендации.

В 2015 году психологами отделения МСП было проведено 254 психокоррекционных занятия, что на 25% больше, чем в 2014 году.

Психокоррекция, по мнению А.А. Осиповой, -это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [2].

Большая часть психокоррекционных занятий проводилась психологами индивидуально с ребенком (192 занятия в 2015 г.). Количество групповых коррекционных занятий (родитель + ребенок) по сравнению с прошлым годом увеличилось на 45%.

В процессе деятельности психологи отделения МСП использовали традиционные методы и методики психокоррекционной практики работы с детским и подростковым возрастами: игротера-пию , а ртте ра п и ю , по веде нч ески й тренин г, психо-

гимнастику, метод социальной терапии и др.

В психокоррекционной работе с родителями частично были использованы материалы авторской «Программы развития позитивных родительских чувств и профилактики негативных родительских чувств» Е.А. Падуриной [3; 4].

В 2015 г. с целью повышения своей профессиональной квалификации, освоения современных методов психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики один из психологов отделения МСП принимал участие в обучающем семинаре «Технология раннего выявления случаев нарушения прав ребенка. Работа со случаем» (128 часов), проведенном Благотворительным фондом профилактики социального сиротства совместно с санкт-Петербургским фондом кризисной психологической помощи детям и подросткам «новые шаги».

Итак, работу психологов отделения МСП ГБУ «Курганская детская поликлиника» можно назвать достаточно продуктивной, что находит подтверждение в увеличении основных показателей эффективности профессиональной деятельности и ответственном выполнении своих функциональных обязанностей. Таким образом, ГБУ «Курганская детская поликлиника» прочно занимает свою нишу по оказанию психологической помощи детям (подросткам) и их родителям.

Список литературы

1 Дьяченко В. Г., Рзянкина М. Ф, Солохина Л. В. Руководство по социальной педиатрии. Хабаровск, 2010. 437 с.

2 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

3 Падурина Е. А. Позитивные родительские чувства: линейная и нелинейная психология : монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 88 с.

4 Падурина Е. А. Развитие позитивных родительских чувств как фактор коррекции самооценки дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231 с.

5 Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология., Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д. : «Феникс», 2003. 512 с.

6 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

УДК 159.99 А.М. Первитская

Курганский государственный университет

изучение мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением

Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением. Исследование проведено при помощи опросника « Моти ва ци я обуч е н ия в вузе» Т.Н . Ил ь и ной.

79

серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8

Отмечены отличия ведущих мотивов обучения в вузе в зависимости от семейного положения.

Ключевые слова: мотивация обучения, мотив «приобретение знаний», мотив «овладение профессией», мотив «получение диплома».

A.M. Pervitskaya Kurgan State University

studying of motivation of educational activity of female students with different marital status

Annotation. The article presents the results of the research of motivation of educational activity of female students with different marital status. The research is conducted by means of a questionnaire «Higher Learning Motivation» by T.N. Ilyina. It is specially noted the differences of leading motives of higher learning depending on marital status.

Keywords: learningmotivation, «acquisition of knowledge» motive, «learning of trade» motive, «getting a degree» motive.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией обучения позволяет влиять и на учебный процесс, что представляется весьма важным для достижения его успешности. Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом новых для него обстоятельств: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля над деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности - мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество». Также во время обучения студент может приобрести и новый социальный статус, у него может появиться своя семья, дети. Все это может изменить его отношение к учебной деятельности. Многими учеными подчеркивается важность вузовского этапа становления личности, который наиболее сенситивен к всестороннему развитию личности молодого человека, особенно к формированию у него ценностных ориентаций, интеллекта, установок, личностных особенностей, внешней и внутренней мотивации, направленности (Н.А. Бакшаева [1], А.А. Вербицкий [1], Е.П. Ильин [2], А.Н. Леонтьев [3], А.А. Реан [4], В.А. Якунин [4] и др.).

Формирование целе й стать и (постановка 80 -

задания). Настоящая работа посвящена исследованию мотивации учебной деятельности студенток с разным семейным положением. Гипотеза исследования: для студенток с разным семейным положением характерны отличия мотивации учебной деятельности. База исследования: данное исследование проведено на базе кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета, в исследовании принимали участие 60 человек (студентки 3, 4 и 5 курсов), из них 20 студенток не замужем, 20 студенток замужем и без детей, 20 студенток замужем, имеющие 1 или 2 детей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мотивация учебной деятельности была изучена с помощью опросника «Мотивация обучения в вузе» Т.Н. Ильиной. 60 студенток 3, 4 и 5 курсов были разделены на три группы в зависимости от семейного положения. Проведен анализ первичных статистик.

Группа студенток «не замужем»: приобретение знаний (М=6.7±0.5; S=2.2); овладение профессией (М=4.95±0.4; S=1.9); получение диплома (М=5.5±0.5; S=2.4). При анализе первичных статистик было выявлено, что у группы студенток «не замужем» преобладает мотивация «приобретение знаний», это свидетельствует об адекватном выборе профессии и об удовлетворенности ею. Т.е студентки «не замужем», проявляют свою любознательность и стремятся получить новые знания. У незамужних студенток основной деятельностью является обучение в вузе, их не отвлекают другие факторы, поэтому для них важно получить знания по своей специальности, при этом мотивация на овладение профессией и получения диплома выражена на среднем уровне. Т.е. незамужним студенткам важно и овладеть профессией, и получить диплом, но важнее приобрести соответствующие знания по специальности.

Группа студенток «замужем»: приобретение знаний (М=6.05±0.5; S=2.2); овладение профессией (М=5.4±0.5; S=2.3); получение диплома (М=8.1±0.5; S=2.1). При анализе первичных статистик было выявлено, что у студенток «замужем» преобладает мотивация «получение диплома». Для них важно не получить знания и овладеть профессией, а получить документ о высшем образовании для дальнейшего трудоустройства и внесения материального вклада в свою семью.

Группа студенток «замужем с детьми»: приобретение знаний (М=6.4±0.5; S=2.4); овладение профессией (М=5.9±0.4; S=2.05); получение диплома (М=7.6±0.3; S=1.3). Анализ первичных статистик показал, что у студенток «замужем с детьми» мотивация «овладения профессией», «приобретение знаний», «получение диплома» выражена примерно на одном уровне, но мотивация «получение диплома» преобладает. Для студенток «замужем с детьми» важно получить дипл ом , н о п р и эт о м и в нек о_т о р о й степ е н и п р и -

Вестник КГУ, 2016. № 2

обрести соответствующие знания и овладеть профессией. Скорее всего, знания нужны для хорошего завершения учебы, ведь без знаний успешно сдать экзамены и зачеты намного сложнее.

Значимые различия между показателями мотивации обучения в вузе у трех групп студенток были выявлены с помощью и-критерия Манна -Уитни (для сравнения двух независимых выборок). Значимые различия между 1 и 2 группой обнаружены по шкале «получение диплома» (р<0,01). Сравнив между собой группы студенток не замужем и замужем, но без детей, мы видим, что у студенток замужних, мотивация на получение диплома выше, чем у незамужних. Объяснить то, что у замужних студенток стремление получить диплом выше, чем у незамужних, можно. У девушек появляется больше ответственности за семью и повышается желание вносить вклад в развитие своей семьи, сделать это легче, если девушка работает и участвует в обеспечении семьи материально. Но осуществить это в полном объеме, учась на очной форме обучения, сложно. Показатель «получение диплома» у замужних студенток не только выше, чем у незамужних, но также превышает показатели «овладение профессией» и « приобретение знаний». Т.е. у замужних студенток желание приобрести диплом выше, чем освоить профессию или получать новые знания. Это может свидетельствовать о том, что интерес для них представляет скорейшее завершение обучения в вузе, чтобы стать дипломированным специалистом и устроится на работу.

Значимые различия между 1 и 3 группой обнаружены также по шкале «получение диплома» (р<0,01). Сравнив между собой группы незамужних студенток и замужних с детьми, мы видим, что стремление приобрести диплом у замужних с детьми выше, чем у незамужних. Это можно объяснить тем, что у студенток с детьми нет цели стать высококвалифицированным специалистом, т.е. их деятельность направлена, прежде всего, на получение конечного результата определенного уровня. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом (получение оценки, сдача зачета, экзамена, получение диплома и т.д.). У студенток не замужем приобретение знаний находится на первом месте, это говорит о том, что существует потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое, они получают удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала. После замужества и рождения ребенка, возможно, теряется смысл обучения как получения знаний, и основной задачей становится завершить обучение, чтобы реализоваться в следующей ступени жизненного плана, т.е. устроиться на работу. Происходит перестроение мотивов с появлением ребенка, т.е. семья и благополучие семьи ставятся на первое место. Также становится трудно со-вм е щ а_т ь посещ е н и е з а н я т и й и з а б о_т у о р е б е н к е ,

что сказывается на качестве приобретенных знаний. Завершение обучения в вузе и получение диплома являются главными мотивами обучения у замужних студенток с детьми, т.к. они преследуют цель устроиться на работу и вносить вклад в материальное обеспечение своей семьи.

Таким образом, мотивация учебной деятельности у студенток с разным семейным положением различается по показателю «получение диплома», но различия найдены между незамужними студентками и замужними, а также студентками не замужем и студентками замужем с детьми. Различия между замужними студентками и замужними с детьми обнаружены не были. Обе группы нацелены на получение диплома, а сам процесс освоения знаний отодвинут на второй план.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что для студенток с разным семейным положением характерно изменение мотивов учебной деятельности. В связи с вступлением в брак, а также при рождении ребенка у студенток изменяется мотивация обучения в вузе, т.е. становится важным стремление получить диплом при формальном усвоении знаний. Гипотеза нашего исследования -для студенток с разным семейным положением характерны отличия мотивации учебной деятельности - подтверждена. Перспективой дальнейших исследований может быть рассмотрение связей мотивации учебной деятельности студенток с их ценностными ориентациями.

Список литературы

1 Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.

2 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер, 2002. 512 с.

3 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.

4 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация

Н. Ц. Бадмаевой) //Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ, 2004. С.151-154.

УДК 15.81.57 М.В. Чумаков

Курганский государственный университет

эмоционально-волевая сфера в структуре личностных черт

Аннотация. Эмоционально-волевая сфера как подструктура структуры личностных черт. Личность с высоким и низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, структура, черты личности.

81

серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.