Научная статья на тему 'Город как среда обитания и влияния на здоровье населения'

Город как среда обитания и влияния на здоровье населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
718
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / SOIL / ГОРОД / CITY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СТРЕСС / STRESS / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / LANDSCAPING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Водянова Мария Александровна, Донерьян Лариса Григорьевна, Крятов Игорь Александрович, Ушакова Ольга Владимировна, Евсеева Ирина Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема изучения состояния объектов окружающей среды, в том числе качества почв города. Представлены результаты оценки проб почв г. Москвы по приоритетным показателям. На основе проведённых исследований установлено, что ряд методических подходов необходимо пересмотреть и актуализировать. Особое внимание уделено факторам, влияющим на здоровье населения в условиях городской среды, а также поставлен вопрос о важности сохранения «легких» города и планеты в целом. Отмечено, что экологическое образование и доступность научной информации широкой общественности может благоприятно отразиться на состоянии городской среды, а, следовательно, и на здоровье населения. Одной из задач экологии человека, как науки, является проблема адаптации жителей к их среде обитания в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Водянова Мария Александровна, Донерьян Лариса Григорьевна, Крятов Игорь Александрович, Ушакова Ольга Владимировна, Евсеева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY AS THE ENVIRONMENT AND INFLUENCE INFRASTRUCTURE ON POPULATION HEALTH

The article deals with the problem of studying the state of environmental objects, including the quality of the city's soils. The results of the evaluation of soil samples in Moscow according to priority indicators are presented. Because of the conducted studies, it is established that a number of methodological approaches need to be reviewed and updated. Particular attention is paid to the factors that affect the health of the population in the urban environment, as well as the importance of preserving the “light” city and the planet as a whole. It was noted that environmental education and the availability of scientific information to the public could favorably affect the state of the urban environment, and, consequently, the health of the population. One of the tasks of the human ecology, as a science, is the problem of adapting the inhabitants to their habitat in the city.

Текст научной работы на тему «Город как среда обитания и влияния на здоровье населения»

Обсуждение с родителями методов обучения детей навыкам самообслуживания. Совместный поиск различных приспособлений, помогающих успешному обучению навыку.

Низкая мотивация ребёнка.

Пути коррекции: создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только вытрешь стол, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Вытирай быстрей стол и т. д. и пойдём пускать пузыри». Педагог ставит перед ребёнком задачу и терпеливо ждет, когда ребёнок будет её решать, побуждая к действию словами и жестами.

Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребёнка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, а ребёнок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребёнка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по-прежнему кормила мама).

Пути коррекции: построение чётких границ: пространственных - в комнате социально-бытовой адаптации занимаемся, а побегать можно на улице;

Отработка навыков в другой ситуации, изменение стереотипа (обучение есть ложкой вне дома: походы в гости, групповые выезды). Это дает возможность ребёнку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

Предъявление в семье к ребёнку разных требований по вопросу обучения навыкам.

Пути коррекции: ознакомление всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает сейчас ребёнок, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребёнок уже может совершать самостоятельно (педагог консультирует родителей).

Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.).

Пути коррекции: педагог вместе с врачом ЛФК подбирает для ребёнка правильную позу, консультирует родителей по вопросу выбора необходимых ребёнку средств технической реабилитации (вертикализаторы, коляски, наклонные доски, а также выбор специальной посуды и приспособлений).

Также полезны родителям некоторые рекомендации по формированию социально-бытовых навыков при приготовлении и приеме пищи в домашних условиях

Первые представления о продуктах ребёнок с особыми возможностями получает в семье. Поэтому родителям необходимо обратить внимание ребёнка на следующие моменты: вкус, запах, внешний вид, свойства (мягкий, твердый) продуктов.

1. Постарайтесь выяснить у ребёнка знание свойств продукта при помощи вопросов. Например: после того как ребёнок попробовал сахар на вкус, спросить у него: «Какой сахар на вкус?». Если ребёнок затрудняется или не знает ответа, то родитель называет правильный ответ (сахар сладкий).

2. Учите ребёнка описывать продукты. Например: «Какой апельсин по форме? По цвету? По вкусу?». При этом желатель-

Библиографический список

но, чтобы ребёнок видел эти продуты (овощи и фрукты). Неговорящие или плохоговорящие дети могут осуществлять описание продукта, пользуясь табличками с записями названий, изображениями, мимикой, жестами.

3. Для усвоения и закрепления знаний, можно использовать и такое занятие. На листочке, в случайном порядке напишите слова, описывающие свойства продукта. Ребёнок должен, получив задание, описать какой-либо продукт, подчеркнуть те слова, которые характеризуют его. Например, даны слова: круглый, зеленый, сладкий, красный, треугольный, соленый, кислый, маленький и др. Яблоко - сладкое, красное.

4. Учите ребёнка описывать продукты самостоятельно, без зрительной опоры, по представлению. Перед тем, как пойти за продуктами в магазин, попросите ребёнка рассказать о свойствах продуктов (вкусное, красное яблоко; сладкий сахар; горькая соль; кислый лимон).

5. Покажите картинку и попросите ребёнка назвать нарисованный продукт (это могут быть молочные продукты, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты и т. д.).

Обобщение знаний у ребёнка о продуктах можно производить при помощи дидактических игр:

- «Посмотри и запомни». Родитель предлагает посмотреть ребёнку на стол и запомнить расположенные там продукты. Потом ребёнок отворачиваются от стола и называет продукты, которые он запомнил.

- «Чего не стало?». На столе находятся натуральные продукты, либо картинки с их изображением. Ребёнок отворачивается или закрывает глаза. Родитель убирает один - два продукта. Ребёнок открывает глаза и называет то, чего не стало на столе.

- «Что изменилось?». Исходная ситуация та же, что и в предыдущей игре. Но, когда ребёнок закрывает глаза, родитель меняет продукты местами или добавляет один - два продукта. Ребёнок открывает глаза, и говорит, какие произошли изменения.

- «Кто больше назовет» (или запишет) продуктов?

- «Волшебный мешочек»:

а) Ребёнок рассматривает и называет продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Опуская руку в мешочек, ребёнок по очереди отгадывает, определяя на ощупь, по одному продукту из «волшебного мешочка».

б) Предложите ребёнку найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»).

в) Родитель, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает ребёнку о нем. Описанный продукт достается, если ребёнок узнает его по описанию.

Таким образом, работа с родителями представляет значимое направление деятельности специалистов, так как большую часть времени ребёнок находится дома, где родители могут вести систематическую работу по формированию социально-бытовых умений и навыков.

1. Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д, Кириллова Е.В., Шаховская С.И., Марунова Л.А. Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Выпуск первый. 2008: 26 - 30, 38, 59.

2. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология: учебное пособие. Москва, 2008: 7 - 16, 211 - 233.

3. Нэнси Р Финни. Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Москва, 2005.

4. Особый ребёнок: учимся самостоятельности вместе. Методическое пособие. Ставрополь, 2013.

5. Особый ребёнок. Проблемы и решения. Под редакцией Е.Т. Лильина. Москва, 2002.

6. Худенко Е.Д., Марунова Л.А., Любимова М.Н. Открой окно в мир! Москва, 2007: 9 - 12.

References

1. Dedyuhina G.V., Hudenko E.D, Kirillova E.V., Shahovskaya S.I., Marunova L.A. Osnovy organizacii vospitaniya i reabilitacii detej-invalidov 0-4 let so slozhnoj strukturoj defekta. Vypusk pervyj. 2008: 26 - 30, 38, 59.

2. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008: 7 - 16, 211 - 233.

3. N'ensi R. Finni. Rebenok s cerebral'nym paralichom. Pomosch'. Uhod. Razvitie. Moskva, 2005.

4. Osobyj rebenok: uchimsya samostoyatel'nosti vmeste. Metodicheskoe posobie. Stavropol', 2013.

5. Osobyj rebenok. Problemyiresheniya. Pod redakciej E.T. Lil'ina. Moskva, 2002.

6. Hudenko E.D., Marunova L.A., Lyubimova M.N. Otkroj okno v mir! Moskva, 2007: 9 - 12.

Статья поступила в редакцию 07.10.17

УДК 614

Vodianova M.A., Cand. of Sciences (Biology), Head of Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: lab.pochva@mail.ru

Donerian L.G., Cand. of Sciences (Biology), leading researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: dlg54@mail.ru

Kriatov I.A., Cand. of Sciences (Medicine), leading researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: iga-krytov@yandex.ru

Ushakova O.V., Cand. of Sciences (Medicine), leading researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: olga_zementova@mail.ru

Evseeva I.S., Cand. of Sciences (Medicine), senior researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: eis@list.ru

Sbitnev A.V., junior researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: asb21@yandex.ru

Antropova N.S., junior researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: natalia.antropova94@gmail.com

Peskova M.E., junior researcher, Laboratory of Soil Hygiene, Centre for Strategic Planning, Russian Ministry of Health (Moscow, Russia), E-mail: mary.peskova@mail.ru

CITY AS THE ENVIRONMENT AND INFLUENCE INFRASTRUCTURE ON POPULATION HEALTH. The article deals with the problem of studying the state of environmental objects, including the quality of the city's soils. The results of the evaluation of soil samples in Moscow according to priority indicators are presented. Because of the conducted studies, it is established that a number of methodological approaches need to be reviewed and updated. Particular attention is paid to the factors that affect the health of the population in the urban environment, as well as the importance of preserving the "light" city and the planet as a whole. It was noted that environmental education and the availability of scientific information to the public could favorably affect the state of the urban environment, and, consequently, the health of the population. One of the tasks of the human ecology, as a science, is the problem of adapting the inhabitants to their habitat in the city.

Key words: soil, city, ecology, health, stress, landscaping.

М.А. Водянова, канд. биол. наук, зав. лабораторией гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: lab.pochva@mail.ru Л.Г. Донерьян, канд. биол. наук, вед. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dlg54@mail.ru И.А. Крятов, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: iga-krytov@yandex.ru О.В. Ушакова, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: olga_zementova@mail.ru И.С. Евсеева, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: eis@list.ru

А.В. Сбитнев, мл. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «(Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: asb21@yandex.ru

Н.С. Антропова, мл. науч. сотр. лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «(Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: natalia.antropova94@gmail.com М.Е. Пескова, мл. науч. сотр лаборатории гигиены почвы Федерального государственного бюджетного учреждения «(Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: mary.peskova@mail.ru

ГОРОД КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается проблема изучения состояния объектов окружающей среды, в том числе - качества почв города. Представлены результаты оценки проб почв г. Москвы по приоритетным показателям. На основе проведённых исследований установлено, что ряд методических подходов необходимо пересмотреть и актуализировать. Особое внимание уделено факторам, влияющим на здоровье населения в условиях городской среды, а также поставлен вопрос о важности сохранения «легких» города и планеты в целом. Отмечено, что экологическое образование и доступность научной информации широкой общественности может благоприятно отразиться на состоянии городской среды, а, следовательно, и на здоровье населения. Одной из задач экологии человека, как науки, является проблема адаптации жителей к их среде обитания в городе.

Ключевые слова: почва, город, экология, здоровье, стресс, озеленение.

Население городов испытывает постоянный экологический прессинг со стороны антропогенных факторов изменяющих окружающую среду. Увеличивающийся уровень заболеваемости среди жителей разного возраста свидетельствует об ухудшении комфортности жизни. На здоровье населения влияет множество аспектов, сопряженных с разнообразной инфраструктурой города.

В соответствии с нормативными документами, территорию для развития городов необходимо выбирать с учетом возможности её рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей природной среды с учетом прогноза из-

менения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения её потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов в целях обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учёта участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) должна составлять не менее 25% площади территории квартала [1]. Парковые зоны, скверы и цветники необходимы населению города не только как источник кислорода, но и как источник эмоциональ-

ных и эстетических контактов. Ухудшение эстетического состояния города уже также можно отнести к экологическим факторам. В рамках экологического воспитания населения современных городов необходимы новые подходы, новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. Задача педагогов, как нам кажется, доносить до молодых поколений конкретные факты и результаты исследований ученых различных специальностей естественно-научного направления: экологов, биологов, почвоведов, медиков. Одной из задач такой науки как экология человека является проблема адаптации жителей к их среде обитания в городе. Результатом совместной деятельности ученых и педагогов должно стать воспитание экологической культуры каждого жителя города в интересах его жизни и жизни его потомков.

По официальным данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, опубликованных на сайте организации, в почвенном покрове города преобладают урбаноземы - почвы с нарушенным строением профиля, несогласованным залеганием горизонтов, наличием антропогенных горизонтов с высокой степенью загрязнения тяжёлыми металлами и органическими веществами, строительного и бытового мусора. Мощность антропогенно-преобразованной толщи составляет от нескольких сантиметров до одного и более метра. Отмечено снижение мощности прогумусированной части почв до 2 - 4 см. Озеленённость таких городских почв характеризуется как средняя и высокая и превышает 40%, оставаясь стабильной в сравнении с предыдущими годами. Качество зеленых насаждений в городских условиях, в изрядной степени, определяется состоянием почвенного покрова. Запечатанность почвенного покрова остаётся высокой и достигает 90% в центральной части города. Среднее значение запечатанности городских почв составляет 58,6%. Минимальный процент запечатанности около 2% характерен для территорий парков, скверов и лесных массивов [2].

Незапечатанные почвы являются местом произрастания зеленых насаждений, как в лесопарковых, так и в жилых зонах, поэтому именно они во многом определяют качество городской среды, а, следовательно, и здоровье населения. Объектом наших исследований явились почвы одной из функциональных зон города Москвы - зон жилой застройки.

Оценка уровня химического загрязнения почв, как индикатора неблагоприятного воздействия на здоровье населения, проводится по показателям, разработанным при сопряженных геохимических и гигиенических исследованиях окружающей среды городов с действующими источниками загрязнения. Такими показателями являются: коэффициент концентрации химического вещества (К) и суммарный показатель загрязнения (2) [3], при расчете которых используются фактические уровни загрязнения приоритетными поллютантами, определенных санитарным законодательством [4]. К таким загрязнителям относятся: тяжелые металлы (свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть), 3,4 - бензапирен, нефтепродукты и др. Известно, что состав и количество тяжелых металлов, определяемых в почвенном покрове городов, начинает сказываться на биологических свойствах почв при величинах в 5-6 раз превышающих ПДК [5].

Существует 4 категории загрязнения почв, которым соответствуют величины Zc, а также показатели здоровья населения в очагах загрязнения [3]: 1) допустимая категория менее 16) -наиболее низкий уровень заболеваемости детей, и минимальная частота встречаемости функциональных отклонений; 2) умеренно опасная категория от 6 до 32) - увеличение общей заболеваемости; 3) опасная категория от 32 до 128) - увеличение общей заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы; 4) чрезвычайно опасная категория более 128) - увеличение заболеваемости детского населения, нарушение репродуктивной функции женщин (увеличение токсикозов беременности, числа преждевременных родов, мертворождаемости, гипотрофии новорожденных).

Исследование почв жилой застройки г. Москвы позволяет ранжировать их по суммарному показателю загрязнения следующим образом: из 112 отобранных и изученных образцов 26 проб соответствуют категории «допустимая», 37 - «умеренно опасная», 46 - «опасная», 1 - «чрезвычайно опасная». «Допустимая» категория загрязнения почв встречается во всех административных округах г. Москвы, кроме ЦАО. «Умеренно опасная» категория загрязнения почв встречается во всех административных округах г. Москвы, кроме СЗАО, в котором, в свою очередь, не

обнаружены другие категории загрязнения почв. ЮВАО следует отнести к наиболее неблагоприятному округу по количеству проб почв, отнесенных к категориям «умеренно опасная» и «опасная». При этом в ЦАО была обнаружена одна проба категории «чрезвычайно опасная».

Кроме того, установлено, что различные категории загрязнения проб почвы встречаются во всех функциональных зонах г. Москвы. При этом в функциональных зонах «детские учреждения», «дороги», «жилые зоны» и «парки» преобладает категория загрязнения «опасная». Опасность проб почвы, отобранных в жилой зоне, по данным химического анализа обусловлена различным набором химических загрязнителей и их уровней [6]. Таким образом, население находится в постоянной зоне риска - как уже было сказано выше, происходит увеличение общей заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

В свою очередь, корректность отбора и анализа проб почв усложняется тем, что городские почвы характеризуются наличием насыпных, намывных и захороненных грунтов; включением строительного и бытового мусора в верхних горизонтах; ростом профиля вверх за счет привнесения различных материалов и напыления [7]. В результате измененные варианты природных почв сочетают ненарушенную нижнюю часть профиля и антропогенно-нарушенные верхние слои. Кроме того, завозимые в целях рекультивации и благоустройства искусственные почвогрун-ты, также участвуют в создании верхних слоев городских почв. В результате пестрота и гетерогенность урбаноземов значительно превосходит таковую природных почв. Существующая техника отбора проб почв, в этом случае, может стать причиной искажения фактических уровней загрязненности грунтов. Несмотря на усовершенствование издаваемых методов по отбору проб почв, грунтов и отходов, методология отбора принципиально не меняется, а предлагаемая классификация для грунтов усложняет интерпретацию данных. Необходимо провести адаптацию методики отбора проб почв для урбанизированных территорий. Возможно, что точки отбора должны находиться на более близком расстоянии друг к другу. Также в нормативной документации по оценке качества почв не нашли отражения эко-токсикологиче-ские показатели оценки, которые применяются для установления класса опасности отходов. Так, например, нами в исследованиях были изучены образцы проб почвы на фитотоксичность, которая наиболее ярко проявилась в пробах с выявленным превышением ПДК по валовой форме мышьяка, что подтвердилось в последствии при проведении биотестирования.

В гигиенической практике пробы почвы отбираются и анализируются в разные сезоны года: весна-осень, для выявления динамических изменений проводится ежегодный мониторинг. На основании получаемых данных появляется возможность рационально подходить к благоустройству территории - подбираются оптимальные условия рекультивации почв. Однако, учитывая непрекращающуюся нагрузку на почвы от автотранспорта, уровни загрязнения почв тяжелыми металлами и другими поллютантами сохраняются в концентрациях средних величин. Поэтому может производиться замена почв, и подсыпка искусственно создаваемых грунтов, к которым предъявляются отдельные требования. Высаживаемые кустарники и деревья, в таких случаях, испытывают стресс, поэтому в жестких условиях городской среды используют кадочное озеленение.

Следует отметить, что официальные данные по состоянию и качеству почв и грунтов также, как и других объектов окружающей среды, как правило, публикуются в Государственных докладах Роспотребнадзора и других структур, однако население, чаще всего, ориентировано на средства массовой информации. В последнее время информации становится больше, однако сведений о мерах по профилактике и мерах по предотвращению различных заболеваний, связанных с негативным воздействием вредных факторов окружающей среды на здоровье населения, по-прежнему нет для широкой аудитории.

Таким образом, изучение состояния объектов окружающей среды, в том числе качества почв города, является актуальной задачей. Многие методические подходы необходимо пересмотреть и актуализировать. Задача сохранения «легких» города и планеты в целом требует комплексного подхода в решении. Экологическое образование и доступность научной информации широкой общественности может благоприятно отразиться на состоянии городской среды, а, следовательно, и на здоровье населения.

Библиографический список

1. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Urban development. Urban and rural planning and development. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

2. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Available at: http://www.dpioos.ru/eco/ru/condition_ soil (03.10.2017 г.).

3. МУ 2.1.7.730-99. Методические указания. Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. Утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 7 февраля 1999 г., дата введения 05.04.99. Минздрав России. Москва: с. 38.

4. СанПиН 2.1.7.1287-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 г., с 15 июня 2003 г. с изменениями по Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25 апреля 2007 г. № 20 Об утверждении СанПиН 2.1.7.2197-07.

5. Добровольский Г.В., Строганова М.Н., Прокофьева Т.В. и др. Почва, город, экология. Москва: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.

6. Отчёт о научно-исследовательской работе. Научное обоснование и разработка методического обеспечения эколого-гигиениче-ской оценки качества почв урбанизированных территорий (промежуточный). УДК 614.76.08 (-201). № гос. регистрации 115072870023. Москва, 2017: с. 100.

7. Водянова М.А., Крятов И.А., Донерьян Л.Г., Евсеева И.С., Ушаков Д.И., Сбитнев А.В. Эколого-гигиеническая оценка качества почв урбанизированных территорий. Гигиена и санитария. 2016; 95 (10): 913 - 916.

References

1. SP 42.13330.2016. Svod pravil. Gradostroitel'stvo. Planirovka izastrojka gorodskih isel'skih poselenij. Urban development. Urban and rural planning and development. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.07.01-89*.

2. Departament prirodopol'zovaniya i ohrany okruzhayuschej sredy goroda Moskvy. Available at: http://www.dpioos.ru/eco/ru/condition_soil (03.10.2017 g.).

3. MU 2.1.7.730-99. Metodicheskie ukazaniya. Gigienicheskaya ocenka kachestva pochvy naselennyh mest. Utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom Rossijskoj Federacii G.G. Onischenko 7 fevralya 1999 g., data vvedeniya 05.04.99. Minzdrav Rossii. Moskva: s. 38.

4. SanPiN 2.1.7.1287-03. Sanitarno-'epidemiologicheskie pravila i normativy «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k kachestvu pochvy». Utverzhdeny Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom Rossijskoj Federacii 16 aprelya 2003 g., s 15 iyunya 2003 g. s izmeneniyami po Postanovleniyu Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 25 aprelya 2007 g. № 20 Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.7.2197-07.

5. Dobrovol'skij G.V., Stroganova M.N., Prokof'eva T.V. i dr. Pochva, gorod, 'ekologiya. Moskva: Fond «Za 'ekonomicheskuyu gramot-nost'», 1997.

6. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote. Nauchnoe obosnovanie i razrabotka metodicheskogo obespecheniya 'ekologo-gigienicheskoj ocenki kachestva pochv urbanizirovannyh territorij (promezhutochnyj). UDK 614.76.08 (-201). № gos. registracii 115072870023. Moskva, 2017: s. 100.

7. Vodyanova M.A., Kryatov I.A., Doner'yan L.G., Evseeva I.S., Ushakov D.I., Sbitnev A.V. 'Ekologo-gigienicheskaya ocenka kachestva pochv urbanizirovannyh territorij. Gigiena isanitariya. 2016; 95 (10): 913 - 916.

Статья поступила в редакцию 05.10.17

УДК: 378.147

Demchenko M.O., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: omarovama@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article is dedicated to problems of formation of design competence of master students of pedagogical education. The paper considers the design competence of undergraduate pedagogical education, which is an integrative professional and personal quality based on project knowledge and personal experience in project activities and orientations for the valuable attitude to it, and discusses the pedagogical conditions that stimulate the transition of formation of design competence of a student of pedagogical education to a qualitatively new level. The article concludes that the project competence among master students of pedagogical education is an expression of the innovative character of professional competence and provides creative style of his professional and pedagogical activity.

Key words: design, project competence, project activity, innovative educational environment.

М.О. Демченко, аспирант, ФГБОУВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: omarovama@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению проблемы формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования. В работе рассматривается проектная компетентность магистранта педагогического образования, представляющая собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ориентациях на ценностные отношения к ней, а также рассмотрены педагогические условия, стимулирующие переход формирования проектной компетентности магистранта педагогического образования на качественно новый уровень. В статье делается вывод о том, что проектная компетентность магистранта педагогического образования является выражением инновационного характера профессиональной компетентности и обеспечивает творческий стиль его профессионально-педагогической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: проектирование, проектная компетентность, проектная деятельность, инновационная образовательная среда.

За последние годы педагогическое образование претерпело существенные преобразования, такие как модернизация, гуманизация, стандартизация, информатизация и технологизация. Это, в свою очередь, привело к изменению его целей, содержания и технологий. При этом уже не в первый год общество в открытую заявляет о невысоком качестве системы отечественного

образования и относительно низкой эффективности её структурных звеньев. Ввиду этого необходимо отметить, что на сегодняшний день реальные условия и средства высшей школы далеки от идеальной среды становления компетентного и адаптированного к социуму выпускника, и от средств развития его творческого потенциала и профессионального мастерства. К сожалению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.