Научная статья на тему 'Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи'

Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1966
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / LEADERSHIP QUALITIES / EDUCATION PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TARGET PROGRAM / MONITORING LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукаш Сергей Николаевич, Тимченко Павел Владимирович

В статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств у современной учащейся молодежи. Приведены конкретные педагогические условия, соблюдение которых позволяет сформировать лидерский потенциал у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукаш Сергей Николаевич, Тимченко Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of leadership qualities development among students

The article reveals the features of modern students' leadership qualities development. Certain pedagogical conditions, compliance with which allows creating modern students' leadership potential, are given

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи»

С. Н. Лукаш

(Армавир), П. В. Тимченко

(Новороссийск)

Педагогические условия развития лидерских

качеств у студенческой молодежи

В статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств у современной учащейся молодежи. Приведены конкретные педагогические условия, соблюдение которых позволяет сформировать лидерский потенциал у студентов.

Активизация процессов социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в Российской Федерации, их целенаправленность и динамика существенно повлияли на конкретизацию требований к современной молодежи. Государство и российское общество хотят видеть нынешнюю молодежь как патриотически воспитанную, культурно развитую, профессионально активную, серьезно озабоченную делами и процессами, происходящими в стране и мире, готовой взять на себя ответственность за судьбы страны и народа, способной продолжить дело, начатое старшим поколением, направленное на развитие демократии, укрепление экономического и оборонного могущества России, готовой и умеющей с оружием в руках защитить её священные рубежи и независимость.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих выступлениях подчеркивал, что нашей стране нужна молодежь, способная по-новому взглянуть на решение насущных проблем, обладающая умением повести за собой своих сверстников на решение задач экономического процветания России. По мнению главы государства, для этого каждый юноша и девушка должны развивать себя как личность, как патриота Отечества, как лидера и подлинного профессионала в своём деле.

Этими и другими обстоятельствами обуславливается возросшее внимание и интерес к изучению лидерства, формированию у студенческой молодежи активной жизненной позиции на основе становления и развития лидерских качеств.

Большинство из отечественных ученых придерживаются понимания, что люди не рождаются лидерами, они ими становятся в процессе деятельности.

Следовательно, процесс воспитания, формирования у личности лидерских качеств предполагает создание определенных педагогических условий, позволяющих воспитанникам в комфортной обстановке наиболее успешно и результативно овладеть определенными знаниями, навыками и умениями лидерства.

Что же следует понимать под термином «педагогические условия»?

Известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев [9] говорил о педагогических условиях как о специальных обстоятельствах, сказывающихся на результатах деятельности. Л. С. Выготский рекомендовал «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [3, с. 55]. А. Е. Подобин [11], отечественный ученый, известный своим вкладом в разработку сущности педагогических условий, обозначил их смысл как особые обстоятельства или особую обстановку, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу. В этой формулировке достаточно ясно определены роль и место педагога, его вклад в воспитание личности воспи-туемого.

Согласно позиции В. И. Андреева, педагогические условия есть результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов], а также организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 124].

Существенный вклад в развитие концептуальных основ теории педагогических условий внесли такие исследователи лидерства,

как Т. Е. Вежевич [4], Е. М. Ермолов [6], А. В. Зорина [8], И. В. Пескова [10], В. Б. Сбит-нева [12], Г. В. Старкова [13] и др.

К примеру, А. В. Зорина [8] придерживается взгляда, что педагогические условия - это определенные факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы, напрямую влияющие на вырабатывание и становление у молодежи требуемых лидерских качеств.

В. Б. Сбитнева [12] под педагогическими условиями понимает обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами для развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, предполагающие достижение заданного результата.

На основании вышеизложенного анализа мы можем установить, что педагогические условия формирования лидерских качеств у молодежи - это конкретно установленные направления деятельности воспитателей и вос-питуемых, способствующие благополучному протеканию учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают успешность реализации намеченной цели вырабатывания у молодых людей высокого лидерского потенциала.

Какие же педагогические условия необходимо подобрать для организации целенаправленного и результативного педагогического процесса формирования лидерских качеств у студенческой молодежи?

Отечественными учеными приводится более ста различных условий для организации такой педагогической деятельности.

На основе проведенного формирующего эксперимента А. В. Зорина [8] определила следующий комплекс педагогических условий, способствующий успешному проявлению лидерских качеств среди студентов вуза: включение студентов в совместную с преподавателями творческую деятельность; организация личностно ориентированного взаимодействия; педагогическая поддержка лидерских проявлений студентами.

Наиболее эффективными условиями развития лидерских качеств у старшеклассников Т. Е. Вежевич [4] считает:

- прогнозирование развития личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга динамики развития лидерских качеств у детей;

- отбор целесообразного содержания различных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у детей;

- создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития личности на основе личностно ориентированного образования и воспитания;

- внедрение педагогических технологий руководства развитием лидерских качеств учащихся в свете гуманистических концепций воспитания.

К педагогическим условиям становления и развития качеств лидера воинского коллектива Е. М. Ермолов [6] относит следующие: педагогическая диагностика качеств лидера; развитие субъектной активности учащихся; развитие системы самоуправления кадет; воспитание на традициях Вооруженных Сил РФ; психологическая комфортность процесса развития качеств лидера; научно-методическое обеспечение формирования качеств лидера.

На примере работы общественного объединения наиболее важными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие лидерских качеств В. Б. Сбитне-ва [12] называет: а] вовлечение воспитуемых в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; б] использование в деятельности общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждой личности возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора]; в] осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств.

Для проведения исследования на основе изучения и анализа научной литературы нами были отобраны в качестве основных педагогических условий формирования лидерских качеств у студенческой молодежи следующие:

а] первичная диагностика уровня лидерских качеств у студентов;

б] создание специальной информационно-воспитательной среды;

в] разработка педагогической технологии сопровождения процесса формирования лидерских качеств у обучающихся в вузе;

г] организация педагогического мониторинга процесса формирования лидерских качеств и лидерской позиции у студентов.

Рассмотрим некоторые результаты проведенного исследования и работоспособность выбранных нами педагогических условий.

Для проведения первичной диагностики наличия и уровня лидерских качеств у студентов первого курса нами была применена методика Е. В. Жарикова и Е. В. Крушельниц-кого «Диагностика лидерских способностей» [5], позволившая установить, что у 67% респондентов лидерские качества развиты слабо, у 32% - средне и только у 1% сильно. Студентов, склонных к диктату, не оказалось.

Данная методика позволила выявить набор лидерских качеств. Так, студент-лидер: «способен преодолевать препятствия на пути к цели; ... умеет разумно рисковать; терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим; психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить» [2, с. 117-118].

Результаты проведенного тестирования позволили достоверно установить наличие серьезной проблемы и реальную необходимость организовать работу по формированию лидерских качеств у студентов.

Создание специальной информационно-воспитательной среды позволило привлечь внимание студентов, развить у них интерес и желание сформировать у себя необходимые лидерские качества, а также создать комфортные условия получения знаний и их совершенствования путем самостоятельного

изучения, повторения и осмысления учебного материала.

Под термином «информационно-воспитательная среда формирования лидерских качеств студентов» нами понимается специально организованная педагогическая среда, направленная на создание комплекса организационных, информационных и дидактических условий, облегчающих процесс приобретения обучающимися на основе целевой программы определенных знаний, умений и навыков в интересах развития лидерского потенциала и лидерских качеств, реализуемых в последующей жизнедеятельности.

Для этой цели нами был оборудован специальный класс «Лидер», оснащенный тематическими стендами, компьютерами, содержащими базу данных (целевую программу, лекции по психологии лидерства, диагностический материал, учебно-методические разработки и др.], специальной литературой, видеофильмами. В библиотеке вуза была создана специальная выставка «Будущему лидеру», в абонементе выделена тематика научной и учебной литературы «Лидерство». На поддержку формирования лидерских качеств у студентов была ориентирована воспитательная и культурно-досуговая работа.

Опрос, проведенный среди первокурсников, показал, что 89% из них изъявляют интерес и желание участвовать в эксперименте и пройти специальное обучение по целевой программе формирования лидерских качеств; 7% заявили, что они не определились со своим решением и им надо этот вопрос продумать, и только 4% отказались, сославшись на большую загруженность и проблемы с успеваемостью. Впоследствии большинство юношей и девушек, вначале отказавшихся от участия в данном проекте, подключились к проводимой работе. В конце в эксперименте участвовали уже 98,4% студентов.

Важнейшее условие формирования лидерских качеств у студентов вуза - это разработка соответствующей педагогической технологии сопровождения процесса воспитания будущих лидеров, предусматривающая наличие концептуальных основ деятельности, создание всесторонне продуманной педагогической модели и проработку комплексной целевой программы.

Формирование у студентов вуза лидерских качеств, являясь актуальной педагогической проблемой, обеспечивается проведе-

нием целенаправленного педагогического процесса, базирующегося на реализации целевой программы вовлечения обучающихся в различные виды деятельности, позволяющие сформировать у молодых людей комплекс лидерских качеств (целеустремленность, способность к общению и взаимодействию, ответственность, активность, инициативность, организованность и др.].

Педагогическая модель формирования лидерских качеств у студентов разработана с учетом важнейших положений системно-дея-тельностного, программно-проектировочного, личностно ориентированного и компе-тентностного подходов. Модель включает шесть блоков: диагностико-аналитический (тестирование студентов, интерпретация полученных результатов и достоверное установление уровня лидерских качеств]; концептуально-целевой (определение основных противоречий, формулировка концептуальных основ формирования лидерства]; программно-проектировочный (разработка и утверждение целевой программы формирования лидерских качеств у студентов]; блок этапов (основные этапы проведения воспитательной работы и формирования лидерских качеств: а] входной (установление исходного уровня лидерских качеств], б] обучения студентов по целевой программе, в] итогов и обратной связи (мониторинг уровня сформированности лидерских качеств и анализ последующей жизнедеятельности выпускников]; воспитательно-технологический блок (разработка средств и методов воспитания, реализация целевой программы, учет особенностей контингента обучающихся, определение показателей эффективности процесса формирования лидерских качеств, определение механизма корректировки целевой программы]; оценочно-результативный блок (определение результатов и установление уровня сформированности лидерских качеств у студентов].

Стержневым компонентом процесса воспитания лидеров является целевая программа формирования лидерских качеств у студентов, состоящая из четырех блок-модулей: теория лидерства (изучение теоретических основ лидерства], особенности будущей профессиональной деятельности (изучение основ руководства группой в различных специфических ситуациях профессиональной жизнедеятельности], практикоориентированный

(тренинги, практические занятия, деловые игры и др.], установочный (установки на последующее самообучение, самовоспитание, саморазвитие]. На овладение целевой программой было выделено 120 часов, распределенных на последовательное изучение в течение трех лет, начиная со второго курса.

В целях качественной проверки эффективности усвоения целевой программы был организован мониторинг процесса обучения студентов. Термин мониторинг понимается нами как система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных це-леполаганием процесса обучения по целевой программе и предусматривающих в динамике изменение уровней усвоения студентами изучаемого материала и его своевременную корректировку. Применение мониторинга позволило регулярно отслеживать качество усвоения знаний и умений в процессе формирования лидерских качеств у студентов. По окончании изучения каждого блок-модуля с обучающимися проводилось собеседование с выставлением персональной оценки каждому студенту. По методике Е. В. Жарикова и Е. В. Крушельницкого проводилось тестирование по окончании каждого курса обучения и итоговое - по окончании изучения целевой программы. Обобщение полученных результатов позволило установить, что у 12% студентов обнаружился все еще слабый уровень сфор-мированности лидерских качеств, у 27% -средний уровень, у 59% - высокий и у 2% -склонность к диктату. Студентам даны конкретные рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе, закреплению и развитию своего личностного потенциала. Анализ итогов эксперимента позволяет говорить о его успешности и верности избранных педагогических условий формирования лидерских качеств у студентов.

Важнейшая особенность выбора педагогических условий для воспитательного воздействия на студентов в интересах вооружения их набором лидерских качеств - это серьезный подход к определению действительной необходимости каждого условия, его соответствие работе с конкретной группой молодежи. Случайное или формальное отношение к выбору конкретного условия может снизить интерес у студентов, повлечь равнодушие, безучастие и индифферентность, что в конечном счете может негативно отразиться на всем педагогическом процессе воспитания лидеров.

При подборе педагогических кадров, участвующих в работе по формированию лидерских качеств у студентов, необходимо учитывать такие важные моменты, как подготовленность педагогов к воспитанию лидеров, понимание ими важности и значения решае-

мой проблемы для государства и общества, их личное желание заниматься таким видом деятельности, а также наличие у самих воспитателей развитых лидерских качеств и высокого уровня ответственности за порученное дело.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

2. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с. - (Практическая психология).

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

4. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Улан-Удэ, 2001. - 22 с.

5. Диагностика лидерских способностей (Е. В. Жариков, Е. В. Крушельницкий) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - C. 316-320.

6. Ермолов Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет-суворовцев : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2015.

7. Лукаш С. Н. К проблеме формирования лидерских качеств у казачат-старшеклассников // Наука. Образование. Личность : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь : Логос, 2015.

8. Зорина А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Нижний Новгород, 2009. - 24 с.

9. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.

10. Пескова И. В. Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у детей (младший школьный возраст).: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. -Нижний Новгород, 2003. - 24 с.

11. Подобин А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности : дис. . канд. пед. наук: 13.00.06. - Кострома, 1999. - 228 с.

12. Сбитнева В. Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Пермь, 2006. - 268 с.

13. Старкова Г. В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тамбов, 2011. - 237 с.

Статья печатается при финансовой поддержке проекта РГНФ +№ 14-16-23017 "а(р)" «Патриотическое воспитание в образовательной практике средней и высшей школы Кубани: казачий региональный компонент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.