С. Н. Лукаш
(Армавир), П. В. Тимченко
(Новороссийск)
Педагогические условия развития лидерских
качеств у студенческой молодежи
В статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств у современной учащейся молодежи. Приведены конкретные педагогические условия, соблюдение которых позволяет сформировать лидерский потенциал у студентов.
Активизация процессов социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в Российской Федерации, их целенаправленность и динамика существенно повлияли на конкретизацию требований к современной молодежи. Государство и российское общество хотят видеть нынешнюю молодежь как патриотически воспитанную, культурно развитую, профессионально активную, серьезно озабоченную делами и процессами, происходящими в стране и мире, готовой взять на себя ответственность за судьбы страны и народа, способной продолжить дело, начатое старшим поколением, направленное на развитие демократии, укрепление экономического и оборонного могущества России, готовой и умеющей с оружием в руках защитить её священные рубежи и независимость.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих выступлениях подчеркивал, что нашей стране нужна молодежь, способная по-новому взглянуть на решение насущных проблем, обладающая умением повести за собой своих сверстников на решение задач экономического процветания России. По мнению главы государства, для этого каждый юноша и девушка должны развивать себя как личность, как патриота Отечества, как лидера и подлинного профессионала в своём деле.
Этими и другими обстоятельствами обуславливается возросшее внимание и интерес к изучению лидерства, формированию у студенческой молодежи активной жизненной позиции на основе становления и развития лидерских качеств.
Большинство из отечественных ученых придерживаются понимания, что люди не рождаются лидерами, они ими становятся в процессе деятельности.
Следовательно, процесс воспитания, формирования у личности лидерских качеств предполагает создание определенных педагогических условий, позволяющих воспитанникам в комфортной обстановке наиболее успешно и результативно овладеть определенными знаниями, навыками и умениями лидерства.
Что же следует понимать под термином «педагогические условия»?
Известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев [9] говорил о педагогических условиях как о специальных обстоятельствах, сказывающихся на результатах деятельности. Л. С. Выготский рекомендовал «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [3, с. 55]. А. Е. Подобин [11], отечественный ученый, известный своим вкладом в разработку сущности педагогических условий, обозначил их смысл как особые обстоятельства или особую обстановку, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу. В этой формулировке достаточно ясно определены роль и место педагога, его вклад в воспитание личности воспи-туемого.
Согласно позиции В. И. Андреева, педагогические условия есть результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов], а также организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 124].
Существенный вклад в развитие концептуальных основ теории педагогических условий внесли такие исследователи лидерства,
как Т. Е. Вежевич [4], Е. М. Ермолов [6], А. В. Зорина [8], И. В. Пескова [10], В. Б. Сбит-нева [12], Г. В. Старкова [13] и др.
К примеру, А. В. Зорина [8] придерживается взгляда, что педагогические условия - это определенные факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы, напрямую влияющие на вырабатывание и становление у молодежи требуемых лидерских качеств.
В. Б. Сбитнева [12] под педагогическими условиями понимает обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами для развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, предполагающие достижение заданного результата.
На основании вышеизложенного анализа мы можем установить, что педагогические условия формирования лидерских качеств у молодежи - это конкретно установленные направления деятельности воспитателей и вос-питуемых, способствующие благополучному протеканию учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают успешность реализации намеченной цели вырабатывания у молодых людей высокого лидерского потенциала.
Какие же педагогические условия необходимо подобрать для организации целенаправленного и результативного педагогического процесса формирования лидерских качеств у студенческой молодежи?
Отечественными учеными приводится более ста различных условий для организации такой педагогической деятельности.
На основе проведенного формирующего эксперимента А. В. Зорина [8] определила следующий комплекс педагогических условий, способствующий успешному проявлению лидерских качеств среди студентов вуза: включение студентов в совместную с преподавателями творческую деятельность; организация личностно ориентированного взаимодействия; педагогическая поддержка лидерских проявлений студентами.
Наиболее эффективными условиями развития лидерских качеств у старшеклассников Т. Е. Вежевич [4] считает:
- прогнозирование развития личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга динамики развития лидерских качеств у детей;
- отбор целесообразного содержания различных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у детей;
- создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития личности на основе личностно ориентированного образования и воспитания;
- внедрение педагогических технологий руководства развитием лидерских качеств учащихся в свете гуманистических концепций воспитания.
К педагогическим условиям становления и развития качеств лидера воинского коллектива Е. М. Ермолов [6] относит следующие: педагогическая диагностика качеств лидера; развитие субъектной активности учащихся; развитие системы самоуправления кадет; воспитание на традициях Вооруженных Сил РФ; психологическая комфортность процесса развития качеств лидера; научно-методическое обеспечение формирования качеств лидера.
На примере работы общественного объединения наиболее важными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие лидерских качеств В. Б. Сбитне-ва [12] называет: а] вовлечение воспитуемых в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; б] использование в деятельности общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждой личности возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора]; в] осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств.
Для проведения исследования на основе изучения и анализа научной литературы нами были отобраны в качестве основных педагогических условий формирования лидерских качеств у студенческой молодежи следующие:
а] первичная диагностика уровня лидерских качеств у студентов;
б] создание специальной информационно-воспитательной среды;
в] разработка педагогической технологии сопровождения процесса формирования лидерских качеств у обучающихся в вузе;
г] организация педагогического мониторинга процесса формирования лидерских качеств и лидерской позиции у студентов.
Рассмотрим некоторые результаты проведенного исследования и работоспособность выбранных нами педагогических условий.
Для проведения первичной диагностики наличия и уровня лидерских качеств у студентов первого курса нами была применена методика Е. В. Жарикова и Е. В. Крушельниц-кого «Диагностика лидерских способностей» [5], позволившая установить, что у 67% респондентов лидерские качества развиты слабо, у 32% - средне и только у 1% сильно. Студентов, склонных к диктату, не оказалось.
Данная методика позволила выявить набор лидерских качеств. Так, студент-лидер: «способен преодолевать препятствия на пути к цели; ... умеет разумно рисковать; терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим; психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить» [2, с. 117-118].
Результаты проведенного тестирования позволили достоверно установить наличие серьезной проблемы и реальную необходимость организовать работу по формированию лидерских качеств у студентов.
Создание специальной информационно-воспитательной среды позволило привлечь внимание студентов, развить у них интерес и желание сформировать у себя необходимые лидерские качества, а также создать комфортные условия получения знаний и их совершенствования путем самостоятельного
изучения, повторения и осмысления учебного материала.
Под термином «информационно-воспитательная среда формирования лидерских качеств студентов» нами понимается специально организованная педагогическая среда, направленная на создание комплекса организационных, информационных и дидактических условий, облегчающих процесс приобретения обучающимися на основе целевой программы определенных знаний, умений и навыков в интересах развития лидерского потенциала и лидерских качеств, реализуемых в последующей жизнедеятельности.
Для этой цели нами был оборудован специальный класс «Лидер», оснащенный тематическими стендами, компьютерами, содержащими базу данных (целевую программу, лекции по психологии лидерства, диагностический материал, учебно-методические разработки и др.], специальной литературой, видеофильмами. В библиотеке вуза была создана специальная выставка «Будущему лидеру», в абонементе выделена тематика научной и учебной литературы «Лидерство». На поддержку формирования лидерских качеств у студентов была ориентирована воспитательная и культурно-досуговая работа.
Опрос, проведенный среди первокурсников, показал, что 89% из них изъявляют интерес и желание участвовать в эксперименте и пройти специальное обучение по целевой программе формирования лидерских качеств; 7% заявили, что они не определились со своим решением и им надо этот вопрос продумать, и только 4% отказались, сославшись на большую загруженность и проблемы с успеваемостью. Впоследствии большинство юношей и девушек, вначале отказавшихся от участия в данном проекте, подключились к проводимой работе. В конце в эксперименте участвовали уже 98,4% студентов.
Важнейшее условие формирования лидерских качеств у студентов вуза - это разработка соответствующей педагогической технологии сопровождения процесса воспитания будущих лидеров, предусматривающая наличие концептуальных основ деятельности, создание всесторонне продуманной педагогической модели и проработку комплексной целевой программы.
Формирование у студентов вуза лидерских качеств, являясь актуальной педагогической проблемой, обеспечивается проведе-
нием целенаправленного педагогического процесса, базирующегося на реализации целевой программы вовлечения обучающихся в различные виды деятельности, позволяющие сформировать у молодых людей комплекс лидерских качеств (целеустремленность, способность к общению и взаимодействию, ответственность, активность, инициативность, организованность и др.].
Педагогическая модель формирования лидерских качеств у студентов разработана с учетом важнейших положений системно-дея-тельностного, программно-проектировочного, личностно ориентированного и компе-тентностного подходов. Модель включает шесть блоков: диагностико-аналитический (тестирование студентов, интерпретация полученных результатов и достоверное установление уровня лидерских качеств]; концептуально-целевой (определение основных противоречий, формулировка концептуальных основ формирования лидерства]; программно-проектировочный (разработка и утверждение целевой программы формирования лидерских качеств у студентов]; блок этапов (основные этапы проведения воспитательной работы и формирования лидерских качеств: а] входной (установление исходного уровня лидерских качеств], б] обучения студентов по целевой программе, в] итогов и обратной связи (мониторинг уровня сформированности лидерских качеств и анализ последующей жизнедеятельности выпускников]; воспитательно-технологический блок (разработка средств и методов воспитания, реализация целевой программы, учет особенностей контингента обучающихся, определение показателей эффективности процесса формирования лидерских качеств, определение механизма корректировки целевой программы]; оценочно-результативный блок (определение результатов и установление уровня сформированности лидерских качеств у студентов].
Стержневым компонентом процесса воспитания лидеров является целевая программа формирования лидерских качеств у студентов, состоящая из четырех блок-модулей: теория лидерства (изучение теоретических основ лидерства], особенности будущей профессиональной деятельности (изучение основ руководства группой в различных специфических ситуациях профессиональной жизнедеятельности], практикоориентированный
(тренинги, практические занятия, деловые игры и др.], установочный (установки на последующее самообучение, самовоспитание, саморазвитие]. На овладение целевой программой было выделено 120 часов, распределенных на последовательное изучение в течение трех лет, начиная со второго курса.
В целях качественной проверки эффективности усвоения целевой программы был организован мониторинг процесса обучения студентов. Термин мониторинг понимается нами как система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных це-леполаганием процесса обучения по целевой программе и предусматривающих в динамике изменение уровней усвоения студентами изучаемого материала и его своевременную корректировку. Применение мониторинга позволило регулярно отслеживать качество усвоения знаний и умений в процессе формирования лидерских качеств у студентов. По окончании изучения каждого блок-модуля с обучающимися проводилось собеседование с выставлением персональной оценки каждому студенту. По методике Е. В. Жарикова и Е. В. Крушельницкого проводилось тестирование по окончании каждого курса обучения и итоговое - по окончании изучения целевой программы. Обобщение полученных результатов позволило установить, что у 12% студентов обнаружился все еще слабый уровень сфор-мированности лидерских качеств, у 27% -средний уровень, у 59% - высокий и у 2% -склонность к диктату. Студентам даны конкретные рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе, закреплению и развитию своего личностного потенциала. Анализ итогов эксперимента позволяет говорить о его успешности и верности избранных педагогических условий формирования лидерских качеств у студентов.
Важнейшая особенность выбора педагогических условий для воспитательного воздействия на студентов в интересах вооружения их набором лидерских качеств - это серьезный подход к определению действительной необходимости каждого условия, его соответствие работе с конкретной группой молодежи. Случайное или формальное отношение к выбору конкретного условия может снизить интерес у студентов, повлечь равнодушие, безучастие и индифферентность, что в конечном счете может негативно отразиться на всем педагогическом процессе воспитания лидеров.
При подборе педагогических кадров, участвующих в работе по формированию лидерских качеств у студентов, необходимо учитывать такие важные моменты, как подготовленность педагогов к воспитанию лидеров, понимание ими важности и значения решае-
мой проблемы для государства и общества, их личное желание заниматься таким видом деятельности, а также наличие у самих воспитателей развитых лидерских качеств и высокого уровня ответственности за порученное дело.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000.
2. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с. - (Практическая психология).
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
4. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Улан-Удэ, 2001. - 22 с.
5. Диагностика лидерских способностей (Е. В. Жариков, Е. В. Крушельницкий) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - C. 316-320.
6. Ермолов Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет-суворовцев : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2015.
7. Лукаш С. Н. К проблеме формирования лидерских качеств у казачат-старшеклассников // Наука. Образование. Личность : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь : Логос, 2015.
8. Зорина А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Нижний Новгород, 2009. - 24 с.
9. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.
10. Пескова И. В. Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у детей (младший школьный возраст).: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. -Нижний Новгород, 2003. - 24 с.
11. Подобин А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности : дис. . канд. пед. наук: 13.00.06. - Кострома, 1999. - 228 с.
12. Сбитнева В. Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Пермь, 2006. - 268 с.
13. Старкова Г. В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тамбов, 2011. - 237 с.
Статья печатается при финансовой поддержке проекта РГНФ +№ 14-16-23017 "а(р)" «Патриотическое воспитание в образовательной практике средней и высшей школы Кубани: казачий региональный компонент».