УДК 378:347.96
А. В. Иванова, А. А. Прокопьев
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ
Обоснована необходимость пересмотра ряда установившихся в педагогической науке ключевых понятий «математическая компетентность», «информационная компетентность». Введено новое базовое понятие «междисциплинарная информационно-математическая компетентность», определены её компоненты.
Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, парадигма, деятельность, математика, междисциплинарная информационно-математическая компетентность, информационная технология.
A. V. Ivanova, A. A. Prokopyev
Interdisciplinary informational-mathematical competence as a factor of the professional layers training quality increase in conditions of the higher education modernization
The necessity to review a number of the stable in the pedagogical science key concepts «mathematical competence», «information competence» is proved. New basic concept «interdisciplinary informational-mathematical competence» is introduced, it’s components are determined.
Key words: education, competency, competence, paradigm, activity, mathematics, interdisciplinary informational-mathematical competence, information technology.
Математизация всей человеческой деятельности приводит к новой оценке устоявшихся взглядов на преподавание общематематических дисциплин в общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведениях, на ее взаимоотношение с другими областями духовной, практической и научной деятельности человека. Будучи неотъемлемой частью цивилизации, математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры.
На современном этапе развития юридической науки увеличивается объем нормативно-правовой, криминологической, уголовно-статистической и иной информации, особую актуальность приобретает математический анализ средств и методов исследования разнообразных правовых явлений и процессов.
ИВАНОВА Августина Васильевна - д. п. н., академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального обучения педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.
Е-таН: [email protected]
ПРОКОПЬЕВ Анисим Анисимович - ст. преподаватель кафедры кибернетики и высшей математики экономического факультета ЯГСХА, аспирант Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова.
Е-таН: [email protected].
В настоящее время в различных областях знаний завоевал большое признание метод математического моделирования. В его основе лежит приближенное описание какого-либо класса процессов и явлений символами математики и логики. Поэтому математика все в большей степени становится необходимым атрибутом юридической науки, и оно сопровождается тем, что:
- математика как учебный предмет имеет свои
специфические особенности: наличие различных
уровней абстракции, большая трудоемкость изучения положений математической теории;
- широкий спектр индивидуальных отличий обучаемых в усвоении математики, т. е. основной контингент обучающихся юридических факультетов составляют студенты с низким уровнем математической подготовки;
- доминирование коллективных форм обучения в вузе, которые не учитывают индивидуальные возможности усвоения и применения полученных знаний студентами;
- избыточностью количества юристов по сравнению со спросом в обществе.
Однако на рынке интеллектуального труда требуются высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, что достигается за счет высокого уровня естественнонаучного образования, составной частью которой являются математика и информационные технологии.
Одним из факторов, обеспечивающих решение данной задачи, является внедрение информационнокоммуникационных технологий в общество и сферу образования. Использование человеком возможностей глобальной телекоммуникационной сети создает условия удовлетворения информационных потребностей граждан при получении образования на всех уровнях и ступенях.
Постоянное увеличение и накопление объема правовой информации определяет несоответствие возможностей традиционных для правовой системы средств работы с ней современным потребностям. Это приводит к перегрузке юристов, снижению качества их работы, поскольку востребованная в работе информация не всегда может быть получена и систематизирована в требуемые сроки. Одним из наиболее эффективных направлений устранения этого недостатка, повышения производительности и качества юридической деятельности является информатизация всей правовой сферы.
На наш взгляд, современное юридическое образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности будущего специалиста, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли математизации и информатизации процессов в профессиональной деятельности.
Информационно компетентным считается тот человек, как утверждают С. А. Бешенков [1], К. К. Колин [2], А. А. Кузнецов [3] и С. Д. Каракозов [4], который не только в совершенстве владеет информационнокоммуникационными технологиями, но в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, математически обработать, оценить и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию в течение всей профессиональной жизни.
Данный вид профессиональной компетентности особенно актуален для юристов, так как в условиях быстрого обновления правовой информации им необходимо не столько запоминать и накапливать правовую информацию, сколько, владея комплексом информационных технологий, осуществлять её грамотный поиск и строить на этой основе необходимую аналитическую базу [5].
Традиционно формирование информационной и математической компетентности у студентов-юристов осуществляется в процессе овладения содержанием дисциплин, изучающих закономерности информационных процессов, методов математического анализа статистической информации, определенных
Государственным образовательным стандартом. Однако, на наш взгляд, этот процесс не может осуществляться изолированно, только в рамках узкопредметной области «Информатика» и «Математика».
В условиях реформирования образования общематематическая подготовка будущих юристов должна быть непрерывной и реализоваться через содержание образования на уровне междисциплинарных компетенций студентов.
Возникает необходимость интеграции предметов специальной подготовки и естественнонаучных дисциплин на основе междисциплинарного подхода. Эта проблема актуальна в особенности для высшего юридического образования, что связано с выраженным интегративно-междисциплинарным характером профессиональной юридической деятельности, обусловленной формированием новых областей знаний на стыке математики, информатики и юриспруденции. При этом возникают трудности на стадии понимания объекта из-за неадекватности научного языка той или иной терминологии, в нашем случае именно от создания условий, обеспечивающих повышение уровня междисциплинарной информационно-математической компетентности будущего юриста.
Введение системы непрерывной информационноматематической подготовки в вузе должно обеспечить оптимизацию учебно-образовательного процесса за счет перехода на более высокий уровень его информационно-коммуникационной обеспечен-
ности учебного заведения; подготовку высококвалифицированных специалистов из числа профессорско-преподавательского состава, обладающих академической мобильностью на базе использования сетевых математических и информационных технологий; подготовки будущих специалистов к быстрой адаптации современной профессиональной ситуации и диверсификацию образовательных документов.
В современной системе вузовского образования особое внимание уделяется компетентностной парадигме образования. Как известно, Советом Европы были определены пять ключевых компетенций (key skills): политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни [6]. В связи с этим огромное значение в деятельности педагогов имеет организация и проведение целенаправленной работы, направленной на овладение студентами универсальными профессиональ-
ными компетенциями, что заложено в стандарте высшего образования.
Компетенция - это готовность (способность) обучаемого использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач [7].
Если человек владеет совокупностью необходимых компетенций, то это состояние его развития характеризуют термином «компетентность».
В научной литературе имеется разного рода трактовки сущности понятий «информационная компетентность» и «математическая компетентность».
Г. К. Селевко определяет информационную компетентность как компьютерную грамотность плюс умение вести поиск информации, использовать и оценивать информацию, а также владение технологиями компьютерных коммуникаций, умения осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем [8].
И. А. Зимняя определяет компетенцию информационных технологий как прием, переработку, выдачу, преобразование информации (чтение, конспектирование); массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерную грамотность, владение электронной почтой, Интернет-технологией; работу с библиотечными каталогами; опыт и готовность работать с информационным потоком в устной и письменной, печатной и электронной формах [9].
А. В. Войнов и Н. А. Войнова определяют содержание информационной компетентности как сочетание информационно-технологических и информационнотехнических компонентов: владение конкретными
навыками по использованию технических устройств; способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять её в понятном виде и эффективно использовать; владение основами аналитической переработки информации; умение работать с различной информацией; знание особенностей информационных потоков в своей предметной области [10].
А. И. Федоров уровень сформированности информационной компетентности специалиста определяет, во-первых, овладением знаниями об информации, информационных процессах, моделях, системах и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умениями и навыками применения современных ИТ в профессиональной деятельности; в четвертых, информационным менталитетом, видением окружающего мира как открытой информационной
системы [11].
К. А. Кузьмин определяет информационную компетентность студентов как владение методами и средствами автоматизации сбора и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; умение пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности [12].
А. В. Хуторской и С. В. Тришина рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, имеющих объективную и субъективную стороны: объективная сторона
заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста; субъективная сторона информационной компетентности выпускника является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [13, 14].
Достаточно много исследований посвящено и математической компетентности студентов. Так, М. А. Худякова определяет математическую компетентность как: систему знаний: адекватность отражения; понимание мира; прецидирование (снятие неопределенности, направление на понимание сути предмета, создание его образа); широту, разнообразие, энциклопедичность, глубину, системность, целостность знания; кругозор; осознание закономерных устойчивых связей, их иерархий; антропоморфизм (познание человека самого себя); обобщенность, категориальность знания; диалектичность; систему ценностей: предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений личности; систему интеллектуальных качеств: любознательность; интуитивно, пространственно, геометрически, креативно, диалектически; систему нравственных качеств: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения; систему мировоззренческих взглядов: убеждений, идеалов; систему психических качеств: темперамент, характер, психические способности, интеллектуальные способности [15].
Е. Ю. Белянина определяет математическую компетентность студентов экономических специальностей как часть профессиональной компетентности, относя к математической компетентности критичность, креативность, дисциплинированность ума, самоконтроль, диалогичность; систему умений и навыков: умения мыслить эмпирически, теоретически, логически, алгоритмически, образно, комбинированно. Она понимает под математической компетентностью характеристику личности, отражающую готовность к изучению математики, наличие глубоких и прочных знаний по математике и умение использовать
математические методы в профессиональной деятельности [16].
Математическую компетентность В. И. Байденко рассматривает как целостное образование личности инженера, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также к использованию прикладных математических технологий в профессиональной деятельности [17].
Слабой стороной всех имеющихся на сегодняшний день определений рассмотренных понятий является то, что они ограничиваются рамками того или иного раздела знания, изучающего компетентность, а следовательно, применимы лишь к узкому, специальному, аспекту знания - либо информационному, либо математическому.
В отношении предлагаемой авторами концепции сущности междисциплинарной информационноматематической компетентности информационная компетентность и математическая компетентность одинаково значимы, взаимообусловлены и имеют общую направленность. Введение в научный оборот понятия «междисциплинарная информационно-математическая компетентность» несет новое содержание, облегчает изложение и объяснение вновь выявленных связей, позволяющих обеспечить повышение качества образования в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Содержание междисциплинарной информационноматематической компетентности мы рассматриваем как сложное интегративное образование, включающее синтез компонентов, которые представляют собой совокупность фундаментальных знаний по многим разделам математики, информатики и информационных технологий, умений и навыков по математическому моделированию в области профессиональной деятельности с применением современных информационных технологий на основе междисциплинарной интеграции учебных дисциплин, направленной на преодоление их недостаточной взаимосвязанности, фрагментарности знаний и обеспечивающей фундаментальную готовность к выполнению практической деятельности, связанной с информационно-математическими технологическими процессами в свете современных требований модернизации российского образования.
Необходимость введения в научный оборот понятия «междисциплинарная информационно-математическая компетентность» объясняется еще и тем, что в современных условиях быстросменяющихся поколений программных и аппаратных средств, появления новых математических и информационных технологий, изменения и уточнения их содержания требует единого термина, объясняющего (показывающего) общий процесс независимо от его содержания.
Таким образом, анализ современного состояния
отечественного образования, в частности юридического, и перспектив его развития позволяют сделать вывод о том, что одним из путей повышения эффективности образовательного процесса является формирование междисциплинарной информационноматематической компетентности у студентов.
Однако подготовка юристов в процессе вузовского образования, в направлении готовности овладения математическими и информационными технологиями, характеризуется наличием в настоящее время следующих проблем:
- отсутствием научно-теоретического и пе-
дагогического обеспечения процесса формирования междисциплинарной информационно-математической компетентности у студентов;
- высокие современные требования к
профессиональной компетентности, заложенные
в стандарте третьего поколения, не соотносятся с относительно медленными инновационными
изменениями в используемых подходах к информационно-математической подготовке специалистов, которая должна быть достаточной для решения ими сложных и наукоемких задач будущей профессиональной деятельности.
Интегральной характеристикой такой подготовки может выступать междисциплинарная информа-
ционно-математическая компетентность специалиста, основанная на междисциплинарной интеграции содержания математики, информатики и специальных дисциплин посредством информационно-
коммуникационных технологий.
Выявление сущности и структуры междисциплинарной информационно-математической компетентности дало нам возможность сконструировать модель её формирования у студентов-юристов в процессе их профессиональной подготовки в области математики, информатики и информационных технологий.
В модели нами выделены основные компоненты междисциплинарной информационно-математической компетентности будущих юристов в процессе вузовского образования:
1. Ценностно-мотивационный компонент:
- мотив профориентации;
- мотив к расширению знаний в области математики и информатики, информационно-математических моделей и освоению информационно-математическими технологиями;
- мотив использования информационно-математических технологий в профессиональной деятельности;
- мотив достижения поставленных целей.
2. Когнитивный компонент:
- знание основ математических и информационных методов моделей, технологий;
- умение применять полученные знания в соответствующих сферах профессиональной деятельности (систематизация, обработка правовой информации, выявление закономерностей для реализации правовых норм и т.д.);
- умение анализировать полученные знания, оценивать их, эффективно использовать в своей профессиональной деятельности.
3. Деятельностный компонент:
- математические и информационные технологии выступают как средства для решения профессиональных задач;
- математические и информационные технологии выступают как средства для познания, самореализации и творчества.
Рассмотрим содержание каждого из компонентов:
Ценностно-мотивационный компонент включает мотивы, цели, потребности изучения математики, информатики и информационных технологий как основу овладения математическими и информационными технологиями для формирования междисциплинарной информационно-математической
компетентности как части профессиональной компетентности юриста. Он предполагает наличие интереса к профессии, который характеризуется пониманием того, что в решении юридических задач не обойтись без помощи математических и информационных технологий, что выражается в стремлении к овладению фундаментальными знаниями по многим разделам математики, информатики и информационных технологий, навыками математического моделирования в области профессиональной деятельности с применением современных информационных технологий.
Когнитивный компонент кроме теоретических знаний по предмету, умений и навыков оперирования с информацией и информационными объектами включает в себя владение технологиями, компьютерными коммуникациями, использование прикладных математических технологий в профессиональной деятельности, знаний межпредметных связей предметов общетеоретической подготовки (имеется в виду математической и информационной) и специальными дисциплинами и т. д. Уровень развития когнитивного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в предметных областях.
Деятельностный компонент представляет собой активное применение математических и информационных технологий в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертноконсультативной деятельности в профессиональной сфере.
Совокупность всех компонентов образует целостную систему, направленную на формирование междисциплинарной информационно-математической
компетентности будущего юриста, что является неотъемлемой и важной составной частью профессиональной компетентности будущего юриста,
и, как следствие, готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Итак, формирование междисциплинарной информационно-математической компетентности у юристов выступает важнейшим фактором:
- повышения качества профессиональной подготовки конкурентноспособного специалиста;
- содействия развития способности осмысленно приобретать и применять на практике комплекс компетенций, заложенных в российском образовательном стандарте высшего юридического образования;
- обеспечения усиления практико-ориентирован-ной направленности воспитательно-образовательного процесса в юридическом вузе.
Л и т е р а т у р а
1. Бешенков С. А. Информатика и информационные технологии / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995. -143 с.
2. Колин К. К. Информатизация общества и проблемы образования // Библиотековедение. - 2003. - № 2. - С. 32-42.
3. Кузнецов А. А. Новая информационная технология и обучение информатике // Проектирование новых информационных технологий обучения. - М., 1991. - С. 31-43.
4. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. // Педагогическая информатика, Академия информатизации образования 2002. № 2.
5. Турутинова Е. Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автореф. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - С. 215.
6. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результатов образования http://www.higpi.biysk.ru/ wwwsite/source/no/barnaul/material-barnau/aktual-vopros/2-3/ kniga2kniga2.doc
7. Смолянинова О. Г. Развитие информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей на основе использования мультимедиа-технологий. ipps. institute. sfu-kras.ru/sites/ipps.institute. sfu-kras.ru/files/.../75.pdf
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х томах. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42., Зимняя И. А. Компе-тентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование в России - 2006. - № 8. - С. 20-26.
10. Войнова H. A. Войнов A. B. Особенности формирования информационной компетентности студентов
вуза // Инновации в образовании. - 2004. - №-4. - С. 111-118.
11. Федоров И. А. Содержательные и процессуальные аспекты интеграции информационных технологий в системе многоуровневой подготовки специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 4 (28). - С. 86-95.
12. Кузьмин К. А. Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий (для группы специальностей информатика и вычислительная техника). Автореф. ... канд. пед. наук / К. А. Кузьмин. - М., 2003. - 19 с.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. -С. 55-61.
14. Тришина С. В. К вопросу проектирования баз
знаний электронного учебника. Шр://^^^и1о.зи/тат.рИр?р1ё= 26&йё=5759&мё=23
15. Худякова М. А. Повышение компетентности
курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели. Автореф. ... дисс.канд. пед. наук - Пермь, 2000. - 23 с.
16. Белянина Е. Ю. Технологический подход к
развитию математической компетентности студентов
экономических специальностей. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск. - 2007. - 22 с.
17. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
УДК 796.5.071.43:371.134(470)
В. К. Шеманаев
К ВОПРОСУ ОБОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-ПРОВОДНИКОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Приведено обоснование профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма в связи с введением в 2007 г. в Закон РФ «О туристской деятельности» понятия «инструктор-проводник» - лица отвечающего за безопасность туристов на маршруте, проводимом в природной среде. Сформулированы основные положения научного исследования профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма.
Ключевые слова: Закон РФ «О туристской деятельности», квалификационные характеристики, травматизм участников, инструктор-проводник, локальные препятствия туристского маршрута, возрастная категория, квалификационный уровень, туристско-спортивный союз.
ШЕМАНАЕВ Владимир Кириллович - к. п. н., доцент, профессор кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
E-mail: [email protected]