Научная статья на тему 'Информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля вузов'

Информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / COMPETENCE / KEY COMPETENCIES / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Альбина Васильевна

В статье рассматривается информационно-математическая компетентность, которая должна быть сформирована у студентов экономического профиля вузов. Проведен анализ различий между понятиями «компетенция» и «компетентность». Структурно рассмотрена информационно-математическая компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Альбина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля вузов»

УДК 378

А.В. Кузьмина

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор И.В. Соколова

ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗОВ

В статье рассматривается информационно-математическая компетентность, которая должна быть сформирована у студентов экономического профиля вузов. Проведен анализ различий между понятиями «компетенция» и «компетентность». Структурно рассмотрена информационно-математическая компетентность.

Компетенция, компетентность, ключевые компетенции, информационная культура, информационно-математическая компетентность.

The article focuses on the mathematical and information competence of university students in economics. The analysis of differences between such notions as "competence" and "competency" is carried out. The information mathematical competence is structurally considered.

Competency, competence, key competencies, information culture, the information mathematical competence.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Проблема формирования компетентности студентов является весьма актуальной. Рамки Болонской конвенции определили необходимость формирования разнообразных компетенций и компетентностей в структуре профессиональной компетентности современного специалиста. Речь идет о внедрении компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования, при котором результатом профессиональной подготовки является сформированная компетентность.

В научно-педагогической литературе используются два термина: «компетенция» и «компетентность». Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день в педагогической науке нет однозначного понимания категорий «компетенция» и «компетентность». В Толковом словаре русского языка даны следующие определения: компетенция -это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; компетентность - это осведомленность, авторитетность.

Как показал анализ научных источников (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.), основу профессионализма личности составляет компетенция. По мнению Э.Ф. Зеера, компетенция - способность и готовность применить (мобилизовать) знания, умения, опыт при решении профессиональных задач в различных областях [4, с. 15].

Термин «компетентность» в большинстве случаев употребляется для обозначения достаточного уровня квалификации и профессионализма. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных случаях, т.е. обладание оперативным и мобильным знанием. В.И. Байденко

определяет компетентность как профессиональную квалификацию, дополненную способностью действовать эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой гибкой и адаптивной реакцией на изменение обстоятельств, среды в целом [1, с. 73]. Представляется возможным также разделить точку зрения Дж. Раве-на [5, с. 101], считающего, что компетентность - это совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности. Анализ научно-педагогической литературы показал, что большинство ученых определяет понятие «компетентность» через совокупность знаний, умений и готовности их использовать в деятельности (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н.И. Лобанова, А.К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

Обобщив все вышеприведенные определения компетентности, мы считаем наиболее приемлемым определение, которое дает И.В. Соколова. Компетентность - это интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции, способность к деятельности «со знанием дела», способность мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт [7, с. 5].

Работодатели уже сейчас предпочитают нанимать не узкоспециализированных работников, имеющих лишь конкретные квалифицированные навыки, а специалистов, обладающих компетентностью в выбранной сфере деятельности. В нашем исследовании рассматривается информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля вузов. Понятие «информационно-математическая компетентность» является весьма актуальным и явно недостаточно разработанным. Генезис понятия «информационно-математическая компетентность» в профессиональном знании определяется синтезом таких фундаментальных понятий как «информационная компетентность» и «математическая компетентность», в силу информационной и математичес-

кой природы исследовательского и управленческого процессов.

Информационная компетентность является одной из ключевых и базовых. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации к совершенствованию и развитию своей информационной компетентности [9, а 1]. Однако в различных публикациях «информационная компетентность» трактуется по-разному, проблема формирования информационной компетентности многоаспектна и многогранна. Хотя в исследованиях отечественных ученых трудно найти удовлетворительное определение информационной компетентности, но мы приведем его. «Информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием практико-исследовательских средств. Следует отметить, что также достаточно глубоко проработаны понятие «информационная компетентность» в целом (В.Л. Акуленко, Т.А. Гудкова, М.Г. Дзугое-ва, О.Б. Зайцева, А.Ю. Кравцова, Н.А. Мещерякова, О.М. Толстых и др.) и его слагаемые: «информационно-аналитическая компетентность» (Е.С. Гайдамак), «информационно-коммуникативная компетентность» (Е.В. Достовалова), «информационная культура» (В.Ю. Андреева, О.В. Артюшкин, Т.Д. Ахметжанова, Н. А. Водопьянова, Е. В. Данильчук, С.М. Конюшенко, В.М. Корнилова, Е.В. Хмара, А.В. Шаблов и др.).

Представляется возможным также разделить точку зрения Н.В. Евладовой [3, а 206], считающей, что информационная компетентность - это «интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей».

Основываясь на вышесказанном, мы согласимся с мнением, что «информационная компетентность» -это интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность личности ориентироваться в потоке информации, умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, а также умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему.

Достаточно много исследований посвящено и математической компетентности студентов. Так, С.Г. Темирова [8, с. 201] определяет математическую компетентность студентов экономических специальностей как личностное новообразование, математические знания, используемые в экономических ситуациях, умения и навыки оперирования математическими моделями в профессиональной деятельности и ее осуществление, самосознание, самоконтроль и самооценка, обеспечивающие включение будущего специалиста в посильную практическую деятельность уже в процессе обучения, позволяющие овладеть современными методиками расчетов в экономике с использованием различных видов математических исчислений.

Компетентность специалиста экономического профиля раскрывается через такие понятия, как фундаментальная образовательная подготовка в области экономики, информационно-компьютерной технологии, математики, социологии и других наук, широкий круг знаний, сформированных у специалиста, способность овладевать новыми профессиями, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий. Структура информационно-математической компетентности проявляется в специфических информационно-математических компонентах следующих компетентностей: математической, информационной, психолого-педагогической, методической. Как показывает анализ ФГОС ВПО, информационно-математическая компетентность является важной составляющей фундаментальной информационной компетентности будущих специалистов экономического профиля. Опираясь на это мнение, мы в своем исследовании рассматриваем информационно-математическую компетентность как составляющую информационной компетентности личности. Обязательным условием, определяющим информационно-математическую компетентность специалиста, является квалифицированное владение современными информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) в профессиональной деятельности. В состав ИКТ входят: знание структуры ПК; знание основных ОС (Windows, Linux); умение пользоваться компьютерными приложениями MS Office (Word, Excel и др.); знание программных продуктов, применяемых в профессиональной отрасли (MS Office, 1C, графические редакторы и др.); знание сетевых и интернет-технологий (сетевые службы, электронная почта, браузеры); умение пользоваться сетевыми службами (обмен файлами, печать документов и др.); навыки работы в сети Интернет (поиск информации, отправка электронной почты и др.); умение пользоваться системами управления баз данных для поиска и ввода информации (СУБД MS Access, MS FoxPro, MS SQL Server и др.).

Сегодня выпускники вузов, работающие в различных отраслях экономики, используют специализированные пакеты прикладных программ, выбор которых определяется технической и финансовой возможностью предприятия. В современном производстве расчеты проводятся на основе комплексного

использования математических методов и ИКТ, где объектом исследования являются математическая и компьютерная модель изделия.

Попытаемся определить информационно-математическую компетентность в процессе обучения дисциплине «Компьютерные модели в экономике», так как роль математических методов в современном мире трудно переоценить. Следует отметить, что учебные курсы, в рамках которых в той или иной мере изучается компьютерное моделирование, имеют в своей основе именно ту методологическую составляющую, которая в сочетании с элементами математики позволит дать будущим специалистам фундаментальные основы знаний, необходимые для профессиональной готовности. В свою очередь, изучение дисциплины «Компьютерные модели в экономике» позволяет организовать учебный процесс так, что совокупность полученных знаний, умений и навыков способствует формированию профессионально востребованных теоретических, практических и личностных качеств будущего специалиста, обеспечивающих способность выполнять профессиональные функции в экономической сфере и готовность реализовать их в практической деятельности.

Таким образом, формируемая в обучении информатике, ИКТ информационная компетентность должна быть дополнена такими качествами личности студента, которые обеспечивали бы его готовность применять компьютерные технологии при построении моделей производственно-экономических процессов и систем.

На основе такого опыта формируется информационно-математическая компетентность студента, впервые вопрос о ее формировании при обучении математике будущих инженеров был рассмотрен в [10, с. 2]. Есть точка зрения по информационно-математической компетентности будущих инженеров при изучении вычислительных процессов у М.Л. Палеевой [5, с. 7]. Она пришла к такому выводу: «Информационно-математическая компетентность -это сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний по математике и практических умений работать с информацией различного вида, с использованием новых информационных технологий».

Информационно-математическую компетентность будущего специалиста экономического профиля следует понимать как интегральную характеристику, имеющую сложно структурированное содержание, представленное базовыми знаниями, умениями и навыками в области математики, информационно-компьютерных технологий, математического и компьютерного моделирования, наличием готовности и способности человека профессионально-мотивированного применения знаний и умений в области математики, информационно-компьютерной технологии, математического и компьютерного моделирования при решении профессиональных задач. Информационно-математический компонент в профессиональной деятельности специалиста экономического профиля при решении любой экономической

задачи представляет собой совокупность установок, ценностей, знаний, умений, руководствуясь которыми специалист определяет цели своей работы; осуществляет диагностику уровня и состояния проектируемого объекта; отбирает программные средства и информационно-компьютерные технологии, адекватные планируемому результату; оценивает качество результата.

Структурно информационно-математическую компетентность можно рассмотреть как синтез следующих компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный и исследовательско-деятельностный. Названные компоненты не исчерпывают в целом характеристику формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля, но тем не менее их выделение в рамках нашего исследования имеет определенную значимость. Обоснуем сущность каждого из выделенных компонентов с учетом специфики подготовки будущих специалистов экономического профиля вузов и характера их дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Мотивационно-ценностный компонент информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов позволяет осуществлять новый подход в образовании, основанный на мотивированном применении знаний, умений в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования, на понимание значимости информатизации образования.

Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность. Усиление мотивации к учению является одним из принципов формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов.

Мотивация не является статистическим образованием, она динамична, развивается и изменяется в процессе ее жизнедеятельности. Тем самым мотивация, выступает, с одной стороны, как совокупность мотивов, с другой - как динамический процесс, который определяет направленность деятельности.

Можно выделить внутренние и внешние мотивы применения знаний, умений в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования. К внутренним мотивам можно отнести потребность к учению. Формирование мотивов - это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими студентами и дальнейшего саморазвития мо-тивационно-ценностной сферы. К внешним мотивам можно отнести материальные стимулы, стремление самоутвердиться, получить в будущем престижную профессию.

Итак, сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. Имеется большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности. Особенность проявляется как стремление и потребность личности заниматься

той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Из этого следует, что субъективную сторону отношения составляют мотивы деятельности, стремления, интересы, убеждения и т. д., поэтому отношение личности может быть мотивационно-ценностным. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:

а) мотивационно-ценностное отношение к познавательной, учебной деятельности в процессе изучения математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования;

б) ценностно-смысловое отношение к развитию творческих и исследовательских способностей;

в) формирование мотивации к самообразованию в области математических знаний, ИКТ, математического и компьютерного моделирования, а также к саморазвитию в этих областях знаний.

Посредством мотивационно-ценностных отношений студента происходит формирование компонентов информационно-математической компетентности.

2. Когнитивный компонент информационно-математической компетентности - это наличие знаний в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования, наличие умений и навыков оперирования математическими и компьютерными моделями в будущей профессиональной деятельности. В целом он определяется содержанием образования в названных областях и формируется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Когнитивный компонент предполагает усвоение студентами системы знаний в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования, а также готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями. Учитывая, что студент обретает информационно-математическую компетентность, овладев определенными профессиональными компетенциями, информацией и опытом, становится очевидным, что качественное образование играет одну из важнейших ролей в формировании данной компетентности.

Усвоение знаний и осознанное владение этими знаниями составляют основу готовности студента к дальнейшей профессиональной деятельности. Основой процесса обучения математическим дисциплинам, ИКТ, обучения математическому и компьютерному моделированию при когнитивном подходе становится усвоение знаний, развитие индивидуальных способностей студентов, поэтому когнитивный компонент является теоретической основой для формирования информационно-математической готовности студента, к дальнейшей социальной и профессиональной деятельности. Кроме того, данный компонент определяется потребностью личности в активном использовании математических знаний, знаний в ИКТ для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

На основе изучения и анализа ФГОС ВПО дисциплин «Математика», «Информатика», «Социальная

информатика», «Компьютерные модели в экономике», «Информационные системы в экономике» и специфики подготовки студентов экономического профиля нами выделены следующие основные составляющие когнитивного компонента информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов:

а) теоретические и прикладные знания в предметной области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования, необходимые для успешного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин;

б) системные и обобщенные знания посредством междисциплинарной интеграции математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;

в) знания и умения в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования по их использованию в процессе принятия рациональных решений в экономике, математического моделирования экономических процессов и систем;

г) самообразование по углублению знаний в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования в направлении будущей профессиональной деятельности;

д) навыки и умения по использованию практических знаний в области математики, ИКТ, математического и компьютерного моделирования в исследовательской работе.

Таким образом, формирование когнитивного компонента должно происходить посредством интеграции знаний из многих областей (математической, ИКТ, профессиональной, математического и компьютерного моделирования и т. д.) на основе междисциплинарного подхода.

Итак, когнитивный компонент является основой для развития информационно-математической компетентности студентов экономического профиля и играет конструктивную роль в ее структуре, ибо качество приобретенных знаний определяет готовность экономиста к дальнейшей успешной профессиональной деятельности, готовность решать профессиональные задачи на более высоком уровне.

3. Исследовательско-деятельностный компонент информационно-математической компетентности -это развитие самостоятельности, творческих способностей и готовности к самообразованию для овладения современными методами математического и компьютерного моделирования, практического применения полученных знаний, умений.

Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей студентов является научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в современных условиях представляет собой фундаментальную составляющую в процессе математической подготовки, в процессе обучения ИКТ, математического и компьютерного моделирования, ибо позволит успешно использовать эти знания в дальнейшей профессиональной деятельности при принятии рациональных решений в экономике, при математическом моделировании экономических процессов и систем.

Основу формирования исследовательско-деятель-ностного компонента информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов составляет следующее:

а) развитие творческих способностей в процессе математической подготовки, в процессе обучения ИКТ, математического и компьютерного моделирования;

б) выполнение исследовательской работы с использованием математического и компьютерного моделирования на ЭВМ;

г) активная самостоятельная работа студентов (изучение отдельных тем учебного курса, написание рефератов, участие в различных научно-практических конференциях, работа в студенческом научном кружке и т. д.).

Мы полагаем, что реализация формирования информационно-математической компетентности будущих специалистов экономического профиля будет обеспечена, если

- определены педагогические и дидактические условия формирования информационно-математической компетентности будущих специалистов экономического профиля;

- обеспечено поэтапное формирование информационно-математической компетентности;

- выявлены критерии и показатели эффективности формирования информационно-математической компетентности.

Развитие информационно-математической компетентности экономиста осуществляется в основном через содержание предмета и профессиональные умения, формируемые в процессе овладения предметом. Итак, к педагогическим условиям формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля относятся:

- внесение изменений в учебный лекционный курс по дисциплине «Компьютерные модели в экономике»;

- разработка экономически-ориентированных задач (рассматривать примеры, тесно связанные с соответствующими программами курса и составлять упражнения, наполненные экономическим содержанием, чтобы показать возможность и целесообразность использования математического аппарата в актуальных экономических исследованиях);

- организация внеаудиторной и исследовательской работы студентов (работа в студенческом научном кружке, участие в научно-практических конференциях и т. д.);

- внесение дополнений в производственную практику, где студенты могут использовать математические методы моделирования.

Нами определена целостная система дидактических условий эффективного формирования информационно-математической компетентности, которые формулируются в виде следующих основных положений: структурирование учебного материала; обес-

печение межпредметных связей; внедрение современных технологий обучения.

Проблема структурирования учебного материала и представления его в доступном виде является очень актуальной и занимает одно из центральных мест в современной дидактике. Суть процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между учебными вопросами и их элементами, после чего следует расположить учебный материал в последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Результаты работы можно отразить в наглядной форме - в виде связей таблиц учебной информации.

Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке студентов. С помощью разносторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения и развития, а также закладывается фундамент для комплексного решения сложных проблем в практической деятельности. Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения разнообразны. К ним относятся: вопросы, задания, тесты, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания.

Требования современного информационного общества к своим членам заключаются, прежде всего, в знании ИКТ и умении их применять. ИКТ в обучении являются рациональным средством развития способностей студентов, а их использование в учебном процессе дает такие преимущества, как повышение уровня и качества подготовки студентов.

Таким образом, применение комплекса определенных дидактических условий в профессиональной подготовке студентов экономического профиля вузов способствует формированию и развитию информационно-математической компетентности.

Рассмотрим возможности применения математического и компьютерного моделирования в качестве средства формирования информационно-математической компетентности будущих специалистов экономического профиля вузов. Более высокий уровень информатизации производственной сферы требует от специалиста экономического профиля исследования математических моделей, проведения математических расчетов на базе отраслевых пакетов прикладных программ, выбор которых определяется социально-экономической политикой этих предприятий. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вуза -специалист экономического профиля был способен и имел опыт использования прикладных программ для эффективного применения математических знаний в решении профессиональных задач. Интеграция математических методов и информационных технологий развивает навыки математического моделирования, необходимые в профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин.

На кафедре математики, информатики и моделирования Филиала Российского государственного со-

циального университета (РГСУ) в г. Чебоксары разработан и апробирован курс для изучения основных теоретических вопросов и практических задач, относящихся к принятию рациональных решений в экономике, математическому и компьютерному моделированию экономических процессов и систем. Итогом данной работы стало создание учебно-методического пособия «Компьютерные модели в экономике» для студентов экономического профиля вузов. В этом пособии на основе единого подхода к выполнению экстремальных задач изложены приемы построения математических моделей и целевых функций задач принятия решений, рассматриваются вопросы анализа результатов, а также разработана система тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля уровня овладения материалом.

К сожалению, существующие методики обучения и учебно-методическое обеспечение по данной дисциплине не отвечают требованиям, обеспечивающим современное направление подготовки студентов экономического профиля вузов. Созданное нами учебно-методическое пособие «Компьютерные модели в экономике» позволило заметно увеличить информационный охват материала и расширить его функциональные возможности.

Таким образом, обучение дисциплине «Компьютерные модели в экономике» можно рассматривать как одну из активных его форм, при которой студент сам участвует в формировании своего информационно-математического образования.

Раскрыт и обоснован компонентный состав информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов, включающий мотивационно-оценочный, когнитивный и исследо-вательско-деятельностный компоненты, которые позволяют выявить специфические особенности и этапы формирования данной компетентности, а также создают возможности для адекватного определения сформированности данных компонентов.

С целью подтверждения эффективности формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов на протяжении 2009-2011 гг. нами проводился педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты контрольных и экспериментальных групп экономического факультета Филиала РГСУ в г. Чебоксары, из них в контрольные группы входило 39 студентов, а в экспериментальные - 40. Обучающий эксперимент состоял в проведении занятий в экспериментальной группе (ЭГ) c применением разработанного нами учебно-методического пособия «Компьютерные модели в экономике». В контрольной группе (КГ) преподавание велось традиционными методами, использовался набор компьютерных средств: пакет программ STORM, табличный процессор MS Excel, положительная роль которых в преподавании этого курса доказана практикой их использования. В ходе эксперимента при внедре-

нии компьютерных обучающих программ периодически проводилась промежуточная аттестация знаний студентов контрольной и экспериментальной групп с помощью тестовых заданий и контрольных работ. Мы получили следующие результаты сфор-мированности информационно-математической компетентности студентов, по итогам которой были рассчитаны средние баллы их успеваемости (см. таблицу).

Задания в тестах и контрольных работах были разноуровневые и оценивались от 1 до 5 баллов. Большинство из студентов контрольной группы умеет решать профессиональные задачи по изученному ранее образцу и с применением именно тех программных продуктов, которые были изучены в вузе. Студенты экспериментальной группы стараются находить оптимальное решение, выбирают для этого подходящее программное обеспечение или осваивают новое программное обеспечение. Студенты, наряду с обычной формой занятий, дополнительно выполняли индивидуальные задания по вариантам из указанного учебно-методического пособия.

Этапы контроля Среднии балл промежуточной аттестации (КГ) Среднии балл промежуточной аттестации (ЭГ)

1 3,48 4,09

2 3,57 4,25

3 3,59 4,31

4 3,69 4,40

5 3,77 4,49

Для оценки параметров эксперимента в педагогике применяется нулевая гипотеза. В качестве нулевой гипотезы Н0 было выдвинуто предложение о том, что уровень сформированности информацион-но-мате-матической компетентности не повысился после применения разработанного нами учебно-методи-ческого пособия «Компьютерные модели в экономике» в процессе обучения данной дисциплине. Противоположная гипотеза Н1 была сформулирована так: комплексное применение разработанного нами учебно-методического пособия «Компьютерные модели в экономике» способствует повышению уровня сформированности информационно-математической компетентности студентов экономического профиля. В ходе проверки подтвердилась справедливость гипотезы Н1.

Полученные статистические данные рассматриваются как временные ряды, для обработки которых было использовано математическое моделирование. На основании данных эксперимента построена математическая модель зависимости средних баллов промежуточной аттестации знаний студентов от применения разработанного нами учебно-методического пособия «Компьютерные модели в экономи-

ке» У = 0,35 1п х + 3,98, графики сформированности информационно-математической компетентности и прогноз на очередной период (см. рисунок).

Качество модели подтверждается:

- коэффициентом линейной корреляции гху = = 0,997, означающим наличие очень тесной зависимости средних баллов промежуточной аттестации от применения разработанного нами учебно-методического пособия «Компьютерные модели в экономике»;

- коэффициентом детерминации Я2, означающим, что вариация результата на 99,34 % объясняется вариацией использования данного пособия (процент необъяснимой части дисперсии составляет 0,66 %). Из таблицы видно, что показатели в экспериментальной группе на 19,01 % выше, чем в обычной.

4,25

2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5

Этапы контроля

Математическая модель влияния применения учебно-методического пособия «Компьютерные мо-дели в экономике» на успеваемость студентов: Ряд1 - исходные данные промежуточной аттестации; Ряд2 - построенная математическая модель

По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод:

1. В разработанном учебно-методическом пособии «Компьютерные модели в экономике» предложены новые интерактивные модели учебной деятельности, использующие инновационные ИКТ, табличный процессор Microsoft Excel и пакет программ STORM для решения задач по моделированию производственно-экономических процессов.

2. Комплексное применение новых интерактивных моделей обучения дисциплине «Компьютерные модели в экономике» способствует достижению более высокого уровня информационно-математической компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Анализ результатов педагогического эксперимента в целом подтверждает с достоверностью не ниже 99 % гипотезу о том, что существует связь между применением новых интерактивных моделей обучения дисциплине «Компьютерные модели в эко-

номике» и повышением уровня формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов.

Эти данные позволяют говорить о том, что была достигнута основная цель эксперимента формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов - подтверждена эффективность разработанной нами технологии формирования информационно-математической компетентности студентов экономического профиля вузов.

Литература

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод. пособие /

B.И. Байденко. - М., 2005.

2. Валиханова, О.А. Формирование информационно-математической компетентности студентов инженерных вузов в обучении математике с использованием комплекса прикладных задач: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Валиханова. - Красноярск, 2008.

3. Евладова, Н.В. Интеграция программно-технических средств в систему профессиональной подготовки студентов как условие формирования информационной компетентности / Н В. Евладова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 7 ч. - Челябинск, 2005. - № 3. - С. 205-209.

4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированно-го профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000.

5. Палева, М.Л. Опыт развития математической компетентности студентов технических специальностей / М. Л. Палеева // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - № 10 (88). - С. 40-42.

6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. - М., 2002.

7. Соколова, И.В. Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход: монография / И.В. Соколова, Д.А. Иванченко. - М., 2010.

8. Темирова, С.Г. Формирование математической компетенции экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе / С.Г. Темирова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Аспирант. тетради. - 2007. - № 9. -

C. 200-203.

9. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Эй-дос. - 2004. - 22 июня. - URL: http://www.eidos.ru/ journal/2004/0622-09.htm.

10. Шершнева, В.А. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего / В.А. Шершнева, О.А. Карнаухова, К.В. Сафонов // Высшее образование сегодня. - 2008. -№ 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.