Научная статья на тему 'Информационно-технологическая культура как критерий профессионализма преподавателя вуза в рамках международных образовательных программ'

Информационно-технологическая культура как критерий профессионализма преподавателя вуза в рамках международных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

204
127
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ширина Т. Г., Ширин Д. А.

Одним из существенных инновационных подходов к решению проблем модернизации системы высшего образования выступает информатизация образования. Кроме того, интернационализация образования, развитие совместных международных образовательных программ образуют новую единую информационную образовательную среду, что требует качественных изменений как в формах и методах обучения студентов, так и в содержании профессиональной культуры преподавателей вуза. В процессе интернационализации и информатизации системы высшего образования и стремительного развития и внедрения информационных технологий в образовательную сферу возрастает значение информационно-технологической культуры преподавателя вуза, указывающей на степень развития личностных качеств, становления информационно-технологического мировоззрения, мышления, мастерства в применении информационно-технологических знаний, умений, приобретаемых в профессиональной деятельности преподавателей вуза в рамках международных образовательных программ.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ширина Т.Г., Ширин Д.А.,

INFORMATIONAL TECHNICAL CULTURE AS CRITERION OF PROFESSIONALISM OF UNIVERSITY TEACHERS WITHIN INTERNATIONAL EDUCATION PROGRAMS

Informatization of education is one of sufficient innovative approaches to solving the problem of higher education system upgrade. Moreover, internationalization of education, development of collaborative international education programs create new single informational education environment. It demands qualitative changes of forms and methods of teaching as well as university teachers' professional culture content. In the process of internationalization and informatization of higher education system the value of informational technical culture of university teachers increases. This culture indicates the level of development of personal qualities, formation of informational technical mindset, intellection, and mastership in application of informational technical knowledge and skills, acquired in professional career of university teachers within international education programs.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическая культура как критерий профессионализма преподавателя вуза в рамках международных образовательных программ»

УДК 378.12

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Т.Г. Ширина, Д. А. Ширин

INFORMATIONAL TECHNICAL CULTURE AS CRITERION OF PROFESSIONALISM OF UNIVERSITY TEACHERS WITHIN INTERNATIONAL EDUCATION PROGRAMS

T.G.Shirina, D.A.Shirin

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, tatjana.shirina@mail.ru,

dmitry_shirin@yahoo. de

Одним из существенных инновационных подходов к решению проблем модернизации системы высшего образования выступает информатизация образования. Кроме того, интернационализация образования, развитие совместных международных образовательных программ образуют новую единую информационную образовательную среду, что требует качественных изменений как в формах и методах обучения студентов, так и в содержании профессиональной культуры преподавателей вуза. В процессе интернационализации и информатизации системы высшего образования и стремительного развития и внедрения информационных технологий в образовательную сферу возрастает значение информационно-технологической культуры преподавателя вуза, указывающей на степень развития личностных качеств, становления информационно-технологического мировоззрения, мышления, мастерства в применении информационно-технологических знаний, умений, приобретаемых в профессиональной деятельности преподавателей вуза в рамках международных образовательных программ.

Ключевые слова: информатизация образования, профессиональная культура преподавателя вуза, информационно-технологическая культура, международные образовательные программы, информационно-технологическое сопровождение

Informatization of education is one of sufficient innovative approaches to solving the problem of higher education system upgrade. Moreover, internationalization of education, development of collaborative international education programs create new single informational education environment. It demands qualitative changes of forms and methods of teaching as well as university teachers' professional culture content. In the process of internationalization and informatization of higher education system the value of informational technical culture of university teachers increases. This culture indicates the level of development of personal qualities, formation of informational technical mindset, intellection, and mastership in application of informational technical knowledge and skills, acquired in professional career of university teachers within international education programs.

Keywords: Informatization of education, university teachers' professional culture, informational technical culture, international education programs, IT support

Информатизация и технологизация современного общества приобретают глобальный характер и оказывают влияние на все институты жизнедеятельности человека, в том числе и на образование [1]. Одним из перспективных направлений становления и развития высшей школы выступает информатизация, основанная, в первую очередь, на совершенствовании образовательной среды вузов. Информатизация — это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации [2]. Так, по мнению Г.М.Киселева, информатизация образования является одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования и управления учебными заведениями и определяется как «процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [3].

Раскрывая сущность понятия информационной культуры, обратимся к содержанию профессиональной культуры преподавателей вуза.

Отечественные ученые Е.Г.Белякова, Е.В.Бон-даревская, А.М.Митяева выделяют педагогическую культуру преподавателя вуза в качестве важного ресурса обеспечения качества в условиях модернизации высшего образования. Поэтому при рассмотрении процесса информатизации высшего образования особый интерес вызывает содержание профессиональной культуры преподавателей вуза. Так, педагогическая культура развивается в профессиональной среде педагога, формирует свои поведенческие стереотипы, нормы, сознание и мировоззрение, характерные для работников образовательной сферы. В то же время А.Н.Лымарь отождествляет понятие профессиональной культуры с осуществлением деятельности на высоком уровне с целью достижения максимального результата [4]. Необходимо отметить, что интеллектуальной основой для достижения высоких результатов профессиональной деятельности выступает профессиональная компетентность, сформированная в процессе образования, а культура развивается непосредственно в результате практического опыта специалиста. Профессиональная культура, по словам О.А.Жиляевой, это «система, включающая в себя профессиональное сознание, совокупность поведенческих стереотипов, выработанных в определенной профессиональной среде (культура врача, педагога, юриста и т.д.)» [5].

Интересно определение понятия профессиональной культуры специалиста, данное В.М.Гребенниковой как «... средневзвешенный показатель, коррелирующий с определенным уровнем компетентности и отражающий степень освоенных компетенций» [6]. При сравнении понятий «профессиональная культура» и «профессиональная компетентность» мы делаем вывод, что профессиональная культура преподавателя вуза является более широким понятием,

включающим в себя помимо профессиональной компетентности совокупность духовных ценностей, традиций, целей, идеалов, норм и обрядов, характерных в профессиональной образовательной области. В процессе профессиональной деятельности преподаватель вуза развивает и обогащает профессиональную культуру посредством личного опыта.

Таким образом, возникает необходимость, с одной стороны, изучения возможностей информационных технологий, а с другой — оценки целесообразности их реализации в профессиональной сфере, что приводит к повышению значимости формирования информационной культуры преподавателя высшей школы.

Термин «информационные технологии» часто используют как синоним термина «компьютерные технологии», однако компьютерные технологии являются лишь одной из составляющих частей информационных технологий. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, составляют термин «современные информационные и коммуникационные технологии» [7]. Новые информационные технологии рассматриваются как способ повышения эффективности процессов самообразования, поисковой, творческой деятельности; развития самостоятельности, рефлексии учащегося, становления его индивидуальности [7].

Е.А.Тумалева, развивая вопрос о необходимости информационного образования [8], выявляет важность организации подготовки преподавателей вуза к работе в современных информационных условиях, в рамках которой она обозначила систему целей:

— формирование общей информационной культуры — выработка адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов;

— привитие функциональной информационной грамотности;

— формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной среде;

— формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной среде;

— выработка навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимых знаний.

Реализация этих целей дает возможность достижения главной цели информационного образования — формирования у преподавателей вуза уровня информационной готовности, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности [8].

Рассматривая термин «информационно-технологическая культура», раскроем сущность таких понятий, как «информационно-технологическая грамотность» и «информационно-технологическая компетентность».

Информационно-технологическая грамотность является начальным уровнем формирования инфор-

мационно-технологической компетентности и включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения ее в разнообразные виды деятельности и отношений [9]. Термин «информационно-технологическая компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС ВПО нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [9].

Информационно-технологическая культура, являясь неотъемлемой частью профессиональной культуры преподавателя, не может быть сведена только к системе знаний в области информационных прогрессов, она включает в себя аспект активного взаимодействия и обогащения [8].

Таким образом, информационно-

технологическую культуру преподавателя вуза можно определить как степень развития личностных качеств, становления информационно-технологического мировоззрения, мышления, мастерства в применении информационно-технологических знаний, умений, приобретаемую в профессиональной деятельности [10].

Ответом со стороны вузов на вызовы современности послужила интернационализация высшего образования как «активное и эффективное межстра-новое сотрудничество с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования». В Концепции модернизации российского образования обозначена важность развития международной деятельности высшей профессиональной школы. На сегодняшний день заметно возрастает появление совместно разработанных двумя (или более) партнерскими вузами (чаще зарубежными) и ведущих к диплому образовательных программ, автоматически признаваемых всеми партнерами. Одним из элементов совместных образовательных программ (СОП) является академическая мобильность. Кроме того, в процессе их реализации предполагается интеграция ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах, а, следовательно, и расширение информационной образовательной среды как «системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанной с человеком как субъектом образования» [11].

Как для студентов-участников международных образовательных программ, так и для преподавателей вуза очень важно создать необходимые условия для эффективного использования информационно-технологических ресурсов с целью обогащения, обмена и использования научного знания на мировом уровне. Таким образом, обществом востребован иной уровень человеческого потенциала, что обуславливает и качественно новый уровень профессионализма преподавателей высшей школы.

Современная действительность отличается информационной насыщенностью и возможностями, которые накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность и на сферу образования. Она

диктует необходимость, с одной стороны, изучения возможностей информационных технологий, а с другой — целесообразность реализации в определенной сфере, в частности, в реализации международного сотрудничества. Информационные технологии позволяют, на наш взгляд, сделать международное сотрудничество университета более информативным и интенсивным. Кроме того, непосредственные контакты, поездки в вуз другой страны на сегодняшний день могут дополняться или заменяться виртуальной мобильностью благодаря новейшим техническим средствам.

Рассматривая информационно-технологическую культуру преподавателя вуза в рамках международных образовательных программ, мы считаем необходимым включить в ее состав информационно-технологическое сопровождение как процесс целенаправленного и последовательного взаимодействия с помощью информационных технологий для успешной адаптации, обучения, профессионального и личностного развития всех участников международных образовательных программ [11].

Как правило, работа по созданию условий информационно-технологического сопровождения участников международных образовательных программ требует комплексного решения. Проанализировав процесс реализации совместных образовательных программ, мы выделили ряд наиболее часто встречающихся среди участников СОП трудностей, например: доступность и актуальность необходимой информации; изучение практического и специального языка; языковой барьер; трудность в работе с иностранной литературой и т.д. Инструментом информационно-технологического сопровождения может выступить веб-сайт, с помощью которого реализуется социально, педагогически и технически организованное взаимодействие всех участников международной образовательной программы в целях повышения эффективности образовательного процесса и который заключается в сборе, обработке, хранении и поиске информации, а также в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме. В свою очередь, преподаватели высшей школы могут не только использовать ресурсы веб-сайта в своей профессиональной деятельности, но и могут выполнять функции модератора, такие как оформление необходимых документов, составление информационного «пакета», организация и информированность централизованных информационных мероприятий и т.д.

Значимость информационно-технологической культуры преподавателя вуза заключается в развитии личностных качеств, становлении информационно-технологического мировоззрения, мышления, мастерства в применении информационно-технологических знаний, умений, навыков, приобретаемых в профессиональной деятельности, с учетом активного участия преподавателей в реализации международных совместных образовательных программ. Таким образом, непрерывно развивается способность преподавателя ориентироваться в быстро меняющееся инфор-

мационной среде, и, как следствие, повышается уровень профессиональной культуры в целом.

1. Демина С.Н. Контекстный подход в формировании информационно-технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №69. С.377-384.

2. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990. 191 с.

3. Киселев Г.М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 308 с.

4. Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №17. С.251-252.

5. Жиляева О.А. Содержание профессиональной культуры личности // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. №63. С.105-109.

6. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования: Монография. М.: Ритм, 2012. 197 с.

7. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

8. Тумалева Е.А. Становление профессиональной компетентности в информационно-технологической подготовке специалиста в области образования // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2004. №9. С.139-149.

9. Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования // Вектор науки ТГУ. 2013. №1 (23). С.298-231.

10. Рубцова Е.Т. Технологическая культура в педагогическом образовании // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. №83. С.28-39.

11. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д. А. Реализация системы IT-сопровождения студентов в рамках международных образовательных программ // Полшультурна освга в Укра1ш: iсторiя, сучасшсть, перспективи: Збiрник наукових праць / Бердянський державний педагопчний ушверситет; укладач О.1.Гуренко. Донецьк: Ландон-ХХ1, 2013. C.63.

References

1. Demina S.N. Kontekstnyj podhod v formirovanii informa-cionno-tehnologicheskoj kul'tury budushhego uchitelja tehnologii i predprinimatel'stva [Contextual approach in for-

mation of information and technological culture of future teacher of technology and business]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2008, no. 69, pp. 377-384.

2. Ursul A.D. Informatizacija obshhestva: Vvedenie v so-cial'nuju informatiku [Society informatization: Introduction in social informatics]. Moscow, 1990. 191 p.

3. Kiselev G.M., Bochkova R.V. Informacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii [Information technologies in pedagogical education]. Moscow, Izdatel'sko-torgovaja kor-poracija "Dashkov i Ko" Publ., 2013. 308 p.

4. Lymar' A.N. Professional'naja kul'tura v sisteme kul'tury [Professional culture in culture system]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2006, no. 17, p. 25.

5. Zhiljaeva O.A. Soderzhanie professional'noj kul'tury lichnosti [Content of professional culture of the personality]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2008, no. 63, pp. 105-109.

6. Grebennikova V.M. Deontologicheskij podhod k razvitiju professional'no-kommunikativnoj kul'tury menedzherov obrazovanija [Deontology approach to development of professional and communicative culture of education managers] : Monografija. Moscow, Ritm Publ., 2012. 197 p.

7. Ivanova E.O., Osmolovskaja I.M. Teorija obuchenija v in-formacionnom obshhestve [The training theory in information society]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2011. 190 p.

8. Tumaleva E.A. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti v informacionno-tehnologicheskoj podgotovke specialista v oblasti obrazovanija [Expert in education: developing professional competence in information and technological training]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2004, no. 9, pp. 139-149.

9. Anis'kin V.N., Jarygin A.N. Informacionno-tehnologicheskaja kompetentnost' lichnosti kak cel' i cennost' sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovanija [Information and technological competence of the personality as purpose and value of modern higher education]. Vektor nauki TGU — TSU: Vector of Science, 2013, no. 1 (23), pp. 298231.

10. Rubcova E.T. Tehnologicheskaja kul'tura v peda-gogicheskom obrazovanii [Technological culture in education]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2009, no. 83, pp. 28-39.

11. Donina I.A., Shirina T.G., Shirin D.A. Realizacija sistemy IT-soprovozhdenija studentov v ramkah mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh program [Realization of IT-support system for the participants of educational programs]. Polikul'turna osvita v Ukraïni: istorija, suchasnist', perspektivi [Multicultural education in the Ukraine: Past, Present, and Future]: a coll. of papers. Donec'k, Landon-XXI Publ., 2013, pp. 59-68.