Научная статья на тему 'Культура профессиональной деятельности будущего юриста, ее содержание и особенности формирования в условиях информационного образования'

Культура профессиональной деятельности будущего юриста, ее содержание и особенности формирования в условиях информационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ / ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСТ / CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / NOTIONAL SPHERE / PECULIARITIES OF CONTENT / INFORMATIONAL EDUCATION / LAWYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдеева Наталья Анатольевна

Раскрывается проблема формирования содержания культуры профессиональной деятельности юриста (КПДЮ) в условиях информационного образования. Дано авторское определение рассматриваемого понятия, с акцентом на основных компонентах понятийного поля «культура профессиональной деятельности юриста», их связи и взаимодействия в ходе формирования КПДЮ под влиянием процессов информатизации образования, выявлены особенности КПДЮ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of future lawyers professional activity culture formation in the process of informational education. The authors definition of future lawyers professional activity culture is given, with the main components of the notional sphere lawyers professional activity culture, their relations and interconnections under influence of educational informatization; peculiarities are underlined.

Текст научной работы на тему «Культура профессиональной деятельности будущего юриста, ее содержание и особенности формирования в условиях информационного образования»

обретенными знаниями, как бы сфокусирована на три объекта: среда бизнеса, человек, организация и организационные процессы.

Что же должен приобрести выпускник в процессе профессиональной подготовки в вузе, чтобы развить в себе выше перечисленные требуемые качества и характеристики, определяющие успешность его самостоятельной профессиональной деятельности? Как отмечает О.С. Виханский, во-первых, в процессе обучения посредством культурного и интеллектуального развития студент должен для себя найти ответ на такие жизненно важные вопросы, как то, для чего осуществляется деятельность, и то, какими средствами допустимо осуществлять деятельность и добиваться целей [2]. Ответ на данные вопросы формирует ценностную базу человека. И очень важно, чтобы эта ценностная база коррелировала с ценностной системой этичного цивилизованного бизнеса. Во-вторых, студень во время обучения должен «наполниться» знаниями, которые будут помогать ему получить для себя ответы на вопросы типа «что это такое», «как это функционирует», «как это следует делать», «почему это возможно», «рисковать или нет» и т.п. В-третьих, в процессе обучения у студента должны быть развиты определенные операционные навыки, которые проявляются в виде умения осуществлять действия и процедуры, с которыми ему придется сталкиваться во время осуществления профессиональной деятельности в организации. В-четвертых, обучение должно развить у студентов навыки общения и участия в коллективных действиях. В-пятых, одним из важнейших приобретений, которое он должен сделать, является развитие способности предвидения. Взгляд бизнесмена всегда устремлен в будущее. Поэтому молодые специалисты должны научиться предвидеть то, что будет и что может произойти. Очень трудно развивать воображение и интуицию, но для людей, вовлеченных в инновационную деятельность, это необходимо. Ценность конкретных образовательных технологий в значительной степени определяется тем, насколько они позволяют решать данную задачу. В-шестых, в процессе обучения должна быть сформирована потребность в улучшении, потребность в совершенствовании себя и окружения; молодежь должна научиться проводить изменения и не боятся нового. В-седьмых, учебный процесс должен развить у студента активную жизненную позицию и сформировать у него высокую мотивированность к труду.

Итак, можно по-разному осваивать область профессиональной деятельности, по-разному изучать тот предмет, знания которого определяют успех этой деятельности. Можно изучать управление только лишь на уровне рецептуры, практических рекомендаций, технических приемов и обобщенного опыта. Но динамика жизни, сложность возникающих проблем, факторы качества управления, низкий уровень молодежи к инновационной деятельности требуют большего, чем знание рецептов и позитивный опыт. Сегодня необходимо понимать проблемы образования управленцев глубоко, перспективно, системно, иметь фундаментальные знания, которые не стареют продолжительный период времени, которые формируют установку на самостоятельное мышление, на инновационный тип поведения, иной тип использования знаний, которые делают молодого специалиста не исполнителем рекомендаций, а творцом практической концепции и стратегии управления. Учебные заведения (школы, центры, вузы) должны обеспечить качественный сдвиг в развитии подготовки молодых инициативных управленцев, учитывая особую актуальность и значимость таких специалистов для России.

Библиографический список

1. БалашовВ.В., КормишоваА.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А.В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи / Под ред. Ю.Л. Старостина. - М.: ГУУ 1999.

2. Виханский О. С. Управленческая парадигма XXI века // Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций / Под ред. А.И. Наумова. - М., 1997.

3. Витке Н. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления. - 1991. - .№4. -С. 114.

4. Мильнер Б. Управление будущего: предпосылки и тенденции // Экономист. - 2005. - .№4.

5. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №1.

Нормативно-правовые источники

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -Министерство образования РФ, 17.03.2000.

2. Концепция «Модернизация образования». -Институт образовательной политики «Эврика», Федеральная экспериментальная площадка.

УДК 378.02:372.8

Абдеева Наталья Анатольевна

Читинский государственный университет ARF-05@mail.ru

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрывается проблема формирования содержания культуры профессиональной деятельности юриста (КПДЮ) в условиях информационного образования. Дано авторское определение рассматриваемого понятия, с акцентом на основных компонентах понятийного поля «культура профессиональной деятельности юриста», их связи и взаимодействия в ходе формирования КПДЮ под влиянием процессов информатизации образования, выявлены особенности КПДЮ.

Ключевые слова: культура профессиональной деятельности, понятийное поле, особенности содержания, информационное образование, юрист.

Развитие профессиональной деятельности в России сегодня происходит в условиях конкретной экономической и социокультурной ситуации. Соответствующие факторы определяют направление и характер развития профессиональной сферы. Всё более значимым становится информационный рынок. Этот рынок растёт быстрее, чем рынок любых других товаров и услуг. В связи с этим возникает задача формирования новой личности специалиста - ответственной, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей широким мировоззренческим кругозором, высоким уровнем личностной и профессиональной культуры и способной свободно ориентироваться в мировом информационном сообществе.

В рамках нашего исследования культура профессиональной деятельности юриста (КПДЮ) -интегрированное качество личности, основывающееся на высокой теоретической общей и специальной образованности, профессиональном опыте, способностях к саморазвитию и самосовершенствованию на базе общей культуры, а также умение эффективно применять личностные и профессиональные качества в процессе повседневной профессиональной деятельности с учетом возможностей и условий информационного образования.

Исходя из данного выше определения, в понятийное поле «культура профессиональной деятельности юриста» могут войти следующие понятия: профессиональная компетентность, ключевые квалификации и компетенции, информационные элементы.

Информационные элементы являются одной из важнейших составляющих КПДЮ, и включают в себя: информационную культуру, юридическую информационную осведомлённость, владение информационно-коммуникационным обеспечением.

Нам представляется возможным понимать под информационной культурой юриста органичное сочетание традиционной культуры работы с книгой, документом, текстом и инноваций, связанных с овладением современными технологиями и методами работы с информацией. Это, прежде всего, готовность человека и общества в целом к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, умение использовать сетевые Интернет-технологии.

Юридическая информационная осведомлённость включает определенный набор информации и знаний из наук, способствующих ее развитию и приспособлению к профессиональной деятельности в условиях информационного образования (право, информатика, включая все ее разновидности, психология, риторика и др.), а также требования, предъявляемые профессией к человеку. Это позволит будущему юристу выработать собственную траекторию профессионального саморазвития и самосовершенствования, что способствует повышению его конкурентоспособности на современном рынке труда.

Наличие у будущего специалиста юридической информационной осведомленности, а также активная информатизация образования требуют владения юристом информационно-коммуникационным обеспечением, которое включает в себя справочно-правовые системы такие как, ГАРАНТ, Консультант Плюс, Кодекс и др., системы управ-

© Абдеева Н.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

57

г ~\ Гносеологический Ґ Нормативный ■\

ЗУН ч ^ к Объём полномочий юриста )

Личностный

Творчество

Функциональный

Мышление Опыт + Профессионализм

Рис. Структура профессиональной компетентности юриста

ления базами данных (СУБД), Интернет и компьютерные технологии (ИКТ), ставшие в последние годы не только универсальным средством получения информации, но и способом выражения идей, творческих возможностей, источником заработка значительных материальных средств.

Говоря о юристе, как о личности, владеющей культурой профессиональной деятельности, следует заметить, что он должен обладать определенными качествами и свойствами, которые, так или иначе, отражаются на его деятельности в качестве профессионала. В силу вышесказанного, необходимо введение в понятийное поле нашего исследования таких компонентов как компетенция, компетентность и квалификация.

Понятие «компетенция» объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения проблемы. Компетенция также предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний [1, с. 54].

Параллельно с компетенциями будущему специалисту необходимо формировать у себя так называемые ключевые квалификации - личностные и межличностные качества, способности, умения

и навыки, которые обуславливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни [2, с. 63].

Поскольку профессиональная деятельность юриста по своей направленности не однородна, то здесь в качестве определяющих компонентов будут не только выше перечисленные качества, но и соответствующий профессиональный опыт, мастерство и культурно-нравственные ценности. В связи с этим целесообразно рассмотрение нами в составе КПДЮ такого компонента как профессиональная компетентность. Учитывая тот факт, что информационное образование в рамках нашего исследования выступает фактором, опосредующим качество подготовки будущих юристов, то структуру профессиональной компетентности можно представить в виде взаимосвязи ее элементов (см. рис.).

Гносеологический элемент - предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессионального долга, постоянное их обновление, совершенствование.

Основу профессиональных знаний в данном случае составляет специальное образование. Однако уровень современных требований, предъявляемых к правоприменительной практике, диктует необходимость владения будущим юристом информационно-коммуникационным обеспечением, поскольку области применения права на современном этапе настолько различны и многогранны, что получение юридического образования как такового уже недостаточно для эффек-

тивной работы в той или иной юридической профессии.

Профессиональные умения и навыки также включены нами в гносеологический элемент профессиональной компетентности юриста. В определении умений и навыков мы придерживаемся классического подхода, понимания под ними конкретные приемы и средства профессиональной деятельности юриста, включая область информационных технологий.

Нормативный элемент - предполагает объем полномочий юриста-специалиста или должностного лица, установленных законом или уставом органа (организации).

Говоря о нормативном элементе, нам представляется возможным выделить подструктуры юридической деятельности и соотнести их функциями и полномочиями специалиста. Так, классифицируя юридическую деятельность согласно полномочиям, выполняемым юристом-специа-листом, мы учли методолого-теоретический подход, изученный В.В. Романовым, дополнив его ведущие положения требованиями, предъявляемыми обществом к современному юристу [3]. Так, на основе структурно-психологического анализа деятельности юристов мы выделили основные подструктуры:

1. Поисковая подструктура представляет собой разновидность познания и оценки юристами окружающей действительности, конкретных условия и обстоятельств юридической деятельности. Конкретными результатами таких операций следует считать создание и формирование информационных массивов, содержащих сведения юридического характера - деятельностный компонент, и формирование умений отличать существенное от несущественного, главное от не основного, конструктивность, продуктивная память и др. - личностный компонент.

2. Предупредительная подструктура деятельности юристов проявляется в их психической активности и предметной деятельности, направленных на предупреждение преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих. Такая деятельность требует от юристов хорошего владения эмоционально-волевыми (терпимость, рассудительность, уважение, сдержанность, выдержанность, уравновешенность) и морально-этическими (твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, ответственность, гуманность) качествами.

3. Подструктура пресечения в юридической деятельности направлена на устранение угрозы преступления путем задержания лица в процессе его совершения, когда невозможно другим образом предотвратить его перерастание в окончательное преступление. В ходе осуществления подструктуры пресечения, юристами, работающими в подразделениях, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, используются такие профессиональные качества, как высокий уровень профессиональной подготовки, глубина и логичность мышления, здравый смысл, психологическая выдержка, умение работать в коллективе, дисциплинированность и пунктуальность, аккуратность в работе.

4. Удостоверительная подструктура профессиональной деятельности юриста состоит в получении объективной информации, подтверждающей правоту выдвинутой версии, обоснованность проведенных следственных действий. Деятельность юриста в рамках данной подструктуры успешно осуществляется, как правило, при наличии у специалиста здравого смысла, рассудительности, способности самокритично оценивать свою деятельность, а также умении эффективно организовывать собственную работу и работу всего коллектива.

5. Коммуникативная подструктура характеризуется наличием специфического вида труда -профессионального общения. Именно в процессе общения, установления и развития межличностных коммуникаций наглядно проявляются коммуникативные и профессионально-деловые качества, свидетельствующие об уровне их профессиональной подготовки, а в конечном итоге - культуре профессиональной деятельности юриста.

6. Организационная подструктура профессиональной деятельности состоит в умелом использовании организационных ресурсов в юридической деятельности. Юрист должен уметь координировать деятельность подчиненных ему лиц, контролировать усвоение ими заданий и ход их выполнения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе, находить адекватные способы разрешения межличностных конфликтов, осуществлять сбор, документальное закрепление и реализацию информации. Этому во многом способствует высокий уровень культуры профессиональной деятельности юриста и, в частности, информационный компонент, ключевые компетенции и квалификации как одни из основных ее элементов.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

59

7. Педагогическая подструктура в процессе юридической деятельности определяется задачами обучения и воспитания подчиненных, регламентируемыми ведомственными нормативными актами, а также спецификой участия юристов в предупреждении преступлений, проведении профилактических мероприятий с потенциальными преступниками, различными категориями граждан, психолого-педагогическим воздействием на них. В данной связи у юристов необходимо развивать профессионально-деловые и психологические личностные характеристики, которые со временем превратятся в устойчивые качества, сопровождающие формирование культуры профессиональной деятельности юриста.

Личностный элемент - включает в себя осознание юристом своего предназначения, оценку своих профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу своих профессиональных качеств с целью преодоления их негативных сторон, а также творческий подход к решению профессиональных задач.

Большинство авторов, исследующих профессиональную деятельность специалиста, выделяют личностный аспект как важную составляющую процесса профессионального самосовершенствования. Следовательно, можно предположить, что профессиональное самосовершенствование сотрудника есть фактор развития личности, повышения качества и уровня культуры его профессиональной деятельности. Условием и результатом такой деятельности являются сознательность и активность, которые предполагают умение и потребность юриста оперативно усваивать новые теоретические знания и успешно применять их на практике.

Функциональный элемент - выражается в способности юриста действовать, выполнять свои профессиональные обязанности на основе правового опыта - личного, коллективного, территориального.

Профессиональный опыт является профессиональной характеристикой специалиста. Его приобретение напрямую зависит от уровня профессионального мышления. Профессиональное мышление специалиста-юриста сопряжено с такими качествами, как умственная активность, высокая работоспособность, любознательность и др. Способность специалиста самостоятельно думать, критически оценивать сложившуюся ситуацию, проявлять инициативность и творческий

подход - является важным звеном на пути становления профессионализма.

Только специалист, обладающий высоким уровнем профессионализма, сможет с наибольшей эффективностью реализовать свой человеческий и профессиональный потенциал, успешно адаптироваться в новых производственных условиях и в дальнейшем стать конкурентоспособным в своей профессиональной деятельности.

Исходя из анализа профессиональной деятельности юриста и учитывая направления информатизации образования, нами были также определены особенности формирования компонентов понятийного поля «КПДЮ» с использованием информационных технологий, которые заключаются в следующем:

- формирование информационных элементов почти всегда содержит определенную новизну, что способствует повышению интереса к профессиональной деятельности;

- использование глобальных и локальных информационных потоков для анализа информации и принятия юридических решений позволяет специалисту оперативно решать профессиональные задачи и ориентироваться в сложившейся обстановке;

- выбор оптимальной стратегии обучения, включающий как различные варианты средств и методов обучения, так и степень сложности, и последовательность представления учебного материала, объемы запрашиваемой нормативноправовой информации, уровень трудности предъявляемых задач и заданий, виды помощи при их выполнении с использованием ИКТ позволяет формировать у будущего специалиста различные уровни КПДЮ;

- профессиональное использование Интернет-технологий расширяет коммуникативные и творческие возможности специалистов, приводит к созданию единого профессионально-информационного поля, что облегчает циркуляцию новых фактов, идей и гипотез;

- наличие большого количества таких родственных информационных категорий, как образовательные порталы, электронные учебники, сетевые учебно-методические комплексы, компьютерные системы дистанционного обучения, электронные (цифровые, виртуальные) библиотеки, автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС), ресурсные центры значительно сокращает процесс формирования

ключевых компонентов КПДЮ;

- использование специально разработанных учебных программ для ПК позволяет систематически проводить виртуальные ролевые и деловые игр, которые способствуют формированию у студентов навыков саморегуляции психических состояний, повышают коммуникативную компетентность, в частности, отрабатывать конкретные приемы разрешения конфликтов, установления психологического контакта, выбора способа психического воздействия, а также формировать личностную заинтересованность будущего работни-

ка в самопознании и развитии положительных качеств.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход /

Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 216 с.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера. - Свердловск: УрГУ, 1998. -120 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология. -М., 1998. - С. 157-159.

УДК 371

Андреева Галина Алексеевна, Яковлюк Светлана Михайловна

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

kgpi_all@mail.ru

ДУХОВНОСТЬ И ЦЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ВЫЗОВ XXI ВЕКА

XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и, являясь носителем ценностей, обладает оформленной педагогической позицией, способный к творческому поиску и ориентации школьников на общечеловеческие ценности.

Ключевые слова: духовность, педагогические ценности, духовно развитый учитель, профессионально-ценностные качества учителя.

Новый XXI век характеризуется изменениями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности: социальной, экономической, культурной, образовательной и др. Эти преобразования охватывают окружающую человека среду, оказывают влияние на человека, стимулируя развитие его личности, побуждая его к активному участию в жизни и целенаправленной подготовке к профессиональной деятельности. Сложившиеся рыночные отношения требуют от каждого работника высокой ответственности, способности быстро адаптироваться к новым жизненным ситуациям, стремления повышать квалификацию. Современному обществу нужны специалисты, профессионально компетентные, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, личностные качества и ценности которых формируются в школе учителем. Возникают известные противоречия между возросшими требованиями общества к духовной культуре личности, в частности педагога, с одной стороны, и не всегда высоким уровнем его общекультурной подготовки - с другой.

Практика показывает, что в процессе изучения педагогических дисциплин и предметов гу-

манитарного цикла студенты получают необходимые профессиональные знания и умения, но при этом недостаточно уделяется внимание духовности будущего учителя, приобщение его к общечеловеческим и национальным ценностям, а также подготовке к работе с детьми по их духовному формированию.

Вот почему в современном гуманитарном знании все более актуализируется проблема учителя XXI века и его подготовка.

В связи с расширением во всех сферах образования гуманистической тенденции остро стоит вопрос о содержании педагогического образования, о профессионально-ценностных качествах учителя и его духовности. Педагогической наукой доказано, что развитие и расцвет личности педагога и, прежде всего, его духовных основ в профессиональной деятельности могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития его эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества, в атмосфере доброжелательности, свободы, понимания и любви.

В связи с этим подвергается пересмотру отношение к профессиональной подготовке учи-

© Андреева Г.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

Яковлюк С.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.