ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Мнацаканян Э.Г.
обобщенная структура социально-гуманитарных компетенций студентов-юристов
Целью современного профессионального юридического образования является подготовка высококвалифицированного профессионала, востребованного на рынке труда, готового к работе на уровне мировых стандартов, компетентного в социально-правовом пространстве, владеющего гуманистическими ценностями, имеющего высокий уровень развития личностных качеств.
Достижение этой цели в новых социально-экономических условиях возможно при компетентностно-ориентированном подходе к подготовке квалифицированных кадров. Европейским сообществом выделено восемь ключевых компетенций, определяющих профессиональную подготовку специалистов на основе социальной, коммуникативной, социально-информационной, когнитивной, специальной, культурной, предпринимательской, математической и естественно-научной компетенций.
В современных социальных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования общекультурных компетенций и ее важной составляющей - социально-гуманитарной компетенции как интегрального качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности в правовой сфере. Социально-гуманитарная компетенция - способность и готовность ответственно принимать интегральные социально-значимые решения, иметь высокий уровень гуманистической направленности, обладать толерантностью к различным этнокультурам в социуме. Сущность компетентностного подхода представляет собой совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в обучаемости, самоопределении, самоактуализации, развитии индивидуальности студентов, отборе содержания образования и организации образовательного процесса, ориентированных на приобретение ключевых педагогических компетенций, а также оценки их образовательных результатов [3, с.1].
Проблеме компетентностного подхода посвящены работы В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, В.И. Байденко, В.Н. Козлова, Ю.Г. Татур, А.И. Сурыгина, Ю.В. Фролова, А.А. Бодалёва, Д.А. Махотина, С.А. Маруева, Н.В. Кузьминой, Э.Ф. Зеера и других ученых.
В то же время в научно-педагогической литературе недостаточно представлены вопросы формирования социальной компетентности, отсутствуют работы, затрагивающие проблемы значимости и формирования социально-гуманитарных компетенций при обучении студентов-юристов.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) ВПО социальная компетентность определяется как интегрированная совокупность профессиональных компетенций, включающих знания, умения, навыки и социально-личностные качества, обеспечивающие способность к успешной профессиональной
деятельности.
Одним из эффективных средств формирования активности личности студентов-юристов выступает учебно-профессиональная деятельность, в которой активизируются социальная позиция, социально-одобряемое поведение личности и ее гуманистическая направленность. Формирование социально-гуманитарной компетенции рассматривается в отношении личности студента-юриста, осуществляемое в системе деятельности. В процессе профессиональной деятельности формируется уровень активности студента-юриста, определяется его способность реализовать отношения с окружающим миром.
Гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека делает актуальной проблему развития личности, но эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений.
Важным положением в основе профессионального развития личности будущего юриста лежит гуманизация образования.
Гуманизация рассматривается как теоретико-методологическая база современного образования, которая может быть охарактеризована уже не как теория, а как сложившаяся образовательная парадигма, хотя и не нашедшая еще своего эффективного внедрения в практику обучения. Данная парадигма представляет собой преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии, и исходит из того, что биологический и социальный фактор оказывают несомненное влияние на развитие личности, однако приоритет отдается собственной активности человека, его саморазвитию и самоактуализации [2, с.3].
Гуманизация процесса профессиональной подготовки означает его ориентацию на личность, обеспечивает формирование и разностороннее развитие качеств личности. Гуманистический характер профессиональной подготовки состоит в том, что обеспечивается развитие личности с максимально полным учетом ее запросов, ее социальной и профессиональной адаптированности. Анализ ценностей профессиональной юридической деятельности обнаруживает их комплексный характер, гуманистическую природу и сущность. Именно гуманистический идеал определяет смысл и общественное назначение профессиональной деятельности. Закрепленные в сознании будущего юриста профессиональные ценности образуют устойчивую систему его гуманистических, профессионально-ценностных ориентаций, составляющих содержание мотивационно - ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Изменения (развитие) ценностно-смысловой сферы определяется преодолением ситуативности поведения и мотивации, перестройкой ценностно-смысловой структуры личности будущего специалиста с предметной направленности на гуманистическую, осознанием системы ценностей и мотивов профессионального поведения, деятельности и общения.
Профессиональное развитие будущего юриста осуществляется благодаря развитию интеллектуальной сферы, которая характеризуется особенностями мыслительных операций как средства осуществления профессиональной деятельности.
Реализуясь в практической деятельности, интеллектуальная сфера профессионального развития будущего юриста органически связана с общими умениями
и навыками, являющимися элементами операционально-деятельностной сферы профессионального развития будущего юриста. Операционально-деятельностная сфера профессионального развития будущего юриста отражает его практическую готовность к творческому решению профессиональных задач на основе рефлексии, понимаемой как переосмысление и перестройка субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру.
Деятельность будущих юристов относится к разряду наиболее сложных, так как везде проявляются различные стороны профессиональной подготовленности человека. Большое значение профессиональные и психологические факторы имеют в деятельности будущих юристов, в которой субъекты деятельности должны наиболее полно отражать, познавать объект, принимать в различных условиях правильные решения и доводить их до исполнения. Допущение ошибок в правоохранительной деятельности может вызвать значительные отрицательные последствия. В связи с этим нельзя не сказать о состоянии повышенной напряженности, которое непосредственно влияет на состояние профессиональной готовности в процессе данной деятельности.
Таким образом, выполнение обязанностей будущих юристов характеризуется сложной интеллектуальной деятельностью, отличающейся целым рядом специфических особенностей.
Современные теории деятельности, анализ профессиональной деятельности позволил заключить, что юридическая деятельность представляет собой специфическую деятельность, предполагающую разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание, осуществляющую правозащитные и правоправные запросы социума в организации социальной среды, включающую три основных взаимосвязанных подсистемы: правоохранительную, социокультурную, учебно-образовательную.
Профессиональная юридическая деятельность направлена на решение следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: нормотворческая деятельность (подготовка нормативно-правовых актов); правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, совершение действий, связанных с реализацией правовых норм); составление юридических документов; правоохранительная деятельность (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства); охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: (консультирование по вопросам права); осуществление правовой экспертизы документов; педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).
Перечисленные особенности профессиональной деятельности студента-юриста являются наиболее общими для всех ее видов и не затрагивают специфику их проявлений (расследование преступлений, тактику ведения допроса, прения сторон и т.п.) [1, с.20].
Содержание социально-гуманитарных компетенций студента - юриста в связи
с этим отражает системы личностных и социально-психологических характеристик и способностей, в которых интегрированы ценностные ориентации, знания, умения и навыки в области социально-гуманитарных и специальных юридических дисциплин и социально значимые качества личности. В структуре социально-гуманитарных компетенций мы выделяем следующие взаимосвязанные компоненты: социально-правовой, когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный.
Когнитивный компонент определяется через совокупность знаний по социально-гуманитарным и специальным дисциплинам и обнаруживает себя через теоретическую нормотворческую и правоприменительную деятельность, основанную на социально-гуманитарных ценностях. Этот компонент предполагает понимание и использование законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; способность использовать основные понятия, законы и естественно-научные методы при изучении социальных, гуманитарных и экономических наук для решения профессиональных задач; способность решать профессиональные задачи в условиях неопределенности на основе социальных, гуманитарных, культурологических наук.
Социально-правовой компонент предполагает решение правовых проблем на основе общей культуры к обобщению, анализу мышления, восприятию информации и эффективной коммуникации; использование социальных, гуманистических, этических и правовых норм, регулирующих отношения в обществе; умение выявлять связи и закономерности между ситуациями, выделять ключевые моменты в сложных явлениях и обстоятельствах, понимать невысказанное и недоговоренное, суть, скрытую за внешними проявлениями.
Деятельностный компонент проявляется через следующие умения: проектировочные - разработка и проектирование нормативно-правовых актов; составление юридических документов, обеспечивающих обоснование законотворческих и правоприменительных решений; проектирование систем управления и правоохранительного контроля; способность к выявлению сущности проекта на основе саморазвития и повышения квалификации; организаторские, включающие действия по реализации правоприменительных действий в части исполнения в пределах должностных обязанностей решений, совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; способность оценивать социальные, нравственные, научные, этические и профессиональные критерии для решения социальных и профессиональных задач; способность принимать организационные и управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них профессиональную и психологическую ответственность при управлении коллективом; способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность на основе общей культуры к обобщению, анализу мышления, восприятию информации и эффективной коммуникации.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает понимание и знание гуманистических ценностей для сохранения и развития общества; готовность принимать на себя гуманитарные, гуманистические обязательства по отношению к человеку, обществу, природе; готовность к работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность использовать
социальные, гуманистические, этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения в обществе, профессиональной деятельности, нормы права, этики; способность к толерантному восприятию исторических и культурных различий в социальной и производственной сферах.
Литература
1. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 615.
2. Берулава М.Н. Гуманизация современного отечественного образования // Известия российской академии образования. - 2009. - № 2. - С. 3-15.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.