УДК 378.016:34 ББК Ч448.44:Х
DOI: 10.14529/ped160410
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
О.А. Егорова, Е.Н. Зинченко
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Рассматриваются правовая компетентность студентов неюридических специальностей и профессиональная компетентность студентов - будущих юристов. Проведен анализ определений правовой компетентности и её структурных компонентов в современной психолого-педагогической литературе. Дана характеристика профессиональной компетентности будущих юристов и выделены её компоненты. Результаты исследования показали, что правовая компетентность студентов неюридических специальностей включает теоретико-правовую готовность и практическую способность к выполнению профессиональной деятельности и решению правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами; профессиональная компетентность будущих юристов объединяет личностный и профессиональный аспекты через совокупность взаимосвязанных компетенций, обусловленных уровнем теоретической и практической подготовленности будущих юристов к осуществлению профессиональной деятельности в сфере юриспруденции.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, правовая компетентность, профессиональная компетентность будущих юристов.
1. Постановка проблемы. Анализ работ в области исследования компетентностного подхода показал необходимость уточнения понятийного аппарата, представляя собой важную научно-практическую проблему [16, с. 4]. В современных исследованиях отмечается, что реализация компетентностно ориентированного образования на методическом уровне опережает педагогическое и дидактическое обоснование этого процесса, а необходимость перехода на компетентностный формат обучения ставит перед профессионально-преподавательским составом высшей школы один из сложных методологических вопросов о переосмыслении целей и результатов образовательной деятельности вуза и описание их на языке компетентности и компетенций [10, с. 4; 12, с. 24-25].
В работе Е.К. Войшвилло подчеркивается, что «в научном познании важная роль принадлежит понятиям как форме познания и способа мыслительной деятельности. Являясь определенным видом мысли, понятие представляет собой вместе с тем и определенную форму познавательной, мыслительной деятельности, форму познания предметов и явлений действительности, определенный способ воспроизведения предметов и явлений дейст-
вительности на ступени абстрактного мышления» [3, с. 90].
Цель статьи - охарактеризовать правовую компетентность студентов неюридических специальностей и профессиональную компетентность будущих юристов на основе современных психолого-педагогических исследованиях. Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи: во-первых, охарактеризовать место компетент-ностного подхода в образовании в структуре общей методологии науки и рассмотреть в качестве основы компетентностного подхода понятие компетентность; во-вторых, провести анализ определений правовой компетентности и её структурных компонентов в современной психолого-педагогической литературе; в-третьих, дать характеристику профессиональной компетентности будущих юристов и выделить её компоненты.
2. Методологические основы перехода на компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход в образовании ориентирует в оценке результатов образования на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Возникает необходимость тщательного анализа этого подхода и определения его места среди существующих
подходов. Подход понимается как позиция, точка зрения, обусловливающая исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса, рассматривается как способ концептуализации знаний, определяется некоторой идеей, концепцией и акцен-трируется на основных для него одной или нескольких категориях [6].
Рассматривая место компетентностного подхода в структуре общей методологии науки, в работе И.А. Зимней отмечается, что общая схема уровней методологии содержит 4 уровня познания: во-первых, уровень философской методологии, содержащей общие принципы познания и категориальный строй науки в целом; во-вторых, уровень общенаучных принципов и норм, методов исследования, относящихся ко всей науке в целом, оперирующим важнейшими категориями еще со времен Аристотеля (мера, качество, количество и др.); в-третьих, уровень конкретно-научной методологии как совокупность методов и принципов исследования, процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине или отрасли знания, которая выявляет специфику терминов и принципов; в-четвертых, методически-процедурный уровень, который соотносится с методикой и техникой исследования, с разработкой технологий, общих процедур реализации различных процессов [6, с. 21].
В отличие от системного подхода, который относится к уровню общенаучной методологии, компетентностный подход относится к уровню конкретно-научной методологии, т. е. относится только к образованию, но ком-петентностному подходу присущи черты системного, как более широкого, поэтому определяющего подхода. Поэтому, в рамках ком-петентностного подхода будут применяться категории системного анализа - система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия, отношения система-среда. Объектом приложения компетентностного подхода является компетентность как результат образовательного процесса, представляющая сложную иерархическую организованную уровневую многокомпонентную структуру, отвечающую всем основным характеристикам системы [6, с. 22].
Сферой приложения компетентностного подхода являются в основном цели и результаты образования, что в значительной мере определяет его содержание, свидетельствует
о его значимости, но не об исключительности или единственности. Поэтому на уровне связи «цель-организация процесса-результат» могут сосуществовать системный и компетентност-ный подходы к образованию.
Подчеркивая значение компетентностно-го подхода, необходимо отметить, что он усиливает практикоориентированность образования, акцентирует операциональную, навыко-вую сторону результата. В отечественной психолого-педагогической науке компетент-ностный подход не противопоставляется традиционному знаниевому (ЗУНовскому), а существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими, но его специфика заключается в том, что ожидаемым результатом образования является не система знаний, умений, навыков, а компетентность как совокупность компетенций [6, с. 26; 8, с. 113; 13, с. 30].
Рассматривая основы компетентностного подхода, необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической литературе исследуются понятия компетентность и компетенции, при этом исследователи либо применяют только термин «компетенция», либо синонимируют термины «компетентность» и «компетенции», либо дают им разные смыслы. И.А. Зимняя отстаивает позицию, что в компетентностном подходе более адекватно основываться на понятии «компетентность», исходит из трактовки «компетенции» в ее противопоставлении «употреблению», реализации, предложенной Н. Хомским, и разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное-актуальное, когнитивное-личностное. В этом случае под компетентностью понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знании интеллектуальная и личностнообусловленная социально-профессиональная характеристика человека. Компетенция понимается (вслед за Н. Хом-ским) как совокупность правил знания объекта, его структуры [6, с. 22]. Дж. Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия и включает узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления и понимание ответственности за свои действия. Под компетентностью понимают основанные на знаниях интеллектуально и личностно обоснованный опыт социально-профессиональной деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности, в единстве с ценностями человека, при условии глубокой заинтересованности в этом виде деятельности. А.Л. Хуторской определяет компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. К признакам компетентности важно отнести степень овладения компетенциями и их реализацию в конкретном виде деятельности, зависимость овладения компетенциями и их реализация от присущих человеку личных данных. Связь между компетентностью и компетенциями рассматривается с позиций различных подходов: деятельностный, личностный, компетент-ностный подходы [16, с. 3].
В работе К.С. Бурова, Г.Д. Юнусова отмечено, что понятие «компетентность» интегрирует профессиональные, социально-психологические, нравственные и другие характеристики. Компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляет собой системное проявление знаний, ума, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [2].
Понятие «компетентность» включает в себя когнитивную и операциональную, мо-тивационную, этическую, социальную и поведенческую компоненты. Такой трактовки придерживаются А.В. Хуторской, Ю.В. Фролов, Д. А. Махотина, Ю.Г. Татур и др. [6, с. 22]. Тогда понятие компетентность будет включать следующие компоненты: мотивацион-ный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой (табл. 1).
В ряде работ отмечается, что компетентность предполагает совокупность заявленных
компетенций, характеризующих подготовку выпускника, возможность их успешного выполнения в практической деятельности и включает в себя: универсальные компетенции (общенаучные компетенции, инструментальные компетенции, социально-личностные компетенции, системные компетенции), а также профессиональные компетенции выпускника [16, с. 4; 13, с. 30; 7].
Таким образом, в современных психолого-педагогических исследованиях компетентность понимается как актуальное качество субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, заключающееся в основанной на знании интеллектуальной и личностнообусловленной социально-профессиональной характеристике человека.
3. Правовая компетентность студентов неюридических специальностей. Рассматривая современные психолого-педагогические исследования в рамках компетентно-стного подхода, необходимо отметить, что ряд научных работ посвящены исследованию сущности правовой компетентности, её структуры и специфики в профессиональном образовании студентов неюридического профиля (студентов-педагогов, студентов медицинских институтов, студентов колледжей культуры) [1, 4, 9, 11, 15, 17].
В работах А.С. Аникиной, Л.З. Куванды-ковой правовая компетентность рассматривается как интегративное профессионально-личностное качество студента-педагога. Авторы отмечают, что правовая компетентность включает «теоретико-правовую подготовленность и практическую способность к решению учебных и профессиональных задач, возникающих в образовательной ситуации с соблюдением образовательного законодательства, правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению
Таблица 1
Компоненты компетентности
Мотивационный аспект Включает готовность к проявлению компетентности, где готовность рассматривается как мобилизация сил
Когнитивный аспект Включает владение знанием содержания компетентности
Поведенческий аспект Включает опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях
Ценностно-смысловой аспект Включает отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения
Эмоционально-волевой аспект Включает регуляцию процесса и результата проявления компетентности
правового воспитания, защите прав и интересов детей» [1, с. 10-11]. А.А. Жигулин рассматривает правовую компетентность субъекта профессиональной деятельности студента-неюриста как качественную характеристику субъекта правоотношений, которая включает «освоение правовых знаний, навыков и умений, составляющих нормативно-правовое поле алгоритмов профессиональной деятельности, развитие личностно-профессиональных знаний, творческого потенциала, мотивации...» [4, с. 38]. О.А. Лукаш рассматривает правовую компетентность как необходимый компонент профессиональной компетентности специалиста социокультурной сферы, который «представляет совокупность качеств, отражающих уровень правовых знаний, умений, навыков, а также готовность и способность для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности» [11, с. 8].
Правовая компетентность субъекта профессиональной деятельности заключается не только в соблюдении конкретных юридических законов в сфере профессиональной деятельности, но и в способности к активным действиям в сфере реализации права и правового регулирования, связывается с реализацией потребности общества в становлении основ правовой культуры.
Анализ научных работ о сущности и структуре правовой компетентности в профессиональном образовании студентов неюридического профиля показывает, что единство позиций ряда исследователей выражается в понимании правовой компетентности как интегративной профессионально-личностной качественной характеристики студента как субъекта профессиональной деятельности. Правовая компетентность включает теоретико-правовую готовность и практическую способность к выполнению профессиональной деятельности и решению правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами.
Исследователи выделяют основные компоненты в структуре правовой компетентности: мотивационный (ценностно-мотивацион-ный, ценностно-смысловой), когнитивный (содержательный, содержательно-правовой), деятельностный (функционально-деятель-ностный, организационно-деятельностный, организационно-технологический). Некоторые авторы считают необходимым выделить
в структуре правовой компетентности рефлексивно-оценочный (результативно-критериальный, личностный) компонент (Н.Р. Ну-риахметова, Л.З. Кувандыкова, О.А. Лукаш), а также акмеологический компонент (А.А. Жигулин).
В работах, посвященных правовой компетентности студентов неюридического профиля, отмечено, что мотивационный компонент правовой компетентности отражает «принятие субъектом профессиональной деятельности правовых ценностей, сформированность мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, наличие личностной установки на правомерность профессиональной педагогической деятельности» [1, с. 11]; «включает уровень оценки и отношения к праву, наличие положительного или отрицательного отношения к воспринимаемым знаниям, в результате которого на основе интереса формируется убеждение в личной ценности правовых норм, уважение к праву, вырабатываются навыки правомерного поведения» [17, с. 11]. Когнитивный компонент правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности представляет собой совокупность научно-теоретических и практических знаний о правах человека, обязанностях, способах их защиты и т. д. Когнитивный компонент включает системное, целостное усвоение знаний нормативно-правового и процессуального характера, необходимых и достаточных для осуществления правомерной профессиональной педагогической деятельности, правового воспитания и защиты прав. [15, с. 11]. Деятельностный компонент правовой компетентности в профессиональном образовании студентов неюридического профиля характеризует способность и готовность личности применять правовые знания на практике для решения профессиональных задач и участия в правоотношениях на основе правовых норм; осуществлять социально-активное правомерное поведение в сфере профессиональной деятельности; ориентировать деятельность в профессиональной сфере на правовые нормы и ценности. Рефлексивно-оценочный компонент правовой компетентности предполагает самостоятельность правовых решений и оценок при взаимодействии с другими субъектами в рамках профессиональной деятельности, способность к критическому осмыслению, оценке и корректированию собственной деятельности с позиций
Таблица 2
Структура правовой компетентности
Компонент Характеристика компонентов
Мотивационный - Предполагает наличие у субъекта профессиональной деятельности интереса к праву в целом и к правам человека как общечеловеческой и личностно значимой ценности, включает уровень оценки и отношения к праву; - отражает принятие субъектом профессиональной деятельности правовых ценностей, развитие мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, наличие личностной установки на правомерность профессиональной деятельности
Когнитивный - Характеризует системное, целостное усвоение знаний нормативно-правового и процессуального характера, необходимых и достаточных для осуществления правомерной профессиональной деятельности, правового воспитания и защиты прав и правовых ценностей
Деятельностный - Характеризует способность и готовность субъекта профессиональной деятельности применять правовые знания на практике для решения профессиональных задач и участия в правоотношениях; - осуществлять социально-активное правомерное поведение в сфере профессиональной деятельности; - ориентировать деятельность в профессиональной сфере на правовые нормы и ценности
Рефлексивный - Характеризует способность личности к самостоятельности правовых решений и оценок при взаимодействии с другими субъектами в рамках профессиональной деятельности; способность к критическому осмыслению, оценке и корректированию собственной деятельности с позиций норм права; - связан с личными качествами субъектов профессиональной деятельности (восприятием правовой информации, коммуникативностью и др.)
Акмеологический - Включает знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма, способов профессионального самосовершенствования в рамках правовых норм
норм права, связан с развитием личных качеств субъектов профессиональной деятельности (восприятием правовой информации, коммуникативностью и т. д.). Акмеологиче-ский компонент правовой компетентности предполагает знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма в рамках правовых норм, «знание о путях и закономерностях достижения совершенства в индивидуальной профессиональной деятельности» [4, с. 37]. В табл. 2 представлены компоненты и характеристика компонентов структуры правовой компетентности.
Таким образом, в современных исследованиях о сущности и структуре правовой компетентности в профессиональном образовании студентов неюридического профиля, под понятием правовой компетентности понимают интегративную профессионально-личностную качественную характеристику субъекта профессиональной деятельности, которая включает теоретико-правовую готовность и практическую способность к выполнению профессиональной деятельности и решению правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности в соответствии с
законодательством и иными нормативно-правовыми актами. В структуре правовой компетентности выделяют основные компоненты: мотивационный, когнитивный, дея-тельностный, а также могут быть выделены рефлексивно-оценочный и акмеологический компоненты.
4. Профессиональная компетентность будущих юристов. В работе Н.В. Судденко-вой профессиональная компетентность будущих юристов определяется как «интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающей уровень знаний, умений и опыт, достаточные для достижения цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию и отношение к профессиональной деятельности к себе как субъекту этой деятельности» [18, с. 10].
Профессиональная компетентность будущих юристов определяется развитием личностного потенциала человека, который включает систему психологических факторов, которые можно определить общим понятием психологической культуры. «Основными составляющими психологической культуры юриста являются психология личности и дея-
тельности, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера и способности личности, характер и темперамент, проблемы типологии личности и её самосовершенствования, разнообразные системы мотивации, психология юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических специальностей, навыки и приемы творческого использования полученных знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения и в повседневной практической деятельности» [5, с. 198]. Э.Н. Нигматуллина профессиональную компетентность юриста рассматривает как «интегративную характеристику личности, представляющую собой совокупность взаимосвязанных специально-правовых, информационных, социально-коммуникативных, рефлексивных, управленческих компетенций и профессиональную
креативность» [14, с. 12]. Основными компонентами профессиональной компетентности будущих юристов являются: мотивационный, когнитивный, операциональный (табл. 3).
Структура профессиональной компетентности будущих юристов объединяет личностный и профессиональный аспекты через совокупность взаимосвязанных компетенций, обусловленных уровнем теоретической и практической подготовленности будущих юристов к осуществлению профессиональной деятельности: общие компетенции (информационные, управленческие, рефлексивные и др.) и профессиональные (специально-правовые, социально-коммуникативные компетенции и др.).
Подводя итоги рассмотрения правовой компетентности студентов неюридических специальностей и профессиональной компетентности студентов - будущих юристов в
современной психолого-педагогической литературе, мы приходим к выводу о том, что понятие правовая компетентность применяется в современной психолого-педагогической литературе при рассмотрении профессиональной подготовки в вузе студентов неюридических специальностей, в то время как понятие профессиональная компетентность будущих юристов рассматривается в профессиональной подготовке в системе юридического образования.
Результаты исследования показали, что правовая компетентность студентов неюридических специальностей включает теоретико-правовую готовность и практическую способность к выполнению профессиональной деятельности и решению правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности в соответствии с законодательством и иными
нормативно-правовыми актами; профессиональная компетентность будущих юристов объединяет личностный и профессиональный аспекты через совокупность взаимосвязанных компетенций, обусловленных уровнем теоретической и практической подготовленности будущих юристов к осуществлению профессиональной деятельности в сфере юриспруденции.
Литература
1. Аникина, А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекта профессионально-ориентированных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Аникина. - Тюмень, 2011. - 23 с.
2. Буров, К. С. Проблема управления развитием профессиональной компетентности
Таблица 3
Компоненты профессиональной компетентности будущих юристов
Компонент Характеристика компонентов
Мотивационный - Предполагает осознание значимости профессии юриста; - характеризует готовность осуществлять юридическую деятельность на основе внутреннего побуждения и потребности к профессиональному росту и самосовершенствованию в юридической сфере; - формирует мотивы осуществления юридической деятельности
Когнитивный - Предполагает наличие правовых знаний; - формирует способность мыслить посредством юридических категорий и методов юридического познания; - формирует понимание специфики своей работы
Операциональный - Характеризует освоенные способы и опыт выполнения конкретных профессиональных действий в сфере юридической деятельности
менеджеров по продажам банковских услуг / К. С. Буров, Г.Д. Юнусова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2014. - Т.6, № 3. - С. 126-128.
3. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления - логико-гносеологический анализ / Е.К. Войшвилло. - М. :МГУ, 1989. - 392 с.
4. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности / А.А. Жигулин //Alma Mater. - 2011. - № 7. - С. 37-40.
5. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. - М., 2003. - С. 198.
6. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. -С. 20-26.
7. Кагакина, Е.А. Интеграция общекультурных и профессиональных компетенций как фактор подготовки будущих специалистов в условиях модернизации университетского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Е.А. Кагакина. - Кемерово, 2015. -38 с.
8. Кобзева, В.В. Графическая компетенция как составляющая профессиональной компетентности будущих техников-программистов / В. В. Кобзева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. - Т. 6, № 4. - С. 112-119.
9. Кувандыкова, Л.З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Л.З. Кувандыкова. - Оренбург, 2012. - 24 с.
10. Кузнецова, Э.Н. Особенности методики формирования профессиональной компетентности юриста-международника / Э.Н. Кузнецова, С.К. Савицкий // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 10. - С. 29-30.
11. Лукаш, О.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа куль-
туры в процессе подготовки к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Лукаш. - Тула, 2013. -24 с.
12. Матушкин, Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетент-ностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбов // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 5. - С. 24-29.
13. Методологические основы компе-тентностного подхода в контексте реализации многоуровнего экономического образования / Е.А. Аширбагина, Н.А. Бурмистрова, Е.А. Кормильцева, Т.А. Эржибия // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 5. - С. 29-36.
14. Нигматуллина, Э.Н. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности юриста по направлению подготовки «Международные отношения»: автореф. дис. . канд. пед. наук / Э.Н. Ниг-матуллина. - Йошкар-Ола: Башкир. гос. ун-т, 2014. - 27 с.
15. Нуриахметова, Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки современной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук /Н.Р. Нуриахметова. - Томск, 2012. - 23 с.
16. Романцов, М.Г. Формирование проф. компетенций и становление компетентно-стного подхода при обучении в медицинском вузе / М.Г. Романцов, Е.Г. Храмцова, И.Ю. Мельников // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 7. - С. 2-10.
17. Соболева, М.Н. Формирование правовой компетентности студента медицинского института (на примере специальности «Лечебное дело»): автореф. дис. ... канд. пед. наук /М.Н. Соболева. - Орел, 2013.- 24 с.
18. Судденкова, Н.В. Формирование профессиональной компетентности специалиста правовой сферы в ССУЗ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Судденкова. - Казань: Ин-т педагогики и психологии проф. образования Рос. акад. образования, 2007. - 22 с.
Егорова Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, egorovaoa@susu.ru.
Зинченко Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, zinchenkoen@susu.ru.
Поступила в редакцию 3 сентября 2016 г.
DOI: 10.14529/ped160410
LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS WHOSE MAJOR IS NOT LAW AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS
O.A. Egorova, egorovaoa@susu.ru,
E.N. Zinchenko, zinchenkoen@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article deals with the topical question of the difference between the concepts of "legal competence", "professional competence of future lawyers" within the framework of scientific and practical problems associated with the necessity to specify the conceptual instrument of the competence-based approach to education. The article analyzes the works in the field of competence-based approach in order to determine the content of the concepts of "legal competence" and "professional competence of future lawyers". There is a link between competence approach and system approach. The difference of the concepts "competence" and "the knowledge, skills" is shown, the main components of competence are revealed. The authors give a description of the concepts "legal competence", "professional competence of future lawyers" in the system of professional preparation at higher education institutions. Therefore, authors come to the conclusion that the concept of "legal competence" has remained in the modern psychological and pedagogical literature when considering professional preparation for higher school students of non-law professions, while the concept "professional competence of future lawyers" has to do with professional preparation in the system of law education.
Keywords: competence, competence approach, legal competence, professional competence of future lawyers.
References
1. Anikina A.S. Formirovanie pravovoy kompetentnosti budushchego pedagoga s ispol'zovaniem komplekta professional'no-orientirovannykh zadach. Avtoref. kand. diss. [Formation of Legal Competence of the Future Teacher Using a Set of Professionally-Oriented Tasks. Abstract of Cand. Diss.]. Tyumen, 2011. 23 p.
2. Burov K.S. [The Problem of Management of Development of Professional Competence of the Sales Managers of Banking Services]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2014, vol. 6, no. 3, pp. 126-128. (in Russ.)
3. Voyshvillo E.K. Ponyatie kak forma myshleniya - logiko-gnoseologicheskiy analiz [The Concept of a Form of Thinking - Logical-Epistemological Analysis]. Moscow, Moscow State University, 1989. 392 p.
4. Zhigulin A.A. [Psychological Structure of the Legal Competence of the Subject of Professional Activity]. Alma Mater, 2011, no. 7, pp. 37-40. (in Russ.)
5. Zel'dovich B.Z. Psikhologiya i pedagogika v professional'noy deyatel'nosti yurista [Psychology and Pedagogy in the Professional Activities of the Lawyer]. Moscow, 2003. 198 p.
6. Zimnyaya I.A. [Competence Approach. What is its Place in the System Approaches to Education]. Higher Education Today, 2006, no. 8, pp. 20-26. (in Russ.)
7. Kagakina E.A. Integratsiya obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy kak faktor podgotovki budushchikh spetsialistov v usloviyakh modernizatsii universitetskogo obrazovaniya. Avtoref. dokt. diss. [Integration of Common Cultural and Professional Competence as a Factor in the Preparation of the Future Experts in the Conditions of University Education. Abstract of Doct. Diss.]. Kemerovo, 2015. 38 p.
8. Kobzeva V.V. [Graphic Competence as a Component of Professional Competence of Future Engineers-Programmers]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2014, iss. 6, no 4, pp. 112-119. (in Russ.)
9. Kuvandykova L.Z. Problemnye situatsii kak faktor razvitiya pravovoy kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki. Avtoref. kand. diss. [Problem Situations as a Factor of Development of Legal Competence of the Future Bachelor Education. Abstract of Cand. Diss.]. Orenburg, 2012. 24 p.
10. Kuznetsova E.N. [Features of a Technique of Formation of Professional Competence in International Law]. Higher Education Today, 2011, no. 10, pp. 29-90. (in Russ.)
11. Lukash O.A. Formirovanie pravovoy kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury v protsesse podgotovki kprofessional'noy deyatel'nosti. Avtoref. kand. diss. [Formation of Legal Competence of the Culture of College Students in the Process of Preparation for Professional Work. Abstract of Cand. Diss.]. Tula, 2013. 24 p.
12. Matushkin N.N. [Methodological Aspects of the Development of the Structure of Competence Model of High School Graduate]. Higher Education Today, 2009, no. 5, pp. 24-29. (in Russ.)
13. Ashirbagina E.A., Burmistrova N.A., Kormil'tseva E.A., Erzhibiya T.A. [Methodological Basis of Competence Approach in the Context of Multi-Level Economic Education]. Higher Education Today, 2015, no. 5, pp. 29-36. (in Russ.)
14. Nigmatullina E.N. Pedagogicheske usloviya formirovaniya professional'noy kompetentnosti yurista po napravleniyu podgotovki "Mezhdunarodnye otnosheniya". Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Formation of Professional Competence of Lawyers in the Direction of Training "International Relations". Abstract of Cand. Diss.]. Yoshkar-Ola, 2014. 27 p.
15. Nuriakhmetova N.R. Formirovanie normativno-pravovoy kompetentnosti pedagogov kak uslo-vie kadrovoy podderzhki sovremennoy shkoly. Avtoref. kand. diss. [Formation of the Legal Competence of Teachers as a Condition of Staff Support of the Modern School. Abstract of Cand. Diss.]. Tomsk, 2012. 23 p.
16. Romantsov M.G., Khramtsova E.G., Mel'nikov I.Yu. [Formation of Professional Competences and Establishment of Competence Approach in Teaching in Medical School]. Higher Education Today, 2015, no. 7, pp. 2-10. (in Russ.)
17. Soboleva M.N. Formirovanie pravovoy kompetentnosti studenta meditsinskogo instituta (na primere spetsial'nosti "Lechebnoe delo"). Avtoref. kand. diss. [Formation of Legal Competence of the Medical School Student (for Example, Specialty "Medicine". Abstract of Cand. Diss.]. Orel, 2013. 24 p.
18. Suddenkova N.V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti spetsialista pravovoy sfery v SSUZ. Avtoref. kand. diss. [Formation of Professional Competence of the Expert in the Legal Sphere Colleges. Abstract of Cand. Diss.]. Kazan, 2007. 22 p.
Received 3 September 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Егорова, О.А. Правовая компетентность студентов неюридических специальностей и профессиональная компетентность студентов - будущих юристов / О.А. Егорова, Е.Н. Зинченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 4. - С. 72-80. DOI: 10.14529/ped160410
Egorova O.A., Zinchenko E.N. Legal Competence of Students Whose Major is not Law and Professional Competence of Future Lawyers. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4, pp. 72-80. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160410