УДК / UDK 378:34 М. В. Погудин,
аспирант НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации», Новосибирск, Россия, [email protected]
Maksim Pogudin,
postgraduate student at private educational institution of higher education «Siberian University of Consumer Cooperatives», Novosibirsk, Russia, [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ВЕКТОР СОЦИАЛИЗАЦИОННОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА
COMPETENCE VECTOR OF SOCIALIZING TRAJECTORY OF LAW STUDENTS DEVELOPMENT
В данной статье рассматривается ком-петентностный вектор, задающий направление современного образовательного процесса студента-юриста, через компетенции, определяемые в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, по направлению подготовки «юриспруденция». Также характеризуются базовые компетенции студента-юриста как социализационная норма российского образования. При этом подробно обсуждается формирование когнитивной компетентности, являющейся основой развития профессионально компетентной личности сту-дента-юриста.
In the work we analyze the competence area. This is determining the direction of the modern educational process of the student lawyer. The educational process is done with help competence. The federal state educational standards of higher education of the third generation, in the direction of training law includes competence. We also characterized the basic competence of the law student, as a norm socialization of education in Russia. We discuss in detail the formation of cognitive competence, which is the basis for the development of a competent professional person of the student-lawyer.
Ключевые слова: социализационная
траектория развития профессионально компетентной личности, компетентностный вектор социализации, профессиональная компетентность, когнитивная компетентность, результаты образования.
Keywords: socialization trajectory of a competent professional person, the vector competence of socialization, professional competence, cognitive competence, the results of education.
Присоединение Российской Федерации к Совместной декларации европейских министров образования 1999 г., утверждённой в Болонье, сделало актуальным не только внедрение российского образования в европейскую систему, но и его реформирование. Задача вхождения России в европейское образовательное пространство обозначена как одна из основных целей в области становления образования в России. Данная позиция отображена в основных документах, задающих направление российской образовательной политики: в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 о Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы и Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации.
Компетентностный подход в образовании -это способ моделирования итогов образовательного процесса и их становления как норм качества высшего профессионального образования. Под результатами образовательного процесса, в соответствии с ФГОС-3 по юриспруденции, понимаются наборы общекультурных и профессиональных компетенций, включающие в себя знания, понимание и навыки студента.
К уровню профессиональной компетентности выпускников юридических факультетов в настоящее время предъявляются жёсткие требования, что вызвано востребованностью юридической профессии в современной России. Но в то же время на современном рынке труда, в частности это относится к Новосибирску, существует избыток выпускников юридических факультетов.
Социализационная траектория развития
профессионально компетентной личности -это фундамент образовательного процесса, совокупность точек, являющихся профессиональными компетенциями в системе координат времени и социализационной нормы, позволяющая задавать социализацию личности в определённой траектории. Социализационная траектория рассматривается нами как показатель, отражающий динамику освоения студентами знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющий координировать систему обучения студента по заданной государством траектории.
Вектором социализационной траектории развития профессионально компетентной личности студента-юриста в России в настоящее время выступает компетентность. Компетент-ностный вектор - направленность социализа-ционной траектории развития студента в образовательном процессе на формирование компетентности через точки-компетенции, определяемые в ФГОС-3 ВПО. Любой вектор своего развития личность задаёт сама. В современной России равнодействующей личностной диспозиции силой, направляющей социализационную траекторию развития личности, выступает вектор компетентности. Компетентность - инструмент социализации, при помощи которого конструируется личная субъектность. Поэтому для изучения и направления социализационной траектории развития профессионально компетентной личности сту-дента-юриста необходимо исследовать и охарактеризовать компетентностный вектор социализации.
Ещё в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы определяется главная цель программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, рынка труда и общества в высококачественном образовании. Результат образования связан с применением учащимся своих способностей в будущем, в конкретной профессиональной деятельности, а «результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент, выпускник по завершении всей или части образовательной программы» [1, с. 13].
ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки «юриспруденция» рассматривается нами как норматив качества профессионального образования студентов-юристов. Данный норматив
указывает на становление социализационной нормы в виде формирования основных компетенций и отвечает современным потребностям личности, общества, а также международным нормативам качества высшего профессионального образования.
Российские исследователи качества современного образования отмечают, что при компетентностном подходе результат образования выражается в обладании учащимися конкретным комплектом методов деятельности по отношению к выполняемой ими работе. Значимость обладания таким комплектом заключается в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности и набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным.
В настоящее время возникает потребность обучения профессионально компетентных специалистов в области юриспруденции, развитие профессиональной компетенции которых зависит от процесса обучения. Значит, развитие профессионально компетентной личности студента-юриста является в первую очередь педагогической проблемой. В связи с этим выявляется потребность в специалистах, способных обозначать, категорировать проблемы и разрешать профессиональные задачи, а также квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность.
С. А. Дружилов говорит о профессионализме как о способности людей осуществлять многоуровневую деятельность системно, эффективно, с высокой степенью надёжности, в различных жизненных ситуациях. «В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям». [2, с. 51].
Профессионально педагогическая проблема социализационной траектории развития профессионально компетентной личности в образовательном процессе исследуется в нашей работе на основе парадигмы педагогического социологизма, разработанной Е. В. Руденским. Данная парадигма раскрывает феномен компетентности личности как цель образования, разъясняет структуру феномена компетентности личности, а также обосновывает социализацию как средство конструирования компетенций. Таким образом, компетентность, в данном случае понимается как умение действовать в различных ситуациях. С точки зрения конструктивистской педагогики, компе-
тентность - это жизненная необходимость, так как главным качеством современного человека является интеллектуальная независимость -умение в одиночку решать трудные задачи, при этом определять меру своей ответственности за принимаемое решение. «Компетентная личность - личность, владеющая способностью применять свои навыки и знания для решения задач адаптации и самореализации в значимых сферах жизнедеятельности.» [3, с. 24].
ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки «юриспруденция» - документ, задающий социализационную норму развития профессионально компетентной личности студента-юриста, - определяет перечень его профессиональных компетенций, а значит и модель профессиональной компетентности студента-юриста. Новые ФГОС ВПО по юриспруденции содержат перечень компетенций и основной перечень знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у студента-юриста при изучении комплекса дисциплин.
Каждый вуз самостоятельно устанавливает не менее половины перечня дисциплин по программе. Также по ФГОС-3 большая доля времени образовательного процесса отдана практическим занятиям, таким как практикумы, семинары, интерактивные занятия. Особо необходимо отметить, что в ФГОС-3 предусмотрен для студентов отдельный вид практических занятий (консультационный), который осуществляется на базе юридических клиник.
Но фактически юридические клиники в настоящий момент введены в действие далеко не в каждом вузе, и многие студенты лишены такой возможности, как получение практики ведения реальных дел, консультации граждан. В ФГОС-3 ВПО по юриспруденции компетенции делятся на общекультурные и профессиональные, но нет трактовки данных компетенций. Некоторые авторы выделяют ключевые компетенции студентов-юристов, не разъясняя сути компетенций, указанных в ФГОС-3. Например, С. А. Ситников выделяет следующие ключевые компетенции студента-юриста: этическую, методологическую, информационную, коммуникативную [4]. Другие авторы раскрывают структуру компетенций юриста, не утверждённых фГос-3 ВПО.
Д. Ю. Жданухин выделяет PR-компетенцию юриста как инструмент, используемый юристом для решения профессиональных задач [5]. А. Борухин говорит о языковой компетенции современного юриста (владение английским языком) как о базовом навыке юриста [6].
Следует выделить базовые профессиональные компетенции студента-юриста, без которых юрист не сможет быть конкурентоспособным на современном рынке труда. Нами дана операциональная трактовка базовых профессиональных компетенций студента-юриста по ФГОС-3 как составляющих структуру его профессиональной компетентности. (таблица 1).
Таблица 1
Операциональная трактовка базовых профессиональных компетенций студента-юриста, необходимых для успешной профессиональной социализации личности
Профессиональная компетенция Состав профессиональной компетенции
Способность давать квалифицированные юридические советы, консультирование по конкретным видам юридической работы Постоянное совершенствование культуры общения, обучение говорить убедительно, понятно, уместно употреблять различные термины, работать над выразительностью своей речи. Студенту-юристу следует знать о бессознательном доверии, которое возникает у человека при общении с юристом. Необходимо отметить, что у человека подсознательно возникает доверие при внешнем проявлении юристом уверенности в сказанном, в выражении внутренней гармоничности личности юриста. Развитие навыка невербального общения, нерефлексивного слушания - внимательное слушание человека, при котором допустимо не перебивать его, а лишь делать короткие замечания и задавать вопросы, и эмпатического слушания - понимания собеседника, сочувствия и сопереживания ему
Обладание навыками изготовления юридических документов (владение юридической техникой) Обладание, помимо умения устного изложения, навыком письменного изложения. Работа юриста в большинстве случаев сводится не только к устному взаимодействию, а к составлению разнообразных правовых документов, таких как заявления, ходатайства, письма, запросы, претензии, жалобы, договоры. Именно для того, чтобы составлять вышеуказанные документы, необходимо применять юридическую технику
Окончание таблицы 1
Способность квалифицированно толковать нормативноправовые акты Умение интерпретировать нормативно-правовые акты в соответствии с профессиональной ситуацией. Способность выявить конкретный смысл правовой нормы, нормативных предписаний, содержащихся в законе, для их непосредственного применения в профессиональной деятельности. При этом применение интерпретационной юридической техники не должно изменять существующие юридические нормы. Обладание способами юридической интерпретации: уяснением, разъяснением. Обладание приёмами толкования: логическим, грамматическим, историко-политическим, систематическим, специально-юридическим. Знание юридического значения результатов официального и неофициального толкования
Способность правильно с точки зрения права квалифицировать факты и обстоятельства (формировать правовую позицию) Способность провести анализ дела, выработать позицию по делу (совокупность фактических и юридических обстоятельств, а также их юридические последствия) и реализовать ее. Возможность определения позиции по делу через анализ фактических обстоятельств. Умение различать позиции сторон по делу: стороны обвинения и защиты - в уголовном процессе, должника и кредитора - в гражданском праве, истца и ответчика - в гражданском процессе. Знать факторы, определяющие позицию по делу: фактические обстоятельства, доказательства, процессуальную роль, процессуальные цели. Обладание технологиями формирования позиции и квалификации фактов и обстоятельств: составление позиции, утверждение отдельных составляющих позиции - фактов и обстоятельств, тестирование позиции на реальность, предъявление позиции, доказывание позиции, обоснование правовой позиции
Способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Понимание сущности коррупции, механизма воспроизводства коррупционного поведения. Умение выявлять предрасположенность к коррупционному поведению, а именно дефициты личности, толкающие её к коррупционному поведению. К таким дефицитам относятся дефициты: эмоционального контакта, семейной интеракции, признания, психологической безопасности, эмоционального насыщения, к самоутверждению
Анализ исследованной литературы показал, что для профессиональной омпетентно-сти юриста характерны признаки, отражённые на рисунке 1.
При изучении становления профессионально компетентной личности студента-юри-ста нельзя не обратить внимания на потенциал мыслительных процессов студентов. Большое внимание уделяется концепту мыслительных процессов в конструктивистской педагогике профессионального образования.
Одним из основных понятий конструктивистской педагогики профессионального образования является когнитивная компетентность, которая основывается на описании мышления Б. Блума.
Б. Блум для описания мышления создал схему педагогических целей, так называемую таксономию образовательных целей Он выделил шесть уровней описания мышления, в последующем таксономия Б. Блума изменялась, дополнялась Д. Кратволем, Л. ндерсоном,
О. Е. Лебедевым, В. И. Тесленко. Потенциал становления профессионально компетентной личности за-
В профессиональную компетентность юриста входят знания, мотивации, двигательные и умственные навыки, основанные на правоотношениях и праве, необходимые для качественной и продуктивной рабочей деятельности, а также этические и ценностные ориентации. Все эти компоненты могут быть направлены на действие и получение профессионального результата
Профессиональная компетентность юриста - это особый тип организации знаний, который предполагает знание правовых и нормативных актов, знание о действиях, применяемых в различных затруднительных ситуациях, и о том, какое именно действие применить в той или иной правовой ситуации для достижения положительного результата, почему именно это действие необходимо совершать и как скорректировать результат адекватно ситуации
ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЮРИСТА
Профессиональная компетентность юриста непрерывно развивается и актуализируется через действия в разнообразных образовательных, профессиональных ситуациях
Профессиональная компетентность юриста - это набор правовых способов деятельности для решения актуальных юридических задач в любой ситуации, она обнаруживается в действии юриста, совершаемом в определённой профессиональной ситуации, от уровня её сформиро-ванности зависят быстрота и качество разрешения юридического вопроса
Рис. 1. Основные признаки профессиональной компетентности юриста
висит от возможности образования дать субъекту образовательной деятельности не только знание о чём-либо, но и знание о сущности, формировании, разрешении происходящих процессов.
Компетентностный вектор социализации в образовательном процессе должен быть направлен на позитивное изменение мыслительных процессов студентов. Профессионально компетентная личность умеет применить полученные знания в конкретной сложной, нестандартной ситуации, судить о создавшейся обстановке и действовать исходя из оцененной ситуации. Реализация в образовательном процессе социализационной траектории развития профессионально компетентной личности сту-дента-юриста возможна посредством научения личности навыкам мышления, актуализации перманентной готовности и способности личности к приобретению этих навыков через формирование когнитивной компетентности. В обновлённой версии таксономии образовательных целей Л. Андерсон выделяет шесть основных навыков мышления: помнить, понимать, применять, анализ, оценку, создание. Причём формирование вышеуказанных навыков в условиях современного рынка труда является обязательным условием становления профессиональной компетентности личности студента-юриста.
Когнитивная компетентность учеников -способность человека воспринимать, накапливать, рефлексировать, применять знания, управлять процессами своего мышления. Когнитивная компетентность подразумевает в том числе переосмысление и перестройку учеником содержания своего сознания, своей деятельности, своего поведения для решения сложных неоднозначных задач.
Направление компетентностного вектора социализации не на тренировку какого-то одного или нескольких мыслительных процессов (например, только на припоминание информации или на разделение информации на части), а именно на все мыслительные процессы обучаемого, формирует у студента когнитивную компетентность. Что, в свою очередь, позволяет развить через социализацию в образовательном процессе профессионально компетентную личность. При решении актуальных задач в любой профессиональной ситуации задействована работа мыслительного процесса. А для продуктивного управления своей профессиональной деятельностью личность должна расширять свою когнитивную компетентность. Когнитивная компетентность студента-юриста в данной статье рассматривается как главная составляющая профессиональной компетентности юриста. Без умения идентифицировать проблему, без понимания, в
чём проблемное положение, умения разделить проблему на категории юристу тяжело осуществлять свою работу. В особенности низкий уровень когнитивной компетентности студента-юриста может помешать сформировать у личности профессиональные компетенции в соответствии с социализационной нормой, при этом «реализация задач перехода на ФГОС третьего поколения блокируется проблемой дефицита когнитивных навыков, дефицита ментального развития» [7].
А. А. Деркач, развивающий проблемы ак-меологии - междисциплинарной науки о механизмах и логике развития личности в период его профессиональной зрелости, отмечает в своих исследованиях основную составляющую профессиональной компетентности в виде когнитивных свойств личности. «Профессиональная компетентность - это главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма личности и деятельности.. , постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющих выполнить профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.» [8, с. 72]. Ряд исследователей ставит когнитивную компетентность в основу профессиональной компетентности личности. А. А. Деркач отмечает, что первой качественной характеристикой профессиональной компетентности личности является когнитивная, или гностическая, характеристика, которая отражает обладание личностью необходимых ей профессиональных знаний. Л. И. Луценко говорит о том, что профессиональная компетентность представляет собой синтез интеллектуальных составляющих (когнитивного, включая знания, умения) и навыковых (деятельностного, включая навыки), личностных характеристик и практического опыта личности. Когнитивный компонент профессиональной компетентности «позволяет человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности» [9, с. 61].
Таким образом, ядром профессиональной компетентности является когнитивная компетентность. Чтобы учиться, студент должен обладать когнитивной компетентностью. Это условие обладания профессиональной компетентностью.
Когнитивная компетентность связана с умением осуществлять социальное мышление. К. А. Абульханова-Славская выделяет социальное мышление как отвечающее познавательным потребностям личности и категории других человеческих потребностей: практических, жизненных, социальных, которые появляются в процессе взаимосвязи человека с миром [11, с. 104]. Операции социального мышления составляют морфологию когнитивной компетентности личности юриста (таблица 2).
Таблица 2
Операции социального мышления, составляющие морфологию когнитивной компетентности юриста
Операции Описание Механизм формирования
Проблема- тизация Применение операции проблематизации свидетельствует о творческом и конструктивном порядке мышления личности. Определение проблемной ситуации, её решение -не только характеристика социального мышление, это основная характеристика познания. Выявление проблемы происходит тогда, когда мысль человека останавливается на событиях действительности. Проблематизация используется личностью для разрешения противоречий между старыми знаниями и новыми данными. При этом постановка проблемы - обнаружение, конструирование, определение - наиболее сложная интеллектуальная деятельность личности По структуре постановка проблемы схожа с составлением новых задач. Сложность постановки проблемы ощущается при попытке составить новую задачу. При разрешении проблемы личность должна постоянно учитывать противоречия, мысленно их рассматривать и анализировать. При разрешении проблемы человек должен постоянно думать: «Возможно ли, что то или иное явление, факт станут условием проблемы?»
Интерпре- тация Интерпретация - оценочная методика сознания, познания, мышления, а также раскрытие смысла, значимости происходящих в действительности явлений, процессов. В сознании личности интерпретация происходит в виде процессов понимания, которые входят в процесс социального мышления. При этом с помощью понимания человек использует получаемые данные, информацию в своей деятельности или включает их в контекст мышления, теоретических представлений Во время наисложнейших интерпретаций, которые допускают многозначность толкования, недостаточно объяснения, необходимо доказательство. Например, при осуществлении правовой деятельности (интерпретации правонарушений, законных нормативных актов, статей закона) необходима система фактических обстоятельств и доказательств. Из такой системы строится судебная процедура в уголовном процессе, которая включает в себя защиту и обвинение. Защита и обвинение в свою очередь требуют доказательств своей позиции (Данная позиция аналогична по применению ко всем сферам правовой деятельности.)
Способность и склонность к диалогу Способность к коммуникации, а также способность прийти к единому мнению с человеком, имеющим противоположное мнение. Каждый из таких людей должен совершать мыслительные образования. А именно - представлять себе, как другой человек видит его собственную позицию, при этом соотносить это видение со своей реальной позицией и со своим видением чужой позиции. Способность к умственным преобразованиям составляет основу способности к диалогу. Такое мыслительное сопоставление двух позиций содержит аргументы своей правоты в вопросе и аргументы неправоты другого человека, и стремление прийти к конструктивному решению вопроса, при котором позиции обоих сторон совпадут. Самое важное здесь - это теоретически представлять себе позицию другого человека, а не думать только о своей Необходимо формировать у личности специальную мотивацию и установки не на конфликт, а на взаимодействие и кооперацию точек зрения. Тренировать у личности способности достигать совместного интеллектуального поиска, достижения конструктивного решения и слушать собеседника
Категори- зация Категоризация - это социально-психологическая специфика социального мышления, социально-психологический механизм социального мышления. При вырабатывании оценки, теоретической позиции категоризация определяется как позиция данной группы, в которой личные мнения уравниваются, и одновременно эта позиция становится противоположной, противопоставляемой позиции другой группы Категоризация - способность личности к внутреннему оппонированию. Такая способность говорит о зрелости социального мышления личности. В этом случае личность не просто верит усваиваемому материалу и предлагаемой ей информации, а применяет свою внутреннюю критичность, способность выдвинуть систему вопросов, обоснований Категоризация может иметь яркое выражение в формировании образа врага нации, противника, посредством которого происходит конфронтация крупнейших мировых держав Перед тем как человек выскажет свои мысли другим, выразит их внешне, он проходит стадию проверки, взвешивания аргументов «за» и «против» своей правоты, истинности мнения, сообщаемого другим. Способность личности проводить с собой диалог, дискуссию является предпосылкой конструктивного диалога с другим. Человек перед высказыванием своей позиции уже знает возможные возражения против неё, мысленно опровергает доводы другой стороны
В основе становления профессионально компетентной личности юриста стоит формирование у него в процессе обучения мышления: общекультурного, профессионального, социального. В первую очередь для студента-юри-ста важно формирование социального мышления и когнитивной компетентности. Юристу необходимо обладать социальным мышлением, чтобы понять сущность своей профессиональной деятельности и активно участвовать в системе общественных правоотношений. В свою очередь социальное мышление является социальным в силу своих механизмов и субъектов социального мышления. Механизмы социального мышления приближены к общепсихологическим механизмам, обобщённым в таксономии Б. Блума, но имеют свои отличия.
Отталкиваясь от системы операций социального мышления, выделенных К. А. Абульха-новой-Славской, а также парадигмы педагогического социологизма Е. В. Руденского, нами рассматривается структура когнитивной компетентности как системы двух блоков. Первый блок - концептуально-аналитический (концептуально-понятийная система). Концептуальноаналитический блок характеризует круг знаний, понятий и концептов, необходимых для реализации в деятельности когнитивной компетентности.
Второй блок - операционально-технологический (операционально-когнитивная система мышления). Операционально-технологический блок показывает уровень обладания личностью умениями, алгоритмами, способами, опытом применения деятельностных составляющих компетентности.
Таким образом, компетентностный вектор, определяющий социализационную траекторию развития профессионально компетентной личности студента-юриста, выделен нами как один из базовых векторов, направляющих социа-лизационную траекторию развития профессионально компетентного студента-юриста. В данном случае проблема компетентностного вектора рассматривается как ключевая проблема социализации личности студента-юри-
ста в образовательном процессе. Система двух блоков когнитивной компетентности (концептуально-аналитического и операционально-технологического) является основным когнитивным ресурсом развития личности, а также её интеллекта. При этом когнитивная компетентность - это главная цель профессиональной социализации студента-юриста. Но в настоящее время не разработана модель социализа-ционной траектории для создания когнитивной компетентности студента-юриста.
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 55 с.
2. Дружилов С. А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. Т. 3. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
3. Руденский Е. В. Педагогическая социология как теоретическое основание конструктивистской педагогики профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - 126 с.
4. Ситников С. А. Модель формирования ключевых компетенций будущих юристов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2009. - № 3.
5. Жданухин Д. Ю. PR-компетенция юриста. URL: http://zakon.nu/Blogs/pnkompetenciya_yunista_nabroski_ stati/3275 (дата обращения: 25.06.2012).
6. Борухин А. Для современного юриста необходимость свободного владения английским языком - не дополнительное преимущество, а базовый навык. URL: http://blog.abakshin.com/anchives/3429 (дата обращения: 20.06.2012).
7. Руденский Е. В. Когнитивная интерпретация проблем высшей школы, которые актуальны для ситуации перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. URL: http://www.victimolog. nu/index.php/anticles/97-kognitivnaya-intenpnetatsiya-pnoblem-vysshej-shkoly-kotonye-aktualny-dlya-situatsii-penekhoda-na-fedenalnye-gosudanstvennye-obnazovat-elnye-standanty-tnetego pokoleniya (дата обращения: 07.10.2011).
8. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 125 с.
9. Луценко Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. -2005. - № 3. - 128 с.
10. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. - 299 с.