Научная статья на тему 'К вопросу оценки профессиональных компетенций бакалавров юриспруденции в условиях дистанционной формы обучения'

К вопросу оценки профессиональных компетенций бакалавров юриспруденции в условиях дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / ЮРИСТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / BACHELOR'S DEGREE / LAWYER / DISTANCE LEARNING / TRAINING OF LEWYERS / IT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эктов Алексей Владимирович

В статье рассматривается актуальная проблема организации оценки уровня сформированности компетенций студентов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода. Обозначена проблема актуализации системы высшего профессиональноориентированного юридического образования и нормализация преобладания количественных показателей над качественными характеристиками будущих юристов. Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки отмечают сами выпускники, вузы и будущие работодатели. Обращено внимание на превалирующий в системе высшего юридического образования компетентностный подход, при этом сформулирована наметившаяся тенденция в разграничении понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция». Охарактеризованы федеральные государственные образовательные стандарты, установленные для подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Юриспруденция». Рассмотрена специфика профессиональной юридической деятельности. Перечисляются базовые принципы, на которые должна опираться оценочная процедура и виды оценочных средств. Дана характеристика методики оценки профессиональных компетенций юристов. Проведена систематизация видов оценочных средств в условиях дистанционного обучения и инструментов измерения психологических особенностей деятельности будущего юриста. Для автоматизации оценки предлагается система управления обучением LSM Moodle, позволяющая увеличить объем собираемой информации о результатах формирования профессиональных компетенций юриста и предоставляющая возможность быстрой обработки и формирования отчетов. Представлена основная группа методов оценки профессиональных компетенций применительно к их реализации в системе дистанционного обучения LMS Moodle. Обозначены основные выводы, позволяющие наметить направления актуальных разработок, призванных обеспечить как внутривузовское, так и централизованное оценивание образовательных результатов студентов дистанционного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of assessing professional competencies of bachelors in jurisprudence in distance learning

The article deals with the current problem of assessment of the level of competence formation of students using distance learning technologies from the point of view of the competence-based approach. The article outlines the problem of updating of the system of higher practice-baced legal education and elemination of predominance of quantitative indicators over qualitative characteristics of future lawyers. Low level of professional training was noted by the graduates, universities and future employers. Attention is drawn to the competence-based approach, prevailing in the system of higher legal education; the difference of the concepts "professional competence" and "competence" is discussed. The article characterizes Federal State Educational Standards for training Bachelors and Masters in field of Law. The peculiarities of professional legal activities are described. The article enumerates the basic principles that should build evaluation procedure and types of assessment tools. The characteristics of methods of assessment and evaluation of professional competence of lawyers is given. The types of assessment tools in the conditions of distance learning and tools measuring psychological characteristics of the activities of a future lawyer are described as a system. To automate the evaluation we propose learning management system LSM Moodle, which allows to increase the amount of information collected about the results of formation of professional competence of the lawyer and provides the opportunity of rapid processing and reporting. The aticle shows the methods of evaluation of professional competencies in relation to their implementation in the distance learning system LMS Moodle. It also outlines the key insights, allowing to identify the direction of current developments designed to provide both the university and centralized evaluation of the educational results of students of the distance learning programs.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки профессиональных компетенций бакалавров юриспруденции в условиях дистанционной формы обучения»

УДК 378.634:378.147

ББК Ч448.026.843+Х0р ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Эктов Алексей Владимирович,

аспирант кафедры ТиМПО, Тульский государственный университет; 300012, г. Тула, пр-Ленина, 92; e-mail: [email protected].

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетентность; профессиональные компетенции; бакалавриат; юристы; дистанционное обучение; подготовка юристов; информационные технологии.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальная проблема организации оценки уровня сформи-рованности компетенций студентов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода. Обозначена проблема актуализации системы высшего профессионально ориентированного юридического образования и нормализация преобладания количественных показателей над качественными характеристиками будущих юристов. Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки отмечают сами выпускники, вузы и будущие работодатели. Обращено внимание на превалирующий в системе высшего юридического образования компетентностный подход, при этом сформулирована наметившаяся тенденция в разграничении понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция». Охарактеризованы федеральные государственные образовательные стандарты, установленные для подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Юриспруденция». Рассмотрена специфика профессиональной юридической деятельности. Перечисляются базовые принципы, на которые должна опираться оценочная процедура и виды оценочных средств. Дана характеристика методики оценки профессиональных компетенций юристов. Проведена систематизация видов оценочных средств в условиях дистанционного обучения и инструментов измерения психологических особенностей деятельности будущего юриста. Для автоматизации оценки предлагается система управления обучением LSM Moodle, позволяющая увеличить объем собираемой информации о результатах формирования профессиональных компетенций юриста и предоставляющая возможность быстрой обработки и формирования отчетов. Представлена основная группа методов оценки профессиональных компетенций применительно к их реализации в системе дистанционного обучения LMS Moodle. Обозначены основные выводы, позволяющие наметить направления актуальных разработок, призванных обеспечить как внутривузовское, так и централизованное оценивание образовательных результатов студентов дистанционного вуза.

Ektov Alexey Vladimirovich,

Post-graduate Student, Department of Theory and Methods of Pedagogical Education; Tula State University, Tula, Russia.

ON THE ISSUE OF ASSESSING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELORS IN JURISPRUDENCE IN DISTANCE LEARNING

KEYWORDS: professional competence; competence; Bachelor's Degree; lawyer; distance learning; training of lewyers; IT technologies.

ABSTRACT. The article deals with the current problem of assessment of the level of competence formation of students using distance learning technologies from the point of view of the competence-based approach. The article outlines the problem of updating of the system of higher practice-baced legal education and elemination of predominance of quantitative indicators over qualitative characteristics of future lawyers. Low level of professional training was noted by the graduates, universities and future employers. Attention is drawn to the competence-based approach, prevailing in the system of higher legal education; the difference of the concepts "professional competence" and "competence" is discussed. The article characterizes Federal State Educational Standards for training Bachelors and Masters in field of Law. The peculiarities of professional legal activities are described. The article enumerates the basic principles that should build evaluation procedure and types of assessment tools. The characteristics of methods of assessment and evaluation of professional competence of lawyers is given. The types of assessment tools in the conditions of distance learning and tools measuring psychological characteristics of the activities of a future lawyer are described as a system. To automate the evaluation we propose learning management system LSM Moodle, which allows to increase the amount of information collected about the results of formation of professional competence of the lawyer and provides the opportunity of rapid processing and reporting. The aticle shows the methods of evaluation of professional competencies in relation to their implementation in the distance learning system LMS Moodle. It also outlines the key insights, allowing to identify the direction of current developments designed to provide both the university and centralized evaluation of the educational results of students of the distance learning programs.

В настоящее время одним из важ- является актуализация системы высшего

нейших направлений модерниза- профессионально ориентированного юри-

ции российской образовательной системы дического образования. При этом совре-

© Эктов А. В., 2017

менные модификации проявляются в сущности юридического образования, в его ориентированности, в целях, содержании, все в большей степени направленных на всестороннюю подготовку компетентного юриста, а следовательно, и на развитие его готовности к успешному осуществлению профессиональных функций, способного к самодетерминации, принятию рациональных решений, эффективной коммуникации.

«Самые авторитетные научные юридические форумы постоянно констатируют недостаточно высокий уровень готовности молодых юристов к автономной профессиональной деятельности и обсуждают проблемы повышения качества их профессионального образования» [9, с. 123]. Не удовлетворены все заинтересованные стороны: сами субъекты профессиональной подготовки ее конечным результатом и содержанием, вузы как исполнители заказа на профессиональную подготовку юристов и будущие работодатели, которым приходится уделять достаточно много времени и средств для переучивания выпускников до требуемого уровня квалификации.

Деятельная дискуссия в профессиональном сообществе по поводу проблем юридического образования, обусловленных, прежде всего, преобладанием количественных показателей над качественными характеристиками в процессе подготовки юристов, закономерно инициирует процесс научных исследований, направленных на изучение вариативных аспектов готовности юриста к успешному осуществлению будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим «формирование готовности юриста к профессиональной деятельности - это актуальная и значимая научно-социальная проблема, заключающаяся в поисках ответов на вопросы: как достичь корреляции содержания этапов профессионализации юриста особенностям и требованиям деятельности в современных сложных реалиях; какие образовательные технологии обеспечат формирование компетенций юриста, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности» [9, с. 123-124].

С целью урегулирования сложившейся ситуации компетентностный подход к подготовке юристов и ориентация на потребности работодателя уже стали реальностью. «Компетентностный подход предполагает объединение образовательного процесса в единое целое, комплексное освоение обучающимися системы научных знаний на основе самостоятельного поиска информации, выполнения определенных алгоритмов практической работы, активного взаимодействия преподавателя и обучаемых, со-

здания педагогом условий для проявления их инициативы» [18, с. 134].

Однако в данном вопросе обнаруживается ряд проблем. Большинство современных ученых (В. И. Андреев, В. И. Байденко,

A. Р. Барахоева, В. А. Болотов, Д. Г. Давыдов, Ю. П. Джусов, П. Я. Коган, А. М. Новиков,

B. В. Сериков, Н. И. Сизов, Ю. Г. Татур,

C. Е. Шишов и др.) обозначают всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самого понятия «компетентность», так и способов оценивания уровня сформированности компетенций. Процесс оценивания уровня сформированности компетенции представляет собой трудоемкую и слабо формализованную задачу. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что проблема оценивания профессиональных компетенций масштабна, и ее решение невозможно без активного использования современных информационных технологий.

Следует заметить, что в отечественной педагогической науке по-прежнему нет четкого разграничения понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция». Однако в научных публикациях, относящихся к высшему профессиональному образованию и описывающих рынок труда (в том числе во всех нормативных и инструктивных материалах Министерства образования и науки РФ и переводах зарубежных документов и публикаций), стала четко прослеживаться тенденция представления термина «компетенция» в качестве компонента обобщающего понятия «профессиональная компетентность» или «профессиональная квалификация» [13, с. 12]. При этом развитие компетенций рассматривается в контексте сложного, многоаспектного развития личности как интегративного образования в системе его взаимосвязи с внешней средой в связи с ведущими смыслообразующими факторами ее развития, на основе ведущего вида деятельности, во времени и пространстве.

Федеральные государственные образовательные стандарты, установленные для подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» предлагают две категории компетенций: общекультурные и профессиональные [10]. При этом анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы показывает, что:

- структура профессиональной компетентности определяется спецификой профессиональной деятельности юриста (нор-мотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультацион-ная; педагогическая);

- конкретный вид профессиональной сферы деятельности юриста предполагает определенный набор профессиональных компетенций.

Безусловно, формирование у студента практических навыков необходимо. Педагогические приемы и методы как уже устоявшиеся и многократно апробированные, так и новые, используемые преподавателями вуза, позволяют достичь этой цели. Так, решение профессионально-ориентирован-ных задач и хорошие результаты в подготовке юристов дают такие формы проведения занятий, как ролевые и деловые игры, имитации судебных заседаний (в том числе в виртуальном пространстве, при помощи интернет-симуляторов -«Зал судебных заседаний» и т.п.), круглые столы, анализ проблемных ситуаций, составление договоров и процессуальных документов и прочие.

Однако не следует забывать, что эта реальность постоянно меняется. Компетенции определяются стандартами один раз в несколько лет. Кто даст гарантию, что потребности работодателя останутся неизменными? Кроме того, ослабление теоретической подготовки студента, явное предпочтение практики в ущерб научной составляющей обучения легко превратят юриста в ремесленника, не способного легко перестроиться в соответствии с изменившими запросами работодателя. Из нормативных документов в сфере образования видна четкая установка на сокращение разрыва между профессиональным образованием и потребностями практики. При этом наличие фундаментальных знаний не мешает, а наоборот, помогает специалисту адаптироваться к новым требованиям рынка. Высшее образование не может и не должно иметь исключительно прикладное значение.

Профессиональную деятельность юриста можно охарактеризовать, как [4, с. 129-130]:

- чрезвычайное разнообразие задач, решаемых юристом-профессионалом. Слож-ноорганизованная деятельность, представленная несколькими взаимосвязанными между собой видами, дифференцированных по форме, способам реализации, функциональной направленности;

- деятельностное общение индивидуально-ценностного характера, направленное на актуализацию культурно-когнитивного ресурса личности в парадигме «юрист - клиент»;

- «метадеятельность», предполагающая не только деятельность юриста при решении сложных проблем, но и управление этой деятельностью;

- креативная деятельность с превалированием задач, не имеющих готовых решений, с тяжело поддающимися научению действиями, практически не автоматизированными. Исходя из этого, высока эмоцио-

нальная напряженность юридического труда, характерная для большинства юридических профессий;

- деятельность, предполагающая развернутую ориентировку в закономерностях функционирования права на всех уровнях профессиональной подготовки;

- наличие особого аспекта организационной деятельности юриста, который проявляется, с одной стороны, в необходимости организовывать себя и собственное рабочее время, с другой стороны - в необходимости организации совместной работы с другими участниками юридической деятельности;

- для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления со стороны отдельных лиц или микрогрупп.

Принимая во внимание специфику профессиональной деятельности юриста, возникает проблема рационального оценивания формируемых в учебном процессе компетенций и их элементов. Так как в настоящей работе этот вопрос рассматривается применительно к условиям дистанционной формы обучения, необходимо найти ответы на следующие вопросы: каковы должны быть методы измерения сформированных компетенций, чтобы можно было говорить о качестве дистанционного образования; какие требования к инструментам измерения должны быть предъявлены, чтобы результаты их применения были валидны; какова методологическая база разрабатываемого инструмента? Сегодня уже существуют примеры оценочных средств для оценки сформированное™ компетенций. Однако множественность подходов к данной проблеме позволяет нам вступить в дискуссию по данному вопросу и предложить свое видение данного вопроса. «Кроме того, проблема измерения уровня компетентности студентов по-прежнему должным образом не стандартизирована на федеральном уровне. Не до конца выработаны методы и модели такого измерения» [3, с. 63].

Изначально следует учесть базовые принципы, на которые должна опираться оценочная процедура [12]:

- каждая компетенция может быть описана в категориях: знания, умения, поведение, навыки, действия, мотивы, эмоции и др. (таблица 1);

- измерять содержание компетенции, а не содержание дисциплины;

- необходимо установить соответствие учебно-профессиональных и профессиональных ситуаций;

- важным показателем сформирован-ности компетенций будут: частота проявления, комплексность, уровни, ситуация, ведущий вид деятельности и др.;

- при оценке фиксируется непосредственное проявление компетенции интегральным образом либо как сумма оценочных признаков;

- каждая компетенция имеет свои индивидуальные сочетания ЗУНов и поведения;

Одной из эффективных методик оценки профессиональных компетенций юристов является уровневая система, сформулированная Р. Р. Хайрутдиновой. Она выделяет четыре критерия оценки профессиональных компетенций: компетентностный, ценност-но-ориентирующий, мотивационный, коммуникативный [17, с. 68]. Р. Р. Хайрутдинова в своей работе описывает четыре уровня сформированное™ профессиональных компетенций юриста: начальный уровень; ре-продуктивно-познавательный; продуктивно-преобразующий; высший профессионально-компетентный [17, с. 73].

Особое внимание необходимо уделить анализу субъективной стороны профессиональной деятельности юриста, предполагающему изучение и измерение его индивидуально-личностных, мотивационных, познавательных, мобильно-регуляционных свойств. Личностные особенности юриста могут изучаться по таким направлениям, как профессионально важные качества, обеспечивающие успешность его практической деятельности, личностные детерминанты эффективности деятельности юриста в отдельных направлениях и ареалах, формирование и развитие личности и профессионально важных качеств юриста.

Для обеспечения эффективности в профессиональной юридической деятельности мышление юриста-профессионала должно соответствовать специфике данной деятельности. Таким образом, составлен перечень качеств, важных в практической профессиональной деятельности юриста. Для наглядности и систематизации была

- для каждого признака важно определить весовой коэффициент, который в соотнесении с частотой проявления признака покажет оценку;

- максимально отражать практическую ситуацию, профессиональную задачу.

составлена следующая таблица, объединяющая требования профессии юриста и инструмент измерения данного качества (таблица 2).

«Существующие модели и системы измерения уровня компетентности студентов и преподавателей позволяют применять их с учетом специфики работы вуза. Наиболее подготовленными для внедрения методик и систем измерения уровня компетентности студентов являются вузы, в которых применяется дистанционный метод обучения, поскольку они обладают компьютерной сетью и набором тестовых материалов» [14].

Так, в большинстве российских вузов используется система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Данную систему можно предложить в качестве оценочной части автоматизированной системы мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций юристов.

М. А. Дрофа и Т. В. Спирина аналогично указывают на необходимость разработки диагностических средств с использованием LMS Moodle в рамках процедуры оценки компетенции студентов [16].

«Дистанционная система управления обучением Moodle позволяет не только предоставлять различные учебные материалы по дисциплине (модулю), но и содержит технологические инструменты для сдачи различных заданий и оценивания образовательного процесса» [20]. В целях оценивания компетенций в системе Moodle можно использовать ряд интерактивных элементов («Форум», «Глоссарий», «Wiki», «Тест», «Лекция», «Задание», «Семинар»).

Таблица 1

Виды оценочных средств в условиях дистанционного обучения

Элемент компетенции Оценочное средство

знания экзамен, курсовая работа, контрольная работа, реферат, коллоквиум, компьютерное тестирование, электронный кейс, интернет-олимпиады

умения имитация, тренинг, электронный кейс, задача, виртуальный тренажер, творческие задания, виртуальные лабораторные работы

владение ролевая игра, деловая игра, электронный кейс, имитация, интерактивные задачники

поведение имитация, демонстрация, деловая и ролевая игра, защита электронного эссе, интервью, видеоконференции и интернет-трансляции

способность демонстрация, ролевая и деловая игра, портфолио, презентация

готовность портфолио, демонстрация, презентация, экспертиза, оценка деятельности, самооценка, эссе, проектная деятельность

Таблица 2

Инструменты измерения психологических особенностей деятельности будущего юриста

Психологические особенности деятельности будущего юриста Инструмент исследования

Нестандартный, творческий характер деятельности юриста • Опросник способностей творческой личности (О. А. Шляпникова, М. М. Кашапов) • Анкета Н. Т. Селезневой «Самооценка уровня проектирования, моделирования и регуляции самосовершенствования: личного и профессионального»

Ориентация на результат в профессиональной деятельности • Опросник для диагностики практической направленности мышления (Н. В. Володина, Л. П. Урванцев) • «Методика определения мотивации учения студентов» В. Г. Каташева • Опросник «Шкала академической мотивации» (ШАМ) Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина

Высокая правовая регламентация профессионального поведения • Шкала G 16-факторного личностного опросника Р. Кэтелла

Властный, обязательный характер профессиональных полномочий • Опросник коммуникативных и организационных способностей (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) • Опросник многомерно-функционального анализа ответственности А. И. Крупнова • Методика определения ПВК О. Липмана (I вариант опросника)

Экстремальный характер правоохранительной деятельности юристов • Шкала 16-факторного личностного опросника Р. Кэтелла • РНТ Психологические характеристики темперамента (шкала «Эмоциональная возбудимость»)

Чрезвычайное разнообразие задач, решаемых юристом-профессионалом • РНТ Психологические характеристики темперамента (шкала «Ригидность») • Задачи Лачинза на интеллектуальную пригодность

Необходимость преодоления сопротивления со стороны отдельных лиц или микрогрупп • Методика диагностики ведущего типа реагирования (М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева)

Ценностные ориентации • Методика изучения ценностных ориентаций (МИЦ) , разработанная М. Рокичем, адаптированная А. Гоштраусом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым

Профессиональная уверенность • Открытая анкета - «какими качествами должен обладать юрист-профессионал?»

Самооценка уровня развития деловых и личностных качеств • Профессиограммы следователя, адвоката, юрист-консульта и др. • Метода контент-анализа • Эссе на тему «Что я могу как будущий юрист?»

Личностно-профессиональное саморазвитие студентов, «образ я-профессионала» • Методика А. А. Реана «изучение тенденций личностного развития» • Тест «многомерной квантификации межличностных отношений» Т. Лири, Г. Лефоржа и Р. Сазека

Профессиональная уверенность юриста • Методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова в модификации Н. Кузьминой, А. А. Реана • Анкета В. П. Кутеева «Изучение удовлетворенности студентов выбором будущей профессии»

Коммуникативные и организаторские склонности • Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина

Так, элемент «Лекция» позволяет контролировать изучение студентом теоретического материала и проводить оценку знаний при переходе к очередному разделу лекции. Организация семинарских занятий осуществляется с помощью элемента «Семинар». При этом оценивание работ в данном элементе осуществляется по критериям, обозначенным педагогом, что позволяет оценить все компоненты профессиональных

компетенций (компетентностный, ценност-но-ориентирующий, мотивационный, коммуникативный). Учитывается также и вес этих компонентов на каждом этапе образовательного процесса. Элемент «Тест» позволяет создать тестовые задания разных типов и сложности. Элемент «Задание» может использоваться для текущего, рубежного и итогового контроля. - это вебсайт, страницы которого пользователь может редактиро-

вать. Элемент «Wiki» дает студентам возможность проявить творческий подход при создании электронного файла и тем самым продемонстрировать уровень деятельностно-го компонента оцениваемой компетенции.

Система Moodle позволяет разрабатывать и репрезентировать обучающимся комплексные исследовательские задания, которые требуют демонстрации всего арсенала знаний и умений из проверяемого раздела или области знаний. Накапливая и анализируя информацию по выполненным работам с помощью журнала оценок, мы можем сделать вывод о сформированности тех или иных компетенций у конкретного студента.

При этом шкалу оценок можно настраивать по усмотрению ВУЗа. Оценки хранятся в базе данных системы Moodle, есть возможность расчета итоговых оценок и вывода статистических отчетов.

Далее рассмотрим обозначенные Э. Ф. Зеером группы методов оценки профессиональных компетенций применительно к их реализации в системе дистанционного обучения LMS Moodle [7] :

1. Наблюдение. Дистанционная образовательная среда Moodle помогает обеспечить автоматическую систематизацию полученной информации, составление графиков и таблиц наблюдения.

2. Экспликация - развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет не только диагностировать происходящие изменения в формировании профессиональной компетенции юристов, но и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. LMS Moodle содержит полноценный набор информационно-технических средств, позволяющий осуществлять корректировку индивидуальной траектории обучения студентов.

3. Опросные методы. Реализация данного метода в системе LMS Moodle осуществлялся на основе следующих элементов: «Опросная анкета», «Форум». При этом сбор данных, составление отчетов проводится автоматически системой с заданной периодичностью.

4. Case study. Особенно актуально для юридического образования, о чем свидетельствуют исследования множества современных ученых (Б. Е. Андюсев [1], Ш. И. Бобохужаев [21], Н. Е. Сосипатрова [15], З. Ю. Юлдашев и др.). Реализация данного метода в системе LSM Moodle опирается на использование элемента «Задание», позволяющего предлагать студентам сформированные кейсы (с графическими приложениями и ссылками) и оценить выполнение каждого из них по трем необходимым критериям (когнитивный, деятель-ностный, профессионально-личностный).

5. Тестирование. Дистанционная форма обучения предполагает разработку тестов, главным образом, в рамках критериально-ориентированного подхода, при котором задачей тестирования является сопоставление учебных достижений отдельного студента с планируемым к усвоению объемом знаний, умений и навыков, с прогнозируемым уровнем компетентности. Возможности элемента «Тест» позволяют создать тренажеры, тренировочные и контрольные тесты.

6. Метод экспертных оценок подразумевает привлечение к оценке уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов-экспертов: специалистов-практиков, будущих работодателей, социальных партнеров вуза, представителей научно-педагогической общественности. В свою очередь учебная среда Moodle позволяет активизировать включение в образовательный процесс специалистов-экспертов при помощи элемента «Форум», Skype (в рамках вебинара и пр.), создания профессиональных сообществ в социальных сетях и др.

7. Портфолио. Современное программное обеспечение LMS Moodle предоставляет техническую возможность создания электронного портфолио в блоке «Портфолио». Как правило, включает в себя следующие разделы: «Образование», «Учебные достижения», «Научные материалы», «Личные достижения», «Внеучебные достижения», «Опыт работы», «Навыки».

Так, на основании проведенного исследования были сделаны выводы о том, что «существующие модели и системы измерения уровня компетентности юристов в современных российских вузах позволяют применять их с учетом специфики формы обучения студентов» [11, с. 13]. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время не найдено общепринятой и обоснованной формулировки понятия «компетентность ».

Однако стоит отметить, что процедура оценки компетенций студентов должна поддерживаться автоматизированной системой управления. Наиболее подготовленными для внедрения методик и систем измерения уровня компетентности студентов являются вузы, в которых применяются дистанционные технологии обучения (в подавляющем большинстве на основе LSM Moodle [19, с. 146]), поскольку они обладают функциональной компьютерной сетью и готовым набором инструментов измерения и тестовых материалов. Активно развивающаяся электронно-образовательная среда Moodle в формировании и оценке профессиональных компетенций студентов направления подготовки бакалавр «Юриспруденции» будет способствовать повыше-

нию качества образовательного процесса за счет внедрения современных дистанционных технологий.

ворить о качестве образования; какие требования к инструментам измерения должны быть предъявлены, чтобы результаты их применения были валидны; какова методологическая база разрабатываемого инструмента. Сегодня уже существуют примеры оценочных средств для оценки сформиро-ванности компетенций. Однако множественность подходов к данной проблеме позволяет продолжить дискуссию по данному вопросу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка компетенций юристов в условиях дистанционной образовательной среды становится центральной проблемой и обозначает основные направления для дальнейшего исследования. А именно: каковы должны быть методы измерения сформированных компетенций, чтобы можно было го-

ЛИТЕРАТУРА

1. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. -2010. - № 4. - С. 61-69.

2. Берестнева О. Г., Дубинина И. В. Уровни сформированности интеллектуальной компетентности: технология оценок, методы измерения и интерпретации // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - № 6.

3. Бочагов О. В. Один из инновационных методов оценки компетенций студентов // Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 63-66.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб. : Питер, 2009. - 608 с.

5. Голуб Г. Б., Фишман И. С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки : монография. - Самара : ПГСГА, 2010.

6. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2005. - № 3. - Режим доступа: Ьйр://суЬег1ешпка.га/аг1гс1е/п/котре1еп1:по81:пуу-роЛо(1-к-оЬга70Уашуи (дата обращения: 28.03.2017).

7. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 176 с.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

9. Поликарпова М. Ж. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности юриста к профессиональной деятельности // Научный журнал «АПРОБАЦИЯ». - 2015. - № 12 (39). - С. 122-125.

10. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 14. - 04.04.2011; Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. -№ 26. - 28 июня.

11. Пучков Н. П., Тормасин С. И. Методические аспекты формирования, интегрирования и оценки компетенций : метод. рекоменд. для препод. вузов. - Тамбов, 2012. - 345 с.

12. Реньш М. А. Оценка качества сформированных компетенций как метод оценки качества профессионального образования (фгос-3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://ехрег1-п1са.ги/ИЪгагу/8Ъогп1к2013 /1У%20раг1:/К£псЬ%20МАрС (дата обращения: 23.03.2017).

13. Савельева Г. П. К вопросу о формировании и оценке ключевых компетенций в высшей школе : мат-лы XVI науч.-метод. конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». - М. : Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2006.

14. Сизов Н. И. Проблемы уровня компетентности студентов в условиях применения метода дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/ 10_2010/06.р(£ (дата обращения: 23.03.2017).

15. Сосипатрова Н. Е. О преподавании гражданского права в современных условиях. Научно-методические проблемы совершенствования вузовской подготовки юристов : мат-алы науч.-метод. семинара (Нижний Новгород, 26 января 1999 г.). - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 1999. - С. 11-18.

16. Спирина Т. В., Дрофа М. А. Диагностика компетенций средствами информационных систем: постановка проблемы [Электронный ресурс] : мат-лы XII Южно-Российской межрегион. науч.-практ. конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Ростов-2012», 15-16 ноября 2012 г.). - Режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/20l2/section/2ll/94769/ (дата обращения: 23.01.2017).

17. Хайрутдинова Р. Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право») : ав-тореф. дис. ... канд. тех. наук. - Ижевск, 2012.

18. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 639 с.

19. Шапко Е. А., Камал М. Н. Моо(1е - современная интернет-среда в образовательных технологиях вуза // Вестник науки Сибири. - 2013. - № 4 (10). - С. 145-149.

20. Шехмирзова А. М., Пшизова А. Р. Возможности ЬМЯ Моо(1е в оценивании результатов образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e1ibrary.ru/down1oad/ e1ibrary_247l9034_52l4048l.pdf (1ата обращения: 12.01.2017).

21. Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования : учеб. пособие. - Ташкент : IQTISOD-MOLIYA,

2006. - 88 с.

REFERENCES

1. Andyusev B. E. Keys-metod kak instrument formirovaniya kompetentnostey // Direktor shkoly. -2010. - № 4. - S. 61-69.

2. Berestneva O. G., Dubinina I. V. Urovni sformirovannosti intellektual'noy kompetentnosti: tekhnologiya otsenok, metody izmereniya i interpretatsii // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. - 2006. -T. 309. - № 6.

3. Bochagov O. V. Odin iz innovatsionnykh metodov otsenki kompetentsiy studentov // Innovatsii v obra-zovanii. - 2010. - № 2. - S. 63-66.

4. Vasil'ev V. L. Yuridicheskaya psikhologiya. - SPb. : Piter, 2009. - 608 s.

5. Golub G. B., Fishman I. S. Professional'nye kompetentsii vypusknika vysshey shkoly: problemy vneshney otsenki : monografiya. - Samara : PGSGA, 2010.

6. Zeer E. F. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu // Obrazovanie i nauka. - 2005. - № 3. [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu (data obrashcheniya: 28.03.2017).

7. Zeer E. F. Lichnostno-razvivayushchie tekhnologii nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, 2010. - 176 s.

8. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obra-zovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 34-42.

9. Polikarpova M. Zh. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya gotovnosti yurista k profession-al'noy deyatel'nosti // Nauchnyy zhurnal «APROBATsIYa». - 2015. - № 12 (39). - S. 122-125.

10. Prikaz Minobrnauki RF ot 14.12.2010 № 1763 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') "magistr")» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh or-ganov ispolnitel'noy vlasti. - № 14. - 04.04.2011; Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 maya 2010 g. № 464 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 - Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr")» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. - 2010. - № 26. - 28 iyunya.

11. Puchkov N. P., Tormasin S. I. Metodicheskie aspekty formirovaniya, integrirovaniya i otsenki kompe-tentsiy : metod. rekomend. dlya prepod. vuzov. - Tambov, 2012. - 345 s.

12. Ren'sh M. A. Otsenka kachestva sformirovannykh kompetentsiy kak metod otsenki kachestva profession-al'nogo obrazovaniya (fgos-3) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://expert-nica.ru/library/sbornik2013 /IV%20part/Rench%20MA.pdf (data obrashcheniya: 23.03.2017).

13. Savel'eva G. P. K voprosu o formirovanii i otsenke klyuchevykh kompetentsiy v vysshey shkole : mat-ly XVI nauch.-metod. konferentsii «Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya». - M. : Issle-dovatel'skiy tsentr problem kachestva spetsialistov, 2006.

14. Sizov N. I. Problemy urovnya kompetentnosti studentov v usloviyakh primeneniya metoda distantsion-nogo obucheniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.edit.muh.ru/content/mag/ trudy/10_2010/06.pdf (data obrashcheniya: 23.03.2017).

15. Sosipatrova N. E. O prepodavanii grazhdanskogo prava v sovremennykh usloviyakh. Nauchno-metodicheskie problemy sovershenstvovaniya vuzovskoy podgotovki yuristov : mat-aly nauch.-metod. seminara (Nizhniy Novgorod, 26 yanvarya 1999 g.). - N. Novgorod : Izd-vo Nizhegorod. gos. un-ta im. N. I. Lobachevskogo, 1999. - S. 11-18.

16. Spirina T. V., Drofa M. A. Diagnostika kompetentsiy sredstvami informatsionnykh sistem: postanovka problemy [Elektronnyy resurs] : mat-ly Khll Yuzhno-Rossiyskoy mezhregion. nauch.-prakt. konferentsii-vystavki «Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii» («ITO-Rostov-2012», 15-16 noyabrya 2012 g.). - Rezhim dostupa: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/211/94769/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).

17. Khayrutdinova R. R. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy studentov, budushchikh yuristov na osnove uchebnykh delovykh igr (na primere predmetnoy oblasti «Ugolovno-protsessual'noe pravo») : avtoref. dis. ... kand. tekh. nauk. - Izhevsk, 2012.

18. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika : ucheb. Posobie. - 2-e izd., pererab. - M. : Vysshaya shkola,

2007. - 639 s.

19. Shapko E. A., Kamal M. N. Moodle - sovremennaya internet-sreda v obrazovatel'nykh tekhnologiyakh vuza // Vestnik nauki Sibiri. - 2013. - № 4 (10). - S. 145-149.

20. Shekhmirzova A. M., Pshizova A. R. Vozmozhnosti LMS Moodle v otsenivanii rezul'tatov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/ elibrary_24719034_52140481.pdf (lata obrashcheniya: 12.01.2017).

21. Yuldashev Z. Yu., Bobokhuzhaev Sh. I. Innovatsionnye metody obucheniya: osobennosti keys-stadi metoda obucheniya i puti ego prakticheskogo ispol'zovaniya : ucheb. posobie. - Tashkent : IQTISOD-MOLIYA, 2006. - 88 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.