Научная статья на тему 'Специфика формирования профессионального самосознания у студентов юридического вуза'

Специфика формирования профессионального самосознания у студентов юридического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / FUTURE LAWYERS / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / THE SYSTEM OF CAREER GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аблова Ольга Николаевна

Цель. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессионального самосознания у будущих юристов в системе высшего образования. Предметом анализа выступают особенности формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. Автор ставит своей целью раскрыть категорию «профессиональное самосознание» и определить ее сущность и значение в формировании профессиональной компетентности будущих юристов. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором обозначены особенности формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. Также определены компоненты профессионального самосознания: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, творческий. На основе показателей исследования профессионального самосознания студентов юридического факультета автором дается характеристика уровней сформированности профессионального самосознания. Произведено моделирование связей между всеми компонентами профессионального самосознания на каждом курсе обучения. Выявлено, что расширение профессионального самосознания студентов выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, присутствующих в сознании студента юридического вуза, в преодолении шаблонного восприятия образа профессионала, в осознании себя в контексте профессиональной деятельности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере подготовки будущих юристов в учебном процессе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аблова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE LAW SCHOOL

Goal. The article deals with actual problems of formation of professional consciousness of future lawyers in the system of higher education. The subject of analysis are the peculiarities of formation of professional consciousness of students of law University. The author aims to reveal the category “professional identity” and define its nature and importance in the formation of professional competence of future lawyers. Results. The results are that the author outlines the peculiarities of formation of professional consciousness of students of law University. Also identified components of professional identity: cognitive, emotionally-evaluative, motivational, and creative. On the basis of a survey of professional identity for law students the author provides a characterization of the levels of formation of professional identity. Performed modeling relations between all the components of professional identity on each course. It is revealed that the extension of professional identity of students is reflected in the increase in the number of features of professional activity, present in the mind of the student of the law school, bridging the stereotyped perception of the image of a professional, in recognizing himself in the context of professional activities. The scope of the results. The results of the study can be applied in the training of future lawyers in educational process of higher education.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования профессионального самосознания у студентов юридического вуза»

Б01: 10.12731/2218-7405-2018-1-21-36 УДК 37.032

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Аблова О.Н.

Цель. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессионального самосознания у будущих юристов в системе высшего образования. Предметом анализа выступают особенности формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. Автор ставит своего целью раскрыть категорию «профессиональное самосознание » и определить ее сущность и значение в формировании профессионального компетентности буд\щих юристов.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором обозначены особенности формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. Также определены компоненты профессионального самосознания: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, творческий. На основе показателей исследования профессионального самосознания студентов юридического факультета автором дается характеристика уровней сформированности профессионального самосознания. Произведено моделирование связегО между всеми компонентами профессионального самосознания на каждом курсе обучения. Выявлено, что расширение профессионального самосознания студентов выражается в возрастании числа признаков профессионального деятельности. присутствующих в сознании студента юридического вуза, в преодолении шаблонного восприятия образа профессионала, в осознании себя в контексте профессионального деятельности.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере подготовки будущих юристов в учебном прогрессе высшего образования.

Ключевые слова: самосознание; профессиональное самосознание; образоеателънът процесс; будущие юристы; система про-форнентацнонног!работы; профессиональная компетентность.

SPECIFICITY OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE LAW SCHOOL

Ablova O.N.

Goal. The article deals with actual problems of formation ofprofessional consciousness of future lawyers in the system of higher education. The subject of analysis are the peculiarities of formation of professional consciousness of students of law University. The author aims to reveal the category "professional identity " and define its nature and importance in the formation of professional competence of future lawyers.

Results. The results are that the author outlines the peculiarities of formation of professional consciousness of students of law University. Also identified components of professional identity; cognitive, emotionally-evaluative, motivational, and creative. On the basis of a survey ofprofessional identity for law students the author provides a characterization of the levels of formation ofprofessional identity. Performed modeling relations between all the components of professional identity on each course. It is revealed that the extension ofprofessional identity of students is reflected in the increase in the number of features of professional activity, present in the mind of the student of the law school, bridging the stereotyped perception of the image of a professional, in recognizing himself in the context of professional activities.

The scope of the results. The results of the study can be applied in the training of future lawyers in educational process of higher education.

Keywords: identity; professional identity; educational process; future lawyers; the system of career guidance; professional competence.

Введение

На современном этапе перед высшим образованием стоит задача обеспечить подготовку выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Профессиональное образование должно быть ориентировано на развитие ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, навыков построения траектории собственного профессионального роста, что подразумевает формирование у будущих юристов профессионального самосознания.

Становление профессионала происходит на протяжении всей профессиональной деятельности, но именно в вузе закладываются основы, которые в последующем обеспечивают успешную профессиональную самореализацию [13].

Современное высшее образование основано на личностном подходе, т. е. демонстрирует ориентацию всей системы профессиональной подготовки на личности преподавателя и студента [12]. Именно поэтому в вузовской педагогике главное внимание уделяется их педагогическому взаимодействию (А.О. Абдуллина, A.B. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).

В современной педагогике (В.Р. Атоян, В.М. Жуков, Б.Б. Колосов, A.B. Соловьева, E.H. Шиянов и др.) профессиональное самосознание изучается во взаимосвязи с профессиональной направленностью, личностной ориентацией, профессиональной компетентностью и самоопределением.

Личностная ответственность, моральный выбор, моральное самосознание как категории самосознания рассматриваются в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Спиркина, А.И. Титаренко и др. В зарубежной психологии проблеме самосознания посвящены работы У. Джемса, Дж. Мида, Ч. Кули и др. Различные аспекты формирования профессионального самосознания исследованы в работах И.В. Вачкова, A.A. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, О.В. Москаленко и др.

Проблема профессиональной подготовки юристов рассматривалась педагогами и психологами в различных аспектах: професси-

ональная готовность и пригодность (В.М. Кроз, А.Э. Жалинский, А А. Рыбкина и др.); профессиональная компетентность (К.А. Букалов, В А. Васильев, Н.В. Елухина, В.В. Кожевников, В.В. Романов и др.); профессионально значимые свойства личности (Е.С. Лапшова и др.); средства формирования ценностного сознания юристов (В.В. Волч-кова, А.П. Комаров и др.); правовая культура и правовое образование (СЛ. Дегтярев, В.Н. Карташов, A.A. Певцов и др.).

При этом остаются недостаточно изученными условия формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. В процессе их профессиональной подготовки не всегда учитывается значимость формирования профессионально важных качеств личности, способности к осознанию своего «Я» как профессионала, наличие адекватного образа будущей правовой деятельности, осознание требований предъявляемых профессией к личности юриста, способности к самоанализу, самоактуализации, саморазвитию [11, 15].

В связи с этим представляют особый интерес структура и содержание профессионального самосознания личности, совокупность психолош-педагогических условий, обеспечивающая эффективность процесса формирования профессионального самосознания.

Анализ существующих теоретических подходов выявляет определенные тенденции описания структуры самосознания: характеристика самосознания со стороны функциональных компонентов и характеристика со стороны структурных его компонентов.

Функциональный подход предполагает описание составляющих самосознания как психических процессов и операций, в результате которых происходит самопознание, самопонимание, концептуализация своего «Я»; а также психологических функций самосознания, при помощи которых устанавливается адекватность «образа Я» и частных самооценок, определяется роль этих компонентов в саморегуляции поведения и самоактуализации личности. Сюда можно отнести строение самосознания, представленное у И.И. Чесноковой, феноменологическое описание В.В, Столина, подход М.В. Каминской, и др.

По В.В. Столину феномены самосознания, могут касаться того, как в процессе активности субъекта возникает, развивается и структу-

рируется его феноменальное «Я», как оно используется в активности субъекта и влияет на нее. Он выделяет три группы таких феноменов: 1) феномены субъективного уподобления и дифференциации (принятие на себя точки зрения другого человека о нем, принятие чужих стандартов и уровня притязаний, принятие от других способов управления собой, идентификация с другими и т.д.); 2) феномены самопознания и структурации феноменального «Я» (эмоциональные и оценочные компоненты Я-концепции и т.д.); 3) феномены, в которых самосознания в деятельности, общении и развитии (саморегуляция и самоконтроль, мотивирование, целеобразование, детерминация отношений к окружающим и т.д.) [10].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своей сути. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, реализующую многообразные роли в различных системах отношений и деятельностей, то в профессиональном самосознании на первый план выходит содержание, касающееся исключительно профессиональной деятельности [16]. Можно предположить, что содержательные и структурные особенности профессионального самосознания будут обуславливать устойчивые модели профессионального поведения.

Характеризуя проблему профессионализации личности в процессе вузовского обучения, Т.К. Поддубная говорит о становлении целостности образа «Я» студента, как некоторого интегративного образования. Она ставит задачу проследить, происходит ли, и каким образом, объединение отдельных представлений о себе в некоторый целостный образ. При этом ею выделяются основные уровни и направления развития интегрированности образа «Я» [6].

Каждый из перечисленных элементов-образов как содержательных характеристик профессионального самосознания пересекается с временными структурными компонентами образа «Я» (прошлое, настоящее, будущее) [4]. При этом специфика профессионального самосознания будет реализовываться в когнитивной сложности, интегрированности образа «Я», а также степени принятия себя в прошлом, настоящем и будущем.

Постоянная изменчивость знания о себе как о профессионале не означает, что знания не могут быть истинными. Более того, на данном этапе развития они верно и полно отражают представления человека о его реальном месте в профессии, во взаимоотношениях с людьми, являясь объективными [7]. В то же время динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с людьми определяет процесс непрерывного изменения содержания самосознания. Необходимость адаптироваться в конкретных условиях своей профессиональной деятельности заставляет человека постоянно обращаться к своему профессиональному «Я», дополнять знания о себе и дифференцированно регулировать свое поведение.

Согласно процессуально-динамическому подходу, как отмечает Н.И. Гуслякова, профессиональное самосознание понимается:

- как динамическая система, компоненты структуры которой претерпевают качественные и количественные изменения на последовательных этапах (курсах) профессионального образования;

- как системно детерминированное образование, формирование профессионального самосознания юриста обеспечивается не одним, а целой системой различных факторов (внешних и внутренних, объективных и субъективных), условий и психологических механизмов;

- содержание профессионального самосознания юриста тесно связано с социально-экономической ситуацией, которая складывается в обществе, поэтому кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в стране, затрагивают процессуальные и результативные характеристики профессионального сознания как ядра личности профессионала [3].

Процессуальный аспект предполагает реализацию различных дидактических форм, методов и средств обучения в процессе формирования профессионального самосознания юриста.

В результате детерминируется формирование трудовой деятельности у будущих юристов. В этом случае имеет место теснейшая связь между «теоретическим» обучением и производственной практикой. Здесь в качестве основания принимается обучение решению профес-

сиональных ситуаций. Такое обучение проходит через все периоды профессионального образования в вузе, т.е. с первого по последний курс [8]. При этом важно понимать, что персонификация учебного процесса в вузе ориентирована не на лекционно-семинарскую систему, а на учебно-исследовательскую практическую деятельность. Последняя предполагает разработку и реализацию методики проведения семинарских и практических занятий по юридическим дисциплинам, в которой особый акцент делается на практикумы, «коллективные мыследеятельности», имитационные формы обучения. Другими словами, осуществляется не столько «учение» будущего юриста, сколько оказание ему помощи в формировании адекватной технологии юридической деятельности, основанной на формировании профессионального самосознания.

Таким образом, в рамках процессуально-динамического подхода на первый план выходят процессуально-результативные характеристики профессионального самосознания и его движущие силы.

Особое место в исследовании профессионального самосознания юриста, на наш взгляд, занимает личностно-деятельностный подход [10].

Согласно личностно-деятельностному подходу необходимо понимать, что:

- формирование профессионального самосознания осуществляется на основе и через включение индивида в учебно-профессио-нальную деятельность, механизмом учебно-профессиональной деятельности является решение педагогических задач, а не усвоение учебного материала;

- профессиональное самосознание, его структура претерпевают качественные и количественные изменения на каждом этапе профессиональной подготовки юриста;

- профессиональное самосознание понимается как некое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств; базируется на ценностях и ценностных ориентациях личности и мотивационно-ценностном отношении к юридической деятельности, которые сложились до начала профессионализации.

Материалы и методы

Рассмотренные выше актуальные подходы к изучению профессионального самосознания юриста различаются между собой. Каждый из них представляет свой сектор представлений и соответствующих понятий, не выводящихся из какой-либо одной, общей для них категории. В то же время они не взаимоисключают, а плодотворно дополняют друг друга [5].

Были выделены сущностные характеристики профессионального самосознания: 1) осознание профессиональных ценностей и мотивов; 2) осознание и оценка себя как профессионала; 3) готовность действовать в соответствии с осознаваемыми ценностями, мотивами и самооценкой. На основе этих характеристик были определены компоненты профессионального самосознания: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, творческий.

Представим состав структуры профессионального самосознания будущих юристов и отразим его в таблице.

Таблица 1.

Поэлементный состав структуры профессионального самосознания студентов-юристов

КОМПОНЕНТЫ

Эмоционально-

Когнитивный ценностый (регу- Мотивационный Творческий

лятивный)

ПОКАЗАТЕЛИ

Знания об Оценочное Проф. направ- Творческая

особенностях отношения к ленность; активность в

професси- профессии; Познаватель- ходе проф. ста-

ональной Личностный ные мотивы новления;

юридической смысл юри- саморазвития, Самосовер-

деятельности дической де- самоопр-я; шенствование;

и требованиях ятельности; Потребности Увлеченность;

предъявля- Эмоциональ- самореализации Целеустрем-

емых ею к ное отноше- в данной про- ленность;

личности про- ние к себе фессии; Самостоятель-

фессионала; как профес- Цели достиже- ность;

Адекватная сионалу; ния вершин в Самоорганизо-

общая и про- Удовлетво- проф. росте. ванность;

фессиональ- рённость Самообразова-

ная само- сделанным ние.

оценка. выбором.

Таким образом, профессиональное самосознание студента юридического вуза является интегральным свойством личности, включающим в себя диалектическое единство когнитивного, аксиологического, мо-тивационнош, эмоционально-ценностного, творческого компонентов, объединяющих опыт личности, профессионально-важные качества, правовые и общечеловеческие ценности, нормы профессионального поведения, профессиональные знания, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, рефлексии, саморегуляции.

С целью практического исследования профессионального самосознания (ПС) нами было обследовано 500 студентов юридического факультета Астраханского филиала ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» в возрасте от 17 до 22 лет, из них 230 девушек и 270 юношей.

Результаты и обсуждение

В ходе экспериментального исследования все испытуемые вошли в состав групп с различным уровнем развития ПС, а усреднение этих уровней для каждого курса выявило динамику её развития. Это подтвердило нашу гипотезу об уровневом и стадиальном характере формирования профессионального самосознания.

Анализируя в ходе экспериментального исследования характер формирования профессионального самосознания будущих юристов, мы выявили наличие высокого, среднего и низкого уровней профессионального самосознания.

Выявлено, что у студентов первого курса преобладает низкий уровень профессионального самосознания, который существенно повышается у студентов второго курса. На третьем курсе у некоторого числа студентов юридического вуза уже наблюдается высокий уровень ПС. У студентов старших курсов наблюдается явное снижение процента низкого уровня ПС на фоне роста среднего и высокого уровней. Однако на всех курсах процентное соотношение демонстрирует преобладание низкого уровня профессионального самосознания. Особенности динамики ПС (по уровням сформиро-ванности) обозначены на рис. 1.

проценты

□Н.Ур. □ Ср. ур. □В. ур.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Рис. 1. Распределение процентных показателей уровней ПС.

Основными причинами недостаточной сформированное™ профессионального самосознания мы считаем, в первую очередь, слабое развитие когнитивного, эмоционально-ценностного и мотивацион-ного компонентов ПС, заявленных в структуре творческого компонента [1]. Заметно, что нечеткая сформированность образа личности юриста и его профессиональной деятельности, выявленная нами у студентов юридического вуза, а также прагматичность мотивацион-ной структуры их профессионального самосознания, значительно влияют на характер формирования ПС, а в дальнейшем - на возможности профессионального роста [6].

Поэтому в современных условиях юридического вуза необходима образовательная среда, предоставляющая оптимальные возможности для раскрытия потенциала личности каждого студента в соответствии с природными задатками и творческим потенциалом к саморазвитию.

Выявлено, что, профессиональное сознание будущего юриста в условиях вуза динамично. Субъект отражает причинную связь своих действий и поступков в связи с изменением действительности. То, что существенно на одном этапе образования, становится менее значимым на другом. Именно поэтому необходимо учитывать условия, имеющие тенденцию к изменению и обновлению.

Выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что под воздействием совокупности обстоятельств различные структурные компоненты самосознания развиваются неравномерно. Во многом это зависит от этапа профессионализации.

На начальных этапах профессионального образования наибольшие изменения наблюдаются в личностной сфере студента, слабее проявляется профессиональная составляющая субъекта деятельности. Профессиональное самосознание представляет собой сложноорганизованную динамическую систему, обусловленную учебно-профессиональной деятельностью, ведущим признаком которой является функциональная неравноценность отдельных входящих в неё компонентов (одни компоненты определяются как ведущие, регулирующие, другие - подчинённые). Кроме того, содержательные и динамические характеристики ПС обусловлены характером взаимодействия структурных компонентов профессионального самосознания.

Расширение профессионального самосознания выражается в увеличении числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании студента, в преодолении шаблонного восприятия образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности [2, 5].

Соответственно, возникает необходимость введения в практику высшего образования методов, обеспечивающих становление профессионального самосознания. В их число входят: психодиагностическое обследование всех студентов и прогнозирование их дальнейшего личностно-профессионального роста; профконсуль-тирование - разработка индивидуальных рекомендаций (индивидуальный вектор развития и корректировки в процессе образования); коррекционная работа, основанная на реализации технологий формирования самопредставления о себе, как будущем профессионале [1].

При создании программы формирования профессионального самосознания студента юридического вуза мы исходили из следующих

психолого-педагогических условий: 1) необходимо учитывать личностные особенности, субъективный опыт, возрастные особенности студентов как субъектов учебной деятельности; 2) базовым является принцип личностно ориентированного обучения, комплексного формирования всех компонентов профессионального самосознания студентов; 3) систематическое формирование профессионального самосознания юриста в период вузовского обучения наиболее успешно осуществляется в специально созданном образовательном пространстве, включающим особую организацию учебного, внеу-чебного и учебно-профессионального взаимодействия студентов с преподавателями, работодателями и будущими клиентами; 4) основным механизмом формирования профессиональной личности будущего юриста является процесс преобразования учебной деятельности студентов в профессионально направленную деятельность с углублением психолого-педагогической составляющей предметного содержания.

При этом ведущим условием, необходимым для реализации всех факторов профессионального самосознания студентов юридического вуза является профессионализация вузовского образования: мотивация не только учения, но и всего образа жизни и качественная профессиональная подготовка будущего специалиста; анализ результатов обучения с позиции профпригодности студента юридического вуза к будущей правовой деятельности; включение студентов в учебный процесс с целью развития их профессионально значимых качеств личности; проектирование учебного процесса как познания, анализа наиболее сложных проблем профессиональной деятельности будущего юриста.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изыскания, ориентированные на более детальную разработку проблемы формирования профессионального самосознания студентов юридического вуза. Требуется глубокая и комплексная концепция формирования профессионального самосознания будущих юристов, отражающая специфику этого вида деятельности.

Список литературы

1. Аблова О.Н. Психологическое сопровождение процесса развития профессионального самосознания будущих юристов // Инновационная педагогика предметных технологий: проблемы перспективы. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 2013. С. 5-10.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 321 с.

3. Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущих педагогов: теория и практика становления. М.: ГНО Изд-во «Прометей», 2004. 184 с.

4. Клименко М. В. Дифференциация обучения в вузе и процесс становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов как средство повышения качества высшего профессионального образования // Образование и общество. 2009. № 2 (55). С. 21-23.

5. Масюков Н. А. Формирование профессионального самосознания студентов педагогических специальностей (Аксиологический подход) : Дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 115 с.

6. Поддубная Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального сознания студентов-психологов: дис. .. .канд. психол. наук. Белгород, 1998. 175 с.

7. Приходько Е.М. Динамика формирования профессионально важных качеств будущих юристов в системе высшего профессионального образования // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 91-97.

8. Прохорова Т.Н. Проблемы динамики формирования профессио-нально-субъектной позиции у будущих юристов в системе ВПО / Т.Н. Прохорова, Л.Г. Пушкина//Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 2 (75) С. 145-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 1997. 211 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

11. Храмцов Е.Б. Психолош-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов-будущих юристов // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 1 (75). С. 197-201.

12.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 27-31.

13. Bergami М. and Bagozzi, R.P. Self-categorization, affective commitment and group self-esteem as distinct aspects of social identity in the organization. British Journal of Social Psychology. 2000. № 6, pp. 17-55.

14.Maslow A.N. Motivation and personality. (3 rd ed.). NY, Harper and Row, 1987.211 p.

15.Pratt M.G., Rockmann, K.W. and Kaufmann, J.B. Constructing professional identity: The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents. Academy of Management Journal. 2006. № 49(2), pp. 235-262.

16. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961. 326 p.

Referenses

1. Ablova O.N. Psikhologicheskoe soprovozhdenie processa razvitiya pro-fessionaljnogo samosoznaniya buduthikh yuristov [Psychological accompaniment of the process of development of professional identity of future lawyers]. Innovacionnayapedagogikapredmetnihkh tekhnologi-yj: problemih perspekthih. Sbornik nctuchnihkh statevj vserossiyjskoyj nauclmo-prakticheskoyj konferencii [Innovative pedagogy of subject technologies: problems of perspective. Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Astrakhanj, 2013, pp. 5-10.

2. Berns R. Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie [Development of education], M., 1986. 321 p.

3. Guslyakova N.I. Professionctljnoe sozncinie buduthikhpedagogov: teori-ya i praktika stcmovleniya [Professional consciousness of future teachers: theory and practice of development]. M.: GNO Izd-vo «Prometeyj», 2004.184 p.

4. Klimenko M. V. Differenciaciya obucheniya v vuze i process stanov-leniya subjhektnogo opihta uchebno-professionaljnoyj deyateljnosti buduthikh specialistov kak sredstvo povihsheniya kachestva vihsshego

professionaljnogo obrazovaniya [Differentiation of University studies and the formation of a subject of experience of teaching and professional activities of future specialists as a means of improving the quality of higher professional education], Obrazovcmie i ohthestvo. 2009. no. 2 (55), pp. 21-23.

5. Masyukov N. A. Formirovcmie professionaljnogo scimosoznaniya stu-dentov pedagogicheskikh specialjnosteyj (Aksiologicheskiyj podkhod) [Formation of professional consciousness of students of pedagogical specialties (Axiological approach)]. Krasnodar, 2001. 115 p.

6. Poddubnaya T.K. Dinamika kognitivnihkh komponentovprofessionaljnogo soznaniya studentov-psikhologov [Dynamics of cognitive components of professional consciousness of students-psychologists]. Belgorod, 1998. 175 p.

7. Prikhodko E. M. the Dinamika fonnirovaniya professionaljno vazhnih-kh kachestv buduthikh yuristov v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya [Dynamics of formation of professionally important qualities of future lawyers in the system of higher professional education]. Integration of education. 2014. no. 4 (77), pp. 91-97.

8. Prokhorova T.N., Pushkina L.G. Problemih dinamiki fonnirovaniya pro-fessionaljno-subjhektnoyj pozicii u buduthikh yuristov v sisteme VPO [Problems of dynamics of formation of professional and subjective position of future lawyers in the system of professional education], Vest-nik UniversitetaRossiyjskoyj akademii obrazovaniya. 2015. no. 2 (75), pp.145-149.

9. Pryazhnikov N.S. Metodih aktivizaciiprofessionaljnogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods for enhancing professional and personal identity], M., 1997. 211 p.

lO.Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [self-Consciousness], M. : Izd-vo MGU, 1983. 284 p.

ll.Khramcov E.B. Psikhologo-pedagogicheskie problemih professional-noyj podgotovki studentov-buduthikh yuristov [Psychological and pedagogical problems of professional training of students-future lawyers]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. no. 1 (75), pp.197-201.

12. Shadrikov V.D. Novayamodelj specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnihyj podkhod [New model of the specialist: innovative training and competence approach], Vihsshee obrcizovanie segodnya. 2004.no. 8, pp. 27-31.

13. Bergami M. and Bagozzi, R.P. Self-categorization, affective commitment and group self-esteem as distinct aspects of social identity in the organization. British Journal of Social Psychology. 2000. no. 6, pp. 17-55.

14.Maslow A.N. Motivation and personality. NY, Harper and Row, 1987. 211 p.

15. Pratt M.G., Rockmann K.W. and Kaufmaim J.B. Constructing professional identity: The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents. Academy of Management Journal. 2006. no. 49 (2), pp. 235-262.

16. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin. 1961. 326 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Аблова Ольга Николаевна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Астраханский филиал ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

ул. Красная Набережная, 7 / Куйбышева, 1, г. Астрахань, 414040, Российская Федерация ablova_olga(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Ablova Olga Nikolaevna, Associate Professor

Astrakhan branch of the Saratov State Law Academy 7, KrasnavaEmbankment, /1, KuibyshevStr., Astrakhan, 414040, Russian Federation ablova_olga(a)mai I. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.