Научная статья на тему 'Принципы формирования общекультурных компетенций у студентов юридических вузов'

Принципы формирования общекультурных компетенций у студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / HUMANIZATION / TOLERANCE / COMMUNICATIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева З.Р.

Принципы рассматриваются автором как ключевой момент формирования общекультурных компетенций у студентов юридических вузов. В статье раскрывается система принципов, направленная на воспитание у будущих юристов толерантности, культуры поведения и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS, LEARNING AT LAW INSTITUTIONS

The principles are considered by the author as a key moment in the formation of common cultural competencies of students, learning at law institutions. The article reveals a system of principles aimed at education of the future lawyers of tolerance, culture, behavior and communication.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования общекультурных компетенций у студентов юридических вузов»

3. Кулюткин, Ю. Н. От идеи к решению [Текст] / Ю. Н. Кулюткин // Мышление учителя. — М. : Педагогика, 1990. — С. 40-54.

4. Бондаревская, Е. В. Педагогика : Личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

5. Степин, В. С. Теоретическое знание [Текст] / В. С. Степин. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.

6. Борзых, В. В. Моральная прогностика : Методология, способы, проблемы [Текст] / В. В. Борзых. — М. : Знание, 1986. — 64 с.

7. Маркс, К. Собрание сочинений [Текст] : в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Госполитиздат, 1961. — Т. 20. — 827 с.

8. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э. Г. Юдин. — М. : Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.

9. Харчев, А. Г. Этика и мораль [Текст] / А. Г. Харчев // Предмет и система этики. — М. : Институт философии АН СССР; София : Институт философии БАН, 1973. — С. 69-91.

10. Ландесман, П. А. Мировоззренческие основания морали [Текст] / П. А. Ландесман, Ю. В. Согомонов. — М. : Знание, 1981. — 64 с.

11. Федосеев, П. Н. Мировоззрение, философия, наука [Текст] / П. Н. Федосеев. — М. : Знание, 1979. — 64 с.

12. Кобляков, В. П. Этическое сознание [Текст] / В. П. Кобляков. — Л. : ЛГУ, 1979. — 222 с.

УДК 378 З. Р. Танаева, зав. кафедрой Южно-Уральского

государственного университета (ЮУрГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Принципы рассматриваются автором как ключевой момент формирования общекультурных компетенций у студентов юридических вузов. В статье раскрывается система принципов, направленная на воспитание у будущих юристов толерантности, культуры поведения и общения.

Ключевые слова: гуманизация, толерантность, коммуникативная ориентированность.

В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (стандарты третьего поколения) и перехода на компетентностью модель высшего профессионального образования основные цели развития образования в России связаны как с обновлением содержания профессиональной подготовки, так и с развитием личности, ее творческих способностей, самостоятельности и потребности в самообразовании. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «Магистр»], выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: «осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости

к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5)» [1].

В качестве основного положения и системообразующего фактора для формирования общекультурных компетенций у будущих юристов выступают принципы. «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий,

представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [2, с. 171]. Теоретическое понимание сущности принципа заключается в том, что это ориентир, рекомендация способов движения от достигнутого к перспективному, способов достижения меры, единства, гармонии в сочетании каких-то противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса [3, с. 32].

При выделении системы принципов, направленных на формирование общекультурных компетенций у студентов юридических вузов, нами учитывались особенности образовательного процесса в высшей школе, прежде всего гуманизация в образовании, требования к современной системе юридического образования, предъявляемые государством, требования к освоению основных образовательных программ по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». Таким образом, нами выделены принципы гуманизации, толерантности и коммуникативной ориентированности образовательного процесса, способствующие формированию общекультурных компетенций у будущих юристов. Остановимся подробнее на каждом из них.

Принцип гуманизации. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность личности, богатство ее духовного мира. В связи с этим одной из ведущих тенденций в современной педагогике представляется ее обращение к мировоззренческим основаниям, к личности, к ценностям ее духовного мира.

В философии гуманизм понимается как процесс осознания человеком своей духовности, его взаимоотношений с внешним миром. Гуманизация представляется как развитие и освоение идей гуманизма, понимание взаимоотношений материального и духовного, природы и человека [4, с. 35]. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение. В педагогике принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип «очеловечивания» отношений обучаемых с педагогами и между собой,

когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 1950-60-х гг. в США такие ученые, как Маслоу, Роджерс, Франк и др. В настоящее время в области гуманизации образования накоплен определенный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. П. Зинченко, Н. Б. Истомина, В. В. Краевский, Л. Г. Петерсон и др.). Принцип гуманистической направленности педагогического процесса рассматривается ими как ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Отношения педагогов и обучаемых строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности в сочетании с высокой требовательностью к обучаемым для достижения необходимых результатов.

Анализ юридической литературы, практический опыт работы позволили выявить особенности применения принципа гуманизации в образовательном и воспитательном процессе высшей юридической школы. Это, прежде всего, связано с тем, что правоохранительная (правоприменительная) деятельность основывается на принципах гуманного обращения с гражданами. Под гуманным обращением понимаем отношение, не унижающее человеческое достоинство, уважительное отношение независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип гуманизации является ведущим принципом деятельности всех субъектов правоохранительной системы, поскольку достижение эффективных результатов в профилактической деятельности предполагает взаимодействие, основанное на межличностном общении. В то же время невысокий уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов часто является причиной преобладающего авторитарного стиля взаимодействия с гражданами, осуществления формально-ролевого, а не межличностного общения.

Необходимо отметить, что специалист сможет организовать партисипативное общение только в том случае, если раньше по отношению к нему другими практиковался такой тип общения. С этой точки зрения принцип гуманизации рассматривается нами как руководство для экстериоризации собственного опыта при осуществлении в дальнейшем своей профессиональной деятельности.

Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания в вузе. К средствам достижения гуманизации образовательного процесса можно отнести применение на занятиях системы педагогико-правовых задач, в числе которых: коррекционные педагогико-право-вые задачи, связанные с корректировкой стиля общения с различными категориями граждан; творческие педагогико-правовые задачи, направленные на формирование творческого стиля в работе. Собственную интеллектуальную и нравственную работу личности над собой предусматривает одно из организационно-педагогических условий формирования общекультурных компетенций — осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля. Организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса как процессуально-технологическое условие формирования общекультурных компетенций у студентов подразумевает опору на высший мотив обучаемых — стремление к сопричастности, признанию, самовыражению.

С принципом гуманизации отчасти связан принцип толерантности, так как умение и готовность принимать обучаемых такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, является основой гуманизации образовательного процесса.

Принцип толерантности. Анализ теоретической (философской, социологической, историко-политической и психолого-педагогической) литературы позволил выделить различные подходы к дефиниции «толерантность». Необходимо отметить, что, несмотря на отождествление большинством ученых (А. А. Гусейнов, В. Е. Ке-меров, И. С. Кон и др.) понятия толерантности с понятием терпимости, для деятельности юристов оно имеет более емкое содержание: прежде всего, это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людь-

ми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Важно уточнить также такой признак толерантности, как обязанность способствовать утверждению прав человека и правопорядка. Таким образом, проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, антиобщественным поступкам, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; проявление толерантности созвучно уважению прав человека. Именно такого рода толерантные отношения характерны для специалистов, осуществляющих свою деятельность в правоохранительной (правоприменительной) сфере.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют и научные положения (О. Ю. Афанасьева, И. А. Стернин, К. М. Шили-хина, Ю. В. Южакова и др.) о «языковой толерантности». По их мнению, языковая толерантность — это языковое воплощение концепта «толерантность», основанного на категориях философии и психологии; это категория градуируемая, при которой толерантная речь варьируется в широких пределах — от агрессивной до нейтральной; это категория прагматическая и формальная, представляющая собой «мягкий» способ вербального выражения негативной оценки или инструментальной (имплицитной) агрессии и, таким образом, способствующая эффективности коммуникации [5, с. 221].

Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности — важнейшая стратегическая задача образования. Выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований в сфере как общего среднего, так и среднего и высшего профессионального образования. Занимавшиеся данной проблемой педагоги (Б. С. Гер -шунский, В. Г. Гималиев, Л. В. Головатая, П. Ф. Комогоров, Н. Ю. Кудзиева, В. И. Таланов и др.) отмечают огромную роль исследований в области образовательной теории и практики в решении проблемы формирования толерантности, а также указывают, что именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к данной проблеме. Это связано с тем, что система образования призвана готовить обучающихся к эффективному функционированию в обществе, выработке у них стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства.

Толерантность вырастает из многообразия систем ценностей, жизненных ориентаций, че-

ловеческих интересов, мнений и потребностей. Проектируя образовательный процесс, организованный на основе диалога, следует учитывать основные механизмы, ведущие к развитию толерантности. К наиболее ценной мотивации, которая может привести к толерантному поведению, относится партнерство. В нем находит выражение идея человеческого достоинства, право человека на автономию, на свободу совести. А. Гжегорчик отмечает: «Если другого человека принимают как равного себе и имеющего абсолютную ценность, то его не могут оскорблять. Сказанные постулаты предписывают уважать каждого человека, считаться с волей и автономностью каждого, никого не рассматривать в качестве орудия собственной деятельности или предмета, на который эта деятельность направлена» [6, с. 80]. Таким образом, исходным пунктом в толерантности является взаимное уважение, диалог и сотрудничество.

Особенно значимо формирование толерантности как важнейшего элемента нравственной культуры. С этой точки зрения толерантность — это комплексное качество личности, заключающееся в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе общения, в способности видеть в «другом» полноценную личность, в способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта [7, с. 12]. Толерантность рождает взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической «притирке» характеров.

Учитывая вышесказанное, солидаризуясь с мнениями В. Г. Гималиева, Л. В. Головатой, Н. Ю. Кудзиевой и др., дадим определение понятия «толерантность» по отношению к системе высшего профессионального образования. Толерантность определяется нами как способ выражения субъектами образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающий ту или иную форму согласия, основанный на всестороннем многоплановом анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями, что позволяет сформировать взвешенную точку зрения, учитывающую полярные и внешне несовместимые компоненты. Толерантность, с нашей точки зрения, есть абсолютно необходимое условие успешного профессионального и социального функционирования субъектов образовательного процесса.

Рассматривая принцип толерантности в качестве одного из основных принципов формирования общекультурных компетенций у будущих юристов, мы руководствовались тем, что вся деятельность специалистов в правоохранительной (правоприменительной) сфере направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это возможно, если юрист при общении с гражданами способен проявлять терпимость, использовать средства языка, которые направлены на снижение двусторонней агрессии. Такая способность означает уверенность специалиста в себе и сознание им надежности своих собственных позиций.

Субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса рассматривается нами как одно из процессуально-технологических условий, обеспечивающих развитие толерантности. Только такая система отношений, основанная на терпимости друг к другу, предполагает совместную деятельность, построенную на взаимоуважении и взаимопонимании.

Принцип коммуникативной ориентированности. Социально-экономические преобразования, происходящие сегодня в различных сферах российского общества, затрагивают широкий спектр социально-профессиональных вопросов, связанных, прежде всего, с уровнем сформиро-ванности коммуникативной культуры специалистов, которые осуществляют свою деятельность в правоохранительной (правоприменительной) сфере, что обусловлено повышением самоценности общения в современной действительности. Юрист должен быть хорошо подготовлен к налаживанию продуктивного взаимодействия с гражданами в ходе профессиональной деятельности и установлению необходимых профессионально-деловых отношений на основе сотрудничества, взаимоуважения, поддержки и отстаивания справедливости.

Существующее мнение о том, что коммуникативная культура формируется в учебно-воспитательном процессе автоматически, а наиболее высокого уровня она достигает в профессиональной деятельности в результате многолетнего опыта, на наш взгляд, ошибочно. Анализ практического опыта работы показывает, что педагоги, опирающиеся в своей работе на традиционные подходы к развитию коммуникативной культуры, сталкиваются сегодня с трудностями включения обучаемых в общение, пробуждения активной позиции в различных типах профессиональных и социальных отношений. Необходимость коммуникативной

ориентированности процесса профессиональной подготовки будущих юристов обусловлена также тем, что развитие коммуникативных способно стей у обучаемых в системе высшего образования происходит наиболее эффективно, если обеспечивается осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности.

Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим, связывать, общаться» и в одном из значений, представленных в словаре, выступает как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц» [8, с. 312]. Современные ученые интенсивно обсуждают проблему взаимодействия категорий коммуникации и общения. В контексте темы нашего исследования нас интересует коммуникативная сторона общения, предполагающая реализацию функций по установлению контакта, приема и передачи информации, регулирования эмоционального состояния.

В психолого-педагогической науке процесс общения рассматривался учеными с различных позиций. Анализ деятельностного подхода к общению представлен в работах Г. М. Андреевой, В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева и др. Личностный подход в психологии (Л. С. Выготский, В. Н. Лавриненко, Ю. П. Расторгуева, П. М. Якобсон и др.) и педагогике (М. В. Колту-нова, А. В. Мудрик и др.) позволил определить место общения в структуре личности. С точки зрения компетентностного подхода рассматривали коммуникативность в своих научных трудах Е. Ю. Никитина, И. Л. Плужник, В. С. Рома-нюк, Л. Н. Смирнова и др.

Общение рассматривается нами как одна из основных сфер социального становления личности, как система ее внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Освоение будущим юристом системы общения позволит ему познакомиться с различными социальными и межличностными ролями, научиться адекватно реагировать на поступки различных категорий граждан, понимать их мотивы и находить конструктивные способы взаимодействия. Уровень общения, на котором происходит взаимопонимание сторон, означает высший уровень субъект-субъектных отношений. Благодаря развитию коммуникативных качеств происходит приобретение уверенности в себе, формирование готовности к конструктивному общению, выбору роли и позиции в общей системе социальных отношений.

Таким образом, вслед за А. Н. Кузнецовой, В. С. Романюк и др. [9; 10 и др.] под коммуникативной культурой мы понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, достигать взаимопонимания между субъектами, которое проявляется в ситуациях процессуального характера; ориентированность в различных ситуациях общения, основанную на знаниях, умениях профессионального характера, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

Коммуникативная ориентированность образовательного процесса заключается в его максимальном приближении к реальным условиям профессиональной деятельности будущего юриста. Реализуя тесную связь теории с практикой, необходимо создавать на занятиях различные ситуации профессионального общения. В качестве основного метода создания таких ситуаций нами рассматриваются логические (связанные с использованием в беседе таблиц, схем, помогающих подобрать необходимые выражения, и т. д.), поисковые (направленные на работу со справочниками, словарями и кодексами или связанные с составлением информационных сообщений по какой-либо теме и т. д.), исследовательские (связанные с анализом речевых действий собеседников с точки зрения их адекватности коммуникативной цели и ситуации общения и т. д.), творческие (направленные на развитие речевого и неречевого поведения с опорой на знания о культуре, обычаях и традициях, связанных с национальностью собеседника, и т. д.), коррекционные (ориентированные на корректировку стиля общения с различными категориями граждан или направленные на нахождение ошибок в оформлении процессуальных документов и т. д.), педагогико-правовые задачи, использование которых поможет обучаемым мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию. В результате достигается понимание обучаемым значимости норм и ценностей межличностного общения.

Таким образом, выделенные нами принципы ориентируют субъектов образовательного процесса на взаимодействие, основанное на доверии, взаимном уважении, стремлении к сопричастности, признанию, самовыражению; на овладение межличностно-коммуникативными знаниями и умениями, необходимыми для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия, способствующими свободному вхождению обучаемых в процесс общения.

Библиографический список

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : приказ Минобр-науки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116423.

Андреев, В. И. Педагогика [Текст] : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновационных технологий, 2002. — 608 с.

Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст] : монография / Е. Ю. Никитина. — Челябинск : ЧГПУ, 2000. — 205 с.

Обухова, Л. А. Современное состояние и перспективы развития гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях России [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Обухова. — М., 2004. — 366 а

Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов : педагогическое сопровождение [Текст] : монография / О. Ю. Афанасьева. — М., 2007. — 324 с.

Подгурецки, Ю. Понятие и концепции толерантности. Толерантность — важнейшая компонента педагогической культуры [Текст] / Ю. Подгурецки ; под ред. В. А. Дмитриенко, А. А. Степанова // Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста». — Томск, 2004. — С. 79-83.

Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров. — Курган, 2000. — 21 с.

Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. — М. : Рус. словари, 2003. — 378 с.

Кузнецова, А. Н. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Н. Кузнецова. — Ульяновск, 2007. — 23 с.

Романюк, В. С. Формирование коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Романюк. — Казань, 2008. — 21 с.

УДК 377 З. А. Федосеева, проректор Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Персонифицированное повышение квалификации педагогических работников — сложное и многоаспектное явление. На основе проведенного исследования выявлены условия реализации персонифицированного повышения квалификации, которые рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: персонификация, персонифицированное повышение квалификации, условия персонифицированного повышения квалификации.

Система повышения квалификации как форма непрерывного профессионального образования в настоящее время претерпевает ряд изменений, обусловленных поиском технологий развития профессиональной компетентности. В целом ряде документов правительства РФ отра-

жены аспекты развития педагогического потенциала и зафиксированы приоритетные направления и формы непрерывного профессионального образования педагогов, в числе которых:

- организация стажировок педагогов на базе образовательных учреждений, реализующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.