УДК 378.146: 34 ББК 74.480.05: 67
Танаева Замфира Рафисовна
доктор педагогических наук кафедра социальных дисциплин и управления Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Doctor of Pedagogics Chair of Social Subjects and Management South Ural State University Chelyabinsk [email protected] Педагогический мониторинг как средство повышения качества обучения будущих юристов Pedagogical Monitoring As a Means of Future Lawyers’ Education Quality Improvement
В статье на примере подготовки будущих юристов раскрываются этапы мониторинга компетентности студентов (бакалавров). Анализируются критерии и показатели, объективно отражающие этапы подготовки обучаемых, учитывающие требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в форме общекультурных и профессиональных компетенций.
The article reveals the monitoring stages of the future lawyers’ (bachelors’) competence. The criteria and indicators objectively reflecting the stages of students’ training are analyzed taking into account the FES requirements to the results of mastering the basic educational program in the form of cultural and professional competences.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, будущий юрист,
компетентность, компетенции, показатели, критерии, уровни.
Key words: pedagogical monitoring, future lawyer, competence, competences, indicators, criteria, levels.
Одной из основных задач государственной политики в сфере образования
на современном этапе развития России в свете требований Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является задача «формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг» [3]. В условиях перехода на компе-тентностную модель высшего профессионального образования оценка качества высшего образования - одна из сложнейших проблем российского образования.
В качестве требований к результатам освоения основных образовательных про-
144
грамм в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами выступают общекультурные и профессиональные компетенции. Практически любая компетенция формируется в результате изучения нескольких дисциплин. Поэтому важнейший компонент компетенции - интеграция в единое целое усвоенных студентом знаний, действий, способов и приемов профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что образовательный процесс в вузе строится по кафедральному принципу, следовательно, оцениваются отдельные компоненты компетенций.
В этих условиях педагогический мониторинг призван обеспечить участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения
и Ч_/ 1 Ч_/
качественной и своевременной информацией, необходимой для оценки компетенций студентов, принятия решений по пересмотру или внесению корректив в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры педагогической деятельности. Мониторинг в качестве информационной основы в системе оценивания и управления качеством образования, в том числе, через теорию компетентностного подхода рассматривают в своих исследованиях многие ученые (Н.Г. Буркова, Н.К. Горшкова, Э.Ф. Зеер, С.А. Курносова, М.В. Мартыненко, И.В. Митрофанова, И.Н. Молчанов, Е.Ю. Никитина, Т.И. Шамова и др.). Солидаризуясь с их мнением, под мониторингом в системе высшего профессионального образования понимаем специально организованный непрерывный процесс выборочного или постоянного наблюдения на основе предварительно планируемых и научно обоснованных показателей, характеризующих текущие и прогнозируемые изменения системы или её отдельные элементы, отражающие состояние подготовки специалистов с целью получения оперативных данных в аспекте их соответствия поставленным целям, принятия коррекционно-упреждающих мер, управленческих, научно обоснованных решений.
На примере образовательного процесса в юридическом вузе представим разработанные этапы мониторинга компетентности бакалавров - будущих юри-
стов. Разработка этапов педагогического мониторинга сопровождалась решением следующих задач: а) выявление уровней компетентности специалистов правоохранительной сферы; б) определение критериально-оценочного аппарата; в) изучение системы подготовки сотрудников правоохранительных органов в высших учебных заведениях юридического профиля; в) выяснение начального уровня компетентности обучаемых; г) оценка уровня освоения компетенций.
В педагогическом мониторинге в качестве желаемых ситуаций выступают образовательные стандарты и требования к уровню компетентности выпускников, а в качестве реализуемых ситуаций выступают основные образовательные программы, рабочие учебные программы, оценка освоения компетенций. В связи с этим первый этап педагогического мониторинга связан с изучением содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [4] и также основной образовательной программы. Анализ требований к обязательному минимуму содержания образовательной программы позволил сформулировать следующие выводы:
• область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание;
• объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка;
• бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) нормотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
ж) педагогическая;
• выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-
7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
• выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК) в указанных сферах деятельности.
Второй этап педагогического мониторинга связан с определением критериев и показателей компетентности, адекватно и объективно отражающих этапы подготовки обучаемых. При выделении показателей нами учитывались тре-
бования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Под критериями мы понимаем признаки, на основании которых производится оценка, определяется состояние и уровень овладения компетенциями. В связи с тем, что процесс подготовки будущих юристов предусматривает, с одной стороны, овладение правовыми и психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, с другой - изменения в интеллектуальной и эмоциональной сферах обучаемых, выражающиеся в готовности и стремлении к борьбе с преступностью, мы полагаем, что для измерения происходящих изменений по качественноколичественным параметрам необходима система критериев перехода будущего юриста на более высокий уровень профессиональной подготовки. На основе анализа научной литературы, образовательного процесса юридического вуза, собственного опыта работы в качестве критериев определения уровня компетентности будущих юристов нами выделены: характеристика фонда теоретических знаний; умение решать практико-ориентированные задачи; умение применять знания в практической деятельности; способность к рефлексии, коммуникативные способности. Далее нами были разработаны показатели и методы выявления уровня освоения компетенциями (таблица 1).
Таблица 1
Таблица показателей, характеризующих компетентность будущих юристов
№ Критерии Показатели Диагностические методы
1 Характеристика фонда теоретических знаний Совокупность методологических, теоретических, методических и специальных знаний, их системность, гибкость Анализ продуктов учебной деятельности (анализ ответов на занятиях, зачетах, комбинированный контроль, анализ задач, письменных работ, рефератов и т.д.), тестирование, самодиагностика
2 Умение решать практикоориентированные задачи Усвоение учебного материала на основе создания проблемных ситуаций, степень владения профессиональноправовыми, психологопедагогическими, знаниями, характер вариантов решения задач Экспертные оценки, самооценка, анализ решения практических задач и заданий, творческих работ, отчетов и т.д.
3 Умение применять знания в практической деятельности Степень творческой активности, характер участия в дискуссиях, деловых играх, участие в правовом просвещении в образовательных учреждениях, прохождение учебных практик Экспертные оценки, самооценка, анализ и оценка деятельности обучаемых на практике, наблюдение, заслушивание, отчеты
4 Способность к рефлексии Степень адекватности самооценки с подключением механизмов самоанализа, самопознания, самоконтроля, степень осознания значимости работы, способность к самоуправлению Экспертные оценки, беседы, наблюдения, анализ конкретных ситуаций
5 Коммуникативные способности Общительность и коммуникабельность, согласованность в межгрупповом взаимодействии, способность оперативно провести поиск и анализ информации, установление контакта, степень овладения толерантным общением Экспертные оценки, методика В.В. Бойко, самооценка, приемы рефлексивной диагностики, наблюдение
гп
1ретий этап педагогического мониторинга связан с определением уровней компетентности. Для измерения качества подготовки будущих юристов нами выделены три уровня компетентности: низкий, средний, высокий. Учитывая, что под уровнем понимается «степень величины, развития, значимости», выделенные уровни отличаются поэтапным продвижением обучаемого от низкого к среднему, а от него - к высокому. Опишем каждый из уровней.
Низкий уровень компетентности будущих юристов характеризуется выполнением действий, направленных на борьбу с преступностью на интуитивном уровне; знания на данном уровне носят нецелостный, несистемный характер, представляют собой описание фактов, не переведенных на язык категорий; отсутствует педагогическое предвидение, прогнозирование результатов. Обучаемые не могут продуцировать новые идеи, связанные с профилактикой преступности, видеть элементы новизны и творчества; не владеют способами анализа ситуации, не знают или не могут сформулировать концептуальные положения права, педагогики, психологии, которые помогают ориентироваться в конкретной ситуации. Использование средств, форм и методов борьбы с преступностью носит неэффективный и непланомерный характер; владеют автори-
тарным стилем общения; нет осознания потребности в дальнейшей работе по профилю, вследствие чего обучаемым свойственно безразличное или даже отрицательное отношение к теоретическим знаниям.
Средний уровень компетентности будущих юристов характеризуется осознанностью цели профессиональной деятельности, готовностью к решению профессиональных проблем. Обучаемые имеют значительные теоретические знания по отдельным дисциплинам, фонд знаний включает в себя не только факты, но и понятия, идеи, гипотезы, однако знания не систематизированы. В основном верно решаются практико-ориентиованные задачи, однако умение рефлексии и идентификации теоретических знаний развиты недостаточно, в то же время они осознают как необходимые условия для качественной профессиональной подготовки. Ситуации, связанные с элементами новизны и творчества, требующие аргументации, предвидения, в целом затруднений не вызывают, однако принимаются в основном стандартные решения. Использование средств, форм и методов борьбы с преступностью носит устойчивый, но не творческий характер. У обучаемых на данном уровне проявляется устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности.
Высокий уровень компетентности будущих юристов характеризуется способностью оценить имеющийся опыт в решении профессиональных проблем. Фонд знаний дополняется за счет знаний междисциплинарного характера и способствует целостному восприятию проблемы. В ее описаниях присутствует стремление посмотреть на изучаемое глазами юриста, педагога, психолога, методиста и т.д. Теоретические знания носят системный характер. Обучаемые проявляют ярко выраженные способности к рефлексии и идентификации, предвидят и прогнозируют свои результаты. Охотно и продуктивно продуцируют новые идеи в области профилактики правонарушений, видят элементы новизны и творчества. Проявляется способность овладения партисипативным стилем общения. Умеют создавать обстановку открытого и равноправного общения, основанного на соучастии и диалогических взаимоотношениях.
Таким образом, три уровня профессиональной компетентности будущих юристов взаимосвязаны между собой, при этом каждый предыдущий уровень обусловливает последующий, включается в его состав. Проведенное исследование показало, что формирование профессиональной компетентности носит поэтапный характер, продвигаясь от уровня к более высокому уровню. Определяя показатели и уровни компетентности обучаемых, мы не считаем, что они абсолютны: существуют, несомненно, и другие показатели. Однако заметим, что предложенные нами показатели выделены на основании анализа научной литературы, собственных исследований и носят дидактическую направленность, то есть отражают реальный образовательный процесс в условиях высшей школы. Описанные выше характеристики трех уровней компетентности использовались нами в практической педагогической работе и позволили качественно оценить ее результаты.
Библиографический список
1.Зеер, Э. Ф. Профориентология личности : учебное пособие / Э. Ф. Зеер,
Э. Э. Сыманюк. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. - 186 с.
2.Никитина, Е. Ю. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника / Е. Ю. Никитина, С. А. Курносова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
- 2012. - №4. - С. 148-163.
3.О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - ст. 5489.
4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобразования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
5.Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студ. высш. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыдова, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. - М. : Академия, 2008. - 384 с.
Bibliography
1. About the Approval and Introduction in Action the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education on Training Direction 030900 Jurispru-
dence (Qualification (Level) «Bachelor»): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 04.05.2010 № 464.
2. About the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020: Order of the Government of the Russian Federation 17.11.2008 № 1662-r (Edition of 08.08.2009) // The Legislative Assembly of the Russian Federation. - 2008. - № 47. - P. 5489.
3. Nikitina, E. Yu. The Information-and-Educational Space of Higher School As a Factor of a Competent Graduate’s Training / E.Yu. Nikitina, S. A. Kurnosova // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - №4. - P. 148-163.
4. Shamova, T. I. Educational Systems Management: Manual for Students of Higher Educational Institutions / T. I.Shamova, T. M. Davydova, G. N. Shibanova; Edit. by T. I.Shamova. - M.: Academy, 2008. - 384 p.
5. Zeer, E. F. Professional Guidance of a Person: Manual / E. F.Zeer, E. E. Symanyuk. - Yekaterinburg: The Russian State Professional Pedagogical University.
- 2005. - 186 p.