Научная статья на тему 'Изменения требований к подготовке выпускника вуза в русле концепции профессионально ориентированного обучения'

Изменения требований к подготовке выпускника вуза в русле концепции профессионально ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА / ФГОС ВО 3+ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / PERSON-ORIENTED APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / SUBJECT-TO-SUBJECT PARADIGM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES HE) 3+ / METHODOLOGICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрикова Эльвира Ивановна, Чирейкин Михаил Кимович

В статье рассматриваются изменения в сфере образования в рамках личностно ориентированного и компетентностного подходов. Отмечается, что со сменой образовательной парадигмы меняются подходы к профессионально ориентированному образованию в вузе. На примере нормативных документов федеральных государственных образовательных стандартов для направления «юриспруденция» анализируются общекультурные компетенции в ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+, которые являются методологической основой учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрикова Эльвира Ивановна, Чирейкин Михаил Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES TO THE TRAINING REQUIREMENTS OF UNIVERSITY GRADUATES IN LINE WITH THE CONCEPT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING

The article discusses changes in education in the framework of student-based and competence-based approaches. It is noted that with the transformation of the educational paradigm approaches to professionally-oriented education at the University also change. By the example of normative documents the Federal State Educational Standards for the specialty “jurisprudence”, general cultural competences in the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE 3) and Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE 3+) are analyzed, which are the methodological basis of the educational process.

Текст научной работы на тему «Изменения требований к подготовке выпускника вуза в русле концепции профессионально ориентированного обучения»

Кудрикова Эльвира Ивановна, Чирейкин Михаил Кимович

ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РУСЛЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются изменения в сфере образования в рамках личностно ориентированного и компетентностного подходов. Отмечается, что со сменой образовательной парадигмы меняются подходы к профессионально ориентированному образованию в вузе. На примере нормативных документов - федеральных государственных образовательных стандартов для направления "юриспруденция" - анализируются общекультурные компетенции в ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+, которые являются методологической основой учебного процесса. Адрес статьи: \м№^.дгато1а.пе1/та1ег1а18/2/2017/2-1/6СШт1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 197-201. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/2-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 378/1

В статье рассматриваются изменения в сфере образования в рамках личностно ориентированного и ком-петентностного подходов. Отмечается, что со сменой образовательной парадигмы меняются подходы к профессионально ориентированному образованию в вузе. На примере нормативных документов - федеральных государственных образовательных стандартов для направления «юриспруденция» - анализируются общекультурные компетенции в ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+, которые являются методологической основой учебного процесса.

Ключевые слова и фразы: личностно ориентированный подход; компетентностный подход; общекультурные компетенции; субъектно-субъектная парадигма; ФГОС ВО 3+; методологическая основа.

Кудрикова Эльвира Ивановна

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск e. kudrikova@mail. гы

Чирейкин Михаил Кимович, к. филол. н., доцент

Новосибирское высшее военное командное училище Министерства обороны Российской Федерации 9437375@шаИ гы

ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РУСЛЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время происходит изменение парадигмы в системе образования, отказ от устаревшей субъектно-объектной парадигмы, при которой главной целью учебного процесса являлась передача знаний и информации от преподавателя обучающемуся, выступавшему в роли объекта данного процесса, причём такая роль носила с его стороны пассивный характер.

Но изменившиеся требования времени диктуют пересмотр «синтаксиса» образования. На смену субъектно-объектной парадигме приходит новая субъектно-субъектная, при которой учащийся активно взаимодействует с преподавателем в процессе обучения.

Разработка данного подхода восходит к педагогическим идеям выдающегося американского педагога и философа Джона Дьюи, который делал акцент на активном вовлечении обучающихся в образовательный процесс. Его подход характеризовался практической направленностью. Педагог полагал, что приобретение опыта важнее механического накопления знаний, так как в процессе выполнения практических задач происходит становление личности обучаемого, развитие его творческих способностей и приобретаются навыки самообучения [2, с. 356].

Таким образом, акцент делался на умении заниматься самостоятельным поиском знаний и приобретать жизненно-необходимые навыки. Такой подход к процессу обучения актуален и для нашего времени. Мы живём в информационном обществе, где количество знаний с каждым днём увеличивается, и перед преподавателем ставится задача помочь учащимся выработать в себе способность ориентироваться во всё растущем объёме информации.

Новая парадигма взаимоотношений преподавателя и учащегося предполагает равноправное партнёрство, при котором обучаемый занимает активную «субъектную» позицию, являясь полноправным участником образовательного процесса.

В рамках субъектно-субъектной парадигмы меняются и подходы к процессу образования в высшей школе.

Профессионально ориентированное обучение в вузе ставит своей задачей подготовить высококвалифицированного специалиста, владеющего рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Отметим, что понимание того, что такое «хороший специалист», в наше время включает не только знание необходимой для профессиональной деятельности информации и владение определёнными навыками и умениями, но и такой аспект, как личностные характеристики специалиста. Особенно ценятся следующие качества личности: творческая активность, инициативность, стремление к самосовершенствованию и получению новых знаний. Желание самосовершенствоваться представляет особую ценность в современных реалиях нашей жизни, подверженной постоянным изменениям. Не последнее место в данном списке занимает и такое личностное качество, как умение общаться и строить отношения в рабочем коллективе. Навыки коммуникации помогают специалисту успешно решать различные профессиональные задачи в своей области деятельности. Как видим, личностные качества являются в то же время и профессионально значимыми [3].

Личностно ориентированный подход выходит на первый план и в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. В центр образовательного процесса ставится «субъект»-студент, которому преподаватель не только передаёт определённую информацию, необходимую для овладения выбранной им профессии, но и помогает в развитии личности.

Личностно ориентированный подход тесно связан с компетентностным подходом, в рамках которого будущий специалист овладевает основным набором компетенций.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют виды компетенций, которыми должны обладать выпускники по разным направлениям подготовки. В данных документах перечисляются требования, которыми следует руководствоваться при реализации основных образовательных программ. Важная роль отводится развитию общекультурных компетенций, нацеленных на раскрытие способностей учащихся и формирование всесторонне развитой личности, готовой к самостоятельному

решению не только профессиональных задач, но и проблем в повседневной жизни. Под общекультурной компетенцией мы вслед за А. В. Хуторским понимаем круг вопросов, по отношению к которым учащийся «должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности» [7].

В последние годы в соответствии с положениями Болонской декларации были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3) (действуют с 2010 года) и в настоящее время осуществляется переход на Государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения плюс (ФГОС ВО 3+) - модернизированную версию ФГОС ВПО 3.

В основе как ФГОС ВПО 3, так и ФГОС ВО 3+ лежит компетентностный подход, но формулировки компетенций имеют некоторые отличия. Отметим, что во ФГОС ВО 3+ набор общекультурных компетенций унифицирован.

Рассмотрим общекультурные компетенции (ОК) на примере ФГОС ВПО 3 [5] и ФГОС ВО 3+ (проект) по направлению подготовки Юриспруденция (уровень бакалавриата) [4].

Утверждённый в 2010 году приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. ФГОС ВПО 3 для данного направления (уровень бакалавриата) включает следующие общекультурные компетенции.

ОК-1 (ФГОС ВПО 3) предполагает осознание «социальной значимости своей будущей профессии» и выработку профессионального правосознания.

ОК-2 (ФГОС ВПО 3): эта компетенция предусматривает добросовестное исполнение профессиональных обязанностей и соблюдение профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика имеет особое значение для профессий группы «человек - человек», таких как врачи, преподаватели, юристы. Данный вопрос волновал людей уже много столетий назад. Например, в знаменитой клятве Гиппократа выражаются морально-этические нормы поведения врачей, которые обязаны соблюдать следующие принципы: не причинять вреда больному, заботиться о его пользе и самосовершенствоваться. В профессии юриста профессиональная мораль важна как ни в какой другой сфере деятельности. В юридической этике преломляются принятые в социуме нормы поведения и морали, представитель данной профессии призван соблюдать нравственные нормы и принципы, поступать справедливо в различных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей. Само слово «юстиция» переводится с латинского языка как «справедливость», а это - один из важнейших нравственных императивов нашей культуры. Поэтому формирование внутренней культуры будущего юриста, в основе которой лежат моральные принципы, становится одной из главных задач подготовки специалистов данного направления.

ОК-1 (ФГОС ВПО 3) тесно коррелирует с общекультурной компетенцией ОК-2 (ФГОС ВПО 3), так как становление нравственно-ориентированной личности будущего юриста обуславливается и осознанием значимости того места, которое занимает юридическая профессия в обществе, и уровнем развития профессионального правосознания обучающегося, его восприятием правовых норм и явлений в обществе.

ОК-3 (ФГОС ВПО 3) предполагает «владение культурой мышления» и способность к «обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения» [5, с. 3]. Интеграция нашей страны в мировое сообщество, изменения в социально-экономической сфере и в области информационных технологий приводят к необходимости развития культуры мышления, к выработке у будущего специалиста умения нестандартно реагировать на перемены в его профессиональной сфере деятельности, анализировать возникающие трудности и принимать быстрые решения. Он должен действовать не по шаблону и заготовленным схемам, а учиться самостоятельному поиску возможных вариантов выхода из создавшихся ситуаций. Заметим, что выработка таких умений соответствует самой сути компетенции, которая определяется как «способность решать сложные реальные задачи» [6, с. 38].

ОК-4 (ФГОС ВПО 3) предусматривает способность логически верно и аргументированно строить свою устную и письменную речь, то есть предполагает владение культурой речи. Данная компетенция имеет прямое отношение к предыдущей, так как речь органически связана с мышлением, являясь его средством и инструментом: в этом проявляется её интеллектуальная функция.

ОК-5 (ФГОС ВПО 3) направлена на формирование «культуры поведения» и готовности к «кооперации с коллегами, работе в коллективе» [5, с. 3], то есть целью данной компетенции является развитие коммуникативных навыков будущего специалиста. В формулировке компетенции прослеживается связь с формулировками ОК-3 и ОК-4 (ФГОС ВПО 3): к «речевой» ОК-4 примыкают ОК-3, нацеленная на развитие мышления, и «коммуникативно-направленная» ОК-5, поскольку язык, как известно, является средством не только мышления, но и общения.

В профессиях, ориентированных на работу с людьми, владение коммуникативными навыками повышает шансы выпускника на успех в профессиональной деятельности. Культура поведения юриста включает в себя выстраивание отношений как с коллегами, так и с людьми, с которыми ему приходится сталкиваться по долгу службы. В тактичном, внимательном отношении к окружающим проявляется внутренняя культура человека, поэтому формирование данной компетенции напрямую зависит от формирования уже упоминавшейся выше общекультурной компетенции 2 (ФГОС ВПО 3), предусматривающей развитие профессиональной этики у обучающихся.

Таким образом, ОК-3, ОК-4 и ОК-5 (ФГОС ВПО 3) для направления юриспруденции образуют блок взаимосвязанных компетенций: владение культурой мышления, культурой речи и культурой поведения.

ОК 6 (ФГОС ВПО 3) соотносится с ОК 1, так как она также направлена на развитие правосознания будущего юриста. Согласно данной компетенции обучающийся должен иметь нетерпимость к коррупции и уважение к закону.

Общекультурная компетенция ОК-7 (ФГОС ВПО 3) выдвигает требование «стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» [Там же, с. 4]. Постоянное самосовершенствование является

необходимым условием конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Саморазвитие -неотъемлемая составляющая развития личности. Выработка механизмов постоянного саморазвития и самосовершенствования является одной из главных целей личностно ориентированного подхода в образовании.

ОК 8 (ФГОС ВПО 3) акцентирует практическую направленность получения знаний в области социальных, гуманитарных и экономических наук. Данная компетенция постулирует приоритет компетентностной модели образования над «знаниевой», ядром которой является получение знаний по определённым дисциплинам без должного учёта реальных нужд экономики и общества в целом.

ОК 9 (ФГОС ВПО 3) предполагает развитие способности «анализировать социально значимые проблемы и процессы» [Там же]. Данная компетенция важна в плане формирования мировоззренческой позиции обучающегося как личности.

Общекультурные компетенции ОК-10, ОК-11 и ОК-12 (ФГОС ВПО 3) отражают информационный (постиндустриальный) характер современного общества, в котором главным товаром являются не материальные предметы, а знания, интеллект, информация. Обучающийся должен владеть «основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации» (ОК-11 ФГОС ВПО 3) [Там же].

От обучающихся требуется умение «понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе» (ОК-10 ФГОС ВПО 3) [Там же]. Информационно-коммуникационные технологии, глобальные компьютерные сети, средства мультимедиа и Интернет меняют не только наш мир, но и нас самих в этом меняющемся мире. Лавинообразное увеличение объёма информации в последнее время приводит к необходимости выработки умения адаптироваться к новой информационной среде.

Общекультурная компетенция 13 (ФГОС ВПО 3) нацелена на владение «необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке» [Там же], то есть предусматривает активно развивающее, профессионально ориентированное обучение иностранному языку. Под профессионально ориентированным обучением понимается «обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [3, с. 22].

Таким образом, анализ формулировок общекультурных компетенций ФГОС ВПО третьего поколения (на примере ФГОС ВПО для юридического направления) показывает, что в основе данных компетенций лежит личностно ориентированный подход, постулирующий формирование личности будущего специалиста в качестве главной цели процесса обучения.

Сравним теперь указанные выше общекультурные компетенции с ОК для того же направления специальности в проекте ФГОС ВО 3+. Рассмотрим, какие из формулировок были пересмотрены, а какие из них остались без изменения.

ФГОС ВО 3+ включает 9 общекультурных компетенций.

ОК-1, ОК-2, ОК-3 (ФГОС ВО 3+) нацелены на использование полученных знаний по философии, истории и экономическим наукам для формирования мировоззренческой и гражданской позиции, что является неотъемлемым атрибутом социально-активной личности с чувством гражданской ответственности.

ОК-4 (ФГОС ВО 3+) предусматривает развитие способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности. Данная компетенция отражает требование обладать «достаточным уровнем профессионального правосознания» [5, с. 3], которое содержится в ОК-1 (ФГОС ВПО 3).

На наш взгляд, достоинство формулировок общекультурных компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3 и ОК-4 (ФГОС ВО 3+) в том, что они составлены в едином ключе с акцентированием на конечной цели приобретения основ знаний по различным областям. Как видим, в данной редакции подчёркивается важный момент: приобретение знаний (их основ) не является самоцелью учебно-образовательного процесса. Знания - это всего лишь средство для формирования гражданской и мировоззренческой позиции (ОК-1, ОК-2), для практического применения в различных сферах деятельности (ОК-3), для выработки профессионального правосознания (ОК-4).

ФГОС ВО 3+, в отличие от предыдущей версии, включает наряду с общекультурными и профессиональными компетенциями также несколько общепрофессиональных компетенций (ОПК). ОПК ориентированы главным образом на выработку профессионального правосознания и по своему содержанию соотносятся с некоторыми из ОК ФГОС ВПО 3 (ОК 1, ОК 2, ОК 6 ФГОС ВПО 3). Выделение ОПК в отдельную группу позволяет более четко провести разграничение между компетенциями универсального и профессионального характера.

В перечне общекультурных компетенций ФГОС ВО 3+ отдельно не выделяется компетенция владения культурой мышления (как ОК-3 во ФГОС ВПО 3), предполагающая умение искать нестандартные пути решения профессиональных задач и проблем, возникающих на жизненном пути. Обращает на себя внимание и отсутствие во ФГОС ВО 3+ среди общекультурных компетенций аналогов ОК-10, ОК-11, ОК-12 (ФГОС ВПО 3), нацеленных на развитие умения ориентироваться в информации.

В то же самое время во ФГОС ВО 3+ появляется новая общекультурная компетенция ОК-9, предусматривающая выработку у студентов готовности «пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» [4]. Умение принимать правильные решения в экстремальных ситуациях - ценное качество как для специалиста, так и просто для человека.

Представляется оправданным включение в список ОК ФГОС ВО 3+ общекультурной компетенции ОК-8, нацеленной на развитие способности «использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [Там же]. Данная компетенция способствует формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста и полному раскрытию его психофизического потенциала.

ОК-8 ФГОС ВО 3+ определённым образом коррелирует с ОК-10 ФГОС ВПО 3, направленной на осознание опасностей и угроз современного информационного общества, так как одним из следствий виртуализации нашей жизни является физическая малоподвижность, связанная с «просиживанием» часами за компьютером (причем как выполняя профессиональные задачи, так и «отдыхая» дома после работы). Некоторые исследователи предупреждают об угрозе дегуманизации человечества, вызванной повсеместным внедрением компьютерных технологий, но, на наш взгляд, проблема малоактивного образа жизни не менее актуальна, поскольку физическая деформация человека так же опасна, как и духовная. Занятия физической культурой как одним из видов осознанной двигательной активности (включая фитнес и аэробику) могут служить противовесом «сидячему» образу жизни и способствовать общему укреплению здоровья.

Общекультурная компетенция 6 ФГОС ВО 3+ нацелена на развитие коммуникативных навыков и умений, а именно на способность «работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [Там же, с. 8]. По сравнению с ОК-5 ФГОС ВПО 3 (владение «культурой поведения», готовность к «кооперации с коллегами, работе в коллективе») [5, с. 3] данный вариант компетенции звучит более конкретно. Понятие «культура поведения» включает в себя и такой аксиологический аспект, как толерантное отношение к окружающим, но толерантность и работа в коллективе - не единственные формы проявления данного понятия. То есть с точки зрения концептуального содержания трактовка коммуникативно-направленной компетенции во ФГОС ВО 3+ была сужена до частных проявлений.

ОК-7 ФГОС ВО 3+: способность «к самоорганизации и самообразованию» [4, с. 8] соотносится с ОК-7 ФГОС ВПО 3, которая требует от обучающихся стремления «к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» [5, с. 4]. Ситуация перекликается с ситуацией в предыдущем примере. Саморазвитие - понятие более широкое, чем самообразование, для которого данный концепт выступает в качестве гиперонима. Всестороннее развитие личности без внешнего понуждения (саморазвития) не равно, а «самоорганизация» относится к процессу, безусловно, важному, но меньшему по диапазону действия [5].

Отметим, что включение данного термина в перечень способностей, требуемых от обучающихся, -несомненная находка новой редакции ФГОС ВО 3+, так как самоорганизованная личность проявляет очень многие качества из тех, которые предполагается развивать и вырабатывать у студентов в рамках личностно ориентированного подхода, выступающего в роли методологической основы всего образовательного процесса. Самоорганизация личности предполагает самоанализ, самоконтроль, умение планировать своё время и принимать быстрые решения, а также формирование таких качеств, как целеустремленность, чувство ответственности и личного достоинства [4].

Общекультурная компетенция 5 ФГОС ВО 3+ предусматривает развитие способности «к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [Там же].

Подчеркнём компактность данной формулировки компетенции, которая объединяет две ОК из ФГОС ВПО 3: ОК-4, нацеленную на владение культурой речи, и ОК-13, направленную на развитие навыков профессионального общения на иностранном языке. При этом происходит концептуальное расширение понятия «коммуникации»: вместо «профессионального общения» мы видим «межличностное и межкультурное взаимодействие», которое не ограничивается коммуникацией в рамках определённой профессии.

Таким образом, анализ формулировок общекультурных компетенций во ФГОС ВО 3+ позволяет констатировать, что данная версия образовательных стандартов имеет ряд преимуществ:

1. Требования, содержащиеся в компетенциях, унифицированы. Почти все формулировки (за исключением ОК-9) начинаются со слова «способность», обладание которой предусматривается той или иной компетенцией. Тем самым подчёркивается приоритет умений (способностей) над знаниями, так как в современных реалиях любые «знания» имеют свойство быстро устаревать, и конкурентное преимущество на рынке труда получает не тот, кто владеет большим объёмом информации, а тот, кто умеет лучше в ней ориентироваться.

2. Перечень компетенций компактнее по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС ВО: количество ОК уменьшилось с 13 до 9.

3. Требования сформулированы более конкретно и однозначно, что облегчает процесс проверки и оценки результатов реализации компетентностного подхода.

В заключение ещё раз отметим, что методологической основой ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+ служит личностно ориентированный подход, выражающийся в установке на формирование всесторонне развитой, творчески и социально активной личности со своей мировоззренческой и гражданской позицией.

Целью такого обучения является помощь в раскрытии заложенных в человеке потенциалов, а не просто передача знаний от преподавателя к студенту. Обучающийся выступает в роли равноправного субъекта образовательного процесса, который осуществляется в рамках новой субъектно-субъектной парадигмы.

Демократизация общества в целом оказывает влияние и на образовательный процесс: традиционная субъектно-объектная парадигма, соответствующая авторитарному стилю отношений, сменяется личностно ориентированной (гуманистической).

Изменившийся «синтаксис жизни» приводит к изменению «синтаксиса образования».

Список литературы

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.

2. Дьюи Джон // Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М., 2003. 528 с.

3. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых

факультетах вузов: учебное пособие. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (Проект; 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fimg.rg.ru%2Fpril%2Farticle%2F88%2F92%2F46%2Fbakalavry-proektdoc&name=bakalavry-proekt.doc&lang=ra&c=58747d8de1b3 (дата обращения: 10.01.2017).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. с изменениями на 31 мая 2011 г. № 464) [Электронный ресурс]. URL: http://urfak.sfedu.ru/sites/default/files/law116382_0_20140414_131338_53337.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

6. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: мат-лы XI науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. C. 33-57.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos. ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 09.01.2017).

CHANGES TO THE TRAINING REQUIREMENTS OF UNIVERSITY GRADUATES IN LINE WITH THE CONCEPT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING

Kudrikova El'vira Ivanovna

Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk e. kudrikova@mail. ru

Chireikin Mikhail Kimovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Novosibirsk Military Command Academy of the Ministry of Defence of the Russian Federation

943 73 75@mail. ru

The article discusses changes in education in the framework of student-based and competence-based approaches. It is noted that with the transformation of the educational paradigm approaches to professionally-oriented education at the University also change. By the example of normative documents - the Federal State Educational Standards for the specialty "jurisprudence", general cultural competences in the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE 3) and Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE 3+) are analyzed, which are the methodological basis of the educational process.

Key words and phrases: person-oriented approach; competence-based approach; general cultural competence; subject-to-subject paradigm; Federal State Educational Standards (FSES HE) 3+; methodological basis.

УДК 372.882

В статье рассматриваются проблемы, связанные с введением в школе выпускного сочинения нового типа. Автор приходит к выводу, что образовательное сообщество - учителя-словесники, методисты, вузовские преподаватели, издатели учебной литературы для школы - в основном негативно относятся как к жанру сочинения-рассуждения, так и к метапредметному характеру итогового сочинения и выступают за замену его традиционным сочинением.

Ключевые слова и фразы: итоговое сочинение нового типа; метапредметность; литературоцентричность; образовательное сообщество; итоговая государственная аттестация.

Пранцова Галина Васильевна, к. пед. н., профессор

Пензенский государственный университет prantsova@list. гы

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58005.

Введение в 2014 году итогового сочинения в качестве допуска к итоговой государственной аттестации школьников началось с неожиданного для достаточно большей части образовательного сообщества вопроса -вопроса о формате выпускной работы. В поручении Президента Правительству, которое предусматривает обязательный учет результатов «при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения» [11], сошлось три вида работы: сочинение, проект и его защита. Безусловно, это вызвало непонимание и недоумение со стороны педагогического сообщества. Но нам важно не это. Важно то, как отмечает Е. С. Романичева, что в поручении «отнюдь не предусматривался возврат в школу сочинения в его "традиционном формате"». Хотя в ходе общественных консультаций все внимание участников оказалось сосредоточено на двух моделях возвращения сочинения в школу: как сочинения в его классическом, «школьном» понимании и сочинения как отражения результатов некоего исследования [15, с. 5]. Сторонники первого варианта ссылались на вековые традиции отечественного образования, по существу проигнорировали тот факт, что изначально выпускное сочинение было направлено не на проверку памяти ученика, а на испытание его «способности мыслить и рассуждать» [3]. Это было сказано почти более года назад, когда «выпускное сочинение» было написано впервые и можно было подвести первые итоги. Но уже тогда на основе анализа методических публикаций, публикаций в СМИ и небольшого количества пособий, адресованных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.