ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ. ИННОВАЦИИ И ВУЗЫ
УДК 378.1
ЕВ. Гаганова КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО
ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Аннотация. С 2011 г. вузы России ведут подготовку в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации ФГОС ВПО третьего поколения. В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенность ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, компетентностная модель обучения, высшее образование, качество образования, гуманизация высшего образования, гуманитаризация образования.
Elena Gaganova COMPETENCE-BASED APPROACH AS MEANS
OF ACHIEVEMENT OF NEW QUALITY OF THE HIGHER EDUCATION ACCORDING TO REQUIREMENTS OF FGOS
Annotation. Since 2011 Russian Universities are preparing in accordance with the approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation the Federal state educational standard of higher professional education of the third generation. In comparison with previous generations of educational standards, the feature of the GEF VPO third generation is that it is developed on the basis of competence approach. As the main object of evaluation are professional and cultural competence.
Keywords: competence approach, competence, competence-based model of education, higher education, quality of education, humanization of higher education, humanization of education.
С 1 сентября 2011 г. все образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время вузы России ведут подготовку в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Одним из внешних факторов, обусловивших внедрение новых образовательных стандартов, являются рекомендациями Болонского процесса и участием России в построение единого общеевропейского образовательного пространства.
Новые стандарты впервые задают требования не к обязательному минимуму содержания (дидактическим единицам), а к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), которые выражены в форме компетенций и определяют не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников. ООП обеспечивают нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки, а также с учетом мнения и запросов работодателей.
В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенность ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхо-
© Гаганова Е.В., 2015
да. В нем отсутствуют деления на компоненты федеральный, региональный и вузовский. ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом становится научно-исследовательская работа студента.
Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве последнего рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность (готовность) выпускника вуза действовать в профессиональной ситуации. Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Иными словами, компетенция - это знания, а компетентность - умения.
Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе, таких как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Компетентностная модель - это модель будущей эффективной работы, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим контекстам [3].
Принципы обучения в логике компетентностного подхода.
1. Учебный процесс должен быть ориентирован на достижение результатов, выраженных в форме компетенций.
2. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение. Для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать.
3. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики трансляции знаний.
4. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в большом количестве реальных и имитационных контекстов.
5. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе [3].
Статус университета налагает определенные требования на выпускников и подразумевает не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и широкую эрудицию, грамотную речь, умение вести себя в обществе, способность взаимодействовать со специалистами неродственных областей, адаптироваться к разнообразию современного мира.
Воспитание перечисленных качеств, традиционно возлагается на гуманитарные дисциплины, позволяющие не просто получить профессию, но создающие «культурную элиту» общества [5].
Таким образом, востребованность компетентностного подхода обусловлена особым культурно-образовательным контекстом, заданным такими тенденциями российского образования, как необходимость развития кадрового ресурса российского общества, повышение качества подготовки выпускников, перспективы их свободной интеграции в социокультурное и экономическое пространство современной России и стран дальнего и ближнего зарубежья, в международную систему разделения труда, формирование условий расширения доступа к рынку образовательных услуг и т.п.
В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности, способной адаптироваться к современным условиям, которые требуют от личности ответственности, творчества, способности предпринимать конструктивные и компетентные действия в профессиональной деятельности. Для успешной профессиональной деятельности сегодня недостаточно получить высшее образование, требуется постоянно пополнять свои знания, быть способным учиться самостоятельно и постоянно, дополняя свои профессиональные и культурные компетенции информацией из других областей знаний.
Следовательно, образовательные методы, сосредотачивающиеся на развитии компетенций, предполагают серьезное обновление, а именно - внедрение инновационных технологий в образовательную среду. Разработка компетентностной модели обучения не только демонстрирует позицию вуза по отношению к образовательным инновациям, но и обусловливает пути и методы реализации инновационной стратегии и стимулирует совершенствование форм и содержания учебного процесса.
Инновации в государственном и муниципальном управлении. Инновации и вузы
Инновационный характер образования требует развития творческих способностей, умения мыслить самостоятельно и нестандартно, работать в команде, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации и т.д. Итогом такого подхода к образованию должен явиться компетентный профессионал.
Гуманизация (субъектно-личностная направленность) профессионального образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений [4].
Гуманизация высшего образования - это установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, партнерское и уважительное отношение к личности студента [3].
Гуманитаризация образования - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.
К конечным результатам процесса образования в российских гуманитарных вузах (экономических, медицинских, педагогических и др.) относят следующие ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловые компетенции - ценностные ориентиры, способность ориентироваться в окружающем мире, осознавать свою роль и предназначение, принимать решение;
- общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека; роль науки и религии в жизни человека;
- учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
- информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и отдаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
- социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
- компетенции личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Данные компетенции позволят будущему бакалавру, специалисту более ясно понимать ценности и установки по отношению к конкретной цели; научат контролировать свою деятельность, обучаться самостоятельно; искать и использовать обратную связь; быть уверенным в себе; приобретать навыки самоконтроля; размышлять о будущем; обращать внимание на проблемы, связанные с достижением поставленных целей; приучат к самостоятельности мышления; выработают навыки по решению сложных задач и использованию новых идей и инноваций для достижения цели [1; 2].
Таким образом, компетентностный подход в высшем гуманитарном образовании позволит оптимизировать учебный процесс в вузе, нацелить преподавателей на конечный результат, совершенствовать воспитательную работу и психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, повысить психологическую и коммуникативную компетентность обучающихся, укрепить и развить информационную и материально-техническую базу университета, сконцентрировать ресурсы для реализации современной концепции высшего образования России.
Библиографический список
1. Знаменский, Д. Ю. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации / Д. Ю. Знаменский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4. - С. 29-34.
2. Знаменский, Д. Ю. Технология влияния государственной политики на научный потенциал высшей школы России: основные направления исследования / Д. Ю. Знаменский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 182-187.
3. Красножон, Г. А. Компетентностный подход как основа высшего медицинского образования / Г. А. Крас-ножон, О. П. Крыжановская // VII Научно-практическая конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (14-15 июня 2012 г.) Владивостокский государственный медицинский университет. - Владивосток, 2012.
4. Соколов, Н. Н. Принятие и реализация управленческих решений : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Соколов. -М. : Спутник+, 2014. - 51 с. - ISBN 978-5-9973-2864-1.
5. Филимонов, Д. А. Проблемы институционального развития высшего образования в России / Д. А. Филимонов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 242-245.