Научная статья на тему 'Духовность и ценности будущего учителя: вызов XXI века'

Духовность и ценности будущего учителя: вызов XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО РАЗВИТЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S PROFESSIONAL-VALUE FEATURES / SPIRITUALITY / PEDAGOGICAL VALUES / SPIRITUALLY DEVELOPED TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Галина Алексеевна, Яковлюк Светлана Михайловна

XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и, являясь носителем ценностей, обладает оформленной педагогической позицией, способный к творческому поиску и ориентации школьников на общечеловеческие ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 21st century requires the teacher who not only has professional knowledge and skills, but also, being a bearer of values, has formed pedagogic position, is able to creative-worksearch and orienting schoolchildren to common human values.

Текст научной работы на тему «Духовность и ценности будущего учителя: вызов XXI века»

ключевых компонентов КПДЮ;

- использование специально разработанных учебных программ для ПК позволяет систематически проводить виртуальные ролевые и деловые игр, которые способствуют формированию у студентов навыков саморегуляции психических состояний, повышают коммуникативную компетентность, в частности, отрабатывать конкретные приемы разрешения конфликтов, установления психологического контакта, выбора способа психического воздействия, а также формировать личностную заинтересованность будущего работни-

ка в самопознании и развитии положительных качеств.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 216 с.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера. - Свердловск: УрГУ, 1998. -120 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология. -М., 1998. - С. 157-159.

УДК 371

Андреева Галина Алексеевна, Яковлюк Светлана Михайловна

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

kgpi_all@mail.ru

ДУХОВНОСТЬ И ЦЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ВЫЗОВ XXI ВЕКА

XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и, являясь носителем ценностей, обладает оформленной педагогической позицией, способный к творческому поиску и ориентации школьников на общечеловеческие ценности.

Ключевые слова: духовность, педагогические ценности, духовно развитый учитель, профессионально-ценностные качества учителя.

Новый XXI век характеризуется изменениями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности: социальной, экономической, культурной, образовательной и др. Эти преобразования охватывают окружающую человека среду, оказывают влияние на человека, стимулируя развитие его личности, побуждая его к активному участию в жизни и целенаправленной подготовке к профессиональной деятельности. Сложившиеся рыночные отношения требуют от каждого работника высокой ответственности, способности быстро адаптироваться к новым жизненным ситуациям, стремления повышать квалификацию. Современному обществу нужны специалисты, профессионально компетентные, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, личностные качества и ценности которых формируются в школе учителем. Возникают известные противоречия между возросшими требованиями общества к духовной культуре личности, в частности педагога, с одной стороны, и не всегда высоким уровнем его общекультурной подготовки - с другой.

Практика показывает, что в процессе изучения педагогических дисциплин и предметов гу-

манитарного цикла студенты получают необходимые профессиональные знания и умения, но при этом недостаточно уделяется внимание духовности будущего учителя, приобщение его к общечеловеческим и национальным ценностям, а также подготовке к работе с детьми по их духовному формированию.

Вот почему в современном гуманитарном знании все более актуализируется проблема учителя XXI века и его подготовка.

В связи с расширением во всех сферах образования гуманистической тенденции остро стоит вопрос о содержании педагогического образования, о профессионально-ценностных качествах учителя и его духовности. Педагогической наукой доказано, что развитие и расцвет личности педагога и, прежде всего, его духовных основ в профессиональной деятельности могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития его эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества, в атмосфере доброжелательности, свободы, понимания и любви.

В связи с этим подвергается пересмотру отношение к профессиональной подготовке учи-

© Андреева Г.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

Яковлюк С.М., 2010

теля как посредника между ребенком, растущей личностью, и культурой, которое выражается в ориентации педагога на введение ребенка в мир культуры, оказание поддержки каждой детской личности в ее индивидуальном духовном самоопределении в мире культурных ценностей.

Стратегическую цель педагогического образования на рубеже веков в этой связи академик РАО В.А. Сластенин видит в развитии и саморазвитии личности учителя как гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманной духовно-нравственной ориентации, педагога, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего воспитанника, умеющего с ним работать, специалиста в одной из областей науки [3].

Такое понимание цели педагогического образования потребовало нового осмысления понятий духовности и ценности по отношению к учителю и его подготовке.

Следует признать, что в науке нет единого подхода к изучению духовности личности и ее ценностей. Разные взгляды на духовность свидетельствуют о том, что в последнее время возрастает интерес ученых к проблеме человека в целом, и особенно к его духовной жизни. Исследователи, пытаясь определить духовность, затрагивают различные стороны этого понятия: связь с искусством (В.Д. Диденко), единство эстетического и нравственного (А.И. Фортова), эмоциональные ощущения (В.И. Ксенофонтов).

При анализе духовности М. С. Каган, в частности, подчеркивает, что «духовность - это атрибут человека как субъекта» [4]. И с этим трудно не согласиться.

По убеждению ученых, духовность можно рассматривать в личностном и надличностном аспектах. В первом случае духовность предстает именно как человеческая, личностная характеристика (ценность - Г.А.); во втором - как культурное, социальное явление, выражающее разные типы духовной ориентации общества или отдельных социальных групп.

Во взглядах сторонников религиозно-философского направления (В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.) тема духовности была тесно связана с темой самой России, с особой миссией русского народа - «носителя божественных замыслов», способного помочь человечеству достичь духовного совершенства. Эти философы превыше всего ценили свободу личности, видя

в ней проявление духовности, которая движет всеми поступками человека. Они считали, что духовность - это постоянное искание истины, направленной на творческое развитие человека.

На этапе профессиональной подготовки современные будущие учителя испытывают огромное влияние ежедневного погружения в атмосферу своего образовательного учреждения, с его активными формами обучения и воспитания, нацеленными на развитие их духовности и становление творческого потенциала. Они видят и оценивают педагогическую деятельность своих наставников, их творчество и мастерство, воспринимаемых студентами в качестве педагогических ценностей.

Показательно, что духовная сущность человека, развитие его ума и нравственности определялись отечественными мыслителями (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) как основа образования и воспитания. Именно образование должно способствовать восстановлению естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей, а также возрождению духовночувственного образа жизни и высоких нравственно-ценностных идеалов и ориентиров. Человеку свойственно стремление к высшему духовному совершенству, так как это заложено в самой его природе, в способности личности к такому нравственному совершенству, которым никто не может обладать, кроме человека.

В формировании духовности личности фило-софы-космисты возлагали надежды на учителя, на школу, которая призвана, по их мнению, создать правильное направление душе и уму». Школа мыслилась как «храм-музей», в которой каждый ученик станет исследователем своих семейно-родственных связей. В такой школе будет храниться память об образах, деяниях каждого человека. Все это будет под руководством педагога способствовать правильному духовно-нравственному формированию личности.

Поэтому в развитии духовного опыта и формировании ценностных ориентаций школьников особая роль должна принадлежать учителю, который выступает носителем ценностей и этого опыта, как фактора создания духовной культуры учеников.

Своеобразно рассматривают исследуемую проблему западные ученые (А. Маслоу,

Э. Фромм, В. Франкл и др.).

В центре внимания А. Маслоу, например, находится духовно полноценная, «наиболее полно очеловечившаяся личность». Духовная личность в своей деятельности мотивируется ценностями, которые выходят за пределы его «Я». Такими ценностями для него являются Истина, Добро, Красота, Совершенство и др., необходимые индивиду для того, чтобы реализовать себя, почувствовать себя полностью человеком [5].

По мнению В. Франкла, духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность. Она реализует себя в со-присутствии и событии. Человек существует для того, чтобы «предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя» [9]. Совесть, считает ученый, является одним из самых существенных проявлений духовности и ценностных ориентаций в человеке. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над вопросами о сущем и должном, о добре и зле.

Человек обретает духовность как свою «внутреннюю вселенную» не только благодаря постоянному диалогу с самим собой и миром, но

и, прежде всего в силу того, что в процессе деятельности и общения с другими он входит в «организм» культуры. Высшие ценности культуры становятся внутренними духовными регуляторами личности, направляют всю систему его жизнедеятельности. Они возникают и развиваются в истории культуры, а индивид усваивает их в ходе своего физического становления, т.е. через процессы воспитания и образования, социализации в целом. В итоге же оказывается, что культура -это средство формирования духовности и ценностей, а духовность - цель развития индивидуальной культуры человека, которую призван сформировать учитель.

Проблема духовного развития личности оставалась также в центре внимания русской педагогической мысли. Выдающиеся педагоги XIX столетия (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) главной задачей воспитания считали духовное развитие человека.

Так, К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс воспитания «человека в человеке». Поэтому главное место он отводил формированию нравственности, в которой он видел главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще.

Современный философский взгляд также не оставляет без внимания данную проблему. Ака-

демик Л.П. Буева, в частности, утверждает, что духовность является показателем существования иерархических ценностей, целей и смыслов. Путь духовного освоения - это восхождение по пути обретения Истины, Добра, Красоты, Справедливости и других высших ценностей [1].

Л.П. Буева выделяет вопросы, ответы на которые помогут учителю обнаружить признаки духовности в своих учениках: кто я; зачем я пришел в этот мир; каково мое место в этом мире; каков смысл моей жизни; на основании каких ценностей я делаю выбор жизненного пути; по каким критериям и каким образом возможно усовершенствование моей личности, обретение духовной культуры; что такое богатая духовная личность?

Ею выделено три типа духовности:

- теоретизм как гносеологическая составляющая с акцентом на знания, логику, поиск истины, переходящие в познавательной деятельности в духовную ценность;

- этизм как нравственное содержание духовности личности, выступающее показателем степени гармонизации в её сознании и поступках общечеловеческих ценностей;

- эстетизм как составляющая духовности, связанная с удовлетворением потребности человека в красоте, является идеальным средством преображения окружающей действительности на основе триединой цели: Истины, Добра, Красоты.

Таким образом, духовность личности учителя - это сложноконструируемое качество в период обучения в вузе, включающее широкий диапазон составляющих в их взаимодействии.

Педагоги XX века (З.И. Равкин, М.В. Богуславский, В.И. Додонов и др.) выделяют следующие составляющие духовности: исторически сложившиеся и не утратившие своего современного значения, обогащенные новыми психологическими приоритетами действующей гуманистической парадигмы, общечеловеческие и национальные духовные ценности; соответствующие по своему смыслу и направленности этические нормы и категории, обретающие ценностный смысл для данного индивидуума в результате творческого саморазвития и мотивированного стремления к овладению ими; мировоззрение и стойкие моральные принципы; иные убеждения, идеалы, целенаправленные на конструктивные преобразования в социокультурной и нравственных сферах общества [7].

Духовно развитый учитель - это человек, внедривший в себя ценности мира, порожденные сознанием человечества в ходе исторического развития, относящийся к миру как к личностно значимому объекту.

По сути, развитие духовности можно рассматривать как выход к высшим ценностным инстанциям конструирования личности и её менталитета. Для учителя в качестве основания его духовного становления выступает его духовный мир. Духовный мир находит отражение в системе взглядов человека на мир, на своё место в нем, и проявляется в его чувствах и деятельности, которые имеют творческий характер.

В студенческом возрасте развитие духовности неразрывно связано с развитием интеллектуальной и социальной зрелости. Освоение педагогических ценностей, раскрытие и мотивация духовного потенциала будущего учителя, от профессиональной деятельности которого в будущем зависит судьба развития общества, становятся одной из актуальных задач высшей педагогической школы.

Методологические подходы к формированию ценностной парадигмы в российском образовании, системы ценностных ориентаций учителей сформулированы такими исследователями, как: М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, Г.П. Выжлецов, В.И. Додонов, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин.

На основе конструктивно-генетического анализа академик З.И. Равкин предложил классификацию педагогических ценностей в сфере образования, которые должны быть представлены будущим учителям в период их подготовки:

1. Социально-политические ценности (общедоступность и бесплатность образования, равенство мужчин и женщин; право на общее образование, исключающее какую-либо расовую, национальную и материального плана дискриминацию учащихся; свобода выбора учеником или его родителями определенного типа школы, а также коммерческой формы получения образования в зависимости от материальных возможностей и духовных запросов данного социального слоя населения).

2. Интеллектуальные ценности образования, на развитие и углубление которых призван ориентироваться педагогический процесс, (любознательность, потребность в познании и познавательный интерес, активность и творческая самодея-

тельность учащихся в овладении истинными знаниями, радость познания, познавательная перспектива, эстетика мысли и слова как средств познавательной деятельности).

3. Нравственные ценности образования (честь и личное достоинство ученика, утверждающиеся в атмосфере свободы от диктатуры учителя и права воспитанника быть субъектом, а не объектом педагогического процесса, построенного в основном на диалогической, а не на монологической дидактике; благородные этические стимулы и мотивы овладения знаниями - образование не только во имя личного, но и общественного блага; гармония знаний и нравственности; патриотизм и гражданственность; уважение к интеллектуальному и физическому труду; к людям труда; эстетика поведения и общения с окружающими людьми; развитое «чувство локтя», взаимопомощь и готовность сотрудничать с другими людьми в общественной и личностно значимой деятельности).

4. Ценности профессиональной педагогической деятельности: (призвание к труду учителя-воспитателя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисково-исследовательская инновационная деятельность; высокие нравственные личностные качества учителя; его коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками, основанный на демократических и гуманистических началах (учитель призван любить тех, кому преподает, и любить то, что преподает); профессионализм педагога - высокий уровень специальной общекультурной подготовки, широкая профессиональная и общая эрудиция, педагогическое мастерство, обеспечивающие его конкурентоспособные качества на рынке труда; последовательная ориентация на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей образования [8].

Как видим, педагогические ценности - это особенности педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Среди ценностей педагогической деятельности по их предметному содержанию В.А. Сласте-нин, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев выделяют ценности самодостаточного и инструментального ти-

пов. Закрепленные в сознании учителя педагогические ценности образует систему его профессионально-ценностных ориентаций на общение с детьми и взрослыми, на творчество в профессиональной деятельности, развитие личности ребенка и профессиональное сотрудничество, на обмен духовными ценностями с коллегами и представителями иных видов деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме педагогических ценностей и ценностных ориентаций в сфере педагогического образования дает основание выделить такие ценности-цели, которые отражают государственную политику (гуманизация, гуманитаризация, модернизация, стандартизация, реформирование образования); ценности средства: педагогические действия (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия (технологии общения); действия, отражающие субъектную личностную и профессиональную сущность педагога (компетентность учителя, творчество, профессионализм).

Е.Н. Шиянов подразделяет ценности-средства на ценности-отношения (к профессии, к учащимся, к себе), ценности-качества (любовь к детям, гуманизм, креативность), ценности-знания (педагогические, психологические, философские, культурологические и другие).

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества учителя в силу их способности оказывать развивающее и воспитывающее влияние на личности обучаемых. Именно в них проявляется сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога.

Рефлексивность, гуманистическая направленность в будущее, понимание и готовность к освоению средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития своего творческого потенциала, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя, его педагогическими ценностями.

Главным участником образовательного процесса, его ключевой фигурой является учитель, который должен ориентироваться на собственную философию образования, свои профессиональные ценности. Именно ценности помогут ему понять значение педагогической деятельности и ее личностный смысл, осознать свою социальную и духовную миссию.

Вот почему актуальным сегодня в России становится аксиологический подход к подготовке

учителя, согласно которому «педагогическое образование должно не только обеспечить усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить духовность, его ценностное сознание, сформировать ценностное отношение к миру как основной задаче образования» [6].

Особое внимание к ценностным аспектам педагогического образования объясняется необходимостью рассматривать процесс формирования ценностных ориентаций будущих учителей как сложный, непрерывный, осуществляемый как в процессе их теоретической подготовки в вузе, так и в практической деятельности в школе.

Главными направлениями реформирования системы педагогического образования в России должно стать обеспечение соотношения ценностей общечеловеческого и национального значения, ориентация подготовки будущего учителя на педагогические ценности.

Модернизация содержания педагогического образования в новых условиях призвана переориентировать цели педагогического образования на воспитание педагога как человека культуры, духовно развитого, компетентного профессионала, «рефлексирующего практика» с выраженной установкой на гуманистические ценности.

Необходимо также актуализировать ценностно-смысловые аспекты содержания педагогического образования, смоделировать культуросообразную, информационно насыщенную событийную среду педагогического вуза, предоставляющую будущему педагогу возможность активного участия в конструировании содержания своего образования, разработке индивидуального педагогического маршрута [2], в основе которого формирование личностных приоритетов. К личностным приоритетам в системе реформируемого педагогического образования следует отнести развитие аксиосферы будущего учителя, которая нацелит его внутренний мир на профессиональный и духовный рост, самосовершенствование на основе педагогических ценностей.

Собственно программа воспитания будущих учителей должна, на наш взгляд, сочетать в себе следующие ценностные установки:

- понимание социокультурной значимости педагогической деятельности;

- воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств будущего учителя, составляющих основу ценностных ориентаций личности;

- направленность на подготовку творческой и рефлексирующей личности учителя;

- формирование активной жизненной и профессиональной позиции в сочетании с инновационным типом мышления;

- формирование уважения к ценностям гражданского общества и другие.

Разработанная на этой основе система подготовки будущего учителя позволит сменить акцент с образовательно-профессиональной установки на творческий процесс освоения педагогических ценностей, формирование духовности, развитие инновационного сознания учителя, готового к поисковой деятельности, к взаимодействию с учащимися и передаче им духовных ценностей.

Библиографический список

1. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы круглого стола.

2. Гукаленко О.В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития //

Педагогика. - 2007. - №2. - С. 11.

3. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // http://www.scholar.ru

4. Каган М.С. О духовности // Вопросы философии. - 1985. - №9. - С. 92.

5. МаслоуА. Психология бытия / Пер. с англ. О.О. Чистякова. - М., 1997. - С. 110.

6. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. - 2000. - №6.

7. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равки-на. - М.: ИТИП РАО, 1995. - С. 28-29.

8. Равкин З.И. Ценностные ориентации как одна из основ стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994. - С. 44.

9. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 100.

УДК 371.014

Бондаревская Роксана Сергеевна

Институт образования взрослых РАО, г. Санкт-Петербург

roksanabond@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются закономерности и организационно-педагогические условия эффективного педагогического проектирования в системе общего образования. Описывается модель работы районной методической службы по созданию условий становления проектной деятельности педагогов в процессе непрерывного образования (на основе системно-деятельностного и акмеологического подходов). Модель строится на основе сочетания формального, неформального образования и самообразования: сессионное обучение созданию педагогических проектов дополняется их совершенствованием на семинарах, мастер-классах, в ходе консультирования и экспертизы проектной деятельности.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, педагогические инновации, непрерывное образование, акмеологический подход, самосовершенствование педагога.

Осуществление масштабных инновационных преобразований, характерных для отечественного образования, требует совершенствования теории и практики педагогического проектирования: современной разработки его методологической базы, содержания и технологий, становления на этой основе проектной деятельности педагога - основного субъекта инноваций в масштабах образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическое проектирование рассматривается нами как специфическая педагогическая деятельность, направленная на изменение обра-

зовательной системы или её компонентов и включающая изучение исходной ситуации, прогнозирование, планирование и реализацию проекта на основании пошаговой обратной связи [8, с. 39].

Реальный уровень проектной деятельности педагога в современных образовательных условиях может быть охарактеризован следующими факторами, образующими проблемную ситуацию [1, с. 94-96]:

- низким уровнем понимания педагогами смысла и владения процедурами педагогического проектирования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.