УДК 159.9 ББК 88.3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА ЧЕПУРНАЯ,
соискатель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 19.00.03 — психология труда; инженерная психология; эргономика Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлены основные подходы к изучению понятия профессиональная компетентность и компетенции, а также различные мнения зарубежных и отечественных авторов по данному вопросу.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компетенции, профессионально важные качества, профессионал.
Annotation. The article considers the main approaches to studying the notion of professional competence and expertise, as well as provide different views of foreign and domestic authors on the subject.
Keywords: competence, professional competence, competence, professional qualities, professional.
Изучение юридической литературы показало, что с принятием Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», произошли важные преобразования в области кадровой политики в системе МВД России, которые в настоящее время способствуют на этапе обучения в образовательных учреждениях совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Основная идея, которая закреплена в вышесказанном законе в рассматриваемой сфере, это соотношение степени соответствия уровня профессиональной деятельности специалиста и тех требований, которые предъявляет профессия. На современном этапе высшего профессионального образования МВД России применяется компетентностный подход, который включает в себя не только знания, но и способность применять их на практики. Так, в настоящее время полиция зарубежных стран, как показывает изучение практики, использует компетент-ностный подход для профессионального отбора и расстановки кадров.
Одним из основных направлений в системе МВД России является подготовка профессиональных психологов, уровень подготовленности которых должен соответствовать тем требованиям, ко-
торые предъявляет практика, где психологическому обеспечению деятельности сотрудников должна отводиться значительная роль. На психолога органов внутренних дел возложены многочисленные обязанности, которые связаны с выполнением всех возможных направлений психологической работы и умением выстраивать контакты со всеми категориями личного состава в системе МВД России. К специфическим условиям деятельности психолога ОВД относятся: высокий уровень нормативности; экстремальный характер; многоплановость; необходимость оказывать помощь как личному составу, так и различным категориям граждан; высокий уровень психической напряженности, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки; амбивалентность профессиональной позиции психолога как специалиста и как офицера органов внутренних дел1. Можно сказать, что психолог должен быть универсальным сотрудником. И здесь мы можем говорить о профессиональной компетентности психолога в системе органов внутренних дел.
Образовательная система в целом и обучение на современном этапе связаны с понятием «профессиональная компетентность». Очень часто под профессиональной компетентностью понимается
профессиональная квалификация или профессионализм. Хотя профессионализм более широкое понятие, которое включает в себя профессиональную компетентность. Однако, под профессионализмом понимается одновременно и результат овладения профессией и достижение наивысшего уровня профессиональной компетентности.
Благодаря произошедшем в системе образования реформировании на новом уровне развития оказалась проблема профессиональной компетентности. Стратегию профессионально-образовательного процесса начинают определять понятия «компетентность» и «компетенция».
Образование становится комплексным и целевым и все это происходит в рамках компетент-ностного подхода, который включает в себя передачу будущему специалисту только тех знаний и навыков, которые необходимы для развития нужных ему компетенций. В процессе обучения происходит формирование профессионально важных качеств и усвоение конкретных алгоритмов, необходимых для успешной деятельности. С помощью знаний выпускник должен выполнять эффективно свою деятельность вне зависимости от сложившейся ситуации или условий профессиональной жизни.
Если рассмотреть данную проблему в зарубежных странах, то там в основном обращают внимание на социальные ценности личностных качеств работника, а лишь затем на уровень его образования и квалификации. Несмотря на это в европейском образовательном обществе нет единого понимания определения компетентность.
По мнению ряда авторов2, у специалиста должно сформироваться в результате образования социально-профессиональное качество личности, благодаря которому он будет эффективно выполнять поставленные перед ним задачи, а также легко находить контакт с людьми. Это качество можно назвать «целостной социально-профессиональной компетентностью человека»3.
Так, С.А. Дружилов говорит о том, что профессионал — это такой человек, который не только знает, как делать, но и умеет эти знания воплощать в жизнь, получая нужный результат4, а В.И. Байденко и Л.В. Львов определяют профессиональную компетентность специалиста как результат образова-
ния5. А Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как подструктуру субъекта деятельности6.
Если рассматривать структуру профессиональной компетентности, то тут можно выделить два подхода. В первом подходе в структуре профессиональной компетентности выделяют: специальную компетентность и психологическую компетентность. В специальную компетентность входит система знаний, умений и навыков, которая обеспечивает владение на высоком уровне определенной специальностью. Компонентами психологической компетентности являются: рефлексивная, когнитивная, коммуникативная, аутопсихологическая, акмеологическая компетентность. Второй подход рассматривает профессиональную компетентность как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций, структура и содержание которых определяется должностью'.
Е.А. Климовым предлагает модель профессионала, которая включает:
ф свойства человека как целого (направленность, отношения, креативность, интеллект, эмоциональность, профессиональные ожидания); ф праксис профессионала (специфические черты,
моторика, умения, навыки, действия); ф гнозис профессионала (специфические черты, прием информации, ее переработка и принятие решений, гностические умения, навыки и действия);
информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области);
психодинамику (интенсивность переживаний, быстроту их смены, нагрузки и трудности в данной области);
осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии8
Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях на определение сущности профессиональной компетентности формируется новый взгляд, в котором профессиональная компетентность воспринимается как «способность», «готовность», «личностное качество» специалиста,
а не только как когнитивный компонент профессионализма.
В зарубежных исследованиях, например, у Дж. Равена особенностью специфики модели профессиональной компетентности является ценност-но-мотивационная сторона личности. Дж. Равен в основном определяет формирование профессионала как личности, а не как создание благоприятных внутренних и внешних условий для его деятельности. Только благодаря личностному принятию и осознанию, знания, умения и навыки, составляющие исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализи-руются9.
Важно подчеркнуть, что С. Уиддет, С. Холли-форд под профессиональной компетентностью понимают способность, которая помогает в решении поставленных профессиональных задач и обеспечивает получение необходимых результатов рабо-ты10, а Г. Роберте — под компетентностью понимает «выполнение человеком определенных профессиональных обязанностей в той области в которой он работает»11.
Проанализировав отечественные и зарубежные источники можно сказать, что отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность», а также единый подход к структуре профессиональной компетентности. Однако, в рамках отечественных исследований в структуре профессиональной компетентности основополагающей является личностная составляющая, а в зарубежных исследованиях основным компонентом является деятельностная (поведенческая) составляющая; несмотря на это все авторы отмечают системообразующий вклад профессиональной мотивации.
Очень важно рассмотреть ряд свойств деятель-ностной составляющей профессиональной компетентности. Целесообразно отметить, что, с одной стороны, существенное влияние на профессиональную деятельность оказывают особенности личности работника, с другой, — под влиянием профессиональной деятельности происходит и само формирование личности. Можно отметить, что профессиональная деятельность напрямую связана с психологией личности и установлением взаимосвязей, отношений и ориентировки человека в окружающем мире.
Через понятие компетенция можно раскрыть содержание профессиональной деятельности, выявить определенные требования к профессиональной деятельности специалиста, что во многом облегчит подбор, оценку, обучение и развитие персонала.
Здесь следует отметить, что у понятия «компетенция» и «компетентность» нет единого определения и многие авторы по-разному интерпретируют данные понятия.
Так Э.Ф. Зеер дифференцирует понятия «компетентность» и «компетенция» и говорит, что под компетентностью понимаются знания, умения и опыт человека, а способность актуализировать и мобилизовать их в определенной профессиональной ситуации обусловливает компетенцию успеш-
" 12 ной личности12.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) определяет, что для эффективного выполнения профессиональной деятельности необходимо своевременно применить знания, умения и личностные качества, что и является компетенцией специалиста.
Более широко понятие компетенции рассмотрели в своем исследование Л.М. Спенсер и С.М. Спенсер, определив его как «устойчивую часть личности, вызывающую определенное поведение, которое приводит к эффективному и/или наилучшему на основе стандартов исполнению в деятельности»13.
В своих работах С. Уиддет и С. Холлифорд подчеркивали, что хотя компетенции имеют личностную составляющую (мотивы, особенности характера, способности и т.д.), все ее компоненты можно выявить и оценить по поведению личности 14.
Из рассмотренных подходов можно выделить два фактора в которых мнения авторов сходятся: ф компетенции — это характеристики личности; ф характеристика личности, способствует успешному выполнению деятельности и реализуется в поведении.
При этом следует отметить, что под личностной составляющей профессиональной компетентности, понимаются профессионально важные качества (далее ПВК). Для выполнения любого рода профессиональной деятельности специалисту необходим определенный набор личностных профессионально важных качеств и способностей. Продуктивность,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
достижения в профессиональной деятельности, напрямую зависят от сочетания особенностей профессиональной деятельности и особенностей личности специалиста.
Определенное влияние на успешность, эффективность профессиональной деятельности оказывают особенности личности, выступающие профессионально важными качествами. Эта взаимосвязь подтверждается в разных сферах деятельности. Скорость и качество профессионального обучения зависят от особенностей личности. Набор профессионально важных качеств индивидуален для разных видов деятельности. Для более успешного выполнения своей профессиональной деятельности необходимо целенаправленно формировать и корректировать необходимые профессионально важные качества личности15.
Так, A.A. Вербицкий определяет ПВК как «способности субъекта, которые полностью включены в процесс деятельности и оказывающие влияние на эффективность и успешность ее выполнения»16.
По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК — это особенности психических процессов, меняющиеся в
17
процессе деятельности1'.
А.К. Маркова показывает ПВК как психологические качества, которые способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, профессиональному росту, общению и помогают преодолеть экстремальные ситуации в труде. К ним относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста18.
Можно соотнести понятия профессиональной компетентности и компетенций как общее с частным. Так, компетенции позволяют эффективно выполнять деятельность и являются наблюдаемыми характеристиками. В литературе часто компетенции рассматриваются как эталон выполнения какой-либо деятельности. И от знаний их отличает именно деятельностный компонент. От умений отличает компетенции многогранность исполнения, а от навыков — осознанность19.
Таким образом, под профессиональной компетентностью понимается соответствие уровня личностных характеристик и профессиональных компетенций и тех объективных требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к специалисту.
Более полное понимание ее позволит повысить эффективность и успешность профессиональной деятельности психолога в системе органов внутренних дел, а также усовершенствовать психологическую службу.
1 Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел как актуальная проблема юридической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России: Психология. 2010. № 2 (46). С. 212—117.
2 Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: Дис. канд. психол. наук 19.00.06 /
A.П. Кустова. СПб, 2011 г. 216 с.
3 Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
4 Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. Новокузнецк: Ин-т повышения квалификации, 2002. 240 с.
5 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические вопросы) / В.В. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
6 Варданян Ю.В. Развитие студента как субъекта овладения профессиональной компетентностью (на материале изучения психологии): монография / Ю.В. Варданян, Т.В. Савинова, А.Н. Яшковая. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2002. 100 с.
7 Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии /
B.Ф. Енгалычев. М.: Высшая школа психологии, 2004. 435 с.
8 Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А.Климов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 400 с.
9 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-центр, 2002. 394 с.
10 Уиддет С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет,
C. Холлифорд. М.: Hippo, 2003. 189 с.
11 Роберте Г. Рекрумент и отбор. Подход, основанный на компетенциях / Г. Роберте. М.: ШРРО, 2005. 288 с.
12 Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—30.
13 Спенсер Л.М. Компетенции на работе / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
14 Уиддет С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд. М.: Hippo, 2003. 189 с.
15 Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: Дис. канд. психол. наук 19.00.06 / А.П. Кустова. СПб, 2011 г. 216 с.
16 Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
17 Шадриков В.Д. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / В.Д. Шадриков. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. 381 с.
18 Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А.К. Маркова // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82—88.
19 Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: Дис. канд. психол. наук 19.00.06 / А.П. Кустова. СПб, 2011 г. 216 с.