УДК 378.14.015.62
А.В. Селезнёва
Пермский государственный технический университет
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Рассмотрены проблемы традиционного высшего профессионального образования, некоторые понятия компетентностного подхода. Выявлена важная тенденция в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Управление качеством» - ориентация на профессиональные управленческие компетенции. Рассмотрена возможность разработки компетентностной модели выпускника по исследуемому направлению.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель выпускника, профессиональные компетенции, ФГОС ВПО.
В последние несколько лет в России особенно остро обсуждаются проблемы высшего профессионального образования (ВПО). Отрыв получаемых в процессе обучения знаний от умений их употреблять, острая нехватка квалифицированных и компетентных кадров, устаревание информации происходит быстрее, чем завершается естественный цикл обучения специалиста в высшей школе - все это круг проблем традиционного ВПО. На сегодняшний день решение есть: переход системы высшего образования на Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО нового поколения (ФГОС ВПО), основу которых составляет компетентностная модель [1].
В результате модернизации системы высшего профессионального образования в Российской Федерации был принят новый перечень направлений подготовки. Общее количество направлений подготовки составило 141 (приказ Минобрнауки № 337 от 17.09.2009 г.). Общее количество сохраняемых специальностей - 107 (приказ Минобрнауки от 30.12.2009 г.). Изменениям подверглось большинство специальностей1. В связи с этим специальность «Управление качеством» была переведена на двухуровненевую подготовку, что подразумевает сначала обучение на бакалавра (4 года), а потом - на магистра (2 года).
Такие измерения требуют пересмотра системы обучения инженеров-менеджеров по качеству в русле компетентностного подхода.
1
До модернизации было 186 направлений, 520 специальностей, обеспеченных соответствующими стандартами.
Цель нашей статьи - через призму понятий компетентностного подхода рассмотреть возможности разработки компетентностной модели бакалавра по направлению подготовки 221400 «Управление качеством».
В современной образовательной практике компетентность выступает в качестве центрального понятия. Компетентностныш подход рассматривается как метод моделирования результатов обучения и их представления как норм обеспечения качества высшего образования [2]. Основные концептуальные положения и идеи использования компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов раскрываются в трудах
В.И. Байденко, Н.Б. Дондоковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Ю.В. Татура, А.В. Хуторского, О.В. Чураковой, В.Д. Шадрикова и др.
В российском образовании становление компетентностного подхода происходит в русле общемировых тенденций. На сегодняшний день для подготовки квалифицированного специалиста не достаточно просто владеть знаниями, умениями и навыками. Сегодня востребован специалист с заранее подготовленным багажом способностей в какой-либо профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, производственно-технологической;
организационно-управленческой, научно-исследовательской или иной специальной деятельности. Компетентностный подход в корне изменяет существующий образовательный процесс. Главным образом новый подход должен ориентировать образовательный процесс на создание таких педагогических условий, которые способствовали бы развитию личностного потенциала и подготовке выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
Особенностью ФГОС ВПО нового поколения является то, что конкретные виды профессиональной деятельности должны определяться не только содержанием основной образовательноый программы, разрабатываемой вузом, но и самими обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей. Это означает, что изменяются и требования к компетентностной модели выпускника вуза: требуется отражение в системном виде эталона результатов образования (уровень подготовки выпускников), отвечающих запросам рынка труда, общества и личности; формирование результатов образования как признаков готовности к выполнению основных видов и задач профессиональной деятельности; проверяемость (измеряемость) компетенций; обоснованность набора (состава) компетенций.
Компетенции становятся качественными характеристиками результата обучения. Термины «компетенция» и «компетентность» являются базовыми понятиями компетентностного подхода. Однако в российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются следующих определений, данных А.В. Хуторским [3].
Компетенция (лат. - соответствие, соразмерность) - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.
Термин «компетенция» пришел к нам из английского языка. У англоговорящих существует термин аналогичный русской аббревиатуре ПВК (профессионально важные качества). Это Knowledge, Skills, Aptitudes (Abilities, Attributes), and Other characteristics, сокращенно KSAO. В переводе это буквально означает - «знания, навыки, способности и другие характеристики», а по сути -знания, навыки, способности и другие характеристики индивида, влияющие на эффективность его деятельности. Если внимательно присмотреться к приведенным определениям, то получается, что компетенция - это любое качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности.
Для того чтобы определить, какие компетенции развивать у будущего специалиста, и понять, какие из них важны для соответствующей должности, необходимо: во-первых, понимание стратегии компании; во-вторых, знание специфики данной должности; в-третьих, так называемый справочник компетенций, из которого можно выбрать те компетенции, которые имеют прямое отношение к рассматриваемой профессиональной деятельности.
Социально-экономические преобразования в России обострили проблему недостаточной профессиональной компетентности менеджеров. Одной из ведущих тенденций в профессиональной подготовке будущих менеджеров становится ориентация на повышение их профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности. Это одна из способностей менеджера к управлению, основанная на профессионально значимых и личностных качествах. В связи с этим в настоящее время важным ресурсом становятся не столько наличие специальных знаний, сколько способность молодых специалистов к расширению и пополнению знаний.
Инженер-менеджер по управлению качеством - это специалист, который должен владеть информацией на всех уровнях управления, уметь налаживать связи, делегировать полномочия и даже создавать определенный положительный имидж компании. Все эти навыки можно обобщенно назвать
способностью управлять. В связи с переходом на новые ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 «Управление качеством» необходимо создавать ситуации и разрабатывать педагогические условия, которые могли бы привести к формированию у обучаемого управленческой компетенции.
К настоящему времени в ФГОС ВПО достаточно отчетливо сформулированы основные положения компетентностного подхода. Заявленные в них общие принципы и методологические установки находят свое подтверждение в различных разработках. К таким прикладным разработкам относится проектирование модели выпускника, в которой итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня представлены в виде компетенций. Таким образом, можно говорить о переходе компетентностного подхода из стадии самоопределения в стадию реализации - разработки компетентност-ной модели будущего специалиста.
Современные тенденции диктуют особые требования к качеству разрабатываемой модели. Во-первых, модель должна соответствовать требованиям всех заинтересованных сторон: вуза, обучающегося, работодателя и общества в целом. Во-вторых, чтобы модель оставалась актуальной, в нее должны быть не просто включены высокие стандарты качества, необходимо учитывать предполагаемые изменения во внешней среде в будущем с учетом развития науки, культуры, экономики и прочих сфер. В-третьих, компетентностная модель представляет собой важный документ, предназначенный для широкого круга заинтересованных лиц. В ее основу следует закладывать следующие принципы: ясность и легкость для понимания, простота структуры, простота описывающего языка, а также наличие структурной логики [4].
Описание набора компетенций для выпускника вуза и разработка модели являются обязанностью каждой выпускающей кафедры вуза. Более того, компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает академическую мобильность1 выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
Разработчики ФГОС ВПО нового поколения модель выпускника предлагают создать в первую очередь на основе интегрированной классификации компетенций, которая может считаться инвариантом и представляется приемлемой для всего «поля» подготавливаемых направлений и специальностей [5]. Предложенная классификация делит компетенции на две группы: общекультурные (ОК) и профессиональные (П). Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности.
1
Академическая мобильность - это возможность студента проходить часть обучения в другом вузе, в частности за рубежом.
Компетенции развиваются в течение длительного времени и требуют наличия определенных ресурсов как со стороны вуза, так и со стороны обучающегося. Для проведения всех видов подготовки студентов (лекции, практики, лабораторные работы) вузу необходимо располагать такой материально-технической базой, которая позволит максимально приблизить обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Также необходимо расширять круг человеческих ресурсов, т.е. активно привлекать работодателей и преподавателей, читающих смежные дисциплины, в качестве экспертов по вопросам изучения систем управления качеством, организационных структур, методов, процессов, сертификации в различных сферах деятельности.
С целью формирования профессиональных навыков обучающихся в рамках учебных курсов особую роль должны сыграть встречи и контакты с представителями отечественных и зарубежных компаний, интерактивные формы проведения занятий, а также мастер-классы и тренинги специалистов.
Грамотное решение таких вопросов, что необходимо достичь в работе (какую компетенцию формировать) и как достичь результатов (какими методами и способами), позволит получить компетентностную модель выпускника в рамках компетентностного подхода и тем самым гарантированно обеспечить качественное образование [6].
Таким образом, учитывая предыдущий опыт научно-практических разработок в области создания компетентностных моделей выпускников, рекомендации разработчиков компетентностного подхода, собственный исследовательский поиск, можно сделать вывод, что разработка моделей выпускников как основы процесса вузовской подготовки, в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений выражены на языке компетенций, становится актуальной.
Список литературы
1. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Проектирование компетент-ностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: метод. рекомендации / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М.; Уфа, 2008. - 81 с.
2. Алтайская академия экономики и права. - URL: http://www.aael.altai.ru.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: электрон. журн. - 2002. - URL: http://www.eidos.ru/journal.
4. Дворянских Н.В. Анализ и моделирование компетенций: учеб.-метод. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. техн. ун-та, 2007. - 48 с.
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
6. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям: пер. с англ. -М.: HIPPO, 2003. - 218 с.
Получено 20.01.2011