УДК 377 ББК 74
Глухих С.И.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ПОДГОТОВКИ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Glukhih S.I.
PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL MOBILITY AS A SYSTEM-FORMING CONCEPTS OF TRAINING NURSES
Ключевые слова: профессиональная подготовка медицинских сестер,
профессиональная компетентность, контент-анализ, профессиональная мобильность
Key words: professional training of nurses, professional competence, content analysis, professional mobility
Аннотация
В статье рассматривается профессиональная подготовка медицинских сестер как самая объемная составляющая кадрового ресурса здравоохранения; раскрывается необходимость формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности медицинских сестер в современных условиях; приводится определение этих понятий.
Abstracts
The author considers the training of nurses as the most volumetric component of health workforce; the need for a professional competence and professional mobility of nurses in modern conditions is revealed; the definition of these concepts are provided.
Концепция здравоохранения в Российской Федерации определила новые требования к развитию системы профессиональной подготовки медицинских кадров. Сестринское дело является важной составной частью кадрового ресурса медицинских работников. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессиональной подготовки медицинских сестер как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
Основными системообразующими понятиями подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании являются «профессиональная компетентность» и «профессиональная мобильность медицинской сестры».
Для определения сущности этих понятий рассмотрим определения данных понятий по различным научным источникам. В зависимости от того, каким способом раскрывается содержание понятия, в логике выделяются различные типы их определений. Основными, наиболее часто применяемыми в научных исследованиях, являются следующие:
- родовидовое определение, в котором указывается ближайший род для определяемого понятия и отличительные признаки, имеющиеся только у данного вида предметов и отсутствующие у всех других видов предметов, входящих в этот род;
- генетическое определение, в котором указывается на происхождение предмета и тот способ, которым данный предмет создается;
- реальное определение, отображающее существенные признаки предмета, явления и имеющее своей целью отличить определяемый предмет от всех других предметов путем указания на его отличительные признаки;
- номинальное определение, объясняющее значение термина, часто с помощью других, более знакомых и потому более понятных терминов;
- операциональное определение, представляющее предмет через описание характерных именно для него операций; такого рода определения чаще всего применяются в начале изучения свойств того или иного предмета, когда его существенные и отличительные признаки еще не установлены либо не систематизированы1 .
Для определения сущности понятий «профессиональные компетенции медицинской сестры» и «профессиональная компетентность медицинской сестры» вначале рассмотрим понятия «компетенция» и «компетентность» по различным источникам и выделим их признаки. Затем остановимся на определении этих понятий по научным источникам, в которых дается определения компетенций и компетентности медицинской сестры, также рассмотрим эти понятия согласно ФГОС и далее представим наше определение этих понятий.
Проблемы компетентностного подхода, компетенций и компетености посвящено много зарубежных и отечественных работ. Концептуальной основой компетентностного подхода относительно нового в мировой практике и образовании методологического инструментария, является идея компетенций и ключевых компетенций, сформировавшаяся в зарубежной социальной теории как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества, которое ставит человека перед необходимостью быть компетентным во многих смежных областях деятельности и постоянно, на протяжении всей жизни обновлять свои знания.
Особый вклад в развитие теории компетентностного подхода внесли В.И. Байденко и И.А. Зимняя и другие ученые. В.И. Байденко обобщил зарубежный и отечественный опыт теоретического осмысления компетентностного подхода к высшему образованию. Он отмечает, что усиление когнитивных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием «квалификация», а понятия «квалификация» и «компетентность» представляются более адекватными. В.И. Байденко приводит в своих работах сравнительный анализ квалификационного и компетентностного подходов, подчеркивая при этом, что «компетенция - это мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в его собственных действиях в определенных профессиональных и социально, значимых ситуациях, а квалификация -это мера образовательного успеха личности, представляющего в ее возможностях»2.
И.А. Зимняя выделяет три вида компетенций:
«1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности - это
компетенции здоровьесбережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования и саморазвития личностной ипредметной рефлексии.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия и компетенции общении.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенция
познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий. Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных
1 Язык педагогики в контексте современного научного знания [Текст]: матер. Всерос. методол. конф.-семинара / гл. ред. В.В. Краевский; ред. А.А. Арламов, Р.В. Потчер. - Волгоград, Краснодар, М., 2008. - С. 52.
2 Байденко, В.И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] // Высш. образование в России. - 2004. - № 11. - С. 10.
ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения»3 .
Из приведенного выше определения для нас важны два момента - это компетенции, относящиеся конкретно к личности каждого специалиста и второе - компетенции деятельности, включающие мотивационный, когнитивный и поведенческий аспекты.
Э.Ф. Зеер определил компетенции как «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека на практике реализовывать свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сфера»4.
Развивая идеи В.Д. Шадрикова и И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер обращает внимание на деятельностные способности человека в процессе формирования компетенций, а также мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности.
Проведем контен-анализ понятия компетенция с тем, чтобы выделить признаки компетенции, которыми мы воспользуемся при определении компетенций медицинской сестры. Данные контент-анализа сведем в таблицу 1, в ней, помимо рассмотренных выше работ, представим определение компетенции и по некоторым другим работам.
Таблица 1 - Контент-анализ понятия «компетенция»
№ п/п Источник Определение
1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - С. 294. Компетенции - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2 Байденко В.И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высш. образование в России. -2004. - № 11. - С. 10. Компетенция - это мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в его собственных действиях в определенных профессиональных и социально, значимых ситуациях, а квалификация - это мера образовательного успеха личности, представляющего в ее возможностях.
3 Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. -М., 2007. - С. 135. Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека на практике реализовывать свою компетентность.
4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня -2003. - № 5. - С. 40. Компетенции - это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также
3 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 38-39.
4 Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. ; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 5. - М. : Гуман. издат центр ВЛАДОС, 2007. - С. 349.
№ п/п Источник Определение
личностными ожиданиями.
5 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1999. С. 24. Компетенция - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.
6 Шишов С., Агапов А. Компетентностный подход к образованию // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 3. - С. 5. Компетенция - способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.
7 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов //www. Eiudos. ru/ news /compet-dis. htm, e- mail: info @ eidos. ru Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Анализ представленных выше работ показывает, что однозначного определения понятия «компетенция» нет. Контент-анализ нам дает возможность выделить признаки компетенции. К ним можно отнести следующие - специальные знания и умения, необходимые для продуктивной деятельности; способность и готовность личности к определенному виду деятельности.
Рассмотрим следующее, интересующее нас понятие - «компетентность». Проблеме раскрытию сущности компетентности также посвящено довольно много работ. Остановимся лишь на некоторых из них, наиболее значимых, с нашей точки зрения, для определения рассматриваемой проблемы.
Дж. Равен впервые глубоко и разносторонне исследовал компетентность в современном обществе, сопоставляя результаты, полученные в различных странах, слоях населения и различных профилей специальностей. Уникальность разработанной автором психологической модели компетентности заключается в определении системообразующего фактора - ценностно-мотивационной ориентации личности5 .
В отечественной литературе проблема «компетентности» представлена многочисленными научными работами (монографиями, диссертациями, статьями и пр.). Рассмотрим определение изучаемого понятия по некоторым работам. Проведем также контент-анализ понятия компетентность по ряду научных работ (таблица 2).
Таблица 2 - Контент-анализ понятия «компетентность»
№ п/п Источник Определение
1. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус. яз. - М., 1993. - С. 294. Компетентность (от лат. сompetens -соответствующий, способный) - глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также
5 Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация [Текст] / пер. с англ. - изд. 2-е, исправл. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
№ п/п Источник Определение
наличие соответствующих умений и навыков
2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., 2002. - С. 48. Компетентность- это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
3. Безрукова В.С. Педагогика: Учебник. - Екатеринбург, 1996. - С. 46. Компетентность - это владение знаниями и умениями, позволяющие высказывать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения
4. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. - СПб., 2002. - С. 95. Компетентность, являясь интегральным профессиональным качеством руководителя, сплавом его опыта, умений и навыков, может служить показателем как готовности к руководящей работе, так и способности принимать обоснованные управленческие решения.
5. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. -1996. - № 3. - С. 5. «Компетентность» альтернативна понятию «профессионализм», первое из них относится к технологической подготовке, второе - определяет содержание профессионального характера, компоненты которого включают «базисные квалификации».
Проведенный анализ позволяет нам, с одной стороны, выделить признаки компетентности и провести сравнение понятий «компетенция» и «компетентность».
Среди признаков компетентности мы выделяем следующие - способность человека работать в той или иной области, обладающего определенной системой знаний и умений, готовность человеку к профессиональной деятельности.
Сравнение понятий «компетенция» и «компетентность» показывает, что оба эти термина близки, так как происходят от однокоренных английских слов «competence» и «competency», но часто характеризуются различным осмыслением в русскоязычной версии; оба понятия шире, нежели просто знания, умения и навыки, так как включают:
- совокупность качеств личности, обладающую ценностно-мотивационными способностями;
- готовность преодолевать стереотипы в деятельности;
- гибкость мышления, самостоятельность и целеустремленность.
Понятие «компетенция» подразумевает объединение знаний, умений и навыков и определяющих способность человека к деятельности, а «компетентность» представляет интегративное качество личности, включающее когнитивный, практический и ценностный компоненты;
Понятие «компетентность» позволяет выделить сложную интегративную способность личности при решении профессиональных проблем на основе опыта и компетенций.
Решение проблемы формирования профессиональной компетентности медицинского работника предусматривает опору на анализ сложной и многообразной профессиональной деятельности специалиста. Выявлению психологической основы этой деятельности посвящены исследования А.П. Беловой, Т.А. Кавелиной, Л.А. Корчинского и др. Как показывают эти исследования, одной из важных составляющих является сестринский процесс - организация и оказание сестринской помощи во взаимодействии пациента и медицинской сестры. Профессиональные качества медицинской сестры определяют продуктивность ее деятельности.
И.С. Витенко определяет следующие профессионально важные качества медицинской сестры:
- моральные: сострадательность; доброжелательность; трудолюбие; оптимизм;
решительность;
- эстетические: аккуратность; опрятность; тяготение к праздничности;
- интеллектуальные: эрудированность, наблюдательность, логичность6.
На наш взгляд, автор в этом определении не учитывает важную составляющую профессиональной компетентности медицинской сестры - профессиональные знания и умения, без которых компетентность невозможна.
Ж.В. Комарова в профессиональной компетентности медицинского работника выделяет следующие составляющие: «1) профессиональные знания (согласно
государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, 2002 г.); профессиональная деятельность; профессионально важные качества личности7
Рассматривая профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена, Е.А. Бастракова выделяет несколько подструктур профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков специалиста-медика. Первая подструктура -профессиональные мотивы, интересы, убеждения - выражают отношение личности специалиста-медика к осуществляемой деятельности. Вторая подструктура - определяет индивидуальные свойства личности медика, в основе которых лежат психологические свойства личности (темперамент, характер, способности), определяющие поведение личности в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В подструктуре профессионально важных качеств автор выделяет как общие, базисные (трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, организованность и др.), так и специальные, определяемые особенностями конкретной профессии8.
Для нашего исследования важным является показатель профессионального становления медицинской сестры - ее психологическую готовность к профессиональной деятельности. Психологическую готовность Е.А. Бастракова определяет как «устойчивую характеристику личности, существенную предпосылку целенаправленной деятельности, которая позволяет личности выполнять свои профессиональные обязанности, используя при этом имеющийся опыт, знания, личностные качества, а также перестраивать свою деятельность в непредвиденных профессиональных ситуациях 9.
Ограничимся этими работами, которые, на наш взгляд, достаточно полно выделяют признаки профессиональной компетентности медицинской сестры.
Далее рассмотрим государственные образовательные стандарты в области «сестринского дела». Особенностью профессиональной подготовки медицинских сестер
6 Витенко, И.С. Основы общей и медицинской психологии [Текст] / И.С. Витенко [и др.] - Киев, 1984. - С. 101.
7 Комарова, Ж.В. Формирование профессионально важных качеств студента медицинского колледжа в процессе обучения математики [Текст] // Образование и наука. Известия Урал. отд. РАО, 2009. - № 4 (61). -С. 49.
8Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена (на примере медицинской сестры) [Текст] : дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - С. 50-52.
9 Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена (на примере медицинской сестры) [Текст]: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - С.61
сегодня является их подготовка по двум стандартам: традиционная подготовка и новая согласно компетентностного подхода. Компетентностный подход в настоящее время в образовании перешел со стадии теоретического осмысления в стадию практической реализации.
ГОС ВПО (2011 г.) по направлению подготовки «сестринское дело», когда выпускник получает квалификацию (степень) «бакалавр») пока еще находится в стадии практической реализации и требует глубоких научно-теоретических исследований.
Что касается среднего профессионального медицинского образования, то новые стандарты только углубляют и расширяют подготовку специалистов «сестринского дела» согласно компетентностному подходу и реализуются сегодня в практике работы средних профессиональных медицинских учреждений. Сравнение двух стандартов ГОС СПО по специальности «сестринское дело» (повышенный уровень среднего профессионального образования), принятый в 2004 году и ФГОС СПО по специальности «сестринское дело», принятый в 2009 году также углубленный уровень подготовки показывает, что с введением ФГОС расширилось название квалификации специалиста. В стандарте обозначен, кроме медицинской сестры, медицинский брат. Это явилось результатом того, что в практической сестринской деятельности наряду с женщинами давно работают и мужчины.
Если сравнить виды деятельности выпускников, то в ГОС они представлены в свернутом виде, в ФГОС они имеют более развернутую характеристику, но являются очень схожими.
Подготовка специалиста согласно ГОС определяется через формирования профессиональных знаний и умений студента. ФГОС конкретизирует и классифицирует их через общие компетенции, в которых, в основном, отражаются профессиональные знания; профессиональные компетенции через освоение профессиональных умений через соответствующие виды профессиональной деятельности.
Таким образом, ГОС и ФГОС определяет траекторию профессионального обучения студентов в средних учебных заведениях, вооружая студентов соответствующими знаниями и умениями.
Однако на «выходе» - по окончании учебного заведения специалист сестринского дела должен обладать определенной профессиональной компетентностью, т.е. профессиональная компетентность медицинской сестры является результатом ее профессиональной подготовки и также повышения ее профессионального уровня в процессе дополнительного образования и самоподготовки.
Концепция развития здравоохранения и Доктрина среднего медицинского образования РФ определили основную задачу профессионального образования -подготовку квалифицированного, компетентного специалиста сестринского дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, с высокой степенью адаптивности, готовностью к профессиональному росту, способного к самообразованию и самосовершенствованию.
В статье 2 «Этического кодекса медицинской сестры» подчеркивается, что основное условие сестринской деятельности - ее профессиональная компетентность. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента.
Н.Л. Нестерова на основе теоретико-методологического анализа конкретизировала содержание понятия «профессиональная компетентность медицинской сестры», как интегрального профессионально-личностного качества, включающего в себя совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональную
рефлексию, определяющего подготовленность студента к осуществлению профессиональной деятельности медицинской сестры. Ею определено и обоснованно значение сформированной профессиональной компетентности будущих медицинских сестер для их последующей профессиональной деятельности 10.
С.Г. Васильева в своей работе определяет профессиональную компетентность будущих медицинских сестер как совокупность инвариантных признаков:
- обладание основательными знаниями в области будущей профессиональной деятельности, некоторым опытом, индивидуальными способностями;
- воспитание осознанного стремления к самообразованию;
- способность эффективно действовать в пределах своей профессиональной (медицинской) компетенции;
- овладение современными медицинскими технологиями, позволяющими успешно выполнять профессиональные (медицинской) обязанности;
- овладение в достаточной степени принципами гуманности, уважения
11
человеческого достоинства пациентов, их моральной автономии, их прав .
В исследовании С.Г. Васильева построила «функциональную модель профессиональной компетентности студента - будущей медицинской сестры, состоящую из структуры деятельности (типы, виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи) и содержания профессиональной компетентности (квалификационная характеристика, профессиональная этика и деонтология, психологическая готовность к профессии), на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования12.
Исходя из приведенных выше рассуждений профессиональная компетентность медицинской сестры, по нашему мнению, представляет системообразующий фактор профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста, который обеспечивается синтезом профессиональных знаний и умений и определяет готовность его к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.
Другой не менее важный фактор профессиональной подготовки медицинских сестер является ее профессиональная мобильность.
Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) является объектом пристального внимания ученых различных областей - социологов, культурологов, психологов, педагогов и др. Мобильность как сложный социальный феномен находит свое проявление и оказывает существенное влияние на развитие и функционирование самых разных сфер общества -социальной, социальных институтов и индивидов, а также экономической, социокультурной и др.
Наиболее пристальное внимание современные исследователи социально-экономичес-ких процессов уделяют профессиональной мобильности, что вполне закономерно, учитывая сущностное изменение социальной стратификации в современном демократически ориентированном обществе, когда сословная структуризация во многом заменяется профессионально-статусной. Проблемы профессиональной мобильности в психолого-педагогической литературе находят освещение в работах Б.С. Гершунского, Л.В. Горюновой, Б.М. Игошева,
Д.В. Чернилевского и многих других.
Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как
10 Нестерова, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга [Текст] : дис. ... канд. псих. наук. - М., 2010. - С.15.
11 Васильева, О.В. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2008. - С. 85.
12 Там же. - С. 15.
способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Как отмечает Б.С. Гершунский, «ускорение научно-технического прогресса означает неизбежность многократной перестройки производства, повышения профессиональной мобильности рабочих и специалистов. Первоначальная общеобразовательная и профессиональная подготовка создает базу для последующего наращивания и обновления знаний, умений и навыков человека, развития его творческих способностей, но не может оставаться неизменной и достаточной на протяжении всего его трудового пути»13 .
Б.М. Игошев определяет «мобильность как качество личности, которое может проявляться только в деятельности, и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности» (мы разделяем эту точку зрения). Он выделяет «три самостоятельные составляющие профессиональной мобильности:
1) качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;
2) деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;
3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды» 14.
В изученных нами работах по профессиональной подготовке медицинских сестер специальных исследований, посвященных раскрытию понятия «профессиональная мобильность медицинской сестры» мы не встретили. Существуют только отдельные фрагменты, позволяющие ориентировать исследователя на раскрытие этого понятия.
В настоящее время профессиональное образование на реализацию модели опережа-ющего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько н а формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений».
Исходя из анализа приведенных выше работ и нашего практического опыта профессиональная мобильность медицинской сестры представляет интегральное динамическое качество специалиста, базирующееся на готовности его к профессиональной деятельности и определяющее адаптацию специалиста к новым условиям и видам деятельности, ответственность в принятии решений и способность к саморазвитию.
Таким образом, в понятии «профессиональная мобильность медицинской сестры» мы выделяем несколько важных составляющих. Первая связана с готовностью медицинской сестры к профессиональной деятельности, которая отражается в профессиональной компетентности специалиста. Чтобы быть мобильной, медицинская сестра должна уметь адаптироваться к новым условиям: медицинским, социальномедицинским учреждениям, органам управления, уметь использовать инновационные технологии и оборудование в профессиональной деятельности - это определяется ее адаптивностью. Мобильная медицинская сестра должна не только уметь адаптироваться к новым условиям, но и принимать ответственность за самостоятельное принятие тех или иных решений; это отражает ответственность как качество личности специалиста. Наконец, чтобы быть мобильной, медицинской сестре необходимо постоянно совершенствоваться, саморазвиваться и реализовываться как в профессиональной деятельности, так и профессиональном сообществе.
13 Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика [Текст] -М.: Флинта; Наука, 2003. - 768 с.
14 Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 240 с.
Библиографический список
1. Язык педагогики в контексте современного научного знания [Текст] : матер. Всерос. методол. конф.-семинара / гл. ред. В.В. Краевский; ред. А.А. Арламов, Р.В. Потчер. - Волгоград, Краснодар, М., 2008. - 284 с.
2. Байденко, В.И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] // Высш. образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-14.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 85 с.
4. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. ; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 5. - М. : Гуман. издат центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация [Текст] / пер. с англ. - Изд. 2-е, испр. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
6. Витенко, И.С. Основы общей и медицинской психологии [Текст] / И.С. Витенко [и др.] - Киев, 1984. - 176 с.
7. Комарова, Ж.В. Формирование профессионально важных качеств студента медицинского колледжа в процессе обучения математики [Текст] // Образование и наука. Известия Урал. отд. РАО. - 2009. - № 4 (61). - С. 48-55.
8. Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена (на примере медицинской сестры) [Текст] : дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - 205 с.
9. Нестерова, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга [Текст] : дис. ... канд. псих наук. - М., 2010. - 184 с.
10. Васильева, О.В. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2008. - 193 с.
11. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика [Текст] - М. : Флинта; Наука, 2003. - 768 с.
12. Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 240 с.