Научная статья на тему 'Диагностика общих компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело»'

Диагностика общих компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE MODEL / THE DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE / SHARED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

В статье рассматривается группа компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность медицинских сестер в общем социальном и профессиональном взаимодействии. Дан краткий обзор диагностических средств для оценки компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS MAJORING IN “NURSING”

The article if focused on the group of the competences that provide professional activity of nurses in general social and professional interaction. The author also presents a short review of diagnostic means for the assessment of competences.

Текст научной работы на тему «Диагностика общих компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело»»

Психология образования

Е.А. Петренко

Диагностика общих компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело»

В статье рассматривается группа компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность медицинских сестер в общем социальном и профессиональном взаимодействии. Дан краткий обзор диагностических средств для оценки компетенций.

Ключевые слова: компетентностью подход, компетентностная модель, диагностика профессиональных компетенций, общие компетенции.

Анализ публикаций по проблеме компетентностного подхода показывает, что единого его толкования нет. Компетентностный подход является методологией, обеспечивающей модернизацию всей системы непрерывного образования в соответствии с требованиями современного общества к качеству образования будущих специалистов как человеческого капитала, ресурса рынка труда. Компетентностный подход - это междисциплинарное направление, нацеленное на изучение компетентности как интегрального результата непрерывного образования человека, личности, субъекта профессиональной деятельности, и процесса формирования ее, обеспечивающего успешность в личностной, социальной, технологической сферах жизнедеятельности. В основном базовые формы профессиональных компетенций складываются в студенческом возрасте, т.к. именно в нем происходит становление личности молодого человека: раскрываются потенциальные его возможности, совершенствуется интеллект, трансформируется система ценностных ориентаций, формируются

новые социальные установки, развиваются профессиональные способности в связи с освоением профессии [4].

Нет и общепринятых определений основных конструктов - компетентностей и компетенций. Большинство исследователей сходятся во мнении, что должны иметь место оба термина. Так, И.А. Зимняя предлагает понимать компетентность как «актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную характеристику человека» [3]. В каждой группе компетентностей очерчен круг основных компетенций как некоторых внутренних, потенциальных, сокрытых психологических новообразований: знаний, представлений, программ действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека.

Сущностная характеристика компетентностной модели специалиста-выпускника отражена в работе коллектива авторов (Я.И. Кузьминов, Д.В. Пузанков, И.Б. Федоров, В.Д. Шадриков). По их мнению, модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности. Отмечается также, что конкретная модель по конкретной специальности будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением. Существенные различия будут наблюдаться и в моделях одного и того же специалиста, отнесенных к разным уровням образования [2].

Разработчики ФГОС ВПО третьего поколения за основу модели выпускника предлагают интегрированную классификацию компетенций, которая может считаться инвариантом и представляется приемлемой для всего «поля» подготавливаемых направлений и специальностей. Предложенная бинарная классификация делит компетенции на две группы: те, которые относятся к общим (ключевым), и те, которые можно назвать профессиональными (базовые и специальные). Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. данная бинарная классификация компетенций взята нами за основу разработки модели учащегося по специальности 060501 «Сестринское дело» среднего профессионального образования.

Следует иметь в виду также замечание некоторых авторов о том, что компетентностная модель специалиста не может в полной мере являться моделью выпускника, поскольку компетентность специалиста неразрыв-

Педагогика и психология

Психология образования

но связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Именно поэтому, рассматривая формирование компетенций будущего специалиста в системе вузовского образования, можно говорить лишь о готовности выпускника к социально-профессиональной деятельности, что должно найти отражение в компетентностной модели.

Учитывая предыдущий исследовательский опыт, замечания и рекомендации разработчиков компетентностного подхода, компетентностная модель выпускника понимается нами как научная основа результата и процесса вузовской подготовки, выраженная системным качеством -компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленной сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций.

Выяснено, что на сегодняшний день существуют теоретические модели специалистов, разработанные на основе исследования феноменологии педагогического труда, характерных особенностей деятельности и личности, профессионально-педагогической компетентности (Ю.С. Алферов, А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, В.И. Гинецинский, Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин, С.Б. Елканов, И.И. Ильясов, В.А. Кан-Калик, В.А. Кру-тецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман и мн. др.).

В настоящее время налицо расхождение между реальным и требуемым уровнем компетентности, отвечающим профессиональному статусу специалиста сферы образования, культурному уровню, стилю жизни. Квалификационная узкопрофессиональная модель специалиста-выпускника уже не соответствует требованиям к результатам подготовки кадрового медицинского потенциала в современных социально-экономических условиях жизни, что делает актуальной постановку проблемы разработки модели выпускника медицинского училища на основе требований компе-тентностного подхода.

Состав и содержание компетенций в структуре модели определены нами в соответствии с предложениями разработчиков компетентностно-го подхода; квалификационными требованиями к выпускникам по специальности «Сестринское дело», отраженными в ФГОС СПО, утвержденным 12.11.2009 приказом Министерством образования № 589 [6].

Общие компетенции (ключевые) являются ядром модели выпускника любого образовательного учреждения, т.к. проявляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии. С одной

стороны, они не являются профессионально обусловленными, т.е. этими компетенциями должны обладать все современные специалисты независимо от профессиональной области, т.к. дают возможность выпускникам быть востребованными на рынке труда, успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности. С другой стороны, общие компетенции профессионально значимы, поскольку они составляют основу, базу для профессиональных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться.

Общекультурная составляющая включает разнообразные культурные области, в которых происходит жизнедеятельность человека (академическая, оздоровительная, креативная и др.); ценности и традиции национальной культуры и действия по их сохранению; проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека; гуманное поведение и другое.

Компетентность как целостное личностное качество выпускника учебного заведения основывается на определенном уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных действий, таких как синтез, сравнение, систематизация, обобщение и др.; на общебиологическом свойстве опережения и вероятностного программирования действительности; на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией.

В рамках проведенного нами исследования не представляется возможным показать формирование всего состава компетенций выпускника медицинского училища. Для описания процесса их формирования выбрана группа компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность медицинских сестер в общем социальном и профессиональном взаимодействии. Выделенный ряд компетенций обозначен как компетенции социально-профессионального взаимодействия. Выбор указанного вида компетенций обусловлен рядом причин, важностью их как для социальной, так и профессиональной деятельности. для проводимого исследования нами были выбраны 7 общих компетенций из федерального стандарта СПО.

В связи с проблемой формирования компетенций студента возникает вопрос о способах ее измерения, как в целях мониторинга ее формирования, так и оценки итогового результата [5]. Поэтому следующий этап нашей работы заключается в подборе соответствующего диагностического средства к каждой компетенции. для исследования способностей и личностных качеств, необходимых для социально-профессионального взаимодействия, целесообразно использовать средства психологической диагностики (таблица 1) .

Педагогика и психология

Психология образования

Также для объективности нами были включены в диагностические средства профессиометрия (метод 360 градусов) и опрос кураторов (ранжированный экспертный опрос). Профессиометрия представляет из себя опрос, согласно которому куратор группы оценивает каждого студента по 21 показателю по представленной шкале. В экспертном опросе принимали участие преподаватель специальных дисциплин (хирург), преподаватель общепрофессиональных дисциплин (анатом) и заведующий отделением. Они оценивали каждого студента по следующим показателям: «Мотивация к будущей профессии», «Организованность собственной деятельности», «Ответственность за свои действия», «Умение общаться и взаимодействовать в группе», «Ответственность за других», «Стремление к саморазвитию в разных сферах», «Интерес ко всему новому (способность увлечься новой идеей)». Соответствие компетенций и параметров экспертного опроса представлено в таблице 2.

Таблица 1

Компетенции Психологическое качество Методики диагностики

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Тип профессиональных предпочтений Тест Холланда

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. Организованность Тест Ромека (шкала уверенности в себе)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Креативность Диагностика личностной креативности (Туник)

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Коллективизм, общительность Тест Ромека (шкала социальной смелости, шкала инициативы в социальных контактах)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Ответственность Методика «Шкала совестливости»

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. Стремление к самоактуализации Тест Мадди (адаптация Д. Леонтьева) на жизнестойкость

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. Г отовность к нововведениям (отсутствие ригидности) Тест Моудсли (ригидность + тревожность)

Таблица 2

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (список ОК: 7 из 14) Психо- логическое качество Параметр экспертного опроса

Медицинская сестра / Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке): Медицинская сестра / Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке): В обучении, поведении, общения студента в определенной степени проявляется:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Тип профессиональных предпочтений Мотивация к будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. Организован- ность Организованность собственной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Креативность Ответственность за свои действия

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Коллективизм, общительность Умение общаться и взаимодействовать в группе

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Ответствен- ность Ответственность за других

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Стремление к самоактуализации Стремление к саморазвитию в разных сферах

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Готовность к нововведениям (отсутствие ригидности) Интерес ко всему новому (способность увлечься новой идеей)

Педагогика и психология

Психология образования

Таким образом, нами был составлен примерный план диагностики базовых компетенций обучающихся по специальности «Сестринское дело», включающий в себя как батарею тестовых методик на каждую компетенцию, так и другие методы оценки: 360 градусов и экспертный опрос. В настоящее время проводится обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология».

2012. № 2. С. 52-60.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. М., 2004.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

4. Петренко Е.А. Взаимосвязь возрастных особенностей и компетенций в студенческом возрасте // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. 12-13 ноября 2012 г. / Под ред. А.А. Вербицкого. М., 2012. С. 273-275.

5. Пучкова Е.Б. Возможности метода аттитюда в измерении профессиональных компетенций студентов // Актуальные проблемы современной науки.

2013. № 2. С. 123-127.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., 2009.

7. Norris S.P. Synthesis of Research on Critical Thinking // Educational Leadership. 1985. V. 42. № 8. May. Р. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.