РАЗДЕЛ IX
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 371.0
Слесарев Юрий Васильевич
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), [email protected], Пенза
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Slessarev Yuri Vassilyevich
An associate professor of the «History and Law» Chair of Penza State Technological Academy, a corresponding member of the International Academy of Ecology and Personal and Social Safety, [email protected], Penza
THE ORGANIZATION OF THE QUALITY CONTROL OF SOCIAL COMPETENCE FORMATION OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION GRADE SYSTEM
Первостепенной задачей современного профессионального образования является достижение максимального соответствия выпускаемых вузами специалистов к качеству профессиональной подготовки с учетом возрастающих требований экономики. Для образовательной системы это означает смену образовательной парадигмы и переход профессионального образования на компетентностный подход.
Сущность компетентностного подхода можно определить как совокупность принципов профессионального образования, структуры содержания профессионального образования, организации учебно- воспитательного процесса. С этой точки зрения формирование и развитие профессиональной компетентности, разработка концепций компетентного подхода в профессиональном образовании рассматривается как достижение нового качества профессионального образования (В. И. Байденко, В. Н. Козлов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Ю. Г. Татур и др.) [1-8].
Определяя базис подготовки специалистов, можно предложить следующую теоретико-методологическую схему для отслеживания и контроля процесса формирования социальной, профессиональной компетенций специалистов (бакалавров, магистров), которых предстоит готовить в соот-
ветствии с современным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) 2008 г.
На первом этапе профессиональной подготовки необходимо проводить контроль входных компетенций у обучаемых с целью выработки траектории предметного обучения. В дальнейшем конкретная дисциплина разбивается на модули, состоящие из теоретических знаний, практических умений и навыков, проектных заданий. В каждом модуле формируются профессиональные компетенции, соответствующие отдельным темам и разделам курса, а также последовательно осуществляется профессиональная подготовка по предмету в целом. На каждом этапе проводится и проверка качества усвоения предмета, а также производится своевременная корректировка обучения. Для этого необходима разработка инновационной образовательной технологии, которая обеспечивает развитие и контроль уже приобретенных профессиональных компетенций, а также формирует общие компетенции личности в рамках изучения данной дисциплины.
В соответствии с тем же системным подходом определяется и обучающая среда для современных дисциплин. Например, при обучении графическим дисциплинам существуют такие компоненты обучающей среды: средство обучения, средство контроля, средство коммуникации, средство автоматизации процесса познания [1, с. 128-131]. В этом реализуется не столько обозначение результатов, сколько достижение ближних и тактических целей обучения. Если одной из основных стратегических целей является формирование общих и профессиональных компетенций, то они складываются именно в процессе освоения необходимых дисциплин, и действительно составляют критерии, по которым можно судить, сформирована ли основа для данных компетенций в результате получения определенных знаний. Именно в результате получения знания могут образоваться основания для компетенций. Дальнейшее их развитие происходит в процессе трудовой деятельности по избранной или родственной специальности.
Проведенные нами исследования показывают, что в профессиональной подготовке менеджера в рамках инновационной программы обучения следует уделять особое внимание работе со студентами первого и второго курсов. Используя тот факт, что в их представлениях об учебном процессе, в предстоящем накоплении опыта профессиональной деятельности есть рефлексия собственного опыта профессиональной и жизненной ситуации, заложенного в школе. Поэтому на начальном этапе в подготовке менеджера должна проводиться, и нами это доказано, специальная работа по развитию содержательных навыков выполнения учебных действий, в том числе по осознанию содержания усваиваемого материала и актуализации первичного профессионального опыта.
В многоуровневой системе высшего профессионального образования, первая ступень в подготовке менеджера включает в себя модули (блоки) общегуманитарных наук (отечественная история, философия, политология,
правоведение). Профессиональных учебных дисциплин (история экономических учений, введение в специальность, экономическая теория), вторая ступень - модули (блоки). Специальных дисциплин (банковское дело, теория бухгалтерского учета, коммерческое и трудовое право и др.) и модули (блоки) дисциплин специализации (управление персоналом, менеджмент, маркетинг и др.).
Каждый модуль (блок) учебных дисциплин включает в себя обязательно не только теоретические знания по той или иной экономической, управленческой специальности, но и практические умения с выходом на производственную управленческую практику.
Принципиальной особенностью современной организации учебного процесса является междисциплинарный подход, который позволяет минимизировать ряд организационно-методических недостатков, присущих традиционному предметному обучению. К ним можно отнести, прежде всего, морфологический анализ учебного материала, который является основой систематизации содержания обучения при предметном подходе. Каждая дисциплина в этом случае рассматривается как целостный обособленный объект познавательной деятельности. Конструирование содержания учебных предметов осуществляется преподавателями с учетом иерархии дидактических принципов, таких как принцип профессиональной направленности содержания, принцип научности, системности, принцип культуросообразности, и т. д. В значительной степени способ декомпозиции определяется предметным содержанием учебной дисциплины и выстраивается с разной степенью успешности в зависимости от квалификации преподавателей. Таким образом, при традиционном предметном подходе содержание образования составляет ряд автономных учебных дисциплин, связь между которыми носит дискретный характер, что отражается на качестве подготовки менеджеров.
Формирование модулей (блоков) осуществляется на основе анализа задач и функций, стоящих в подготовке менеджеров, а также междисциплинарных связей, взаимосвязей общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин. Мы утверждаем, что модули, как совокупность учебных предметов, целевым образом ориентируют на формирование системы профессиональных навыков и умений будущего менеджера в контексте социальной компетенции.
В процессе профессиональной подготовки специалистов (бакалавров, магистров) выявление уровней сформированности социальной компетенции студентов возможно с помощью диагностического теста, с учетом рекомендаций И. А. Зимней [2, с. 10-19; 3, с. 39-45], Э. Ф. Зеера [4, с. 9-10],
В. Н. Козлова [5, с. 116-120; 6] и других исследователей. При составлении теста учитывалось соответствие уровней социальной компетенции ее содержанию.
В тестировании принимали участие 52 студента первых, третьих и пятых курсов специальности «Менеджмент организации». Оценивание результатов теста происходило в соответствии со следующими критериями: да - 2 балла; нет - 0 баллов и включало следующие показатели: взаимодействие, сотрудничество с другими людьми; умение работать в команде; уверенность
в собственных возможностях; поведение в конфликте; умение понимать невербальное поведение окружающих; организовывать других, дружелюбие, толерантность, ответственность.
При расчете исходного уровня сформированности социальной компетенции студентов использовалась следующая формула: Кск=8М, 0<_Кск <_1, где Б - общее количество баллов за тест, N - максимально возможное количество баллов за тест.
Низкий уровень сформированности социальной компетенции находится в диапазоне 0<К <0,5; соответственно средний - 0,5<К <0,9; высокий
- 0,9<К <1.
7 — ск
Результаты тестирования представлены на рис. 1.
Низкий Средний Высокий
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рисунок 1 - Результаты определения уровня сформированности социальной компетенции студентов
Перед проведением опроса было разъяснено, что предложенная шкала относительна. При этом необходимо мысленно сравнивать себя с некоторым эталоном идеального студента и вести определение собственного уровня, какого либо элемента социальной компетенции. Для определения действительности социально - ориентированного компетентностного обучения и формирования социальной компетенции студентов в рамках дисциплин «Психология управления», «Управление персоналом», были разработаны уровни сформированности компонентов социальной компетенции, состоящие из 5 шкал (таблица 1).
Качественный показатель определялся по формуле:
К=^ х 3+^ х 2+^ х Ш0 х 6 х 100%,
Где N - общее количество студентов;
N - число студентов, достигших высокого уровня;
N - число студентов, достигших среднего уровня;
N - число студентов, достигших низкого уровня.
243
Уровни сформированности компонентов социальной компетенции
Компоненты компетенции Высокий Средний Низкий
1 2 3 4
Мотив ационно-деятель но стный (готовность к формированию социальной компетенции в деятельности и поведении, социальные умения и навыки) Внутренняя мотивация, направленная на данную специальность, понимание сущности и значимости личностно профессиональной деятельности, высокая организованность, целестремленность, настойчивость, креативность, способность к саморазвитию, стремление иметь и отстаиватьсвою точку зрения, принципиальность Внешняя мотивация, направленная на данную специальность, понимание сущности и значимости личностной и профессиональной деятельности, организованность, настойчивость Низкий уровень развития мотивации к данной профессии и виду деятельности, неорганизованность, отсутствие настойчивости в достижении цели, нежелание обучаться и узнавать новое
Когнитивный (социальное знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения) Обширный кругозор, глубокие социальнопсихологические знания, способность найти нужную информацию за ограниченный промежуток времени и добиться точных сведений, прояснить спорные моменты и расхождения путем постановки ряда конкретных вопросов. Умение выявлять связи и закономерности между ситуациями, выделять ключевые моменты в сложных явлениях и обстоятельствах, понимать невысказанное и недоговоренное, суть, скрытую за внешними проявлениями, глубинные проблемы других, точно интерпретировать смысл невербальных средств самовыражения Широкий кругозор, наблюдательность и любознательность, на протяжении ограниченного времени способен получить нужную информацию, пользуясь раз-нообразными источниками: СМИ, Интернет, общение с коллегами,сокурсниками. Способность прояснить сложные ситуации, дать ясное и логическое и объяснение, владеет социальнопсихологическими знаниями об особенностях поведения людей в социуме, слышит высказанные мысли, чувства,проблемы других людей; при ведении диалога учитывает невербальное поведе-ниепартнера Испытывает трудности при работе с информацией - не всегда эффективно использует легкодоступные источники. При решении проблем опирается на собственный опыт (без опоры на здравый смысл); низкий уровень социально-психологических знаний о поведении людей, не всегда способен расшифровать смысл невербальных средств самовыражения
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ...
244
Окончание таблицы
1 2 3 4
Поведенческий (социально-це-лесообразное поведение, опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях) Способность адаптироваться и эффективно работать в самых различных ситуациях с разными людьми и группами, принимать во внимание различные точки зрения, высокий уровень профессиональной корпоративности, контактности, коммуникабельности, толерантности, взаимопомощи в учебе и труде, готовность к сотрудничеству, взаимодействию с членами трудового коллектива, адаптация собственного мнения в соответствии с требованиями изменившейся ситуации, гуманность Адаптация тактики своих действий в соответствии с конкретной ситуацией или особенностями поведения того или иного человека, способность к компромиссу, пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место, способность к толерантности, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам Комфортность, проявляющаяся в принятии иной точки зрения и изменении собственного мнения, легкая приспособляемость к изменениям на работе; неумение взаимодействовать с другими людьми, низкий уровень контактности, взаимовыручки, нетерпимости к неопределенности, проявляющийся в стремлении следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки; отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления; однозначность восприятия, боязнь неожиданностей
Ценностно-смысловой (ценности, смысловое отношение к содержанию компетенции) Высокий уровень развития моральных и этических норм - справедливости, порядочности, честности, гуманности, отзывчивости, милосердия; во взаимодействии с окружающим миром «ориентация на дело и других людей», высокий уровень развития познавательных и профессиональных склонностей, интересов, установок, потребностей, притязаний, самооценивание, саморегуляция и самоактуализация Справедливость, порядочность, честность, гуманность, в взаимодействии с окружающим миром «ориентация на других людей», средний уровень развития познавательных и профессиональных склонностей, интересов, установок, потребностей, притязаний, положительный настрой на учебный и трудовой процессы Низкий уровень развития морально-этических норм; во взаимодействии с окружающим миром «ориентация на себя», недостаточный уровень развития познавательных и профессиональных склонностей, интересов, установок, потребностей, притязаний, нет стремления к повышению квалификации
Эмоционально-волевой (эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно реагировать в ситуациях социального и профессионального взаимодействия, социальное отношение и ответственность) Оптимистичность, уверенность в своих силах, возможностях, жизнерадостность, увлеченность, способность человека противостоять жизненным трудностям,оценивать реальную ситуацию, предвидеть позитивное решение, реальность в оценке событий, рассудительность, контроль эмоционального состояния, действий, высокий уровень ответственности за собственное поведение, слова, поступки, результаты деятельности, активность жизненной позиции, решительность, выдержка Вера в себя, собственные возможности, ответственное отношение к работе, слова не расходятся с делом, средний уровень контроля эмоций, ответственность, эмоциональная устойчивость Пессимизм, стеснительность, замкнутость, неуверенность в себе, своих способностях и возможностях, неумение поддержать разговор, скованность в общении, отсутствие самостоятельности, слабость воли, нерешительность; нежелание брать ответственность на себя, безразличие, индиферентность, пассивность, эмоциональная неустойчивость, инертность, беспокойство
Ю. В. Слесарев
При обработке данных находились средние арифметические показатели каждого компонента, и проводилось их сравнение до преподавания дисциплин «Психология управления», «Управление персоналом», спецкурса «Этика бизнеса и менеджмента» в рамках социально-ориентированного компетентност-ного обучения в формировании компонентов социальной компетенции и после него. Сравнение исходных и конечных результатов позволило с определенной степенью достоверности определить эффективность и динамику преподавания данных дисциплин (см. рис. 2). Из анализа данных рисунка видна положительная динамика сформированности компонентов социальной компетенции: мотивационно-деятельностный (+5%), когнитивный (+9%), поведенческий (+6%), ценностно-смысловой (+8%), эмоционально-волевой (+6%).
Компоненты социальной компетенции
М0ТИ1 ационно- Когнитивный Поведенческий Ценностно- Эмоциональнодеятельностный смыслоюй юлеюй
□ перед из учением СП ецку рс з Ш после мзуч е ни я спецкурса
Рисунок 2 - Сравнительная характеристика уровней сформированности компонентов социальной компетенции
Повышение качества обучения невозможно без вовлечения всего профессорско-преподавательского состава в этот процесс и заинтересованности сотрудников в более глубоких знаниях у студентов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) социальная компетентность - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способность выполнения профессиональной деятельности. Исходя из этого, выпускник и успешный менеджер (специалист, бакалавр, магистр), должен обладать следующими социальными компетенциями (СК) отраженных в таблице 2.
Об эффективности контроля спроектированной и реализованной системы формирования социальной компетенции будущих менеджеров (специалистов, бакалавров, магистров) можно судить по ряду сравнительных показателей деятельности коллектива учебного заведения. Сохранности контингента обучаемых, качественных показателях при текущей аттестации вуза и защиты
выпускниками дипломных проектов, продвижении выпускников по карьерной лестнице, отзывов студентов, их родителей, работодателей об уровне знаний будущих специалистов.
Таблица 2 - Социальные компетенции
Социальные компетенции (СК) Социальная компетентность
Понимание знания гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации (СК-1). Готовность принимать на себя нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу, природе.
Готовность к работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами (СК-2). Способность находить организационные и управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них нравственную, психологическую и профессиональную ответственность.
Использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе (СК-3). Соблюдать правила социального поведения в обществе, профессиональной деятельности в соответствии с нормами права и нравственности.
Понимать и использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (СК-4). Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
Готовность собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (СК-5). Способность аккумулировать нравственные, социальные, научные и профессиональные критерии использовать их в решении социальных и профессиональных проблем.
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СК-6). Способность к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её оптимального достижения.
Умение изложить суть проекта, представить схему решения (СК-7). Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Уважительное отношение к историческому наследию и культурны традициям (СК-8). Способность к толерантностному восприятию социальных и культурных различий в социальной и производственной сфере.
Готовность к социальной, гуманитарной и культурной адаптации для решения профессиональных задач (СК-9). Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки в соответствии с нравственными и социальными потребностями общества.
Готовность к овладению профессии, понимание роли профессии в обществе (СК-10). Способность осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (СК-11). Способность применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Библиографический список
1. Ташкинов, А. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационной технологии обучения [Текст] / А. Ташкинов, В. Лалетин, Н. Столбова // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 128-131.
2. Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). - Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- С. 10-19.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. (Из: Маруев, А. С. Статическая и динамическая модели компетенции специалиста. - Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании. - Проблемы качества образования. Компетентност-ный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. // Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 39-45).
4. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 4. - С. 9-10.
5. Козлов, В. Н. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы [Текст] / В. Н. Козлов и др. - С.-Петербург. Из-во Политехи. ун-та, 2009. -
С.116-120.
6. Козлов, В. Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений [Текст]
/ В. Н. Козлов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2010. - 176 с.
7. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование а России.
- 2004. - № 11. - (Из: Мартынюк, О. Н., Панькова, С. В., Соловьева, И. О. О модели специалиста в области образования. - Проблемы качества образования. Ком-петентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. // Материалы XV Всерос. научно-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 69-78).
8. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. (Из: Мартынюк, О. И., Медведева, И. Н., Ланькова, С. В., Соловьева, И. О. О модели
специалиста в области образования. - Проблемы качества образования. Компе-тентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. II Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 69-78.).
9. Слесарев, Ю. В. Слагаемые нравственного компонента в профессиональной подготовке специалиста-менеджера [Текст] I Ю. В. Слесарев II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С. 195-208.
10. Слесарев, Ю. В. Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалистов-менеджеров [Текст] I Ю. В. Слесарев II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 6. - С. 323-331.
11. Слесарев, Ю. В. Сравнительный анализ общих, федеральных, социальных компетенций и компетентностей: структура и содержание [Текст] I Ю. В. Слесарев II Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 251-265.
12. Слесарев, Ю. В. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров [Текст]
I Ю. В. Слесарев, В. Б. Моисеев II Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 12.- С. 265-275.
УДК 65.95
Лихашерстная Юлия Олеговна
Начальник учебно-методического отдела, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, [email protected], Набережные Челны
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Likasherstnaja Julija Olegovna
Head of Educative-Methodological department, Of Naberezhnye Chelny Commercial and Technological Institute, [email protected], Naberezhnye Chelny
MONITORING OF SOCIAL ORDER FOR EDUCATIONAL SERVICES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Дмитрием Медведевым, названо совершенствование учительского корпуса. В рамках данного документа подчеркивается, что одним из стимулов способствующих совер-