УДК 378.033 ББК Ч448.027
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Т.В. Борисова, С.В. Гертнер
Изменение высшего профессионального образования на компетентностной основе предполагает в качестве результата обучения рассматривать развитие компетенций студентов, которые определяются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Отмечена необходимость общекультурной подготовки, которая ориентирует будущего специалиста на общечеловеческие ценности, позволяет на их основе понимать ситуацию и решать проблемы в различных сферах деятельности, осуществлять личностное и профессиональное саморазвитие. Актуализация проблемы общекультурной подготовки свидетельствует о необходимости формирования общекультурной компетенции в подготовке будущих специалистов. Использованы методы: анализа теоретических и практических предпосылок исследования; диалектического синтеза понятия «формирование общекультурной компетенции»; анализа нормативно-правовых документов в сфере высшего образования. Постановка целей и задач формирования общекультурной компетенции охарактеризовано на примере компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности» при освоении дисциплины «Экология». Разработан паспорт общекультурной компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности». Научная новизна материалов статьи заключается в обосновании нового знания о необходимости формирования общекультурной компетенции в подготовке будущих специалистов, способствующей решению личностно значимых и профессиональных задач. Теоретическая значимость материалов статьи заключается в расширении научных представлений о формировании общекультурной компетентности студента в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: компетентностный подход, студенты, общекультурные компетенции, паспорт компетенции.
Особенность нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее ООП ВПО, ООП) состоит в реализации идей компетент-ностного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»).
В числе центральных задач в области проектирования компетентностно-ориентиро-ванных вузовских ООП находится обеспечение системной «увязки» требований к результатам ее освоения и содержания образования, обеспечивающего достижение этих требований [1].
Отмечая необходимость общекультурной подготовки, которая ориентирует будущего специалиста на общечеловеческие ценности,
позволяет на их основе понимать ситуацию и решать проблемы в различных сферах деятельности, осуществлять личностное и профессиональное саморазвитие, где особое внимание уделяется развитию в образовательном процессе общекультурных компетенций [7].
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2, 3].
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции -это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осозна-
вать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и куль-турно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения научной картины мира [6, 10].
3. Учебно-познавательные компетенции -это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной ги-
гиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Компетенции предлагается разграничивать по сферам, но при этом в каждой из структур обязательно должна быть представлена компетентность, охватывающая сферу самостоятельной познавательной деятельности и общественных норм, связанных с ней [4, 9].
Паспорт компетенции - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы. В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы).
В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций [8].
Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).
В процессе разработки содержания учебной программы по предмету «Экология» для студентов 1-го курса направления подготовки «Менеджмент» в контексте компетентностно-го подхода мы обращали внимание на то, что на смену императивному обучению приходит обучение, обеспечивающее научение. Такая постановка вопроса выводит на ключевые компетенции, которые, по мнению И.А. Зимней, в широком понимании являются «социальными по своей сути и востребованности» [5]. Данная дисциплина относится к блоку дисциплин профиля «Б.2 Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть», что означает формирование в процессе обучения у студента общекультурных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в профессиональной деятельности.
В работе мы ориентировались на формирование у студентов общекультурной компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессио-
Борисова Т.В., Гертнер С.В.
Цели и задачи формирования общекультурной компетенции для подготовки будущих специалистов...
нальной деятельности» при освоении дисциплины «Экология».
Целью рабочей программы дисциплины «Экология» является: обеспечить современный уровень экологических знаний: о природе как едином целом, положении человека в системе природы, его особенностей как биологического и социального существа и его взаимоотношения с окружающей средой для последующего применения в профессиональной деятельности.
Основными задачами являются: формирование у студентов активной жизненной позиции, повышение уровня экологической гра-
мотности и экологической культуры будущего специалиста.
Формирование общекультурной компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности» необходимо для понимания тенденций развития теории и практики современного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью, задачами и уровнем предъявления содержания образования в процессе обучения перечень примерных умений студентов включает в себя компетенция (см. таблицу).
Перечень примерных умений студентов
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
Пороговый Знает основные понятия и категории экологии, закономерности развития природы; основные нормативные правовые документы экологического законодательства Имеет представление о предмете, структуре, содержании и методах экологии. Знает уровни организации живой природы и основные структурные разделы экологии. Понимает междисциплинарный характер экологии, а также глобализацию экологии и ее значение для будущего человечества
Умеет применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экологии в профессиональной деятельности Самостоятельно выделяет структуру эндо-, аут-, дем-, синэкологии, ландшафтной экологии (географической), глобальной экологии
Продвинутый Знает основные понятия и категории экологии, закономерности развития природы; основные нормативные правовые документы экологического законодательства Характеризует экологической системы; ее структуру и биологическую продуктивность; роль в ней человека. Анализирует основные законы экологии: лимитирующие факторы, закон оптимума, правило ограничивающих факторов, закон толерантности как основа экологического нормирования, закон минимума. Выявляет общие закономерности действия экологических факторов. Понимает роль фундаментальных законов экологии в поддержании устойчивости биосферы
Умеет применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экологии в профессиональной деятельности Определять единство всех законов природы как для живой, так и неживой материи, применять основные законы экологии в профессиональной деятельности
Высокий Знает основные понятия и категории экологии, закономерности развития природы; основные нормативные правовые документы экологического законодательства Определяет структуру природоохранного законодательства. Проводит оценку гражданско-правовой и профессиональной ответственности за загрязнение окружающей среды вследствие нарушения норм техногенной безопасности
Умеет применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экологии в профессиональной деятельности Применяет основные экологические нормативы в своей профессиональной деятельности; осуществляет мероприятия по охране природы; оценивает с экологической точки зрения различные аспекты своей профессиональной деятельности
Владеет навыками целостного подхода к анализу проблем общества Владеет навыками применения экологических знаний при анализе проблем общества
Освоив предлагаемую компетенцию, студенты смогут применять подобный результат образования в абсолютно любых сферах деятельности. Современные знания, умения и навыки превращаются не столько в самоцель, сколько в средство достижения гораздо большего - компетенций. Термин в этом случае понимается, как способность использовать усвоенные знания в реальной действительности и умении строить правильные алгоритмы действий, направленные на решение повседневных задач.
Литература
1. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенции: метод. рек. для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева. - М. : Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов: Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. школы, 2010. - 52 с.
2. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. -197 с.
3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 508 с.
4. Ежова, Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Ежова. - Оренбург, 2003. - 185 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -С. 25.
6. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза /Е.В. Леонова // Высш. образование в России. - 2010. - № 2. - С. 124-131.
7. Смирнова, Е.И. Развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза в физкультурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Смирнова. - Омск, 2012. - 22 с.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения. Педагогическое образование 2010 г. -www.edu.ru.
9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентиро-ванной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. -С. 58-64.
10. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М. : Науч.-внедренч. предприятие «ИНЭК», 2007. -С. 12-20.
Борисова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), 1а1уапа_Ь1979@ mail.ru.
Гертнер Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), ка1а8Ьшкоуа2295 @тай.ги.
Поступила в редакцию 29 ноября 2014 г.
Борисова Т.В., Гертнер С.В.
Цели и задачи формирования общекультурной компетенции для подготовки будущих специалистов...
Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2015, vol. 7, no. 1, pp. 57-62
AIMS AND TASKS OF GENERAL CULTURAL COMPETENCY FORMING IN TEACHING ECOLOGY FOR FUTURE MANAGERS
T.V. Borisova, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk, Russian Federation, tatyana_b19 [email protected],
S.V. Gertner, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Higher education based on competence approach assumes the result of training as the ability to apply knowledge, skills and personal qualities in professional activity in a certain area. The paper underlines the importance of general cultural training that focuses future specialist on universal values, allows to understand a situation and to solve problems in various fields of activity, to develop personally and professionally. The paper is aimed to highlight the problem of general cultural competency forming. The methods used are: analysis of the literature on the topic of the research, dialectic synthesis of the concept "formation of general cultural competency"; the analysis of educational standards and legal documents in the sphere of higher education. Goals and objectives setting of general cultural competency forming is exemplified by the competence "knowledge and understanding of the laws of nature, society and mind development and the ability to handle this knowledge in professional activity". The detailed description of general cultural competency "knowledge and understanding of the laws of nature, society and mind development and the ability to handle this knowledge in professional activity" was given. Justification of the need to form general cultural competency of future specialists that stimulates the solving of personally significant and professional tasks makes the novelty of the research. Theoretical value of the paper is the improved knowledge of scientific ideas about the formation of general cultural competency.
Keywords: competence-based approach, students, general cultural competency.
References
1. Azarova R.N. Razrabotkapasporta kompetentsii [Development of the Passport of Competence]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., Koordinatsionnyy sovet uchebno-metodicheskikh ob"edineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshey shkoly Publ., 2010. 52 p.
2. Belitskaya G.E. Sotsial'naya kompetentsiya lichnosti [Social Competence of the Personality]. Moscow, Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve Publ., 1995. 197 p.
3. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI [Education Philosophy for XXI]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2002. 508 p.
4. Ezhova T.V. Formirovanie obshchekul'turnoy kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom prot-sesse vuza. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Common Cultural Competence of Students of Educational Process of Higher Education Institution. Cand. Sci. Diss.]. Orenburg, 2003. 185 p.
5. Leonova E.V. [Formation of Common Cultural Competences at Students of Technical College]. Higher Education in Russia, 2010. no. 2, pp. 124-131. (in Russ.)
6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostno-go podkhoda v obrazovanii [Key Competence as a Productive and Target Basis of Competence-Based Approach in Education]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 25 p.
7. Smirnova E.I. Razvitie obshchekul'turnykh kompetentsiy studentovpedagogicheskogo vuza v fiz-kul'turnoy deyatel'nosti. Avtoref. kand. diss. [Development of Common Cultural Competences of Students of Pedagogical Higher Education Institution of Sports Activity. Abstract of Cand. Diss.]. Omsk, 2012.22 p.
8. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya novogo pokoleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal State Educational Standards of Higher Education of New Generation. Pedagogical Education]. Available at: www.edu.ru (accessed 5.10.2014).
9. Khutorskoy A.V. [Key Competences as a Component of Personality-Oriented Paradigm of Education]. Education, 2003, no. 2, pp. 58-64. (in Russ.)
10. Khutorskoy A.V. [Definition of the All-Subject Contents and Key Competences as Characteristic of New Approach to Designing of Educational Standards]. Kompetentsii v obrazovanii: Opytproektiro-vanija: sb. nauch. tr. [Competences of Education: Experience of Projection: Collected Papers]. Moscow, INEK Publ., 2007, pp. 12-20. (in Russ.)
Received 29 November 2014